62357

Тренировочные упражнения к уроку русского языка в 11 классе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Много ошибок допускается при работе с предложением такого типа: Опровергая общее утверждение 1 приведите хотя бы один довод против. А в варианте 1 ответа предложение определённо-личное то есть подлежащего нет но сказуемое глагол 2ого лица множественного числа косвенно его выражает опровергая приведите довод против.

Русский

2014-06-09

20.67 KB

3 чел.

Тренировочные упражнения к уроку русского языка в 11 классе

Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Храня память о прошлом,

1)  учёным понадобилось много времени на изучение старинных  летописей.

2) монастыри стали  неотъемлемой частью русской истории.

3) изучение истории имеет большое значение.

4) это помогает лучше понять настоящее.

В варианте 1 подлежащее много времени. Оно не может хранить память о прошлом. Следовательно, этот вариант ошибочный.

Во 2 варианте подлежащее монастыри. Они могут хранить память о прошлом и являются частью истории. Именно этот вариант и следует признать единственно правильным.

В 3 и 4 вариантах подлежащее (изучение и это) также логически не могут выполнять действия, обозначенные деепричастными оборотами.

Много ошибок допускается при работе с предложением такого типа:

Опровергая общее утверждение,

1) приведите хотя бы один  довод  против.

2) у нас завязался спор.

3) у меня не хватило аргументов.

4) это называется контрпримером.  

Среди приведенных вариантов ответов лишь один (1) верный, так как в остальных есть подлежащее (спор завязался, аргументов не хватило, это называется), которые не могут совершать действия, обозначенные деепричастием. Каждое подлежащее совершает своё действие. А в варианте 1 ответа предложение определённо-личное, то есть подлежащего нет, но сказуемое (глагол 2-ого лица множественного числа) косвенно его выражает (опровергая … приведите довод против).

ПРАКТИКУМ

1.Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

  Сидя в кресле,

1) ко мне подошла сестра.

2) свет должен падать слева.

3) удобно наблюдать за играющими малышами.

4) низко наклоняется голова.

2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Поселившись в деревне,

1) мне стало скучно.

2) у меня было желание заняться разведением цветов.

3) можно много времени проводить на свежем воздухе.

4) мной были посажены цветы перед домом.

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Изменив название пьесы,

1) было получено разрешение на её постановку.

2) удалось добиться разрешения на её установку.

3) содержание не изменилось.

4) у драматурга появилась надежда на её постановку.

4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря об известном поэте,

1) критиками были найдены точные слова.

2) мне вспоминаются его стихи.

3) у нас возникает светлое чувство.

4) нельзя не сказать о его стихах.

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Достав из кармана спички,

1) мой собеседник зажёг свечу.

2) продолжился рассказ моего собеседника.

3) свет свечи заполнил комнату.

4) мне пришлось долго искать свечу на полке.

6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Благословляя своего избавителя,

1)изменения к лучшему произошли и в Галиче, из которого бежали венгры и поляк

2)жителями города было сделано много для его защиты.

3)жители Галича называли Мстислава Храброго красным солнышком.

4)у жителей Галича появился защитник и могущественный покровитель.

7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Преодолевая все трудности перехода через Альпы,

1)высочайшие горы и глубокие пропасти окружали их.

2)русские войска одерживали победы над неприятелем у скал Сен – Готарда.

3)над одной из пропастей висел Чёртов мост.

4)у русских солдат не было страха.

8. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Исследуя образцы уральской самородной платины,

1)науке стал известен новый металл рутений.

2)профессором Юрьевского университета был открыт открыт новый металл.

3)русский учёный Озанн обнаружил в ней примеси трёх, дотоле неизвестных науке металлов.

4)Так у металла появилось название рутений, данное в честь России.

9. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Желая любым путём прославиться,

1)решением суда Герострат был казнён.

2)всем было строжайше запрещено даже упоминать его имя.

3)пастух Герострат решил уничтожить храм богини Артемиды.

4)это сооружение считалось венцом строительного мастерства.

10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Одержав ряд блестящих побед,

1)Цезарю запретили переходить границу Италии.

2)в Риме долго боялись Цезаря.

3)Гай Юлий Цезарь решил овладеть верховной властью в Риме.

4)состоялся переход через пограничную реку Рубикон.

          Кроме ошибок в употреблении деепричастного оборота, распространёнными ошибками являются:

нарушение управления и согласования в словосочетаниях (описывать о происшествии);

нарушение норм согласования подлежащего и сказуемого (подавляюще большинство населения пришли на избирательные участки);

нарушение норм построения предложения с однородными членами, когда они употребляются с разными союзами (читал и уделял много времени книгам).

