62435

Основы цветоведения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В цветоведении есть раздел посвященный физическим свойствам цвета. Основных цвета три: красный синий жёлтый Основные краски нельзя получить механическим смешиванием. Три основные краски при смешивании между собой дают все остальные цвета...

Русский

2014-06-10

277.74 KB

102 чел.

УРОК 5

План урока

  1.  Основы цветоведения.
  2.  Цветовая гармония.
  3.  Цвет в композиции.

1. Основы цветоведения

Наука о цвете, цветоведение, обширна и многоранна.

В цветоведении есть раздел, посвященный физическим свойствам цвета. В этой части знаний о цвете речь идёт о разложении цветового луча на цветовой спектр. Это цветоведение для физиков.

Есть физиологическая сторона вопроса, в которой речь идёт о конструкции и свойствах человеческого глаза. Это цветоведение для врачей и физиологов.

А есть в цветоведении часть, касающаяся механического смешения цветов, то есть, собственно, смешивания красок. Именно этот раздел, цветоведение для художников.

Основных цвета три:

  1.  красный
  2.  синий
  3.  жёлтый

Основные краски нельзя получить механическим смешиванием.

Три основные краски при смешивании между собой дают все остальные цвета:

  1.  зелёный
  2.  оранжевый
  3.  фиолетовый

В процессе изучения цвета был составлен «Цветовой круг». Если мы проведём в нашем простом цветовом круге диаметры, то увидим, что они соединяют пары основных и составных цветов. Это красный и зелёный, синий и оранжевый, фиолетовый и жёлтый. Это пары называются дополнительными или комплиментарными цветами.

Запомните, что эти сочетания всегда наиболее гармоничные, а так же наиболее яркие. Каждая пара содержит в себе весь цветовой спектр.

Гармонично и хорошо сочетаются любые пары основных цветов:

  1.  красный и синий
  2.  синий и жёлтый
  3.  жёлтый и красный

Это менее яркие пары, нежели дополнительные.

А вот пары дополнительных цветов:

  1.  оранжевый и фиолетовый
  2.  зелёный и фиолетовый
  3.  зелёный и оранжевый

Это дисгармоничные сочетания, и их стоит избегать.

Наименее ярко смотрятся пары соседних цветов, но эти сочетания так же гармоничные.

При смешивании любой пары дополнительных цветов всегда получается коричневый!

Выделяются три группы цветов по сочетанию – родственные, родственно-контрастные и контрастные.

Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют хотя бы один общий цвет, например, жёлтый, оранжевый и жёлто-красный. Существуют четыре группы родственных цветов:

  1.  жёлто-красные
  2.  красно-синие
  3.  сине-зелёные
  4.  зелёно-жёлтые

При этом в сочетании не должно быть одновременно двух контрастных цветов.

Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга и имеют один общий (главный) цвет, два других составляющих цвета – взаимо-дополнительные. Существуют четыре группы родственно-контрастных цветов:

  1.  жёлто-красные и красно-синие
  2.  красно-синие и сине-зелёные
  3.  сине-зелёные и зелёно-жёлтые
  4.  зелёно-жёлтые и жёлто-красные

Эти сочетания достаточно активны.

 Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях цветового круга. Глаз сразу замечает такое сочетание, поэтому они применяются там, где необходимо привлечь внимание.

2. Цветовая гармония.

Рассмотрим основной фактор цветовой гармонии – равновесие цветовых тонов. Сочетать можно любые цвета по принципу контраста, родственного контраста или родства цветов.

Два родственных цвета могут быть уравновешены равным количеством присутствующего в них одного из главных цветов, т.е. в одинаковой мере могут быть желтоваты, зеленоваты и т.д. Гармонизация родственных цветов возможна при условии ослабления насыщенности главных или других цветов либо уменьшения их активности путём затемнения. Например, чтобы родственные цвета (чисто жёлтый и жёлто-красный) стали гармоничными, необходимо ослабить насыщенность жёлтого смесью белого в таком количестве, сколько в жёлто-красном красного цвета. Гармоничные сочетания родственных цветов неактивны, спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и сближены по светлоте.

контраст дополнительных цветов

Гармоничные контрастные цвета расположены на концах диаметров цветового круга. Однако не все контрастные цвета гармоничны.

                    Однотоновая гармония

гармония родственных цветов

Случаи трёхцветной гармонии.

К двум гармоничным родственно-контрасным цветам может быть прибавлен третий – главный цвет, их роднящий, ослабленной насыщенности. Цвета кажутся попарно родственно-контрастными и попарно дополнительными. Такие сочетания высокогармоничны и колористически богаты. К двум гармоничным родственным цветам может быть добавлен один контрастный. Так, гармония образуется, если родственные зеленовато-жёлтый и лиственно-зелёный цвета дополнить красно-синим цветом, т.е. дополнительным промежуточному двух первых.

                 трёхцветная гармония

В дополнение к отмеченным цветовым сочетаниям существует множество монохромных сочетаний. Монохромные это те цвета, которые имеют одно название, но разную светлоту и насыщенность.

Эффектно воспринимается серый в сочетании с чёрным и белым. При построении композиции на сочетании хроматических цветов с чёрным, белым и реже серым, есть свои особенности.

