62334

Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразаие и значение паукообразных в природе и жизни человека

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразаие и значение паукообразных в природе и жизни человека. познакомить с многообразием представителей класса паукообразных познакомиться с представителями местной фауны.

Русский

2014-06-09

36.24 KB

9 чел.

Тема урока : 

Класс Паукообразные . Особенности строения и жизнедеятельности

паукообразных. Многообразаие и значение паукообразных в природе

и жизни человека.

Задачи урока:

  1. обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков класса паукообразные, показать значение пауков в природе и жизни человека.
  2. познакомить с многообразием представителей класса паукообразных, познакомиться с представителями местной фауны.
  3. научить сравнивать, обобщать, анализировать и делать выводы;
  4. развивать познавательную деятельность посредством заданий развивающего характера;

Оборудование:

таблица «Класс Паукообразные. Паук-крестовик»

презентация «Многообразие паукообразных»

Ход урока.

. Организационный момент.

Записать тему урока, нарисовать таблицу, повесть рисунки паукообразных, записать домашнее задание.

. Активизация познавательной деятельности. (5 мин.)

Ребята! Я сейчас прочту для вас стихотворение, а вы должны определить о каком животном идет речь и в конечном итоге определим тему нашего урока.

Нашел укрытие в цветке

И в восемь глаз глядит,

Заметив муху на листке,

К ней в восемь ног спешит.

Его собратья сети ткут –

Тончайшая работа.

А он, как волк: то там, то тут-

На мух идет охота!

«Фу, паук!»- вскрикивает человек , и вот уже слышен хруст раздавленного ногой тельца животного. Необъяснимое отвращение , а порой и страх испытывает человек при встрече с пауками , хотя знает , что они приносят пользу , уничтожая массу мух и др. насекомых. Пауки всем знакомы , и в то же время как мало мы знаем об этой удивительной , интересной и многообразной группе животных. Послушайте , о чем говорит одна из древнегреческих легенд .

(легенда)
Давным-давно в долине у подножия священного Олимпа жила прекрасная девушка по имени Арахна. Все свое время она посвящала вышиванию и ткачеству. И так велико было ее мастерство, что даже Нимфы выходили из леса полюбоваться ее работой. 
Арахной восхищались, но ее не любили за постоянное хвастовство своим умением и ловкостью. Она была так уверена в своем мастерстве, что утверждала, будто даже Афина, богиня мудрости и покровительница искусства ткачества не сможет с ней сравниться. Афина была уязвлена этими словами, и спустившись с Олимпа, навестила Арахну под видом старухи, предупредив, что грубые слова могут навлечь гнев богов. В ответ Арахна заявила, что ничего не боится и готова бросить вызов самой Афине, чтобы узнать, кто из них лучше ткет. Богиня приняла вызов, приняв свой истинный облик. Соревнование состоялось.

Афина выбрала темой покрывала свою победу над Посейдоном. Арахна же изобразила на своем покрывале сцены из жизни богов, в которых боги были слабыми и одержимыми человеческими страстями. 

Несмотря на то, что работа Арахны была великолепна, Афина сильно разгневалась. Она ударила Арахну челноком и разорвала ее покрывало. В отчаянии Арахна попыталась повеситься на собственной пряже, но Афина вытащила ее из петли и, окропив соком волшебной травы, превратила в паука с наказом вечно висеть и ткать. 

Вот так древние греки объясняли происхождение пауков, а имя Арахны стало использоваться в научных целях.
От имени Арахны произошло латинское название класса- Арахниды.

Класс Паукооб-е объединяет более 60 тыс видов жив-х обитающих на суше.

. Изучение нового материала (15 мин.)

А. Рассмотрим внешнее строение паука.

Теория:

Триста пятьдесят миллионов лет назад суша планеты Земля была безжизненна и пуста.

И тут случилось! – из моря на сушу вылезли первобытные паукообразные- предки скорпионов и пауков….

Вопрос: А как вы думаете, в результате каких причин древние предки пауков-вышли на сушу из моря? 1) Спасались от хищников, 2) Недостаток пищи, 3) Изменение климата, 4)Пересыхание водоемов. Ответ поясните. Как можно проверить ваши предположения.

Класс паукообразных (Arachnida) — одна из древнейших групп животных: их современный облик сформировался ещё во времена динозавров, сотни миллионов лет назад. Современной науке известно более 70 тысяч видов паукообразных, да ещё столько же, а то и больше, неизвестно.

Как и все членистоногие (Arthropoda), паукообразные имеют наружный скелет. У всех паукообразных восемь ног. Передняя часть тела, соответствующая голове и груди , слитная и называется головогрудь. На ней находятся глаза, ноги, ротовые придатки: хелицеры (верхние челюсти) и педипальпы (ну пока пусть будут руки, хотя можно сказать и нижние челюсти). Задняя часть тела называется брюшко. Внутри него находятся не только органы пищеварения, но и сердце, органы дыхания и размножения, и всё прочее. Брюшко у паукообразных может быть многочленистым (скорпионы), сплошным (пауки) или сросшимся с головогрудью (клещи).

