62356

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Целенаправленность чёткость и логика урока Вопросы для анализа самоанализа урока: Какие цели поставлены учителем на уроке Соответствуют ли они теме и требованиям учебной программы Цели сформулированные учителем при подготовке к уроку должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы.

Русский

2014-06-09

33.42 KB

22 чел.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1. Целенаправленность, чёткость и логика урока

Вопросы для анализа (самоанализа урока):

  1.  Какие цели поставлены учителем на уроке? Соответствуют ли они теме и требованиям учебной программы?

Цели, сформулированные учителем при подготовке к уроку, должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы.

  1.  Каким способом цели урока были доведены до учащихся!

Цели, поставленные учителем перед учащимися на уроке, должны быть сформулированы конкретно, корректно и в сфере деятельности учащихся.

Формы предъявления:

  1.  устная форма постановки целей и задач;
  2.  запись на доске (к концу урока должны узнать научиться...);
  3.  постановка проблемы, фиксация вопроса, на который необходимо получить ответ (на доске помещается знак ?_).

В ходе урока — обращаться к нему:

  1.  Ответ на какой вопрос ищем?
  2.  Что нам нужно узнать?

В конце урока — обязательно вернуться:

  1.  На какой вопрос должны были найти ответ?
  2.  Кто может ответить? Кто хочет уточнить?
  3.  Молодцы! Цель урока достигнута!
  4.  Ставились ли промежуточные задачи?

Перед каждым отдельным этапом урока желательно ставить промежуточную задачу (устно) и в конце этапа подводить итог: «Что узнали? Что повторили? Чему научились? Что ещё не знаем? Идём дальше!». Каждый такой вопрос формирует у ученика осознанность выполнения действий, понимание того, для чего выполняется то или иное упражнение.

  1.  Все ли упражнения соответствовали теме урока и способствовали достижению поставленной цели?
  2.  Насколько удалось выдержать содержательную логику урока?
  3.  Какова интенсивность работы с одним упражнением!
  4.  Насколько оправдана замена учителем материала учебника своими упражнениями (если она присутствовала)?

Все выполняемые на уроке упражнения должны соответствовать теме урока и способствовать достижению поставленной цели, каждое новое упражнение должно опираться на предыдущее и делать шаг вперёд.

- Адекватны ли теме, цели и содержанию урока методы и формы организации учебной деятельности?

Методы и формы организации учебной деятельности должны быть    адекватны теме, цели и содержанию урока.

- Какой конечный результат получен? Соответствует ли он поставленной цели? Каким способом учитель проверил достижение поставленной цели?

Конечный результат должен соответствовать поставленной цели и достигаться наиболее оптимальным способом.

2.  Реализация коммуникативно-деятельностного подхода

Ведущее требование правильно организованная речевая направленность урока, развитие речи учащихся.

Основные направления работы:

  1.  лексическая работа или работа над словарем;
  2.  развитие синтаксического строя речи (работа над предложением);
  3.  связная речь (работа над текстом);
  4.  работа над звуковой культурой речи.

3.   Систематическая и системная работа по развитию навыков каллиграфического письма (требование учебной программы)

3.1. Минутки чистописания на каждом уроке - 5- 8 минут

2 класс - не менее 2 строк;

3 класс - 2-3 строчки;

4 класс - 3-4 строчки.

Требования:

  1.  сочетание коллективной и индивидуальной формы работы;
  2.  образец учителя на доске;
  3.  опора на анализ графических ошибок учащихся;
  4.         связь с уроком (по возможности).

Содержание каллиграфической работы во /1-1V классах (см. учебную программу по каждому классу):

  1.  закрепление гигиенических навыков письма (правильной посадки, положения тетради, ручки и др.);
  2.  отработка формы букв (по группам);
  3.  работа над соединениями букв;
  4.  выработка у учащихся плавности и ритмичности письма;
  5.  Перевод на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Начало обучения - со 2 полугодия 2 класса.

Тетради в одну линию - с 3 класса.

