62391

Роль измерений в физике. Прямые и косвенные измерения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

А ведь для измерения всех этих величин необходимы измерительные приборы. Ребята а какие измерительные приборы вы знаете И какие физические величины ими измеряются Правильно для каждой физической величины существует определенный измерительный прибор ее измеряющий.

Русский

2014-06-09

24.38 KB

46 чел.

План-конспект урока по физике по теме: «Роль измерений в физике. Прямые и косвенные измерения».

Тип урока: урок объяснения новой темы.

Цели занятия:

  1.  Повторить методы исследования в физике, изучить роль измерений в физике и их виды.
  2.  Активизировать мышление школьников.
  3.  Развить познавательный интерес к физике.

План урока:

  1.  Организационный момент.
  2.  Проверка домашнего задания.
  3.  Изложение материала.
  4.  Обсуждение. Закрепление.
  5.  Домашнее задание.

  1.  Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Садитесь.

Начнем мы наш сегодняшний урок с того, что вспомним, о чем вы говорили на предыдущем занятии.

Мы уже знаем, что за многие тысячелетия своего существования человечество накопило большое количество знаний об окружающем на мире. Уже давно известно, что Земля вертится вокруг своей оси и одновременно движется вокруг Солнца, также мы знаем о многих явлениях природы, которые происходят вокруг нас.

  1.  Кто скажет, какими методами пользовались люди при изучении окружающего их мира? ( наблюдение и опыт)
  2.  А как вы думаете для чего служит опыт? ( опыт служит для накопления необходимых фактов и для подтверждения гипотез)
  3.  Хорошо. Вот мы сейчас говорили о гипотезах и их подтверждении, а как вы думаете, до каких пор существует гипотеза? (пока не появиться факт ей противоречащий)
  4.  Ну, а если таких фактов не нашлось и гипотеза все же подтвердилась, то чем же тогда она становиться? (законом). Правильно закон – это гипотеза, которая подтверждена.
  5.  А сейчас последовательно проговорите научный путь познания.

(наблюдение – накопление фактов – выдвижение гипотезы – экспериментальная проверка – закон).

А теперь мы непосредственно перейдем к вашему домашнему заданию. Вам необходимо было ознакомиться с биографией Демокрита, Аристотеля или Галилея и выписать в тетрадь наиболее интересные факты из их научной деятельности, пользуясь различными источниками.

  1.  Изложение материала.

Итак, открываем тетради и записываем тему сегодняшнего урока «Роль измерений в физике. Прямые и косвенные измерения».

Конечно же, все мы знаем, что измерения очень важны для любой науки. Но между тем, я думаю никто из вас не может представить свою жизнь без измерений времени, скорости, массы, длины и т.д. Ведь изо дня в день мы сталкиваемся с ними ( спрашиваем “который час”, определяем путь от дома до школы, чтобы во время придти на урок, измеряем массу своего тела. А ведь для измерения всех этих величин необходимы измерительные приборы.

  1.  Ребята, а какие измерительные приборы вы знаете? И какие физические величины ими измеряются?

Правильно для каждой физической величины существует определенный измерительный прибор, ее измеряющий. Некоторые приборы представлены на рисунках 20-23 вашего учебника.

  1.  Но кто обратил внимание, в чем различие между приборами рис. 20 и рис. 21-23.

(цифровые и шкальные)

Таким образом мы можем сделать вывод о том, что приборы бывают цифровые и шкальные.

Запишем в тетради схему.

Измерительные приборы

Цифровые

Шкальные

Ниже запишем определения.

  1.  Цифровые приборы – это  те приборы, результат измерений, которых определяется цифрами.
  2.  Шкальные приборы – это приборы имеющие шкалу, по которой определяют результат измерений.

То есть когда мы говорим о цифровых приборах, то результат мы получаем непосредственно в цифрах, а в шкальных имеется шкала, которая расчерчена штрихами на деления. Причем, обратите внимание, что одно деление – это расстояние между двумя ближайшими штрихами. (см. рис. 24, 25 учебника).

  1.  Так что же значит измерить физическую величину?

Измерить физическую величину – значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу.

Например, если мы хотим измерить длину комнаты, то нам необходимо узнать сколько раз в этой длине содержится определенная длина, называемая метром и принятая за единицу.

  1.  Кто ответит как измерить промежуток времени?

(узнать сколько раз в нем содержится промежуток времени секунда, принятый за единицу).

  1.  А что значит измерить массу тела?

(узнать, сколько раз в ней содержится определенная масса, грамм, принятая за единицу).

Посмотрим на рис. 26 учебника, что нужно сделать чтобы измерить длину отрезка прямой между точками А и В? Правильно, нужно приложить линейку и по шкале определить, сколько миллиметров укладывается между точками А и В. Однородная величина в данном случае – это 1 миллиметр.

Теперь запишем, что

  1.  Если физическая величина измеряется непосредственно  путем снятия данных со шкалы прибора, то такое измерение называется прямым.

То есть, если мы взяли линейку и измерили длину отрезка, то мы совершили прямое измерение.

А теперь посмотрим в книгу стр. 17 рис. 27. Здесь изображен брусок. Мы можем измерить его длину, ширину и высоту, не правда ли? Это прямое измерение.

  1.  А какую величину можно найти зная длину, ширину и высоту? (объем)

Отлично, значит, зная эти данные, полученные путем прямых измерений, мы можем найти объем бруска, используя формулу

V= abc

Тогда в этом случае мы будем говорить о косвенных измерениях.

3.Обсуждение. Закрепление.

  1.  Вопросы на странице 18 учебника.
  2.  Скажите, в каком случае проведенные измерения будут наиболее точными?