контраст ахроматических цветов

Чёрный цвет оказывает на хроматические, особенно средние по светлоте и высоконасыщенные красные и зелёные цвета, сильное воздействие: эти цвета светлеют, насыщенность их возрастает, они как бы светятся.

С увеличением площади чёрного цвета в композиции отчётливее проявляется этот эффект: белый цвет, особенно белые обводки хроматических цветов, сообщают композиции своеобразный колорит, цвета становятся воздушными, пастельными.

  1.  Контрастные цвета от сочетания друг с другом становятся ярче, заметнее один на другом. Один и тот же цвет на зелёном фоне смотрится ярко и чётко, на оранжевом приглушенно.
  2.  Тёплые цвета приближают предметы, холодные удаляют, при этом предмет, окрашенный в тёплые цвета, кажется больше своих размеров, а холодные – меньше.
  3.  На светлом фоне все цвета темнеют, на тёмном светлеют. Истинная светлота цвета может наблюдаться только на нейтральном фоне средней светлоты. В зависимости от фона ахроматические цвета приобретают кажущуюся цветность. Так, серое пятно на зелёном фоне приобретает розовый оттенок. Хроматические цвета в окружении цветов высокой насыщенности несколько меняют цветовой тон, например, жёлтый цвет на зелёном фоне становится слегка оранжевым, а красный в окружении зелёного – более насыщенным. Например, красная точка на разных фонах. Качество красной точки одно, а зрительное восприятие разное.
  4.  Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом.
  5.  При использовании сочетания ярких цветов («кислотное»), постарайтесь всё-таки чтобы ваши цвета были хотя бы разные по тону, т.е. один более «чёрный», а другой «белый».

3. Цвет в композиции.

  1.  Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости от того, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжёл, в верхней же кажется лёгким.
  2.  Тёмно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжёлого, неминуемого и грозного, а в нижней – он кажется спокойным и само собой разумеющимся.
  3.  Жёлтый в верхней части произведения производит впечатление лёгкости и невесомости, в нижней же – он бунтует словно в заточении.

Одной из самых существенных задач композиции является обеспечение равновесия цветовых масс. Подобно тому, как коромыслу весов для равновесия нужна точка опоры, так и в картине необходима вертикальная ось равновесия, по обе стороны которой распределяется «вес» цветовых масс.

Порядок в картине кроме этого может быть достигнут и за счёт организации холодных и тёплых, светлых и тёмных цветовых групп в чётко определённые пятна и массы. Предпосылкой удачной композиции является ясное и чёткое расположение и распределение главных контрастов.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3925. Мотивація та моделі поведінки в організації 224 KB
  Мотивація та моделі поведінки в організації Вступ Актуальність. Процеси трансформації економічно-економічної системи в Україні вимагають нових рішень з організації ділової активності суспільства у багатьох сферах. Зокрема, ефективна організація прац...
3926. Передаточные функции объектов управления 99 KB
  Передаточные функции объектов управления. Цель: изучить формы представления передаточных функций объектов управления в среде программирования «MatLab» или других (напр. SCILAB, GAP). Определение нулей и полюсов передаточной функции >> G=tf([0...
3927. Работа агрегата Центробежный насос ЭЦНГ-10С76 89 KB
  Основными характеристиками надежности объектов эксплуатации являются функция плотности распределения наработок изделий до отказа f(t), функция распределения наработок изделий до отказа (Вероятность отказа есть функция распределения време...
3928. Общая статистика. Значение группировок и интервалов 276.5 KB
  Сводка и группировка. На основе собранных данных нельзя произвести расчет и сделать выводы, для начала их нужно обобщить и свести в единую таблицу. Для этих целей служат сводка и группировка. Сводка – комплекс последовательных операций по обобщ...
3929. Сутність поняття соціальна технологія 749 KB
  Сутність поняття «соціальна технологія» полягає в наступних пунктах: Соціальна технологія — це певний спосіб здійснення людської діяльності по досягненню суспільно значимих цілей Сутність даного способу полягає в поопераційному з...
3930. Соціальна технологія підготовки та проведення фокус-групового дослідження 78.5 KB
  Соціальна технологія підготовки та проведення фокус-групового дослідження в рамках вивчення дисципліни Методи, методологія та технологія соціологічних досліджень Суспільна потреба, яку покликана задовольнити соціальна технологія: Будучи студен...
3931. Соціальна технологія проведення анкетного опитування 66.5 KB
  Соціальна технологія проведення анкетного опитування в рамках навчальної дисципліни ММТСД. Суспільнапотреба: Виникнення складностей у студентів при підготовці, проведенні анкетного опитування та обробці даних, через брак теоретичних знань, нав...
3932. Социальная технология подготовки кандидата на конкурс Містер факультету 40.5 KB
  Социальная технология подготовки кандидата на конкурс Містер факультету Общественная потребность, которую призванная удовлетворить социальная технология: недостаточный уровень развития организационных навыков у студентов и низкое качество творческих...
3933. Характеристика адміністративної системи з точки зору системної теорії на прикладі магазину продажу взуття Монарх 123.5 KB
  Характеристика адміністративної системи з точки зору системної теорії Об’єктом для системного аналізу буде магазин продажу взуття «Монарх», тому що в ній я мала досвід роботи. Система. В даному випадку системою є магазин продажу взуття «М...