62423

Типологизация обществ. Основные направления и формы движения общества. Белорусское общество

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В качестве системообразующего признака был взят характер развития производительных сил и производственных отношений прежде всего отношений собственности по поводу средств производства в соответствии с этим Марк выделил пять типов обществ или пять общественно-экономических формаций...

Русский

2014-06-10

23.57 KB

34 чел.

Тема (модуль) 1  «Общество и его социальная структура»

1.1 Общество: сущность и типы

Тема урока: «Типологизация обществ. Основные направления и формы движения общества. Белорусское общество»

Время 2 часа

Вопросы:

  1.  Типология обществ.
  2.  Основные направления и формы движения общества.
  3.  Реформы и прогрессивные инновации в развитии современного белорусского общества

Первый вопрос: «Типологизация обществ»

Типологизация – упорядочение по определенным системообразующим признакам

Основные подходы к типологизации  обществ:

  1.  Формационный подход (от  - формация)

Данный подход был предложен  К.Марксом. В качестве системообразующего признака был взят характер развития производительных сил и производственных отношений (прежде всего отношений собственности по поводу средств производства),  в соответствии с этим Марк выделил пять типов обществ или пять общественно-экономических формаций:

- Первобытно – общинное общество

- Рабовладельческое общество

- Феодальное общество

- Капиталистическое общество

- Коммунистическое общество

  1.  Цивилизационный подход  (от - цивилизация)

При цивилизационном  подходе  в качестве системообразующего признака принимается уровень развития всей материальной и духовной культуры т.е.  уровень развития цивилизации.

В1935 году американский исследователь Генри Льюс Морган предложил следующую типизацию обществ (цивилизаций):

- Дикость

- Варварство

- Цивилизация

Во второй половине 19 века, начале 20 века трудами О. Конта,

Г.  Спенсера, Э. Дюркгейма вводится понятие традиционное  и индустриальное (промышленное)  общество.

        Во второй половине 20 века в трудах Д. Бела, Р. Арона, О. Тоффлера,

З. Бжезинского вводится трехступенчатая типология обществ:

- Аграрно – ремесленное общество

- Индустриальное общество

- Постиндустриальное общество

В настоящее время принята следующая типология обществ (цивилизаций):

- Примитивное общество

- Традиционное общество

- Индустриальное общество

- Постиндустриальное общество

Традиционное общество – общество с  аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанном на традиции способом социокультурной  регуляции

Индустриальное общество – общество с высокоразвитым промышленным производством, высоким уровнем  развития культуры, науки и образования.

Постиндустриальное общество -  общество,  развитое на информационной основе

 Второй вопрос: «Основные направления и формы движения общества»

Общество в своем развитии постоянно эволюционирует, т.е развивается от простого к сложному.

Этот процесс протекает не стихийно,  а подчинен определенным законам и закономерностям.

Одной из главных закономерностей развития общества является наличие в нем социального прогресса.

Социальный прогресс – процесс развития общества от более низких ступеней социального, экономического, технологического, культурного развития к более высоким ступеням развития, Социальный прогресс имеет две основные формы протекания – реформы и революцию.

Революция – (от лат. revolution – поворот, переворот) – коренное качественное изменение , быстрый скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому , от устаревшего к новому.  Революционный переход от одного политического строя к другому, носит как правило насильственный характер и сопровождается социальными потрясениями

Реформа – (от лат. reforme – преобразование) – осуществляемые сверху правящими кругами изменение какой либо существенной стороны общественной жизни при сохранении основ существующей социальной структуры

Истории развития обществ позволяет нам сделать вывод о том, что развитие обществ,  протекает не только поступательно, но и характеризуется периодами, когда общество не только останавливается в своем развитии, но возвращается в своем развитии назад. Такой процесс называется социальным регрессом.   

Закон ускорения социального развития – гласит, что каждый последующий этап развития общества проходит в более короткий сжатый  по времени срок, чем предыдущий, а социальное пространство все более уплотняется

Закон неравномерности  экономического, политического, социального  и духовного развития

Согласно ему одни страны и народы развиваются быстрее и интенсивнее чем другие.

Третий вопрос: «Реформы и прогрессивные инновации в развитии современного белорусского общества»

Белорусское общество – обобщенное понятие, представляющее собой совокупность всех элементов общества как социальной системы. К таким элементам относят: географически – территориальное устройство, социальную структуру, экономическую, политическую, правовую, духовную системы  белорусского государства.

Социальный прогресс в развитии нашего общества базируется на проведении и осуществлении реформ в различных сферах жизнедеятельности, которые должны обеспечить высокий уровень жизни людей, экономическую стабильность, устойчивое поступательное развитие и безопасность государства.

         Целью проводимых  реформ в различных  сферах жизнедеятельности белорусского общества является обеспечение инновационного пути развития.

Инновационный путь развития – это нововведения направленные на повышение эффективности человеческой деятельности, что является главным условием социального прогресса

Инновационный путь развития общества предполагает:

- Глобальные технологические прорывы в развитии отраслей,  от которых напрямую зависит уровень развития  общественного производства и экономики в целом (например создание собственной атомной энергетики, внедрение новейших технологий, основанных прежде всего на  информационных  технологиях  – Парк высоких технологий)

-  Внедрение достижений научно – технического прогресса, применение новых методов управления и организации производства, контроля  за качеством выпускаемой продукции

- Внедрение инноваций не только в производственно – экономическую сферу, но и другие сферы жизнедеятельности людей и прежде всего в науку, образование,  культуру, здравоохранение

- Рациональное сочетание элементов экстенсивного и интенсивного путей развития

Различают инновации двух типов: улучшающие и радикальные. 

