62446

Ангобирование

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цветными ангобами расписывают изделия имеющие самое разнообразное назначение: посуду подсвечники броши кулоны бусы и многое другое. Нанесение ангоба Цветные ангобы наносят на поверхность изделия кистью рожком воронкой резиновой грушей пластмассовым пузырьком и пипеткой.

Русский

2014-06-10

1017.39 KB

7 чел.

УРОК 7

План урока

  1.  Ангобирование.

1. Ангобирование

Ангоб — это глина, разведенная до консистенции сметаны. Это тонкий матовый лицевой слой, цветной или белый, покрывающий керамическое изделие и маскирующий структуру и цвет черепка.

По своему составу ангобы делятся на глинисто-песчанистые, имеющие высокую водопоглощаемость, и на флюсные с низкой водопоглощаемостью.

Первые обычно применяются в майолике, когда необходимо замаскировать черепок и придать изделию определенный цвет или нанести рисунок. Для этого поверхность майоликовых изделий покрывается глазурями.

Для того, чтобы глазурь хорошо впитывалась черепком и равномерно покрывала изделие, ангоб должен быть пористым.

Цветными ангобами расписывают изделия, имеющие самое разнообразное назначение: посуду, подсвечники, броши, кулоны, бусы и многое другое. Ангобы различных цветов можно получить двумя способами. Первый способ — подобрать природные глины, которые после обжига окрашиваются в разные цвета. Натуральные ангобы имеют приглушенную окраску. Цвет их в основном теплый: красно-оранжевый (кирпичный), красно-коричневый, серый, желтый и др. Смешивая натуральные ангобы между собой, можно получить множество тончайших оттенков. К ним нужно прибавить еще беложгущуюся глину. Приобрести глины, имеющие разнообразную натуральную окраску, довольно трудно, к тому же в их палитре отсутствуют холодные цвета — синие и зеленые, а также черный. Поэтому гончары просто-напросто окрашивают белую глину в нужный цвет солями металлов.

Красители для глины

При добавлении в беложгущуюся глину оксида хрома или хромпика получают зеленый (травяной) цвет, оксида кобальта или хлористого кобальта — синий, оксида железа — красный и коричневый, оксида меди или медного купороса — бирюзовый.

Для окраски ангобов можно использовать гуашевые краски, красящим веществом которых являются оксиды металлов, например кобальт синий, кобальт зеленый и окись хрома.

Для окраски глины в желтый и коричневый цвета может вполне подойти оксид железа в виде окалины, снятой с поверхности железной трубы самовара или садовой печки. При необходимости гончары самостоятельно могли извлечь из металла оксиды. Чтобы получить оксид меди, в глиняный горшок кладут красную медную проволоку или обрезки листовой меди (латунь и бронзу применять нельзя). Горшок закрывают крышкой и ставят в печь вместе с обжигаемой посудой. Когда печь остынет, обожженную медь толкут в горшке колотушкой, чтобы образовавшаяся под влиянием высокой температуры окалина осыпалась на дно. Окалину высыпают в стеклянную банку, а оставшуюся проволоку и медные обрезки пережигают еще несколько раз при каждой очередной топке печи. Медь пережигают до тех пор, пока она полностью не превратится в окалину, то есть в оксид меди. Таким же способом специально пережигают железо.

Полученные оксиды тщательно перетирают фарфоровым пестиком на матовом стекле, просеивают через мелкое сито и только после этого смешивают с белой глиной.

Чтобы получился зеленый (травяной) цвет, на 100 г белой глины требуется 6 г оксида хрома или 8 г хромпика, для синего — 4 г оксида кобальта или 12 г хлористого кобальта, для коричневого — 12—18 г оксида железа, для бирюзового — 8 г оксида меди или 16 г медного купороса.

Готовые ангобы часто имеют неопределенную окраску, и трудно поверить, что после обжига они приобретают конкретный, ярко выраженный цвет. Чтобы не перепутать ангобы при росписи, необходимо на посуде, где они будут храниться, сделать надписи с указанием цвета.

Нанесение ангоба

Цветные ангобы наносят на поверхность изделия кистью, рожком, воронкой, резиновой грушей, пластмассовым пузырьком и пипеткой. Рожки изготавливают из коровьего рога или лепят из глины, а затем обжигают. Воронку сгибают из куска жести, картона, пропитанного олифой, и т. п.

На конце воронки и рожка предусматривают небольшое отверстие, в которое вставляют соломину, птичье перо или трубочку (например, от стержня шариковой авторучки). Воронка менее удобна, чем рожок (626), поскольку в процессе росписи трубочку время от времени приходится затыкать. Благодаря естественному изгибу рожка ангоб из него не выливается, когда он находится на подставке (62в). Подача ангоба из рожка регулируется степенью его наклона (62г). Подставку для рожков можно слепить из глины.

