62353

ПУТЬ К ИНТОНАЦИОННОМУ ПОНИМАНИЮ МУЗЫКИ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Музыка занимает одно из ключевых мест в системе воспитания духовного человека. представляет собой программу по курсу слушания музыки для 14 годов обучения. Они так же синестетичны: острое или мягкое прикосновения штриха плотная или разряженная тяжелая или облегченная фактура высокий...

Русский

2014-06-09

2.86 MB

0 чел.

Томашева А.А.,

г. Омск

ПУТЬ К ИНТОНАЦИОННОМУ ПОНИМАНИЮ МУЗЫКИ

Музыка занимает одно из ключевых мест в системе воспитания духовного человека. Еще древние греки утверждали, что люди, получившие хорошее музыкально-эстетическое образование, могут создать идеальное гармоническое общество. Взгляды утопичны, но, тем не менее, они послужили установкой для музыкального «всеобуча» детей на протяжении многих веков. Воспитание человека, способного воспринимать мир многоканально через звуки и краски, ощущать, таким образом, «гармонию сфер», приветствовалось общественностью и государством древности.

Следует отметить, что в психологии известен феномен синестезии, когда при раздражении одного органа чувств, наряду со специфическими для него ощущениями, возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Иными словами, сигналы, исходящие от различных органов чувств, сливаются, синтезируются. Человек не только слышит звуки, но и видит их форму, движение, цвет. Это свойственно не всем людям. Но многоканальное видение мира, выраженное именно через синестезию, есть часть искусства – значит, оно естественно для всех людей.

Музыкальный «всеобуч» существовал и в России, где издавна повсеместным было хоровое воспитание. Музыка – искусство интонируемое, поэтому вхождение в музыкальную ткань и постижение ее смысла возможно именно через пение. К концу XX столетия в нашей стране ситуация изменилась. Меньше стало интонирующих людей, большинство увлечено массовой культурой и не понимает ценности классического наследия. Нежелание петь, утерянная способность интонировать трактовались идеологами как «кризис эмоций». Следовательно, как результат, в образовании к настоящему времени появились новые методы обучения, направленные на пробуждение творческого потенциала детей.

«Основы музыкального восприятия» (автор-составитель Томашева А.А.) представляет собой программу по курсу слушания музыки для 1-4 годов обучения. Цель программы – преодоление утерянной способности детей интонировать и – через другие каналы восприятия, например визуальность – воспитание умения понимать музыку.

С точки зрения голографической теории восприятия мира (Озгуд, Яньшин, Петренко, Артемьева и др.), каждой музыкальной интонации и тематическому комплексу находится значение цветовое, весовое, пространственное и др. Кроме того, само цветовосприятие имеет синестетическую природу. Каждому цветовому оттенку присущи значения не только эмоциональные, чувственные и морально-этические, но и температурные, гравитационные, звуковые и др. Непроизвольное вхождение в состояние синестезии при цветовосприятии возможно и в детском возрасте. Обозначенные в языке общения физические, оптические и психологические свойства его воздействия, с точки зрения синестезии, могут классифицироваться по таким категориям, как «прикосновение» (теплый – холодный, мягкий – твердый), «вес» (тяжелый – легкий), «темп», или пульсация (спокойный, стремительный), «пространство» (далеко – близко, высоко – низко) и «звук» (кричащий, тихий). В музыке данные категории тоже имеют словесные определения: давно закрепились и вошли в обиход музыкантов такие понятия, как штрихи, динамика, темп, фактура, регистр. Они так же синестетичны: острое или мягкое прикосновения штриха, плотная или разряженная, тяжелая или облегченная фактура, высокий, средний и низкий регистры, прибавление или убавление громкости звучания, ощущаемое как приближение-удаление и многое другое – все это характеризует разномодальные выражения музыки как неакустического феномена.

Методическая часть программы направлена на выявление и развитие у детей синестетического настроя на слушание классической музыки. Психолого-педагогические условия для развития синестезии на уроках: 1) слушание музыки с одновременным использованием цветового изображения ее настроения, темпа, ритма, формы, тембра и тональности звучания («беспредметное рисование»); 2) упражнения на развитие словарного запаса к разному типу межчувственных ассоциаций.

Остановимся подробнее на упражнениях второго типа. Выполняются задания в течение 10 минут в конце некоторых уроков по слушанию музыки первого года обучения.

