62335

Политическое поведение

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В политологии под термином политическое поведение понимают: Действия отдельных субъектов политики и массовые политические действия Активность организованных субъектов власти и стихийные действия толпы Акции в поддержку действующей политической системы и действия...

Русский

2014-06-09

17.55 KB

4 чел.

Тема урока:    «Политическое поведение»

Цель занятия:  Раскрыть особенности политического поведения  субъектов политики

Вопросы:

  1.  Понятие и сущность политического поведения
  2.  Типология политического поведения

Первый вопрос: «Понятие и сущность политического поведения»

Политическое поведение представляет собой совокупность реакций политических субъектов на политическую систему. В политологии под термином политическое поведение понимают:

- Действия отдельных субъектов политики и массовые политические действия

-   Активность организованных субъектов власти и стихийные действия толпы

- Акции в поддержку действующей политической системы и действия направленные против нее.

Таким образом,  политическое поведение охватывает все проявления человеческой активности в сфере политики и представляет собой поступки и действия субъектов политики, направленные на достижение социально – значимых целей.

Политическое поведение – совокупность субъективно мотивированных действий разнообразных субъектов, реализующих свои статусные позиции и внутренние установки

Политическое поведение является объектом исследования не только политологии, но и политической социологии и политической психологии.

Существуют различные подходы объяснения истоков политического поведения и  форм ее проявления:

- Внешняя среда, оказывающая влияние на политическое поведение, т.е.  посылающая стимулы субъекту поведения

-  Установки,  ценности, ориентации, убеждения, цели

-  Личные особенности субъектов политики, прежде всего индивидов, характер их ролей и стилей принятия решений.

- Обратная связь между поведением и условиями, т.е.  реакцией внешней среды на  политическое поведение

- В качестве одного из основных истоков политического поведения можно рассматривать потребности  и формируемые на их основе мотивы.  

К основным потребностям,  лежащим в основе политического поведения можно отнести:

                      - потребность в сохранении жизни

                      - потребности материального существования

                      - потребность в безопасности

                      - потребность в самореализации

                      - потребность в самоактуализации

    Данные потребности формируют три основных (ключевых) мотива, лежащих в основе политического поведения, а именно:

-  Власть

-  Достижение

-  Аффиляцию.

Власть – это некая ценность, к обладанию которой стремятся все люди. Выделяют три типа причин, по которым индивид домогается власти:

- Для господства над другими людьми

- Для того, чтобы никто не вмешивался в его дела

- Для достижения политических успехов

Достижение проявляется в заботе о самосовершенствовании, повышении своих знаний, достижении определенного социального положения в обществе и.т.д.

Аффиляция (присоединение) – базируется на необходимости установления определенных товарищеских отношений индивида с другими людьми, его социальным окружением

Второй вопрос: «Типология политического поведения»

Политическое поведение – можно типизировать в соответствии со следующими признаками:

  1.  По субъектам поведения выделяют:

- Индивидуальное политическое поведение

- Групповое

- Массовое политическое поведение

Индивидуальное политическое поведениедействия и поступки индивида, имеющие общественно – политическое значение (практические действия или высказывания)

Рассматривая  индивидуальное политическое поведение можно выделить ряд факторов его характеризующих:

Первый фактор: Индивидуальное политическое поведение во многом определяется принадлежностью индивида к той или иной категории субъектов политики. Среди которых  выделяют:

- лидеров, возглавляющих политические движения, своим авторитетом, влиянием способствующие его сплочению и достижению намеченных целей; характер лидерства, способы влияния на людей, формы организации последователей могут быть различными;

- активистов - посредников между лидерами и последователями, они организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения массы;

- последователей - их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организации, они поддерживают выдвинутые лидерами цели, считают их соответствующими своим интересам, которые они представляют достаточно четко;

- лидеров мнения - не влияя на поведение участников с точки зрения его организации, они своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в публицистике, делают проблемы объектом всеобщего внимания, к ним обращаются за советом, но не за директивой для действий.

