62357

Тренировочные упражнения к уроку русского языка в 11 классе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Много ошибок допускается при работе с предложением такого типа: Опровергая общее утверждение 1 приведите хотя бы один довод против. А в варианте 1 ответа предложение определённо-личное то есть подлежащего нет но сказуемое глагол 2ого лица множественного числа косвенно его выражает опровергая приведите довод против.

Русский

2014-06-09

20.67 KB

3 чел.

Тренировочные упражнения к уроку русского языка в 11 классе

Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Храня память о прошлом,

1)  учёным понадобилось много времени на изучение старинных  летописей.

2) монастыри стали  неотъемлемой частью русской истории.

3) изучение истории имеет большое значение.

4) это помогает лучше понять настоящее.

В варианте 1 подлежащее много времени. Оно не может хранить память о прошлом. Следовательно, этот вариант ошибочный.

Во 2 варианте подлежащее монастыри. Они могут хранить память о прошлом и являются частью истории. Именно этот вариант и следует признать единственно правильным.

В 3 и 4 вариантах подлежащее (изучение и это) также логически не могут выполнять действия, обозначенные деепричастными оборотами.

Много ошибок допускается при работе с предложением такого типа:

Опровергая общее утверждение,

1) приведите хотя бы один  довод  против.

2) у нас завязался спор.

3) у меня не хватило аргументов.

4) это называется контрпримером.  

Среди приведенных вариантов ответов лишь один (1) верный, так как в остальных есть подлежащее (спор завязался, аргументов не хватило, это называется), которые не могут совершать действия, обозначенные деепричастием. Каждое подлежащее совершает своё действие. А в варианте 1 ответа предложение определённо-личное, то есть подлежащего нет, но сказуемое (глагол 2-ого лица множественного числа) косвенно его выражает (опровергая … приведите довод против).

ПРАКТИКУМ

1.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

  Сидя в кресле,

1) ко мне подошла сестра.

2) свет должен падать слева.

3) удобно наблюдать за играющими малышами.

4) низко наклоняется голова.

2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Поселившись в деревне,

1) мне стало скучно.

2) у меня было желание заняться разведением цветов.

3) можно много времени проводить на свежем воздухе.

4) мной были посажены цветы перед домом.

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Изменив название пьесы,

1) было получено разрешение на её постановку.

2) удалось добиться разрешения на её установку.

3) содержание не изменилось.

4) у драматурга появилась надежда на её постановку.

4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря об известном поэте,

1) критиками были найдены точные слова.

2) мне вспоминаются его стихи.

3) у нас возникает светлое чувство.

4) нельзя не сказать о его стихах.

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Достав из кармана спички,

1) мой собеседник зажёг свечу.

2) продолжился рассказ моего собеседника.

3) свет свечи заполнил комнату.

4) мне пришлось долго искать свечу на полке.

6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Благословляя своего избавителя,

1)изменения к лучшему произошли и в Галиче, из которого бежали венгры и поляк

2)жителями города было сделано много для его защиты.

3)жители Галича называли Мстислава Храброго красным солнышком.

4)у жителей Галича появился защитник и могущественный покровитель.

7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Преодолевая все трудности перехода через Альпы,

1)высочайшие горы и глубокие пропасти окружали их.

2)русские войска одерживали победы над неприятелем у скал Сен – Готарда.

3)над одной из пропастей висел Чёртов мост.

4)у русских солдат не было страха.

8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Исследуя образцы уральской самородной платины,

1)науке стал известен новый металл рутений.

2)профессором Юрьевского университета был открыт открыт новый металл.

3)русский учёный Озанн обнаружил в ней примеси трёх, дотоле неизвестных науке металлов.

4)Так у металла появилось название рутений, данное в честь России.

9. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Желая любым путём прославиться,

1)решением суда Герострат был казнён.

2)всем было строжайше запрещено даже упоминать его имя.

3)пастух Герострат решил уничтожить храм богини Артемиды.

4)это сооружение считалось венцом строительного мастерства.

10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Одержав ряд блестящих побед,

1)Цезарю запретили переходить границу Италии.

