62441

Моделирование и изготовление формы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Поверхность может иметь покрытие глазурью ценинный изразец не иметь покрытия терракотовый изразец. Недаром само слово изразец это то что вырезано обработано.

Русский

2014-06-10

1.2 MB

1 чел.

УРОК 6

План урока

  1.  Моделирование и изготовление формы.
  2.  Изразец.

1. Моделирование и изготовление формы

Для тиражирования керамических изделий требуются модель и форма. Сначала изготавливают модель изделия или его деталей, затем с модели снимают форму, в которую затем отливают или отминают, то есть тиражируют, необходимое число изделий.

Лепка модели является одной из самых продолжительных операций, требующих особого внимания во время выполнения работы.

ЛЕПКА ГЛИНЯНОЙ МОДЕЛИ. Вариант 1

Для начала работы потребуется небольшая дощечка, оргстекло или фанерка, она будет служить модельной плитой. На модельной плите при помощи карандаша наносится контур или абрис будущего изделия. После этого берётся глина или пластилин, раскатывается тоненькой колбаской и аккуратно выкладывается по контуру. Полученный глиняный контур выравниваем при помощи шпателя или стека. Далее следует набор массы изделия, т.е. заполняется контур глиной/пластилином, внимательно следя за соотношением высот. После того, как масса набрана, при помощи инструментов детально прорабатываем задуманное изделие до его законченного вида. Лепка моделей является процессом творческим, и однозначных рецептов здесь нет, но есть основополагающие принципы реалистической школы изобразительного искусства. Эти принципы заключаются в следующем: работа ведётся от общего к частному и от частного к общему.

ЛЕПКА ГЛИНЯНОЙ МОДЕЛИ. Вариант 2

Прежде всего необходимо слепить плинтус. Форма его может быть самой различной: в виде круга, прямоугольника, квадрата, овала и т.п. Учебный образец изразца, который вы видите на рисунке, имеет форму квадрата. Квадратный плинтус формуют следующим образом. Комок пластичной глины расплющите, получив круглую лепешку, потом ножом или широкой стекой вырежьте квадрат. Размеры выбирайте с учетом объема рабочей камеры муфельной печи. Верхнюю грань плинтуса тщательно выровняйте правильцем, вырезанным из листового металла или фанеры.

Лепку производят в основном пальцами, но там, где необходимо получить более четкие формы или создать определенную фактуру, применяют скульптурные стеки.

Для нанесения фактурных бороздок на поверхность глины применяют специальные стеки с зубчиками на рабочей части. Стеки-петельки используются для срезания лишней глины.

На ровную поверхность плинтуса нанесите острым кончиком стеки контурный рисунок рельефа. Затем вдоль контуров проложите на высоту предполагаемого рельефа скатанные или нарезанные из глины валики. Заполните пространства между валиками в пределах контура и пролепите пальцами каждую деталь рельефа. Работая над деталями рельефа, нужно постоянно следить, чтобы конфигурация их позволяла гипсовой форме свободно отделяться от изразца. На рисунке показано, какие профили рельефа модели допустимы, а какие нет.

Завершают лепку разделкой рельефа. Стеками-петельками выберите углубления. Одновременно с помощью стек придайте деталям более четкую и выразительную форму. Окончательно выгладите поверхность модели мягкой тряпочкой, смоченной водой.

Стадии лепки модели изразца:

1 — лепка плинтуса и нанесение контурного рисунка;

2 — лепка валиков вдоль контуров;

3 — лепка деталей рельефа;

4 — окончательная разделка рельефа.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГИПСОВОЙ ФОРМЫ.

Вариант 1.

После изготовления модели с неё снимают форму, чтобы изделие можно было делать неограниченное число копий изделия.

Модель разместите в деревянной опалубке и залейте гипсовым раствором. Его готовят из 7 частей гипса и 10 частей воды. В гипсовку, изготовленную из половинки резинового мяча, влейте вначале воду, затем, помешивая, всыпайте постепенно гипс. Напоминаем, что гипсовый раствор сохраняет необходимую текучесть только 2-3 минуты. Через 7-8 минут он теряет пластичность, а через 15-20 минут окончательно затвердевает. Поэтому работать нужно быстро.

