62421

СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

План урока: Знакомство с новыми участниками группы. В этом время остальные готовят текст зарисовку; Типология средств массовой информации по видам жанровым отличиям; Игра по теме урока дается краткое описание СМИ надо угадать к какому типу оно относится Игра в слова ассоциации...

Русский

2014-06-10

28.21 KB

0 чел.

УРОК №3. СИСТЕМА СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

План урока:

  1.  Знакомство с новыми участниками группы. Собеседование (3-5 минут). В этом время остальные готовят текст / зарисовку;
  2.  Типология средств массовой информации (по видам, жанровым отличиям);
  3.  Игра по теме урока – дается краткое описание СМИ, надо угадать, к какому типу оно относится
  4.  Игра в слова (ассоциации)
  5.  Разбор и проверка домашнего задания
  6.  Домашнее задание на выходные
  7.  Думаем. Изучить словарь журналиста. (на след.уроке будет игра «крокодил» по теме)
  8.  Пишем/делаем. Блиц-интервью «Что читают мои родители»

+ дополнительное задание «Поздравление Мамы с 8 марта».

  1.  Текст «Как правильно поздравить маму с 8 марта». (в стиле «советы»)

  1.  

Журналистика как любой род деятельности характеризуется прежде всего результатами, или содержанием деятельности, которое, в свою очередь, напрямую зависит от стремления и возможностей журналистов адекватно отражать жизнь в ее разнообразнейших проявлениях.

В процессе практической деятельности по распространению социальной информации, по мере массовизации этого процесса исторически сложились способы распространения массовой информации.

Система СМИ. Разнообразные в типологическом отношении средства информации в совокупности образуют целостную систему журналистики. В структурном плане ее представляют три группы средств информации:

≫ печатная пресса — газеты, журналы, еженедельники (газетного и журнального типов), дайджесты, бюллетени, повременные календари;

* аудиовизуальные СМИ - - радио, телевидение (эфирное и кабельное), документальное кино, видеовещание; особую, промежуточную подгруппу образует телетекст;

* информационные службы — телеграфные агентства, рекламные бюро, пресс-службы, агентства по связям с общественностью, профессиональные журналистские клубы и ассоциации.

При характеристике структуры обычно возникает вопрос о том, к какой группе отнести Интернет. Это либо отдельная группа, либо вспомогательная, т.к. по сути дублирует основной эфир, или использует электронные средства передачи. Однако на мой взгляд, это все-таки отдельная групаа с ее боагтым разнообразием.

__

Действительно, каждый род журналистики использует свой собственный, специфический способ отражения жизни, создания журналистских произведений, каждый торит индивидуальную, не похожую на других, дорожку к умам и сердцам, глазам и ушам читателей, слушателей, зрителей. Наименованиями потребителей информации все сказано. У газетчиков один инструмент – написанное (напечатанное черными буквами на белой бумаге) слово. Сотрудники печатных изданий описывают словами событие, факт, идею – читатель пробегает глазами по строчкам, складывает буквы в слова, слова – в предложения, отдельные фразы – в контекст и декодирует (вспомните, мы уже пользовались этим термином) прочитанное, воспринимает его в том ключе, в каком это замыслил журналист, либо понимает написанное иначе – и это вина не читателя, но автора.

Ну, например, я напишу предложение. Как вы думаете, к какой статье это можно было бы использовать? Статье о чем? … А если я прочитаю, это с эмоциями?

 Радиожурналист имеет на вооружении слово сказанное, звучащее во всем богатстве интонаций, смысловых и логических ударений, пауз, подкрепленное музыкой и шумами, что позволяет нести аудитории не только текст, но и подтекст, обогащая содержание радиоматериала. У потребителя радиоинформации главный орган восприятия – слух.