Наружное строение. Тело покрыто наружным скелетом (экзоскелетом) и состоит из двух отделов – головогруди, образованной слившимися головой и грудью, и брюшком. Они соединены друг с другом узким стебельком. На переднем конце головогруди находятся простые глаза, расположение которых служит важным классификационным признаком. У большинства пауков их четыре пары. Спереди на голове находятся две направленные вниз напоминающие челюсти хелицеры, каждая из которых оканчивается острым коготком. На нем открываются расположенные в этих конечностях ядовитые железы. Вторая пара – педипальпы, используемые как щупики и хватательные структуры. У половозрелых самцов их концы видоизменены и используются для спаривания. Между основаниями педипальп находится маленькое ротовое отверстие. У всех пауков в четыре пары ходильных ног. Последний членик каждой из них несет по крайней мере два коготка, а у некоторых видов их намного больше. Паутинные железы открываются на нижней стороне брюшка обычно шестью паутинными бородавками. Спереди от них расположены маленькие дыхательные отверстия – дыхальца, или стигмы.

Вопрос: Какие особенности строения позволили паукам расселиться по всему земному шару?

1) Наличие мощных челюстей. 2) Наличие ядовитых желез. 3) Наличие паутинных бородавок, 4) Наличие хитинового покрова. Ответ поясните.

Б. Рассмотрим внутреннее строение паука.

Пауки питаются жидкими тканями, высасываемыми из своих жертв, главным образом насекомых. Пищеварительная система пауков состоит из специализированного сосательного желудка, еще одного желудка со слепыми выростами и кишечника, окруженного пищеварительной железой («печенью») и открывающегося на конце тела анусом.

Кровеносная система незамкнутая. Она состоит из сердца, артерий, вен и пространств (синусов) между органами, омываемых бесцветной кровью (гемолимфой). Сердце – это пульсирующая трубка с отверстиями (остиями), тянущаяся вдоль спинной стороны полости тела. В отличие от насекомых, оно не разделено на несколько камер.

Пауки, как уже говорилось, дышат воздухом. Органами дыхания у них служат трахеи и легкие, называемые легочными книжками. Каждая такая книжка состоит из мешочка, одна из стенок которого сложена в виде многочисленных листовидных складок, напоминающих страницы. В них происходит обмен кислородом и углекислым газом между кровью и воздухом. Наружу легкие открываются дыхальцами. У наиболее примитивных пауков две пары легочных книжек, у более продвинутых одна из них или обе заменены пронизывающими тело трахеями.

Выделительная система состоит из пары коксальных желез в головогруди и т.н. мальпигиевых сосудов в брюшке, которые открываются в кишечник.

Нервная система аналогична таковой у насекомых. Она состоит из брюшного ствола с отходящими к разным органам ветвями и ганглиев, собранных в головогруди в крупный подглоточный узел, над которым находится надглоточный – «головной мозг». На педипальпах и ходильных ногах расположены сенсорные волоски.

Половые органы представлены яичниками у самок и семенниками у самцов. Их отверстия находятся снизу у основания брюшка.

Оплодотворение у пауков – весьма сложный процесс. После спаривания самка часто съедает самца. Яйца откладываются в паутинном коконе, который самка носит с собой или прикрепляет к твердому предмету, например к растению. У некоторых пауков эти коконы хорошо заметны на деревьях, особенно зимой после опадения листьев. Вылупившиеся из яиц паучки вскоре начинают плести собственные ловчие сети или расселяются по воздуху, прикрепившись к летучим паутинкам.

В.Рассмотрим строение паутинных желез

Брюшко у всех пауков слитное, мягкое, больше, чем головогрудь, с которой оно соединено тонкой «талией». На конце брюшка находятся от двух до шести подвижных паутинных желез. Паутинные железы открываются на нижней стороне брюшка обычно шестью паутинными бородавками.

Многие пауки строят себе из паутины различные укрытия, «домики»; живущие в норках — выстилают норки паутинными «ковриками» и делают паутинные «двери». Живущий под водой паук-серебрянка (Argyroneta aquatica) строит из паутины «водолазный колокол», в который натаскивает себе запас воздуха и в котором живёт. Многие пауки «упаковывают» пойманную добычу в паутинные «пакеты». Хороша паутинка и для страховки: видели, наверно, как вспугнутый паук падает, выпуская за собой паутинную нить. Потом по этой ниточке он поднимется наверх; смотать паутинку обратно он не может, но не пропадать же добру — паучок её съедает. Некоторые пауки спят, повиснув на такой паутинке. Любое неосторожное движение крадущегося в ночи врага — и паучок исчезает. И те, кто спит в более комфортных условиях, натягивают сигнальные нити. А ещё на паутинке можно летать. Как на параплане. Так пауки расселяются на новые места. Короче говоря, я даже не берусь перечислить все те применения паутины, до которых «додумались» эти животные. Если бы они умели говорить, то наверняка сказали бы: «паутина — наше всё!»

