62391

Роль измерений в физике. Прямые и косвенные измерения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

А ведь для измерения всех этих величин необходимы измерительные приборы. Ребята а какие измерительные приборы вы знаете И какие физические величины ими измеряются Правильно для каждой физической величины существует определенный измерительный прибор ее измеряющий.

Русский

2014-06-09

24.38 KB

46 чел.

План-конспект урока по физике по теме: «Роль измерений в физике. Прямые и косвенные измерения».

Тип урока: урок объяснения новой темы.

Цели занятия:

  1.  Повторить методы исследования в физике, изучить роль измерений в физике и их виды.
  2.  Активизировать мышление школьников.
  3.  Развить познавательный интерес к физике.

План урока:

  1.  Организационный момент.
  2.  Проверка домашнего задания.
  3.  Изложение материала.
  4.  Обсуждение. Закрепление.
  5.  Домашнее задание.

  1.  Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Садитесь.

Начнем мы наш сегодняшний урок с того, что вспомним, о чем вы говорили на предыдущем занятии.

Мы уже знаем, что за многие тысячелетия своего существования человечество накопило большое количество знаний об окружающем на мире. Уже давно известно, что Земля вертится вокруг своей оси и одновременно движется вокруг Солнца, также мы знаем о многих явлениях природы, которые происходят вокруг нас.

  1.  Кто скажет, какими методами пользовались люди при изучении окружающего их мира? ( наблюдение и опыт)
  2.  А как вы думаете для чего служит опыт? ( опыт служит для накопления необходимых фактов и для подтверждения гипотез)
  3.  Хорошо. Вот мы сейчас говорили о гипотезах и их подтверждении, а как вы думаете, до каких пор существует гипотеза? (пока не появиться факт ей противоречащий)
  4.  Ну, а если таких фактов не нашлось и гипотеза все же подтвердилась, то чем же тогда она становиться? (законом). Правильно закон – это гипотеза, которая подтверждена.
  5.  А сейчас последовательно проговорите научный путь познания.

(наблюдение – накопление фактов – выдвижение гипотезы – экспериментальная проверка – закон).

А теперь мы непосредственно перейдем к вашему домашнему заданию. Вам необходимо было ознакомиться с биографией Демокрита, Аристотеля или Галилея и выписать в тетрадь наиболее интересные факты из их научной деятельности, пользуясь различными источниками.

  1.  Изложение материала.

Итак, открываем тетради и записываем тему сегодняшнего урока «Роль измерений в физике. Прямые и косвенные измерения».

Конечно же, все мы знаем, что измерения очень важны для любой науки. Но между тем, я думаю никто из вас не может представить свою жизнь без измерений времени, скорости, массы, длины и т.д. Ведь изо дня в день мы сталкиваемся с ними ( спрашиваем “который час”, определяем путь от дома до школы, чтобы во время придти на урок, измеряем массу своего тела. А ведь для измерения всех этих величин необходимы измерительные приборы.

  1.  Ребята, а какие измерительные приборы вы знаете? И какие физические величины ими измеряются?

Правильно для каждой физической величины существует определенный измерительный прибор, ее измеряющий. Некоторые приборы представлены на рисунках 20-23 вашего учебника.

  1.  Но кто обратил внимание, в чем различие между приборами рис. 20 и рис. 21-23.

(цифровые и шкальные)

Таким образом мы можем сделать вывод о том, что приборы бывают цифровые и шкальные.

Запишем в тетради схему.

Измерительные приборы

Цифровые

Шкальные

Ниже запишем определения.

  1.  Цифровые приборы – это  те приборы, результат измерений, которых определяется цифрами.
  2.  Шкальные приборы – это приборы имеющие шкалу, по которой определяют результат измерений.

То есть когда мы говорим о цифровых приборах, то результат мы получаем непосредственно в цифрах, а в шкальных имеется шкала, которая расчерчена штрихами на деления. Причем, обратите внимание, что одно деление – это расстояние между двумя ближайшими штрихами. (см. рис. 24, 25 учебника).

  1.  Так что же значит измерить физическую величину?

Измерить физическую величину – значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу.

Например, если мы хотим измерить длину комнаты, то нам необходимо узнать сколько раз в этой длине содержится определенная длина, называемая метром и принятая за единицу.

  1.  Кто ответит как измерить промежуток времени?

(узнать сколько раз в нем содержится промежуток времени секунда, принятый за единицу).

  1.  А что значит измерить массу тела?

(узнать, сколько раз в ней содержится определенная масса, грамм, принятая за единицу).

Посмотрим на рис. 26 учебника, что нужно сделать чтобы измерить длину отрезка прямой между точками А и В? Правильно, нужно приложить линейку и по шкале определить, сколько миллиметров укладывается между точками А и В. Однородная величина в данном случае – это 1 миллиметр.

Теперь запишем, что

  1.  Если физическая величина измеряется непосредственно  путем снятия данных со шкалы прибора, то такое измерение называется прямым.

То есть, если мы взяли линейку и измерили длину отрезка, то мы совершили прямое измерение.

А теперь посмотрим в книгу стр. 17 рис. 27. Здесь изображен брусок. Мы можем измерить его длину, ширину и высоту, не правда ли? Это прямое измерение.

  1.  А какую величину можно найти зная длину, ширину и высоту? (объем)

Отлично, значит, зная эти данные, полученные путем прямых измерений, мы можем найти объем бруска, используя формулу

V= abc

Тогда в этом случае мы будем говорить о косвенных измерениях.

