62405

Работа с разными видами глин: лепка по гипсовой форме

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки передаются в народе представления о жизни труде красоте. Древнейшие глиняные игрушки найденные археологами на территории нашей страны относятся к эпохе бронзы ко II тысячелетию до Рождества Христова.

Русский

2014-06-09

583.76 KB

4 чел.

УРОК 2

План урока

  1.  Работа с разными видами глин: лепка по гипсовой форме
  2.  Традиция глиняных игрушек
  3.  Лепка дымковской игрушки

1. Работа с разными видами глин: лепка по гипсовой форме

Работа с разными видами глин позволяет на практике изучить характер и свойства каждой глины. А, в последствии, посмотреть, как изменяется глина при сушке, а затем при обжиге.

2. Традиция глиняных игрушек

Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольлору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.

Древнейшие глиняные игрушки, найденные археологами на территории нашей страны, относятся к эпохе бронзы, ко II тысячелетию до Рождества Христова. Это маленькие глиняные топорики, посуда, погремушки. Вероятно, это культовые предметы. Находили глиняную игрушку в раскопках X-XVII вв. (Москва, Рязань) - свистульки (кони, птицы, фигурки людей). Они вылеплены из глины, обожжены, иногда украшались росписью и глазурью.

Известно, что царский двор при Алексее Михайловиче закупал игрушки в "Москве на торгу". Игрушечное производство в XVII-XVIII вв. достигает большой высоты. Богатые семьи заказывали дорогие игрушки, их покупали и в царскую семью. В книге расходов императрицы Екатерины I за 1721 г. указано: "Куплено в Москве на торгу разных игрушек государыне царевне Наталье Петровне и великому князю и княжне - три коровы, два коня, два оленя, четыре барана, две пары лебедей, два петуха, одну утку, при ней трое детей, город с солдатами. За всё заплачено 4 рубля 9 алтын две деньги".

В XVIII-XIX вв. производство глиняной игрушки достигло невиданного расцвета, главными покупателями были простые люди.

Уникальный очаг народного творчества, типичное явление народной культуры - деревня Хлуднево Думиничского района Калужской области. Хлудневская игрушка - свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой. Кроме гончарного промысла здесь был и другой - женский, "бабий" промысел - изготовление глиняной игрушки. Местные глинистые почвы давали плохой урожай, и развитие побочного крестьянского промысла было необходимо. Этим промыслом и стало гончарное ремесло и изготовление игрушек. Мягкий, пластичный материал (глина) шёл не только на изготовление посуды. Во всех местностях, где занимались гончарным ремеслом, лепили небольшие погремушки (грематушки) фигуркисвистульки, Особенной любовью пользовались свистульки, которым можно было придать любой зрительный образ и к тому же использовать, как своеобразный музыкальный инструмент.

Игрушки лепили женщины и девочки, начиная с 7-8 лет. Занимались этим в свободное от сельских работ время - большей частью зимой и весной до покосов.

Яркая, жизнерадостная, решенная с предельной чёткостью в пластическом и цветовом отношениях, наивная (в самом высоком смысле этого слова) глиняная игрушка обладает волшебной способностью украшать наш быт, вносить тепло и радость в убранство жилища.

Глиняную игрушку находили археологи при раскопках наряду с глиняной посудой. Конечно, изготовление игрушки из глины было не главным промыслом, а попутным. Устанет мастер от основной работы, возьмет кусок глины да и слепит что-нибудь этакое, какую-нибудь безделицу для своих детей или для себя забавы ради. Лишь позднее игрушки из глины стали предметом продажи. Их стали делать специально для весенних ярмарок, коротая долгие зимние вечера за изготовлением свистулек, гудков, коней, барынь, всадников и прочей игрушечной армии. Игрушками стали заниматься целые семьи, передавая секреты изготовления, заготовки и обжига глины от поколения к поколению. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, своя манера лепки и оформления из делий.

Игрушки различаются по манере лепки, по тому, какая глина взята для изделия. Лучше всего лепятся игрушки, свистульки из жирной глины. Эта глина используется для филимоновских игрушек. За иссиня-черный цвет ее прозвали синикой. А вообще игрушки лепят из той глины, какая есть в данной местности.