V.Ролевая игра (8 мин.)

Сейчас мы проведем пресс-конференцию на тему « Роль паукообразных в природе и жизни человека». В нашей пресс-конференции принимают участие:

золоог-

физиолог-

инженер-конструктор-

врач-токсиколог-

метеоролог-

корреспондент-

Спасибо всем за внимание!

V. Презентация « Многообразие паукообразных» (7 мин.)

V. Закрепление . Проверка усвоенного материала. (10 мин.)

 

1. Паразиты растений и животных, питающиеся грибницей, почвенными водорослями, отмирающими клетками.

2. Преобразованная пара конечностей головогруди для размельчения и раздавливания пищи

3. Секрет железы состоящей из белка, затвердевающий на воздухе.

4. Тип пищеварения у пауков.

5. Древнейшие Паукообразные.

6. Газообмен у мелких Паукообразных и клещей происходит через … тела.

7. Сосуды выделительной системы у Паукообразных.

8. Оплодотворение у Паукообразных.

9. Более древние органы дыхания у Паукообразных.

10. Образование, в котором происходит эмбриональное развитие яйца у Паукообразных.

11. Парные железы лежащие в брюшке.

12. Тип развития у паукообразных, кроме клещей.

13. Органы дыхания.

14. Тип кровеносной системы.

15. Одна из форм размножения у скорпионов и некоторых клещей.

16. Вторая пара конечностей, предназначенная для захвата и удержания добычи.

17. Зрение у Паукообразных.

Графический диктант

1.Тело паука подразделено на головогрудь и брюшко.

2. У паука 3 пары ног.

3. Органы дыхания – трахеи и легочный мешок.

4. Паутинные бородавки находятся на брюшке.

5.Тарантул опаснее каракурта.

6. Яд каракурта смертелен .

7. Самый маленький паук – птицеед.

8. Паутина помогает паучатам расселяться.

9. Паутина обладает бактерицидными свойствами.

10 У паука есть длинные усики.

11. У паука 8 ног.

12. У пауков желудок жевательный.

13.Яд паука не только умершвляет жертву , но и переваривает ее.

14. Клещи относятся к паукообразным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56279. Ранній залізний вік на українських землях. Світ кочовиків 46 KB
  Підготувати розповідь про історію свого племені. Інсценізувати епізод з життя племені. Вибрати вождя племені. Розповідь з історії племені.
56280. Використання власного досвіду для формування дитячого світогляду на уроках англійської мови. Як здійснюються дитячі мрії… 113.5 KB
  Тому своїм учням я намагаюся якомога більше розповідати про ті країни, в яких мені пощастило побувати, ділюся з ними своїми враженнями, намагаюся захопити і зацікавити їх світом подорожей. Мені дуже хочеться, щоб кожен з них розпочинав свій шлях...
56281. Формування мотивів самоосвітньої діяльності при вивченні світової літератури 55 KB
  У процесі залучення дітей шкільного віку до читання ми маємо підготувати вдумливого читача який буде емоційно включеним до процесу навчання спроможний до діалогу з автором художнього твору до активного обговорення проблем що торкнулися його душі у процесі читання.
56283. Пам’ятай святий день святкувати. Конспект уроку з християнської етики у 8 класі 813.5 KB
  Робота з підручником. Як Ісус Христос пропонував святкувати суботу Робота над текстом з Нового Завіту. Робота в групах. Самостійна робота.
56284. Позакласний захід «На Зелені Свята» 45 KB
  Бабуся з онуками прикрашають хату: скрізь ставлять квіти в горнятках і глечиках притрушують підлогу зеленою травичкою серед якої запашний полин м’ята любисток чебрець.
56285. Здоров’я дитини – багатство родини (родинне свято для учнів 3-4 класів та їх батьків) 81.5 KB
  Мета: активно запроваджувати й пропагувати здоровий спосіб життя шляхом дотримання правил особистої гігієни поповнюючи свої знання про лікувальні властивості деяких рослин вміст вітамінів в продуктах харчування необхідність щоденної ранкової гімнастики...
56286. Мово моя українська, батьківська, материнська. Родинне свято 142 KB
  Мета. Показати барвистість, красу рідної мови,її мелодійність. Розвивати навички виразного та інтонаційного мовлення, увагу, мислення, пізнавальний інтерес до мови своїх батьків. Виховувати любов до рідної мови, краю, де ти народився, шанобливе ставлення до усної народної творчості свого народу, його традицій.
56287. Прощавай, початкова школа! 64.5 KB
  За час навчання вивчено 33 літери українського алфавіту. Вивчили багато правил українського правопису, навчилися читати, писати, розв’язувати задачі, приклади, складати твори.