Первые три задания посвящены формированию внемузыкальных образов интонационного языка музыки:

Задание №1. К предложенным словам прилагательным придумать и написать соответствующие существительные – одушевленные или неодушевленные. В задании № 1.1. характеризуются такие качества окружающих объектов, как прикосновение и телесность, поэтому предложены следующие слова – «острое», «тупое», «холодное», «горячее», «колючее», «мягкое», «пушистое». В задании № 1.2. слова «тяжелое», «легкое», «невесомое», «медленное», «быстрое», «стремительное», «умеренное» (спокойное) и «застывшее» связаны с категорией движения и размера. Задание № 1.3. самое «музыкальное», так как в нем даны такие понятия из курса слушания музыки, которым в окружающем мире так же находятся аналогии: «высокий регистр», «средний регистр», «низкий регистр», «крайние регистры», «громкое», «тихое», «крещендо», «диминуэндо». В таблице 1 показано распределение заданных и придуманных слов.

Таблица 1

Данные слова

Образец придуманных слов

Задание 1.1 Прикосновение

Одушевленный предмет

Неодушевленный предмет

  1.  острое…

1. ежик…

1. нож…

Задание 1.2 Вес, скорость

Одушевленный предмет

Неодушевленный предмет

  1.  тяжелое

1. слон…

1. дом…

Задание 1.3 Звук в пространстве

Одушевленный предмет

Неодушевленный предмет

1.регистр высокий…

1.птичка…

1. звездочка…

Задание №2. Упражнение на чистоту модальностей зрения и слуха.

Написать в два столбика слова, соответственно, характеризующие орган зрения (предметы можно увидеть) и орган слуха (свойства предметов можно, прежде всего, услышать). Начало задания имеет групповой характер обсуждения и предполагает наводящие вопросы педагога. Например, в первый столбик выбрано среди предложенных слово «птичка». Вопрос педагога: «Как разговаривает птичка?». Ответ детей: «поет», «щебечет», «пищит» и т.д. Выбранное каждым учеником слово заносится в таблицу (см. образец в таблице 2). Далее дети выполняют задание по аналогии.

Таблица 2

Данные слова

Образец придуманных слов

Прикосновение

«зрение»

«слух»

  1.  острое и т.д.

1. карандаш; шип

1. писк; (стаккато)

Вес, скорость

«зрение»

«слух»

2. тяжелое и т.д.

2. камень

2. грохот; (аккорд)

Звук в пространстве

«зрение»

«слух»

3.регистр высокий…

3. птичка

3. свист; (флейта)

Задание № 3. Проверка усвоенных слов на разные типы ощущений и музыкальных понятий из курса слушания музыки.

Слова (существительные) или словосочетания, характеризующие «зрение» и «слух» (см. задания №1 и № 2), вписать в таблицу к соответствующим прилагательным на «прикосновение», «вес», «скорость» и «звук в пространстве» из задания №1. Можно придумывать новые слова (существительные), а в столбец с категорией «слух» разрешается писать понятия из курса слушания музыки. В таблице 3 показано распределение заданных и придуманных слов:

Таблица 3

«Зрение»

«Слух»

Образец: птичка, река и т.д.

щебетание, журчание и т.д.

По ходу выполнения заданий дети рассказывают друг другу свои варианты, слова повторяются наизусть. На уроках придуманные образы становятся материалом для придумывания соответствующих элементов беспредметного рисования. Таблицы хранятся у каждого в его индивидуальной папке.

Общим для первых трех заданий является соотношение прилагательных и существительных в работе. Дети оперируют существительными, так как их в словарном запасе больше, прилагательные даются педагогом в зависимости от содержания упражнения. Если на первых уроках в устных ответах о музыке звучат только определения «весело-грустно», то через полмесяца появляются определения, указывающие на свойства схожих образов – плавные, угловатые, иголистые, волнистые и т.д. Постепенно, из урока в урок, образы превращаются в цветные линии и формы, в зависимости от звучащей музыки, классифицируются в группы: «как пчелки», «как ураган», «как медведь», «как солнышко», «как котята», «как иголочки» и т.д.

Далее, в процессе обсуждения прослушанной музыки с детьми, остается лишь помочь детям «превратить» придуманные образы и их музыкальные аналогии в новые прилагательные, соответственно: «жужжащие, или стремительные», «бушующие, мощные», «тяжелые, грозные», «блестящие, лучистые», «мягкие, теплые» и т.д. В итоге словарный запас малышей увеличивался, но это даже не самое главное. Как известно, ясное словесное выражение – результат ясной мысли, понятой мысли. Значит, музыка, звучащая на уроках, воспринималась правильно. Она подействовала на эмоциональный мир ребенка, зашевелила его душу, завоевала его признание, стала осознаваемой.

Следующее упражнение направлено на формирование цвето-звуковых синестезий. Дети, занимаясь «беспредметным рисованием», выражая мелодии и ритмы колоритными изображениями, свободно оперируют разными цветами. Цветовое зрение у них тесно связано с понятиями «нравится» – «не нравится», поэтому педагогом не сообщаются какие-либо физические и эмоциональные характеристики цветов, оговариваются только те или иные их оттенки в средствах музыкальной выразительности (светлое, темное, яркое и т.д.). В задании №4 более детально прорабатываются чистые цвета спектра – «красный», «желтый», «оранжевый», «зеленый», «сине-зеленый», «синий», «голубой», «фиолетовый».

