62440

Этнические общности и их формы. Основные признаки нации. Белорусы как нация

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели занятия: Обучающие: формирование знаний учащихся об этнонациональной структуре общества основных этапах развития этноса Воспитательные: формирование гражданственности патриотизма и интернационализма национальной и религиозной терпимости и уважения к традициям и культуре других народов...

Русский

2014-06-10

221.78 KB

14 чел.

Тема (модуль) 1  «Общество и его социальная структура»

1.2 Социальная структура как внутреннее устройство общества

Тема урока: «Этнические общности и их формы. Основные признаки нации.

                       Белорусы как нация»

 Цели занятия:

Обучающие: формирование знаний учащихся об этно – национальной структуре общества, основных этапах развития этноса

Воспитательные: формирование гражданственности, патриотизма и интернационализма, национальной и религиозной терпимости и уважения к традициям и культуре других народов

Время 2 часа

Вопросы:

  1.  Понятие этноса. Основные этнические общности, история их становления и развития
  2.  Нация – как высшая ступень развития этноса. Белорусы как нация.
  3.  Некоторые аспекты развития межнациональных отношений в Республике Беларусь

Первый вопрос «Понятие этноса. Основные этнические общности, история их становления и развития»

Этнос (от греч  etnoc – народ) – исторически сложившаяся общность людей, проживающая на определенной территории, характеризующаяся общностью языка, культуры, психики, осознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Отличительными признаками этноса  являются:

-   общность языка

-   территория

-  культура и  религия

-  экономический  уклад жизни

-   общая историческая память

-   народные обычаи, традиции и  обряды

-   нравственные нормы поведения и привычки  и.т.д.

-   осознание  своего единства и отличия от других подобных

   образований

В своем развитии этнос проходит  определенные этапы развития, от примитивных этнических общностей  -   к более сложным.

Нация

Этапы становления и развития этноса

Народность

Племя

род

род

Род группа людей, связанных между собой родственными узами и имеющая общего предка

Постепенное выделение из рода других родов, при сохранении кровных связей,  привело к образованию племен  

Племяпредставляет собой совокупность нескольких родов и характеризуется кровно – родственными связями, общностью языка (общего разговорного диалекта), культуры, вероисповедания и проживающая на определенной территории

С развитием производительных сил, материальной и духовной культуры, разделением общества на классы – формируется более сложная по своей структуре общность – народность.

Народностьисторически сложившаяся общность людей, образовавшаяся в результате слияния  и консолидации различных племен и характеризующаяся общностью языка, территории, культуры, религии и экономического уклада жизни

Становление народностей связано с рядом моментов в их  развитии:

  1.  Вытесняются кровно – родственные связи и заменяются товарными отношениями
  2.   На смену родо – племенным языкам ( диалектам)  приходят надплеменные языки (общие для всей народности)
  3.  Зарождаются элементы общей культуры
  4.  Появляется социальное расслоение, как результат частно – собственнических отношений
  5.  Складываются институты власти (на  смену племенным вождям приходят князья, которые имеют аппарат принуждения – дружины, собирателей дани и податей)
  6.  Появляются первые государственные образования

Формирование древнерусской народности происходило в результате объединения славянских племен (кривичей, дреговичей, вятичей и др). Как результат такого объединения можно рассматривать появление первого древнерусского государства – Киевской Руси

Второй вопрос «Нация – как высшая ступень развития этноса. Белорусы как нация»

Нация исторически сложившаяся социально – экономическая и духовная общность людей, характеризующаяся общностью территории, языка, культуры, экономического уклада жизни, особенностями национального характера

Для наци характерно:

- Сравнительно – четкое  определение  территории,   на которой проживают люди

- Наличие определенной   степени  развития производительных сил и хозяйственного  уклада, характерного  для данного народа

- Наличие  письменности и литературного языка

- Наличие отличительных черт национальной культуры, проявляющихся  в  обычаях,  традициях, обрядах, национальной одежде, искусстве

- Наличие особенностей  национального  характера

- Ярко выраженное стремление к созданию национального государства

Основные этапы становления белорусов как нации

                          

Народы славянской языковой группы – русские, белорусы, украинцы, поляки, чехи, болгары, сербы

Народы  германской языковой группы – немцы, голондцы, скандинавы, англичане

Народы романской языковой группы – итальянцы, французы,

испанцы

Народы иранской языковой группы – иранцы, таджики, осетины, афганцы

Народы индийской языковой группы – народы Индии и Пакистана


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6249. CD и DVD 104 KB
  CD и DVD Что такое СD? Конструкция диска CD-DA (Compact Disk - Digital Audio, компакт-диск - цифровой звук) и способ записи звука на нем описывается стандартом предложивших его фирм Sony и Philips, изданным в 1980 году под названием Red Book...
6250. Генетика популяций. Выполнение закона Харди–Вайнберга в природных популяциях 137.5 KB
  Генетика популяций 1. История понятия популяция. Современное определение популяции. Генетическая структура популяции 2. Закон Харди–Вайнберга - основной закон популяционной генетики 3. Выполнение закона Харди–Вайнберга в природных поп...
6251. От философии Гегеля к марксизму 93.5 KB
  От философии Гегеля к марксизму. Вопрос 1 Философия Л. Фейербаха и К. Маркса: поворот к материализму. Не Бог человека, а человек Бога создал по образу и подобию своему (Л. Фейербах). Философы различным образом объясняли мир, но дело за...
6252. Внешняя политика России в середине - второй половине XVII века 92.5 KB
  Внешняя политика России в середине - второй половине XVII в. 1. Основные задачи и направления внешней политики России в середине - второй половине XVII в. Поражение в Ливонской войне и тяжелые последствия Смутного времени не повлияли на х...
6253. Фармакопейный анализ солей магния и кальция 107.5 KB
  Фармакопейный анализ солей магния и кальция Соединения магния Наиболее широко распространены в природе карбонаты магния. Они содержатся в минералах: доломит (MgCO3 · CaCO3) и магнезит (MgCO3). Магний также входит в состав силикатов, например т...
6254. Генетика человека (антропогенетика) 160 KB
  Генетика человека (антропогенетика) 1. Методы изучения наследственности человека: генеалогические, близнецовые, цитогенетические, биохимические и популяционные 2. Генетические заболевания и наследственные болезни. Значение медико-генетических консул...
6255. Основные принципы иммунотерапии 164.5 KB
  Основные принципы иммунотерапии Система иммунитета имеет ауторегуляторные клетки и механизмы, участвующие в разных фазах иммунной реакции, поэтому тотальное угнетение иммунитета вызывает ряд серьезных осложнений. Нарушение механизмов иммунитета игра...
6256. Сульфаниламидные средства. Синтетические средства разного химического строения 52 KB
  Сульфаниламидные средства. Синтетические средства разного химического строения Спектр действия, применение, побочные эффекты сульфаниламидов. Спектр действия, применение, побочные эффекты производных нитрофурана. Спектр действия, прим...
6257. Иррационализм и позитивизм 101.5 KB
  Иррационализм и позитивизм. Иррационализм А. Шопенгауэра и С. Кьеркегора. Личность, духовность - вот что такое истина. Это мой тезис (С. Кьеркегор). Не удивление, а недоумение и печаль суть начало философии (А. Шопенга...