62397

Словарное богатство русского языка

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Обратить внимание на информационное и словесное богатство русского языка. Поговорить о важности расширения словарного запаса. Развивать навыки работы со словарями.

Русский

2014-06-09

29.16 KB

4 чел.

Тема: Словарное богатство русского языка

Обучающая цель:  Раскрыть термины лексикология и лексика, познакомить учащихся с тем, что изучает раздел «Лексика». Обратить внимание на информационное и словесное богатство русского языка. Поговорить о важности расширения словарного запаса.

Развивающая цель: Совершенствовать речевые  умения учащихся. Развивать навыки работы со словарями.

Воспитательная цель: Способствовать привитию учащимся любви к русскому языку.

Ход урока:

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разделом науки о русском языке - лексикологией, которая изучает слово как основную единицу языка и его лексическое значение. Нас ждет встреча с толковым словарем. И все это поможет нам ещё сильнее полюбить русский язык и познать его тайны.

- А для чего мы должны знать русский язык?

Учащиеся по желанию высказывают свои ответы.

- Как говорил Константин Георгиевич Паустовский:

« Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, дождей, лесов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».

Итак, мы приступаем к изучению раздела «Лексикология», который изучает мир слов (лексис по-гречески означает слово).

Всему название дано -
И зверю и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных – нету!
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
(А.Шибаев)

Все предметы, которые нас окружают имеют свое название. Словами мы пользуемся для выражения своих мыслей и чувств. Без слов мы не смогли бы общаться друг с другом. Чтобы научиться свободно говорить и писать по-русски, надо усвоить много русских слов .Все слова какого-либо языка образуют его словарный состав, или лексику. Так, русские слова составляют лексику русского языка

- Ребята, а кто-то сможет ответить на вопрос:  сколько - же все-таки слов в нашем языке?

(например, в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова 70 000 слов, в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка»- более 120 000 слов.) На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть в языке. Столько слов, конечно, невозможно знать. Но известно, что чем образованнее человек, тем больше слов он знает и употребляет в своей речи. Очень много слов знают, например, выдающиеся писатели. В произведениях А.С.Пушкина насчитывается около 22 тысяч разных слов.
Почему словари не дают точного ответа на этот вопрос?
Слова удивительно многолики. И в каждом уже знакомом нам разделе рассматривается какое-то особое «лицо» слова. Во владениях фонетики вы изучали звуковой состав. Это наружная оболочка слова. «А что же прячется в этой оболочке?- спросите вы.- Наверное, значение слова?»
Конечно. Его внутренний смысл. Но значение слова тоже имеет как бы две грани. Например, есть птица
голубь и слово голубь, называющее эту птицу. Оно имеет лексическое и грамматическое значения. Лексическое значение - птица с серовато-голубым или белым оперением и большим зобом, а грамматическое - имя существительное единственного числа, мужского рода. А у глагола - это время, лицо и число.

- Так все-таки. Что такое лексикология?

Лексикология - это раздел науки о языке, изучающий его словарный состав (лексику). Каждое слово имеет свое значение и для того, чтобы его, верно определить созданы толковые словари.

Словарь - собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык

Словарный состав - Лексика — весь словарный запас языка, в котором выделяют активную и пассивную составляющие.

Лексический запас - набор слов, которыми владеет человек. Различают два вида словарного запаса: активный и пассивный.

Итак, в лексикологии  мы изучаем лексические значения слов.
Лексические значения слов разъясняются в толковых словарях.

Есть волшебная страна, Как писать какое слово,
Что распахнута пред вами, Как писать и как читать,
Та, которая словами, Как с другими сочетать,…
Что людьми населена. Уважаем государь.
Правит ими государь по прозванию Словарь.
По прозванию Словарь Даже Пушкин,
И относится он к ним, Я об этом достоверно
Словно к подданным своим. говорю,
Утверждать ему не ново, Не однажды за советом

Обращался к Словарю.

(Я.Козловский)

 

- Одним из самых известных словарей является Толковый словарь живого великорусского языка́  (оригинальное название: Толковый словарь живаго Великорускаго языка) — словарь, составленный Владимиром Ивановичем Далем в середине XIX века. Один из крупнейших словарей русского языка. Содержит около 200 000 слов и 30 000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла приводимых слов. В основе словаря лежит живой народный язык с его областными видоизменениями, словарь включает лексику письменной и устной речи XIX века, терминологию и фразеологию различных профессий и ремёсел. Словарь не только даёт информацию о языке, но и о народном быте, поверьях, приметах, другие этнографические сведения.

