62333

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников – страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В заседании суда участвуют следующие лица роли распределяются заранее по желанию учащихся и в соответствии с возможностями исполнения: Судья преподаватель Обвинитель с помощниками 23 студента Адвокат с помощниками 23 студента Родион Раскольников студент Алена Ивановна студентка...

Русский

2014-06-09

34.59 KB

6 чел.

Тема открытого урока: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников – страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?

Цели урока:

  1. Образовательная: Закрепить знания учащихся по творчеству Достоевского; подчеркнуть, что наказание преступник несёт в самом себе, помочь уч-ся разобраться в мыслях, впечатлениях, мнениях, оценках, которые накопились в работе над романом «Преступление и наказание».
  2. Воспитательная: Воспитание чувства сострадания, сопереживания унижением, осуждение человека, пытавшегося переступить предел дозволенного, нравственно возможного ради утверждения своей человеческой личности.
  3. Развивающая: Формирование умений давать характеристику действующим лицам, оценивать их поступки, подтверждать свои слова материалом из текста, проводить аналогии с современностью, давать сравнения.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: нестандартная (импровизация в виде судебного заседания).

В заседании суда участвуют следующие лица (роли распределяются заранее, по желанию учащихся и в соответствии с возможностями исполнения):

Судья - преподаватель

Обвинитель с помощниками (2-3 студента)

Адвокат с помощниками (2-3 студента)

Родион Раскольников (студент)

Алена Ивановна (студентка)

Лизавета Ивановна (студентка)

Соня Мармеладова (студентка)

Дуня Раскольникова (студентка)

Раскольникова Пульхерия Александровна (студентка)

Мармеладов Семен Захарович (студент)

Порфирий Петрович (студент)

Разумихин (студент)

Николай (студент)

Дворник(студент)

Достоевский А.Ф.(студент)

Межпредметные связи: история, право.

Оснащение урока:

  1. Плакат: «Тварь ли я дрожащая или право имею».
  2. Портрет Достоевского Ф.М..
  3. Иллюстрации к тексту.
  4. Божья заповедь: «Не убий!».
  5. Судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей, столики для защитника и обвинителя.

Ход урока:

Выступление преподавателя:

Достоевский сказал однажды, что произведения Гоголя «давят ум глубочайшими непосильными вопросами, вызывают в русском уме самые беспокойные мысли». Но, пожалуй, с еще большим правом мы можем отнести эти слова к романам, повестям, публицистике самого Достоевского. Самые главные, самые трудные – непосильные – вопросы поднимает он в своем творчестве.

И один из таких вопросов он ставит перед читателями в романе «Преступление и наказание», которой звучит из уст главного героя Раскольникова: «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Сегодня мы с вами должны ответить на этот вопрос, а также сделать вывод: кто Раскольников – страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? Итак, мы с вами начинаем урок-суд над главным героем романа «Преступление и наказание».

Секретарь: Встать, суд идет! (Судья и все действующие лица занимают места) .

Слушается дело Родиона Раскольникова по обвинению в совершении преступления – убийства Алены Ивановны, ее сводной сестры Лизаветы Ивановны, а также последовавшие за этим ряд косвенных преступлений: смерть неродившегося ребенка Елизаветы Ивановны, смерть матери Раскольникова, неперенесшей злодеяний, совершённых её любимым сыном, а также страдания невинного человека маляра – Николая.

Судья: Господа обвинители, защита, присяжные, мы начинаем слушание дела. Прошу вас всех быть объективными, корректными по отношению к обвиняемому, свидетелям и друг другу. Предоставляем слово подсудимому Раскольникову Родиону Романовичу. Что вы расскажите о себе?

Раскольников: Я, Раскольников Родион Романович, бывший студент Петербургского университета, совершил преступление, за которым последовало ещё две смерти. Но меня довели до этого обстоятельства, в которых я оказался:

  1. во-первых, моё нищенское существование;
  2. во-вторых, тяжёлое положение матери и сестры;
  3. в-третьих, я хотел помочь бедным людям, оказавшимся в таком же состоянии, как и я.