2)в Риме долго боялись Цезаря.

3)Гай Юлий Цезарь решил овладеть верховной властью в Риме.

4)состоялся переход через пограничную реку Рубикон.

          Кроме ошибок в употреблении деепричастного оборота, распространёнными ошибками являются:

нарушение управления и согласования в словосочетаниях (описывать о происшествии);

нарушение норм согласования подлежащего и сказуемого (подавляюще большинство населения пришли на избирательные участки);

нарушение норм построения предложения с однородными членами, когда они употребляются с разными союзами (читал и уделял много времени книгам).

                       Помните!

Нельзя ставить определяемое слово внутри причастного оборота (лежащая книга на столе).

Кроме того, причастия имеют только прошедшее и настоящее время. Будущего времени у них нет, поэтому нельзя образовать причастия от глаголов совершенного вида. В этом случае причастный оборот заменяют придаточным определительным предложением.

Рассмотрим некоторые примеры.

Укажите предложение, в котором есть грамматическая ошибка.

Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе.

Грамматическая ошибка в этом предложении заключается в том, что причастие  ищущим относится не к существительному героям, а к числительному одному, поэтому оно должно согласовываться с числительным в единственном числе и дательном падеже. Верной будет фраза:  одному из героев, ищущему смысл жизни.

2. Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.

В этом предложении производный предлог благодаря употреблён не с дательным падежом, а с родительным, следовательно, верным будет вариант: Благодаря искусству Микеланджело …

3. В предложении  Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога нарушены нормы управления. У двух глаголов хотел выкинуть и  познать имеется общее зависимое слово, но каждый из глаголов требует своего дополнения. Это пример  речевой недостаточности. При глаголе хотел вникнуть нет необходимого дополнения, что и приводит к грамматической ошибке. Чтобы исправить данную конструкцию, поставим при первом сказуемом зависимое существительное, а при втором – местоимение: Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их.

4. Предложение Участковый указал о том, что нужно соблюдать тишину в доме после 23часов содержит ошибку в управлении. Этот вид связи предполагает правильный выбор падежной формы  (с предлогом или без него). Правильно сказать: указал на то, …что. То есть при этом глаголе употребляется винительный падеж существительного с предлогом на. Вот ещё один аналогичный пример:

5. Я обратился и получил консультацию у специалиста по реставрации картин. К первому управляющему слову обратился добавим зависимое существительное к специалисту …, а ко второму получил – местоимение с предлогом у него: Я обратился к специалисту по реставрации картин  и получил у него консультацию.

6. Мы оплатили за турпутёвку и отправились на экскурсию.

В литературном языке принята беспредложная конструкция оплатить что    … ( проезд, покупку ) и предложная уплатить за … . Следовательно, верным будет вариант:  Мы оплатили за турпутёвку и отправились на экскурсию.

   7. Кресло-качалка отремонтирована и торжественно выставлено на середину террасы.

В этом предложении мы видим нарушение норм координации подлежащего и сказуемого. Подлежащее кресло-качалка – сложное существительное, род которого определяется по главному слову  (кресло  - средний род). Следовательно, оба сказуемых должны согласовываться с подлежащим в роде, то есть быть в форме среднего рода. В предложенном же варианте одно из сказуемых состоит в женском роде (отремонтирована ). Для устранения ошибки согласуем однородные сказуемые с подлежащим, поставив их в средний род: Кресло-качалка отремонтировано и торжественно выставлено на середину террасы.

Практикум

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Литературоведение изучает и опирается на законы развития литературы.

2) Закрыв книгу, постарайтесь представить её героев.

3) Автор повести – молодой украинский писатель.

4) Река совсем обмелела и стала несудоходной.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Переводя незнакомый текст, следует пользоваться словарём.

2) В своих пьесах драматург ставит ряд вопросов, волнующих зрителей.

3) Песня посвящается памяти героев-воинов.

4) Все, кто работает на местной фабрике, живут в соседнем посёлке.

3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Гринёв был честным, правдивым, но иногда доверчивый.

2) Вокруг  зелёные деревья, на них поют свои весенние песни птицы.

3) Мой отец хорошо знает повадки диких зверей и голоса птиц.