Владимир Иванович Даль (10  ноября 1801 — 22 сентября 1872) — русский учёный и писатель. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».Член-корреспондент Петербургской академии наук по физико-математическому отделению (избран 21 декабря 1838 года за естественно - научные труды), почётный член Академии по Отделению естественных наук (1863 год). Член Общества любителей Российской словесности Член Общества истории и древностей Российских. Один из двенадцати членов-учредителей Русского географического общества, которое присудило ему Константиновскую медаль за «Толковый словарь живого великорусского языка».

Знал, по меньшей мере, 12 языков, понимал тюркские языки, считается одним из первых тюркологов. Этнограф, собиратель фольклора. Умер Даль в Москве 22 сентября 1872. Похоронен на Ваганьковском кладбище.

Этнография (от др. - греч. ἔθνος — «Этнос» (народ) и γράφω — «пишу») — часть исторической науки, изучающая народы -этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру.

Пословицы из словаря В.И. Даля.

Грамоте учиться всегда  пригодится.

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

Сперва аз да буки, а там и науки.

Написано пером, не вырубить и топором.

Немного читай, да много разумей!

Не пером пишут, умом.

Не красна книга письмом, красна умом.

Сергей Ожегов родился 22 сентября 1900 года в посёлке Каменное (ныне город Кувшиново) Тверской губернии в семье инженера-технолога Каменской бумажно-картонной фабрики — Ивана Ивановича Ожегова. Сергей Иванович был старшим из трёх братьев. В канун Первой мировой войны семья переехала в Петроград, где Сергей закончил гимназию. Затем он поступил на филологический факультет Ленинградского университета, но занятия вскоре были прерваны — Ожегова призвали на фронт. Он участвовал в боях на западе России, на Украине. В 1922 году Ожегов окончил военную службу в штабе Харьковского военного округа и сразу же приступил к занятиям на факультете языкознания и материальной культуры Ленинградского университета. Во время Великой Отечественной войны Ожегов не эвакуировался из столицы, а остался преподавать. Один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (19351940). Автор одного из самых известных и популярных русских словарей — однотомного «Словаря русского языка» (1949, с исправлениями и обновлениями переиздавался неоднократно, с 1992 — при участии Н. Ю. Шведовой); словарь Ожегова фиксирует современную общеупотребительную лексику, демонстрирует сочетаемость слов и типичные фразеологизмы. Умер Сергей Иванович Ожегов в Москве 15 декабря 1964 года. Урна с его прахом покоится в стене некрополя Новодевичьего кладбища.

Подобрать к слову Неиссякаемый синонимы.

Бесконечный

неограниченнейший

обильный

неистощимый

обильнейший

неисчерпаемый

безграничный

Невысыхаемый

нескончаемый

Неоскудевающий

неограниченный

Неоскудный

неограниченнейший

Неоскуднейший

неограниченный

наинеоскуднейший

 


Запишите слова. Какие орфографические правила можно ими проиллюстрировать? (упр. 737)

Необъятный, бесконечный, беспредельный, безбрежный, необозримый, неоглядный, бескрайний, безмерный, неисчерпаемый, неистощимый, неиссякаемый, безграничный.

Прочитайте слова на тему «Зима» запишите их по алфавиту в три столбца, группируя по частям речи. (упр.738)

существительное

Прилагательное

глагол

Ветер

Ветреный

Блестеть

Коньки

Ослепительный

Мерзнуть

Метель

Свежий

Сверкать

Снег

Скользкий

Снежки

Холодный

Холод

Мороз

 

Кто больше, точнее, быстрее? (упр.739)

Составьте словарик на одну из тем ( по выбору): «Лето», «Осень», «Весна», «Семья», «Животные», «Птицы», «Транспорт»

Дополнить словарики на темы « Весна», «Птицы» вы сможете, прочитав стихотворение « Подарки весны», почему оно так называется.(упр.740)

- Что, Весна, ты принесла?

И ответила Весна:

- Принесла я вам ребята, ребятки,

Лейки, грабли и лопатки,

Первые подснежники, желтые скворечники.

Принесла я вам грачей,

И скворцов, и зябликов.

И несет любой ручей

Целый флот корабликов.

И еще я принесла много света и тепла,

Прыгалки и салки, новые считалки.

Все ребята удивились:

Как-то сразу появились

Почки клейкие в лесу,

Травка на опушке

И у маши на носу

Первые веснушки.

                                                                                                            (Г. Сапгир)

Словарный диктант (упр.742)

Лексический запас, словарное богатство, блестеть, блистать, удивляться,  восклицать, великое множество, желтый,  веснушки, кораблики, появились, считалки, принесла, подснежники, скворечники, почки, как-то, на опушке, гореть.