Улучшающие инновации направлены на  совершенствование и улучшение отдельных направлений человеческой деятельности,  методов работы,   характеристик выпускаемой продукции и используемых технологий.

Радикальные  инновации – коренным образом изменяют человеческую и производственную деятельность,  ее технические, технологические и организационные основы.

Переход нашего общества на инновационный путь развития обеспечивает Национальная инновационная система, которая осуществляет ресурсное (финансовое ) обеспечение инновационной политики, а также управление и регулирование инновационными  процессами.

Национальная инновационная система Республики Беларусь

включает в себя:

- Белорусский инновационный фонд

- Парк высоких технологий

- Научно – технологические парки – 10 (в каждом областном центре и четыре

 парка в г. Минске)

- Инновационные центры – 5 (в Минске и Минской области, в Могилеве,

  Гомеле, Бресте)

- Научно – производственные центры – 56

- Центры трансфера технологий – 24

- Информационные и маркетинговые центры – 10

- Бизнес – инкубаторы – 9

- Научно – технические библиотеки – 476

- Инновационно – активные предприятия - 318

Цивилизация:

-  определенный уровень развития материальной и духовной культуры

- период развития общества следующего за варварством (по Г. Л. Моргану)

- конкретный культурно – исторический тип развития общества

Инновация – от лат. innovatio - обновление


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23526. АРАБСКИЙ ЯЗЫК В ДИАЛОГАХ 590 KB
  Разговор 3 В гостинице اَلْحِوَارُ اَلثَالِثُ فِي اَلْفُنْدُقِ Добрый вечер يُورِي: مَسَاءُ اَلْخَيْرِ Добрый вечер سَعِيدْ: مَسَاءُ اَلْخَيْرِ Меня зовут Юрий Кабанов. شُكْراً جَزِيلاً Не за что прощение اَلْعَفْوُ Разговор 6 Телефонный разговор مُكَالَمَةٌ هَاتِفِيَّةٌ Алло أَلُو Да кто на линии на проводе نَعَمْ، مَنْ عَلَى اَلْخَطِّ؟ Я Юрий из Москвы. Добро пожаловать господин Юрий Где ты сейчас أَهْلاً وَسَهْلاً يَا سَيِّدْ يُورِي أَيْنَ أَنْتَ اَلآنَ؟ Я сейчас в городе Фес в гостинице. Основная часть Разговор 1...
23527. Словарь шумеро-аккадского языка 849 KB
  Составление первого подобного словаря на русском языке при отсутствии картотеки картотека составлявшаяся в течение многих лет погибла во время Отечественной войны и блокады Ленинграда оказалось делом исключительно трудоемким и создание его потребовало большого напряжения и большой затраты сил хотя словарь этот включает только не большое число текстов рассчитанных для чтения на первых двух курсах обучения в университете и естественно не может претендовать на полноту. Струве вполне отвечает научным требованиям составления...
23528. Грамматика датского языка 475 KB
  they немое после l n r и перед t s dreng [дрэŋ] мальчик gade [гэ:ðэ] улица holdt [хольт] остановка e [e] [æ] [a] закрытое как в слове меч в конце открытое э перед g открытое a leve [лeвэ] жить spise [сби:сэ] есть jeg [яй] я meget [майэт] очень f [ф] как русское far [фа:] отец g [г] [у] [ŋ] [и] [ ] в начале слова г в середине или конце слова у носовое ŋ как в англ. слове sing после гласной и иногда немое в середине слова give [gi:væ] or [gi] give brag [брa'у] удар synge [сюŋэ] петь sang [саŋ] песня jeg...
23529. ГРАММАТИКА ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА 1.03 MB
  1 Имя существительное Nombre sustantivo В испанском языке существительные бывают: собственные Rosa Роза Carmen Кармен 2 нарицательные la mesa стол el árbol дерево одушевленные el hombre мужчина el gato кот неодушевленные el bosque лес la silla стул конкретные la cara лицо el techo потолок абстрактные el tiempo время el aire воздух собирательные la biblioteca библиотека la muchedumbre толпа 1. Существительные которые оканчиваются в единственном числе на согласные z и x меняют их во множественном числе на c:...
23530. Повседневный немецкий язык 1.92 MB
  ru Einleitung Введение Первая часть Herr Klein Guten Tag Hören Sie bitte zu Ich bin Dieter Klein. Ich bin Lehrer. Ich bin Deutscher. Ich spreche Deutsch.
23531. ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 1.56 MB
  Немец же говорит: Как стары Вы Wie alt sind Sie Сколько часов Wieviel Uhr ist es Я имею голод. Entschuldigen Sie bitte daß ich so spät anrufe. Sie wollen hier einen Dokumentarfilm drehen 4: Sieben Tage in Moskau‘. Da brauchen wir für sie einen guten Ubersetzer.
23533. НЕМЕЦКО-РУССКИЙ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 181 KB
  Фразеологизмы компоненты которых в качестве лексем являются грамматическими омонимами также разрабатываются в отдельных гнездах причем при вокабуле дается на это указание: ALTE der die ALTE das Указание на часть речи дается также при вокабулах имеющих омографическое начертание в связи с выделением их прописным шрифтом: LEBEN v . Расположение фразеологизмов в словаре а При наличии в компонентном составе одного существительного искать фразеологизм нужно под ним: großer Bahnhof под Bahnhof jn mit anderen Augen ansehen под Augen...
23534. Турецкий язык за 12 уроков 706.5 KB
  Начальный курс турецкого языка, разработан на основе пособия “Mehmet Hengirmen, 30 Derste Türkçe” для школы иностранных языков. В турецком все читается, как пишется, за исключением одной нечитаемой буквы. Имеет 8 гласных. Непривычных букв всего несколько: