62430

Социальная мобильность

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Социальная мобильность переход людей из одних общественных групп в другие т. изменение статуса в рамках одного поколения например: токарь становится сначала инженером а затем начальником цеха; 3 вертикальная перемещение из одной...

Русский

2014-06-10

15.97 KB

0 чел.

УРОК№ 4

ТЕМА:  СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ.

Социальная мобильность – переход людей из одних общественных групп  в  другие, т. е. изменение ими своего статуса.

Виды социальной мобильности: 

1) межпоколенная (дети достигают более высокой социальной позиции или  опускаются на более низкую позицию, чем их родители,  например: сын шахтера становится инженером);

2) внутрипоколенная (один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции, т.е. изменение статуса в рамках одного поколения ( например: токарь становится сначала инженером,  а затем начальником цеха);

3) вертикальная (перемещение из одной страты в другую), в зависимости от направления перемещения различают восходящую (социальный подъем) и нисходящую  (социальный спуск) мобильность;

4) горизонтальная (переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне) например: перемещение их одного гражданства в другое);

5) групповая (перемещения происходят коллективно) На групповую мобильность оказывают воздействие социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, создание империй и т.д.

6) индивидуальная мобильность (перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других).

7) организованная мобильность - перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия;

8) структурная мобильность - вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей) и др.

Социальные лифты или каналы социальной мобильности:

Социальный «лифт» – пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп  в  другие.

К социальным лифтам относятся: социальный статус семьи; получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека; получение воспитания; смена места жительства; армейская служба; вступление в брак.

Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью.

Маргинал 1) это человек, имеющий отношение к двум различным социальным группам, не принадлежа ни к одной из них полностью; 2) человек, оказавшийся по своему положению вне определенного социального слоя, группы.

Примеры маргинальности: 1) человек, недавно переехавший жить в город из деревни; 2)горожанин, работающий в деревне после окончания института; 3) представитель азиатской страны, приехавший на заработки в европейское государство.

Типы маргиналов: 

1) этномаргиналы - возникают в результате миграции в чужую этническую среду;

2) социомаргиналы - появляются в связи с незавершённостью социального перемещения;

3) экономические маргиналы - порождены потерей работы и материального благополучия;

4) политические маргиналы - возникают вследствие утраты общепринятых норм и ценностей политической культуры;

5) регилиозные маргиналы - лица, стоящие вне традиционных  конфессий;

6) биомаргиналы - люди, чьё здоровье перестает быть предметом заботы со стороны      государства.

Положительные стороны маргинальности: 

1) отсутствие жестко очерченных норм и связей способствует повышению социальной активности личности;

2) маргиналы более восприимчивы к культурным и социальным нововведениям;

3) маргиналы легче адаптируются к постоянно изменяющимся условиям жизни.

4) маргиналы играют крайне важную роль в образовании новых социальных общностей (религиозных, профессиональных и т. д.).

Вывод: социальная мобильность - важная характеристика общества, показатель степени его открытости.  Для открытого  общества характерен достигнутый статус и относительно широкие возможности для перемещения из одной социальной группы в другую. Для закрытого  общества характерен предписанный статус и затруднен переход из одного социального слоя в другой.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

I.Установите соответствие между событиями и видами социальной мобильности:

События                                                                           Виды социальной мобильности

А) Ученый начал преподавать в

       университете                                                                              1) вертикальная

                                                                                                            2) горизонтальна

Б) Старший преподаватель по-

   лучил должность доцента.

В) офицер получил внеочередное звание.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23777. Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями 165.5 KB
  Основная цель: формировать способность к рефлексии деятельности: фиксированию собственных затруднений по теме Совместные действия с обыкновенными и десятичными дробями выявлению их причин и построению проекта выхода из затруднений; тренировать способность: а к анализу выявлению оптимального алгоритма решения длинных примеров; б к использованию критерия возможности перевода обыкновенной дроби в десятичную; в к использованию алгоритма умножения десятичных дробей на 10 100 1000 и т. умножение обыкновенных дробей и смешанных чисел на...
23780. Задачи на движение по реке 64 KB
  Вычислите скорость Алёши если он прошёл это расстояние за: 1 ч; 2 ч; 3 ч. В каких единицах получилась скорость Какие единицы измерения скорости вы знаете Приведите примеры объектов которые движутся с такими скоростями. Чему равна скорость течения реки 20 м мин б Скорость течения реки 20 м мин. Индивидуальное задание: Скорость движения теплохода vсоб.
23781. Предмет культурології. Підходи до визначення культури 154.5 KB
  Предмет культурології — обєктивні закономірності світових і національного культурного процесів, памятники і явища матеріальної й духовної культури, фактори й передумови, що управляють виникненням, формуванням і розвитком культурних інтересів і потреб людей
23782. Задачи на движение по реке 94.5 KB
  Что мы научились находить в задачах на движение по реке Скорость по течению скорость против течения собственную скорость скорость течения. Какой ещё вы можете сделать вывод из условия задачи Плот плывёт с той же скоростью что и река значит скорость плота равна скорости течения. S плот 0 40 1 катер 4 5 1 скорость течения = = 1 : = 5 Каков способ решения аналогичных задач Всё расстояние принимаем за 1 а дальше используем выведенные формулы. 1 1 : 7 = пути собственная скорость катера.
23783. Координатная плоскость. Прямоугольные координаты на плоскости 42.5 KB
  На доске: Решите уравнения и отметьте точки с такими координатами на координатной прямой. 1 ; О 2 32a=32; Ь 3 ; П 4 a : 01=23 С 5 x 1=1; О 6 2x1=12; Т 7 4у=0 С 8 2х3=х2 Л 9 х: 2 7=8 К Дети изображают точки у которых координаты корни уравнений и получают слово ПЛОСКОСТЬ Что мы можем изображать на плоскости Могу я на плоскости изобразить координатный угол Изобразите на плоскости координатный угол. Отметьте точки: А2; 5 В5; 2 С3; 0...