6238

Рынок: спрос, предложение и цена

Реферат

Экономическая теория и математическое моделирование

Рынок: спрос, предложение и цена Совокупность отношений товарного обмена, устанавливающих непосредственные связи между производителями и потребителями, называется рынком. Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение и цена. Теория спроса...

Русский

2012-12-30

295.5 KB

35 чел.

Рынок: спрос, предложение и цена

Совокупность отношений товарного обмена, устанавливающих непосредственные связи между производителями и потребителями, называется рынком.

Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение и цена.

Теория спроса

Спрос (D)  это то количество товаров и услуг (Q), которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах (Р) в течение определенного времени.

Согласно закону спроса с увеличением цены спрос на товар падает и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар.

Между ценой и спросом существует обратная зависимость:

D = f(P) < 0.

При снижении цены величина спроса увеличивается.

Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется действием:

- эффекта дохода. Если цена товара падает, то при том же доходе потребитель может приобрести больше товара, т.е. его спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход потребителя и спрос на товар падает;

- эффекта замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться, спрос на данный товар упадет;

- закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, потребитель готов приобрести её лишь за меньшую цену.

 Изменение цены ведет к изменению величины спроса, что отражается движением по (вдоль) кривой спроса.

Закон спроса не действует:

- при дефиците товаров и ажиотажном спросе, вызванном инфляционными ожиданиями;

- в отношении редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и т.п.), приобретение которых является средством сбережения;

- при переключении спроса с менее качественных на более качественные товары, даже при снижении цен первых;

- в отношении «товаров Гиффена» - товаров, занимающих высокую долю в доходах малоимущих потребителей, спрос на которые изменяется в том же направлении, что и цена.

Неценовые факторы спроса

1) Изменение предпочтений потребителей (вкуса и моды). Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет, и наоборот. Здесь проявляется «эффект присоединения к большинству».

 2) Изменение дохода. При росте доходов спрос на качественные («нормальные» товары) повышается, при падении доходов спрос на эти товары падает (зависимость прямая).

Если доходы растут, спрос на некачественные товары (товары низшей категории) падает; если же доходы падают, спрос на них повышается (зависимость обратная).

 3) Цены других товаров. Если товары взаимозаменяемы (чай – кофе, лес – кирпич, газ – нефть и т.п.), изменение цены одного товара приводит к однонаправленному изменению спроса на взаимозаменяемый товар.

В случае взаимодополняющих товаров (фотоаппарат – пленка, автомобиль – бензин, лыжи – крепления) изменение цены одного товара приводит к противоположному изменению спроса на взаимодополняющий товар.

 4) Количество покупателей на рынке. Чем больше покупателей, тем выше рыночный спрос, при этом его характер зависит от возрастного, национального, религиозного и пр. составов покупателей.

 5) Ожидания покупателей в отношении изменения цен. При ожидании роста цен текущий спрос увеличивается – возникает ажиотажный спрос. При ожидании снижения цен текущий спрос сокращается – формируется отложенный спрос.

 

Действие неценовых факторов вызывает изменения в спросе, что графически отражается сдвигом кривой спроса.

Эластичность спроса

Степень изменения спроса под воздействием влияющих на него факторов называется эластичностью спроса.

Различают:

- ценовую эластичность спроса;

- перекрестную эластичность спроса;

- эластичность спроса по доходу.

Ценовая эластичность спроса

Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности (Ed):

 где - относительное изменение спроса (в %);

                  - относительное изменение цены (в %).

Виды ценовой эластичности спроса

Вид эластичности

Соотношение изменения цены и спроса

Коэффициент эластичности

Изменение выручки от реализации

(P x Q)

Уменьшение цены

Увеличение цены

Совершенно неэластичный спрос

Цена растет (падает) – спрос постоянен

Ed = 0

Уменьшается

Увеличивается

Неэластичный спрос

Цена изменяется больше, чем изменяется спрос

Ed < 1

Уменьшается

Увеличивается

Единичная эластичность спроса

Цена и спрос изменяются одинаково

Ed = 1

Не изменяется

Не изменяется

Эластичный спрос

Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос

Ed > 1

Увеличивается

Уменьшается

Совершенно эластичный спрос

Спрос изменяется, цена постоянна

Ed =

Уменьшается

Увеличивается

Факторы, влияющие на степень ценовой эластичности спроса:

- количество заменителей данного товара: чем больше хороших заменителей, тем выше эластичность;

- удельный вес данного товара в доходе потребителя: чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;

- значимость товара (является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши) – спрос на товары первой необходимости менее эластичен;

- время, имеющееся в распоряжении покупателя: чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.

