62430

Социальная мобильность

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Социальная мобильность переход людей из одних общественных групп в другие т. изменение статуса в рамках одного поколения например: токарь становится сначала инженером а затем начальником цеха; 3 вертикальная перемещение из одной...

Русский

2014-06-10

15.97 KB

0 чел.

УРОК№ 4

ТЕМА:  СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

Социальная мобильность – переход людей из одних общественных групп  в  другие, т. е. изменение ими своего статуса.

Виды социальной мобильности: 

1) межпоколенная (дети достигают более высокой социальной позиции или  опускаются на более низкую позицию, чем их родители,  например: сын шахтера становится инженером);

2) внутрипоколенная (один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции, т.е. изменение статуса в рамках одного поколения ( например: токарь становится сначала инженером,  а затем начальником цеха);

3) вертикальная (перемещение из одной страты в другую), в зависимости от направления перемещения различают восходящую (социальный подъем) и нисходящую  (социальный спуск) мобильность;

4) горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне) например: перемещение их одного гражданства в другое);

5) групповая (перемещения происходят коллективно) На групповую мобильность оказывают воздействие социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, создание империй и т.д.

6) индивидуальная мобильность (перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других).

7) организованная мобильность - перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия;

8) структурная мобильность - вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей) и др.

Социальные лифты или каналы социальной мобильности:

Социальный «лифт» – пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп  в  другие.

К социальным лифтам относятся: социальный статус семьи; получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека; получение воспитания; смена места жительства; армейская служба; вступление в брак.

Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью.

Маргинал 1) это человек, имеющий отношение к двум различным социальным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью; 2) человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы.

Примеры маргинальности: 1) человек, недавно переехавший жить в город из деревни; 2)горожанин, работающий в деревне после окончания института; 3) представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство.

Типы маргиналов: 

1) этномаргиналы - возникают в результате миграции в чужую этническую среду;

2) социомаргиналы - появляются в связи с незавершённостью социального перемещения;

3) экономические маргиналы - порождены потерей работы и материального благополучия;

4) политические маргиналы - возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры;

5) регилиозные маргиналы - лица, стоящие вне традиционных  конфессий;

6) биомаргиналы - люди, чьё здоровье перестает быть предметом заботы со стороны      государства.

Положительные стороны маргинальности: 

1) отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности;

2) маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям;

3) маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни.

4) маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т. д.).

Вывод: социальная мобильность - важная характеристика общества, показатель степени его открытости.  Для открытого  общества характерен достигнутый статус и относительно широкие возможности для перемещения из одной социальной группы в другую. Для закрытого  общества характерен предписанный статус и затруднен переход из одного социального слоя в другой.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

I.Установите соответствие между событиями и видами социальной мобильности:

События                                                                           Виды социальной мобильности

А) Ученый начал преподавать в

       университете                                                                              1) вертикальная

                                                                                                            2) горизонтальна

Б) Старший преподаватель по-

   лучил должность доцента.

В) офицер получил внеочередное звание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

57935. Опрацювання табличних даних за допомогою будованих функцій 19.78 MB
  Учбова: Навчити дітей на практиці застосовувати набуті знання та навички з використання вбудованих функцій та формул в електронних таблицях. Виховна: Виховати у дітей естетичне оформлення файлу, створеному у середовищі табличного процесора...
57936. Виконання обчислень в середовищі табличного процесора 105.09 KB
  Мета уроку: Учбова: Навчити дітей виконувати обчислення в середовищі табличного процесора. Обладнання до уроку: проектор підставка під проектор ноутбук проекційний екран лазерний вказівник затемненн...
57937. Розвиток Архітектури Харкова у XVIII столітті 112.5 KB
  Дидактична мета: В ході уроку забезпечити засвоєння та усвідомлення учнями знань щодо розвитку архітектури Харкова у XVIII столітті історичних памяток нашого міста сучасного стану споруд того часу.
57938. Подорож у світ пірамід 28.5 KB
  Мета уроку: Сформувати поняття піраміди правильної та зрізаної піраміди та їх елементів. Засвоїти властивості правильних пірамід формули для обчислення площі повної та бічної поверхні піраміди.
57939. Поняття презентації та комп’ютерної презентації, їх призначення 75.5 KB
  Мета: навчальна: ознайомити учнів з поняттям презентації та компютерної презентації їх призначенням зі слайдовими та потоковими презентаціями; оглянути програмні та технічні засоби призначених для створення і демонстрації презентацій...
57940. Повторення та закріплення вивченого матеріалу з теорії бухгалтерського обліку 201.5 KB
  Мета уроку: навчальна: повторити, закріпити та підсумувати навчальний матеріал з теорії бухгалтерського обліку, навчити учнів застосовувати здобуті знання на практиці та в житті...
57941. Створення звітів та макросів у Microsoft Access 2007 60.5 KB
  Мета: навчальна: ввести визначення понять звіт заголовок звіту область даних макрос; пояснити учням основні принципи створення звітів та макросів; розвивальна: формувати навички аналітикосинтетичного мислення просторову уяву науковий світогляд щодо вирішення різних задач прикладного спрямування...
57942. Природные зоны Африки 62 KB
  Цель: закрепить и обобщить знания по теме «Природные зоны Африки»; создать условия для понимания взаимосвязей природных компонентов в составе природной зоны; закреплять навыки работы с контурной картой; развивать умение работать в группах.
57943. Автомат Калашникова АК–74 63 KB
  Образовательные: познакомить обучающихся с назначением боевыми свойствами АК74 и устройством его частей и механизмов; сформировать представления об автоматическом действии автомата АК74...