  1.  Образцы букв и соединений прописываются в тетрадях учащихся
  2.  класс - ежеурочно;
  3.  класс - 2-3 раза в неделю;
  4.  класс - 1 -2 раза в неделю.

Обязательное требование - учёт индивидуальных графических ошибок.

4. Систематическая и системная работа по усвоению правописания слов с непроверяемым написанием (словарных слов)

4.1. На каждом уроке обязательно проводится работа со словарными словами - как отдельный этап урока (5-8 минут урока) или как дополнительный компонент в процессе работы по каллиграфии (для отработки графических навыков берутся словарные слова), включается в другой вид деятельности. Словарная работа хорошо сочетается с работой по развитию речи и грамматической работой {подбор однокоренных существительных, прилагательных, глаголов, определение рода, склонения и т.д.).

4.2 Знакомство с новым словарным словом

Классический вариант работы - вводится 1 новое слово в неделю: 1-й урок - знакомство с новым словом, на 2-х последующих - отработка, слово обязательно включается в работу на уроке. В этом случае упражнения учебника используются не для знакомства, а в качестве закрепления.

Алгоритм введения нового словарного слова

  1.  осознание лексического значения слова (картинка, загадка, устное выделение из предложения);
  2.  звуковой анализ слова (произносим - выделяем слоги - ставим ударение - интонируем все звуки);
  3.  зрительный образ слова (карточка);
  4.  орфографическое чтение;
  5.  установление разницы в произношении и написании;
  6.  решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание слова?»; ученики пробуют подобрать проверочные слова (очень полезное задание для осознания общего способа действия);
  7.  запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;
  8.  подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;
  9.  определение лексического значения однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений (1-2 можно записать).

Обязательно: увидеть слово - произнести слово - записать слово, подчеркнуть орфограммы - подобрать однокоренные слова, записать их, подчеркнуть орфограммы — осмыслить лексическое значение.

Важно обратить внимание на единообразное написание всех однокоренных слов («мороз» выучили, а «морозный» пишут с ошибкой).

4.3. Этап закрепления — используются разнообразные приёмы:

  1.  группировка по тематическому принципу (птицы, инструменты, мебель,

школа и т.д.);

  1.  группировка по алфавиту;
  2.  группировка по принципу «сходного гласного» (а/а; а/а/а; о/о; о/о/о; о/а;

а/о); «удвоенного согласного» (лл, кк, мм, нн, ее);

  1.  составление индивидуального орфографического словарика;
  2.  зрительный диктант - «сфотографировать» (мысленно) словарные слова и через минуту записать их по памяти;
  3.  картинный диктант - учитель молча показывает рисунок с изображением предмета, название которого включено в группу словарных слов, ученики записывают слова в тетрадях;
  4.  диктант «Самоконтроль» или «Проверяю себя» - лист тетради делится на две части: 1) умею писать; 2) не знаю, сомневаюсь (+ и ?). Учитель диктует словарные слова, ученики распределяют их в два столбика. Затем проверяют правильность написания по словарю.
  5.  диктант «Самопроверка» или «Взаимопроверка» - словарный диктант проверяется по словарю самим учеником или соседом па парте, при этом вырабатывается потребность и умение пользоваться орфографическим словарём; и др.

4.4. Объём словарных диктантов (по четвертям):

 2 класс- 4- 6- 6 — 8 слов;

 3 класс- 8- 8-10-10 слов;

 4 класс - 10 - 10 - 12 - 12 слов.

5. Организация сопутствующего повторения

Обязательным элементом урока является повторение пройденного по фонетике, орфографии, грамматике.

Предусмотреть проведение орфографических тренингов-пятиминуток (орфографических минуток; пятиминуток грамотности и др.) в структуре урока любого типа (как отдельный этап урока; как дополнительный орфографический разбор 1-2 предложений из текста упражнения; предварительный орфографический анализ домашнего задания и т.д.).

6. Целенаправленная работа по формированию практических умений в выполнении различных видов грамматического разбора

На каждом уроке необходимо находить возможность обращаться к грамматическому разбору.