Телевидение оперирует аудиовизуальными образами. Его сила в зримости, конкретности, практической невозможности трактовать увиденное как-то иначе. В газете можно написать: “Зал встретил овацией имярек, поднимающегося на трибуну” – и читатель вынужден верить автору, что называется, на слово. Если на самом деле оратора встретили жидкими хлопками, то в радиорепортаже – на фоне этих полуаплодисментов – соврать уже труднее. На ТВ, где зритель и слышит нестройное хлопанье, и видит кислые физиономии сидящих в зале, скрыть истину невозможно (ее можно только сокрыть, не показав самого события; если же это прямой эфир, то изображение фактически не поддается фальсификации).

Особым родом журналистики считаются информационные агентства. Однако при полном сходстве методики работы сотрудников агентств с их коллегами в газетах, на телевидении и радио, эти ведомства – своеобразная инфраструктура массовой информации.

Интернет в свою очередь объединяет в себе все способы передачи информации – вы и читаете, и слушаете, и смотрите.

* * *

Назовите, какие вы слышали, знаете сми, и к какому роду сми они относятся?  

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

Плюсы:

- Аналитичность текстов

Сам процесс чтения (декодирования условных печатных знаков) предполагает высокую степень абстрактности мышления, активную работу воображения, интеллектуальное напряжение. В результате более тесным становится взаимодействие автора и читателя. Есть время подумать

- «Авторитет» прессы: написанному верят больше чем

- «Хранилище» информации -  к ним можно вернуться для подробного изучения, они компактны, легко поддаются копированию и т.п.

Минусы:

- Скудность выразительных средств;

- Ограниченные средства в распространение /доведении информации до читателя

- Относительная неоперативность.

РАДИО

Плюсы:

-  оперативность,

- доступность для самых широких слоев населения и практически безграничное распространение,

- техническая простота и дешевизна производственного процесса.

- высокие выразительные средства радиожурналистики — живой голос, шумы, музыка: повышают достоверность и образность в передаче реальных событий.

Минусы:

- Отсутствие визуализации события

- Краткий срок жизни информации

ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Плюсы

- Сочетание возможностей радио, кино, фотографии, живописи, театра и других предшествовавших ему средств общения и творческой деятельности.

- Телевидение до предела облегчает аудитории восприятие информации, а потому несет в себе просветительский, пропагандистский и манипулятивный заряды колоссальной мощности.

- Оперативность (вплоть до прямых эфиров).

Минусы:

- срок жизни информации,

- дороговизна производства программ и размещения сюжетов,

ИНФОРМАЦИОННЫЕ АГЕНТСТВА

Информационные службы обеспечивают деятельность других СМИ, поставляя им готовые тексты и ≪сырой≫ фактический материал. Сами они, как правило, не вступают в контакт с аудиторией, если не выпускают собственные журналы или программы. Центральное место в этой группе занимают информационные агентства (их еще называют агентствами новостей или телеграфными агентствами). Своим происхождением они

обязаны гениальной идее, пришедшей в голову француза Шарля Гаваса в начале XIX в. Он первым раскинул сеть своих представительств в различных местностях, стал продавать газетам добытые ими факты и тем самым сэкономил редакциям расходы на посылку корреспондентов в отдаленные географические точки. В дальнейшем бизнес на агентской информации оказался необычайно прибыльным.

Предметом гордости как для российских профессионалов, таК и для всей нации служит то, что на одном уровне с мировыми гигантами в течение десятилетий работает крупнейшая отечествен ная фабрика новостей. У ИТАР-ТАСС было немало прямых и отдаленных  предшественников. Первенцем информационной службы в нашей стране явилось Российское телеграфное агентство (1894), подконтрольное германскому агентству Вольфа. Затем возникло Торгово-телеграфное агентство, а в 1904 г. — Санкт-Петербургское телеграфное агентство, от которого современные тассовцы ведут свою родословную. В связи с началом Первой мировой войны оно было переименовано в Петроградское (ПТА) и под этим названием обрело все черты крупного предприятия информационной отрасли. В 1918 г. на его базе ВЦИ К образовал государственное Российское телеграфное агентство (РОСТА), хорошо памятное всем, кто изучал отечественную историю XX в. Наконец в 1925 г. РОСТА превратилось в Телеграфное агентство Советского Союза, которое и вошло позднее в число мировых лидеров.

