62430

Социальная мобильность

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Социальная мобильность переход людей из одних общественных групп в другие т. изменение статуса в рамках одного поколения например: токарь становится сначала инженером а затем начальником цеха; 3 вертикальная перемещение из одной...

Русский

2014-06-10

15.97 KB

0 чел.

УРОК№ 4

ТЕМА:  СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

Социальная мобильность – переход людей из одних общественных групп  в  другие, т. е. изменение ими своего статуса.

Виды социальной мобильности: 

1) межпоколенная (дети достигают более высокой социальной позиции или  опускаются на более низкую позицию, чем их родители,  например: сын шахтера становится инженером);

2) внутрипоколенная (один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции, т.е. изменение статуса в рамках одного поколения ( например: токарь становится сначала инженером,  а затем начальником цеха);

3) вертикальная (перемещение из одной страты в другую), в зависимости от направления перемещения различают восходящую (социальный подъем) и нисходящую  (социальный спуск) мобильность;

4) горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне) например: перемещение их одного гражданства в другое);

5) групповая (перемещения происходят коллективно) На групповую мобильность оказывают воздействие социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, создание империй и т.д.

6) индивидуальная мобильность (перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других).

7) организованная мобильность - перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия;

8) структурная мобильность - вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей) и др.

Социальные лифты или каналы социальной мобильности:

Социальный «лифт» – пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп  в  другие.

К социальным лифтам относятся: социальный статус семьи; получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека; получение воспитания; смена места жительства; армейская служба; вступление в брак.

Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью.

Маргинал 1) это человек, имеющий отношение к двум различным социальным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью; 2) человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы.

Примеры маргинальности: 1) человек, недавно переехавший жить в город из деревни; 2)горожанин, работающий в деревне после окончания института; 3) представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство.

Типы маргиналов: 

1) этномаргиналы - возникают в результате миграции в чужую этническую среду;

2) социомаргиналы - появляются в связи с незавершённостью социального перемещения;

3) экономические маргиналы - порождены потерей работы и материального благополучия;

4) политические маргиналы - возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры;

5) регилиозные маргиналы - лица, стоящие вне традиционных  конфессий;

6) биомаргиналы - люди, чьё здоровье перестает быть предметом заботы со стороны      государства.

Положительные стороны маргинальности: 

1) отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности;

2) маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям;

3) маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни.

4) маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т. д.).

Вывод: социальная мобильность - важная характеристика общества, показатель степени его открытости.  Для открытого  общества характерен достигнутый статус и относительно широкие возможности для перемещения из одной социальной группы в другую. Для закрытого  общества характерен предписанный статус и затруднен переход из одного социального слоя в другой.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

I.Установите соответствие между событиями и видами социальной мобильности:

События                                                                           Виды социальной мобильности

А) Ученый начал преподавать в

       университете                                                                              1) вертикальная

                                                                                                            2) горизонтальна

Б) Старший преподаватель по-

   лучил должность доцента.

В) офицер получил внеочередное звание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25016. Правовое обеспечение связей с общественностью. Правовое регулирование или формальное регулирование 39.19 KB
  Но их интересы постоянно сталкиваются – юристы заинтересованы в нераспространении информации а PRспециалисты наоборот критикуют политику закрытости. Процесс правового регулирования PR включает в себя следующие законодательные акты: В сфере деятельности органов государственной власти Федеральный закон О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации Закон О государственной тайне Указы Президента РФ О государственном флаге Об управлении Президента РФ по связям с...
25017. Этические проблемы паблик рилейшнз 19.51 KB
  Вопервых это касается этики поведения каждого специалиста PR вовторых этики поведения собственной организации представляемой специалистом. Здесь речь идет о непосредственной зависимости между этикой поведения и успехом компании. Работниками сферы паблик рилейшнз разработано и предложено немало инструкций по этике поведения и руководящих кадров организаций и собственно специалистов данной сферы. Необходимой линией поведения при разрешении большинства из перечисленных проблем является стремление сохранить взаимное доверие между...
25018. Кодексы профессионального поведения специалиста по связям с общественностью 23.79 KB
  Международные кодексы: Кодекс профессионального поведения Международной ассоциации по связям с общественностью IPRA; Международный этический Кодекс Паблик Рилейшнз Афинский кодекс; Профессиональная Хартия международного комитета ассоциаций PRконсультантов Римская Хартия; Кодекс профессионального поведения в области PR Лиссабонский кодекс; Международный кодекс по практике маркетинговых и социальных исследований и др. Международный этический Кодекс Паблик Рилейшнз АФИНСКИЙ КОДЕКС Принят в Афинах Генеральной ассамблеей IPRA в мае...
25021. Лоббирование как одна из технологий PR-службы в сфере управления 20.59 KB
  Реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Реклама должна быть распознаваемой без применения специальных знаний и без применения технических средств; Реклама не должна побуждать к агрессии насилию возбуждать панику побуждать к опасным действиям способным нанести вред; формировать негативное отношение к лицам не пользующимся рекламируемыми товарами или осуждать таких лиц. Не допускается реклама в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом...
25022. Возникновение, современное состояние и развитие консалтинга в мире 23.85 KB
  Консалтинг как продукт услуга Консалтинг – производство советов. Консалтинг – это вид интеллектуальных услуг который связан с решением сложных проблем предприятия в сфере управления и организационного развития. Консалтинг как деятельность фирмы Консалтинг – это деятельность фирмы по оказанию консультационных услуг предприятиям организациям физическим лицам по широким вопросам экономики управления и права. Консалтинг как форма предоставления услуги Консалтинг – это профессиональная помощь осуществляемая в форме советов рекомендаций и...
25023. Консалтинг в сфере PR как форма бизнеса 23.68 KB
  Консалтинг в сфере PR как форма бизнеса Консалтинг в сфере связей с общественностью является разновидностью любого консалтинга а маркетинговые стратегии применимые на рынке консалтинговых услуг частично заимствованы из теоретических основ любого маркетинга услуг. На практике это реализуется управлением финансовой эффективностью бизнеса выбором маркетинговой стратегии развития фирмы и стратегии продвижения услуг. Стратегия маркетинга любых консультационных услуг а также стратегия развития консалтинговой фирмы это набор приемов по...
25024. Виды и формы консультирования в связях с общественностью 31.29 KB
  Методологическая классификация профессионально ориентирована на самих консультантов так как квалифицирует их в зависимости от методов работы. Следует отметить также что классификации публикуемые национальными и международными ассоциациями консультантов часто объединяют предметный и методологический подходы правда ориентируясь больше на первый. Примером такого синтетического подхода классификация Европейского справочникауказателя консультантов по экономике и управлению издаваемого под эгидой ФЕАКО. Выделяют два вида экспертного...