Обязательно 1 вид разбора:

  1.  звуко-буквенный (полный или частичный) — только устная форма;
  2.  по составу слова (морфемный) — устная и письменная форма;
  3.  слово как часть речи (морфологический) — только устная форма;
  4.  предложения — графически выделяем только главные члены предложения, устно устанавливаем связь слов в предложении (находим словосочетания с обязательной постановкой вопросов).

7.Учёт психологической природы формирования орфографического действия

 7.1 Регулярно использовать в работе орфографические упражнения, основанные на слуховом восприятии, предъявляемые на слух (не путать с устной работой, имеющей зрительную опору, например, устно вставить буквы в слова, записанные на доске).

В школьной практике существует противоречие между способом обучения и способом контроля - диктант основан на слуховом восприятии, а основная работа на уроке имеет зрительную опору (упражнения в учебнике, слова записаны на доске).

7.2 Использовать на уроке диктанты различных видов (предупредительный, комментированный, объяснительный и др.).

Диктант как вид орфографического упражнения имеет свою специфическую ориентировочную основу. Изучая орфографическое правило и закрепляя его упражнениями, ребёнок имеет возможность «пошаговой» реализации действий с языковым материалом. Когда ребенок пишет диктант, он поставлен в условия мгновенного реагирования на услышанное. В сознании ребёнка уже должен иметься целый арсенал готовых орфографических моделей языковых единиц, которые являются результатом «свёрнутого» действия по освоению орфографического правила.

Существует научная теория М.С. Шехтера, согласно которой «свёрнутое» действие базируется на новой ориентировочной основе, требует специальных педагогических мер по его формированию, а не опирается на ту ориентировочную основу, которая строится в начале усвоения, когда действие выполняется «развёрнуто».

Вывод: практиковать обучающие диктанты различных видов (до 10 минут урока). См. научно-методический журнал «Пачатковае навучанне: сям 'я, дз1цячы сад, школа" № 3 за 2009 г. (статья Тириновой О.И. "Орфографические упражнения в начальных классах ").

8.  Целевая установка учителя на безошибочное письмо

Реализуется последовательной работой по предупреждению возможных ошибок учащихся на всех этапах обучения: при устном анализе текста, подлежащего записи, в процессе письма и после написания работы.

Средством предупреждения и исправления ошибок является звуко-буквенный анализ, предварительный орфографический разбор текста, комментирование, послоговое проговаривание, подбор проверочных слов, сопоставление изученных орфограмм, использование алгоритмов, опорных таблиц и т.д.

9. Работа учителя над развитием навыков самоконтроля, умением работать

над ошибками

Для проверки написанного используются разнообразные приёмы:

  1.  сверка написанного с образцом (по книге);
  2.  сверка написанного с записью на доске;
  3.  взаимопроверка (меняются тетрадями и проверяют друг друга);
  4.  учитель ставит знак на полях, дети сами должны найти и исправить !| ошибку (как обучающий приём на уроке!)

Систематическая работа над ошибками — обязательное требование учебной программы, методики преподавания, инструкции о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях.

Следует различать следующие формы:

  1.  работа над ошибками, допущенными в обучающих классных и домашних работах, - выполняется самостоятельно в рабочих тетрадях;
  2.  работа над ошибками, допущенными в обучающих изложениях и сочинениях, - выполняется коллективно в рабочих тетрадях (только в классе под руководством учителя!);
  3.  работа над ошибками, допущенными в контрольных работах, - выполняется коллективно и самостоятельно в тетрадях для контрольных работ (только в классе под руководством учителя!).

Детей надо научить выполнять работу над ошибками!

Общая методическая установка: как только изучено новое правило, на следующем уроке отводится время для демонстрации образца выполнения работы над ошибками. Учитель объясняет и показывает, как правильно работать над ошибками, относящимися к данному типу.

Образец выполнения даёт учитель (условные обозначения, образец записи).

Обратить внимание:

  1.  не увлекаться нумерацией правил в образцах (при отсутствии номера- подсказки ученики оказываются беспомощными — лучше осмысленное выполнение работы по типу орфограммы: безударные гласные, парные согласные и т.д.);
  2.  не использовать памятки, предлагающие придумать ещё несколько слов на данное правило (ученики допускают ошибки в новых словах — достаточно подобрать проверочное слово, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы).

