62414

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий. Периоды развития общества: прогресс (от лат. progressus – движение вперед) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему...

Русский

2014-06-09

27.5 KB

17 чел.

ПОНЯТИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Периоды развития общества:

  1.  прогресс (от лат. progressus – движение вперед) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному.
  2.  регресс (от лат. regressus – обратное движение) – тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
  3.  стагнация – период, в процессе которого движение вперед задерживается и даже на время останавливается и прекращается способность воспринимать новое, передовое.

Эти три периода не существуют по отдельности в человеческой истории. Они переплетаются, сменяют, дополняют друг друга.

Рассмотрим примеры.

Примеры

Прогресс

1. Переход от административно-командной экономики к рыночной.

2. За последние годы в РФ произошел переход от однопартийной системы (партия КПСС) к многопартийной (несколько десятков партий).

Регресс

1. Италия с 1922 по 1943 гг. (фашистский режим Б.Муссолини), послевоенный период.

2. Германия с 1933 по 1945 гг. (фашистский режим Адольфа Гитлера – Третий рейх). 


3.Русь – период монголо-татарского ига с 1237 г. по 1480 г. (см. сноску)

Стагнация

1. В России – в сфере экономики в сер. 70-х – конце 80-х гг. (застой при Брежневе).

2. Рецессия мировой экономики в 1930-х гг. – Великая депрессия 1929-1933 гг.

Рассмотрим точки зрения на направленность общественного прогресса:

1. Платон, Аристотель, Дж.Вико, О. Шпенглер, А.Тойнби – движение по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла, т.е. теорияисторического круговорота.

2. Французские просветители – история непрерывно обновляется,совершенствуется со всех сторон жизни общества.

3. Религиозные течения – преобладание регресса во многих сферах жизни общества.

4. Современные исследователи – положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т.е. вывод о противоречивости прогресса.

Сноска

Период монголо-татарского ига на Руси, которое установилось в результате монгольского нашествия на Русь 1237 – 1241 гг. и происходило в течение двух веков. В Северо-Восточной Руси длилось до 1480 г. в других русских землях ликвидировалось в XIV в.

Историки сходятся во мнении, что Ордынское иго на Руси сыграло отрицательную роль, которая заключалась в деградации (регресс) русского государства.

Именно с этого времени началось отставание Руси от ряда западноевропейских стран. Если там продолжался хозяйственный и культурный прогресс, возводились прекрасные сооружения, создавались литературные шедевры, не за горами была эпоха Возрождения, то Русь лежала, и еще довольно долго, в руинах. Нужно отметить, что ордынские властители не содействовали централизации Руси, объединению ее земель, а наоборот препятствовали в этом. В их интересах было разжигать вражду между русскими князьями, не допускать их единства.

КРИТЕРИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Общие критерии:

  1.  развитие человеческого разума
  2.  совершенствование нравственности людей
  3.  развитие производительных сил, включая самого человека
  4.  прогресс науки и техники
  5.  возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

Гуманистические критерии:

  1.  средняя продолжительность жизни человека
  2.  детская и материнская смертность
  3.  состояние здоровья
  4.  уровень образования
  5.  развитие различных сфер культуры
  6.  чувство удовлетворенности жизнью
  7.  степень соблюдения прав человека
  8.  отношение к природе

Рассмотрим точки зрения на критерии общественного прогресса.

Мыслители

Точка зрения

Французский просветитель А.Кондорсе

Развитие человеческого разума.

Социалист-утопист Сен-Симон

Нравственный критерий – осуществление главного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья.

Немецкий философ Ф.В.Шеллинг

Постепенное приближение к правовому устройству.

Немецкий философ Г.Гегель

По мере роста сознания свободы человека происходит поступательное развитие общества.

В современных условиях критерии общественного прогресса все больше сдвигаются в сторону гуманитарных параметров.

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ И ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОГРЕССА

Общественный прогресс – совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Относительность общественного прогресса – понятие общественного прогресса не применимо к некоторым областям общественной жизни.

Противоречивость общественного прогресса:

1. Прогресс в одной из областей общественной жизни не обязательно дополняется прогрессом в других областях.

2. То, что считается прогрессивным сегодня, завтра может обернуться катастрофой.

3. Прогресс в жизни одной из стран не обязательно влечет за собой прогресс в других странах и регионах.