(Чем меньше размеры используемой единицы длины, площади и объема, тем точнее проведенные измерения).

  1.  Приведите примеры косвенных измерений. (объем, площадь и другие величины, измеряемые с помощью формул)

  1.  Домашнее задание.
  2.  Перечислите в тетради измерительные приборы, которые есть в вашей квартире. Разнесите их по группам: цифровые и шкальные.
  3.  Проверьте справедливость правила Леонардо да Винчи – гениального итальянского художника, математика, астронома, инженера.

Для этого:

  1.  Измерьте свой рост: попросите кого-нибудь с помощью треугольника поставить на дверном косяке небольшую черточку карандашом; измерьте расстояние от пола до отмеченной черточки;
  2.  Измерьте расстояние по горизонтальной прямой между концами пальцев рук;
  3.  Сравните полученное в пункте b) значение со своим ростом; у большинства людей эти значения равны, что впервые было подмечено Леонардо да Винчи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

43201. Проектування приводу до стрічкового конвеєра за схемою та графіком навантаження 1.3 MB
  Курсовий проект з деталей машин – перша самостійна розрахунково-конструкторська робота, під час виконанні якої, студент набуває навичок практичного прикладання своїх теоретичних знань, що були отримані при вивченні фундаментальних та загально технічних дисциплін. На перших етапах роботи над проектом дуже важливо опанувати досвід проектування, що був накопичен в промисловості та відображен в ГОСТах та ДСТУ.
43202. Проектирование смесителя лопастного 3.17 MB
  В гравитационных смесителях в результате подъема и сбрасывания смеси внутри вращающегося барабана рисунок 1. В смесителях непрерывного действия поступление компонентов и выход готовой смеси происходит непрерывно. При переналадке на :смесь новой марки они уступают смесителям циклического действия. а схема смесителя; 1 двигатель; 2 клиноременная передача; 3 редуктор; 4 зубчатая передача; 5 разгрузочный затвор; 6 лопастные валы; 7 лопасть; 8 корыто смесителя.
43203. Синтез и расчёт кулисного механизма 631 KB
  В механизмах привода поперечно строгальных станков используется механизм, обеспечивающий главное возвратно-поступательное движение резания. Основная масса механизмов использующихся в данных станках это кулисные механизмы. Они обеспечивают заданную скорость рабочего хода и повышенную скорость холостого хода. Расчёт и проектирование данных механизмов является важным этапом в образовании инженера. В курсе предмета «Теория машин, механизмов и манипуляторов» получаются навыки расчёта механизмов машин. Комплексным подходом к закреплению полученных знаний является выполнение курсового проекта по данному курсу. В курсовом проекте осуществляется синтез и расчёт кулисного механизма, построение и расчёт зубчатого зацепления и кулачкового механизма. При выполнении работы используются все знания, полученные за курс предмета.
43204. Разработка эскизного проекта автоматической линии 379.5 KB
  Технические требования к детали Технологичность конструкции детали с точки зрения обработки на автоматической линии. Технические требования к детали К данной детали вал-шестерня применяются следующие технические требования: 1. Масса детали 1.
43205. Разработка канала для комплексной скважинной аппаратуры 1.35 MB
  Основная погрешность канала измерения температуры Дополнительная погрешность канала измерения температуры Основная погрешность канала измерения влажности Дополнительная погрешность влагомера Влажность нефти является одним из важнейших технологических параметров. На разных этапах добычи и подготовки нефти она определяет правильность эксплуатации нефтяного пласта, интенсивность эмульгирования водо-нефтяной смеси в процессе ее перекачки, эффективность процессов деэмульсации и качество товарной нефти, поступающей на переработку. С влагосодержанием тесно связано также содержание солей, которые причиняют немалый вред оборудованию нефтеперерабатывающих заводов.
43206. АНДРЕЙ БИТОВ, ЗАХАР ПРИЛЕПИН, МИХАИЛ ЕЛИЗАРОВ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ (ЛИТЕРАТУРНЫЕ) ПАРАЛЛЕЛИ 450.5 KB
  Объект нашей дипломной работы – литературный экстремизм всех трёх авторов, находящий выражение как в индивидуальных авторских стилях, так и во взаимодействии поэтических и прозаических элементов, так и в определённой философской системе, выстраиваемой в ходе повествования.
43207. Привод шаровой мельницы 2.03 MB
  Выбираем асинхронный электродвигатель закрытый обдуваемый единой серии АИР мощностью = 15 кВт и синхронной частотой вращения = 3000 об/мин
43208. Проектування привіду до стрічкового конвейєра за схемою та графіком навантаження 1.35 MB
  Закриті зубчасті передачі при коловій швидкості змащуються зануренням їх в мастило, а також за рахунок масляного туману, який утворюється за рахунок великої колової швидкості. Контактне напруження при швидкості дорівнює 475 МПа. За цими даними вибираємо необхідну в’язкість мастила і вибираємо мастило: індустріальне леговане, для зубчастих передач ИРП-150. одноступінчатого редуктора.
43209. Определение основных параметров бульдозера ДЗ-171 на базе трактора Т-170 957.5 KB
  Бульдозеры как навесное оборудование на тракторы, тягачи и другие базовые машины широко распространены, что объясняется простотой их конструкции, высокой производительностью, возможностью их использования в самых разнообразных грунтовых и климатических условиях и относитнльно низкой стоимостью выполненных работ. Применяются они в дорожном, железнодорожном, горнорудном, мелиоративном и ирригационном строительстве. Для большинства современных гусеничных бульдозеров экономически выгодная дальность дальность перемещений в настоящее время не превышает 60-80м, колесных 100-150м.