Перекрестная эластичность спроса

Перекрестная эластичность спроса характеризует степень изменения спроса на товар а при изменении цены товара b, измеряется коэффициентом перекрестной эластичности (Eab):

,

где - относительное изменение спроса на товар а (в %);

                  - относительное изменение цены на товар b (в %).

Если Eab > 0, то это товары взаимозаменяемые, если Eab < 0, то это товары взаимодополняющие, если Eab = 0, то товары нейтральны и не зависят один от другого.

Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода, измеряется коэффициентом эластичности спроса по доходу (EI):

где - относительное изменение спроса (в %);

                  - относительное изменение дохода (в %).

Если EI > 0, то это качественные нормальные товары, если EI < 0,то это товары низшей категории.

Теория предложения

Предложение (S) – это то количество товаров и услуг (Q), которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен (Р) в определенный промежуток времени.

Согласно закону предложения: при увеличении цены предложение растет, при падении – сокращается.

Между ценой и предложением существует прямая зависимость:

.

При снижении цены величина предложения уменьшается.

 Изменение цены ведет к изменению величины предложения, что отражается движением по (вдоль) кривой предложения.

Неценовые факторы предложения

1) Величина издержек (затрат) производства товара. Чем выше издержки, тем меньше объем предложения. В свою очередь уровень издержек производства зависит от:

- характера применяемой технологии;

- стоимости ресурсов, используемых в данном производстве.

 2) Налоги и субсидии. Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение.

 3) Количество продавцов на рынке. Увеличение числа продавцов (производителей) данной продукции ведет к увеличению объема предложения.

 4) Цены других товаров. Изменение цены одного взаимозаменяемого товара влечет за собой изменение предложения другого товара в том же направлении. Изменение цены одного взаимодополняющего товара вызывает противоположное изменение объема предложения другого товара.

 5) Ожидания в отношении изменения цен. Ожидание продавцами роста цен ведет к сокращению предложения в настоящем, тогда как ожидание снижения цен увеличивает текущее предложение.

Изменение предложения под влиянием неценовых факторов предложения приводит к сдвигам кривой предложения.

Если неценовые факторы приводят к увеличению предложения, то кривая предложения сдвигается вправо вниз. При сокращении предложения под воздействием неценовых факторов кривая предложения сдвигается влево вверх.

Эластичность предложения

Эластичность предложения характеризует степень изменения предложения под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности предложения (ES):

где - относительное изменение предложения (в %);

                  - относительное изменение цены (в %).

Виды эластичности предложения

Совершенно неэластичное предложение

Цена растет (падает) – предложение постоянно.

ES = 0

Неэластичное предложение

Цена растет (падает) больше, чем изменяется предложение.

ES < 0

Эластичное предложение

Цена растет (падает) меньше, чем изменяется предложение.

ES > 0

Единичная эластичность предложения

Предложение и цена изменяются в равной степени.

ES = 1

Совершенно эластичное предложение

Предложение растет (падает) – цена поcтоянна.

ES = ∞

Факторы, влияющие на степень эластичности предложения

- способность производства к быстрой переналадке;

- возможность хранения продукции;

- время, имеющееся в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. Чем больше у производителя времени для перераспределения ресурсов в пользу продукта, цена на который выросла, тем выше эластичность предложения и наоборот.

Рыночное равновесие

Рыночное равновесие – состояние рынка, при котором спрос на товар соответствует его предложению (D = S) и ни один хозяйствующий субъект не заинтересован в изменении этого  состояния.

 Равновесная цена (Pе) – цена, при которой спрос равен предложению и она не  обнаруживает тенденции к росту или снижению.

 Равновесный объем (Qe) – объем спроса и предложения при равновесной цене.

 Излишек – состояние рынка, когда предложение больше спроса, а рыночная цена выше равновесной. В этих условиях между продавцами возникает конкуренция, заставляющая их снижать цену. Предложение сокращается, а спрос возрастает. Рынок движется к равновесию.

 Дефицит – состояние рынка, когда спрос больше предложения, а рыночная цена ниже равновесной. В этом случае конкуренция возникает между покупателями, и они готовы заплатить большую цену. Предложение возрастает, а спрос сокращается. Рынок опять-таки движется к равновесию.