Смочите глиняную модель чистой водой из пульверизатора до появления легкого блеска. Нанесите на модель тонкий слой жидкого гипса, внимательно следя за тем, чтобы все ее участки были полностью закрыты. Затем вылейте оставшийся гипс, заполнив опалубку до краев. Как только гипс затвердеет, а это произойдет, как мы уже говорили, через 15-20 минут, снимите опалубку и просушите форму вместе с моделью в течение нескольких часов. При высыхании глина уменьшается в объеме и легко отделяется от гипса. Освобожденную от глиняной модели гипсовую форму промойте и окончательно просушите.

Изготовление гипсовой формы и тиснение в ней изразца:

1 — заливка гипса в опалубку;

2 — набивка формы глиняной массой;

3 — выравнивание тыльной стороны изразца;

4 — проделывание отверстий в румпе.

Вариант 2.

Как уже было сказано выше, модель находится на модельной плите, так что площадка для основания формы уже есть, теперь нужно сделать опоку, т.е. ограничить боковые стенки будущей формы.

Для этого раскатывается пласт глины и нарезается полосками шириной примерно в две толщины изделия. Сделав отступ от краёв модели примерно на 1 см, налепливаем на модельную плиту опоку из глины. Контур опоки может повторять контур модели или быть прямоугольным. После того, как опока установлена, модель, модельную плиту и внутреннюю поверхность опоки нужно тщательно смазать вазелином, или подсолнечным маслом, или же специализированной смазкой. Это делается, с одной стороны, для предохранения глиняной модели и опоки от раскисания при попадании на них воды из гипсового раствора, с другой стороны – для предотвращения залипания гипса к модельной плите. После того как модель подготовлена к формовке, приступают к приготовлению гипсового раствора.

Гипс лучше всего затворять в специальной резиновой гипсовке, но при её отсутствии можно использовать любую подходящую мягкую пластиковую посуду, из которой будет легко удаляться застывший гипс.

Для того чтобы гипсовая форма прослужила долгое время, очень важно правильно приготовить гипсовый раствор. Гипс затворяется водой примерно в пропорции 2:1. В гипсовку наливается определённое количество воды, затем медленно, тоненькой струйкой всыпается гипс до появления на поверхности воды небольшой горки, затем гипс быстро и тщательно перемешивается с водой. Теперь гипсовый раствор готов к употреблению.

Надо обязательно помнить, что гипсовый раствор очень быстро застывает, в течение 20 минут, поэтому надо работать с ним быстро и чётко.

Приготовленный гипсовый раствор равномерной струйкой заливаем в опоку. После того как гипс залит в опоку, надо удалить из раствора пузырьки воздуха. Для этого надо взять модельную плиту за уголок и аккуратно протрусить, так, чтобы не расплескать гипсовый раствор. Когда гипс окончательно схватиться, опока удаляется с модельной плиты, а форма снимается с плиты, и из нёё вытаскивается модель. После этого форму промывают водой для удаления из неё смазки и остатков модели. Затем нужно подождать, пока форма просохнет, и будет готова к употреблению.

Гипс для изготовления форм лучше брать тонкого помола и высокой прочности.  

 

2. Изразец

Изразцы́ (Кафель от нем. Kachel) — керамические (глиняные) плитки специальной коробчатой формы, разновидность кафеля, предназначенная для облицовки стен, печей, каминов, фасадов зданий.

Лицевая поверхность изразцов может быть гладкой или рельефной. Поверхность может иметь покрытие глазурью (ценинный изразец), не иметь покрытия (терракотовый изразец). Обратная сторона изразца имеет вид открытой коробки (румпы) для крепления в кладке.

Изразцы известны начиная с VIII века в странах Европы, но широкое распространение получили лишь в XV—XVI веках. В Германии, Голландии и Швейцарии были известны главным образом белые изразцы с синим рисунком.

Во второй половине XVII века изразцы активно применяются в России для отделки фасадов зданий. Во многом расцвет ценинного дела в Москве в 1670—1690-х годах связан с именем Степана Полубеса. Он известен по работам в Иосифо-Волоколамском, Новоиерусалимском, Солотчинском монастырях.

 Красота  изразцового  убранства  зависела  в  древности  от  искусства мастера,  резавшего  деревянные  формы  для  изразцов.  Недаром  само  слово «изразец» – это то, что вырезано, обработано.