                       Помните!

Нельзя ставить определяемое слово внутри причастного оборота (лежащая книга на столе).

Кроме того, причастия имеют только прошедшее и настоящее время. Будущего времени у них нет, поэтому нельзя образовать причастия от глаголов совершенного вида. В этом случае причастный оборот заменяют придаточным определительным предложением.

Рассмотрим некоторые примеры.

Укажите предложение, в котором есть грамматическая ошибка.

Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открылся путь к внутренней свободе.

Грамматическая ошибка в этом предложении заключается в том, что причастие  ищущим относится не к существительному героям, а к числительному одному, поэтому оно должно согласовываться с числительным в единственном числе и дательном падеже. Верной будет фраза:  одному из героев, ищущему смысл жизни.

2. Благодаря искусства Микеланджело современные художники и скульпторы умеют выражать в масштабных формах свои мысли и чувства.

В этом предложении производный предлог благодаря употреблён не с дательным падежом, а с родительным, следовательно, верным будет вариант: Благодаря искусству Микеланджело …

3. В предложении  Давыдов хотел вникнуть и познать все тайны Гремячего Лога нарушены нормы управления. У двух глаголов хотел выкинуть и  познать имеется общее зависимое слово, но каждый из глаголов требует своего дополнения. Это пример  речевой недостаточности. При глаголе хотел вникнуть нет необходимого дополнения, что и приводит к грамматической ошибке. Чтобы исправить данную конструкцию, поставим при первом сказуемом зависимое существительное, а при втором – местоимение: Давыдов хотел вникнуть во все тайны Гремячего Лога и познать их.

4. Предложение Участковый указал о том, что нужно соблюдать тишину в доме после 23часов содержит ошибку в управлении. Этот вид связи предполагает правильный выбор падежной формы  (с предлогом или без него). Правильно сказать: указал на то, …что. То есть при этом глаголе употребляется винительный падеж существительного с предлогом на. Вот ещё один аналогичный пример:

5. Я обратился и получил консультацию у специалиста по реставрации картин. К первому управляющему слову обратился добавим зависимое существительное к специалисту …, а ко второму получил – местоимение с предлогом у него: Я обратился к специалисту по реставрации картин  и получил у него консультацию.

6. Мы оплатили за турпутёвку и отправились на экскурсию.

В литературном языке принята беспредложная конструкция оплатить что    … ( проезд, покупку ) и предложная уплатить за … . Следовательно, верным будет вариант:  Мы оплатили за турпутёвку и отправились на экскурсию.

   7. Кресло-качалка отремонтирована и торжественно выставлено на середину террасы.

В этом предложении мы видим нарушение норм координации подлежащего и сказуемого. Подлежащее кресло-качалка – сложное существительное, род которого определяется по главному слову  (кресло  - средний род). Следовательно, оба сказуемых должны согласовываться с подлежащим в роде, то есть быть в форме среднего рода. В предложенном же варианте одно из сказуемых состоит в женском роде (отремонтирована ). Для устранения ошибки согласуем однородные сказуемые с подлежащим, поставив их в средний род: Кресло-качалка отремонтировано и торжественно выставлено на середину террасы.

Практикум

1. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Литературоведение изучает и опирается на законы развития литературы.

2) Закрыв книгу, постарайтесь представить её героев.

3) Автор повести – молодой украинский писатель.

4) Река совсем обмелела и стала несудоходной.

2. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Переводя незнакомый текст, следует пользоваться словарём.

2) В своих пьесах драматург ставит ряд вопросов, волнующих зрителей.

3) Песня посвящается памяти героев-воинов.

4) Все, кто работает на местной фабрике, живут в соседнем посёлке.

3. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Гринёв был честным, правдивым, но иногда доверчивый.

2) Вокруг  зелёные деревья, на них поют свои весенние песни птицы.

3) Мой отец хорошо знает повадки диких зверей и голоса птиц.

4) В мэрии состоялось обсуждение плана реконструкции центра Москвы.

4. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Поэзия и проза естественно соединяются в творчестве Бунина.

2) Разведчик поджёг не только вражеский штаб, но и спас раненого командира.

3) Утомлённые путники увидели дуб, обожжённый ударом молнии.

4) Чистый и нежный звук колокола доносился до нас.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1) Одним из первых учёных, открывших законы окружающего мира, был Ньютон.

2) В окна, наполовину занесённые снегом, глядела синева рассвета.

3) Мы любили и учились у этого учителя.

4) Окончив училище, многие из нас остались работать в родном городе.

6. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1)В стихах Рождественского всегда присутствовала особая  исповедальность, свойственная только ему.