В условиях конкуренции нарушение рыночного равновесия (дефицит или излишек) и отклонение рыночной цены от равновесной не могут быть длительными – равновесие восстанавливается автоматически, т.е. происходит рыночное саморегулирование.

Нарушения равновесия

Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесный объем.

Изменение предложения при постоянстве спроса приводит к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и однонаправленному воздействию на равновесный объем.

При одновременном изменении спроса и предложения изменение равновесного объема и равновесной цены зависит от направлений изменения спроса и предложения (увеличение или сокращение) и соотношения в степени изменения спроса и предложения (что больше изменяется).

Виды равновесия

В зависимости от времени, имеющегося в распоряжении продавца (производителя), и соответственно характера эластичности предложения различают:

- мгновенное равновесие. Ситуация на рынке, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, предложение оказывается совершенно неэластичным. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной;

- краткосрочное равновесие. Повышение спроса и цены заставляет производителей увеличить загрузку имеющихся мощностей и за счет этого увеличить предложение. Оно станет более эластичным, соответственно рыночное равновесие установится при цене, которая ниже цены мгновенного равновесия;

- долгосрочное равновесие. Оно достигается за счет увеличения предложения в результате расширения существующих мощностей и появления в данной отрасли новых фирм, а также соответствующего перераспределения ресурсов. Эластичность предложения повысится. Равновесие установится при цене, которая ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия.

Цены долгосрочного равновесия носит достаточно устойчивый характер и называется «нормальной» рыночной ценой.

ТЕСТЫ

1. Закон спроса устанавливает:

а) прямую зависимость величины спроса от уровня цен;

б) прямую зависимость цены от величины спроса;

в) обратную зависимость величины спроса от уровня цен;

г) обратную зависимость цены от величины спроса.

2. Обратная зависимость между ценой и спросом объясняется:

а) законом убывающей отдачи;

б) эффектом дохода;

в) эффектом замещения;

г) законом возрастания вмененных издержек производства.

3. Кривая спроса на товар сместится вправо, если:

а) продукт стал более модным («эффект присоединения к большинству»);

б) цена на товар-заменитель снижается;

в) происходит быстрый рост численности населения;

г) потребители ожидают снижения цен.

4. Спрос на товар возрастает, если:

а) цена товара-заменителя упадет;

б) цена товара-заменителя возрастет;

в) цена дополняющего товара возрастет;

г) цена дополняющего товара упадет.

5. Коэффициент ценовой эластичности спроса равен отношению изменения:

а) спроса на данный товар к изменению цены другого товара;

б) цены товара к изменению спроса;

в) спроса к изменению цены;

г) спроса к изменению дохода.

6. Если коэффициент эластичности спроса равен нулю, то спрос:

а) эластичен;

б) неэластичен;

в) совершенно неэластичен;

г) совершенно эластичен.

7. Эластичность спроса на товар выше, если:

а) заменителей много;

б) заменителей мало;

в) это товар первой необходимости;

г) это предмет роскоши.

8. Перекрестная эластичность спроса характеризует изменение:

а) цены одного товара в связи с изменением цены другого товара;

б) величины спроса одного товара в связи с изменением цены другого товара;

в) цены одного товара в связи с изменением спроса на другой товар;

г) спроса на товар в связи с изменением его цены.

9. Если коэффициент эластичности по доходу меньше 0, то товары:

а) взаимозаменяемые;

б) взаимодополняющие;

в) низкокачественные;

г) качественные.

10. Закон предложения выражает:

а) обратную связь между ценой и предложением;

б) прямую связь между ценой и предложением;

в) обратную связь между ценой и спросом;

г) прямую связь между предложением и издержками производства.

11. Положение кривой предложения не изменится, если:

а) цена товара возрастет;

б) цена товара упадет;

в) издержки производства возрастут;

г) издержки производства упадут.

12. Эластичность предложения характеризует отношение изменения:

а) спроса к изменению цены;

б) предложения к изменению дохода;

в) предложения данного товара к изменению цены другого товара;

г) предложения к изменению цены товара.

13. Предложение эластично, если коэффициент эластичности:

а) больше 1;

б) меньше 1;

в) равен 1;

г) равен 0;

д) равен бесконечности.

14. Эластичность предложения зависит от:

а) спроса на товар;

б) цены товара;

в) способности товара к хранению;

г) времени, необходимого для изменения объема производства.