Каждая цветная карточка показывается педагогом в течение минуты. Ребенок выбирает слово (прилагательное) среди известных ему ранее слов из заданий №1 и №3 или слов, близких им по смыслу, и записывает его в таблицы. Учитывается тот факт, что слова уже усвоены детьми и проработаны с музыкой.

Задание № 4.1. Для каждого цвета, который показывает педагог, выбрать слово прилагательное из категории «прикосновение»: «острое», «тупое», «холодное», «горячее», «колючее», «мягкое», «пушистое» и другие, записать в таблицу.

Задание № 4.2. К каждому цвету, который показывает педагог, подобрать слово прилагательное из категории «вес, скорость движения»: «тяжелое», «легкое», «невесомое», «медленное», «быстрое», «стремительное», «умеренное» (спокойное), «застывшее»; записать в таблицу.

Задание № 4.3. К каждому цвету, который показывает педагог, подобрать слово (прилагательное) из категории «музыка в пространстве»: «высокий регистр», «средний регистр», «низкий регистр», «крайние регистры», «громкое», «тихое», «крещендо», «диминуэндо» (можно использовать голоса инструментов); записать в таблицу.

В таблице 4 показано примерное соответствие заданных цветов и усвоенных ранее слов:

Таблица 4

Заданные цвета

Образец выбранных прилагательных

«прикосновение»

«вес, скорость»

«музыка в пространстве»

1. красный

2. желтый и т.д.

1.горячий

2. теплый

1.стремительный

2. быстрый

1. средний регистр (труба)

2. высокий регистр (скрипка)

В задании акцент ставится на объективные свойства воздействия цвета на человека – физические, оптические и психологические. Слова, проработанные с детьми на первом этапе, и синонимы к ним соответствуют этим свойствам. При проверке таблиц учитывается общее количество слов в заполненных столбцах, их соответствие названным категориям. Некоторое отклонение от так называемых объективных воздействий цветов на человека не берется во внимание при оценке результатов. Цвет одновременно абстрактен и эмоционален, как и музыкальная интонация. Давая качество каждому цвету, ребенок воспроизводит «свои», обогащенные различными жизненными (и музыкальными в том числе) образами, прилагательные, пополняет свой эмоционально-интонационный багаж.

Упражнения способствуют постепенным проявлениям межчувственных ассоциаций у детей на уровне ощущений, эмоций, действий и речи. Это доказано проводившимися исследованиями по выявлению синестезии у детей путем анализа их рисунков, речи и состояния (графическая, психолингвистическая и инструментальная диагностики).

В экспериментальных группах, занятия в которых велись с учетом обозначенных психолого-педагогических условий, показатели связи звука, цвета и состояния к концу учебного года увеличились; в контрольных группах, где занятия проходили без специальных упражнений, связь незначительна (метод корреляционного анализа Пирсона). По степени развития восприимчивости к музыке таких сторон психики, как внимание, мышление и воображение, дети экспериментальных групп на конец года показали более высокие результаты, чем учащиеся контрольных групп (метод сравнения по критерию Стьюдента).

Таким образом, благодаря перечисленным упражнениям и другим, не указанным в данной статье, технологиям, дети научились понимать интонационный смысл музыки. Понимать – значит сопереживать, со-интонировать через другие, неслуховые каналы восприятия.

