62440

Этнические общности и их формы. Основные признаки нации. Белорусы как нация

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели занятия: Обучающие: формирование знаний учащихся об этнонациональной структуре общества основных этапах развития этноса Воспитательные: формирование гражданственности патриотизма и интернационализма национальной и религиозной терпимости и уважения к традициям и культуре других народов...

Русский

2014-06-10

221.78 KB

14 чел.

Тема (модуль) 1  «Общество и его социальная структура»

1.2 Социальная структура как внутреннее устройство общества

Тема урока: «Этнические общности и их формы. Основные признаки нации.

                       Белорусы как нация»

 Цели занятия:

Обучающие: формирование знаний учащихся об этно – национальной структуре общества, основных этапах развития этноса

Воспитательные: формирование гражданственности, патриотизма и интернационализма, национальной и религиозной терпимости и уважения к традициям и культуре других народов

Время 2 часа

Вопросы:

  1.  Понятие этноса. Основные этнические общности, история их становления и развития
  2.  Нация – как высшая ступень развития этноса. Белорусы как нация.
  3.  Некоторые аспекты развития межнациональных отношений в Республике Беларусь

Первый вопрос «Понятие этноса. Основные этнические общности, история их становления и развития»

Этнос (от греч  etnoc – народ) – исторически сложившаяся общность людей, проживающая на определенной территории, характеризующаяся общностью языка, культуры, психики, осознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

Отличительными признаками этноса  являются:

-   общность языка

-   территория

-  культура и  религия

-  экономический  уклад жизни

-   общая историческая память

-   народные обычаи, традиции и  обряды

-   нравственные нормы поведения и привычки  и.т.д.

-   осознание  своего единства и отличия от других подобных

   образований

В своем развитии этнос проходит  определенные этапы развития, от примитивных этнических общностей  -   к более сложным.

Нация

Этапы становления и развития этноса

Народность

Племя

род

род

Род группа людей, связанных между собой родственными узами и имеющая общего предка

Постепенное выделение из рода других родов, при сохранении кровных связей,  привело к образованию племен  

Племяпредставляет собой совокупность нескольких родов и характеризуется кровно – родственными связями, общностью языка (общего разговорного диалекта), культуры, вероисповедания и проживающая на определенной территории

С развитием производительных сил, материальной и духовной культуры, разделением общества на классы – формируется более сложная по своей структуре общность – народность.

Народностьисторически сложившаяся общность людей, образовавшаяся в результате слияния  и консолидации различных племен и характеризующаяся общностью языка, территории, культуры, религии и экономического уклада жизни

Становление народностей связано с рядом моментов в их  развитии:

  1.  Вытесняются кровно – родственные связи и заменяются товарными отношениями
  2.   На смену родо – племенным языкам ( диалектам)  приходят надплеменные языки (общие для всей народности)
  3.  Зарождаются элементы общей культуры
  4.  Появляется социальное расслоение, как результат частно – собственнических отношений
  5.  Складываются институты власти (на  смену племенным вождям приходят князья, которые имеют аппарат принуждения – дружины, собирателей дани и податей)
  6.  Появляются первые государственные образования

Формирование древнерусской народности происходило в результате объединения славянских племен (кривичей, дреговичей, вятичей и др). Как результат такого объединения можно рассматривать появление первого древнерусского государства – Киевской Руси

Второй вопрос «Нация – как высшая ступень развития этноса. Белорусы как нация»

Нация исторически сложившаяся социально – экономическая и духовная общность людей, характеризующаяся общностью территории, языка, культуры, экономического уклада жизни, особенностями национального характера

Для наци характерно:

- Сравнительно – четкое  определение  территории,   на которой проживают люди

- Наличие определенной   степени  развития производительных сил и хозяйственного  уклада, характерного  для данного народа

- Наличие  письменности и литературного языка

- Наличие отличительных черт национальной культуры, проявляющихся  в  обычаях,  традициях, обрядах, национальной одежде, искусстве

- Наличие особенностей  национального  характера

- Ярко выраженное стремление к созданию национального государства

Основные этапы становления белорусов как нации

                          

Народы славянской языковой группы – русские, белорусы, украинцы, поляки, чехи, болгары, сербы

