62356

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Научная статья

Педагогика и дидактика

Целенаправленность чёткость и логика урока Вопросы для анализа самоанализа урока: Какие цели поставлены учителем на уроке Соответствуют ли они теме и требованиям учебной программы Цели сформулированные учителем при подготовке к уроку должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы.

Русский

2014-06-09

33.42 KB

26 чел.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1. Целенаправленность, чёткость и логика урока

Вопросы для анализа (самоанализа урока):

  1.  Какие цели поставлены учителем на уроке? Соответствуют ли они теме и требованиям учебной программы?

Цели, сформулированные учителем при подготовке к уроку, должны соответствовать теме урока и требованиям учебной программы.

  1.  Каким способом цели урока были доведены до учащихся!

Цели, поставленные учителем перед учащимися на уроке, должны быть сформулированы конкретно, корректно и в сфере деятельности учащихся.

Формы предъявления:

  1.  устная форма постановки целей и задач;
  2.  запись на доске (к концу урока должны узнать научиться...);
  3.  постановка проблемы, фиксация вопроса, на который необходимо получить ответ (на доске помещается знак ?_).

В ходе урока — обращаться к нему:

  1.  Ответ на какой вопрос ищем?
  2.  Что нам нужно узнать?

В конце урока — обязательно вернуться:

  1.  На какой вопрос должны были найти ответ?
  2.  Кто может ответить? Кто хочет уточнить?
  3.  Молодцы! Цель урока достигнута!
  4.  Ставились ли промежуточные задачи?

Перед каждым отдельным этапом урока желательно ставить промежуточную задачу (устно) и в конце этапа подводить итог: «Что узнали? Что повторили? Чему научились? Что ещё не знаем? Идём дальше!». Каждый такой вопрос формирует у ученика осознанность выполнения действий, понимание того, для чего выполняется то или иное упражнение.

  1.  Все ли упражнения соответствовали теме урока и способствовали достижению поставленной цели?
  2.  Насколько удалось выдержать содержательную логику урока?
  3.  Какова интенсивность работы с одним упражнением!
  4.  Насколько оправдана замена учителем материала учебника своими упражнениями (если она присутствовала)?

Все выполняемые на уроке упражнения должны соответствовать теме урока и способствовать достижению поставленной цели, каждое новое упражнение должно опираться на предыдущее и делать шаг вперёд.

- Адекватны ли теме, цели и содержанию урока методы и формы организации учебной деятельности?

Методы и формы организации учебной деятельности должны быть    адекватны теме, цели и содержанию урока.

- Какой конечный результат получен? Соответствует ли он поставленной цели? Каким способом учитель проверил достижение поставленной цели?

Конечный результат должен соответствовать поставленной цели и достигаться наиболее оптимальным способом.

2.  Реализация коммуникативно-деятельностного подхода

Ведущее требование правильно организованная речевая направленность урока, развитие речи учащихся.

Основные направления работы:

  1.  лексическая работа или работа над словарем;
  2.  развитие синтаксического строя речи (работа над предложением);
  3.  связная речь (работа над текстом);
  4.  работа над звуковой культурой речи.

3.   Систематическая и системная работа по развитию навыков каллиграфического письма (требование учебной программы)

3.1. Минутки чистописания на каждом уроке - 5- 8 минут

2 класс - не менее 2 строк;

3 класс - 2-3 строчки;

4 класс - 3-4 строчки.

Требования:

  1.  сочетание коллективной и индивидуальной формы работы;
  2.  образец учителя на доске;
  3.  опора на анализ графических ошибок учащихся;
  4.         связь с уроком (по возможности).

Содержание каллиграфической работы во /1-1V классах (см. учебную программу по каждому классу):

  1.  закрепление гигиенических навыков письма (правильной посадки, положения тетради, ручки и др.);
  2.  отработка формы букв (по группам);
  3.  работа над соединениями букв;
  4.  выработка у учащихся плавности и ритмичности письма;
  5.  Перевод на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Начало обучения - со 2 полугодия 2 класса.

Тетради в одну линию - с 3 класса.

  1.  Образцы букв и соединений прописываются в тетрадях учащихся
  2.  класс - ежеурочно;
  3.  класс - 2-3 раза в неделю;
  4.  класс - 1 -2 раза в неделю.

Обязательное требование - учёт индивидуальных графических ошибок.

