62435

Основы цветоведения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В цветоведении есть раздел посвященный физическим свойствам цвета. Основных цвета три: красный синий жёлтый Основные краски нельзя получить механическим смешиванием. Три основные краски при смешивании между собой дают все остальные цвета...

Русский

2014-06-10

277.74 KB

45 чел.

УРОК 5

План урока

  1.  Основы цветоведения.
  2.  Цветовая гармония.
  3.  Цвет в композиции.

1. Основы цветоведения

Наука о цвете, цветоведение, обширна и многоранна.

В цветоведении есть раздел, посвященный физическим свойствам цвета. В этой части знаний о цвете речь идёт о разложении цветового луча на цветовой спектр. Это цветоведение для физиков.

Есть физиологическая сторона вопроса, в которой речь идёт о конструкции и свойствах человеческого глаза. Это цветоведение для врачей и физиологов.

А есть в цветоведении часть, касающаяся механического смешения цветов, то есть, собственно, смешивания красок. Именно этот раздел, цветоведение для художников.

Основных цвета три:

  1.  красный
  2.  синий
  3.  жёлтый

Основные краски нельзя получить механическим смешиванием.

Три основные краски при смешивании между собой дают все остальные цвета:

  1.  зелёный
  2.  оранжевый
  3.  фиолетовый

В процессе изучения цвета был составлен «Цветовой круг». Если мы проведём в нашем простом цветовом круге диаметры, то увидим, что они соединяют пары основных и составных цветов. Это красный и зелёный, синий и оранжевый, фиолетовый и жёлтый. Это пары называются дополнительными или комплиментарными цветами.

Запомните, что эти сочетания всегда наиболее гармоничные, а так же наиболее яркие. Каждая пара содержит в себе весь цветовой спектр.

Гармонично и хорошо сочетаются любые пары основных цветов:

  1.  красный и синий
  2.  синий и жёлтый
  3.  жёлтый и красный

Это менее яркие пары, нежели дополнительные.

А вот пары дополнительных цветов:

  1.  оранжевый и фиолетовый
  2.  зелёный и фиолетовый
  3.  зелёный и оранжевый

Это дисгармоничные сочетания, и их стоит избегать.

Наименее ярко смотрятся пары соседних цветов, но эти сочетания так же гармоничные.

При смешивании любой пары дополнительных цветов всегда получается коричневый!

Выделяются три группы цветов по сочетанию – родственные, родственно-контрастные и контрастные.

Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют хотя бы один общий цвет, например, жёлтый, оранжевый и жёлто-красный. Существуют четыре группы родственных цветов:

  1.  жёлто-красные
  2.  красно-синие
  3.  сине-зелёные
  4.  зелёно-жёлтые

При этом в сочетании не должно быть одновременно двух контрастных цветов.

Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга и имеют один общий (главный) цвет, два других составляющих цвета – взаимо-дополнительные. Существуют четыре группы родственно-контрастных цветов:

  1.  жёлто-красные и красно-синие
  2.  красно-синие и сине-зелёные
  3.  сине-зелёные и зелёно-жёлтые
  4.  зелёно-жёлтые и жёлто-красные

Эти сочетания достаточно активны.

 Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях цветового круга. Глаз сразу замечает такое сочетание, поэтому они применяются там, где необходимо привлечь внимание.

2. Цветовая гармония.

Рассмотрим основной фактор цветовой гармонии – равновесие цветовых тонов. Сочетать можно любые цвета по принципу контраста, родственного контраста или родства цветов.

Два родственных цвета могут быть уравновешены равным количеством присутствующего в них одного из главных цветов, т.е. в одинаковой мере могут быть желтоваты, зеленоваты и т.д. Гармонизация родственных цветов возможна при условии ослабления насыщенности главных или других цветов либо уменьшения их активности путём затемнения. Например, чтобы родственные цвета (чисто жёлтый и жёлто-красный) стали гармоничными, необходимо ослабить насыщенность жёлтого смесью белого в таком количестве, сколько в жёлто-красном красного цвета. Гармоничные сочетания родственных цветов неактивны, спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и сближены по светлоте.

контраст дополнительных цветов

Гармоничные контрастные цвета расположены на концах диаметров цветового круга. Однако не все контрастные цвета гармоничны.

                    Однотоновая гармония

гармония родственных цветов

Случаи трёхцветной гармонии.

К двум гармоничным родственно-контрасным цветам может быть прибавлен третий – главный цвет, их роднящий, ослабленной насыщенности. Цвета кажутся попарно родственно-контрастными и попарно дополнительными. Такие сочетания высокогармоничны и колористически богаты. К двум гармоничным родственным цветам может быть добавлен один контрастный. Так, гармония образуется, если родственные зеленовато-жёлтый и лиственно-зелёный цвета дополнить красно-синим цветом, т.е. дополнительным промежуточному двух первых.

