62421

СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

План урока: Знакомство с новыми участниками группы. В этом время остальные готовят текст зарисовку; Типология средств массовой информации по видам жанровым отличиям; Игра по теме урока дается краткое описание СМИ надо угадать к какому типу оно относится Игра в слова ассоциации...

Русский

2014-06-10

28.21 KB

0 чел.

УРОК №3. СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

План урока:

  1.  Знакомство с новыми участниками группы. Собеседование (3-5 минут). В этом время остальные готовят текст / зарисовку;
  2.  Типология средств массовой информации (по видам, жанровым отличиям);
  3.  Игра по теме урока – дается краткое описание СМИ, надо угадать, к какому типу оно относится
  4.  Игра в слова (ассоциации)
  5.  Разбор и проверка домашнего задания
  6.  Домашнее задание на выходные
  7.  Думаем. Изучить словарь журналиста. (на след.уроке будет игра «крокодил» по теме)
  8.  Пишем/делаем. Блиц-интервью «Что читают мои родители»

+ дополнительное задание «Поздравление Мамы с 8 марта».

  1.  Текст «Как правильно поздравить маму с 8 марта». (в стиле «советы»)

  1.  

Журналистика как любой род деятельности характеризуется прежде всего результатами, или содержанием деятельности, которое, в свою очередь, напрямую зависит от стремления и возможностей журналистов адекватно отражать жизнь в ее разнообразнейших проявлениях.

В процессе практической деятельности по распространению социальной информации, по мере массовизации этого процесса исторически сложились способы распространения массовой информации.

Система СМИ. Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систему журналистики. В структурном плане ее представляют три группы средств информации:

≫ печатная пресса — газеты, журналы, еженедельники (газетного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари;

* аудиовизуальные СМИ - - радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание; особую, промежуточную подгруппу образует телетекст;

* информационные службы — телеграфные агентства, рекламные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.

При характеристике структуры обычно возникает вопрос о том, к какой группе отнести Интернет. Это либо отдельная группа, либо вспомогательная, т.к. по сути дублирует основной эфир, или использует электронные средства передачи. Однако на мой взгляд, это все-таки отдельная групаа с ее боагтым разнообразием.

__

Действительно, каждый род журналистики использует свой собственный, специфический способ отражения жизни, создания журналистских произведений, каждый торит индивидуальную, не похожую на других, дорожку к умам и сердцам, глазам и ушам читателей, слушателей, зрителей. Наименованиями потребителей информации все сказано. У газетчиков один инструмент – написанное (напечатанное черными буквами на белой бумаге) слово. Сотрудники печатных изданий описывают словами событие, факт, идею – читатель пробегает глазами по строчкам, складывает буквы в слова, слова – в предложения, отдельные фразы – в контекст и декодирует (вспомните, мы уже пользовались этим термином) прочитанное, воспринимает его в том ключе, в каком это замыслил журналист, либо понимает написанное иначе – и это вина не читателя, но автора.

Ну, например, я напишу предложение. Как вы думаете, к какой статье это можно было бы использовать? Статье о чем? … А если я прочитаю, это с эмоциями?

 Радиожурналист имеет на вооружении слово сказанное, звучащее во всем богатстве интонаций, смысловых и логических ударений, пауз, подкрепленное музыкой и шумами, что позволяет нести аудитории не только текст, но и подтекст, обогащая содержание радиоматериала. У потребителя радиоинформации главный орган восприятия – слух.

Телевидение оперирует аудиовизуальными образами. Его сила в зримости, конкретности, практической невозможности трактовать увиденное как-то иначе. В газете можно написать: “Зал встретил овацией имярек, поднимающегося на трибуну” – и читатель вынужден верить автору, что называется, на слово. Если на самом деле оратора встретили жидкими хлопками, то в радиорепортаже – на фоне этих полуаплодисментов – соврать уже труднее. На ТВ, где зритель и слышит нестройное хлопанье, и видит кислые физиономии сидящих в зале, скрыть истину невозможно (ее можно только сокрыть, не показав самого события; если же это прямой эфир, то изображение фактически не поддается фальсификации).

Особым родом журналистики считаются информационные агентства. Однако при полном сходстве методики работы сотрудников агентств с их коллегами в газетах, на телевидении и радио, эти ведомства – своеобразная инфраструктура массовой информации.

Интернет в свою очередь объединяет в себе все способы передачи информации – вы и читаете, и слушаете, и смотрите.

* * *

Назовите, какие вы слышали, знаете сми, и к какому роду сми они относятся?  

