62355

Требования к уроку русского языка

Научная статья

Педагогика и дидактика

Общедидактические требования к уроку широко освещенные в педагогической литературе получают частно-методическую конкретизацию применительно к урокам рассматриваемой дисциплины. Сам по себе интересный в воспитательном отношении языковой материал не решает воспитательных задач урока...

Русский

2014-06-09

19.91 KB

2 чел.

Требования к уроку  русского языка

Эффективность обучения русскому языку находится в прямой зависимости от качества уроков, поскольку в советской школе урок был и остается основной формой организации учебно-воспитательного процесса.

   Общедидактические требования к уроку, широко освещенные в педагогической литературе , получают частнометодическую конкретизацию применительно к урокам рассматриваемой дисциплины. Основные требования, которым должны удовлетворять уроки русского языка, кратко можно сформулировать в следующих положениях:

   I. Приобретение новых знаний, их применение в речевой практике и воспитание школьников сливаются в единый процесс. Не случайно, что в последнее десятилетие особое внимание уделяется организации учебной деятельности учащихся на уроке, идейно-политической, эстетической, художественной ценности языкового материала, который используется на уроке, мировоззренческому аспекту изучения языка, общей направленности всего классного коллектива на достижение поставленной цели. Сам по себе интересный в воспитательном отношении языковой материал не решает воспитательных задач урока, так же как и, например, рациональные методические приемы, использованные учителем применительно к языковому материалу, не отвечающему ценностным характеристикам. На уроке воспитывается все, включая доброжелательное отношение учителя к детям, отношения между учащимися, метод обучения, выбранный учителем для данного урока, виды заданий, которые выполняют учащиеся, языковой материал, на базе которого осуществляется изучение грамматики, словообразования, орфографии и т. д.

 Нужные нравственные качества воспитывает урок, на котором создана атмосфера творческого коллективного поиска. Например, на уроке в III классе при изучении темы «Прошедшее время глагола. Правописание глагольных суффиксов» учитель следующим образом организовал деятельность учащихся (приводим фрагмент урока).

1. Творческий диктант.

— Какой глагол нужно употреблять? (Учащиеся обсуждают, записывают.)

 Шел штурм Берлина. Грозно ... (грохотали) советские орудия. От разрывов и мин . .. (содрогалась) земля. Огромные каменные здания . . . (рушились) и горели с треском, как соломенные. (Н. Богданов.)

При выборе наиболее подходящего глагола проводится работа над группой слов-синонимов:

1) Греметь, грохотать, рокотать.

2) Содрогаться, трястись.

3) Рушиться, обвалиться. (В скобках в тексте указан глагол, употребленный автором.)

— В каком времени употреблены глаголы? Докажите.

2. Наблюдения над написанием суффиксов в глаголах прошедшего времени.

— Объясните написание глаголов в предложении: В мирном Берлине построили и строят замечательные жилые дома, школы, больницы.

Учащиеся объясняют написание окончания глагола настоящего времени: неопределенная форма — что делать? строить, глагол на -ить, значит, II спряжения, в 3-м лице множественного числа окончание -ят. Написание глагола в прошедшем времени учащиеся объяснить затрудняются. (Создается поисковая ситуация.) На доске запись: <…>

Коллективно делается обобщение-вывод о глаголах прошедшего времени: перед суффиксом -л пишется та же буква, что и перед -ть в неопределенной форме.

Учащиеся записывают с комментированием: В мирном Берлине построили и строят замечательные жилые дома, школы, больницы. Советские люди и жители ГДР — большие друзья. Они многое сделали для того, чтобы отстоять мир.

— Найдите глаголы прошедшего времени, объясните их написание.

= Что вы нового узнали на уроке?

На уроке русского языка особое внимание уделяется воспитанию любви к родному языку, бережного отношения к слову. Поэтому тщательно отбираются тексты на урок. Большое место в процессе обучения языку занимает лексико-стилистическая работа. На уроке русского языка часто звучат стихи; наряду с адаптированными текстами используются высокохудожественные авторские тексты.  Весь процесс обучения русскому языку направлен на формирование у школьников основ научного мировоззрения.

Урок русского языка воспитывает и такие необходимые каждому человеку качества, как аккуратность, самостоятельность, инициативность.

  II. Четкость и внутренняя логика урока, его целенаправленность. Логика урока, на котором изучается новый материал, обусловлена в значительной степени взаимодействием сторон изучаемого языкового явления, его лингвистической сущностью. Учителю важно видеть эти взаимосвязи и постепенно раскрывать их вместе с учащимися в ходе выполнения ряда заданий.