4. Систематическая и системная работа по усвоению правописания слов с непроверяемым написанием (словарных слов)

4.1. На каждом уроке обязательно проводится работа со словарными словами - как отдельный этап урока (5-8 минут урока) или как дополнительный компонент в процессе работы по каллиграфии (для отработки графических навыков берутся словарные слова), включается в другой вид деятельности. Словарная работа хорошо сочетается с работой по развитию речи и грамматической работой {подбор однокоренных существительных, прилагательных, глаголов, определение рода, склонения и т.д.).

4.2 Знакомство с новым словарным словом

Классический вариант работы - вводится 1 новое слово в неделю: 1-й урок - знакомство с новым словом, на 2-х последующих - отработка, слово обязательно включается в работу на уроке. В этом случае упражнения учебника используются не для знакомства, а в качестве закрепления.

Алгоритм введения нового словарного слова

  1.  осознание лексического значения слова (картинка, загадка, устное выделение из предложения);
  2.  звуковой анализ слова (произносим - выделяем слоги - ставим ударение - интонируем все звуки);
  3.  зрительный образ слова (карточка);
  4.  орфографическое чтение;
  5.  установление разницы в произношении и написании;
  6.  решение орфографической задачи: «Можно ли проверить написание слова?»; ученики пробуют подобрать проверочные слова (очень полезное задание для осознания общего способа действия);
  7.  запись слова, постановка ударения, подчёркивание орфограмм;
  8.  подбор однокоренных слов, их запись, подчёркивание орфограмм;
  9.  определение лексического значения однокоренных слов, составление словосочетаний, предложений (1-2 можно записать).

Обязательно: увидеть слово - произнести слово - записать слово, подчеркнуть орфограммы - подобрать однокоренные слова, записать их, подчеркнуть орфограммы — осмыслить лексическое значение.

Важно обратить внимание на единообразное написание всех однокоренных слов («мороз» выучили, а «морозный» пишут с ошибкой).

4.3. Этап закрепления — используются разнообразные приёмы:

  1.  группировка по тематическому принципу (птицы, инструменты, мебель,

школа и т.д.);

  1.  группировка по алфавиту;
  2.  группировка по принципу «сходного гласного» (а/а; а/а/а; о/о; о/о/о; о/а;

а/о); «удвоенного согласного» (лл, кк, мм, нн, ее);

  1.  составление индивидуального орфографического словарика;
  2.  зрительный диктант - «сфотографировать» (мысленно) словарные слова и через минуту записать их по памяти;
  3.  картинный диктант - учитель молча показывает рисунок с изображением предмета, название которого включено в группу словарных слов, ученики записывают слова в тетрадях;
  4.  диктант «Самоконтроль» или «Проверяю себя» - лист тетради делится на две части: 1) умею писать; 2) не знаю, сомневаюсь (+ и ?). Учитель диктует словарные слова, ученики распределяют их в два столбика. Затем проверяют правильность написания по словарю.
  5.  диктант «Самопроверка» или «Взаимопроверка» - словарный диктант проверяется по словарю самим учеником или соседом па парте, при этом вырабатывается потребность и умение пользоваться орфографическим словарём; и др.

4.4. Объём словарных диктантов (по четвертям):

 2 класс- 4- 6- 6 — 8 слов;

 3 класс- 8- 8-10-10 слов;

 4 класс - 10 - 10 - 12 - 12 слов.

5. Организация сопутствующего повторения

Обязательным элементом урока является повторение пройденного по фонетике, орфографии, грамматике.

Предусмотреть проведение орфографических тренингов-пятиминуток (орфографических минуток; пятиминуток грамотности и др.) в структуре урока любого типа (как отдельный этап урока; как дополнительный орфографический разбор 1-2 предложений из текста упражнения; предварительный орфографический анализ домашнего задания и т.д.).

6. Целенаправленная работа по формированию практических умений в выполнении различных видов грамматического разбора

На каждом уроке необходимо находить возможность обращаться к грамматическому разбору.

Обязательно 1 вид разбора:

  1.  звуко-буквенный (полный или частичный) — только устная форма;
  2.  по составу слова (морфемный) — устная и письменная форма;
  3.  слово как часть речи (морфологический) — только устная форма;
  4.  предложения — графически выделяем только главные члены предложения, устно устанавливаем связь слов в предложении (находим словосочетания с обязательной постановкой вопросов).

7.Учёт психологической природы формирования орфографического действия

 7.1 Регулярно использовать в работе орфографические упражнения, основанные на слуховом восприятии, предъявляемые на слух (не путать с устной работой, имеющей зрительную опору, например, устно вставить буквы в слова, записанные на доске).

