62412

Общество как система. Подсистемы общества и их взаимосвязь

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Подсистемы общества и их взаимосвязь Время 2 часа Вопросы: Общество как целостная динамичная система. Краткая характеристика подсистем общества и их взаимосвязь Первый вопрос: Общество как целостная динамичная система Социология наука изучающая общество.

Русский

2014-06-09

280.21 KB

2 чел.

Тема (модуль) 1  «Общество и его социальная структура»

1.1 Общество: сущность и типы

Тема урока «Общество как  система. Подсистемы общества и  их взаимосвязь»

Время 2 часа

Вопросы:

  1.  Общество как целостная динамичная система.
  2.  Краткая характеристика подсистем общества и их взаимосвязь

Первый вопрос:  «Общество как целостная динамичная система»

Социология – наука изучающая общество. А что же такое общество?

На протяжении всей истории человечества мыслители и ученые пытались определить смысловое значение термина «Общество»

Эти взгляды были очень различны:

- древнегреческий философ  Аристотель понимал общество как совокупность группировок, взаимодействие которых регулируется определенными нормами и правилами

- Французский мыслитель и ученый 18 века  Сен – Симон считал что общество – это огромная мастерская, призванная осуществлять господство человека над природой

- Основатель социологии Огюст Конт определял общество двояко:

       В первом случае он подразумевал под обществом реальность которая является результатом развития чувств, скрепляющих воедино семью, народ, нацию и все человечество

      Во втором случае он  сопоставлял общество с механизмом, состоящих из взаимосвязанных частей и элементов  

Среди современных концепций общества выделяется:

-  «Атомистическая теория» Дж. Девиса согласно которой общество понимается как совокупность действующих личностей и отношения между ними.  Эта теория была развита немецким обществоведом Георгом Зиммелем ( 1858-1918), который считал, что общество есть ничто иное как взаимодействие индивидов. Эта теория нашла продолжение в  «Сетевой теории общества»,  согласно которой общество понимается как совокупность действующих индивидов, принимающих социально – значимые решения, эти индивиды в совокупности с их действиями сплетают единую сеть – общество

- «Теория социальных групп», согласно этой теории общество -  есть совокупность различных пересекающихся между собой групп, которое являются разновидностями одной доминирующей группы  

- «Конфликтологическая (классовая) теория   общества», разработчик – основатель  коммунистического движения  К. Маркс. Согласно этой теории общество это совокупность антагонистических классов, которые постоянно ведут борьбу между собой, за овладение средствами производства. Благодаря этой борьбе происходит развитие общества

Понятие общества как сложной социальной системы мы связываем с американским социологом Толкоттом  Парсонсом (1902-1979). Ему принадлежит заслуга в том,  что он выделил основные компоненты, составляющие общество – экономику, политику, родство и культуру, тем самым предопределив сегодняшнее понимание общества

«Общество – это исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимодействий между людьми,  их общностями и организациями складывающаяся в процессе их совместной жизнедеятельности»

    Основными элементами этой системы выступают определенные подсистемы (элементы),  которые также,  представляют собой  сложные системы.  

      В виду того что во всех  этих системах главным элементом является человек  и группы людей,  которые постоянно находятся во взаимных связях, отношениях и взаимодействиях – центральное место в системе общества отводится социальной системе

Экономическая система

Политическая система

Социальная система

Социальная система

Правовая система

система

Духовная или социокультурная система

Этно- национальна структура

Профессиональная структура

Социальная структура

Территориальная структура

Демографическая структура

Данное понимание  связано с понятием общества  в широком смысле

В более узком смысле под обществом понимают:

-  Исторический этап развития общества (первобытнообщинное общество, феодальное общество, буржуазное общество)

- Круг людей,  объединенных общими интересами (общество рыболовов, общество филателистов и.т.д.)

- Круг людей,  объединенных общим происхождением (дворянское общество)

- Совокупность людей, объединенных местом пребывания (английское общество, российское общество, белорусское общество)

Второй вопрос: «Краткая характеристика подсистем общества и их взаимосвязь»

Социальная системаисторически изменяющаяся, основанная на социальных взаимодействиях, трудовых актах, форма жизнедеятельности людей, реализующуюся в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей, групп и отдельных личностей, и интегрирующая собой все другие структурные компоненты общества. В состав социальной системы входят: социальная структура, этно национальная структура, профессиональная структура, территориальная структура и демографическая структура

Экономическая система сложившаяся в конкретной стране совокупность правил, норм, институтов, определяющих форму осуществления экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ

Политическая система – совокупность политических институтов, организаций, политических правовых и нравственных норм, политических идей и взглядов, с помощью которых осуществляется власть или оказывается на не влияние

Духовная система обществасовокупность связанных между собой элементов, выполнение функций которыми обеспечивает удовлетворение общественных и личных духовных потребностей: нравственных, эстетических, религиозных, познавательных и.т.д.

Структура  духовной системы общества

Религия

Культура и искусство

 Сознание

Философия

Образование и наука

Идеология

Мораль

Правовая система система, которая регулирует в соответствующих пределах деятельность всех  других  систем общества в соответствии с принятыми в обществе правовыми нормами.