Вы себе не представляете, как чувствует себя человек, который кругом должен, особенно перед хозяйкой, перед которой я испытывал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился, и оно меня охватывало всякий раз, когда я выходил на улицу, так как на лицах прохожих видел отвращение, насмешку или сострадание, унижавшие меня, хотя к ним я не испытывал никаких отрицательных чувств: мне было всё равно, какое впечатление производили мои лохмотья на уличную публику. Я был равнодушен! Во мне достаточно накопилось призрения к тем, кто, по моему мнению, заслужил этого.

Судья: Господин прокурор, какие вопросы возникли у Вас к подсудимому.

Обвинитель: (высказывает своё мнение о Раскольникове, задаёт вопросы, вызывает свидетелей).

Я прошу пригласить свидетеля Алёну Ивановну. (Входит старуха – процентщица.) Расскажите о себе.

Алёна Ивановна: Я, Алена Ивановна, мещанка, жила на проценты с вещей, скупленных у горожан. Так как я уже довольно не молода, поэтому живу со своей сводной сестрой, которую приходилось кормить, а для этого необходимы деньги.

Судья: Расскажите, что происходило в вашем доме в последний приход Раскольникова?

Алёна Ивановна: Я старая женщина, мне уже тяжело ходить, поэтому практически я никуда не выхожу из своей каморки.

Так и в этот день…

Прилегла на кровать. Вдруг послышался звук колокольчика, шорох и какое-то бормотание за дверью. Чуть-чуть приотворила дверь, только чтобы разглядеть, кто же там пришел. Впрочем, люди, приходившие ко мне, так обычно и вели себя. И тут я почувствовала, что посетитель резко потянул дверь на себя, но я не выпустила ручку замка, стала поперек двери, чтобы молодой человек не мог пройти, но неожиданно он пошел прямо на меня. Я испугалась и отскочила. Это и было роковой ошибкой с моей стороны.

Я почувствовала что-то необычное в его поведении, посмотрела на него с насмешкой. Он сильно побледнел, руки дрожали (тут бы мне не так беспечно отнестись к этому моменту), но он успокоил меня тем, что у него лихорадка и протянул мне сверток. Чтобы лучше разглядеть, что в свертке, я подошла к окну и стала разворачивать (накрутил - то он много бумаги и ниток). Я долго пыталась развязать все это. Так как я стояла спиной к Раскольникову, то не видела, что он делает за мной. Я только произнесла: «Да что же он тут навертел?» - как почувствовала удар и все…

Обвинитель (ехидно): Ваша жадность не имела границ. Почему вы даже после своей смерти решили передать все деньги в монастырь, а не своей сестре? Ведь некоторую часть из них заработала Елизавета Ивановна.

Алена Ивановна: Ну, знаете ли, во-первых, деньги портят человека; во-вторых, ведь деньги пошли бы на благие цели, в богоугодное заведение, служителям монастыря, то есть Богу. Я очень набожная женщина.

Обвинитель (язвительно): Да уж очень набожна, нарушала не одну из заповедей Бога: постоянно обижала людей, грабила. Вот он и наказал вас.

Судья: Какие вопросы есть к свидетелю. (Действующие лица задают вопросы)

Прокурор: Прошу пригласить сводную сестру процентщицы Лизавету Ивановну.

Судья: Приглашается свидетель Лизавета Ивановна.

Лизавета Ивановна: Я, Лизавета Ивановна, мещанка по происхождению, сводная сестра Алены Ивановны. Так как сестра преклонного возраста, мне приходилось выполнять всю домашнюю работу и, чтобы не быть в тягость сестре, я нанималась на работу к другим людям. Все заработанное отдавала ей.