В школьной практике существует противоречие между способом обучения и способом контроля - диктант основан на слуховом восприятии, а основная работа на уроке имеет зрительную опору (упражнения в учебнике, слова записаны на доске).

7.2 Использовать на уроке диктанты различных видов (предупредительный, комментированный, объяснительный и др.).

Диктант как вид орфографического упражнения имеет свою специфическую ориентировочную основу. Изучая орфографическое правило и закрепляя его упражнениями, ребёнок имеет возможность «пошаговой» реализации действий с языковым материалом. Когда ребенок пишет диктант, он поставлен в условия мгновенного реагирования на услышанное. В сознании ребёнка уже должен иметься целый арсенал готовых орфографических моделей языковых единиц, которые являются результатом «свёрнутого» действия по освоению орфографического правила.

Существует научная теория М.С. Шехтера, согласно которой «свёрнутое» действие базируется на новой ориентировочной основе, требует специальных педагогических мер по его формированию, а не опирается на ту ориентировочную основу, которая строится в начале усвоения, когда действие выполняется «развёрнуто».

Вывод: практиковать обучающие диктанты различных видов (до 10 минут урока). См. научно-методический журнал «Пачатковае навучанне: сям 'я, дз1цячы сад, школа" № 3 за 2009 г. (статья Тириновой О.И. "Орфографические упражнения в начальных классах ").

8.  Целевая установка учителя на безошибочное письмо

Реализуется последовательной работой по предупреждению возможных ошибок учащихся на всех этапах обучения: при устном анализе текста, подлежащего записи, в процессе письма и после написания работы.

Средством предупреждения и исправления ошибок является звуко-буквенный анализ, предварительный орфографический разбор текста, комментирование, послоговое проговаривание, подбор проверочных слов, сопоставление изученных орфограмм, использование алгоритмов, опорных таблиц и т.д.

9. Работа учителя над развитием навыков самоконтроля, умением работать

над ошибками

Для проверки написанного используются разнообразные приёмы:

  1.  сверка написанного с образцом (по книге);
  2.  сверка написанного с записью на доске;
  3.  взаимопроверка (меняются тетрадями и проверяют друг друга);
  4.  учитель ставит знак на полях, дети сами должны найти и исправить !| ошибку (как обучающий приём на уроке!)

Систематическая работа над ошибками — обязательное требование учебной программы, методики преподавания, инструкции о порядке формирования культуры устной и письменной речи в общеобразовательных учреждениях.

Следует различать следующие формы:

  1.  работа над ошибками, допущенными в обучающих классных и домашних работах, - выполняется самостоятельно в рабочих тетрадях;
  2.  работа над ошибками, допущенными в обучающих изложениях и сочинениях, - выполняется коллективно в рабочих тетрадях (только в классе под руководством учителя!);
  3.  работа над ошибками, допущенными в контрольных работах, - выполняется коллективно и самостоятельно в тетрадях для контрольных работ (только в классе под руководством учителя!).

Детей надо научить выполнять работу над ошибками!

Общая методическая установка: как только изучено новое правило, на следующем уроке отводится время для демонстрации образца выполнения работы над ошибками. Учитель объясняет и показывает, как правильно работать над ошибками, относящимися к данному типу.

Образец выполнения даёт учитель (условные обозначения, образец записи).

Обратить внимание:

  1.  не увлекаться нумерацией правил в образцах (при отсутствии номера- подсказки ученики оказываются беспомощными — лучше осмысленное выполнение работы по типу орфограммы: безударные гласные, парные согласные и т.д.);
  2.  не использовать памятки, предлагающие придумать ещё несколько слов на данное правило (ученики допускают ошибки в новых словах — достаточно подобрать проверочное слово, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы).

Работа над ошибками после контрольной работы (проводится обязательно на следующем уроке).

В классном журнале записи:

  1.  Работа над ошибками (если отводится целый урок);
  2.  Работа над ошибками. Закрепление пройденного материала по теме «Глагол» (если отводится часть урока).

Методика проведения

  1.  Раздать тетради для контрольных работ.
  2.  Общая характеристика выполненной работы.
  3.  Анализ контрольной работы. Фиксация типичных ошибок.
  4.  Коллективное выполнение работы над ошибками (вызываются ученики, допустившие ошибки —работа на доске, с комментарием). Все выполняют в тетрадях.
  5.  Индивидуальное выполнение работы над ошибками (те ошибки, которые не были проработаны коллективно). Индивидуальные карточки для учащихся, выполнивших работу без ошибок.

5. Тетради собираются и проверяются с выставлением отметки.

