62421

СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

План урока: Знакомство с новыми участниками группы. В этом время остальные готовят текст зарисовку; Типология средств массовой информации по видам жанровым отличиям; Игра по теме урока дается краткое описание СМИ надо угадать к какому типу оно относится Игра в слова ассоциации...

Русский

2014-06-10

28.21 KB

0 чел.

УРОК №3. СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

План урока:

  1.  Знакомство с новыми участниками группы. Собеседование (3-5 минут). В этом время остальные готовят текст / зарисовку;
  2.  Типология средств массовой информации (по видам, жанровым отличиям);
  3.  Игра по теме урока – дается краткое описание СМИ, надо угадать, к какому типу оно относится
  4.  Игра в слова (ассоциации)
  5.  Разбор и проверка домашнего задания
  6.  Домашнее задание на выходные
  7.  Думаем. Изучить словарь журналиста. (на след.уроке будет игра «крокодил» по теме)
  8.  Пишем/делаем. Блиц-интервью «Что читают мои родители»

+ дополнительное задание «Поздравление Мамы с 8 марта».

  1.  Текст «Как правильно поздравить маму с 8 марта». (в стиле «советы»)

  1.  

Журналистика как любой род деятельности характеризуется прежде всего результатами, или содержанием деятельности, которое, в свою очередь, напрямую зависит от стремления и возможностей журналистов адекватно отражать жизнь в ее разнообразнейших проявлениях.

В процессе практической деятельности по распространению социальной информации, по мере массовизации этого процесса исторически сложились способы распространения массовой информации.

Система СМИ. Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систему журналистики. В структурном плане ее представляют три группы средств информации:

≫ печатная пресса — газеты, журналы, еженедельники (газетного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари;

* аудиовизуальные СМИ - - радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание; особую, промежуточную подгруппу образует телетекст;

* информационные службы — телеграфные агентства, рекламные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.

При характеристике структуры обычно возникает вопрос о том, к какой группе отнести Интернет. Это либо отдельная группа, либо вспомогательная, т.к. по сути дублирует основной эфир, или использует электронные средства передачи. Однако на мой взгляд, это все-таки отдельная групаа с ее боагтым разнообразием.

__

Действительно, каждый род журналистики использует свой собственный, специфический способ отражения жизни, создания журналистских произведений, каждый торит индивидуальную, не похожую на других, дорожку к умам и сердцам, глазам и ушам читателей, слушателей, зрителей. Наименованиями потребителей информации все сказано. У газетчиков один инструмент – написанное (напечатанное черными буквами на белой бумаге) слово. Сотрудники печатных изданий описывают словами событие, факт, идею – читатель пробегает глазами по строчкам, складывает буквы в слова, слова – в предложения, отдельные фразы – в контекст и декодирует (вспомните, мы уже пользовались этим термином) прочитанное, воспринимает его в том ключе, в каком это замыслил журналист, либо понимает написанное иначе – и это вина не читателя, но автора.

Ну, например, я напишу предложение. Как вы думаете, к какой статье это можно было бы использовать? Статье о чем? … А если я прочитаю, это с эмоциями?

 Радиожурналист имеет на вооружении слово сказанное, звучащее во всем богатстве интонаций, смысловых и логических ударений, пауз, подкрепленное музыкой и шумами, что позволяет нести аудитории не только текст, но и подтекст, обогащая содержание радиоматериала. У потребителя радиоинформации главный орган восприятия – слух.

Телевидение оперирует аудиовизуальными образами. Его сила в зримости, конкретности, практической невозможности трактовать увиденное как-то иначе. В газете можно написать: “Зал встретил овацией имярек, поднимающегося на трибуну” – и читатель вынужден верить автору, что называется, на слово. Если на самом деле оратора встретили жидкими хлопками, то в радиорепортаже – на фоне этих полуаплодисментов – соврать уже труднее. На ТВ, где зритель и слышит нестройное хлопанье, и видит кислые физиономии сидящих в зале, скрыть истину невозможно (ее можно только сокрыть, не показав самого события; если же это прямой эфир, то изображение фактически не поддается фальсификации).

Особым родом журналистики считаются информационные агентства. Однако при полном сходстве методики работы сотрудников агентств с их коллегами в газетах, на телевидении и радио, эти ведомства – своеобразная инфраструктура массовой информации.

Интернет в свою очередь объединяет в себе все способы передачи информации – вы и читаете, и слушаете, и смотрите.