4) В мэрии состоялось обсуждение плана реконструкции центра Москвы.

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Поэзия и проза естественно соединяются в творчестве Бунина.

2) Разведчик поджёг не только вражеский штаб, но и спас раненого командира.

3) Утомлённые путники увидели дуб, обожжённый ударом молнии.

4) Чистый и нежный звук колокола доносился до нас.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Одним из первых учёных, открывших законы окружающего мира, был Ньютон.

2) В окна, наполовину занесённые снегом, глядела синева рассвета.

3) Мы любили и учились у этого учителя.

4) Окончив училище, многие из нас остались работать в родном городе.

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1)В стихах Рождественского всегда присутствовала особая  исповедальность, свойственная только ему.

2)«Вишнёвый сад» написано А.П.Чеховым.

3)В искусстве очень многое можно, но одного нельзя – отбрасывать с негодованием прошлое.

4)Известно имя существительное «горюн», известен возвратный глагол «горюниться», но нет в языке переходного глагола «горюнить».

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1)Как заявил современный драматург Виктор Розов, время «перестройки» породило «поток псевдоактуальной» халтуры.

2)В языке культуры позднего Средневековья жёлтый цвет обозначал враждебные силы, а синий – измену.

3)После выхода картины «Похитители велосипедов» последовало душевное прозрение миллионов людей.

4)Роман «Евгений Онегин» знали и восхищались им.

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1)Рассказ «Алюминиевое солнце» сразу привлекает внимание своеобразием языка, яркостью слога.

2)Благодаря этого влияния  Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева.

3)Блок хотел, чтобы всё его творчество рассматривалось как единый роман в стихах.

4)В России, где традиционно вся русская интеллигенция, вся великая русская литература всегда были на стороне «униженных и оскорблённых», стыдно считаться жадным и жестоким.

9. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1)Хлебников гордился тем, что заранее назвал 1917 год как время крушения Российской империи.

2)Россия всегда была великой оперной державой, без своих певцов ей не обойтись.

3)Благодаря С.Дягилева Европа услышала Шаляпина, увидела Нижинского.

4)Вся поэзия, которую И.Бродский отвергал, была обращена к общественным темам.

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1)А.Блок очень любил и восхищался Россией.

2)По числу гипотез падение тунгусского метеорита может сравниться разве что с загадочным исчезновением Атлантиды.

3)И чем Игорь Северянин становился старше, чем ближе к концу подходила его жизнь, тем проще становились его стихи.