4. Прогрессивное для одного человека может не быть прогрессивным для другого.

Рассмотрим примеры.

Противоречивость общественного прогресса

Примеры

1.Прогресс в одной области не является прогрессом в другой.

Рост производства прогрессивно влияет на материальное благополучие людей отрицательное влияние на экологию природы.

Технические устройства, облегчающие работу и быт человека,  неблагоприятное влияние на здоровье человека.

2.Прогресс сегодня может обернуться катастрофой.

Открытия в области ядерной физики (рентгеновские лучи, деление ядра урана) оружие массового поражения – ядерное оружие

3.Прогресс в одной стране не влечет прогресс в другой.

Тамерлан способствовал развитию своей страны  ограбление и разорение чужих земель.

Колонизация европейцами Азии и Африки способствовала росту богатств и уровню развития народов Европы  разорение и стагнация общественной жизни в разоренных странах Востока.

ПОНЯТИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

Причины глобализации:

  1.  переход от индустриального общества к информационному.
  2.  переход от альтернативного выбора к многообразию выбора.
  3.  использование новых коммуникационных технологий.

Основные направления:

  1.  деятельность транснациональных корпораций (ТНК), имеющих свои филиалы по всему миру.
  2.  глобализация финансовых рынков.
  3.  международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов.
  4.  создание международных организаций в экономической и финансовых сферах.

Рассмотрим примеры.

Основные направления

Примеры

Деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру.

1. BP plc (Би Пи пи эл си) – нефтегазовая компания, вторая по величине в мире. До мая 2010 носила название («Бритиш петролеум»). 

Штаб-квартира компании расположена в Лондоне.

2. General Motors (Дженерал моторс) – крупнейшая американская автомобильная корпорация, до 2007 года на протяжении 77 лет крупнейший производитель автомобилей в мире (с 2007 – Toyota). Производство налажено в 35 странах, продажа в 192 странах.

Штаб-квартира расположена в Детройте.

3. Microsoft (Microsoft Corporation, читается«ма́йкрософт») – одна из крупнейших транснациональных компаний по производству программного обеспечения для различного рода вычислительной техники.

Штаб-квартира компании находится в городе Редмонд.

Глобализация финансовых рынков.

1. Forex (Foreign Exchange) – валютный внебиржевой рынок.

2. СFD (Contract For Deferent): еще называют рынок производных инструментов на основные финансовые активы, это могут быть CFD на товарные фьючерсы, индексы(DJ, S&P, DAX), ценные бумаги.

3. ETF’s – относительно молодой рынок, инструментами которого являются сформированные портфели финансовых активов, с различных финансовых рынков (аналог паевых фондов).

Международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов.

Интеграционные группировки:

- Западная Европа – ЕС (Европейский союз)

- Северная Америка – НАФТА(Североамериканская ассоциация свободной торговли)

- Евразия – СНГ (Содружество Независимых государств)

- Азиатско-Тихоокеанский регион – АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии)

- Латинская Америка – Меркосур, Кариком

Создание международных организаций в экономической и финансовой сферах.

Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация

ФАКТОРЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

Факторы глобализации:

  1.  изменение средств коммуникации – соединение в единый информационный поток всех регионов планеты.
  2.  изменение транспорта – быстрота и доступность передвижения из одной части света в другую.
  3.  характер современной техники – непредсказуемые последствия прогресса и НТР становятся угрозой всего человечества.
  4.  экономика – экономическая интеграция (производство, рынки и т.д.).
  5.  глобальные проблемы – решение возможно только общими усилиями всего мирового сообщества.

ПОСЛЕДСТВИЯ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Глобализация – процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.

Позитивные последствия процесса глобализации:

  1.  стимулирующее влияние на экономику.
  2.  сближение государств.
  3.  стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике.
  4.  возникновение социокультурного единства человечества.