Отличительные признаки общества:

  1.  Социальность – (от латинск.  socialis – совместный, общественный) – выражает общественную сущность жизни людей, социальную специфику их отношений и взаимодействий, что отличает человеческое сообщество от других  групповых форм взаимодействия, встречающихся в животном мире

  1.  Способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействий между людьми

 

  1.  Территория – географическое пространство,  на котором протекают социальные процессы

  1.  Социальное пространство  и социальное время Социальное пространство – этно -  национальное и религиозное пространство,  на котором протекают социальные процессы  (индийское общество, китайское общество, английское общество, европейское общество, христианское общество, исламское общество и.т.д.)

Социальное время - временные рамки протекания социальных процессов (античная эпоха, средние века, эпоха Возрождения, современная эпоха.  Иная эпоха – это иное общество)

  1.  Самоутверждение и саморегуляция

 Общество – это сложная саморегулирующаяся система, существование и развитие которой происходит в соответствии с социальными законами и закономерностями (империи образуются и распадаются, союзы заключаются,  распадаются и вновь образуются , цивилизации развиваются и угасают)

  1.  Наличие в обществе социальных институтов, регулирующих  взаимодействия и отношения межу основными социальными объектами (индивидами, общностями, группами и организациями)

  1.  Сознание, воля и деятельность людей –  элементы которые  обеспечивают  существование и развитие,  как самих людей, так и  их организационных социальных объединений

  1.  Наличие социальной структуры – т.е.  не только отдельных индивидов, но прежде всего их социальных образований (общностей, групп, организаций, социальных институтов, находящихся в сложной системе социальных взаимодействий,  связей и отношений)

      Выделение функциональных подсистем общества поставило вопрос об их детерминационной  (т.е. причинно – следственной)  связи. Иначе говоря, вопрос о том какая из систем общества определяет его облик в целом.

Основным принципом социологии, выражающим всеобщую взаимосвязь и взаимообусловленность всех социальных явлений является принцип социально – исторического детерминизма

Детерминизм – учение об объективных закономерностях, взаимосвязях и взаимообусловленностях всех явлений в природе и  обществе

Выделяют:

- Экономический детерминизм (развитие общества обусловлено состоянием и развитием экономической системы)

- Технологический детерминизм

- Культурный детерминизм

- Социально – исторический детерминизм


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5106. Методика розвитку рухових якостей у дітей шкільного віку 69 KB
  Методика розвитку рухових якостей у дітей шкільного віку. Фізичні якості – це розвинуті у процесі виховання і цілеспрямованої підготовки рухові задатки людини, які визначають її можливості успішно виконувати певну рухову дію. Стосовно роз...
5107. Особливості планування процесу фізичного виховання школярів 47.5 KB
  Особливості планування процесу фізичного виховання школярів. Діяльність фахівців у сфері фізичної культури характеризується різноманітним і складним змістом. Для досягнення бажаної результативності такий зміст повинен бути певним чином систематизова...
5108. Методика навчання техніки фізичних вправ школярів 35 KB
  Методика навчання техніки фізичних вправ школярів. Навчання рухових дій у шкільному віці спрямоване перш за все на формування, поглиблення і розширення спеціальних знань у вигляді уявлень, узагальнень і понять, закономірностей, принципів і правил ру...
5109. Урок як основна форма фізичного виховання школярів 76.5 KB
  Урок як основна форма фізичного виховання школярів. Особливості організації і методики проведення уроків фізичної культури з учнями молодшого, середнього та старшого шкільного віку. Урок найбільш розповсюджена форма реалізації базової програм...
5110. Особливості методики контролю за процесом фізичного виховання дітей шкільного віку 64.5 KB
  Особливості методики контролю за процесом ФВ дітей шкільного віку. Основним джерелом отримання інформації про об’єкт, яким управляють є контроль за його станом після виконаних управляючих команд (канал зворотного зв’язку). Для фізичного ви...
5111. Організаційні форми фізичного виховання школярів протягом навчального дня 82.5 KB
  Організаційні форми фізичного виховання школярів протягом навчального дня. Позакласна і позашкільна робота з фізичної культури. Учитель фізичної культури – організатор здорового способу життя. Практична реалізація фізичного виховання школярів з...
5112. Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей шкільного віку 94 KB
  Теоретико-методичні основи фізичного виховання дітей шкільного віку. До шкільного віку відносяться діти від 6-7 до 17-18 років. Відповідно до існуючої системи загальної освіти цей віковий період поділяється на три етапи: молодший середній і старший....
5113. Особливості розвитку рухових якостей у дітей дошкільного віку 80.5 KB
  Особливості розвитку рухових якостей у дітей дошкільного віку. Всебічна фізична підготовка дітей дошкільного віку передбачає досягнення оптимального розвитку рухових (фізичних) якостей: швидкості, спритності, гнучкості, витривалості та сили. Фізичні...
5114. Диференційоване фізичне виховання школярів. Особливості фізичного виховання школярів, які мають відхилення у стані здоров’я 80.5 KB
  Диференційоване фізичне виховання школярів. Особливості фізичного виховання школярів, які мають відхилення у стані здоров’я. Поняття диференційований підхід...