В заключение следует подчеркнуть, что предмет «Слушание музыки» призван воспитывать человека, способного впоследствии стать маленьким аккумулятором идей, мыслей, красоты чувств и понимания музыкальных произведений. Синестезией обладает не каждый человек, но для любого ребенка является доступным очень важный принцип: слышу музыку – вижу ее движение. Впоследствии он превратится в обратный: вижу красоту человеческих чувств – слышу и понимаю музыку этих отношений. 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81570. Адгезивные белки межклеточного матрикса: фибронектин и ламинин, их строение и функции. Роль этих белков в межклеточных взаимодействиях и развитии опухолей 104.14 KB
  К первой группе белков с выраженными адгезивными свойствами относят фибронектин ламинин нидоген фибриллярные коллагены и коллаген IV типа; их относят к белкам зрелой соединительной ткани. Фибронектин. Фибронектин один из ключевых белков межклеточного матрикса неколлагеновый структурный гликопротеин синтезируемый и выделяемый в межклеточное пространство многими клетками.
81571. Структурная организация межклеточного матрикса. Изменения соединительной ткани при старении, коллагенозах. Роль коллагеназы при заживлении ран. Оксипролинурия 112.48 KB
  Роль коллагеназы при заживлении ран. Коллаген IX типа антипараллельно присоединяется к фибриллам коллагена II типа. Его глобулярный НК4домен основный он не связан с фибриллами коллагена II типа и поэтому к нему может присоединяться такой компонент матрикса как гиалуроновая кислота. Микрофибриллы которые образуются тетрамерами коллагена VI типа присоединяются к фибриллам коллагена II типа и к гиалуроновой кислоте.
81572. Важнейшие белки миофибрилл: миозин, актин, актомиозин, тропомиозин, тропонин, актинин. Молекулярная структура миофибрилл 116.56 KB
  Молекулярная масса миозина скелетных мышц около 500000 для миозина кролика 470000. Молекула миозина имеет сильно вытянутую форму длину 150 нм. Легкие цепи находящиеся в головке миозиновой молекулы и принимающие участие в проявлении АТФазнойактивности миозина гетерогенны по своему составу. Количество легких цепей в молекуле миозина у различных видов животных и в разных типах мышц неодинаково.
81573. Биохимические механизмы мышечного сокращения и расслабления. Роль градиента одновалентных ионов и ионов кальция в регуляции мышечного сокращения и расслабления 107.85 KB
  В настоящее время принято считать что биохимический цикл мышечного сокращения состоит из 5 стадий: 1 миозиновая головка может гидролизовать АТФ до АДФ и Н3РО4 Pi но не обеспечивает освобождения продуктов гидролиза. Актомиозиновая связь имеет наименьшую энергию при величине угла 45 поэтому изменяется угол миозина с осью фибриллы с 90 на 45 примерно и происходит продвижение актинана 1015 нм в направлении центра саркомера; 4 новая молекула АТФ связывается с комплексом миозинFактин; 5 комплекс миозинАТФ обладает низким...
81574. Саркоплазматические белки: миоглобин, его строение и функции. Экстрактивные вещества мышц 122.6 KB
  Концентрация адениновых нуклеотидов в скелетной мускулатуре кролика в микромолях на 1 г сырой массы ткани составляет: АТФ 443 АДФ 081АМФ 093. в мышечной ткани по сравнению с концентрациейадениновых нуклеотидов очень мало. К азотистым веществам мышечной ткани принадлежат имидазолсодержащие дипептиды карнозин и ансерин.; метилированное производное карнозина ансерин был обнаружен в мышечной ткани несколько позже.
81575. Особенности энергетического обмена в мышцах. Креатинфосфат 126.43 KB
  Принято считать что процессом непосредственно связанным с работающим механизмом поперечнополосатого мышечного волокна является распад АТФ с образованием АДФ и неорганического фосфата. Возникает вопрос: каким образом мышечная клетка может обеспечить свой сократительный аппарат достаточным количеством энергии в форме АТФ т. каким образом в процессе мышечной деятельности происходит непрерывный ресинтез этого соединения Прежде всего ресинтез АТФ обеспечивается трансфосфорилированием АДФ с креатинфосфатом. Данная реакция...
81576. Биохимические изменения при мышечных дистрофиях и денервации мышц. Креатинурия 106.28 KB
  Общими для большинства заболеваний мышц прогрессирующие мышечные дистрофии атрофия мышц в результате их денервации тенотомия полимиозит некоторые авитаминозы и т. являются резкое снижение в мышцах содержания миофибриллярных белков возрастание концентрации белков стромы и некоторых саркоплазматических белков в том числе миоальбумина. Наряду с изменениями фракционного состава мышечных белков при поражениях мышц наблюдается снижение уровня АТФ и креатинфосфата.
81577. Химический состав нервной ткани. Миелиновые мембраны: особенности состава и структуры 152.07 KB
  Данилевский впервые разделил белки мозговой ткани на растворимые в воде и солевых растворах белки и нерастворимые белки. которые разделили белки нервной ткани на 4 фракции: извлекаемые водой 45 раствором КСl 01 раствором NOH и нерастворимый остаток. В настоящее время сочетая методы экстракции буферными растворами хроматографии на колонках с ДЭАЭцеллюлозой и дискэлектрофореза в полиакриламидном геле удалось выделить из ткани мозга около 100 различных растворимых белковых фракций.
81578. Энергетический обмен в нервной ткани. Значение аэробного распада глюкозы 129.8 KB
  На долю головного мозга приходится 23 от массы тела. Следовательно 100 г мозга потребляет в 1 мин 37 мл кислорода а весь головной мозг 1500 г 555 млкислорода. Газообмен мозга значительно выше чем газообмен других тканей в частности он превышает газообмен мышечной ткани почти в 20 раз. Интенсивность дыхания для различных областей головного мозга неодинакова.