62435

Основы цветоведения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

В цветоведении есть раздел посвященный физическим свойствам цвета. Основных цвета три: красный синий жёлтый Основные краски нельзя получить механическим смешиванием. Три основные краски при смешивании между собой дают все остальные цвета...

Русский

2014-06-10

277.74 KB

105 чел.

УРОК 5

План урока

  1.  Основы цветоведения.
  2.  Цветовая гармония.
  3.  Цвет в композиции.

1. Основы цветоведения

Наука о цвете, цветоведение, обширна и многоранна.

В цветоведении есть раздел, посвященный физическим свойствам цвета. В этой части знаний о цвете речь идёт о разложении цветового луча на цветовой спектр. Это цветоведение для физиков.

Есть физиологическая сторона вопроса, в которой речь идёт о конструкции и свойствах человеческого глаза. Это цветоведение для врачей и физиологов.

А есть в цветоведении часть, касающаяся механического смешения цветов, то есть, собственно, смешивания красок. Именно этот раздел, цветоведение для художников.

Основных цвета три:

  1.  красный
  2.  синий
  3.  жёлтый

Основные краски нельзя получить механическим смешиванием.

Три основные краски при смешивании между собой дают все остальные цвета:

  1.  зелёный
  2.  оранжевый
  3.  фиолетовый

В процессе изучения цвета был составлен «Цветовой круг». Если мы проведём в нашем простом цветовом круге диаметры, то увидим, что они соединяют пары основных и составных цветов. Это красный и зелёный, синий и оранжевый, фиолетовый и жёлтый. Это пары называются дополнительными или комплиментарными цветами.

Запомните, что эти сочетания всегда наиболее гармоничные, а так же наиболее яркие. Каждая пара содержит в себе весь цветовой спектр.

Гармонично и хорошо сочетаются любые пары основных цветов:

  1.  красный и синий
  2.  синий и жёлтый
  3.  жёлтый и красный

Это менее яркие пары, нежели дополнительные.

А вот пары дополнительных цветов:

  1.  оранжевый и фиолетовый
  2.  зелёный и фиолетовый
  3.  зелёный и оранжевый

Это дисгармоничные сочетания, и их стоит избегать.

Наименее ярко смотрятся пары соседних цветов, но эти сочетания так же гармоничные.

При смешивании любой пары дополнительных цветов всегда получается коричневый!

Выделяются три группы цветов по сочетанию – родственные, родственно-контрастные и контрастные.

Родственные цвета располагаются в одной четверти цветового круга и имеют хотя бы один общий цвет, например, жёлтый, оранжевый и жёлто-красный. Существуют четыре группы родственных цветов:

  1.  жёлто-красные
  2.  красно-синие
  3.  сине-зелёные
  4.  зелёно-жёлтые

При этом в сочетании не должно быть одновременно двух контрастных цветов.

Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга и имеют один общий (главный) цвет, два других составляющих цвета – взаимо-дополнительные. Существуют четыре группы родственно-контрастных цветов:

  1.  жёлто-красные и красно-синие
  2.  красно-синие и сине-зелёные
  3.  сине-зелёные и зелёно-жёлтые
  4.  зелёно-жёлтые и жёлто-красные

Эти сочетания достаточно активны.

 Контрастные цвета располагаются в противоположных четвертях цветового круга. Глаз сразу замечает такое сочетание, поэтому они применяются там, где необходимо привлечь внимание.

2. Цветовая гармония.

Рассмотрим основной фактор цветовой гармонии – равновесие цветовых тонов. Сочетать можно любые цвета по принципу контраста, родственного контраста или родства цветов.

Два родственных цвета могут быть уравновешены равным количеством присутствующего в них одного из главных цветов, т.е. в одинаковой мере могут быть желтоваты, зеленоваты и т.д. Гармонизация родственных цветов возможна при условии ослабления насыщенности главных или других цветов либо уменьшения их активности путём затемнения. Например, чтобы родственные цвета (чисто жёлтый и жёлто-красный) стали гармоничными, необходимо ослабить насыщенность жёлтого смесью белого в таком количестве, сколько в жёлто-красном красного цвета. Гармоничные сочетания родственных цветов неактивны, спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и сближены по светлоте.

контраст дополнительных цветов

Гармоничные контрастные цвета расположены на концах диаметров цветового круга. Однако не все контрастные цвета гармоничны.

                    Однотоновая гармония

гармония родственных цветов

Случаи трёхцветной гармонии.

К двум гармоничным родственно-контрасным цветам может быть прибавлен третий – главный цвет, их роднящий, ослабленной насыщенности. Цвета кажутся попарно родственно-контрастными и попарно дополнительными. Такие сочетания высокогармоничны и колористически богаты. К двум гармоничным родственным цветам может быть добавлен один контрастный. Так, гармония образуется, если родственные зеленовато-жёлтый и лиственно-зелёный цвета дополнить красно-синим цветом, т.е. дополнительным промежуточному двух первых.

                 трёхцветная гармония

В дополнение к отмеченным цветовым сочетаниям существует множество монохромных сочетаний. Монохромные это те цвета, которые имеют одно название, но разную светлоту и насыщенность.

Эффектно воспринимается серый в сочетании с чёрным и белым. При построении композиции на сочетании хроматических цветов с чёрным, белым и реже серым, есть свои особенности.