 Второй фактор:    Социально-психологическим состоянием,  блокирующим механизм политического поведения, служит АНОМИЯ - ситуация исчезновения, разрушения норм, регулирующих и направляющих поведение. К причинам этого явления относятся:

- безвластие - когда собственное поведение субъекта не определяет течения событий;

- беззначимость (meaningless) - ситуация. когда теряются ориентиры веры и это важнейшие основание действия исчезает;

- отсутствие норм (normless) - убеждение, что только неодобряемое, бросающее вызов другим поведение может способствовать достижению желаемого результата;

- изолированность - отсутствие уважения к ценностям, господствующим в обществе, они просто не принимаются во внимание при решении жизненно значимых для политики вопросов;

- самоотчуждение (self-estrangement) как реакция на неспособность влиять на события.

Групповое политическое поведение связано с деятельностью политических организаций, например политических партий, или  политически активной группы людей

Массовое политическое поведение - связано с поведением больших групп людей, особенно в период крупных политических компаний и политических событий

        В большинстве политических процессов люди участвуют будучи соединенными не только в однородные и организованные группы, но и в случайные, временные образования, представляя собой участников митинга, демонстрации, аудиторию передачи и т.п. Находясь в таком состоянии, они приобретают специфические черты массы.  

Основные черты массы:

- Статистичность - люди, собранные в массу, не представляют целостного образования, отличного от составляющих его элементов;

-Стохастичность - вероятность - случайность, неупорядоченность отношений, границы массы размыты, а состав неустойчив;

- Ситуативность - ее характер полностью определяется местом, временем, поводом образования, видом деятельности или общения, которым она занята;

- Разнородность состава, его межгрупповая природа;

- Аморфность - отсутствие внутренней организации, структуры;

- Анонимность - члены массы не открываются друг перед другом никакими индивидуальными свойствами, личностными качествами.

             

   Поведение массы определяется различными факторами.

        Факторы, определяющие поведение массы:

  1.   Роль лидера
  2.   Характер аргументации, призыва, обращенного к массовому участнику
  3. Закрепление черт, норм, принципов регуляции политического поведения в принципах политической организации, в придании духовным ориентирам политического действия институциональной формы

В круг факторов, от которых зависит регуляция политического поведения, включаются также:

  1. Уровень информированности участников, чем он выше, тем поведение рациональнее, и наоборот;
  2. Политическое образование, расширяющее в конечном счете широту навыков, способов достижения целей политического действия;
  3. Степень групповой идентификации участников политического действия, по мере ее роста возможности регуляции их поведения увеличиваются;
  4. Политизация деятельности различных общественных организаций способствует сплочению участников политического действия на основе той или иной программы, ограничивает возможность инициативных самостоятельных действий отдельных участников, повышая степень урегулированности политических процессов;
  5. Увеличение степени риска в ходе развертывания того или иного политического процесса, принятия политического решения способствует сплочению людей, стремлению к консолидации на основе приверженности к тем или иным основным ценностям, принципам при снижении значимости, внимания к оттенкам и нюансам во мнениях и позициях;
  6. Сходным по своим последствиям является и действие такого фактора как усиление влияния партий на ход политических процессов.

  1.  По склонностям и психическим состояниям выделяют:

-   Импульсивное политическое поведение

-   Инстинктивное политическое поведение

-   Эмоционально – чувственное  политическое поведение

-   Политическое поведение,  определяемое настроением

  1.  По ситуационному контексту поведения выделяют:

-  Политическое поведение в период стабильных политических

  ситуаций

-  Политическое поведение в период кризисных  политических

  ситуаций

-  Политическое поведение в период революционных ситуаций

-  Политическое поведение в период войны и военных

  конфликтов

  1.  По характеру ориентации в соответствии с принятыми нормами:

                              Традиционное – ориентированное на привычные, постоянно воспроизводимые формы взаимоотношений индивида и власти

                              Нормативное поведение – основанное на официальных нормах и правилах политической жизни в данном обществе

                              Девиантное поведение – поведение не соответствующее общепринятым политическим нормам Разновидностью девиантного поведения является противоправное политическое поведение, связанное с прямым нарушением закона.

