62430

Социальная мобильность

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Социальная мобильность переход людей из одних общественных групп в другие т. изменение статуса в рамках одного поколения например: токарь становится сначала инженером а затем начальником цеха; 3 вертикальная перемещение из одной...

Русский

2014-06-10

15.97 KB

0 чел.

УРОК№ 4

ТЕМА:  СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

Социальная мобильность – переход людей из одних общественных групп  в  другие, т. е. изменение ими своего статуса.

Виды социальной мобильности: 

1) межпоколенная (дети достигают более высокой социальной позиции или  опускаются на более низкую позицию, чем их родители,  например: сын шахтера становится инженером);

2) внутрипоколенная (один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции, т.е. изменение статуса в рамках одного поколения ( например: токарь становится сначала инженером,  а затем начальником цеха);

3) вертикальная (перемещение из одной страты в другую), в зависимости от направления перемещения различают восходящую (социальный подъем) и нисходящую  (социальный спуск) мобильность;

4) горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне) например: перемещение их одного гражданства в другое);

5) групповая (перемещения происходят коллективно) На групповую мобильность оказывают воздействие социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, создание империй и т.д.

6) индивидуальная мобильность (перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других).

7) организованная мобильность - перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия;

8) структурная мобильность - вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей) и др.

Социальные лифты или каналы социальной мобильности:

Социальный «лифт» – пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп  в  другие.

К социальным лифтам относятся: социальный статус семьи; получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека; получение воспитания; смена места жительства; армейская служба; вступление в брак.

Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью.

Маргинал 1) это человек, имеющий отношение к двум различным социальным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью; 2) человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы.

Примеры маргинальности: 1) человек, недавно переехавший жить в город из деревни; 2)горожанин, работающий в деревне после окончания института; 3) представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство.

Типы маргиналов: 

1) этномаргиналы - возникают в результате миграции в чужую этническую среду;

2) социомаргиналы - появляются в связи с незавершённостью социального перемещения;

3) экономические маргиналы - порождены потерей работы и материального благополучия;

4) политические маргиналы - возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры;

5) регилиозные маргиналы - лица, стоящие вне традиционных  конфессий;

6) биомаргиналы - люди, чьё здоровье перестает быть предметом заботы со стороны      государства.

Положительные стороны маргинальности: 

1) отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности;

2) маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям;

3) маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни.

4) маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т. д.).

Вывод: социальная мобильность - важная характеристика общества, показатель степени его открытости.  Для открытого  общества характерен достигнутый статус и относительно широкие возможности для перемещения из одной социальной группы в другую. Для закрытого  общества характерен предписанный статус и затруднен переход из одного социального слоя в другой.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

I.Установите соответствие между событиями и видами социальной мобильности:

События                                                                           Виды социальной мобильности

А) Ученый начал преподавать в

       университете                                                                              1) вертикальная

                                                                                                            2) горизонтальна

Б) Старший преподаватель по-

   лучил должность доцента.

В) офицер получил внеочередное звание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32806. Субъективный идеализм в философии Н.В. (Дж.Беркли, Д.Юм) 14.1 KB
  Джордж Беркли 1685 1753 гг. Беркли внес весомый вклад в теорию познания четко поставив вопрос о соотношении объективного и субъективного в ощущениях об объективности причинности и о видах существования. Беркли утверждал что мир не существует независимо от человека а представляет собой комплекс ощущений и восприятий. Философия Беркли основывается на следующих основных принципах: 1 существовать значит быть воспринимаемым; 2 я не в состоянии помыслить ощущаемые вещи или предмет независимо от их ощущения и восприятия; 3 мы никогда не...
32807. Философия французского Посвящения 17.75 KB
  Философия Просвещения опиралась на достижения наук: биологии физики медицины которые стали естественнонаучным основанием раскрытия сущности и природы человека. Просветители развивали материалистические взгляды на природу и человека. Дидро уподоблял человека инструменту наделенному чувствительностью и памятью а Ламетри проводил аналогию между человеком и машиной. Однако французские материалисты обращали внимание и на роль социальнокультурных факторов появления человека уделяли внимание роли языка как средства общения и познания мира.
32808. Особенности становления и основные черты немецкой классической философии 11.99 KB
  Немецкая философия конца ХVIII первой трети ХIХ веков представлена именами Канта Фихте Шеллинга Гегеля Фейербаха и представляет собой важный этап в развитии мировой философской мысли. Произведения Шиллера и Гете философские труды Канта и Гегеля отразили противоречивость эпохи. Маркс назвал философию Канта теорией буржуазной революции.
32809. Философия И. Канта: субъективный идеализм и агностицизм 14.27 KB
  Канта: субъективный идеализм и агностицизм. Основателем немецкой классической философии считается Иммануил Кант 1724 1804 гг. Основное содержание своей философии Кант изложил в виде следующих вопросов: Что я могу знатьЧто я должен делатьНа что я могу надеятьсяЧто есть человек. В творчестве Канта принято выделять 2 периода: 1 докритический до 70х гг.
32810. Философия Гегеля: абсолютный идеализм и диалектика 14.28 KB
  Диалектика в творчестве Гегеля это теория развития всего сущего и метод познания действительности. В ходе своего саморазвития Абсолютная идея проходит ряд ступеней развиваясь от простого к сложному от абстрактного к конкретному. Высшая ступень развития абсолютный дух. Причем философия означает завершение итог развития Абсолютной идеи: по определению Гегеля философия это духовная квинтэссенция эпохи самосознание эпохи.
32811. Философия Л. Фейербаха: антропологический материализм и критика христианства 15.47 KB
  Основным предметом философского анализа Фейербах считал проблему человека и рассматривал ее с материалистических позиций. Фейербах рассматривает человека как природное живое существо. Философ подчеркивал тесное единство человека и окружающей его природы. Посредством человека природа познает саму себя.
32812. Условия возникновения и основные положения маркистской философии 15.99 KB
  Возникновение марксизма явилось закономерным результатом общественноисторического прогресса а также развития научной и философской мысли. это период развития капиталистических отношений в Западной Европе. В этих условиях Маркс и Энгельс пришли к выводу о необходимости научного исследования законов общественного развития и создания на их основе теории указывающей пути и средства освободительной борьбы обосновывающей неизбежность перехода от капитализма к новому этапу развития общества. Дарвина явилась естественнонаучным основанием идеи...
32813. Этапы развития русской философии, её основные черты 15.04 KB
  Этапы развития русской философии её основные черты. Основные этапы развития русской философии совпадают с этапами развития истории России. развитие русской философии неразрывно связано с социальнополитическими событиями с особенностями социальноисторического процесса в России. Этапы развития русской философии.
32814. П.Я. Чаадаев – первый русский философ. Западники и славянофилы. «Русская идея» 15.9 KB
  Русская идея. Основная идея гносеологии Чаадаева объективная обусловленность сознания. Идея соборности является центральной в его учении и обозначал свободное объединение людей на основе любви к Богу и друг к другу. Русская идея и ее современное звучание.