Народы  германской языковой группы – немцы, голондцы, скандинавы, англичане

Народы романской языковой группы – итальянцы, французы,

испанцы

Народы иранской языковой группы – иранцы, таджики, осетины, афганцы

Народы индийской языковой группы – народы Индии и Пакистана


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19244. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ДИФФУЗИЯ В МАГНИТНОМ ПОЛЕ ТОКАМАКА. ПРОВОДИМОСТЬ ПЛАЗМЫ В МАГНИТНОМ ПОЛЕ 608.5 KB
  Лекция 7 Неоклассическая диффузия в магнитном поле токамака. Проводимость плазмы в магнитном поле. Пролетные и запертые частицы. Три режима потерь €œбанановый€ €œплато€ и режим ПфиршаШлютера бомовская диффузия соотношение D и D неоклассическая диэлектрич
19245. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МГД ПРИБЛИЖЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ПЛАЗМЕННЫХ КОНФИГУРАЦИЙ В ТЕРМОЯДЕРНЫХ УСТАНОВКАХ 178.5 KB
  Лекция 8 Использование МГД приближения для анализа плазменных конфигураций в термоядерных установках Уравнения МГД обобщенный закон Ома диффузия магнитного поля в плазму магнитное давлении параметр удержания . Идеальная одножидкостная гидродинамика плаз
19246. РАВНОВЕСИЕ ПЛАЗМЫ В ТЕРМОЯДЕРНЫХ УСТАНОВКАХ. ИМПУЛЬСНЫЕ СИСТЕМЫ. Z-ПИНЧИ 5.75 MB
  Лекция 9 Равновесие плазмы в термоядерных установках. Импульсные системы. Zпинчи. Проблемы равновесия плазменных конфигураций МГДустойчивость плазмы лежащей на магнитном поле устойчивость скинированного пинча. Важный круг задач в которых с успехом примен...
19247. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ В ПЛАЗМЕ ТЕРМОЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК 1.34 MB
  Лекция 10 Колебания и волны в плазме термоядерных установок Использование явления отсечки низкочастотной поперечной волны для диагностики плазмы колебания и волны в незамагниченной плазме; аналогия и различия с газом; заряженность частиц и различие масс дисперс...
19248. КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ В ПЛАЗМЕ В МАГНИТНОМ ПОЛЕ ТЕРМОЯДЕРНЫХ УСТАНОВОК 2.65 MB
  Лекция 11 Колебания и волны в плазме в магнитном поле термоядерных установок Теорема €œвмороженности€ магнитногополя. Колебания и волны в замагниченной плазме: магнитный звук скорость Альфена гибридные частоты магнитогидродинамические волны гиротропность п
19249. НЕУСТОЙЧИВОСТИ ПЛАЗМЫ В ТЕРМОЯДЕРНЫХ УСТАНОВКАХ 1.24 MB
  Лекция 12 Неустойчивости плазмы в термоядерных установках Неустойчивость Релея – Тейлора неустойчивость Кельвина – Гельмгольца разрывная неустойчивость перезамыкание силовых линий магнитного поля неустойчивости токовых систем Z – пинчей перетяжки винтова...
19250. УСТРОЙСТВО И РАБОТА ТОКАМАКА 1.6 MB
  Лекция 13 УСТРОЙСТВО И РАБОТА ТОКАМАКА Принцип действия принципиальная схема токамака параметры установки устойчивость тороидального плазменного шнур параметр удержания  энергетическое время жизни. Принцип действия. Принципиальная схема В заключите...
19251. УДАЛЕНИЕ ИЗ ТЕРМОЯДЕРНОЙ УСТАНОВКИ ТЕПЛА И ЧАСТИЦ, ДИВЕРТОР 136 KB
  Лекция 14 Удаление из термоядерной установки тепла и частиц ДИВЕРТОР Конфигурация скрэпслоя в токамаке с дивертором кондиционирование поверхности разрядных камер токамаков Hмода и Lмода режимов удержания плазмы Дивертор нужен не только очистки плазмы от
19252. РЕАКТОР ИТЭР 579.5 KB
  Лекция 15 Реактор ИТЭР Основные параметры ИТЭР бланкет системы диагностики плазмы выбор материалов первой стенки перспективы. Проектирование термоядерных реакторов началось в семидесятых годах прошлого века когда на установках были получены данные позво