62445

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. превосходства; 3 моральные обеспечиваются авторитетом общественного мнения; 4 корпоративные нормы или нормы общественных объединении...

Русский

2014-06-10

18.57 KB

2 чел.

УРОК№6

ТЕМА: СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ. СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ.

Социальная норма – общеобязательное правило поведения, устанавливающее допустимые границы деятельности.

Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Классификация социальных норм: 

1) обычаи и традиции, в которых закрепляются привычные образцы поведения (например, обычай- празднование Нового года в ночь на 1 января, традиции – регулярные встречи выпускников учебных заведений);

2) правовые (закрепляются в законах и обеспечиваются силой государства; например, запрещается пропаганда национального, расового и  т.д. превосходства));

3) моральные (обеспечиваются авторитетом общественного мнения);

4) корпоративные нормы или нормы общественных объединении;

5) религиозные (поддерживаются моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи – отступление от этих норм);

6) политические (законы, международные договоры);

7) эстетические.

Нормы морали - правила поведения, сложившиеся в обществе в соответствии с общепринятыми представлениями о добре и зле, выполняемые в силу внутреннего убеждения.

Для морали характерны еще два следующих специфических признака. Моральные нормы закрепляют по преимуществу должное поведение человека, иных лиц. Мораль является наиболее изменчивым, динамичным видом социальных норм. Контроль за исполнением норм морали осуществляет либо общество в целом, либо отдельный социальный слой.

Корпоративные нормы - нормы общественных объединений, политических партий, закрепленные их уставами. Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения – формально закрепляются письменным источником – уставом, принимаемым в установленном порядке.

Религиозные нормы - правила, установленные различными вероисповеданиями. Такие нормы содержатся в религиозных книгах: Библии, Евангелии, Коране, Талмуде и др. либо в сознании верующих.

Функции морали в обществе

1) регулятивная - регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни;

2) ценностно-ориентировочная - утверждение человеческого в человеке;

3) мотивационная - моральные принципы мотивируют человеческое поведение;

4) координационная - обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей.

Сходство норм права и норм морали: 

1) в их нормативности - они представляют собой совокупность норм, выступающих критерием оценки поведения людей;

2) в их универсальности - они распространяют своё влияние на значительный круг общественных отношений;

3) в их общности - она проявляется в одинаковой оценке различных сфер человеческой жизнедеятельности.

Различия норм права и норм морали 

Критерии сравнения

Нормы права

Нормы морали

1. По происхождению

Устанавливаются государством

Складываются в обществе постепенно, независимо от государства. Возникают раньше правовых норм

2. По форме выражения

Закреплены в официальных нормативных актах

Содержатся в сознании людей

3. По способу охраны от нарушений

Обеспечиваются мерами государственного принуждения

Охраняются мерами общественного воздействия и внутренним  убеждением

4. По степени детализации

Чётко определены юридические права и обязанности участников правоотношений

Выступают в виде обобщённых правил

Социальный контроль – особый механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение системы ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы.

Социальный контроль осуществляется государством, а также любой социальной группой (взаимный контроль участников какого-либо процесса, различные формы выражения общественного мнения, напр. моральное осуждение, отказ от контактов и др.).

Элементы механизма социального контроля:

1) социальные нормы (предписания того, как надо правильно себя вести в обществе);

2) социальные санкции (средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы);

3) общественное мнение;

4) самоконтроль;

5) индивидуальное сознание.

Социальный контроль над человеком может осуществляться следующим путем: 

1) группового общественного давления на него (групповое давление осуществляется в разной степени: от простых замечаний до изгнания из группы.

2) принуждения - социальный контроль, осуществляемый, путем установления системы законов и наказаний (например, в государственной системе); также посредством путем неформального группового контроля первичной группы.

3) через социализацию - это когда люди контролируются, бессознательно выполняя свои привычные роли. Социализация это один из основных видов социального контроля, так как она формирует людские привычки, желания и обычаи.

Типы социальных санкций: 

1. Формальные позитивные санкции - публичное одобрение со стороны официальных организаций (например, правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, учёные степени и звания, сооружение памятника, вручение почётных грамот, допуск к высоким должностям и почётным функциям);

2. Неформальные позитивные санкции (публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, аплодисменты, слава, почёт, молчаливое признание, доброжелательное расположение, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка);

3. Формальные негативные санкции (наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, штраф, выговор и др.);

4. Неформальные негативные санкции (порицание, замечание, насмешка, пренебрежение, издёвка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, разоблачительная статья, отказ подать руку, отказ поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба).

Самоконтроль – это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения или собственных биологических механизмов, в частности при склонности к навязчивым влечениям, подверженности импульсивным порывам и сильной зависимости от внешних влияний.

