62391

Роль измерений в физике. Прямые и косвенные измерения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

А ведь для измерения всех этих величин необходимы измерительные приборы. Ребята а какие измерительные приборы вы знаете И какие физические величины ими измеряются Правильно для каждой физической величины существует определенный измерительный прибор ее измеряющий.

Русский

2014-06-09

24.38 KB

47 чел.

План-конспект урока по физике по теме: «Роль измерений в физике. Прямые и косвенные измерения».

Тип урока: урок объяснения новой темы.

Цели занятия:

  1.  Повторить методы исследования в физике, изучить роль измерений в физике и их виды.
  2.  Активизировать мышление школьников.
  3.  Развить познавательный интерес к физике.

План урока:

  1.  Организационный момент.
  2.  Проверка домашнего задания.
  3.  Изложение материала.
  4.  Обсуждение. Закрепление.
  5.  Домашнее задание.

  1.  Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Садитесь.

Начнем мы наш сегодняшний урок с того, что вспомним, о чем вы говорили на предыдущем занятии.

Мы уже знаем, что за многие тысячелетия своего существования человечество накопило большое количество знаний об окружающем на мире. Уже давно известно, что Земля вертится вокруг своей оси и одновременно движется вокруг Солнца, также мы знаем о многих явлениях природы, которые происходят вокруг нас.

  1.  Кто скажет, какими методами пользовались люди при изучении окружающего их мира? ( наблюдение и опыт)
  2.  А как вы думаете для чего служит опыт? ( опыт служит для накопления необходимых фактов и для подтверждения гипотез)
  3.  Хорошо. Вот мы сейчас говорили о гипотезах и их подтверждении, а как вы думаете, до каких пор существует гипотеза? (пока не появиться факт ей противоречащий)
  4.  Ну, а если таких фактов не нашлось и гипотеза все же подтвердилась, то чем же тогда она становиться? (законом). Правильно закон – это гипотеза, которая подтверждена.
  5.  А сейчас последовательно проговорите научный путь познания.

(наблюдение – накопление фактов – выдвижение гипотезы – экспериментальная проверка – закон).

А теперь мы непосредственно перейдем к вашему домашнему заданию. Вам необходимо было ознакомиться с биографией Демокрита, Аристотеля или Галилея и выписать в тетрадь наиболее интересные факты из их научной деятельности, пользуясь различными источниками.

  1.  Изложение материала.

Итак, открываем тетради и записываем тему сегодняшнего урока «Роль измерений в физике. Прямые и косвенные измерения».

Конечно же, все мы знаем, что измерения очень важны для любой науки. Но между тем, я думаю никто из вас не может представить свою жизнь без измерений времени, скорости, массы, длины и т.д. Ведь изо дня в день мы сталкиваемся с ними ( спрашиваем “который час”, определяем путь от дома до школы, чтобы во время придти на урок, измеряем массу своего тела. А ведь для измерения всех этих величин необходимы измерительные приборы.

  1.  Ребята, а какие измерительные приборы вы знаете? И какие физические величины ими измеряются?

Правильно для каждой физической величины существует определенный измерительный прибор, ее измеряющий. Некоторые приборы представлены на рисунках 20-23 вашего учебника.

  1.  Но кто обратил внимание, в чем различие между приборами рис. 20 и рис. 21-23.

(цифровые и шкальные)

Таким образом мы можем сделать вывод о том, что приборы бывают цифровые и шкальные.

Запишем в тетради схему.

Измерительные приборы

Цифровые

Шкальные

Ниже запишем определения.

  1.  Цифровые приборы – это  те приборы, результат измерений, которых определяется цифрами.
  2.  Шкальные приборы – это приборы имеющие шкалу, по которой определяют результат измерений.

То есть когда мы говорим о цифровых приборах, то результат мы получаем непосредственно в цифрах, а в шкальных имеется шкала, которая расчерчена штрихами на деления. Причем, обратите внимание, что одно деление – это расстояние между двумя ближайшими штрихами. (см. рис. 24, 25 учебника).

  1.  Так что же значит измерить физическую величину?

Измерить физическую величину – значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу.

Например, если мы хотим измерить длину комнаты, то нам необходимо узнать сколько раз в этой длине содержится определенная длина, называемая метром и принятая за единицу.

  1.  Кто ответит как измерить промежуток времени?

(узнать сколько раз в нем содержится промежуток времени секунда, принятый за единицу).

  1.  А что значит измерить массу тела?

