62394

Язык и речь. Общие сведения о языке и речи

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Язык как и все другие человеческие способности входит в социальный опыт человечества развивается вместе с человеческим обществом и усваивается каждым отдельным человеком только благодаря общению с другими людьми.

Русский

2014-06-09

24.6 KB

8 чел.

Русский язык и культура речи  Урок №1. Язык и речь. Общие сведения о языке и речи.

№1. Внимательно прочитайте текст. Определите его тему. Как вы думаете, с какой целью автор вводит вопросительные предложения, вводные слова.

 Язык, как и все другие человеческие способности, входит в социальный опыт человечества, развивается вместе с человеческим обществом и усваивается каждым отдельным человеком только благодаря общению с другими людьми.

Потому и возникло представление о языке как о чем-то, имеющем самостоятельное существование. Для каждого человека язык как будто действительно что-то внешнее, но, если бы не было человеческого общества, не было бы и языка. Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная способность общества.

А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку речь?

Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения. Правда, кроме языка для этой цели могут использоваться и другие средства, например система знаков, регулирующих уличное движение.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он при этом сделал, - сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далёким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передаёт самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И всё это благодаря языку.

Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

                      (А. А.  Леонтьев)

  1.  Из второго абзаца выпишите ключевое предложение.
  2.  На основе текста сформулируйте ответ на вопросы: как связан язык с обществом, для чего нужна человеку речь?
  3.  Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Роль языка в жизни человека и человечества». (Объем – 1 страница тетради).

Все японские дети говорят по-японски

Вы не поверите: все японские дети знают японский язык! Эта мысль однажды поразила меня до глубины души. И действительно, все дети в мире свободно говорят на своих родных языках. Любой японский ребенок без всякого труда говорит по-японски. Разве это не свидетельствует о его удивительном таланте? Как, каким образом это получается? Мне едва удалось сдержать свою радость, когда я дошел до этой мысли.

Дети в Осаке говорят на трудном осакском диалекте. Как бы мы ни старались, нам вряд ли удастся подражать диалекту Тохоку, но дети, родившиеся в этой местности, легко с ним справляются. Разве это не чудо? Однако ни один человек из тех, с кем я разговаривал на эту тему, нисколько не удивился. Это считается как бы само собой разумеющимся. Люди обычно думают, что эта способность у детей врожденная. К моему удивлению, половина моих слушателей не находила в этом ничего особенного, а остальные попросту считали меня ненормальным. Однако мое открытие имело очень большое значение. Я понял, что любой ребенок может проявить необычайные способности, если применить правильную методику его обучения. Все это произошло около тридцати лет назад, когда мне было тридцать три или тридцать четыре года. Попытки как-то объяснить поразившую меня мысль вскоре стали основной целью моей жизни.

Где-то приблизительно в 1931 или 1932 году, когда я был преподавателем по классу скрипки в Императорской консерватории, ко мне пришел один человек со своим четырехлетним сыном. Сейчас этот мальчик — всемирно известный музыкант.

( Отрывок из книги Синити Судзуки «Взращенные с любовью. Классический подход к воспитанию талантов».)

  1.  Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль.
  2.  Какое важное открытие сделал для себя японский педагог Синити Судзуки?
  3.  Проводились ли подобные наблюдения в нашей стране? Кто их проводил?
  4.  Найдите информацию об этом писателе, классике детской литературы, оформите в виде сообщения с иллюстрациями (фотографиями) в электронном виде, объем 1 - 5 страниц, шрифт Times New Roman  размер 14, интервал 1,15.

*5. (Для продвинутых, особо интересующихся студентов) Найдите и прочитайте книги «От двух до пяти» и «Взращенные с любовью. Классический подход к воспитанию талантов».)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16433. Вычисление с помощью функций 56 KB
  Тема Вычисление с помощью функций Лабораторная работа Вопросы к лабораторному занятию Понятие функции Средства Excel для ввода функций Логическая функция ЕСЛИ 1. Методические рекомендации В Excel имеется большое количество встроенных функций. Функц
16434. ФОРМАТИРОВАНИЕ ЯЧЕЕК. РАБОТА С МАСТЕРОМ ФУНКЦИЙ 103 KB
  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Тема: ФОРМАТИРОВАНИЕ ЯЧЕЕК. РАБОТА С МАСТЕРОМ ФУНКЦИЙ. Вызвать Microsoft Excel. На первом листе создать таблицу Таблицу №1: ФИО История Химия Физика Гео...
16435. Компьютерные преступления 384.5 KB
  В работе рассматриваются некоторые вопросы правовой регламентации ответственности за преступления в сфере информационных технологий в уголовных законодательствах ряда зарубежных государств
16436. Организованная преступность Уральского региона (история и современность). Учебное пособие 396.5 KB
  Г.А. Пантюхина Организованная преступность Уральского региона история и современность Учебное пособие В учебном пособии рассматриваются вопросы криминологокриминалистической характеристики предупреждения организованной преступности Уральского региона. Д
16437. Подозрение в уголовном процессе России 297.5 KB
  И.А. Пантелеев подозрение в уголовном процессе России Учебное пособие В пособии рассматриваются вопросы о понятии подозрения его месте и роли в уголовном процессе. Проанализирован ряд наиболее актуальных проблем связанных с уголовнопроцессуальной деятельно...
16438. Кредитные организации в России, правовой аспект 3.03 MB
  Кредитные организации в России: правовой аспект Предисловие В предлагаемой читателю работе рассматриваются правовые вопросы организации и деятельности кредитных организаций. Анализируется соотношение понятий банковское законодательство и банковское пра
16439. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим 777.5 KB
  В.В. Останина ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В СВЯЗИ С ПРИМИРЕНИЕМ С ПОТЕРПЕВШИМ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ В работе освещаются малоисследованные и проблемные вопросы нового для российского уголовного законодательства основания освобождения о...
16440. Римское право. Учебник 2.03 MB
  О.А. Омельченко РИМСКОЕ ПРАВО УЧЕБНИК Учебник подготовлен в соответствии с новой программой учебного курса Римское право. В нем изложены основные начала римского публичного уголовного и частного права а также судебнопроцессуальной культуры связанной с т...
16441. Основы банкового права. Учебник 2.35 MB
  О.М. ОЛЕЙНИК ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ПРАВА КУРС ЛЕКЦИЙ На базе анализа действующего законодательства и современных разработок российского правоведения изложены основные положения банковского права. Анализируются понятие содержание и возможности банковского пра