62394

Язык и речь. Общие сведения о языке и речи

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Язык как и все другие человеческие способности входит в социальный опыт человечества развивается вместе с человеческим обществом и усваивается каждым отдельным человеком только благодаря общению с другими людьми.

Русский

2014-06-09

24.6 KB

8 чел.

Русский язык и культура речи  Урок №1. Язык и речь. Общие сведения о языке и речи.

№1. Внимательно прочитайте текст. Определите его тему. Как вы думаете, с какой целью автор вводит вопросительные предложения, вводные слова.

 Язык, как и все другие человеческие способности, входит в социальный опыт человечества, развивается вместе с человеческим обществом и усваивается каждым отдельным человеком только благодаря общению с другими людьми.

Потому и возникло представление о языке как о чем-то, имеющем самостоятельное существование. Для каждого человека язык как будто действительно что-то внешнее, но, если бы не было человеческого общества, не было бы и языка. Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная способность общества.

А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку речь?

Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения. Правда, кроме языка для этой цели могут использоваться и другие средства, например система знаков, регулирующих уличное движение.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он при этом сделал, - сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далёким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передаёт самые сокровенные мысли, чувства, переживания. И всё это благодаря языку.

Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

                      (А. А.  Леонтьев)

  1.  Из второго абзаца выпишите ключевое предложение.
  2.  На основе текста сформулируйте ответ на вопросы: как связан язык с обществом, для чего нужна человеку речь?
  3.  Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Роль языка в жизни человека и человечества». (Объем – 1 страница тетради).

Все японские дети говорят по-японски

Вы не поверите: все японские дети знают японский язык! Эта мысль однажды поразила меня до глубины души. И действительно, все дети в мире свободно говорят на своих родных языках. Любой японский ребенок без всякого труда говорит по-японски. Разве это не свидетельствует о его удивительном таланте? Как, каким образом это получается? Мне едва удалось сдержать свою радость, когда я дошел до этой мысли.

Дети в Осаке говорят на трудном осакском диалекте. Как бы мы ни старались, нам вряд ли удастся подражать диалекту Тохоку, но дети, родившиеся в этой местности, легко с ним справляются. Разве это не чудо? Однако ни один человек из тех, с кем я разговаривал на эту тему, нисколько не удивился. Это считается как бы само собой разумеющимся. Люди обычно думают, что эта способность у детей врожденная. К моему удивлению, половина моих слушателей не находила в этом ничего особенного, а остальные попросту считали меня ненормальным. Однако мое открытие имело очень большое значение. Я понял, что любой ребенок может проявить необычайные способности, если применить правильную методику его обучения. Все это произошло около тридцати лет назад, когда мне было тридцать три или тридцать четыре года. Попытки как-то объяснить поразившую меня мысль вскоре стали основной целью моей жизни.

Где-то приблизительно в 1931 или 1932 году, когда я был преподавателем по классу скрипки в Императорской консерватории, ко мне пришел один человек со своим четырехлетним сыном. Сейчас этот мальчик — всемирно известный музыкант.

( Отрывок из книги Синити Судзуки «Взращенные с любовью. Классический подход к воспитанию талантов».)

  1.  Прочитайте текст, определите его тему, основную мысль.
  2.  Какое важное открытие сделал для себя японский педагог Синити Судзуки?
  3.  Проводились ли подобные наблюдения в нашей стране? Кто их проводил?
  4.  Найдите информацию об этом писателе, классике детской литературы, оформите в виде сообщения с иллюстрациями (фотографиями) в электронном виде, объем 1 - 5 страниц, шрифт Times New Roman  размер 14, интервал 1,15.

*5. (Для продвинутых, особо интересующихся студентов) Найдите и прочитайте книги «От двух до пяти» и «Взращенные с любовью. Классический подход к воспитанию талантов».)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70184. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОЛОКОННО-ОПТИЧЕСКОЙ ЛИНИИ СВЯЗИ КРАСНОЯРСК–ИРКУТСК 3.83 MB
  Задачи: Провести выбор и технико-экономическое обоснование трассы и способа прокладки ОК рассмотреть несколько элементарных участков: прокладка в кабеля грунте переход через водоём прокладка кабеля по ЛЭП прокладка вдоль железных дорог.
70185. Экономико-математическое моделирование комплекса противоэрозионных мероприятий 186 KB
  Цель данной курсовой работы – научиться строить экономико-математические модели по проектированию комплексов противоэрозионных мероприятий. Все элементы комплекса противоэрозионных мероприятий должны быть взаимно согласованы.
70186. Разработка нового туристского продукта – посещение иностранными гостями международной выставки вооружений и военной техники 152.5 KB
  Так называемые инсентив-туры давно практикуемые за рубежом и пользующиеся все большей популярностью в России предполагают не только корпоративный отдых как форму поощрения но и решение такой важной задачи внутрифирменного управления как сплочение членов трудового коллектива...
70187. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ И УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ ФЛОТА 838.5 KB
  В исходных данных для выполнения курсовой работы задаются: наименование судна направления перевозок два отдельных рейса род перевозимого груза дата начала рейсов. Предполагается что по окончании рейса судну предложено осуществить перевозку груза на одном из двух заданных направлений.
70189. Определение состава газовой фазы и окисляемости металлов при термообработке оксидного катода 594.94 KB
  В процессе откачки ЭВП наибольшее газовыделение происходит на этапе термообработки оксидного катода. Оксидное покрытие наносится на поверхность металлического керна катода (Mn) в виде суспензии карбонатов щелочноземельных металлов.
70190. ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ QuickBASIC 236 KB
  Как и все другие алгоритмические языки Qbasic имеет много уровней организации текста от алфавита до программы. Прежде чем описывать синтаксические правила построения конструкций языка и приводить сведения по процедурам и функциям перечислим его структурные элементы от нижнего уровня к верхнему.
70191. ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ QBASIC 618.5 KB
  Программа, написанная на языке Qbasic, может обрабатывать любые символы. Но это не значит, что каждый из них может использоваться в тексте программы для обеспечения действий или объектов программы. При вводе текста программы можно использовать как прописные, так и строчные буквы.