62430

Социальная мобильность

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Социальная мобильность переход людей из одних общественных групп в другие т. изменение статуса в рамках одного поколения например: токарь становится сначала инженером а затем начальником цеха; 3 вертикальная перемещение из одной...

Русский

2014-06-10

15.97 KB

0 чел.

УРОК№ 4

ТЕМА:  СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

Социальная мобильность – переход людей из одних общественных групп  в  другие, т. е. изменение ими своего статуса.

Виды социальной мобильности: 

1) межпоколенная (дети достигают более высокой социальной позиции или  опускаются на более низкую позицию, чем их родители,  например: сын шахтера становится инженером);

2) внутрипоколенная (один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции, т.е. изменение статуса в рамках одного поколения ( например: токарь становится сначала инженером,  а затем начальником цеха);

3) вертикальная (перемещение из одной страты в другую), в зависимости от направления перемещения различают восходящую (социальный подъем) и нисходящую  (социальный спуск) мобильность;

4) горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне) например: перемещение их одного гражданства в другое);

5) групповая (перемещения происходят коллективно) На групповую мобильность оказывают воздействие социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, создание империй и т.д.

6) индивидуальная мобильность (перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других).

7) организованная мобильность - перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия;

8) структурная мобильность - вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей) и др.

Социальные лифты или каналы социальной мобильности:

Социальный «лифт» – пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп  в  другие.

К социальным лифтам относятся: социальный статус семьи; получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека; получение воспитания; смена места жительства; армейская служба; вступление в брак.

Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью.

Маргинал 1) это человек, имеющий отношение к двум различным социальным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью; 2) человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы.

Примеры маргинальности: 1) человек, недавно переехавший жить в город из деревни; 2)горожанин, работающий в деревне после окончания института; 3) представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство.

Типы маргиналов: 

1) этномаргиналы - возникают в результате миграции в чужую этническую среду;

2) социомаргиналы - появляются в связи с незавершённостью социального перемещения;

3) экономические маргиналы - порождены потерей работы и материального благополучия;

4) политические маргиналы - возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры;

5) регилиозные маргиналы - лица, стоящие вне традиционных  конфессий;

6) биомаргиналы - люди, чьё здоровье перестает быть предметом заботы со стороны      государства.

Положительные стороны маргинальности: 

1) отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности;

2) маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям;

3) маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни.

4) маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т. д.).

Вывод: социальная мобильность - важная характеристика общества, показатель степени его открытости.  Для открытого  общества характерен достигнутый статус и относительно широкие возможности для перемещения из одной социальной группы в другую. Для закрытого  общества характерен предписанный статус и затруднен переход из одного социального слоя в другой.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

I.Установите соответствие между событиями и видами социальной мобильности:

События                                                                           Виды социальной мобильности

А) Ученый начал преподавать в

       университете                                                                              1) вертикальная

                                                                                                            2) горизонтальна

Б) Старший преподаватель по-

   лучил должность доцента.

В) офицер получил внеочередное звание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81114. Потреби у безпеці. Захист від стихійних лих, пожеж, злочинів. Допомога при нещасних випадках 40.5 KB
  Мета: Ознайомити учнів з потребами в безпеці, формувати вміння захищатися від небезпеки і надавати першу допомогу при нещасних випадках; розвивати логічне мислення, зв’язне мислення, зв’язне мовлення; виховувати взаємодопомогу, співчуття. Обладнання: зошит «Цікава економіка», картки, малюнки.
81115. Пізнай себе. Характер і здоров’я 36 KB
  Мета уроку: сформувати уявлення про якості особистості; сприяти пізнанню себе, своїх внутрішніх характеристик; виховувати бажання самовдосконалюватися; розвивати вміння контролювати свої емоції; навчитися виховувати позитивні риси характеру і вміння стримувати негативні.
81116. Places of interest in London 57.5 KB
  London is the capital of Great Britain. It is one of the most interesting places in the world. About eight million people live here. There is a big river in London – Thames. There are lots of Bridges over the river. Tower Bridge is the most famous. It is more than 100 years old.
81117. Конспект урока по обучению грамоте с использованием ИКТ. Буквы Ш, ш 946 KB
  Цели: познакомить с согласным звуком и буквами, активизировать словарный запас. Развивать речь, мышление, внимание, память, фонематический слух, познавательную активность. Воспитывать положительные черты личности.
81118. Засвоєння таблиці множення числа 8. Задачі на зведення до одиниці 29.38 KB
  Мета. Засвоїти таблицю множення числа 8, удосконалювати вміння розв’язувати задачі на зведення до одиниці, розвивати логічне мислення, увагу, виховувати інтерес до вивчення математики. Обладнання: таблиці для усної лічби, малюнки овочів.
81119. Корисні копалини в рідному краї 56.5 KB
  Діти а чи вмієти ви правильно сидіти за партою Покажіть мені як же потрібно сидіти за партою. Діти давайте перевіримо чи всі готові до нашого уроку Для уроку нам знадобляться підручник з природознавства зошит ручка олівець.
81120. Здоров’я дитини – радість родини 46 KB
  Мета. Ознайомити з поняттям здоров’я, здорові діти - радість родини. Розвивати у дітей активну життєву позицію, бажання бути здоровим: займатися фізкультурою, дотримуватися чистоти, гартувати своє тіло. Виховувати охайність.
81121. Океаны земли 41.5 KB
  Продолжить формировать представление о поверхности земли ее изображении на глобусе и карте; ознакомить с понятием океан названиями океанов; совершенствовать умения работать с картой учебником; развивать умения объяснять сравнивать анализировать понятия ситуации...
81122. «Півник і двоє мишенят» (Українська народна казка) 51 KB
  Мета: учити учнів глибоко відчувати казку, її добрих героїв, засуджувати хитрість, ледарство, боротися з ними у повсякденному житті; розвивати вміння читати за особами, переказувати; виховувати бажання допомагати іншим, рости працелюбними. Обладнання: ілюстрації до казки, мультфільм «Колосок».