Работа над ошибками после контрольной работы (проводится обязательно на следующем уроке).

В классном журнале записи:

  1.  Работа над ошибками (если отводится целый урок);
  2.  Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала по теме «Глагол» (если отводится часть урока).

Методика проведения

  1.  Раздать тетради для контрольных работ.
  2.  Общая характеристика выполненной работы.
  3.  Анализ контрольной работы. Фиксация типичных ошибок.
  4.  Коллективное выполнение работы над ошибками (вызываются ученики, допустившие ошибки —работа на доске, с комментарием). Все выполняют в тетрадях.
  5.  Индивидуальное выполнение работы над ошибками (те ошибки, которые не были проработаны коллективно). Индивидуальные карточки для учащихся, выполнивших работу без ошибок.

5. Тетради собираются и проверяются с выставлением отметки.

10.Инструктаж учителя о выполнении домашней работы:

  1.  проверка понимания содержательной части упражнения:
  2.  Просмотрите домашнее упражнение.
  3.  Что требуется сделать?
  4.  На какое правило?
  5.  Почему?
  6.  Давайте ещё раз прочитаем правило;

2) проверка понимания формальной стороны:

  1.  Всем понятно, как оформить запись?

11. Проведение в конце урока мини-проверочной работы как диагностики к следующему уроку

Самый объективный способ узнать качество своей (учительской !!!) работы - проведение в конце урока мини-проверочной работы (продиктовать 2-3 слова или 1 предложение со словами на то правило, которое отрабатывалось на уроке).

Результаты работы покажут учителю, на что следует обратить внимание при разработке содержания следующего урока.

12. Выполнение общедидактических требований:

  1.  лингвистическая грамотность урока;
    1.  рациональное распределение времени на уроке;
    2.  наличие обратной связи (фронтальный устный опрос; учебный диалог; оперативные проверочные работы; использование перфокарт, карточек для индивидуальной работы, средств обратной связи — веера гласных и согласных, цветовые сигнальные карточки и др.);
  2.  индивидуальный и дифференцированный подходы;
  3.  формирование общеучебных умений и навыков;
  4.  учёт и использование межпредметных связей;
  5.  перспективность и преемственность в работе;
  6.  эффективное использование наглядности и технических (электронных) средств обучения.

Примерная структура комбинированного урока

1.  Организационный момент, сообщение темы урока.

2.  Проверка домашнего задания осуществляется с новой дидактической целью

(может отсутствовать; может входить в п. 5)

3.  Чистописание.

4.  Словарная работа (может совмещаться с другими этапами урока).

5.  Актуализация опорных знаний, сопутствующее повторение:

  1.  устные или письменные задания на повторение и закрепление изученного материала;
  2.  создание ситуации успеха;
  3.  создание проблемной ситуации, выход на постановку новой учебной задачи.

6.  Постановка целей и задач урока (по новой теме; если по закреплению - тогда перед п. 5).

7.  Изучение нового материала:

  1.  наблюдение;
  2.  первичные выводы, предположения;
  3.  знакомство с правилом, определением понятия;
  4.  коллективное освоение нового способа действия - показать, как новые знания нужно использовать на практике;
  5.  фиксация способа действия, построение алгоритма.

Например:

- Как мы действовали? (Как находили окончание?) Что делали в первую очередь? (Изменяли слово). Значит, первый пункт алгоритма работы - изменить слово. (На доске зафиксировать!) Что делали дальше? И т.д.

Если не вышли на способ действия — новый материал на уроке не отработали!

8.  Коллективная отработка нового способа действия (упражнения на применение новых знаний) в различных ситуациях - распознавание нового языкового явления на уровне отдельных слов, в контексте словосочетаний, предложения, текста; при изменении формы слова и др.

9.  Закрепление изученного материала в процессе самостоятельной работы.

10.  Оперативный контроль (мини-проверочная работа).