Я совсем немного знала Родиона Романовича, и никак даже не могла предположить, что он способен на такое.

За день до убийства меня пригласил в гости один мещанин. Он продавал вещи, а так как на рынке продавать невыгодно, то он обратился ко мне. Я должна была быть у него в седьмом часу. Не говоря ничего сестре, я отправилась на встречу, Алена осталась одна. Я не очень долго отсутствовала. Поднявшись на четвертый этаж, я заметила приоткрытую дверь, что было достаточно неожиданно для меня. Мне бы уйти, сообразить, что такого никогда не могло быть. Но я была настолько ошарашена, что ноги сами понесли в квартиру. Войдя в комнату, я пришла в шоковое состояние, вскрикнула от неожиданности: на полу вся в крови лежала сестра. Из другой комнаты появился Раскольников с топором в руке. Я задрожала как лист и не успела принять никаких мер по защите, как он ударил меня топором. Больше я ничего не могу вам рассказать.

Судья: Есть ли вопросы к свидетелю? (Действующие лица задают вопросы).

Обвинитель: Почему Вы, молодая женщина, работали у сестры, находясь при этом в униженном положении.

Лизавета Ивановна: У меня не было жилья и денег на его приобретение тоже не было, поэтому мне и пришлось жить у сестры.

Судья: Господин защитник, что вы можете сказать о своем подзащитном?

Адвокат: Господин судья, уважаемые присяжные. Я слышал столько нелестного в адрес моего клиента и хочу обратить внимание уважаемого суда на некоторые положительные черты Раскольникова.

Он гуманист, так как обвиняя мир в жестокости, он прежде всего говорит о детях. В первом разговоре, с Соней Мармеладовой звучит часто вопрос: «а дети?.. А дети-то? Куда же вы тогда возьмёте их? А там он упадёт, в часть свезут, в больницу, умрёт, а дети…Та (то есть Екатерина Ивановна)…, она не в уме и чахоточная, умрёт скоро, а дети?»

В этой любви к детям мы можем ощутить истинный характер Раскольникова.

Сильно подействовала на него встреча с Екатериной Ивановной и её детьми. Господин Раскольников, вспомните этот момент.

Раскольников: Когда я вошёл в комнату Мармеладовых, то увидел детей. «Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван. Мальчик, годом старше ее, весь дрожал в углу и плакал. Его вероятно, только что прибили. Старшая девочка, лет девяти, высоконькая и тоненькая, как спичка, в одной худенькой и разодранной всюду рубашке и в накинутом на голые плечи бурнусике, стояла в углу возле маленького братика, обхватив его шею, своею длинною как спичка рукой, сдерживала, чтобы он опять не захныкал, и в тоже время следила за матерью своими большими – большими глазами.»

Когда Катерина Ивановна стала кричать, то «ребенок проснулся и заплакал, а мальчик задрожал, закричал и бросился к сестре в страшном испуге, почти в припадке. А старшая девочка дрожала, как лист».

Мне стало жаль детей и я оставил копейки, которых у меня было не так уж много.

Адвокат: Вот видите, господа, насколько Раскольников добр.

Обвинитель: (язвительно)Очень добрый, что тут же пожалел о совершенном поступке и стал еще более мрачным и злобным, пустился в рассуждение о подлости человеческой, припомните эти мысли, обвиняемый.

Раскольников: Конечно, увиденная мною картина, еще раз заставила меня задуматься и еще больше увериться в том, что нет никаких преград к совершению убийства. Ведь, если «подлец человек», то он заслуживает и свою подлую участь. Возникает идея исконной греховности человека и всего рода человеческого. Отсюда – представление о неизбежности людских страданий, которые не искупают греха, поэтому нельзя считать и человечества, состоящее из вырастающих детей. И уж ни в коей мере нельзя говорить о доброте.

Обвинитель: Вот видите, какое отношение Раскольникова к человечеству?