(узнать, сколько раз в ней содержится определенная масса, грамм, принятая за единицу).

Посмотрим на рис. 26 учебника, что нужно сделать чтобы измерить длину отрезка прямой между точками А и В? Правильно, нужно приложить линейку и по шкале определить, сколько миллиметров укладывается между точками А и В. Однородная величина в данном случае – это 1 миллиметр.

Теперь запишем, что

  1.  Если физическая величина измеряется непосредственно  путем снятия данных со шкалы прибора, то такое измерение называется прямым.

То есть, если мы взяли линейку и измерили длину отрезка, то мы совершили прямое измерение.

А теперь посмотрим в книгу стр. 17 рис. 27. Здесь изображен брусок. Мы можем измерить его длину, ширину и высоту, не правда ли? Это прямое измерение.

  1.  А какую величину можно найти зная длину, ширину и высоту? (объем)

Отлично, значит, зная эти данные, полученные путем прямых измерений, мы можем найти объем бруска, используя формулу

V= abc

Тогда в этом случае мы будем говорить о косвенных измерениях.

3.Обсуждение. Закрепление.

  1.  Вопросы на странице 18 учебника.
  2.  Скажите, в каком случае проведенные измерения будут наиболее точными?

(Чем меньше размеры используемой единицы длины, площади и объема, тем точнее проведенные измерения).

  1.  Приведите примеры косвенных измерений. (объем, площадь и другие величины, измеряемые с помощью формул)

  1.  Домашнее задание.
  2.  Перечислите в тетради измерительные приборы, которые есть в вашей квартире. Разнесите их по группам: цифровые и шкальные.
  3.  Проверьте справедливость правила Леонардо да Винчи – гениального итальянского художника, математика, астронома, инженера.

Для этого:

  1.  Измерьте свой рост: попросите кого-нибудь с помощью треугольника поставить на дверном косяке небольшую черточку карандашом; измерьте расстояние от пола до отмеченной черточки;
  2.  Измерьте расстояние по горизонтальной прямой между концами пальцев рук;
  3.  Сравните полученное в пункте b) значение со своим ростом; у большинства людей эти значения равны, что впервые было подмечено Леонардо да Винчи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6933. Управление налогами на предприятие в России 322 KB
  Введение В науке финансового менеджмента традиционно сложилась ситуация, при которой как западными, так и отечественными учеными-экономистами вопросам налогового планирования практически не уделяется внимания. Отсутствует глубокая теоретическая прор...
6934. Экзаменационные ответы по философии. 403.5 KB
  Мировоззрение. Особенности философской мысли Древнего Китая. Философия Нового времени. Способы понимания диалектики развития. Особое место в социальном опосредовании. Бывает инд...
6935. Философия. Философские понятия, категории и глобальные проблемы 2.33 MB
  Предмет философии. Если философия–наука, то должна иметь предмет исследования. В центре материального, духовного и идеального–стоит человек здесь надо искать предмет философии. Проблема человека–проблема сопоставления себя и пр...
6936. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты 184.59 KB
  Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ Философия (от греч. phileo - люблю, sophia - мудрость) - любовь к мудрости. Философия — это наука о всеобщем, она - свободная и универсальная обла...
6937. Философия (конспект лекций). Философия как разновидность мировоззрения 1.11 MB
  Философия (конспект лекций) Вопрос 1. Философия как разновидность мировоззрения 1. Мировоззрение - целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: мифология религия фил...
6938. Философия. Предмет философии и основные аспекты философского знания 1.42 MB
  Предмет философии и основные аспекты философского знания Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные ...
6939. Философия как основа мироваззрения 1.05 MB
  Философия как разновидность мировоззрения. Специфика философского знания. Предмет и методы философии. Функции философии. Основной вопрос и основные направления философии. Общее по...
6940. Природа как предмет философского рассмотрения. Экзаменационные вопросы по философии 1.31 MB
  Экзаменационные вопросы по философии Природа как предмет философского рассмотрения. Угроза экологической катастрофы. Основные концепции выхода из современного экологического кризиса. Являясь, по сути, неотъемлемой частью Природы, Человечество в свои...
6941. Вопросы с ответами к экзамену по философии (стандарт) 2011 год 1005.5 KB
  Вопросы к экзамену по философии (стандарт) 2011 год Понятие мировоззрения, его структура и функции. Исторические типы мировоззрения. Философия как феномен культуры. Предмет философии. Типы философского мировоззрения. Философия Древнег...