62438

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Большая группа социологов полагающая что конфликт является неотъемлемой частью бытия главным двигателем общественного развития вычленяют функции конфликта которые по их мнению благотворно сказываются на актуальном состоянии общества и способствуют его развитию а именно...

Русский

2014-06-10

17.32 KB

0 чел.

УРОК№ 5

ТЕМА: СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ.

Конфликт – это столкновение противоположных целей, взглядов, позиций и мнений оппонентов или субъектов взаимодействия.

Большая группа социологов, полагающая, что конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным двигателем  общественного развития, вычленяют функции конфликта, которые, по их мнению, благотворно сказываются на актуальном состоянии общества и  способствуют  его развитию, а именно:

1)образование групп, установление и поддержание нормативных и физических границ групп;

2)установление и поддержание относительно стабильной структуры  внутригрупповых и межгрупповых отношений;

3)социализация и адаптация как инвалидов, так и социальных групп;

4)создание и поддержание баланса сил и, в частности, власти;

5)получение информации об окружающей среде (сигнализирует о тех или иных проблемах и недостатках);

6)активизация социального контроля;

7)создание новых социальных институтов;

Источник социальных конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, прежде всего, потребностей в пище, одежде, жилье, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе и т.д. Вместе с тем важны не только потребности,  но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.

Причины социальных конфликтов:

  1.  Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций;
  2.  Различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации;
  3.  Религиозные различия;
  4.  Поведение человека, его социально-психические черты (темперамент, интеллект, общая культура и т. д.)

В социальном конфликте выделяются 4 стадии: 1)предконфликтную, 2)конфликтную, 3)разрешение конфликта, 4) послеконфликтную.

Конфликтующие группы могут выбирать следующие программы поведения:

  1.  Достижение своих целей за счёт другой группы и тем самым доведение конфликта до более высокой степени напряжённости;
  2.  Снижение уровня напряжённости, но сохранение самой конфликтной ситуации, переведение её в скрытую форму за счёт частичных уступок противоположной стороне;
  3.  Поиск способов полного разрешения конфликта;

Виды социальных конфликтов:

I. По сферам общественной жизни:

1)Политический конфликт – это конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета.

2)Национально  - этнические конфликты – конфликты на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Чаще всего это конфликты, связанные со статусными или территориальными претензиями.

3)Социально – экономические конфликты – конфликты по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам и др.

II. По длительности:

1)долгосрочные.

2)затяжные и т.д..

III. По форме:

1)внутренние

2) внешние….

Социальные конфликты в различных сферах общественной жизни могут протекать в форме организационных норм и процедур: дискуссий, принятия деклараций, законов и т.д. Наиболее яркой формой выражения конфликта являются различного рода массовые действия. Эти массовые действия реализуются в форме предъявления требований к власти со стороны недовольных  социальных групп, в мобилизации  общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных программ.

ВЫВОД: Социальный конфликт – это высшая стадия  развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций, интересов социальных  общностей и индивидов.

             ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

  1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальных конфликтах в обществе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2599. Психологическая характеристика подросткового возраста 210.9 KB
  Психологическая характеристика подросткового возраста. Особенности межличностных отношений в подростковом возрасте Подростковый возраст 10-16 лет. Четких границ нет (13-16 мальчики и 12-15 девочки). Относится к числу переходных и критических периодо...
2600. Моя професія - бухгалтер. Професійна орієнтація 190 KB
  Професійна орієнтація — система організації та проведення навчально-виховної роботи, спрямованої на засвоєння студентами необхідних знань про соціально-економічні і психофізіологічні умови правильного вибору професії, формування у них уміння аналізувати вимоги професії до психологічної структури особистості
2601. День Соборності України – день єднання народу 42.08 KB
  Психолого-педагогічне обґрунтування обрання теми та форми виховного заходу. Було обрано тему День Соборності України – день єднання народу у формі класної години. Необхідність проведення заходу виникла  у зв’язку зі святом 22 січня...
2602. Внеклассное мероприятие по теме Весна пришла 88.61 KB
  Форма проведения: соревнование двух команд Цели: развитие памяти, внимания, наблюдательности, смекалки, активизация мыслительной деятельности, формирование у учащихся навыков самостоятельной работы; воспитание духа соревнования, честности, целе...
2603. Защитники Родины 28.24 KB
  Тема: Защитники Родины. Форма проведения: игра-соревнование; Цель: расширить представление детей об общенародном празднике, посвященном вооруженным Силам России, воспитывать у них любовь к защитникам Отечества и к своей Родине, создать атмосферу п...
2604. Масленица. Воспитательное мероприятие 29.91 KB
  Цели: Познакомить учащихся с русскими традициями масленичной недели. Задачи: -  Воспитывать уважение и интерес к культурному наследию нашей страны.- Формировать у учащихся чувства коллективизма и взаимопомощи, дисциплинированности. Материалы и ...
2605. Основы денежно-кредитного регулирования экономики 280 KB
  ТЕМА 1. Основы денежно-кредитного регулирования экономики Введение в курс Денежно-кредитное регулирование экономики. Денежный оборот и его структура Основные потоки денег в экономике Инфляция как социально-экономический процесс: понятие, причины...
2606. Изучение маятника максвелла 52.11 KB
  Изучение маятника максвелла Цель работы: определение основных характеристик маятника Максвелла. Приборы и принадлежности: установка FPM-03, набор колец, штангенциркуль. Краткие теоретические сведения Движение твёрдого тела можно рассматривать как дв...
2607. Изучение движения маятника максвелла 119.5 KB
  Цель работы: ознакомление со сложным движением твердого тела на примере маятника Максвелла: экспериментальное определение момента инерции тел вращения. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА Маятник Максвелла представляет собой однородный металлический диск, в серед...