Усилению ТАСС способствовали и его роль официального рупора власти, и его положение фактического монополиста в своей стране. Лишь в начале 60-х годов появилось Агентство печати ≪Новости≫ (АПН), носившее статус негосударственного, однако ни по объему продукции, ни по характеру деятельности оно не могло составить конкуренцию ТАСС. После распада Советского Союза гигантское предприятие обрело новое имя — Информационное телеграфное агентство России, но не потеряло и известное всей планете прежнее название. Так удалось сохранить приобретенные за многие годы деловые связи и рынки сбыта информационного товара. Сегодня ИТАР-ТАСС работает на пяти

континентах, в России действуют его отделения и корреспондентские пункты во всех региональных центрах. Чтобы нагляднее описать масштабы производства, скажем, что в течение суток агентство готовит и предлагает потребителям более 150 газетных полос текста.

Кроме агентств новостей стремительно расширяется сеть других информационных служб: рекламных компаний, пресс-служб при государственных, коммерческих, общественных, конфессиональных организациях. Они поставляют редакциям СМИ деловые сведения, которые в дальнейшем находят отражение в материалах печатной и эфирной

журналистики. Отдельно следует упомянуть клубы и ассоциации журналистов. Они, конечно, не являются производителями информации, но способствуют обмену и распространению важных сообщений, заключению контрактов и соглашений в этой сфере.

Примером служит ассоциация корреспондентов зарубежных СМИ, аккредитованных в Москве, число которых с либерализацией внешней политики России возросло в геометрической прогрессии.

ИНТЕРНЕТ

Электронное периодическое издание – информация в электронном виде, периодически дополняемая и обновляемая.

Плюсы:

- Широкое распространение (доступ онлайн в любой точке планеты)!

- Мгновенность и оперативность

- Двустороннее общение: читатель может высказать мнение по той или иной статье

- Легкий доступ к архивной информации

- Возможность использовать все средства аудиовизуального контакта с аудиторией.

- Интерактив

Минусы:

- иногда – неконтролируемый поток информации,

- недостоверность информации

- доступ только при наличие компьютера и интернета.

  1.  «Угадай издание».

Часть 1

Много читателей. Для того, чтобы купить – надо отстоять в очереди (Печатные СМИ),

Вчера в машине слушал замечательную программу (радио),

Тот ведущий, что был одет в костюм клоуна, показался мне очень смешным (ТВ),

Мне понравился заголовок и я прошел по ссылке

Часть 2

Придумайте сами фразу, характеризующую то или иное СМИ

  1.  Игра в слова «Три ассоциации».

Часть 1. Знакомство

Мячик.  Кидаем друг другу, называем Имя и три своих характеристики (прилагательные) на первую букву имени, во второй раз – опять имя и три слова на вторую букву

Часть 2. Прилагательные

Ведущий задает слово, кидает мячик, говорит имя сущ., другой должен  назвать три прилагательных характеризующих это существительное.

Потом задание усложняется – прилагательные должны быть на одну букву, или по одной теме,