Адвокат: И все же я с вами не согласен, так как считаю, что мой клиент совершил такое преступление из любви к своим близким. Раскольников, что Вы можете сказать об отношении к своей матери и сестре?

Раскольников: Моя мать и сестра очень любили меня, и я им отвечал взаимностью. Я не мог допустить, чтобы мои родные испытывали унижения, особенно сестра, которая ради меня собиралась выйти замуж за Лужина, человека недостойного моей сестры, и быть у него рабыней, а я знал, что она очень гордая и скорее пошла бы в негры, к плантатору.

Я должен был что-то сделать ради нее, чтобы не допустить торговли сестры своей свободой, спокойствием, даже совестью, как Соня своим телом. Я не мог быть идолом, молохом, который принимает в жертву жизнь других.

Адвокат: Разве это не подтверждает то, что подсудимый не бездушный человек. А вспомните, как он пожалел девочку на бульваре. (Сам зачитывает.) «Он бросился защищать ее от жирного франта, несмотря на то, что тот был и сильнее, и крупнее его в два раза и легко мог справиться с нашим героем, а затем Родион пошарил в кармане и вытащил двадцать копеек (нашлись – такие) и отдал извозчику, чтобы ее увезли домой.

Обвинитель: «Герой»! Отдал двадцать копеек, а потом пожалел об этом.

Адвокат: Но ему тут же стало тяжело, он хотел бы совсем забыться, все забыть, потом проснуться и начать все сызнова и вслух заговорил о будущей судьбе девочки, вспомнив свою сестру и представив ее на месте этого ребенка. Я считаю, что Раскольников не виновен. И для подтверждения моих слов прошу пригласить сестру Раскольникова, Евдокию Романовну.

Судья: Приглашается Евдокия Романова Раскольникова.

Дунечка: Меня зовут Евдокия Романовна Раскольникова. Кто, как ни я, знает Родиона лучше, ведь это мой брат, который вырос вместе со мной. С детства он был добрым, отзывчивым, любящим человеком. Он учился в Петербурге, и я старалась ему помочь в учебе деньгами, но это были лишь крохи.

Когда мы приехали с матерью в Петербург, то, увидев его, были сильно поражены, так он сильно изменился. Когда он нас увидел, он упал в обморок. В последующие дни Родя нас сторонился. Мы не понимали, что случилось с ним.

Узнав от Свидригайлова, что убийство совершил брат, я пришла в ужас, хотелось помочь ему, подсказать, но он уже сам решил признаться во всем и между нами произошел следующий разговор:

- Я сейчас иду предавать себя…Ты сможешь мне протянуть руку? –спросил он.

- И ты сомневался в этом? – ответила я. - Разве ты идучи на страдания, не смываешь уже вполовину свое преступление?

- Преступление? Какое преступление? – вскричал он вдруг в каком-то внезапном бешенстве, - то, что я убил гадкую, зловредную вошь, которую убить сорок грехов простят, которая из бедных сок высасывала, и это-то преступление? Не думаю я о нем, и смывать его не думаю…просто от низости и бездарности моей решаюсь. Кровь все проливают, она льется, и лилась на свете, как водопад, как шампанское, за нее венчают в Капитолии и называют потом благодетелем человечества. Я хотел добра людям и сделал бы сотни, тысячи добрых дел в место одной этой глупости. Этой глупостью я хотел себя поставить в независимое положение, достичь средств и все загладить неизмеримою пользой. Я не выдержал и первого шага, потому что я - подлец!

И после этого разговора он идет признаваться.

Судья: Какие вопросы будут к свидетелю?

Обвинитель: Евдокия Романовна, а Вы могли бы убить человека?

Дуня: Да. Это произошло, когда Свидригайлов пытался домогаться меня. Я вынула из кармана револьвер, взвила курок и держала его наготове. И когда я почувствовала, что он уже решился на это, я выстрелила. Пуля скользнула по его волосам и ударилась сзади в стенку. Но его это не остановило, он повторил попытку, я опять выстрелила, но револьвер дал осечку.