Если урок ставит своей целью закрепление грамматических знаний, формирование орфографических умений, то логика урока будет отражать систему упражнений, которая, как известно, строится с учетом усложнения условий, в которых протекает деятельность учащихся. Первые упражнения на уроке могут выполняться коллективно, так как отрабатывается последовательность действий при написании той или иной орфограммы. Позднее возрастает самостоятельность учащихся. Связь между упражнениями, выполненными на уроке, обусловлена также и характером формируемого умения.

Целенаправленность урока создается соответствием учебного материала теме и целям урока.

Весь учебный материал урока, включая материал для наблюдений за языковыми фактами, материал для орфографических и разного рода речевых упражнений должен строго соответствовать цели урока. Например, во II классе тема урока — «Обобщение знаний об именах существительных». Грамматические, лексические и орфографические упражнения находятся между собой в такой связи, что позволяют систематизировать признаки имени существительного как части речи и написание этих слов.

 iII. Урок русского языка — это прежде всего урок развития речи и мышления учащихся. Данное требование обусловлено спецификой самого учебного предмета, социальная функция которого раскрывается в коммуникативной функции языка. Чтобы урок русского языка был социально значимым, он обязательно должен быть направлен на формирование у учащихся умения грамматически правильно, стилистически точно, последовательно выражать свои мысли и передавать чужие.   Установка на развитие речи на уроке русского языка требует применять при изучении грамматического материала такие методические приемы, которые подводят младших школьников к осознанию роли каждой части речи или части слова в нашем языке, к пониманию, например, почему нужно уметь различать род имени существительного, его склонение, уметь найти в слове корень, приставку, суффикс, знать, как распознается время глагола, как (с помощью какой части речи и части слова) устанавливается связь слов в предложении и многое другое. Иначе говоря, грамматическая теория на уроке изучается под углом зрения ее практического применения для формирования навыков точной и грамматически правильной речи, для развития навыков сознательного письма. Такая общая направленность уроков грамматики на развитие речи детей находит конкретное выражение в содержании урока и в тех видах заданий, которые применяются на уроке.  Важным обстоятельством, позволяющим осуществить на уроке связь изучения грамматического, словообразовательного, орфографического материала с развитием речи является управление умственной деятельностью учащих-с я. Процесс развития речи школьников неотделим от развития их мышления.

    Современный урок русского языка характеризуется целенаправленной работой над развитием мышления учащихся. Это означает, что в процессе изучения определенного грамматического или орфографического материала проводится работа над овладением определенными умственными действиями, наиболее обеспечивающими усвоение данного материала. Например, для формирования понятия «родственные слова» необходимо владение такими умственными операциями, как сравнение слов по их лексическому значению и морфемному составу (общность по смыслу и наличие одинакового корня). Практика показывает, что умение сравнивать слова с учетом указанных двух факторов формируется гораздо быстрее, если над приемом сравнения проводится специальная работа, включающаяся как составная часть в изучение материала.

Вышесказанное дает основание особо подчеркнуть, что при подготовке к уроку учитель определяет не только круг знаний, над усвоением которых будет идти работа, но и те умственные действия, которыми необходимо овладеть учащимся для усвоения данного материала. Это отражается на подборе видов заданий н конкретного материала урока, а также в какой-то мере определяет и его структуру.

 В последние годы значительно большую роль в обучении языку приобретают теоретические знания. Это объясняется тем, что именно теоретические знания и позволяют учащимся сознательно владеть языком. Усиление роли теории не означает, что на уроке необходимо больше заучивать грамматических определений. Напротив, для современного урока характерен отказ от формального воспроизведения знаний. Усилить роль теории — это значит больше внимания уделять раскрытию (хотя и в элементарной форме) закономерностей языка, т. е. усвоению школьниками связи между языковыми явлениями.

Для учащихся начальных классов ступенькой к осознанию таких связей является поиск ответа на вопрос: почему так? Почему, например, слово дружный изменяется по родам, числам и падежам, а слово дружим — по числам и лицам? Почему в слове интересно -о — это суффикс, а в слове интересный -ый — окончание? Почему существительные площадь и улица в одном и том же падеже и числе могут иметь разные окончания? Почему от глагола строить можно образовать все три временные формы, а от глагола построить — только прошедшее и будущее и т. п.

Особенностью современного урока является также и то, что теоретические знания приобретаются активным путем, учащиеся принимают непосредственное участие в их «открытии», т. е. применяется так называемый поисковый путь познания.

На эффективность уроков русского языка большое влияние оказывают также следующие факторы: соразмерность устной и письменной работы на уроке (примерно три четверти урока должны занимать письменные работы); контроль за учебной работой школьников, хорошая информативность обратной связи (использование в этих целях сигнальных карточек с буквами и цифрами, перфокарт и т. п.); своевременное предупреждение и исправление ошибок всех видов (орфографических, пунктуационных,, лексических, стилистических); использование технических средств обучения.