Изразцы подразделяются на карнизные, угловые и плоские, их лицевая сторона может быть рельефной или гладкой, глазированной (майолика) и неглазированной (терракота). Обратная сторона изразца, выполненная в виде коробки, предназначена для его крепления к поверхности печи на штыри из стали и гибкую печную проволоку. Облицовку изразцами нужно предполагать еще на стадии создания каминов и печей, заделывая концы штырей и проволочных креплений в кладку.

Главное отличие изразцов от обычной керамической плитки состоит в конструкции, точнее в наличии румпы – коробчатого выступа на внутренней стороне плитки. С помощью этой румпы изразцы крепятся к поверхности печи или камина, при этом обеспечивая отличную теплоотдачу и аккумулирование тепла.

Производственный процесс изготовления керамического изразца

Весь технологический процесс изготовления изразца занимает от 1 до 1,5 месяцев:

  1.  Изготовление гипсовых форм.
  2.  Расчет размеров модели с учетом усадки
  3.  Изготовление эскиза
  4.  Изготовление отдельных элементов модели из пластилина или глины
  5.  Сборка
  6.  Покрытие специальной смазкой (мыльной) 2-3 раза
  7.  Установка опалубки и заливка модели гипсом
  8.  Зачистка и доработка гипсовой формы
  9.  Снятие рабочей формы и постановка на сушку
  10.  Набивка глиняной массы в гипсовую форму.

Гипсовая форма должна быть хорошо высушена, очищена от пыли или засохшей глины.

Глину раскатывают по всей плоскости гипсовой формы от центра к краям. Если начинать проминку наоборот, то в центре между пластом и формой могут образоваться воздушные пузыри. Необходимо следить за равномерным распределением глины по всей поверхности формы.

После того как масса была окончательно набита в гипсовую форму, формируют румпу. Затем изразцу дают подсохнуть в течение одного часа.  Гипсовая форма имеет способность высасывать воду из глиняной массы, поэтому уплотняясь, масса уменьшается в объеме и отстает от ее стенок. Когда глина даст усадку, изразец вынимают и убирают в сушилку.

  1.  Сушка изразца.
  2.  Высушенный черепок обрабатывается.

Обточенный изразец можно покрыть ангобами. Для этого его сначала освобождают от глиняной пыли, а затем ангобируют.

  1.  Утельный обжиг
  2.  Изразец поливается жидкой эмалью (глазурью) и расписывается художниками цветными пигментами и солями.
  3.  Политой обжиг.
  4.  Последний этап производственного процесса это нанесение на готовый изразец надглазурной краски (люстр).
  5.  Заключительный обжиг.

ФОРМОВКА ИЗРАЗЦОВ.

Если осторожно обращаться с гипсовой формой, то в ней можно изготовить около 200 изразцов. Форму положите на стол и начните заполнять ее глиной. Вначале на все участки формы положите тонкий слой мягкой глины, вдавливая ее пальцами как можно плотнее в мельчайшие углубления рельефа. Затем постепенно накладывайте следующие слои, не переставая пальцами и ладонями уплотнять их. Когда форма будет заполнена глиной, правильцем выровняйте тыльную сторону изразца. Слепите из глины четыре прямоугольных бруска примерно одинакового сечения. На тыльную поверхность изразца нанесите стекой насечки и прикрепите бруски так, чтобы они образовали квадратный ящичек — так называемую румпу. В четырех местах румпы просверлите небольшие отверстия. Потом, когда изразец будет готов, в эти отверстия вы вставите проволоку, которая удержит изразец в растворе кирпичной кладки. Обычно изразец крепят в сыром растворе одновременно с укладкой кирпича.

Итак, мы закончили формовку. Остается только подождать, чтобы изразец слегка подсох, и легким встряхиванием отделить его от гипсовой формы.

ЛОЩЕНИЕ И ОБЖИГ.

Прием декорирования, называемый лощением, заключается в том, что всю поверхность или отдельные участки изделия натирают гладким предметом (камнем-голышом, полированной косточкой, стеклянным пузырьком, стальной ложкой и т.д.). При этом лощеные поверхности приобретают мягкий ровный блеск, который после обжига усиливается.