10.Инструктаж учителя о выполнении домашней работы:

  1.  проверка понимания содержательной части упражнения:
  2.  Просмотрите домашнее упражнение.
  3.  Что требуется сделать?
  4.  На какое правило?
  5.  Почему?
  6.  Давайте ещё раз прочитаем правило;

2) проверка понимания формальной стороны:

  1.  Всем понятно, как оформить запись?

11. Проведение в конце урока мини-проверочной работы как диагностики к следующему уроку

Самый объективный способ узнать качество своей (учительской !!!) работы - проведение в конце урока мини-проверочной работы (продиктовать 2-3 слова или 1 предложение со словами на то правило, которое отрабатывалось на уроке).

Результаты работы покажут учителю, на что следует обратить внимание при разработке содержания следующего урока.

12. Выполнение общедидактических требований:

  1.  лингвистическая грамотность урока;
    1.  рациональное распределение времени на уроке;
    2.  наличие обратной связи (фронтальный устный опрос; учебный диалог; оперативные проверочные работы; использование перфокарт, карточек для индивидуальной работы, средств обратной связи — веера гласных и согласных, цветовые сигнальные карточки и др.);
  2.  индивидуальный и дифференцированный подходы;
  3.  формирование общеучебных умений и навыков;
  4.  учёт и использование межпредметных связей;
  5.  перспективность и преемственность в работе;
  6.  эффективное использование наглядности и технических (электронных) средств обучения.

Примерная структура комбинированного урока

1.  Организационный момент, сообщение темы урока.

2.  Проверка домашнего задания осуществляется с новой дидактической целью

(может отсутствовать; может входить в п. 5)

3.  Чистописание.

4.  Словарная работа (может совмещаться с другими этапами урока).

5.  Актуализация опорных знаний, сопутствующее повторение:

  1.  устные или письменные задания на повторение и закрепление изученного материала;
  2.  создание ситуации успеха;
  3.  создание проблемной ситуации, выход на постановку новой учебной задачи.

6.  Постановка целей и задач урока (по новой теме; если по закреплению - тогда перед п. 5).

7.  Изучение нового материала:

  1.  наблюдение;
  2.  первичные выводы, предположения;
  3.  знакомство с правилом, определением понятия;
  4.  коллективное освоение нового способа действия - показать, как новые знания нужно использовать на практике;
  5.  фиксация способа действия, построение алгоритма.

Например:

- Как мы действовали? (Как находили окончание?) Что делали в первую очередь? (Изменяли слово). Значит, первый пункт алгоритма работы - изменить слово. (На доске зафиксировать!) Что делали дальше? И т.д.

Если не вышли на способ действия — новый материал на уроке не отработали!

8.  Коллективная отработка нового способа действия (упражнения на применение новых знаний) в различных ситуациях - распознавание нового языкового явления на уровне отдельных слов, в контексте словосочетаний, предложения, текста; при изменении формы слова и др.

9.  Закрепление изученного материала в процессе самостоятельной работы.

10.  Оперативный контроль (мини-проверочная работа).

