62356

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Целенаправленность чёткость и логика урока Вопросы для анализа самоанализа урока: Какие цели поставлены учителем на уроке Соответствуют ли они теме и требованиям учебной программы Цели сформулированные учителем при подготовке к уроку должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы.

Русский

2014-06-09

33.42 KB

64 чел.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1. Целенаправленность, чёткость и логика урока

Вопросы для анализа (самоанализа урока):

  1.  Какие цели поставлены учителем на уроке? Соответствуют ли они теме и требованиям учебной программы?

Цели, сформулированные учителем при подготовке к уроку, должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы.

  1.  Каким способом цели урока были доведены до учащихся!

Цели, поставленные учителем перед учащимися на уроке, должны быть сформулированы конкретно, корректно и в сфере деятельности учащихся.

Формы предъявления:

  1.  устная форма постановки целей и задач;
  2.  запись на доске (к концу урока должны узнать научиться...);
  3.  постановка проблемы, фиксация вопроса, на который необходимо получить ответ (на доске помещается знак ?_).

В ходе урока — обращаться к нему:

  1.  Ответ на какой вопрос ищем?
  2.  Что нам нужно узнать?

В конце урока — обязательно вернуться:

  1.  На какой вопрос должны были найти ответ?
  2.  Кто может ответить? Кто хочет уточнить?
  3.  Молодцы! Цель урока достигнута!
  4.  Ставились ли промежуточные задачи?

Перед каждым отдельным этапом урока желательно ставить промежуточную задачу (устно) и в конце этапа подводить итог: «Что узнали? Что повторили? Чему научились? Что ещё не знаем? Идём дальше!». Каждый такой вопрос формирует у ученика осознанность выполнения действий, понимание того, для чего выполняется то или иное упражнение.

  1.  Все ли упражнения соответствовали теме урока и способствовали достижению поставленной цели?
  2.  Насколько удалось выдержать содержательную логику урока?
  3.  Какова интенсивность работы с одним упражнением!
  4.  Насколько оправдана замена учителем материала учебника своими упражнениями (если она присутствовала)?

Все выполняемые на уроке упражнения должны соответствовать теме урока и способствовать достижению поставленной цели, каждое новое упражнение должно опираться на предыдущее и делать шаг вперёд.

- Адекватны ли теме, цели и содержанию урока методы и формы организации учебной деятельности?

Методы и формы организации учебной деятельности должны быть    адекватны теме, цели и содержанию урока.

- Какой конечный результат получен? Соответствует ли он поставленной цели? Каким способом учитель проверил достижение поставленной цели?

Конечный результат должен соответствовать поставленной цели и достигаться наиболее оптимальным способом.

2.  Реализация коммуникативно-деятельностного подхода

Ведущее требование правильно организованная речевая направленность урока, развитие речи учащихся.

Основные направления работы:

  1.  лексическая работа или работа над словарем;
  2.  развитие синтаксического строя речи (работа над предложением);
  3.  связная речь (работа над текстом);
  4.  работа над звуковой культурой речи.

3.   Систематическая и системная работа по развитию навыков каллиграфического письма (требование учебной программы)

3.1. Минутки чистописания на каждом уроке - 5- 8 минут

2 класс - не менее 2 строк;

3 класс - 2-3 строчки;

4 класс - 3-4 строчки.

Требования:

  1.  сочетание коллективной и индивидуальной формы работы;
  2.  образец учителя на доске;
  3.  опора на анализ графических ошибок учащихся;
  4.         связь с уроком (по возможности).

Содержание каллиграфической работы во /1-1V классах (см. учебную программу по каждому классу):

  1.  закрепление гигиенических навыков письма (правильной посадки, положения тетради, ручки и др.);
  2.  отработка формы букв (по группам);
  3.  работа над соединениями букв;
  4.  выработка у учащихся плавности и ритмичности письма;
  5.  Перевод на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Начало обучения - со 2 полугодия 2 класса.

Тетради в одну линию - с 3 класса.