контраст ахроматических цветов

Чёрный цвет оказывает на хроматические, особенно средние по светлоте и высоконасыщенные красные и зелёные цвета, сильное воздействие: эти цвета светлеют, насыщенность их возрастает, они как бы светятся.

С увеличением площади чёрного цвета в композиции отчётливее проявляется этот эффект: белый цвет, особенно белые обводки хроматических цветов, сообщают композиции своеобразный колорит, цвета становятся воздушными, пастельными.

  1.  Контрастные цвета от сочетания друг с другом становятся ярче, заметнее один на другом. Один и тот же цвет на зелёном фоне смотрится ярко и чётко, на оранжевом приглушенно.
  2.  Тёплые цвета приближают предметы, холодные удаляют, при этом предмет, окрашенный в тёплые цвета, кажется больше своих размеров, а холодные – меньше.
  3.  На светлом фоне все цвета темнеют, на тёмном светлеют. Истинная светлота цвета может наблюдаться только на нейтральном фоне средней светлоты. В зависимости от фона ахроматические цвета приобретают кажущуюся цветность. Так, серое пятно на зелёном фоне приобретает розовый оттенок. Хроматические цвета в окружении цветов высокой насыщенности несколько меняют цветовой тон, например, жёлтый цвет на зелёном фоне становится слегка оранжевым, а красный в окружении зелёного – более насыщенным. Например, красная точка на разных фонах. Качество красной точки одно, а зрительное восприятие разное.
  4.  Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом.
  5.  При использовании сочетания ярких цветов («кислотное»), постарайтесь всё-таки чтобы ваши цвета были хотя бы разные по тону, т.е. один более «чёрный», а другой «белый».

3. Цвет в композиции.

  1.  Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости от того, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжёл, в верхней же кажется лёгким.
  2.  Тёмно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжёлого, неминуемого и грозного, а в нижней – он кажется спокойным и само собой разумеющимся.
  3.  Жёлтый в верхней части произведения производит впечатление лёгкости и невесомости, в нижней же – он бунтует словно в заточении.

Одной из самых существенных задач композиции является обеспечение равновесия цветовых масс. Подобно тому, как коромыслу весов для равновесия нужна точка опоры, так и в картине необходима вертикальная ось равновесия, по обе стороны которой распределяется «вес» цветовых масс.

Порядок в картине кроме этого может быть достигнут и за счёт организации холодных и тёплых, светлых и тёмных цветовых групп в чётко определённые пятна и массы. Предпосылкой удачной композиции является ясное и чёткое расположение и распределение главных контрастов.



 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47686. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 5.2 MB
  Предметом культуры речи как учебной дисциплины являются нормы литературного языка виды общения его принципы и правила этические нормы общения функциональные стили речи основы искусства речи а также трудности применения речевых норм и проблемы современного состояния речевой культуры общества. Повышение культуры разговорной речи обучение речевым средствам установления и поддержания доброжелательных личных отношений. Главной целью курса культуры речи является формирование образцовой языковой личности высокообразованного специалиста...
47687. Методичні рекомендації. Соціальна інформатика 330 KB
  Під прийняттям рішень розуміють особливий процес людської діяльності направлений на вибір найкращого варіанта дій. Процес прийняття рішень складається з трьох етапів: пошук інформації пошук і знаходження альтернатив та вибір найкращої альтернативи. Другий етап повязаний із визначенням того що можна а що не можна робити в даній ситуації тобто з визначенням варіантів рішень альтернатив.
47688. Методичні вказівки. Контрольно-вимірювальна техніка 3.06 MB
  Дослідження мостових схем постійного струму і вимірювання опору. Лабораторна робота № 3 Дослідження мостових схем постійного струму і вимірювання опору Мета роботи: ознайомитись з методами виміру опорів задопомогою мостів постійного струму. Загальні положення Мостами називають прилади зрівняючого перетворення призначені для вимірювання параметрів електричних кіл омічного та активних опорів індуктивності взаємної індуктивності ємкості и т. Мостами постійного струму називаються прилади...
47689. Обеспечение производства материальными ресурсами 148.5 KB
  План материальнотехнического обеспечения предприятия предусматривает: определение общей потребности в материальных ресурсах; определение объема запасов материалов; расчет ожидаемых остатков материалов на конец года; установление объема завоза материальных ресурсов. j= Обеспечение производства всей номенклатурой материальных ресурсов в значительной степени зависит от величины и комплектности производственных запасов па складах предприятий и объединений. На предприятиях и в объединениях уменьшение запасов сокращает расходы на их содержание...
47691. ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 1017 KB
  Таким объектом в зависимости от темы дипломного проекта может быть как предприятие в целом так и отдельное производство или технологический процесс. Коэффициент использования характеризует степень использования сырья и материалов в производстве продукции работы и определяется отношением количества полученной товарной продукции к количеству материалов затраченных на производство этой продукции....
47692. Методические указания. Бухгалтерский финансовый учет 263 KB
  Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплине Бухгалтерский финансовый учет Специальность 080109 ОМСК 2007 Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
47693. Методические указания. Информатика и компьютерная техника 155.5 KB
  Порядок выполнения курсовой работы Примерный график выполнения работы Оформление курсовой работы Целью курсовой работы является закрепление и углубление знаний полученных студентами в курсе Информатика и КТ развитие навыков при выборе представления исходных данных использовании объектно-ориентированного подхода при написании программ на языке Visul Bsic тестировании и отладки программы оформлении документации на программную разработку.