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

Плюсы:

- Аналитичность текстов

Сам процесс чтения (декодирования условных печатных знаков) предполагает высокую степень абстрактности мышления, активную работу воображения, интеллектуальное напряжение. В результате более тесным становится взаимодействие автора и читателя. Есть время подумать

- «Авторитет» прессы: написанному верят больше чем

- «Хранилище» информации -  к ним можно вернуться для подробного изучения, они компактны, легко поддаются копированию и т.п.

Минусы:

- Скудность выразительных средств;

- Ограниченные средства в распространение /доведении информации до читателя

- Относительная неоперативность.

РАДИО

Плюсы:

-  оперативность,

- доступность для самых широких слоев населения и практически безграничное распространение,

- техническая простота и дешевизна производственного процесса.

- высокие выразительные средства радиожурналистики — живой голос, шумы, музыка: повышают достоверность и образность в передаче реальных событий.

Минусы:

- Отсутствие визуализации события

- Краткий срок жизни информации

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Плюсы

- Сочетание возможностей радио, кино, фотографии, живописи, театра и других предшествовавших ему средств общения и творческой деятельности.

- Телевидение до предела облегчает аудитории восприятие информации, а потому несет в себе просветительский, пропагандистский и манипулятивный заряды колоссальной мощности.

- Оперативность (вплоть до прямых эфиров).

Минусы:

- срок жизни информации,

- дороговизна производства программ и размещения сюжетов,

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА

Информационные службы обеспечивают деятельность других СМИ, поставляя им готовые тексты и ≪сырой≫ фактический материал. Сами они, как правило, не вступают в контакт с аудиторией, если не выпускают собственные журналы или программы. Центральное место в этой группе занимают информационные агентства (их еще называют агентствами новостей или телеграфными агентствами). Своим происхождением они

обязаны гениальной идее, пришедшей в голову француза Шарля Гаваса в начале XIX в. Он первым раскинул сеть своих представительств в различных местностях, стал продавать газетам добытые ими факты и тем самым сэкономил редакциям расходы на посылку корреспондентов в отдаленные географические точки. В дальнейшем бизнес на агентской информации оказался необычайно прибыльным.

Предметом гордости как для российских профессионалов, таК и для всей нации служит то, что на одном уровне с мировыми гигантами в течение десятилетий работает крупнейшая отечествен ная фабрика новостей. У ИТАР-ТАСС было немало прямых и отдаленных  предшественников. Первенцем информационной службы в нашей стране явилось Российское телеграфное агентство (1894), подконтрольное германскому агентству Вольфа. Затем возникло Торгово-телеграфное агентство, а в 1904 г. — Санкт-Петербургское телеграфное агентство, от которого современные тассовцы ведут свою родословную. В связи с началом Первой мировой войны оно было переименовано в Петроградское (ПТА) и под этим названием обрело все черты крупного предприятия информационной отрасли. В 1918 г. на его базе ВЦИ К образовал государственное Российское телеграфное агентство (РОСТА), хорошо памятное всем, кто изучал отечественную историю XX в. Наконец в 1925 г. РОСТА превратилось в Телеграфное агентство Советского Союза, которое и вошло позднее в число мировых лидеров.

Усилению ТАСС способствовали и его роль официального рупора власти, и его положение фактического монополиста в своей стране. Лишь в начале 60-х годов появилось Агентство печати ≪Новости≫ (АПН), носившее статус негосударственного, однако ни по объему продукции, ни по характеру деятельности оно не могло составить конкуренцию ТАСС. После распада Советского Союза гигантское предприятие обрело новое имя — Информационное телеграфное агентство России, но не потеряло и известное всей планете прежнее название. Так удалось сохранить приобретенные за многие годы деловые связи и рынки сбыта информационного товара. Сегодня ИТАР-ТАСС работает на пяти

континентах, в России действуют его отделения и корреспондентские пункты во всех региональных центрах. Чтобы нагляднее описать масштабы производства, скажем, что в течение суток агентство готовит и предлагает потребителям более 150 газетных полос текста.

Кроме агентств новостей стремительно расширяется сеть других информационных служб: рекламных компаний, пресс-служб при государственных, коммерческих, общественных, конфессиональных организациях. Они поставляют редакциям СМИ деловые сведения, которые в дальнейшем находят отражение в материалах печатной и эфирной

журналистики. Отдельно следует упомянуть клубы и ассоциации журналистов. Они, конечно, не являются производителями информации, но способствуют обмену и распространению важных сообщений, заключению контрактов и соглашений в этой сфере.

Примером служит ассоциация корреспондентов зарубежных СМИ, аккредитованных в Москве, число которых с либерализацией внешней политики России возросло в геометрической прогрессии.