Я защищала свою честь. Мне кажется, что каждая уважающая себя девушка поступила бы так же!

Обвинитель: Ну и семейка! Один убивает, чтобы теорию проверить, а другая – честь защищает. Да, кстати, господин судья, у меня вопрос к Раскольникову. Расскажите, в чем заключалась Ваша теория?

Раскольников: Я написал статью о преступлении, основные положения которой сводятся к следующему:

1. Люди делятся на два разряда: обыкновенных и необыкновенных.

2. Обыкновенные люди живут в послушании и любят быть послушными.

3. Необыкновенный человек «имеет право разрешить своей совести перешагнуть через кровь, если того потребует исполнение идеи».

Да, я создал эту теорию, так как мир страшен, принять его, примириться с ним – невозможно, поэтому, по моему мнению, нужен человек, который может взять на себя «кровь по совести» и спасти человечество; он имеет право на насилие и убийство ради спасения других. Это должна быть сильная личность, своего рода Наполеон.

Обвинитель: Ну, разве это не страшная теория, теория убийцы, которому позволено вершить судьбы человеческие. А самое ужасное - вырисовывается существенный мотив преступления – стремление Раскольникова проверить себя – «вошь или человек», проверить свою теорию.

Защитник: Но ведь он вскоре разочаровался в своей теории. Расскажите об этом.

Раскольников: О всей теории я вспомнил еще раз, когда Соня дала мне газету с напечатанной статьей. Я мельком взглянул на напечатанное. Сначала испытал странное и язвительно-сладкое чувство удовлетворения, но в следующее мгновение, прочитав несколько строк, испытал страшную тоску на сердце, затем с отвращением и досадой отбросил статью на стол.

Обвинитель(ехидно): Раскаялся, а через время он готов был еще раз убить. Вы вспомнили о том, что случилось между Дуней и Свидригайловым, и в тоже мгновение такая поднялась ненависть из вашего усталого сердца, что Вы могли бы убить кого-нибудь из двух: Свидригайлова или Порфирия.

Защитник: Да, но это была бы уже месть за честь сестры. Разве это не оправдывает его. Вы обратите внимания, как он любил мать. Подтвердите это, пожалуйста Родион Романович.

Раскольников: Я очень любил свою мать. Когда понял, что больше не смогу молчать и признаюсь в своем преступлении, я пришел к матери и обратился со следующими словами: «Я пришел вас уверить, что я вас всегда любил и теперь рад, что я пришел вам сказать прямо, что хоть вы и несчастны, будете, но все-таки знайте, что сын ваш любит вас теперь больше себя и что все, что бы думали про меня, что я жесток и не люблю вас, все это была не правда. Вас я никогда не перестану любить».

Защитник: Видите, он испытывал раскаяние и об этом может свидетельствовать Софья Семеновна Мармеладова. Пригласите свидетельницу Мармеладову.

Судья: Приглашается Мармеладова Софья Семеновна. Представьтесь суду свидетельница.

Сонечка: Меня зовут Софья Семеновна Мармеладова. Впервые Раскольникова я увидела, когда сбили моего отца. Родион помог доставить бесчувственного папашу домой (иначе так бы и умер безызвестным) и сделал все необходимое для того, чтобы он остался живым. После смерти Раскольников отдал на похороны все гроши, которые были у него. Разве так смог бы поступить каждый, разве это не говорит о его доброй душе. Именно тогда я и обратила внимание на него и потянулась к нему как травинка, которая ищет тепло и защиту. Несмотря на то, что он убил (а человек может совершить ошибку, хотя и жестокую), Родион совершает этот проступок из-за любви к своим близким.

Он выступает в роли адвоката, когда меня обвинили в воровстве.