Перед лощением изразец нужно подсушить до такого состояния, когда глина уже теряет пластичность, но еще не затвердевает окончательно. Такое состояние художники называют кожетвердым.

В рельефном изразце можно подвергнуть лощению выступающие части, которые будут эффектно контрастировать с приглушенным матовым фоном.

После лощения изразец в течение нескольких суток высушивается окончательно. Точное время сушки указать трудно, так как оно зависит от массы изразца и температуры помещения.

Просушенный изразец обжигается при температуре 900—950°С в течение 3-4 часов.

После завершения обжига изразцы должны медленно остыть в закрытой камере муфельной печи.

Обожженную, но не покрытую глазурью глину называют терракотой.

 

ХОЛОДНАЯ РОСПИСЬ.

Терракотовый изразец можно расписать так называемым холодным способом — он доступен и прост. Для росписи применяются обычные масляные краски. Они не требуют повторного обжига, так что художник сразу же видит результаты.

Перед росписью терракоту пропитывают два-три раза натуральной олифой, просушивают в течение суток и только потом приступают к росписи. После высыхания красок изразцы покрывают тонким слоем масляного лака для придания им блеска.

Декорированные холодной росписью изразцы можно смело использовать для облицовки печей, так как они выдерживают довольно высокую температуру и многие годы сохраняют свой первоначальный вид.

1 — способ приготовления толченого стекла, рожок и воронка для нанесения цветных ангобов;

2 — роспись изразца кистью;

3 — глазурование обливанием и готовый изразец.

 

РОСПИСЬ АНГОБАМИ.

Ангоб — это глина, разведенная до консистенции жидкой сметаны. Ангобы разных цветов можно получить двумя способами.

Первый — подобрать различные глины, которые после обжига дадут самые разнообразные цвета, от белого до почти черного. Эти глины можно и смешивать, добиваясь множества оттенков. В вашем распоряжении будут красные, коричневые, серые тона. Здесь необходим эксперимент еще до росписи - обжиг разных ангобов и их смесей.

Второй способ — окраска белого ангоба термостойкими гуашевыми красками. Подойдут, например, кобальт синий, кобальт зеленый, окись хрома. Роспись ангобами производится до обжига, когда изразец находится в кожетвердом состоянии.

Перед росписью изразец нужно покрыть тонким слоем белого ангоба. Опустите изразец на несколько секунд в чистую воду, а затем его лицевую сторону окуните в ангоб. Когда белый ангоб немного подсохнет (но не совсем!), можно начинать роспись.

Цветные ангобы наносятся на изразец кистью, рожком, воронкой, резиновой грушей или пипеткой. Рожок изготовляют из коровьего рога, воронку — из куска жести. В конце воронки и рожка вставляют соломинки или тонкие пластмассовые трубочки. Толщина линий, наносимых на поверхность изразца, будет зависеть от скорости движения рожка или воронки.

Расписанный ангобами изразец обжигается так же, как и обычная терракота. Но тут нужно иметь в виду вот что. Если вы не собираетесь потом покрывать изразцы глазурью, лучше заранее, еще до росписи, добавить в ангобы флюс — он значительно увеличит их прочность.

Наиболее простой и дешевый флюс — толченое стекло. Толкут стекло в ступке или любой другой металлической посудине с толстыми стенками. Пест должен быть стальным, с массивным бойком. Толочь стекло нужно осторожно, обязательно в рукавицах и защитных очках. Чтобы стекло не разлеталось, на ступку и пест надевают полиэтиленовый пакет. Ступку устанавливают на торец массивного кряжа или на тяжелую стальную плиту. Толченое стекло нужно просеять через сито из капроновой ткани (можно от старого чулка). Для обечайки сита подойдет консервная банка. Просеянное стекло добавляют в ангобы — от 10 до 30% к массе ангоба.

ГЛАЗУРОВАНИЕ.

Чтобы получить глазурь, заваривают жидкий крахмальный клейстер и добавляют в него, постоянно помешивая, порошок из толченого стекла. Как только смесь приобретет консистенцию сметаны, глазурь готова.

Глазуровать можно и нерасписанные изразцы, и расписанные ангобами. И те и другие перед глазурованием должны пройти обжиг.