11.  Итог урока. Рефлексия.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27253. Поясніть механізм дії закону спадної віддачі (спадного граничного продукту МР). В чому полягає взаємозв’язок загального (ТР), середнього (АР) та граничного продукту (МР). Чи є спадна продуктивність загальним явищем, притаманним діяльності фірми і в коротк 17.11 KB
  Чи є спадна продуктивність загальним явищем притаманним діяльності фірми і в короткому і в довгому періодах Закон спадної віддачі – один із законів ринкової економіки який полягає в тому що з певного моменту послідовне приєднання одиниці змінного ресурсу наприклад праці до незмінного фіксованого ресурсу капіталу або землі дає додатковий або граничний продукт який зменшується в розрахунку на кожну наступну одиницю змінного ресурсу. Середній продукт МР – показує середню віддачу продуктивність змінного фактора тобто загальний обсяг...
27254. Ґрунтуючись на характеристиці довгого періоду функціонування фірми, поясніть взаємодію середніх загальних витрат (АТС) у короткому і довгому періодах. Користуючись концепцією позитивного та негативного ефекту масштабу, поясніть форму кривої довгострокових 72.76 KB
  Середні сукупні витрати АТС кількість сукупних витрат виробництва що припадає на одиницю випуску продукції. Довгострокові середні витрати тобто витрати на одиницю продукції формують ціну виробника від рівня якої залежить результат діяльності фірми її успіх на ринку. Якщо ціна виробника виявиться нижчою за ринкову ціну фірма одержить економічний прибуток в іншому разі вона матиме збитки і буде витіснена з ринку тому мінімізація середніх витрат складає основне завдання виробничої діяльності фірми.
27255. Проаналізуйте процес виробництва як процес споживання економічних ресурсів. Дайте характеристику мети та системи обмежень фірми у використанні економічних ресурсів. Поясніть, як показник MRTS відображає дію закону спадної прибутковості 32.8 KB
  Проаналізуйте процес виробництва як процес споживання економічних ресурсів.ресурси прийнято ділити на чотири групи: природні потенційно придатні для застосування в виробництві природні сили та речовини серед яких розрізняють невичерпні та вичерпні а в останніх відновлювані та невідновлювані ; матеріальні всі створені людиною рукотворні засоби виробництва що самі є результатом виробництваверстати обладнання заводи транспортні засоби будинки.; трудові населення в працездатному віці яке в ресурсному аспекті...
27256. Виведіть графічно та алгебраїчно рівновагу підприємства – споживача економічних ресурсів. В чому полягає правило мінімізації витрат 24.5 KB
  В чому полягає правило мінімізації витрат Изокванта це лінія кожна точка якої відображає такі комбінації ресурсів праці та капіталу які дають змогу отримати однаковий обсяг виробництва продукції. Чим більша кількість використовуваних ресурсів тим більший обсяг виробництва і тим далі від початку координат міститься відповідна ізокванта. Карта ізоквант Отже різні комбінації факторів виробництва у межах ізокванти забезпечують виробництво певної кількості продукції а це означає що ці фактори деякою мірою є взаємозамінними. Для...
27257. Порівняйте криві байдужості в теорії поведінки споживача з ізоквантами в теорії виробництва, а також бюджетну лінію та ізокосту. Виведіть кути їх нахилу 45.56 KB
  Порівняйте криві байдужості в теорії поведінки споживача з ізоквантами в теорії виробництва а також бюджетну лінію та ізокосту. Крива байдужості – це лінія рівної корисності всі точки якої показують множину наборів комбінацій двох благ що забезпечують один і той же рівень корисності. норма і нахил кривих байдужості визначаються уподобаннями споживача і залежать від ступеня замінності благ у споживанні. Узагальнимо властивості кривих байдужості: криві байдужості не можуть перетинатися; криві байдужості розташовані далі від початку...
27258. Гроші, їх функції і функціональні форми. Грошова маса та її структура. Товарне виробництво 22.58 KB
  Гроші є з одного боку виробничими відносинами які виникають у товарному виробництві за усіх видів обміну результатами трудової діяльності. Гроші це форма що історично виникла яка повинна мати власний матеріальний носій. Такий підхід до функцій грошей означає що гроші представляють інструмент економічних відносин у суспільстві і саме люди використовуючи можливості грошей можуть визначати ціни товарів застосовувати гроші в процесах реалізації й платежів а також використовувати їх як засіб нагромадження. Функція міри вартості полягає в...
27259. Ціна як економічна категорія, її функції, види. Ціноутворюючі фактори 52.77 KB
  Тому ціна як категорія кількісна це грошове вираження вартості товару. Це знайшло своє відображення у багаточисельності теорій присвячених вартості і цінам. Теорія трудової вартості. Суть цієї теорії в тому що субстанція і величина вартості як основа мінової вартості і цін визначається працею Вартість це втілена в товари праця.
27260. Ринок, його риси і функції. Структура та інфраструктура ринку 21.96 KB
  Ринок це сукупність економічних відносин що виникають між виробниками і споживачами у процесі вільного еквівалентного обміну виробленими благами послугами який організований за законами товарного виробництва і грошового обігу. З цього визначення ринку випливає що поперше ринок завжди обумовлюється природою виробництва хоч йому властива значна самостійність і він активно впливає на всі відтворювальні процеси їх кінцеві результати та ефективність. Потретє ринок означає систему саморегулювання економіки що стимулює розвиток...
27261. Ринкова економіка та її характерні ознаки. Модель економічного кругообігу 17.48 KB
  На розвиток економіки країни велику роль відіграє розвиток та розміщення продуктивних сил. У результаті еволюції економічних систем сформувалися три їх основні типи: система вільного ринку адміністративнокомандна система або централізована та система змішаної економіки. Ринкова економіка це така економічна система в якій всі питання економіки вірішують через ринок ціни прибуток та витрати. Основними перевагами ринкової економіки є приватна власність на засоби виробництва ринковий механізм регулювання економічних процесів що базується...