А как он раскаивался в содеянном и как переживал - «лицо всегда грустное, а глаза несли такую боль, что первая мысль была о том, что у него сильная душевная трагедия».

Он мне рассказал о преступлении. Это было раскаяние! Он говорил как в бреду и была у него сильная лихорадка. Родион утверждал, что его черт надоумил, что убил не ради денег, а потому что старушку считал «вошью», которая всем причиняет боль, в ее лице он видел всех тех, кто унижает людей.

Я посоветовала ему пойти на перекресток, встать на колени, поцеловать землю и попросить у людей прощения за убийство.

Перекресток – это крест, значит, просить прощения у Бога, у Земли, которые дали жизнь, ведь одна из заповедей Бога – это «не убий»!

Когда он отправился, я тайком пошла за ним. Он искренне встал на колени, поцеловал Землю и хотел раскаяться, но люди глухи, не поняли его, назвали пьяницей. И он им не признался, а отправился признаваться в контору.

Он сам признался в содеянном!

Судья: Но как же Вы могли так низко опуститься, превратиться в падшую женщину!

Соня: Если вы читали роман, то должны понять, почему мне пришлось стать на этот путь: я должна была помочь семье, не быть лишним ртом, а каким другим путем это можно было сделать, не имея образования, ни поддержки, да и сил не было. Вот, как и тысячи других женщин, я пошла на этот грязный путь для тела, но душа у меня осталась чистой.

Обвинитель: Я прошу пригласить Порфирия Петровича.

Судья: Приглашается свидетель – следователь Порфирий Петрович. Представьтесь суду и расскажите, что Вы знаете об убийстве и о причастности к этому делу Раскольникова.

Порфирий Петрович: Когда я узнал о теории Раскольникова, то сразу же понял, что убийство совершил этот молодой человек, и решил, что он должен сам раскаяться в содеянном, переболеть совершенным, и дал ему время все понять и осознать. Когда в беседе он сказал, что может убежать, то я ему ответил: «Нет, Вы не убежите, а если и убежите, то сами воротитесь. Без нас Вам нельзя обойтись. Я уверен, что Вы «страданье надумаете принять», потому что страданье Родион Романыч, великая вещь»!

Судья: Есть ли вопросы к Порфирию Петровичу?

Следователь: У меня есть еще другие свидетели, которые могут рассказать о положительных качествах моего подзащитного. Пригласите Разумихина.

Разумихин: Полтора года я знаю Родиона: угрюм, мрачен и горд; в последнее время мнительный и ипохондрик. Иногда холоден до бесчеловечия, но очень переживал за своих близких.

После того, как он ничего не объяснив ни Дуне, ни матери о своем состоянии, оставив их в страшном испуге, выскочил из комнаты, он умолял меня вернуться обратно, успокоить и не покидать сестру и мать.

Судья: Есть ли вопросы к свидетелю. Я хочу пригласить главного свидетеля этого преступления, автора романа «Преступление и наказание», Достоевского Федора Михайловича. Как вы относитесь к тому, что совершил ваш герой?

Достоевский: Конечно же, отрицательно. Я, как автор романа, постоянно наблюдал за состоянием души своего героя. Я хочу обратить ваше внимание на то, какая внутренняя борьба ни на минуту не утихает в Раскольникове. Его мучает не примитивный вопрос: убивать или не убивать, а всеохватная проблема: подлец ли человек, весь вообще род, те есть человеческий. Рассказ Мармеладова о великой Сониной жертве (своего рода Рафаэлевской «Мадонны»), письмо матери о судьбе сестры Дунечки, сон о Савраске, наблюдения за окружающей жизнью – все это вливается в общий поток сознания Раскольникова. Встреча с Лизаветой, воспоминания о недавнем разговоре в трактире студента и офицера об убийстве старухи-процентщицы подводят Раскольникова к решению. Все это первопричины к преступлению.