Глазурь наносят на поверхность изразца окунанием или обливанием. Изразец во время обливания можно держать над широкой посудиной за румпу, а можно установить на специальное приспособление, согнутое из толстой проволоки. Чтобы на отдельных участках изразца не образовались толстые наслоения, поливайте его равномерно. Влага из глазури быстро впитывается в поры изразца, а на поверхности остается удерживаемый клейстером тонкий матовый слой порошкового стекла.

Высохшую керамику вновь обжигают в печи. При этом клей выгорает, а частицы стекла оплавляются и сплошным тонким слоем покрывают изразец. Чтобы глазурь не потрескалась, изразцы должны остывать медленно вместе с выключенной печью.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28538. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О КРИПТОАНАЛИЗЕ 39.5 KB
  Нарушителю доступны все зашифрованные тексты. Нарушитель может иметь доступ к некоторым исходным текстам для которых известны соответствующие им зашифрованные тексты. Его применение осложнено тем что в реальных криптосистемах информация перед шифрованием подвергается сжатию превращая исходный текст в случайную последовательность символов или в случае гаммирования используются псевдослучайные последовательности большой длины. Дифференциальный или разностный криптоанализ – основан на анализе зависимости изменения шифрованного текста...
28539. Получение случайных чисел 45 KB
  Последовательности случайных чисел найденные алгоритмически на самом деле не являются случайными т. Однако при решении практических задач программно получаемую последовательность часто все же можно рассматривать как случайную при условии что объем выборки случайных чисел не слишком велик. В связи с этим для случайных чисел найденных программным путем часто применяют название псевдослучайные числа.
28540. Теоретико-информационный подход к оценке криптостойкости шифров 50.63 KB
  Начнем с описания модели вскрытия секретного ключа.Из этой модели в частности следует что сегодня надежными могут считаться симметричные алгоритмы с длиной ключа не менее 80 битов. необходимого для взлома симметричного алгоритма с различной длиной ключа. Тот факт что вычислительная мощность которая может быть привлечена к криптографической атаке за 10 лет выросла в 1000 раз означает необходимость увеличения за тот же промежуток времени минимального размера симметричного ключа и асимметричного ключа соответственно примерно на 10 и 20...
28541. Классификация основных методов криптографического закрытия информации 79.5 KB
  Символы шифруемого текста заменяются другими символами взятыми из одного алфавита одноалфавитная замена или нескольких алфавитов многоалфавитная подстановка. Таблицу замены получают следующим образом: строку Символы шифруемого текста формируют из первой строки матрицы Вижинера а строки из раздела Заменяющие символы образуются из строк матрицы Вижинера первые символы которых совпадают с символами ключевого слова. Очевидно akjk1 если j =k a1j= aknkj1 если j...
28542. Шифрование в каналах связи компьютерной сети 59.5 KB
  Самый большой недостаток канального шифрования заключается в том что данные приходится шифровать при передаче по каждому физическому каналу компьютерной сети. В результате стоимость реализации канального шифрования в больших сетях может оказаться чрезмерно высокой. Кроме того при использовании канального шифрования дополнительно потребуется защищать каждый узел компьютерной сети по которому передаются данные. Если абоненты сети полностью доверяют друг другу и каждый ее узел размещен там где он защищен от злоумышленников на этот недостаток...
28543. Использование нелинейных операций для построения блочных шифров 35.87 KB
  В большинстве блочных алгоритмов симметричного шифрования используются следующие типы операций: Табличная подстановка при которой группа битов отображается в другую группу битов. Эти операции циклически повторяются в алгоритме образуя так называемые раунды. Входом каждого раунда является выход предыдущего раунда и ключ который получен по определенному алгоритму из ключа шифрования K.
28544. МЕТОДЫ ЗАМЕНЫ 152.5 KB
  К достоинствам блочных шифров относят похожесть процедур шифрования и расшифрования, которые, как правило, отличаются лишь порядком действий. Это упрощает создание устройств шифрования, так как позволяет использовать одни и те же блоки в цепях шифрования и дешифрования.
28546. О возможности реализации абсолютной секретности в постановке Шеннона 58.5 KB
  А это в свою очередь может повлиять на выбор противником своих действий и таким образом совершенной секретности не получится. Следовательно приведенное определение неизбежным образом следует из нашего интуитивного представления о совершенной секретности. Для совершенной секретности системы величины PEM и PM должны быть равны для всех E и M.