  1.  Образцы букв и соединений прописываются в тетрадях учащихся
  2.  класс - ежеурочно;
  3.  класс - 2-3 раза в неделю;
  4.  класс - 1 -2 раза в неделю.

Обязательное требование - учёт индивидуальных графических ошибок.

4. Систематическая и системная работа по усвоению правописания слов с непроверяемым написанием (словарных слов)

4.1. На каждом уроке обязательно проводится работа со словарными словами - как отдельный этап урока (5-8 минут урока) или как дополнительный компонент в процессе работы по каллиграфии (для отработки графических навыков берутся словарные слова), включается в другой вид деятельности. Словарная работа хорошо сочетается с работой по развитию речи и грамматической работой {подбор однокоренных существительных, прилагательных, глаголов, определение рода, склонения и т.д.).

4.2 Знакомство с новым словарным словом

Классический вариант работы - вводится 1 новое слово в неделю: 1-й урок - знакомство с новым словом, на 2-х последующих - отработка, слово обязательно включается в работу на уроке. В этом случае упражнения учебника используются не для знакомства, а в качестве закрепления.

Алгоритм введения нового словарного слова

  1.  осознание лексического значения слова (картинка, загадка, устное выделение из предложения);
  2.  звуковой анализ слова (произносим - выделяем слоги - ставим ударение - интонируем все звуки);
  3.  зрительный образ слова (карточка);
  4.  орфографическое чтение;
  5.  установление разницы в произношении и написании;
  6.  решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание слова?»; ученики пробуют подобрать проверочные слова (очень полезное задание для осознания общего способа действия);
  7.  запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;
  8.  подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;
  9.  определение лексического значения однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений (1-2 можно записать).

Обязательно: увидеть слово - произнести слово - записать слово, подчеркнуть орфограммы - подобрать однокоренные слова, записать их, подчеркнуть орфограммы — осмыслить лексическое значение.

Важно обратить внимание на единообразное написание всех однокоренных слов («мороз» выучили, а «морозный» пишут с ошибкой).

4.3. Этап закрепления — используются разнообразные приёмы:

  1.  группировка по тематическому принципу (птицы, инструменты, мебель,

школа и т.д.);

  1.  группировка по алфавиту;
  2.  группировка по принципу «сходного гласного» (а/а; а/а/а; о/о; о/о/о; о/а;

а/о); «удвоенного согласного» (лл, кк, мм, нн, ее);

  1.  составление индивидуального орфографического словарика;
  2.  зрительный диктант - «сфотографировать» (мысленно) словарные слова и через минуту записать их по памяти;
  3.  картинный диктант - учитель молча показывает рисунок с изображением предмета, название которого включено в группу словарных слов, ученики записывают слова в тетрадях;
  4.  диктант «Самоконтроль» или «Проверяю себя» - лист тетради делится на две части: 1) умею писать; 2) не знаю, сомневаюсь (+ и ?). Учитель диктует словарные слова, ученики распределяют их в два столбика. Затем проверяют правильность написания по словарю.
  5.  диктант «Самопроверка» или «Взаимопроверка» - словарный диктант проверяется по словарю самим учеником или соседом па парте, при этом вырабатывается потребность и умение пользоваться орфографическим словарём; и др.

4.4. Объём словарных диктантов (по четвертям):

 2 класс- 4- 6- 6 — 8 слов;

 3 класс- 8- 8-10-10 слов;

 4 класс - 10 - 10 - 12 - 12 слов.

5. Организация сопутствующего повторения

Обязательным элементом урока является повторение пройденного по фонетике, орфографии, грамматике.

Предусмотреть проведение орфографических тренингов-пятиминуток (орфографических минуток; пятиминуток грамотности и др.) в структуре урока любого типа (как отдельный этап урока; как дополнительный орфографический разбор 1-2 предложений из текста упражнения; предварительный орфографический анализ домашнего задания и т.д.).

6. Целенаправленная работа по формированию практических умений в выполнении различных видов грамматического разбора

На каждом уроке необходимо находить возможность обращаться к грамматическому разбору.