11.  Итог урока. Рефлексия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21685. Физические процессы в линия связи на оптических волокнах 224.5 KB
  Апертура волоконного световода; 3.Критическая частота и критическая длина волны воло конного световода; 5.Затухание сигнала в волоконных световодах. Отличие от радиоканалов состоит в том что волна распространяется не в свободном пространстве а концентрируется в самом объеме световода и передаётся по нему в заданном направлении.
21686. Предельно-допустимые значения опасных и мешающих влияний и меры защиты 257.5 KB
  Повышение тока вызывает у человека дрожание пальцев рук сокращение мускулов боли и судороги а при I  10 мА создаётся опасность для его жизни. При кратковременном прохождении I через тело человека опасность поражения снижается и тем больше чем меньше время действия тока. Чтобы оценить воздействие токов различных частотах принято сравнивать их акустическое воздействие с акустическим воздействием тока такой же амплитуды но с f = 800 Гц которая является в технике связи расчётной для каналов НЧ. Отношение акустического воздействия тока в...
21687. Меры защиты от взаимных влияний 177 KB
  При скрещивании цепи токи влияния поступающие в нагрузки включенные на концах цепей с каждых двух соседних участков имеют противоположное направление и общее влияние между цепями уменьшается. При скрещивании обеих цепей в одном месте уменьшение влияния не будет так как K0 и Kl дважды изменяют свой знак. Однако полная компенсация токов влияния скрещиванием все таки невозможна так как токи влияния на ближний конец с отдельных участков отличаются по амплитуде и фазе. Взаимные влияния возникают в результате наличия между цепями...
21688. ПОСТРОЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 70 KB
  3 а также об объектах 4го порядка. Рассмотрим систему объектов 1го порядка связанную универсальным интерфейсом и рассмотрим её в виде полносвязного ориентированного графа. Вершины графа означают объекты 1го порядка рёбра объекты 2го порядка. Направление стрелки на ребре указывает от какого объекта 1го порядка к какому передаётся взаимодействие.
21689. НЕЙРОННЫЕ СЕТИ 394 KB
  НЕЙРОННЫЕ СЕТИ Нейронные сети начали активно распространяться 20 лет назад они позволяют решать сложные задачи обработки данных. Нейронные сети названы так потому что их архитектура в некоторой степени имитирует построение биологической нервной ткани из нейронов в мозге человека. Первый шаг был сделан в 1943 году с выходом статьи нейрофизиолога Уоррена Маккалоха и математика Уолтера Питтса про работу искусственных нейронов и представления модели нейронной сети на электрических схемах.htm Итак нейронные сети появились как результат...
21690. ТЕХНОЛОГИИ НЕЙРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ 181 KB
  Он составляет основу для большинства схем нейронного управления. ТЕХНОЛОГИИ НЕЙРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ Во многих реальных системах имеются нелинейные характеристики сложные для моделирования динамические элементы неконтролируемые шумы и помехи а также множество обратных связей и другие факторы затрудняющие реализацию стратегий управления. За последние два десятилетия новые стратегии управления в основном развивались на базе современной и классической теорий управления. Как современная в частности адаптивное и оптимальное управление так и...
21691. Расширение последовательной схемы нейронного управления 106 KB
  Простая процедура обучения для эмулятора выглядит так: {рис. 109} Целью обучения является минимизация ошибки предсказания . 109} Для ускорения сходимости процесса обучения можно использовать другую модель эмулятора: {рис.
21692. Нейронный контроллер 225 KB
  Сегодня мы посмотрим что внутри у нейроконтроллера а также займёмся повышением эффективности оперативного управления. Нейронный контроллер Предположим что объект управления описываемый уравнением является обратимым. Если выход близок к выходу при соответствующих входах то многослойная нейросеть может рассматриваться как контроллер в прямой цепи управления.
21693. Обучение контроллера: подход на основе прогнозируемой ошибки выхода 361.5 KB
  Шаг 1. read ; Шаг 2. {Обучение эмулятора} for := downto 0 do begin :=; ; end; Шаг 3. {Генерация управляющего входного сигнала} :=; или :=; :=; Шаг 4.