62421

СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

План урока: Знакомство с новыми участниками группы. В этом время остальные готовят текст зарисовку; Типология средств массовой информации по видам жанровым отличиям; Игра по теме урока дается краткое описание СМИ надо угадать к какому типу оно относится Игра в слова ассоциации...

Русский

2014-06-10

28.21 KB

0 чел.

УРОК №3. СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

План урока:

  1.  Знакомство с новыми участниками группы. Собеседование (3-5 минут). В этом время остальные готовят текст / зарисовку;
  2.  Типология средств массовой информации (по видам, жанровым отличиям);
  3.  Игра по теме урока – дается краткое описание СМИ, надо угадать, к какому типу оно относится
  4.  Игра в слова (ассоциации)
  5.  Разбор и проверка домашнего задания
  6.  Домашнее задание на выходные
  7.  Думаем. Изучить словарь журналиста. (на след.уроке будет игра «крокодил» по теме)
  8.  Пишем/делаем. Блиц-интервью «Что читают мои родители»

+ дополнительное задание «Поздравление Мамы с 8 марта».

  1.  Текст «Как правильно поздравить маму с 8 марта». (в стиле «советы»)

  1.  

Журналистика как любой род деятельности характеризуется прежде всего результатами, или содержанием деятельности, которое, в свою очередь, напрямую зависит от стремления и возможностей журналистов адекватно отражать жизнь в ее разнообразнейших проявлениях.

В процессе практической деятельности по распространению социальной информации, по мере массовизации этого процесса исторически сложились способы распространения массовой информации.

Система СМИ. Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систему журналистики. В структурном плане ее представляют три группы средств информации:

≫ печатная пресса — газеты, журналы, еженедельники (газетного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари;

* аудиовизуальные СМИ - - радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание; особую, промежуточную подгруппу образует телетекст;

* информационные службы — телеграфные агентства, рекламные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.

При характеристике структуры обычно возникает вопрос о том, к какой группе отнести Интернет. Это либо отдельная группа, либо вспомогательная, т.к. по сути дублирует основной эфир, или использует электронные средства передачи. Однако на мой взгляд, это все-таки отдельная групаа с ее боагтым разнообразием.

__

Действительно, каждый род журналистики использует свой собственный, специфический способ отражения жизни, создания журналистских произведений, каждый торит индивидуальную, не похожую на других, дорожку к умам и сердцам, глазам и ушам читателей, слушателей, зрителей. Наименованиями потребителей информации все сказано. У газетчиков один инструмент – написанное (напечатанное черными буквами на белой бумаге) слово. Сотрудники печатных изданий описывают словами событие, факт, идею – читатель пробегает глазами по строчкам, складывает буквы в слова, слова – в предложения, отдельные фразы – в контекст и декодирует (вспомните, мы уже пользовались этим термином) прочитанное, воспринимает его в том ключе, в каком это замыслил журналист, либо понимает написанное иначе – и это вина не читателя, но автора.

Ну, например, я напишу предложение. Как вы думаете, к какой статье это можно было бы использовать? Статье о чем? … А если я прочитаю, это с эмоциями?

 Радиожурналист имеет на вооружении слово сказанное, звучащее во всем богатстве интонаций, смысловых и логических ударений, пауз, подкрепленное музыкой и шумами, что позволяет нести аудитории не только текст, но и подтекст, обогащая содержание радиоматериала. У потребителя радиоинформации главный орган восприятия – слух.

Телевидение оперирует аудиовизуальными образами. Его сила в зримости, конкретности, практической невозможности трактовать увиденное как-то иначе. В газете можно написать: “Зал встретил овацией имярек, поднимающегося на трибуну” – и читатель вынужден верить автору, что называется, на слово. Если на самом деле оратора встретили жидкими хлопками, то в радиорепортаже – на фоне этих полуаплодисментов – соврать уже труднее. На ТВ, где зритель и слышит нестройное хлопанье, и видит кислые физиономии сидящих в зале, скрыть истину невозможно (ее можно только сокрыть, не показав самого события; если же это прямой эфир, то изображение фактически не поддается фальсификации).

Особым родом журналистики считаются информационные агентства. Однако при полном сходстве методики работы сотрудников агентств с их коллегами в газетах, на телевидении и радио, эти ведомства – своеобразная инфраструктура массовой информации.

Интернет в свою очередь объединяет в себе все способы передачи информации – вы и читаете, и слушаете, и смотрите.

* * *

Назовите, какие вы слышали, знаете сми, и к какому роду сми они относятся?  

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

Плюсы:

- Аналитичность текстов

Сам процесс чтения (декодирования условных печатных знаков) предполагает высокую степень абстрактности мышления, активную работу воображения, интеллектуальное напряжение. В результате более тесным становится взаимодействие автора и читателя. Есть время подумать

- «Авторитет» прессы: написанному верят больше чем

- «Хранилище» информации -  к ним можно вернуться для подробного изучения, они компактны, легко поддаются копированию и т.п.

Минусы:

- Скудность выразительных средств;

- Ограниченные средства в распространение /доведении информации до читателя

- Относительная неоперативность.