Обязательно 1 вид разбора:

  1.  звуко-буквенный (полный или частичный) — только устная форма;
  2.  по составу слова (морфемный) — устная и письменная форма;
  3.  слово как часть речи (морфологический) — только устная форма;
  4.  предложения — графически выделяем только главные члены предложения, устно устанавливаем связь слов в предложении (находим словосочетания с обязательной постановкой вопросов).

7.Учёт психологической природы формирования орфографического действия

 7.1 Регулярно использовать в работе орфографические упражнения, основанные на слуховом восприятии, предъявляемые на слух (не путать с устной работой, имеющей зрительную опору, например, устно вставить буквы в слова, записанные на доске).

В школьной практике существует противоречие между способом обучения и способом контроля - диктант основан на слуховом восприятии, а основная работа на уроке имеет зрительную опору (упражнения в учебнике, слова записаны на доске).

7.2 Использовать на уроке диктанты различных видов (предупредительный, комментированный, объяснительный и др.).

Диктант как вид орфографического упражнения имеет свою специфическую ориентировочную основу. Изучая орфографическое правило и закрепляя его упражнениями, ребёнок имеет возможность «пошаговой» реализации действий с языковым материалом. Когда ребенок пишет диктант, он поставлен в условия мгновенного реагирования на услышанное. В сознании ребёнка уже должен иметься целый арсенал готовых орфографических моделей языковых единиц, которые являются результатом «свёрнутого» действия по освоению орфографического правила.

Существует научная теория М.С. Шехтера, согласно которой «свёрнутое» действие базируется на новой ориентировочной основе, требует специальных педагогических мер по его формированию, а не опирается на ту ориентировочную основу, которая строится в начале усвоения, когда действие выполняется «развёрнуто».

Вывод: практиковать обучающие диктанты различных видов (до 10 минут урока). См. научно-методический журнал «Пачатковае навучанне: сям 'я, дз1цячы сад, школа" № 3 за 2009 г. (статья Тириновой О.И. "Орфографические упражнения в начальных классах ").

8.  Целевая установка учителя на безошибочное письмо

Реализуется последовательной работой по предупреждению возможных ошибок учащихся на всех этапах обучения: при устном анализе текста, подлежащего записи, в процессе письма и после написания работы.

Средством предупреждения и исправления ошибок является звуко-буквенный анализ, предварительный орфографический разбор текста, комментирование, послоговое проговаривание, подбор проверочных слов, сопоставление изученных орфограмм, использование алгоритмов, опорных таблиц и т.д.

9. Работа учителя над развитием навыков самоконтроля, умением работать

над ошибками

Для проверки написанного используются разнообразные приёмы:

  1.  сверка написанного с образцом (по книге);
  2.  сверка написанного с записью на доске;
  3.  взаимопроверка (меняются тетрадями и проверяют друг друга);
  4.  учитель ставит знак на полях, дети сами должны найти и исправить !| ошибку (как обучающий приём на уроке!)

Систематическая работа над ошибками — обязательное требование учебной программы, методики преподавания, инструкции о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях.

Следует различать следующие формы:

  1.  работа над ошибками, допущенными в обучающих классных и домашних работах, - выполняется самостоятельно в рабочих тетрадях;
  2.  работа над ошибками, допущенными в обучающих изложениях и сочинениях, - выполняется коллективно в рабочих тетрадях (только в классе под руководством учителя!);
  3.  работа над ошибками, допущенными в контрольных работах, - выполняется коллективно и самостоятельно в тетрадях для контрольных работ (только в классе под руководством учителя!).

Детей надо научить выполнять работу над ошибками!

Общая методическая установка: как только изучено новое правило, на следующем уроке отводится время для демонстрации образца выполнения работы над ошибками. Учитель объясняет и показывает, как правильно работать над ошибками, относящимися к данному типу.

Образец выполнения даёт учитель (условные обозначения, образец записи).

Обратить внимание:

  1.  не увлекаться нумерацией правил в образцах (при отсутствии номера- подсказки ученики оказываются беспомощными — лучше осмысленное выполнение работы по типу орфограммы: безударные гласные, парные согласные и т.д.);
  2.  не использовать памятки, предлагающие придумать ещё несколько слов на данное правило (ученики допускают ошибки в новых словах — достаточно подобрать проверочное слово, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы).