3.Обсуждение. Закрепление.

  1.  Вопросы на странице 18 учебника.
  2.  Скажите, в каком случае проведенные измерения будут наиболее точными?

(Чем меньше размеры используемой единицы длины, площади и объема, тем точнее проведенные измерения).

  1.  Приведите примеры косвенных измерений. (объем, площадь и другие величины, измеряемые с помощью формул)

  1.  Домашнее задание.
  2.  Перечислите в тетради измерительные приборы, которые есть в вашей квартире. Разнесите их по группам: цифровые и шкальные.
  3.  Проверьте справедливость правила Леонардо да Винчи – гениального итальянского художника, математика, астронома, инженера.

Для этого:

  1.  Измерьте свой рост: попросите кого-нибудь с помощью треугольника поставить на дверном косяке небольшую черточку карандашом; измерьте расстояние от пола до отмеченной черточки;
  2.  Измерьте расстояние по горизонтальной прямой между концами пальцев рук;
  3.  Сравните полученное в пункте b) значение со своим ростом; у большинства людей эти значения равны, что впервые было подмечено Леонардо да Винчи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36363. Правила и особенности выполнения функциональной схемы автоматизации развернутым способом 28.82 KB
  Остальные технические средства автоматизации показывают условными графическими обозначениями в прямоугольниках расположенных в нижней части схемы. На схеме автоматизации буквенноцифровые обозначения приборов указывают в нижней части окружности овала или с правой стороны от него обозначения электроаппаратов справа от их условного графического обозначения. При этом обозначения технических средств присваивают по спецификации оборудования и составляют из цифрового обозначения соответствующего контура и буквенного...
36364. Принципы организации ИО. Метод исключения 12.04 KB
  агрегация и фильтрация информациипроцесс обобщения и выделения инфи. Выполнение этих принципов предусм комплексное использование массивов инф при решении разн задач в с.увеличение потока инф не способствует улучшению ее практич использования. При проектировании инф потоков в с.
36365. Устройства отображения технологической и производственной информации 12.5 KB
  Устройства отображения технологической и производственной информации. Средства отображения информации: Абонентные пульты диспетчерские щиты панели управления и контроля средства контроля вторичные преобразователи датчики регистрирующие показывающие приборы мнемосхемы различного вида сигнализации системы визуализации с использованием мониторов ЭВМ экраны коллективного пользования. Основные технические харки: быстродействие время воспроизведение символов время вызова время обновления точность – соответствие отображаемой...
36366. Приведите формулировки и поясните критерий устойчивости Найквиста по логарифмическим частотным характеристикам 45.93 KB
  Удалённость от границы устойчивости характеризуется запасами устойчивости. Их можно оценить количественно: запас устойчивости по амплитуде равен должен составлять 1020 дБ запас по фазе для реальных систем должен составлять 3060.
36367. Металлургические агрегаты и их особенности как объекта автоматизации 12.04 KB
  Металлургические агрегаты и их особенности как объекта автоматизации. Металлургические агрегаты металлургические процессы управления являются сложными объектами и как правило не могут быть достаточно точно смоделированными и аппроксимированы одним ими двумя типовыми звеньями. Металлургические объекты в основном с рассредоточенными параметрами поэтому возникает проблема где и что измерять. Металлургические объекты имеют много возмущающих воздействий и несколько управляемых переменных на входе.
36368. Пирометр частичного излучения. Принцип действия и используемые закономерности 93.81 KB
  Пирометр частичного излучения. Их принцип действия основан на использовании зависимости интенсивности излучения от температур в узком интервале длин волн спектра. Излучение от нагретого тела 1 пройдя через объектив 2 и диафрагму 3 попадает на чувствительный элемент 4 который поглощая энергию излучения вырабатывает пропорциональный ей а следовательно и температуре электрический сигнал который поступает в измерительную схему вторичный преобразователь и вторичный измерительный прибор градуированный в градусах Цельсия. Для выделения из...
36369. Приведите и поясните показатели качества переходных процессов в САУ. Поясните их связь с частотными характеристиками 31.8 KB
  Прямые показатели качества количественные оценки качества определяются по кривой переходного процесса. Используются следующие прямые показатели качества: величина перерегулирования характеризует максимальное отклонение регулируемой величины от ее установившегося значения 2 быстродействие время переходного процесса или время регулирования tp 3 статическая ошибка сm – величина отклонения установившегося значения регулируемой...
36370. Программное обеспечение САПР 10.9 KB
  Программное обеспечение делится на общесистемное и специальное. Общесистемное ПО служит для организации функционирования технических средств то есть для планирования и управления вычислительным процессом распределения имеющихся ресурсов и представлено различными операционными системами ЭВМ и вычислительных комплексов.
36371. Сбыт и реализация 28.47 KB
  Информация о производстве продукции Учет производства и контроль качества Перечень товаров и услуг для реализации Анализ управление План производства Сбыт и реализация Информация об отгрузке и реализации продукции Информация о предоплате курсах валют Учет финансов Информация по сбыту и реализации продукции товаров и услуг Бухгалтерия Взаимосвязь подсистемы Сбыт и реализация с другими подсистемами АСУ Предприятие : Из подсистемы АНАЛИЗ и УПРАВЛЕНИЕ приказы нормативы и запросы на получение информации. Из подсистемы УЧЕТ ПРОИЗВОДСТВА И...