Судья: Как вы, человек уважаемый и много испытавший в своей жизни, могли написать произведение, в котором ваш герой должен был пройти столько испытаний и, в конце концов, совершить убийство, разве это гуманно, чтобы один человек испытывал такие психологические нагрузки, ведь так легко и с ума сойти?

Достоевский: Видите ли, господин судья, у человека, возомнившего себя властелином мира, а в ваше время XXI века, таких Раскольниковых оказалось много, начинается распад сознания, человек теряет разум, его охватывает то болезненная тревога, то панический страх, то полная апатия. Он уже не владеет своей мыслью, волей, чувствами. Он, теоретик и рационалист, старается убежать от ясного и полного понимания своего положения, и его «арифметика» оборачивается страшной ложью, преступление – полной бессмыслицей (задумал убить «вошь бесполезную», а убил-то и Лизавету – тихую, кроткую, ту же Сонечку). И поэтому он должен был пройти тяжелый путь психологической нагрузки, что, в конечном счете, должно было привести его раскаяться на перекресток, что, собственно говоря, и является крестом, припасть к оскверненной им земле, потому что все, что рождено на земле, дано Богом, и никто не имеет право забрать жизнь, подаренную им.

Судья: Какие вопросы будут к писателю? Итак, подведем итог нашего заседания. Господин обвинитель, выскажите свою точку зрения по данному делу.

Обвинитель: Слова «убить» и «ограбить» могут направить мысль читателя по ложному пути. Дело заключается в том, что Раскольников убивает совсем не для того, чтобы ограбить. И совсем не потому, что живет в нищете, что «среда заела». Разве не мог бы он, не дожидаясь денег от матери и сестры, обеспечить себя материально, как сделал это Разумихин? Человек в романе изначально свободен и сам совершает свой выбор. В полной мере относится это и к Раскольникову . Но он выбирает не труд, не какой другой путь выхода из создавшегося положения. Он находит более легкий путь для достижения цели, а так же проверяет и свою теорию. Он выбирает УБИЙСТВО – это результат его свободного выбора, убийство Алены Ивановны. За этим убийством последовало еще несколько смертей.

Защитник: «Молодой человек…в лице Вашем я читаю как бы некую скорбь», - сказал Мармеладов. Разве это не лучшая черта Раскольникова. Неутомимая скорбь, вызванная несовершенством жизни, руководствовала мыслями моего подзащитного. Достоевский вкладывает в его уста слова, близкие и самому писателю: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди должны ощущать на свете великую грусть». Я считаю, что мой подзащитный пережил тяжелую душевную травму, и поэтому мы должны более гуманно отнестись к его будущей судьбе. В жизни свершается много преступлений, но страдающий человек заслуживает прощения. Я прошу суд, господ присяжных, прежде чем вынести приговор прислушаться к моим доводам и смягчить приговор.

Судья: Предоставляется последнее слово подсудимому. Что вы можете сказать в свое оправдание?

Раскольников: Уважаемые присутствующие, я совершил проступок, за который очень раскаиваюсь. Я – подлец! Но прошу вас обратить внимание на то, что в мире совершается очень много злодеяний. Почему лупить людей бомбами, правильной осадой более эстетично, чем то убийство, которое совершено мной? На меня, конечно же, сильно повлияли стечение обстоятельств, особенно письмо матери, семья Мармеладовых и девочка на бульваре. И следуя своему идеалу Наполеона, я решился на преступление, забыв, что я один из тех же «униженных и оскорбленных», кого хотел защитить. Я признаю свою ошибку и готов понести любое наказание. Прошу, господа присяжные, учесть мое чистосердечное раскаяние.

Судья: Господа присяжные, я прошу вас разобраться в создавшемся положении и вынести справедливый вердикт по данному делу, будьте объективны и честны в своем решении.

Присяжные: (выносят приговор). Прочитать произведение Достоевского «Униженные и оскорбленные», и вечный позор всем, кто нарушает «Заповеди Божии».

Итог урока.