ИНТЕРНЕТ

Электронное периодическое издание – информация в электронном виде, периодически дополняемая и обновляемая.

Плюсы:

- Широкое распространение (доступ онлайн в любой точке планеты)!

- Мгновенность и оперативность

- Двустороннее общение: читатель может высказать мнение по той или иной статье

- Легкий доступ к архивной информации

- Возможность использовать все средства аудиовизуального контакта с аудиторией.

- Интерактив

Минусы:

- иногда – неконтролируемый поток информации,

- недостоверность информации

- доступ только при наличие компьютера и интернета.

  1.  «Угадай издание».

Часть 1

Много читателей. Для того, чтобы купить – надо отстоять в очереди (Печатные СМИ),

Вчера в машине слушал замечательную программу (радио),

Тот ведущий, что был одет в костюм клоуна, показался мне очень смешным (ТВ),

Мне понравился заголовок и я прошел по ссылке

Часть 2

Придумайте сами фразу, характеризующую то или иное СМИ

  1.  Игра в слова «Три ассоциации».

Часть 1. Знакомство

Мячик.  Кидаем друг другу, называем Имя и три своих характеристики (прилагательные) на первую букву имени, во второй раз – опять имя и три слова на вторую букву

Часть 2. Прилагательные

Ведущий задает слово, кидает мячик, говорит имя сущ., другой должен  назвать три прилагательных характеризующих это существительное.

Потом задание усложняется – прилагательные должны быть на одну букву, или по одной теме,


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82068. Виховна година: Умій сказати, умій і змовчати 213 KB
  Виходить мовчання необхідно для того щоб почути свою совість. Але в деяких випадках мовчання ускладнює ситуацію. Якщо події вчинки слова людини людей суперечать твоїм переконанням навіщо мовчати Навіщо мовчати якщо є що сказати Тож давайте поговоримо про мовчання. Про мовчання й уміння говорити у Біблії...
82069. ОБЕРИ ЖИТТЯ 330 KB
  Рецепти та традиції що склали основу козацької медицини були обумовлені світоглядом і способом життя козаків. Наші предкизапорожці були невтомливими воїнами: життя козака проходило у воєнних походах і відчайдушних битвах з недругами. Ми навіть не знаємо що за вікном ті самі пігулки ліки мікстури...
82070. Школа: від витоків до сьогодення 444.5 KB
  Але хто сьогодні пояснить сенс тієї важкої кривавої виснажливої війни що тривала цілих десять років забрала десятки тисяч життів й покалічила ще більше душ Навіщо лідерам Країни Рад знадобилося провести ціле покоління крізь справжнє пекло На екран статистика Афганська війна принесла...
82071. Бабий Яр 101.5 KB
  Одновременно через дворников и управдомов распространялась дезинформация о намерении провести перепись и переселение евреев. Большинство из пришедших составляли женщины дети и старики взрослое мужское население было призвано в армию кроме евреев были представители других национальностей из...
82072. Морський бій 585.5 KB
  Ви будете не просто стріляти по квадратах і намагатися потопити кораблі суперників а будете відповідати на запитання з інформатики та математики і за правильну відповідь отримувати бали. Зробивши постріл команда повинна відповісти на запитання з відповідного предмета що криється в цьому квадраті.
82073. Прощавай Букварику! 83 KB
  На стінах розвішені плакати Спасибі Букварику Ласкаво просимо на свято Букваря Вчитель Сьогодні свято це для вас Лунає музика для вас В садках бузок зацвів для вас І сонця промінь теж для вас Мої малята дружний клас Ми всі чекаємо на вас. Буквар взяли ми в перший раз Як зайшли у перший клас.
82074. Дзвони Чорнобиля 38 KB
  Осмислити та усвідомити масштаби трагічних подій, розбудити почуття відповідальності перед наступним поколінням, виховувати глибоку повагу до людей, які віддали своє життя в ім’я майбутнього життя людства, розвивати почуття гордості за свій народ, прищеплювати любов до рідного краю.
82075. Донецьк — одне з міст-господарів Євро-2012 322 KB
  Актуалізувати знання учнів про місто Донецьк як про історичний і культурний центр Донбасу. Ознайомити учнів з пам’ятниками і парками міста Донецька, культурними та спортивними пам’ятками міста. Засвоїти поняття «туристичний центр». Розвивати пам’ять, увагу, інтелектуально-творчі здібності учнів....
82076. Цветочный карнавал 351.5 KB
  Дорогие друзья, сегодня мы собрались в студии, чтобы поговорить о цветах. Нет ничего на Земле прекраснее и нежнее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Цветы давно и прочно вошли в наш быт. Подарить цветы – выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения.