62445

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. превосходства; 3 моральные обеспечиваются авторитетом общественного мнения; 4 корпоративные нормы или нормы общественных объединении...

Русский

2014-06-10

18.57 KB

6 чел.

УРОК№6

ТЕМА: СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.

Социальная норма – общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Классификация социальных норм: 

1) обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения (например, обычай- празднование Нового года в ночь на 1 января, традиции – регулярные встречи выпускников учебных заведений);

2) правовые (закрепляются в законах и обеспечиваются силой государства; например, запрещается пропаганда национального, расового и  т.д. превосходства));

3) моральные (обеспечиваются авторитетом общественного мнения);

4) корпоративные нормы или нормы общественных объединении;

5) религиозные (поддерживаются моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи – отступление от этих норм);

6) политические (законы, международные договоры);

7) эстетические.

Нормы морали - правила поведения, сложившиеся в обществе в соответствии с общепринятыми представлениями о добре и зле, выполняемые в силу внутреннего убеждения.

Для морали характерны еще два следующих специфических признака. Моральные нормы закрепляют по преимуществу должное поведение человека, иных лиц. Мораль является наиболее изменчивым, динамичным видом социальных норм. Контроль за исполнением норм морали осуществляет либо общество в целом, либо отдельный социальный слой.

Корпоративные нормы - нормы общественных объединений, политических партий, закрепленные их уставами. Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения – формально закрепляются письменным источником – уставом, принимаемым в установленном порядке.

Религиозные нормы - правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религиозных книгах: Библии, Евангелии, Коране, Талмуде и др. либо в сознании верующих.

Функции морали в обществе

1) регулятивная - регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни;

2) ценностно-ориентировочная - утверждение человеческого в человеке;

3) мотивационная - моральные принципы мотивируют человеческое поведение;

4) координационная - обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей.

Сходство норм права и норм морали: 

1) в их нормативности - они представляют собой совокупность норм, выступающих критерием оценки поведения людей;

2) в их универсальности - они распространяют своё влияние на значительный круг общественных отношений;

3) в их общности - она проявляется в одинаковой оценке различных сфер человеческой жизнедеятельности.

Различия норм права и норм морали 

Критерии сравнения

Нормы права

Нормы морали

1. По происхождению

Устанавливаются государством

Складываются в обществе постепенно, независимо от государства. Возникают раньше правовых норм

2. По форме выражения

Закреплены в официальных нормативных актах

Содержатся в сознании людей

3. По способу охраны от нарушений

Обеспечиваются мерами государственного принуждения

Охраняются мерами общественного воздействия и внутренним  убеждением

4. По степени детализации

Чётко определены юридические права и обязанности участников правоотношений

Выступают в виде обобщённых правил

Социальный контроль – особый механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение системы ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы.

Социальный контроль осуществляется государством, а также любой социальной группой (взаимный контроль участников какого-либо процесса, различные формы выражения общественного мнения, напр. моральное осуждение, отказ от контактов и др.).

Элементы механизма социального контроля:

1) социальные нормы (предписания того, как надо правильно себя вести в обществе);

2) социальные санкции (средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы);

3) общественное мнение;

4) самоконтроль;

5) индивидуальное сознание.

Социальный контроль над человеком может осуществляться следующим путем: 

1) группового общественного давления на него (групповое давление осуществляется в разной степени: от простых замечаний до изгнания из группы.

2) принуждения - социальный контроль, осуществляемый, путем установления системы законов и наказаний (например, в государственной системе); также посредством путем неформального группового контроля первичной группы.

3) через социализацию - это когда люди контролируются, бессознательно выполняя свои привычные роли. Социализация это один из основных видов социального контроля, так как она формирует людские привычки, желания и обычаи.

Типы социальных санкций: 

1. Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций (например, правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, учёные степени и звания, сооружение памятника, вручение почётных грамот, допуск к высоким должностям и почётным функциям);

2. Неформальные позитивные санкции (публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, слава, почёт, молчаливое признание, доброжелательное расположение, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка);

3. Формальные негативные санкции (наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, штраф, выговор и др.);

4. Неформальные негативные санкции (порицание, замечание, насмешка, пренебрежение, издёвка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, разоблачительная статья, отказ подать руку, отказ поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба).

Самоконтроль – это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым влечениям, подверженности импульсивным порывам и сильной зависимости от внешних влияний.

Совесть – 1) проявление внутреннего контроля; 2) понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; 3) выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

I.Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

    А) Социальные нормы регулируют жизнь общества.

     Б) Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75588. Театр. Вільний час, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 71.5 KB
  Активізувати вживання ЛО теми «Вільний час», «Відвідування театру естради». Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та максимально повного й точного розуміння усієї інформації, що в ньому міститься (scanning) Підготувати до самостійного усного висловлювання про відвідування театру.
75589. Відвідування театру естради, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 65.5 KB
  Активізувати в мові учнів вживання ЛО теми «Відвідування театру». Підготувати учнів до самостійного висловлювання про відвідування театру естради на основі плану. Практикувати у діалогічному мовленні: конструюванні діалогів за заданою ситуацією та з урахуванням міжрольових взаємодій комунікативних партнерів...
75590. Музичні захоплення, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 90.5 KB
  Обладнання: підручник вікторина Pop Music Quiz НО1 текст для читання My fvourite singer Elvis Presley king of rock nd roll HO2 Fill in the tble HO3 Write biogrphy of your own fvourite pop strrdquo;HO4 тексти 1 2 для позакласного читання з серії Pop rt з молодіжних журналів НO5 НO6. Т: We re going to tlk bout your fvourite music musicins singers nd pop groups By the end of the lesson you should be ble: to tlk bout your fvourite music musicins singers nd pop groups; to conduct your own dilogues using the given one s n...
75591. Музичні захоплення. Мій улюблений співак 63.5 KB
  Обладнання: підручник текст і запис пісні Yesterdy групи Betles НО1 текст цієї пісні з пропускамНO2 текст для аудіювання The Betles НО3 True or Flse HO4 HO5. Предявлення тексту для аудіювання The Betles. Т: Wht do you think Do you know the fmous group The Betles Wht hits of the Betles do you like re the Betles still populr in Englnd Why 2 WhileListening ctivities. Н03: The Betles The Betles becme ntionlly fmous in Englnd in October 1962 when their first single record Love me do entered the Hit Prde t number 27.
75592. Музичні захплення, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 59.5 KB
  Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (scanning) та з метою точного й повного розуміння усієї інформації, що в ньому міститься (skimming). Навчати висловлюванню за змістом прочитаного тексту.
75593. Шекспір — видатний англійський письменник 69 KB
  Обладнання: підручник автентичний текст для читання Shkespere HO1 True or Flse H02 nswer the questions H03 Strip story H04 текст для позакласного читання про англійських або американських акторів на вибір учителя. Т: The topic of our tody\'s lesson is Shkespere the gretest English writer...
75594. Відвідування кінотеатру 71 KB
  Активізувати у мові учнів ЛО теми «Відвідування кінотеатру». Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та з метою максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що міститься в тексті (scanning).
75595. Відвідування кінотеатру в Англії, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 61.5 KB
  Активізувати у мові учнів ЛО теми «Відвідування кінотеатру», «Кіно». Практикувати в аудіюванні та читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та з метою максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що міститься в тексті (scanning). Практикувати учнів у спілкуванні в формі діалогу-розпитування, діалогу-обміну думками.