Так же, как и рожки, используются резиновые груши, пипетки и пластмассовые флаконы (62д).

Роспись ангобами производится до обжига, когда изделие находится в кожетвердом состоянии. Оно уже подсохло, но еще содержит достаточно влаги. Именно это обеспечивает наиболее прочное сцепление ангобов с его поверхностью. Роспись выполняют либо непосредственно на изделии, либо после предварительной грунтовки белым ангобом. Грунт наносят на изделие широкой кистью. После грунтовки глине дают слегка подсохнуть, а затем приступают к росписи.

Пастилаж, фляндровка, «мраморизация».

Наиболее распространены следующие способы декоративной отделки ангобами:

  1.  пастилаж,
  2.  фляндровка,
  3.  «мраморизация».

Пастилаж. В грушу или пластмассовый флакон набирают ангоб и, ориентируясь на линии вспомогательного рисунка, наносят на поверхность изделия. Там, где требуется провести тонкую линию, на грушу нажимают лишь слегка, там же, где линия должна быть толще, нажим усиливают. Самые тонкие линии узора выполняются пипеткой (рис. 63).

Фляндровка. Эта техника декоративной отделки применяется гончарами наиболее широко. Необыкновенная живописность отделки достигается очень простыми и остроумными приемами.

Фляндровкой можно декорировать как высокую посуду (вазы, кувшины), так и широкую низкую, типа всевозможных блюд и тарелок.

Кувшин устанавливают на вращающуюся подставку. При вращении на посуду наносят разноцветные, соприкасающиеся друг с другом полоски ангоба (рис. 64.1).

Продолжая вращать подставку, мастер рассекает нанесенные пояски острой деревянной палочкой или резиновой гребенкой, проводя этими инструментами сверху вниз через определенные промежутки (64.2). При смешении вязких слоев ангобов образуется оригинальный живописный узор.

Примерно так же фляндровка выполняется и на блюде (рис. 65). На вращающееся блюдо рожком или грушей наносят разноцветные круги (65.1). Затем на самый большой круг, на произвольном расстоянии друг от друга, выдавливают жирные капли ангоба (65.2). Каждую каплю острой палочкой сдвигают к середине блюда. Вместе с каплями смещаются и слои ангобов, образуя характерный узор, состоящий из так называемых «гребенцов» (65.3).

«Мраморизация». Этот способ декоративной отделки применялся на Руси в X—XII веках и сохранился до наших дней. Основан он на свободном растекании цветных ангобов по поверхности керамического изделия. Наиболее живописным рисунок узора получается в том случае, когда роспись ведется по сырому ангобному грунту. На поверхность изделия наносят толстым слоем всевозможные полосы, капли, кляксы, которые начинают тут же стекать по влажному фону вниз (рис. 66).

Гончар берет изделие в обе руки и, медленно поворачивая, наклоняет его то в одну сторону, то в другую. Иногда изделие слегка встряхивают. Переплетаясь и сливаясь, потеки ангобов образуют сложный рисунок, чем-то напоминающий текстуру мрамора, отсюда и название этого способа декорирования. Настоящий цвет у ангобов проявляется после обжига. Многие из них имеют мягкую, приглушенную окраску, напоминая пастель или цветные мелки. Но если перед обжигом на ангобы был нанесен (после предварительной просушки) тонкий слой глазури, краски становятся сочными и яркими.

Факторы, влияющие на сцепляемость ангобов с основным изделием.

Сцепляемость ангобов с основным изделием зависит от многих факторов. Основными являются:

  1.  Высокая гидрофильность глинистого сырья, которая обеспечивает хорошую растекаемость ангоба по изделию и плотность его прилипания при нанесении.
  2.  Степень совершенства контакта между ангобами и изделием, обусловленная согласованностью массы и ангоба, усадочными их свойствами, состоянием поверхности изделия и тонкостью помола ангоба.
  3.  Поверхностные реакции, возникающие при обжиге, и другие процессы, сопровождающие термическую обработку.
  4.  Толщина слоя ангоба, нанесенного на изделия.

Степень гидрофильности глиняных сырых изделий зависит от их состава и изменяется для обычно применяющихся глин в строительной керамике в относительно незначительных пределах. Следует отметить, что ничтожная плёнка жира, нанесенная на поверхность изделия, делает его почти гидрофобным.

Значительно снижает сцепляемость ангоба с изделием наличие пыли на его поверхности или присутствие любого вещества, снижающего смачиваемость твердых тел водой, как например, смазки, применяемой при формовке (стеарин, керосин и др.). Согласованность массы и изделия зависит от коэфициентов расширения входящих в их состав соединений, от усадочных свойств, от эластичности ангоба, от возникновения новообразований на поверхности соприкосновения массы с ангобами и от многих других причин.