                 трёхцветная гармония

В дополнение к отмеченным цветовым сочетаниям существует множество монохромных сочетаний. Монохромные это те цвета, которые имеют одно название, но разную светлоту и насыщенность.

Эффектно воспринимается серый в сочетании с чёрным и белым. При построении композиции на сочетании хроматических цветов с чёрным, белым и реже серым, есть свои особенности.

контраст ахроматических цветов

Чёрный цвет оказывает на хроматические, особенно средние по светлоте и высоконасыщенные красные и зелёные цвета, сильное воздействие: эти цвета светлеют, насыщенность их возрастает, они как бы светятся.

С увеличением площади чёрного цвета в композиции отчётливее проявляется этот эффект: белый цвет, особенно белые обводки хроматических цветов, сообщают композиции своеобразный колорит, цвета становятся воздушными, пастельными.

  1.  Контрастные цвета от сочетания друг с другом становятся ярче, заметнее один на другом. Один и тот же цвет на зелёном фоне смотрится ярко и чётко, на оранжевом приглушенно.
  2.  Тёплые цвета приближают предметы, холодные удаляют, при этом предмет, окрашенный в тёплые цвета, кажется больше своих размеров, а холодные – меньше.
  3.  На светлом фоне все цвета темнеют, на тёмном светлеют. Истинная светлота цвета может наблюдаться только на нейтральном фоне средней светлоты. В зависимости от фона ахроматические цвета приобретают кажущуюся цветность. Так, серое пятно на зелёном фоне приобретает розовый оттенок. Хроматические цвета в окружении цветов высокой насыщенности несколько меняют цветовой тон, например, жёлтый цвет на зелёном фоне становится слегка оранжевым, а красный в окружении зелёного – более насыщенным. Например, красная точка на разных фонах. Качество красной точки одно, а зрительное восприятие разное.
  4.  Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом.
  5.  При использовании сочетания ярких цветов («кислотное»), постарайтесь всё-таки чтобы ваши цвета были хотя бы разные по тону, т.е. один более «чёрный», а другой «белый».

3. Цвет в композиции.

  1.  Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости от того, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжёл, в верхней же кажется лёгким.
  2.  Тёмно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжёлого, неминуемого и грозного, а в нижней – он кажется спокойным и само собой разумеющимся.
  3.  Жёлтый в верхней части произведения производит впечатление лёгкости и невесомости, в нижней же – он бунтует словно в заточении.

Одной из самых существенных задач композиции является обеспечение равновесия цветовых масс. Подобно тому, как коромыслу весов для равновесия нужна точка опоры, так и в картине необходима вертикальная ось равновесия, по обе стороны которой распределяется «вес» цветовых масс.

Порядок в картине кроме этого может быть достигнут и за счёт организации холодных и тёплых, светлых и тёмных цветовых групп в чётко определённые пятна и массы. Предпосылкой удачной композиции является ясное и чёткое расположение и распределение главных контрастов.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51369. Двухфазная СМО с отказами 95.5 KB
  Для упрощения расчёта представим данную СМО как совокупность 2ух одноканальных. Т.к. в данной системе очередь не бесконечной длинны, то все расчёты будут не очень точны. Но главная цель проведения данных расчётов – это сравнение их результатов с результатами имитационной модели (программой). Для оценки соответствия результатов такой точности будет достаточно.
51371. РАБОТА С ОДНОМЕРНЫМИ МАССИВАМИ В ЯЗЫКЕ C 487.8 KB
  Варианты для задания 1 Array1. Дано целое число N (>0). Сформировать и вывести целочисленный массив размера N, содержащий N первых положительных нечетных чисел:
51372. РАБОТА С МАТРИЦАМИ В ЯЗЫКЕ C 120.29 KB
  В соответствии со своим вариантом для задачи 1 составить: Алгоритм решения задачи, в котором предусмотреть использование следующих функций: 1) функция формирования матрицы, предусмотреть формирование матрицы с клавиатуры и с помощью генератора псевдослучайных чисел;
51377. Моделирование оценки надежности программного обеспечения 70.96 KB
  Теоретические сведения Теория надёжности – научная дисциплина в которой разрабатываются и изучаются методы обеспечения эффективности работы объектов изделий устройств систем и т. В теорию надёжности вводятся показатели надёжности объектов обосновываются требования к надёжности с учётом экономических и др. факторов разрабатываются рекомендации по обеспечению заданных требований к надёжности на этапах проектирования производства хранения и эксплуатации. Количественные показатели надёжности вводят в теорию надёжности на основе...