Совесть – 1) проявление внутреннего контроля; 2) понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; 3) выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

I.Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

    А) Социальные нормы регулируют жизнь общества.

     Б) Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45557. Инструменты внутрикорпоративного PR 42.5 KB
  Система внутрифирменной информации общественности: Кодекс Издания листовка газета бюллетень Аудивизуальные средства радио ТВ видеоролики Доски объявлений текущие новости Горящие линии Ящики обратной связи Собрания персонала Семинары конференции Каналы личной коммуникации неформальные слухи межличностное общение Командообразовательные программы: Мотивация Тренинги Традиции и символика Проведение специальных корпоративных мероприятий В современном менеджменте управление людьми осуществляется прежде всего...
45558. Репутационный менеджмент: понятие и технологии 37.5 KB
  Долгое время под стратегией компании понимались усилия менеджеров исключительно по управлению ресурсами. В условиях перенасыщения рынков обострилась конкурентная борьба одним из условий финансового успеха компании стала ее репутация в деловых кругах. И только когда мировые рынки насытились однотипными качественными товарами на первый план стали выходить так называемые нематериальные активы стоимости компании: деловая репутация репутация бренда репутация руководителей и топменеджеров качественная стратегия и система эффективных...
45559. Понятие PR-кампании 76 KB
  Понятие PRкампании PRкампания это целенаправленная системно организованная и завершенная совокупность PRопераций и обеспечивающих их мероприятий объединенных общим стратегическим замыслом направленная на решение конкретной проблемы организации базисного субъекта PR и осуществляемая технологическим субъектом субъектами PR на определенном этапе деятельности организации. Объектом PRкампании является сознание и поведение членов целевых аудиторий организации функционирующих в рамках конкретной проблемной ситуации. Роджерсу...
45560. Принципы планирования PR-кампании, основные этапы планирования: общая характеристика 50 KB
  Принципы планирования PRкампании основные этапы планирования: общая характеристика. PRкампания – это целенаправленная системно организованная и завершенная совокупность PRопераций и обеспечивающих их мероприятий объединенных общим стратегическим замыслом направленная на решение конкретной проблемы организации базисного субъекта PR Основные этапы PRкампании: Аналитический этап – Что делать Планирование – Как делать Реализация – Как делаем Оценка PRкампании – Как сделать Можно опустить 1 и 4 этап т. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП...
45561. Специальные PR-мероприятия: виды и специфика проведения 85 KB
  Специальные мероприятия Specil Event – это события проводимые компаниями в целях привлечения внимания общественности к самой компании ее деятельности продуктам и услугам. БРИФИНГ короткая сжатая во времени инструктивная встреча руководства компании с журналистами с приглашением представителей органов государственной власти. 1 по цели проведения события: рабочие обучающие семинары конгрессы; информативные облеченные при этом в развлекательную форму выпуск первой партии товара награждение миллионного покупателя день...
45562. Спонсорство и благотворительность в системе СО 41 KB
  Спонсорство и благотворительность в системе СО Виды благотворительной деятельности: спонсорство; меценатство оказание безвозмездной помощи; патронаж оказание регулярной помощи без какоголибо обратного эффекта. 3 определено что спонсором является лицо предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и или проведения спортивного культурного или любого иного мероприятия создания и или трансляции теле или радиопередачи либо создания и или использования иного результата творческой деятельности....
45563. Понятие корпоративной социальной ответственности 62.5 KB
  Понятие корпоративной социальной ответственности. Согласно российским источникам корпоративная социальная ответственность – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной экономической и экологической сферах связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума1. Корпоративная социальная ответственность предполагает2: производство в достаточных количествах продукции и услуг качество которых соответствует всем обязательным нормам при соблюдении всех законодательных...
45564. Исследования в оценке эффективности 47 KB
  Мориарти данные о влиянии PR на показатели сбыта и прибыли если оно имело место служат наиболее надежной оценкой эффективности этого вида маркетинговых коммуникаций Вопервых количество подготовленных информационных продуктов среди которых следует выделить базовые информационные продукты справка о результатах исследования стратегическая концепция тактический план сценарий акции рабочая смета и оперативные информационные продукты информационный пакет письмо релиз анонсы приглашения и т. Вовторых количество лиц...
45565. Международные органы саморегулирования в области PR. Международные профессиональные кодексы 51 KB
  МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ ИПРА Концепция Международной ассоциации ПР появилась в ноябре 1949г. Международная ассоциация ПР ИПРА была создана в Лондоне 1 мая 1955 г. Тогда же был официально принят ее Устав и избран Совет ИПРА. Сегодня ИПРА является всемирной профессиональной организацией которая служит катализатором развития высоких норм в области образования этики практики ПР.