  1.  По продолжительности  политическое поведение может характеризоваться как:

-   Единичный акт

-   Явление

-   Развивающийся процесс 

  1.  С точки зрения публичности характера действий политическое поведение может быть:

 -  Открытым (открытое участие в политических мероприятиях и политической жизни:  в выборах, манифестациях, митингах, демонстрациях и.т.д.)

 -  Закрытым (абсентеизм, политическая пассивность)

  1.  С точки зрения преемственности политического развития, различают:

-  Традиционное политическое поведение, характерное для

 данного общества, менталитета народа

-  Инновационное, вносящее новые черты как в отношения между субъектами, так и институтами власти

  1.   По доминирующему характеру мотиваций выделяют:

- Автономное политическое поведение, когда действия определяют сами субъекты

- Мобилизационное политическое поведение, формирующееся под действием идеологических факторов  

  1.  По остроте проявления поведения:

-  Борьба

-  Протест

-  Гнев

-  Ненависть

-  Бунт

  1.  По степени целесообразности и успешности:

-  Функциональное

-  Дисфункциональное

-  Малоэффективное

-  Конструктивное

-  Дезинтегрирующее  

  1.  По способу мотивации:

                              Рациональное – осознанное, подчиненное определенным целям, которые сформированы в результате воздействия на личность субъектов политики или в результате самостоятельного анализа обстановки

                              Рационально – ценностное – основанное на внутренних убеждениях, идеалах, ценностях

                              Аффективное – неосознанное, формируемое по воздействием чувств, страстей, импульсов. Такое поведение может возникать и при воздействии толпы.

  1.  По формам проявления:

                              Политическое участие – действия (осознанные и неосознанные, активные и пассивные) с целью повлиять на функционирование политической системы, выработку политических решений, деятельность государственного и местного управления

                              Политическая иммобильность (бездействие) – отчуждение людей от политики

                              Политические преступления  -  экстремальные формы политического поведения с использованием нелегитимного насилия: экстремизм, терроризм.

Данные три мотива выделены

И. Аткинсоном

Литература:

Политология. Учебник для Вузов. С.В. Решетников. Мн.: «ТетраСистемс» - 2000

 

Политология. Курс лекций. Под ред. В.А. Бобкова Мн.: «Интерпрессервис», «Экоперспектива» -

2003

Политология. Учебник для Вузов. В.А. Мельник Мн.: «Высшая школа» - 1999

Колосов В.А., Туровский Р.Ф. Электоральная карта современной России: генезис, структура и эволюция / / Политические исследования. 1996. № 4

Малютин М.В. Электоральные предпочтения россиян: “парадокс стабильности” // Общественные науки и современность. 1998.№ 1.

Марченко Г.В. Россия между выборами (Социополитическии анализ и прогноз состояния электората) // Политические исследования. 1996. №2.

Радаев В. О некоторых чертах нормативного поведения новых российских предпринимателей // Мировая экономика и международные отношения. 1994. №4.

Ростов Ю Е. Протестное поведение в регионе // Социологические исследования. 1996. №6.