2)«Вишнёвый сад» написано А.П.Чеховым.

3)В искусстве очень многое можно, но одного нельзя – отбрасывать с негодованием прошлое.

4)Известно имя существительное «горюн», известен возвратный глагол «горюниться», но нет в языке переходного глагола «горюнить».

7. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1)Как заявил современный драматург Виктор Розов, время «перестройки» породило «поток псевдоактуальной» халтуры.

2)В языке культуры позднего Средневековья жёлтый цвет обозначал враждебные силы, а синий – измену.

3)После выхода картины «Похитители велосипедов» последовало душевное прозрение миллионов людей.

4)Роман «Евгений Онегин» знали и восхищались им.

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1)Рассказ «Алюминиевое солнце» сразу привлекает внимание своеобразием языка, яркостью слога.

2)Благодаря этого влияния  Пьер Безухов считает себя учеником Баздеева.

3)Блок хотел, чтобы всё его творчество рассматривалось как единый роман в стихах.

4)В России, где традиционно вся русская интеллигенция, вся великая русская литература всегда были на стороне «униженных и оскорблённых», стыдно считаться жадным и жестоким.

9. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1)Хлебников гордился тем, что заранее назвал 1917 год как время крушения Российской империи.

2)Россия всегда была великой оперной державой, без своих певцов ей не обойтись.

3)Благодаря С.Дягилева Европа услышала Шаляпина, увидела Нижинского.

4)Вся поэзия, которую И.Бродский отвергал, была обращена к общественным темам.

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой.

1)А.Блок очень любил и восхищался Россией.

2)По числу гипотез падение тунгусского метеорита может сравниться разве что с загадочным исчезновением Атлантиды.

3)И чем Игорь Северянин становился старше, чем ближе к концу подходила его жизнь, тем проще становились его стихи.

4)Писатель С.Довлатов пользовался репутацией талантливого импровизатора, и всякий раз, действительно, попав в одну с ним компанию, доводилось услышать какую-нибудь занятную историю.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4959. Более внимательный взгляд на C++ 65.5 KB
  Более внимательный взгляд на C++ В уроке 1 вы создали несколько программ на C++. В то время ваша цель заключалась в том, чтобы понять процесс создания и компиляции программ на C++, а не в том, чтобы понять операторы C++. В данном уроке вы впервые бо...
4960. Вывод сообщений на экран на C++ 170 KB
  Вывод сообщений на экран Все программы на C++, созданные вами в уроках 1 и 2, использовали выходной поток cout для вывода сообщений на экран. В этом уроке вы будете использовать cout для вывода символов, целых чисел, например 1001, и чисел с плавающ...
4961. Программы хранят информацию в переменных 130.5 KB
  Программы хранят информацию в переменных Все программы, представленные в уроках 1ש, были очень простыми. Однако по мере того, как ваши программы начинают выполнять более многоплановые задачи, они должны хранить информацию во время выполнения. ...
4962. Выполнение простых операций на C++ 177.5 KB
  Выполнение простых операций Из урока 4 вы узнали, как объявлять и использовать переменные в своих программах. По мере усложнения программ вы будете выполнять арифметические операции, такие как сложение, вычитание, умножение и деление, над значениями...
4963. Отчет создания простой программы в Visual Studio 2012 447.93 KB
  Отчет создания простой программы Запускаем программу Visual Studio 2012 Запуск программы Visual Studio 2012 FIRST. СРР Удалила все содержимое и заменила на заранее приготовленный мной текст из блокнота. Вид глобальной обла...
4964. Технология модульного программирования 23.5 KB
  Технология модульного программирования Сущность технологии модульного программирования Технология модульного программирования заключается в разбиении программы на отдельные модули. Модуль должен обладать следующими основными свойствами: выполн...
4965. Создание новых типов данных 30.5 KB
  Создание новых типов данных Для представления данных о сложных физических и математических объектах необходимо создавать новые типы данных на основе базовых и ранее созданных. Структуры Наиболее простым способом создания нового типа данных является...
4966. Класс как основа технологии объектно-ориентированного программирования (ООП) 25.77 KB
  Класс как основа технологии объектно-ориентированного программирования (ООП) Основные составляющие технологии ООП Инкапсуляция – объединение элементов данных и действий над ними в класс с ограничением доступа к элементам данных. Это означает...
4967. Наследование как основа создания иерархии классов 22.18 KB
  Наследование как основа создания иерархии классов Наследование Наследование – создание новых классов на основе ранее созданных классов. Класс, на основании которого формируется новый класс, называют базовым (родительским) классом. Новый класс...