Работа над ошибками после контрольной работы (проводится обязательно на следующем уроке).

В классном журнале записи:

  1.  Работа над ошибками (если отводится целый урок);
  2.  Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала по теме «Глагол» (если отводится часть урока).

Методика проведения

  1.  Раздать тетради для контрольных работ.
  2.  Общая характеристика выполненной работы.
  3.  Анализ контрольной работы. Фиксация типичных ошибок.
  4.  Коллективное выполнение работы над ошибками (вызываются ученики, допустившие ошибки —работа на доске, с комментарием). Все выполняют в тетрадях.
  5.  Индивидуальное выполнение работы над ошибками (те ошибки, которые не были проработаны коллективно). Индивидуальные карточки для учащихся, выполнивших работу без ошибок.

5. Тетради собираются и проверяются с выставлением отметки.

10.Инструктаж учителя о выполнении домашней работы:

  1.  проверка понимания содержательной части упражнения:
  2.  Просмотрите домашнее упражнение.
  3.  Что требуется сделать?
  4.  На какое правило?
  5.  Почему?
  6.  Давайте ещё раз прочитаем правило;

2) проверка понимания формальной стороны:

  1.  Всем понятно, как оформить запись?

11. Проведение в конце урока мини-проверочной работы как диагностики к следующему уроку

Самый объективный способ узнать качество своей (учительской !!!) работы - проведение в конце урока мини-проверочной работы (продиктовать 2-3 слова или 1 предложение со словами на то правило, которое отрабатывалось на уроке).

Результаты работы покажут учителю, на что следует обратить внимание при разработке содержания следующего урока.

12. Выполнение общедидактических требований:

  1.  лингвистическая грамотность урока;
    1.  рациональное распределение времени на уроке;
    2.  наличие обратной связи (фронтальный устный опрос; учебный диалог; оперативные проверочные работы; использование перфокарт, карточек для индивидуальной работы, средств обратной связи — веера гласных и согласных, цветовые сигнальные карточки и др.);
  2.  индивидуальный и дифференцированный подходы;
  3.  формирование общеучебных умений и навыков;
  4.  учёт и использование межпредметных связей;
  5.  перспективность и преемственность в работе;
  6.  эффективное использование наглядности и технических (электронных) средств обучения.

Примерная структура комбинированного урока

1.  Организационный момент, сообщение темы урока.

2.  Проверка домашнего задания осуществляется с новой дидактической целью

(может отсутствовать; может входить в п. 5)

3.  Чистописание.

4.  Словарная работа (может совмещаться с другими этапами урока).

5.  Актуализация опорных знаний, сопутствующее повторение:

  1.  устные или письменные задания на повторение и закрепление изученного материала;
  2.  создание ситуации успеха;
  3.  создание проблемной ситуации, выход на постановку новой учебной задачи.

6.  Постановка целей и задач урока (по новой теме; если по закреплению - тогда перед п. 5).

7.  Изучение нового материала:

  1.  наблюдение;
  2.  первичные выводы, предположения;
  3.  знакомство с правилом, определением понятия;
  4.  коллективное освоение нового способа действия - показать, как новые знания нужно использовать на практике;
  5.  фиксация способа действия, построение алгоритма.

Например:

- Как мы действовали? (Как находили окончание?) Что делали в первую очередь? (Изменяли слово). Значит, первый пункт алгоритма работы - изменить слово. (На доске зафиксировать!) Что делали дальше? И т.д.

Если не вышли на способ действия — новый материал на уроке не отработали!

8.  Коллективная отработка нового способа действия (упражнения на применение новых знаний) в различных ситуациях - распознавание нового языкового явления на уровне отдельных слов, в контексте словосочетаний, предложения, текста; при изменении формы слова и др.

9.  Закрепление изученного материала в процессе самостоятельной работы.

10.  Оперативный контроль (мини-проверочная работа).