Покрывающая способность ангоба в большой степени зависит от состояния поверхности изделия, которая в отличие от жидкостей всегда бывает шероховатой из-за многочисленных неровностей, выступов, капилляров и трещин. Поэтому введение крупных фракций шамота в массы, идущие для ангобирования, не рекомендуется.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37880. Кодирование и хранение информации. Кодирование текстовой информации. Создание и редактирование растровых изображений 160 KB
  Современные 16битные звуковые карты обеспечивают возможность кодирования 65536 различных уровней громкости или 16битную глубину кодирования звука. Задание 1 Запустить текстовый редактор MSWORD Ввести текст Кодировка WINDOWS CP1251 Выполнил студент группы ХХХ ФИО Сохранить текст в новой папке TEXT в четырёх различных форматах: Документ WORD.txt Завершить работу в редакторе WORD Просмотреть папку TEXT сравнить объём текста в различных форматах. Pint позволяет создавать рисунки с использованием различных графических...
37881. Создание и редактирование документов в Microsoft Word 15.96 KB
  Создать пользовательский стиль согласно варианту: № варианта Задание А Ж Изменить стиль заголовка 1: Шрифт – Times New Romn 20 пт полужирный интервал раздвинутый 2 пт; Абзац – выравнивание по центру отступ сверху 13 пт снизу 6 пт красная строка 0 см; Выделение – подчеркнуть и сделать цветной фон инструментом Границы и заливка. З М Изменить стиль заголовка 2: Шрифт – Courier New Cyr 14 пт полужирный курсив интервал уплотнённый 06 пт; Абзац – выравнивание по ширине отступ сверху 8 пт снизу 4 пт красная строка 0 см;...
37882. ИЗУЧЕНИЕ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК 333.5 KB
  Определение скорости полета пули с помощью крутильного баллистического маятника. Экспериментально определить скорость пули из пружинного пистолета с помощью крутильного баллистического маятника Рис. ОПИСАНИЕ УСТАНОВКИ И ПРИНЦИП ЕЕ РАБОТЫ Принципиальная схема баллистического крутильного маятника приведена на рис. На стержнях в засечках с помощью прижимных винтов крепятся два перемещаемых груза 4 которые располагают симметрично относительно оси вращения маятника.
37883. Определение изменения энтропии твердого тела при его нагревании и плавлении 244 KB
  9 Лабораторная работа № 128 Определение изменения энтропии твердого тела при его нагревании и плавлении 1. Цель работы Определение изменения энтропии твердого тела при его нагревании и фазовом переходе первого раза на примере нагревания и плавления олова.1 Обратимым называют такой процесс при котором система может быть возвращена в исходное состояние и при этом все окружающие ее тела будут в том же состоянии что и в первоначальном. Изменение энтропии твердого тела при его нагревании и плавлении можно определить используя зависимость...
37884. Определение коэффициента взаимной диффузии воздуха и паров воды по скорости испарения жидкости 983 KB
  12 Лабораторная работа № 130 Определение коэффициента взаимной диффузии воздуха и паров воды по скорости испарения жидкости 1. Изучение диффузии как одного из явлений переноса в газах. Определение коэффициента взаимной диффузии воздуха и паров воды по скорости испарения воды.1 где – проекция вектора градиента концентрации молекул переносимого вещества на указанную ось х D – коэффициент диффузии.
37885. Изучение наглядно-действенного мышления у дошкольников 223.5 KB
  Мышление – это психический процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях.
37886. УСТАНОВКА ОБЕРБЕКА 300.5 KB
  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Согласно основному закону динамики вращательного движения угловое ускорение твёрдого тела способного вращаться вокруг неподвижной оси определяется суммой проекций моментов всех внешних сил на ось вращения: 1 где Mi – проекция момента i той силы действующей на тело на ось вращения ε – угловое ускорение I – момент инерции тела относительно оси вращения. Прибор носит название установка или крест Обербека. Ось закреплена в подшипниках так что вся система может вращаться вокруг горизонтальной оси....
37887. ИСПЫТАНИЕ ВЫТЯЖНОЙ ВЕНТИЛЯЦИОННОЙ 223.16 KB
  атериальное обеспечение. Вытяжной вентиляционный шкаф с воздуховодом, оборудованный шторкой для изменения площади рабочего проёма; анемометр крыльчатый АСО-3, секундомер; комбинированный приёмник воздушного давления, микроманометр многопредельный с наклонной трубкой ММН-240(5)-1,0, шумомер ШУМ-1М.