Социально-стратификационные процессы в российском обществе // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 1995. №4.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32359. Общие понятия о характере. Структура характера. Типология характера 13.96 KB
  Структура характера. Типология характера. В структуре личности характера занимает центральное место объединяя все другие свойства и особенности поведения: Влияет на познавательные процессы На эмоциональную жизнь На мотивацию и волю Определяет индивидуальность и своеобразие личности Характер человека – сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течении жизни индивидуальными чертами. Структура характера: Черты выражающие направленность личности устойчивые потребности установки интересы склонности идеалы цели...
32360. Групповая и совместная деятельность. Факторы эффективности групповой и совместной деятельности 15.38 KB
  Факторы эффективности групповой и совместной деятельности. Совместимость – способность членов группы к совместной деятельности. Виды совместимости: Психофизиологическая – определенное сходство характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций синхронизация темпа совместной деятельности. Критерии оценки: Результаты деятельности.
32361. Психологическая готовность ребенка к школе. Методы диагностики психологической готовности к обучению в школе 13.85 KB
  Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Структура компоненты: Психоматорная готовность – сбалансированность процессов возбуждения и торможения которая позволяет ребенку более длительное время сосредотачивать свое внимание способствует формированию произвольных форм поведения и познавательных процессов; развитие мелких мышц руки и зрительно моторных координаций что создает...
32362. Метод тестов 19.05 KB
  Тесты отличаются от других методов исследования тем что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных а также своеобразную их последующему интерпретацию. Стал широко использоваться в психологии после публикации в 1980 работы Кетелла Умственные тесты и измерения которая была посвящена результатам тестирования студентов США. Виды тестов: По особенностям тестовых значений: вербальные невербальные По форме проведения: групповые индивидуальные В зависимости о наличия или отсутствия временных ограничений: скорости...
32363. Развитие супружеских отношений. Психологические аспекты отношений в браке. Динамика сексуальных отношений в браке 16.21 KB
  Модели семьи: Родительская модель – индивид обучается супружескому поведению на основе идентификации родителей своего пола на основании поведения родителей противоположного пола строиться представление о том как должен вести себя партнер. В супружестве каждый из партнеров пытается приспособить свои реальные отношения с эталонными. Гармоничные отношения становятся возможными только в том случае если партнер своей внутренней программой напоминает родителей противоположного пола. В этом случае происходит перенос связей существовавших в...
32364. Психологические основы воспитания. Организация воспитания с учетом специфики различных категорий детей 13.68 KB
  Психология воспитания научает внутренние механизмы становления и развития личности в целом а также отдельные ее свойства. Воспитание – социальное целенаправленное создание условий материальных духовных организованных для развития человека это целенаправленная деятельность призванная формировать у детей систему качеств личности взглядов и убеждений. Цели воспитания: Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности сочетающей в себе духовное богатство моральную чистоту и физическое совершенство. Воспитание социально компетентной...
32365. Методы исследования в психологии 14.05 KB
  Метод – это способ посредством которого познается предмет науки это способ получения фактов о проявлениях психологических особенностей человека. Являясь средством изучения фактов и закономерностей психики человека той или иной метод опирается на основные закономерности ее развития и функционирования и основан на методологии той науки в рамках которой он используется а методология – это совокупность принципов. Психика человека представляет собой сложную психологическую систему в которой все процессы и функции тесно взаимосвязаны. а есть...
32366. Семья как малая социальная группа. Функции семьи. Конфликты в семье, их профилактика и разрешение 13.51 KB
  Функции семьи. Функции семьи – деятельность членов семьи направленная на удовлетворение потребностей. Генеративная продолжение рода первичной социализации экономическая накопление богатства гедонистическая здоровый секс рекреационная совместный отдых рождение и воспитание детей; сохранение развитие передача последующим поколениям ценностей и традиций общества; удовлетворение потребностей в психологическом конфликте эмоциональной поддержке чувство безопасности значимости собственного Я; создание условий для развития личности...
32367. Классификация методов психологического исследования 14.31 KB
  Этапы психологического исследования: Постановка цели психологического исследования определение предмета исследования выработка рабочей гипотезы: Выявление проблемы Уточнение проблемы и характера затруднений сбор необходимой для этого информации беседа с учителями и родителями наблюдение за ребенком в проблемной и непроблемной ситуации Выявление социальных и биологических условий развития формальные характеристики – состав семьи возраст образование и профессия родителей; физическое развитие и состояние здоровья ребенка – группа...