РАДИО

Плюсы:

-  оперативность,

- доступность для самых широких слоев населения и практически безграничное распространение,

- техническая простота и дешевизна производственного процесса.

- высокие выразительные средства радиожурналистики — живой голос, шумы, музыка: повышают достоверность и образность в передаче реальных событий.

Минусы:

- Отсутствие визуализации события

- Краткий срок жизни информации

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Плюсы

- Сочетание возможностей радио, кино, фотографии, живописи, театра и других предшествовавших ему средств общения и творческой деятельности.

- Телевидение до предела облегчает аудитории восприятие информации, а потому несет в себе просветительский, пропагандистский и манипулятивный заряды колоссальной мощности.

- Оперативность (вплоть до прямых эфиров).

Минусы:

- срок жизни информации,

- дороговизна производства программ и размещения сюжетов,

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА

Информационные службы обеспечивают деятельность других СМИ, поставляя им готовые тексты и ≪сырой≫ фактический материал. Сами они, как правило, не вступают в контакт с аудиторией, если не выпускают собственные журналы или программы. Центральное место в этой группе занимают информационные агентства (их еще называют агентствами новостей или телеграфными агентствами). Своим происхождением они

обязаны гениальной идее, пришедшей в голову француза Шарля Гаваса в начале XIX в. Он первым раскинул сеть своих представительств в различных местностях, стал продавать газетам добытые ими факты и тем самым сэкономил редакциям расходы на посылку корреспондентов в отдаленные географические точки. В дальнейшем бизнес на агентской информации оказался необычайно прибыльным.

Предметом гордости как для российских профессионалов, таК и для всей нации служит то, что на одном уровне с мировыми гигантами в течение десятилетий работает крупнейшая отечествен ная фабрика новостей. У ИТАР-ТАСС было немало прямых и отдаленных  предшественников. Первенцем информационной службы в нашей стране явилось Российское телеграфное агентство (1894), подконтрольное германскому агентству Вольфа. Затем возникло Торгово-телеграфное агентство, а в 1904 г. — Санкт-Петербургское телеграфное агентство, от которого современные тассовцы ведут свою родословную. В связи с началом Первой мировой войны оно было переименовано в Петроградское (ПТА) и под этим названием обрело все черты крупного предприятия информационной отрасли. В 1918 г. на его базе ВЦИ К образовал государственное Российское телеграфное агентство (РОСТА), хорошо памятное всем, кто изучал отечественную историю XX в. Наконец в 1925 г. РОСТА превратилось в Телеграфное агентство Советского Союза, которое и вошло позднее в число мировых лидеров.

Усилению ТАСС способствовали и его роль официального рупора власти, и его положение фактического монополиста в своей стране. Лишь в начале 60-х годов появилось Агентство печати ≪Новости≫ (АПН), носившее статус негосударственного, однако ни по объему продукции, ни по характеру деятельности оно не могло составить конкуренцию ТАСС. После распада Советского Союза гигантское предприятие обрело новое имя — Информационное телеграфное агентство России, но не потеряло и известное всей планете прежнее название. Так удалось сохранить приобретенные за многие годы деловые связи и рынки сбыта информационного товара. Сегодня ИТАР-ТАСС работает на пяти

континентах, в России действуют его отделения и корреспондентские пункты во всех региональных центрах. Чтобы нагляднее описать масштабы производства, скажем, что в течение суток агентство готовит и предлагает потребителям более 150 газетных полос текста.

Кроме агентств новостей стремительно расширяется сеть других информационных служб: рекламных компаний, пресс-служб при государственных, коммерческих, общественных, конфессиональных организациях. Они поставляют редакциям СМИ деловые сведения, которые в дальнейшем находят отражение в материалах печатной и эфирной

журналистики. Отдельно следует упомянуть клубы и ассоциации журналистов. Они, конечно, не являются производителями информации, но способствуют обмену и распространению важных сообщений, заключению контрактов и соглашений в этой сфере.

Примером служит ассоциация корреспондентов зарубежных СМИ, аккредитованных в Москве, число которых с либерализацией внешней политики России возросло в геометрической прогрессии.

ИНТЕРНЕТ

Электронное периодическое издание – информация в электронном виде, периодически дополняемая и обновляемая.

Плюсы:

- Широкое распространение (доступ онлайн в любой точке планеты)!

- Мгновенность и оперативность

- Двустороннее общение: читатель может высказать мнение по той или иной статье

- Легкий доступ к архивной информации

- Возможность использовать все средства аудиовизуального контакта с аудиторией.

- Интерактив

Минусы:

- иногда – неконтролируемый поток информации,

- недостоверность информации

- доступ только при наличие компьютера и интернета.

  1.  «Угадай издание».

Часть 1

Много читателей. Для того, чтобы купить – надо отстоять в очереди (Печатные СМИ),

Вчера в машине слушал замечательную программу (радио),

Тот ведущий, что был одет в костюм клоуна, показался мне очень смешным (ТВ),

Мне понравился заголовок и я прошел по ссылке

Часть 2

Придумайте сами фразу, характеризующую то или иное СМИ

  1.  Игра в слова «Три ассоциации».