* * *

Назовите, какие вы слышали, знаете сми, и к какому роду сми они относятся?  

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

Плюсы:

- Аналитичность текстов

Сам процесс чтения (декодирования условных печатных знаков) предполагает высокую степень абстрактности мышления, активную работу воображения, интеллектуальное напряжение. В результате более тесным становится взаимодействие автора и читателя. Есть время подумать

- «Авторитет» прессы: написанному верят больше чем

- «Хранилище» информации -  к ним можно вернуться для подробного изучения, они компактны, легко поддаются копированию и т.п.

Минусы:

- Скудность выразительных средств;

- Ограниченные средства в распространение /доведении информации до читателя

- Относительная неоперативность.

РАДИО

Плюсы:

-  оперативность,

- доступность для самых широких слоев населения и практически безграничное распространение,

- техническая простота и дешевизна производственного процесса.

- высокие выразительные средства радиожурналистики — живой голос, шумы, музыка: повышают достоверность и образность в передаче реальных событий.

Минусы:

- Отсутствие визуализации события

- Краткий срок жизни информации

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Плюсы

- Сочетание возможностей радио, кино, фотографии, живописи, театра и других предшествовавших ему средств общения и творческой деятельности.

- Телевидение до предела облегчает аудитории восприятие информации, а потому несет в себе просветительский, пропагандистский и манипулятивный заряды колоссальной мощности.

- Оперативность (вплоть до прямых эфиров).

Минусы:

- срок жизни информации,

- дороговизна производства программ и размещения сюжетов,

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА

Информационные службы обеспечивают деятельность других СМИ, поставляя им готовые тексты и ≪сырой≫ фактический материал. Сами они, как правило, не вступают в контакт с аудиторией, если не выпускают собственные журналы или программы. Центральное место в этой группе занимают информационные агентства (их еще называют агентствами новостей или телеграфными агентствами). Своим происхождением они

обязаны гениальной идее, пришедшей в голову француза Шарля Гаваса в начале XIX в. Он первым раскинул сеть своих представительств в различных местностях, стал продавать газетам добытые ими факты и тем самым сэкономил редакциям расходы на посылку корреспондентов в отдаленные географические точки. В дальнейшем бизнес на агентской информации оказался необычайно прибыльным.

Предметом гордости как для российских профессионалов, таК и для всей нации служит то, что на одном уровне с мировыми гигантами в течение десятилетий работает крупнейшая отечествен ная фабрика новостей. У ИТАР-ТАСС было немало прямых и отдаленных  предшественников. Первенцем информационной службы в нашей стране явилось Российское телеграфное агентство (1894), подконтрольное германскому агентству Вольфа. Затем возникло Торгово-телеграфное агентство, а в 1904 г. — Санкт-Петербургское телеграфное агентство, от которого современные тассовцы ведут свою родословную. В связи с началом Первой мировой войны оно было переименовано в Петроградское (ПТА) и под этим названием обрело все черты крупного предприятия информационной отрасли. В 1918 г. на его базе ВЦИ К образовал государственное Российское телеграфное агентство (РОСТА), хорошо памятное всем, кто изучал отечественную историю XX в. Наконец в 1925 г. РОСТА превратилось в Телеграфное агентство Советского Союза, которое и вошло позднее в число мировых лидеров.

Усилению ТАСС способствовали и его роль официального рупора власти, и его положение фактического монополиста в своей стране. Лишь в начале 60-х годов появилось Агентство печати ≪Новости≫ (АПН), носившее статус негосударственного, однако ни по объему продукции, ни по характеру деятельности оно не могло составить конкуренцию ТАСС. После распада Советского Союза гигантское предприятие обрело новое имя — Информационное телеграфное агентство России, но не потеряло и известное всей планете прежнее название. Так удалось сохранить приобретенные за многие годы деловые связи и рынки сбыта информационного товара. Сегодня ИТАР-ТАСС работает на пяти

континентах, в России действуют его отделения и корреспондентские пункты во всех региональных центрах. Чтобы нагляднее описать масштабы производства, скажем, что в течение суток агентство готовит и предлагает потребителям более 150 газетных полос текста.