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33532. Тема любви в лирике В.Маяковского и лирике С.Есенина 20-х гг. 21.61 KB
  Октябрьская революция раскрепостив человека создала условия для торжества любви любви как счастья как радости. Это произведение о человеческой любви во всех ее проявлениях о любви в самом широком смысле этого слова. Утверждая право человека ненавидеть во имя любви Маяковский по ходу эволюции своего лирического героя показывает как его чувства становятся социально осмысленными.
33533. Отражение истории в судьбе Г.Мелехова (по роману М.Шолохова «Тихий Дон») 14.64 KB
  Григорий Мелехов – это главный герой романа. На войне герой возмужал заслужил четыре георгиевских креста и четыре медали стал офицером поддержал казачью честь и славу но стал злым. После знакомства с большевистской философией герой чувствует себя зрячим. Трех коней убили под Григорием в пяти местах продырявлена его шинель но геройство оказывается напрасным – поток Красной армии затопляет Донскую землю.
33534. Проблематика и жанровые особенности романа М.Шолохова «Тихий Дон» 16.39 KB
  Действительно Шолохов в отличие от автора “Войны и мира†не дает в романе теоретического обоснования своей исторической концепции несмотря на то что его трактовка исторических событий нередко отличается от главенствовавшей тогда в исторической науке. В своем романе Шолохов рисует жизнь русского донского казачества. В этом романе Шолохов освещает проблемы связанные с войной и революцией начала 20 века. Но есть в романе и другое.
33535. Политическая лирика В.Маяковского 18.44 KB
  Февральская и Октябрьская революции явились для Маяковского началом реального воплощения его идей о новом свободном человеке и счастливом мироустройстве. Отныне романтический индивидуализм присущий лирическому герою Маяковского уступил место соборности единению с миллионами я сменилось на мы конфликт личности и общества был снят самой историей. Футуристическая эстетика Маяковского сменилась доктриной коммунистического футуризма и Левого фронта искусств с его идеями искусства как жизнестроения. Знаменитые Окна РОСТА регулярно...
33536. Идейно-тематические особенности рассказов М.Зощенко. Герои, конфликты 15.7 KB
  Несмотря на то что герой не считает себя удачливым в жизни так как выходит ему время от времени перетык и прискорбный случай он философствует Жизнь штука не простая а сложная имеет на все свои взгляды: и на мужицкую жизнь блекота и слабое развитие техники и на культуру иностранную которую он знает. Я всегда стремился к изображению положительных сторон жизни. которые проповедовали свободу искусства от политики изображали действительность исходя из фактов жизни быта. Главным фактом в то время была революция которую...
33537. Повесть В.Распутина «Прощание с Матерой» как итоговое произведение «деревенской» прозы 17.11 KB
  Жанр повести можно определить как философскую притчу. Таким образом один из основных философских смыслов повести заключается в том что не нами начинается жизнь на земле и не нашим уходом заканчивается. В повести двадцать две главы в которых воспроизводится быт жителей Матеры в последние три месяца их пребывания на острове. Трагическая развязка повести проявляет авторскую позицию.
33538. «Матренин двор» А. Солженицына как начало второго этапа развития «деревенской прозы. Особенности этого этапа 17.23 KB
  Хозяйка дома Матрена одинокая женщина лет шестидесяти. Матрена Васильевна избу не жалела ни для мышей ни для тараканов ибо в шуршании мышей непрерывном как далекий шум океана шорохе тараканов не было ничего злого не было лжи. Матрена отличалась трудолюбием: вставала в четырепять утра тихо вежливо стараясь не шуршать топила русскую печь ходила доить козу по воду ходила и варила в трех судочках . Матрена никому не могла отказать: без нее ни одна пахота не обходилась.
33539. Основные конфликты «деревенской» прозы 50-х гг 15.2 KB
  Деревенская проза ведет свое начало с 50х годов. Очеркистыдеревенщики 50 60х годов не позволяли себе сомневаться в необходимости колхозов не поднимали руку на то как осуществлялось партийное руководство ими но показывали сколько вреда наносят бездумные директивы галочная система. 50е ГОДЫ – овечкинский этап – МОМЕНТ ПРОЗРЕНИЯ после лакировочнобесконфликтного наваждения 40х годов. Овечкинское направление в литературе 50х годов было: резкой реакцией на литературную мифологию 40х годов; возвращением деревенской прозы...
33540. «Василий Теркин» А.Твардовского. Образ героя, художественные особенности 20.78 KB
  Твардовский возобновил работу над образом Василия Теркина которую он начал еще в 1940 г. Твардовский развертывает биографию Теркина как судьбу многих бойцов как обобщение тяжелого и славного пути всей Советской Армии. Создавая образ Теркина автор типизировал массовые явления действительности и прямо указывал на распространенность таких героев: Парень в этом роде В каждой роте есть всегда Да и в каждом взводе. Твардовский по его признанию освобождал ее от всего что сводит книгу к какойто частной истории мельчит ее лишает ее той...