Преподаватель: Достоевский – психолог человеческой жизни. «По силе изобразительности талант Достоевского равен, может быть только, таланту Шекспира», - писал Горький. Самые главные, самые трудные вопросы поднимает он в своем творчестве, недаром он является одним из читаемых авторов нашего времени и не только у нас в стране, но и в зарубежных странах.

Прочитанный вами роман заставил задуматься над многими вопросами, подчеркнул, какие ценности жизни главные; заставил вспомнить Божии заповеди, главная из которых «не убий!». Поэтому я, закрывая последнюю страничку романа, считаю, что он оставит у Вас в душе глубокий след, и уверена в том, что вы не будете нарушать заповеди, данные нам Богом.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2427. Динамічні пружні навантаження при підйомі вантажу 223.91 KB
  У разі підйому вантажу з ваги всі зазори в механізмі і канатах вибрані, а пружна система відповідно деформувалася тобто всі пружні елементи механізму вже піддані дії ваги вантажу і всі маси пружної системи починають рух одночасно.
2428. Економіка і організація виробництва 165.38 KB
  Методологія вивчення дисципліни Економіка і організація виробництва. Основні фонди підприємств авіаційної промисловості і їх використання. Оборотні кошти і матеріально-технічне забезпечення підприємств в умовах ринкової економіки. Собівартість продукції підприємств. Основи ціноутворення. Комерційний розрахунок і фінанси підприємств. Виробничі процеси і принципи їх раціональної організації. Сутність і функції процесу управління виробництвом.
2429. Лексичні одиниці в програмуванні 121 KB
  Лексичний устрій тексту програм. Напередвизначені позначення. Класифікація напередвизначених типів. Алфавіт будь-якої мови програмування є підмножиною символів (літер), представлених у спеціальній таблиці ASCII.
2430. Аналіз табличних даних 157 KB
  Корпоративна система призначається як правило для оперативного управління. Тому для менеджерів-аналітиків, яким необхідно шукати оптимальні рішення, дуже актуальним є застосування підручних програмних засобів. Одним з таких засобів є табличний процесор Excel, що входить у загальнодоступний пакет Microsoft Office.
2431. Способи вираження кількісного складу розчинів 40.22 KB
  Розчинами є плазма крові, слина, шлунковий сік, сеча та інші рідини людського організму. З утворенням розчинів пов’язані процеси засвоєння їжі та виведення із організму продуктів життєдіяльності. У формі розчинів у організм вводиться багато лікарських препаратів. Тому лікареві необхідні знання про величини, що характеризують кількісний склад розчинів.
2432. Сучасні класифікаці психічних розладів. Невротичні розлади 34.5 KB
  МКХ-10 vs DSM-IV. Невротичні розлади: зміст поняття та історія вчення. Теорії етіології та патогенезу. Невротична симпоматика. Класифікація невротичних розладів.
2433. История средних веков. Возникновение мира: мифы и реальность 30.5 KB
  Вспомним статью о возникновении мира и миф о его творении. При всем их различии, у них есть нечто общее. Что? Они оба основаны на предпосылке: Мир имеет начало. Сама идея поиска начала вселенной во времени – далеко не очевидна. Идея творения мира из ничего – христианская идея, и зарождается она где-то в I в. н.э.
2434. Приготування розчинів із заданим кількісним складом 28.2 KB
  Розчини з молекулярним та іонним характером дисперсності розчиненої речовини – справжні розчини – найважливіша складова частина біологічних рідин. Водні розчини електролітів та низькомолекулярних речовин забезпечують постійний осмотичний тиск, активну реакцію середовища.
2435. Фактори психологічного розвитку людини 30 KB
  Нормативні вікові фактори, які знижуються у юнацькому віці. Нормативні історичні фактори, які є майже симетрично протилежними до вікових. Ненормативні фактори. Чим старшою стає людина, тим більше ці фактори на неї впливають.