Кроме агентств новостей стремительно расширяется сеть других информационных служб: рекламных компаний, пресс-служб при государственных, коммерческих, общественных, конфессиональных организациях. Они поставляют редакциям СМИ деловые сведения, которые в дальнейшем находят отражение в материалах печатной и эфирной

журналистики. Отдельно следует упомянуть клубы и ассоциации журналистов. Они, конечно, не являются производителями информации, но способствуют обмену и распространению важных сообщений, заключению контрактов и соглашений в этой сфере.

Примером служит ассоциация корреспондентов зарубежных СМИ, аккредитованных в Москве, число которых с либерализацией внешней политики России возросло в геометрической прогрессии.

ИНТЕРНЕТ

Электронное периодическое издание – информация в электронном виде, периодически дополняемая и обновляемая.

Плюсы:

- Широкое распространение (доступ онлайн в любой точке планеты)!

- Мгновенность и оперативность

- Двустороннее общение: читатель может высказать мнение по той или иной статье

- Легкий доступ к архивной информации

- Возможность использовать все средства аудиовизуального контакта с аудиторией.

- Интерактив

Минусы:

- иногда – неконтролируемый поток информации,

- недостоверность информации

- доступ только при наличие компьютера и интернета.

  1.  «Угадай издание».

Часть 1

Много читателей. Для того, чтобы купить – надо отстоять в очереди (Печатные СМИ),

Вчера в машине слушал замечательную программу (радио),

Тот ведущий, что был одет в костюм клоуна, показался мне очень смешным (ТВ),

Мне понравился заголовок и я прошел по ссылке

Часть 2

Придумайте сами фразу, характеризующую то или иное СМИ

  1.  Игра в слова «Три ассоциации».

Часть 1. Знакомство

Мячик.  Кидаем друг другу, называем Имя и три своих характеристики (прилагательные) на первую букву имени, во второй раз – опять имя и три слова на вторую букву

Часть 2. Прилагательные

Ведущий задает слово, кидает мячик, говорит имя сущ., другой должен  назвать три прилагательных характеризующих это существительное.

Потом задание усложняется – прилагательные должны быть на одну букву, или по одной теме,


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

63868. Трансформация языка в контексте социокульутрных изменений 48.38 KB
  В обществе непрерывно происходят различные социальные процессы которые могут приводить к возникновению новых элементов и исчезновению ранее существовавших элементов и отношений между ними. Одним из таких элементов относится Язык который подвергся изменениям в результате социокультурного развития.
63870. К вопросу о генезисе творческой стратегии современного акционизма 52.94 KB
  На первый взгляд акция и поэзия понятия антагонистические: акция кратковременна поэзия устремлена в вечность акция направлена вовне – поэзия автореферентна акция ставит конкретные цели поэзия бежит любого рода инструментализации...
63871. Социальная солидарность в эпоху перемен 43 KB
  Социальная солидарность sociаl solidаrity интеграция и ее степень или тип проявляемые обществом либо группой. Французский философ и социолог Эмиль Дюркгейм выделил что социальная солидарность это то что скрепляет и сплачивает индивидов в единое целое.
63872. Проблема толерантности в общеобразовательных учреждениях начального общего образования 59.5 KB
  Проблема толерантности в общеобразовательных учреждениях начального общего образования Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В педагогических теориях толерантность оценивается как: отсутствие или ослабление реагирования на какой либо неблагоприятный фактор...
63873. Тенденции института семьи в трансформационном аспекте: внебрачная рождаемость 18.73 KB
  Появляются новые тенденции такие как например снижение количества ранних браков; рост числа разводов; увеличение среднего возраста женщины вступления в брак; увеличение среднего возраста матери при рождении первого ребенка; а так же увеличение количества детей которые рождаются вне брака.
63874. Феномен социального отчуждения 43.5 KB
  Доминирующей формой социального отчуждения становится отчуждение техническое обусловленной ростом места техники в жизни современного человека. Отчуждение это процесс в котором от людей отделяются результаты их деятельности сама деятельность а также те силы которые эту деятельность...
63875. Жизненные ориентации горожан 18.56 KB
  Для каждой личности характерен свой уникальный способ жизни способ ее организации оценивания и осмысления. В процессе своей жизни личность выступает в качестве то субъекта общения то субъекта деятельности являясь при этом субъектом своей жизни объединяющим...
63876. Язык заголовка кинотекста 45.5 KB
  Главным инструментом исследователей языка является текст потому что непосредственно текст представляет собой сферу функционирования языковых единиц и в тексте слово получает свое основное значение и осмысление. Гальперин характеризует текст как произведение речетворческого процесса...