Негативные последствия процесса глобализации:

  1.  насаждение единого стандарта потребления.
  2.  создание препятствий для развития отечественного производства.
  3.  игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран.
  4.  навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества.
  5.  оформление идеи соперничества.
  6.  утрата каких-то специфических черт национальных культур.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64290. ПСИХОЛОГІЧНІ ЧИННИКИ ДИНАМІКИ СУБ’ЄКТНОСТІ МАЙБУТНЬОГО ВЧИТЕЛЯ У ПРОЦЕСІ НАВЧАЛЬНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ 188 KB
  Розвиток людини як суб'єкта діяльності стає метою сучасної освіти та важливою проблемою психології. Категорія суб'єкт має давню історію у вітчизняній психології.
64291. ДОГОВІР ПРО НАДАННЯ ПОСЛУГ У МЕРЕЖІ ІНТЕРНЕТ 146.5 KB
  Актуальність теми дослідження зумовлена стрімким поширенням новітніх комунікаційних та інформаційних технологій та потребою віднайти адекватні правові форми для регулювання відносин щодо набуття зміни та припинення цивільних прав...
64292. БЕЗКОНФЛІКТНЕ УПРАВЛІННЯ ЕКОНОМІЧНИМИ ВЗАЄМОДІЯМИ НА ПРОМИСЛОВОМУ ПІДПРИЄМСТВІ 514 KB
  Відомо, що машинобудівний комплекс є сполучною ланкою між металургійною, гірничою, хімічною та багатьма іншими галузями промисловості і визначає рівень загального розвитку економіки країни.
64293. ЗАХИСТ ПРАВА ЛЮДИНИ НА ОСОБИСТУ СВОБОДУ В КОНТЕКСТІ ПРОТИДІЇ ТОРГІВЛІ ЛЮДЬМИ: ФІЛОСОФСЬКО-ПРАВОВІ ЗАСАДИ 136.5 KB
  Можна відзначити що сутність цього соціального феномену полягає в запереченні свободи людини у звязку з чим головною засадою протидії таким порушенням слід вважати відповідний захист свободи.
64294. РОЗВИТОК Я-КОНЦЕПЦІЇ ОСОБИСТОСТІ МАЙБУТНЬОГО СОЦІАЛЬНОГО ПРАЦІВНИКА У ВИЩОМУ НАВЧАЛЬНОМУ ЗАКЛАДІ 231.5 KB
  Забезпечення ефективності вирішення складного комплексу цих проблем вимагає повноцінних теоретичних концепцій соціальної роботи як професійної діяльності насамперед розвитку адекватної і гармонійної Я-концепції самого працівника соціальної сфери наявність...
64295. СПЕКТРАЛЬНІ ПРОЯВИ ВЗАЄМОДІЇ ІЗОХІНОЛІНОВИХ АЛКАЛОЇДІВ З ДНК 249.5 KB
  Взаємодія низькомолекулярних лігандів з ДНК має широкий спектр застосувань: медичні препарати зокрема протипухлинні та імуномодулюючі флуоресцентні зонди тощо.
64296. МЕТОДИКА ВИРОБНИЧОГО НАВЧАННЯ МАЙБУТНІХ КРАВЦІВ У ПТНЗ ЗАСОБАМИ ІНТЕГРОВАНИХ МІКРОМОДУЛІВ 269.5 KB
  Основи створення методичних систем виробничого навчання та підвищення ефективності професійної підготовки кваліфікованих робітників розроблено в працях В. Перспективним напрямком інтеграції при створенні методичних систем навчання є використання модульного та мікромодульного...
64297. ВУГЛЕПЛАСТИКИ ТРИБОТЕХНІЧНОГО ПРИЗНАЧЕННЯ НА ОСНОВІ ФТОРОПЛАСТУ-4 ТА МОДИФІКОВАНОГО ВУГЛЕЦЕВОВОЛОКНИСТОГО НАПОВНЮВАЧА 197.5 KB
  Сучасна тенденція розвитку полімерного матеріалознавства полягає у пошуку раціональних шляхів використання відомих матеріалів шляхом модифікування їх властивостей.
64298. ОРГАНІЗАЦІЯ ДОСЛІДНИЦЬКОЇ ДІЯЛЬНОСТІ УЧНІВ З ДИЗАЙНУ У ПРОФЕСІЙНИХ НАВЧАЛЬНИХ ЗАКЛАДАХ ХУДОЖНЬОГО ПРОФІЛЮ 271.5 KB
  За нинішніх умов соціально-культурного розвитку суспільства дизайн як новий вид художньо-конструкторської професійної діяльності відіграє важливу роль у створенні цілісного естетичного середовища, підвищенні рівня конкурентоспроможності промислової продукції, предметів широкого вжитку.