11.  Итог урока. Рефлексия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30289. Основные методы художественной литературы. Классицизм. Жанрово-стилевая система 27 KB
  Представители классицизма в России Эстетика К. Но внешние стороны не должны были заслонять по убеждению теоретиков и практиков классицизма содержательную сторону показывающую столкновение мысли и страсти героев трагедии. В период расцвета классицизма на сцене происходило совпадение внешней формы и содержания. Когда же наступил кризис этой системы то оказалось что в рамках классицизма невозможно показать жизнь человека во всей её сложности.
30290. Основные методы художественной литературы. Романтизм. Философская основа (учения Шеллинга, Шопенгауэра) 30.5 KB
  Романтизм. Характер художественного конфликта в романтизме Классические страны романтизма Германия Англия Франция. Романтизм это одно из крупнейших направлений в европейской и американской литре 1819 вв получившее всемирное значение и распространение. Романтизм это то что впоследствии будет называться французской революцией под лозунгами свобода равенство братство.
30291. Основные методы художественной литературы. Романтизм. Тип героя. Понятия романтической тайны, романтической иронии 23 KB
  Понятия романтической тайны романтической иронии Романтизм последний âбольшой стильâ в истории искусства то есть последнее направление проявившее себя во всех областях духовной деятельности и художественного творчества: в изобразительных искусствах музыке литературе. Романтизм высшая точка в развитии гуманистического искусства начатого в эпоху Возрождения когда человек был провозглашен мерилом всех вещей. Мир для романтиков тайна загадка познать которую может только откровение искусства.
30293. Основные методы художественной литературы. Реализм. Многообразие подходов к проблеме реализма в литературоведении. Просветительский реализм 29 KB
  Реализм. Многообразие подходов к проблеме реализма в литературоведении. Просветительский реализм. 1 Реализм это художественное направление имеющее целью возможно ближе передавать действительность стремящееся к максимальному правдоподобию.
30294. Основные методы художественной литературы. Модернизм - идейные основы и творческая практика. Основные течения. Идейные основы и художественная практика акмеизма 29.5 KB
  Идейные основы и художественная практика акмеизма. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность полное равнодушие к злободневным проблемам современности. Но если в поэзии символизма определяющим фактором являлась мимолетность сиюминутность бытия некая тайна покрытая ореолом мистики то в качестве краеугольного камня в поэзии акмеизма был положен реалистический взгляд на вещи. Главные идеи акмеизма были изложены в программных статьях Н.
30295. Основные методы художественной литературы. Модернизм - идейные основы и творческая практика. Основные течения. Идейные основы и художественная практика футуризма 23.5 KB
  Философскими предпосылками появление модернистического исва считаются: труды философа Нитше а также исследования Шопенгауэра. По мнению Нитше вся система миров культуры находится в состоянии глубочайшего кризиса. Нитше для активации духовн исканий чела создает острую словесную провокацию: он пишет о мифич сверхчеле кот должен прийти на смену обычному челу слабому потребителю. Для Нитше это норма а совершить усилия это сверхнорма.
30296. Типология реализма в историческом аспекте (первобытный, ренессансный). Характеристика каждого этапа развития метода реализма 22.5 KB
  Идейная основа: Сознание эпохи перехода от Средневековья к Новому времени соотносимой с вызреванием капиталистического строя в недрах феодального Доминанта: Абсолютизация человеческой личности в ее целостности; представление о человеке как о единстве разумного и чувственного как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями Основа эстетики: Антропоцентризм принцип Человек мера всех вещей Характерные черты: Гиперисторизм идеалов связанный с концепцией родового человека; стихийный синкретизм мировосприятия выражающийся...
30297. Типология реализма в историческом аспекте. Классический реализм 19 века 26 KB
  Классический реализм 19 века. В тридцатые годы XIX века в ряде европейских литератур утверждаются эстетические принципы критического реализма XIX века. Открытием критического реализма XIX века было изображение социального характера создание образа воплощавшего типические черты современного общества. Однако такое документально точное изображение среды реализма XIX века означало собой лишь подготовительную стадию в художественном освоении жизненных обстоятельств.