Принести на следующий урок учебник развития речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54322. Метод проектов 26.5 KB
  В последние годы в связи с реформами в образовании и изменениями в школьном математическом образовании в частности остро стоит вопрос об организации учебного процесса направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности. В результате этого возник метод проектов как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Однако за последние несколько лет многое изменилось – общество поднялось на новую ступень экономического развития потребовались кардинальные перемены во...
54323. МЕТОД ПРОЕКТІВ ЯК ТЕХНОЛОГІЯ НАВЧАННЯ 257.5 KB
  Метод проектів це метод в основі якого лежить розвиток пізнавальних творчих навичок студентів умінь самостійно конструювати свої знання орієнтуватися в інформаційному просторі критично мислити. Мета застосування методу полягає у формуванні навичок ефективного використання різних джерел інформації при навчанні студентів за допомогою інноваційних педагогічних технологій якими передбачається самостійна індивідуальна чи групова дослідницькопошукова та творча діяльність студентів підвищення рівня комунікабельності. Завдання методу...
54324. З’єднання болтом і шпилькою 496 KB
  Оформлення завдання Завдання виконується на креслярському папері в олівці у відповідність з правилами ЕСКД. Креслення повинне мати основний напис. Діаметри крізних отворів
54325. МЕТОДИЧНІ РЕКОМЕНДАЦІЇ ДО СТВОРЕННЯ НАВЧАЛЬНОГО ПРОЕКТУ 146.5 KB
  АНАТОМІЯ НАВЧАЛЬНОГО ПРОЕКТУ. Планування реалізації проекту. Методика управління для неосяжної кількості найрізноманітніших проектів має єдину структуру у якій можна виділити такі групи процесів: ініціації прийняття рішення щодо запуску проекту зазвичай завершується складанням і затвердженням уставу проекту із визначенням його мети терміну виконання критеріїв успіху призначенням та чітким окресленням повноважень керівника проекту; планування безперервне визначення кращих...
54326. Особливості використання кейс-методу при викладанні інженерної графік 704.5 KB
  Наявність головної умови використання кейс-методу при викладанні будь–якої дисципліни – наявність протиріч, на основі яких формуються і формулюються проблемні ситуації, задачі, практичні завдання для обговорення та знаходження оптимального розвязання учнями або студентами.
54327. Методичні рекомендації щодо формування комунікативно-мовленнєвих умінь в учнів початкових класів на уроках української мови в російськомовних класах 367.5 KB
  Діти що приходять у 1 клас особливо російськомовні мають обмежений словниковий запас для спілкування українською мовою. Наприклад: ТВАРИНИ Ведмідь –медведь Лисиця – лисица Вовк – волк Заєць – заяц Білка – белка Їжак – ежик Мавпа – обезьяна Пташка – птичка Жаба – лягушка Ящірка ящерица Бобер бобёр Кажан – летучая мышь Паралельно з цією карткою діти працюють з карткою з малюнками на якій намальовані ті предмети які були записані в картці словами. Скажіть діти кого із названих членів сім'ї ви вдома називаєте не так Пропоную з...
54328. Метод проектів як основа творчого розвитку особистості 170.5 KB
  Практична теоретична пізнавальна значимість передбачуваних результатів наприклад доповідь у відповідні служби про демографічний стан даного регіону фактори що впливають на цей стан тенденції що просліджуються в розвитку даної проблеми; спільний з партнером по проекту випуск газети альманаху з репортажами з місця подій; охорона лісу в різних місцевостях план заходів і т. Структурування змістовної частини проекту із указівкою поетапних результатів. Але незалежно від типу проекту всі вони в означеній мірі неповторні та унікальні;...
54329. Групування, формули, адресація, імена комірок, авто заповнення в Microsoft Excel (MICROSOFT OFFICE 2010) 429 KB
  Мета: Навчитися обєднувати дані за природними групами, користуватися документом, в якому є групування, створювати в комірках формули для обчислення нових даних, копіювати дані та формули, призначати імена коміркам, користуватися автозаповненням.
54330. ПРОЕКТНА ДІЯЛЬНІСТЬ НА УРОКАХ ІНФОРМАТИКИ 239.5 KB
  Це з одного боку сукупність прийомів операцій оволодіння певною областю практичного або теоретичного знання тієї чи іншої діяльності. Цей результат можна побачити осмислити застосувати в реальній практичній діяльності. Саме тому на уроках інформатики корисно вводити елементи проектної діяльності. Провідні принципи такої діяльності: Основні вимоги до проекту Необхідно наявність соціально значущої задачі проблеми дослідної інформаційної практичної.