Часть 1. Знакомство

Мячик.  Кидаем друг другу, называем Имя и три своих характеристики (прилагательные) на первую букву имени, во второй раз – опять имя и три слова на вторую букву

Часть 2. Прилагательные

Ведущий задает слово, кидает мячик, говорит имя сущ., другой должен  назвать три прилагательных характеризующих это существительное.

Потом задание усложняется – прилагательные должны быть на одну букву, или по одной теме,


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30702. Приём антитезы в произведениях русской литературы 2-й половины XIX века. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 132.77 KB
  I антитеза ос6новное идейно композиционный принцип романа Преступление и наказание II функции антитезы. Приём антитезы при создании образа главного героя: А замечательная внешность Раскольникова и одежда нищего; Б описание каморки и страшная теория Раскольникова; В бесчеловечность теории и её неприятие сердцем сны Раскольникова. Приём антитезы в основе системы персонажей: А двойники Раскольникова Лужин и Свидригайлов; Б правда Сони Мармеладовой и правда Раскольникова.
30703. И. А. Бунин. Тема любви 15.98 KB
  Тема любви. В теме любви Бунин раскрывается как человек удивительного таланта тонкий психолог умеющий передать состояние души раненной любовью. На протяжении столетий многие художники слова посвящали свои произведения великому чувству любви и каждый из них находил чтото неповторимое индивидуальное этой теме. Эта тайна бытия становится темой бунинского рассказа Грамматика любви1915.
30704. Образ нигилиста Базарова и тема смены поколений в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Тургеневский принцип «тайной психологии» в изображении человеческих характеров 13.82 KB
  Сюжет строится на столкновение двух враждебных идеологий – разночиннодемократической к которой относится Евгений Базаров и либеральнодворянской.Взгляды Базарова главного героя романа сводятся к резкой критике того положения которое сложилось в стране. Но Базаров не видит силы и в народе.
30705. Философское звучание стихотворения А.С. Пушкина «Вновь я посетил…» 12.03 KB
  Так в стихотворении начинает звучать мотив жизни и смерти. Мотив семьи таким образом перерастает в тему смены поколения вечного непрестанного обновления жизни. Так к финалу стихотворения мотив смерти преобразуется в мотив памяти а воспоминание о своем личном приобретает характер всеобщий философский.
30706. Новая социалистическая «волна» в Западной Европе: приход к власти лейбористов в Великобритании, социалистов во Франции, социал-демократов в Германии (опыт 1990-х гг.) 27.5 KB
  Германия В Западной Германии СоцДемокрПартГерм выиграла выборы в ФРГ в 1969 и находилась у власти до 1982 правительства в эти годы возглавлял Вилли Брандт а затем с 1974 Гельмут Шмидт. Вначале СДПГ выступала против перевооружения Западной Германии и вступления её в НАТО но впоследствии её позиция резко изменилась. В советском секторе оккупации где впоследствии была провозглашена ГДР СДПГ и Коммунистическая партия Германии объединились в Социалистическую единую партию Германии.
30707. Буржуазно-демократические революции в Германии, Австрии, Венгрии (1918): общее и особенное 23.5 KB
  Вслед за Германией буржуазнодемократические революции начались в Австрии и Венгрии что привело к свержению монархии и провозгласило республику во главе с коалиционным правительством и с буржуазнодемократическими правами и свободами. В Венгрии была объявлена республика а потом ее провозгласили Советской республикой по примеру России но она не сумела удержать власть и распалась в 1919 г. в Венгрии была установлена авторитарная диктатура и она была провозглашена монархическим государством.
30708. Политика правящих кругов и усиление левой оппозиции во Франции (1919 – 1923 гг.) 22.5 KB
  В отношении рабочего класса применялась политика уступок которые чередовались репрессиями. Политика правящих кругов также отразилась и на политическом уровне – впервые были проведены выборы в парламент и объединение в Национальный блок целью которого стала борьба с большевизмом.
30709. Проблемы антифашистской борьбы в Европе 1920 – 1930 гг 23.5 KB
  В 1935 во Франции был создан Народный фронт в состав которого вошли как коммунистические и социалистические партии так и левобуржуазные политические организации. Народный фронт представляет собой политический союз который как правило объединяет левые и центральные силы для осуществления противодействия правым силам представителей власти. Основной целью возникновения народных фронтов стала борьба за защиту экономических интересов рабочего класса и противопоставление войне и фашизму. Самый первый народный фронт был образован во...
30710. Основные тенденции и итоги развития Европейского Сообщества в 1990-е 23.5 KB
  ЕЕА провозгласил создание Европейского Союза на основе существующих Сообществ и углубление компетенции союза ЕС в области координации экономической валютной социальной политики социальноэкономического сплочения исследований и технологического развития защиты окружающей среды а также развитие европейского сотрудничества в области внешней политики. Амстердамский договор 1997 подтвердил основные цели Союза и дополнил раздел общей внешней политики и политики безопасности. При анализе политики Европейского Союза...