4)Писатель С.Довлатов пользовался репутацией талантливого импровизатора, и всякий раз, действительно, попав в одну с ним компанию, доводилось услышать какую-нибудь занятную историю.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84273. Взаимоотношения между микроорганизмами. Влияние антибиотиков на микроорганизмы 35.36 KB
  Примером метабиоза может служить порча сахаросодержащих субстратов плодовоягодных соков поврежденных плодов ягод когда на них сначала развиваются дрожжи превращающие сахар в спирт затем уксуснокислые бактерии превращающие спирт в уксусную кислоту и наконец мицелиальные грибы которые окисляют уксусную кислоту до углекислого газа и воды. В кефирном грибке например содержатся дрожжи и молочнокислые бактерии. Примером комменсалов могут служить бактерии нормальной микрофлоры тела человека. Молочнокислые бактерии например выделяя...
84274. Возможные пути регулирования жизнедеятельности микроорганизмов при хранении пищевых продуктов 33.45 KB
  Основными принципами хранения пищевых продуктов по Я. При хранении этих продуктов создаются условия препятствующие развитию микроорганизмов путем понижения температуры до 5 С и поддержания определенной влажности. К таким методам относятся использование низких температур охлаждение и замораживание удаление воды из продукта ниже предела необходимого для развития микробов сушка вяление добавление к продукту веществ соли сахара создающих высокое осмотическое давление повышение кислотности продукта путем добавления уксусной кислоты...
84275. Генетика как наука. Понятие о наследственности и изменчивости 34.37 KB
  В процессе жизни под влиянием факторов внешней среды свойства микроорганизмов могут изменяться. Приспособление микроорганизмов к новым условиям жизни называется адаптацией. Явления наследственности и изменчивости играют важную роль в жизни микроорганизмов для которых характерны интенсивный обмен веществ быстрое размножение и смена поколений чрезвычайно высокая способность приспосабливаться к новым условиям среды обитания. Поэтому существовали два противоположных мнения о наследственности и изменчивости микроорганизмов.
84276. Генотип и фенотип микроорганизмов 34.06 KB
  Гены подразделяются на структурные гены генырегуляторы и геныоператоры. Генырегуляторы контролируют синтез белковрепрессоров подавляющих функцию структурных генов а геныоператоры выполняют роль посредников между генами регуляторами и структурными генами. Гены обозначают строчными начальными буквами названия синтезируемого под их контролем соединения например his – гистидиновый ген rg – аргининовый ген lc и ml – гены контролирующие расщепление coответственно лактозы мальтозы.
84277. Формы изменчивости микроорганизмов 41.75 KB
  Фенотипические изменения При фенотипической изменчивости микробы образовавшиеся из одной материнской клетки могут различаться между собой по ферментативной активности морфологическим признакам потребности в источниках питания. Мутагенным действием обладают ультрафиолетовые рентгеновские и радиоактивные излучения которые вызывают повреждение генетического аппарата клетки. Бактериальные клетки в которых произошла мутация называют мутантами. Трансдукция – перенос генов фрагментов ДНК от донорской клетки бактерии к реципиентной...
84278. Практическое значение изменчивости микроорганизмов 31.56 KB
  Вследствие этого учение о наследственности и изменчивости микроорганизмов является научной основой систематики микроорганизмов и их идентификации. Знания закономерностей модификационной и мутационной изменчивости позволяют проводить целенаправленную селекцию отбор из популяций микроорганизмов особей с нужными человеку свойствами. Селекцию микроорганизмов для выделения полезных мутантов осуществляют несколькими путями: благодаря поиску и отбору полезных форм микроорганизмов из природных источников; в результате адаптации микроорганизмов...
84279. Спиртовое брожение. Химизм, условия проведения процесса. Возбудители. Практическое использование спиртового брожения 34.17 KB
  Практическое использование спиртового брожения Спиртовое брожение – микробиологический процесс превращения углеводов в спирт и углекислый газ. Суммарное уравнение реакции: С6 H12 O6 → 2 СНзCH2 ОН 2 СО2 Е глюкоза этиловый спирт Как и любое брожение это сложный многоступенчатый процесс см. Дрожжи верхового брожения вызывают бурное и быстрое брожение при температуре 20–28 С.
84280. Химизм процесса. Характеристика молочнокислых бактерий. Практическое значение молочнокислого брожения 33.66 KB
  Суммарное уравнение процесса имеет вид: С6H12О6 СНзСНОНСООН СООНСН2СН2СООН СНзСООН глюкоза молочная кислота янтарная кислота уксусная кислота СНзСН2ОН C02Н2 Е этиловый спирт К гетероферментативным молочнокислым бактериям относятся бактерии рода Streptococcus: Streptococcus dicetilctis Streptococcus cetoinicus; бактерии рода Lctobcillus: Lctobcillus brevis Lctobcillus helveticus а также бактерии рода Leuconostoc: Leuconostoc mesenteroides Leuconostoc cremoris. Характеристика молочнокислых бактерий Все молочнокислые бактерии...
84281. Пропионовокислое брожение. Химизм процесса, возбудители. Практическое использование пропионовокислого брожения 30.49 KB
  Практическое использование пропионовокислого брожения Пропионовокислое брожение вызывается пропионовокислыми бактериями относящимися к роду Propionibcterium. Химизм пропионовокислого брожения: ЗС6H12О6 → 4СНзCH2СООН 2СНзСООН 2CO2 2H2O Е глюкоза пропионовая уксусная кислота кислота Пропионовокислые бактерии – небольшие неподвижные грамположительные палочки не образующие спор факультативные анаэробы. Практическое применение пропионовокислого брожения Пропионовокислое брожение используется в сыроделии.