15. Рынок находится в равновесии, если:

а) предложение больше спроса;

б) спрос больше предложения;

в) спрос равен предложению;

г) рыночная цена выше цены равновесия.

16. Равновесная цена и равновесный объем возрастут, если:

а) спрос уменьшится, а предложение останется неизменным;

б) предложение увеличится, а спрос останется неизменным;

в) предложение уменьшится, а спрос останется неизменным;

г) спрос увеличится, а предложение останется неизменным.

17. Сокращение спроса при постоянстве предложения приведет к:

а) снижению равновесной цены и равновесного объема;

б) снижению равновесной цены и возрастанию равновесного объема;

в) росту равновесной цены и равновесного объема;

г) росту равновесной цены и снижению равновесного объема.

18. Равновесная рыночная цена понижается, если:

а) спрос сокращается, а предложение остается неизменным;

б) предложение увеличивается, а спрос остается неизменным;

в) спрос увеличивается, а предложение остается неизменным;

г) предложение сокращается, а спрос остается неизменным.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43390. Анализ основных аспектов и проблемных моментов обеспечения конкурентоспособности ООО «Основание» 454 KB
  Важным элементом конкурентоспособности фирмы является конкурентоспособность товара. Это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления.
43391. Эстетические аспекты и принципы ведения электронного маркетинга 324.5 KB
  Электронный маркетинг интернет магазин сбор данных обработка данных рекламные компании экономическая эффективность. В курсовой работе проводится оценка эффективности маркетинговой деятельности в сети Интернет проектируется и анализируется интернет-магазин рассматриваются эстетические аспекты и принципы ведения электронного маркетинга.2 Кодекс использования Интернета для маркетинговых целей Американской маркетинговой ассоциации. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АНАЛИЗ ИНТЕРНЕТМАГАЗИНА ООО...
43392. Механизм формирования валютного курса 187 KB
  Особенности национальной валюты Республики Беларусь. Таким инструментом выступают банковские операции по обмену иностранной валюты. Среди главных задач валютного регулирования в нашей республике выделяется проблема устранения разрыва котировок между курсами белорусского рубля на внутреннем и внешнем рынках и перехода к единому обменному курсу национальной валюты. Далее мировыми деньгами стали национальные валюты ведущих мировых держав кредитные деньги.
43393. Анализ основных аспектов и проблемных моментов обеспечения конкурентоспособности ООО «Бремен» 609.5 KB
  Цель работы определить основные аспекты и проблемные моменты обеспечения конкурентоспособности торговых организаций в Республике Беларусь. В процессе работы были изучены теоретические материалы по обеспечению конкурентоспособности торговых организаций определена сущность и содержание концепции конкурентоспособности приведены методы оценки и определены пути повышения конкурентоспособности торговой...
43394. Построение схемы Делитель частоты на 10 на JK-триггерах 79 KB
  Поставленная задача: Изучить как работает JKтриггеры и построить схему Делитель частоты на 10 на JKтриггерах. В остальных случаях он функционирует в соответствии с таблицей истинности RSтриггера при этом вход J эквивалентен входу S а вход K входу R. JKтриггер относится к разряду универсальных триггеров поскольку на его основе можно построить RS D и Tтриггера.
43395. Разработка информационно-поискового справочника «Шеф-повар» 1.14 MB
  В реальных задачах информация, которую требуется обрабатывать, может иметь достаточно сложную структуру. Для ее адекватного представления используются типы данных, построенные на основе базовых типов данных, массивов и указателей. Языки высокого уровня позволяют программисту определять свои типы данных и правила работы с ними, т.е. типы, определяемые пользователем. В языке Си к ним относятся структуры, объединения и перечисления. Рассмотрим их более подробно.
43397. Диагностика влияния молодёжных субкультур на развитие ценностных ориентаций подростка 227 KB
  Объединение подростков в отдельные группы обусловлено тем, что подростки, как наиболее чуткая и восприимчивая группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Их не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения, и способы провождения времени
43398. Расчет L50MC/MCE MAN-B and W DIESEL A/S 260.5 KB
  Судовой дизель фирмы МАН - Бурмейстер и Вайн (MAN B_W Diesel A/S), марки L50MC/MCE - двухтактный простого действия, реверсивный, крейцкопфный с газотурбинным наддувом (с постоянным давлением газов перед турбиной) со встроенным упорным подшипником, расположение цилиндров рядное, вертикальное.