Искусство создания глиняной игрушки было достаточно кропотливым делом. Глину надо было заготовить с лета, намыть мелкий речной песок. Вручную перетирали глину с песком, так как очень жирная глина при сушке и обжиге могла дать трещины. А поздней осенью начинали лепить.

Существовало разделение труда: одни делали туловище с головой, вторые — юбки-колокольчики, третьи — руки, четвертые изготовляли детали — оборки, коромысла, ведра. Затем игрушку со­бирали, склеивая части жидкой глиной. Сделанные таким конвейерным образом игрушки выходили ладными, но не совсем одинаковыми. Небольшие детали — оборка на юбке, кокошник — различали их между собой.

Фигурки сушили, затем обжигали в печи. После обжига их белили меловым грунтом (мел на снятом молоке) и расписывали яркими открытыми цветами. Растертые на яичном желтке пигменты звучали несколько приглушенно на белом фоне, не блестели, а на сбитом белке краска становилась прозрачной. Роспись очень простая, представляет из себя сочетание тонких, толстых, волнистых линий, точек, штрихов, овалов, ромбов, кружков.

Меньше всего внимания уделяется лицу: точки-глаза, дуги бровей, две румяных щеки и три малиновых точки — рот. Главный наряд — яркая кофта и пестрая юбка. Размеры фи гурок — до 20 см. Большие фигурки можно увидеть в музее, их размер — до полуметра. «Дымка», как ее ласково называют мастера, вводит нас в особый мир — мир провинциального русского города с его жителями и обычаями: барыни, кавалеры, няньки, водоноски, праздничные гулянья и катанья в лодках, карусели, танцы. Изделия сегодняшних мастеров не выглядят старомодными, их игрушки и сказочны и реальны одновременно, искренни и простодушны.

  1.  Лепка дымковской игрушки


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

4918. Этапы решения задач на компьютере: 36 KB
  Этапы решения задач на компьютере: Постановка задачи: сбор информации о задаче формулировка условия задачи определение конечных целей решения задачи определение формы выдачи результатов описание данных (их типов, диапазонов вел...
4919. Технология программирования на языках Си и C++ 61.96 KB
  О языках Си и C++. В качестве базового языка программирования выбран C++, который является одним из главных инструментом в современном программировании. C++ является мощным и достаточно объемным языком, но, в то же время, у него есть досто...
4920. Ввод и вывод чисел. Стандартные математические функции 67.5 KB
  Ввод и вывод чисел Числовые данные выводятся в выходной поток оператором вывода, определенным в заголовочном файле iostream.h. Этот оператор способен выводить данные любых стандартных типов, в том числе отдельные символы, строки. Приемником...
4921. Измерение емкости конденсатора 54.5 KB
  Цель работы Определить емкость конденсатора двумя способами экспериментальная проверка формул расчета емкости параллельного и последовательного соединения конденсаторов. Схема установки ИП – источник питания G– гальванометр...
4922. Освоение среды разработки Image, Label 57 KB
  Освоение среды разработки. Цель работы Овладеть навыками программирования с использованием Image, Label. Задание Создать проект типа Standard.EXE. Создание на форме элементов управления. Работа со свойствами. Для начала ...
4923. Создание процедуры в среде Visual Basic 113 KB
  Создание процедуры. Цель работы Овладеть навыками программирования с использованием Image, PictureBox, Timer, Button . Задание Создать анимацию бабочки для начала следует создать проект. Далее помещаем на форму Button(1 шт.), Image...
4924. Освоение элементов управления и файлов в среде Visual Basic 63.5 KB
  Освоение элементов управления и файлов в среде VB. Цель работы: овладеть навыками программирования с использованием стандартных элементов управления и файлов. Вариант №11 Задание: Считать матрицу 3*3 из текстового файла...
4925. Основные свойства элемента управления MSFIexGrid 553.5 KB
  Цель работы Изучить основные свойства элемента управления MSFIexGrid (сетки) и способы использования ее для вывода информации. Задание 1 1. Разработайте форму для ввода данных в выделенную ячейку и исследуйте свойства сетки MSFIexGrid. 2. Составьте ...
4926. Дополнительные элементы управления для разработки интерфейса пользователя 813.5 KB
  Цель работы Приобрести навыки в использовании дополнительных элементов управления для разработки интерфейса пользователя. Задание Разработайте форму для демонстрации графиков элементарных функций. Форма должна позволять выводить на экран графи...