62446

Ангобирование

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цветными ангобами расписывают изделия имеющие самое разнообразное назначение: посуду подсвечники броши кулоны бусы и многое другое. Нанесение ангоба Цветные ангобы наносят на поверхность изделия кистью рожком воронкой резиновой грушей пластмассовым пузырьком и пипеткой.

Русский

2014-06-10

1017.39 KB

6 чел.

УРОК 7

План урока

  1.  Ангобирование.

1. Ангобирование

Ангоб — это глина, разведенная до консистенции сметаны. Это тонкий матовый лицевой слой, цветной или белый, покрывающий керамическое изделие и маскирующий структуру и цвет черепка.

По своему составу ангобы делятся на глинисто-песчанистые, имеющие высокую водопоглощаемость, и на флюсные с низкой водопоглощаемостью.

Первые обычно применяются в майолике, когда необходимо замаскировать черепок и придать изделию определенный цвет или нанести рисунок. Для этого поверхность майоликовых изделий покрывается глазурями.

Для того, чтобы глазурь хорошо впитывалась черепком и равномерно покрывала изделие, ангоб должен быть пористым.

Цветными ангобами расписывают изделия, имеющие самое разнообразное назначение: посуду, подсвечники, броши, кулоны, бусы и многое другое. Ангобы различных цветов можно получить двумя способами. Первый способ — подобрать природные глины, которые после обжига окрашиваются в разные цвета. Натуральные ангобы имеют приглушенную окраску. Цвет их в основном теплый: красно-оранжевый (кирпичный), красно-коричневый, серый, желтый и др. Смешивая натуральные ангобы между собой, можно получить множество тончайших оттенков. К ним нужно прибавить еще беложгущуюся глину. Приобрести глины, имеющие разнообразную натуральную окраску, довольно трудно, к тому же в их палитре отсутствуют холодные цвета — синие и зеленые, а также черный. Поэтому гончары просто-напросто окрашивают белую глину в нужный цвет солями металлов.

Красители для глины

При добавлении в беложгущуюся глину оксида хрома или хромпика получают зеленый (травяной) цвет, оксида кобальта или хлористого кобальта — синий, оксида железа — красный и коричневый, оксида меди или медного купороса — бирюзовый.

Для окраски ангобов можно использовать гуашевые краски, красящим веществом которых являются оксиды металлов, например кобальт синий, кобальт зеленый и окись хрома.

Для окраски глины в желтый и коричневый цвета может вполне подойти оксид железа в виде окалины, снятой с поверхности железной трубы самовара или садовой печки. При необходимости гончары самостоятельно могли извлечь из металла оксиды. Чтобы получить оксид меди, в глиняный горшок кладут красную медную проволоку или обрезки листовой меди (латунь и бронзу применять нельзя). Горшок закрывают крышкой и ставят в печь вместе с обжигаемой посудой. Когда печь остынет, обожженную медь толкут в горшке колотушкой, чтобы образовавшаяся под влиянием высокой температуры окалина осыпалась на дно. Окалину высыпают в стеклянную банку, а оставшуюся проволоку и медные обрезки пережигают еще несколько раз при каждой очередной топке печи. Медь пережигают до тех пор, пока она полностью не превратится в окалину, то есть в оксид меди. Таким же способом специально пережигают железо.

Полученные оксиды тщательно перетирают фарфоровым пестиком на матовом стекле, просеивают через мелкое сито и только после этого смешивают с белой глиной.

Чтобы получился зеленый (травяной) цвет, на 100 г белой глины требуется 6 г оксида хрома или 8 г хромпика, для синего — 4 г оксида кобальта или 12 г хлористого кобальта, для коричневого — 12—18 г оксида железа, для бирюзового — 8 г оксида меди или 16 г медного купороса.

Готовые ангобы часто имеют неопределенную окраску, и трудно поверить, что после обжига они приобретают конкретный, ярко выраженный цвет. Чтобы не перепутать ангобы при росписи, необходимо на посуде, где они будут храниться, сделать надписи с указанием цвета.

Нанесение ангоба

Цветные ангобы наносят на поверхность изделия кистью, рожком, воронкой, резиновой грушей, пластмассовым пузырьком и пипеткой. Рожки изготавливают из коровьего рога или лепят из глины, а затем обжигают. Воронку сгибают из куска жести, картона, пропитанного олифой, и т. п.

На конце воронки и рожка предусматривают небольшое отверстие, в которое вставляют соломину, птичье перо или трубочку (например, от стержня шариковой авторучки). Воронка менее удобна, чем рожок (626), поскольку в процессе росписи трубочку время от времени приходится затыкать. Благодаря естественному изгибу рожка ангоб из него не выливается, когда он находится на подставке (62в). Подача ангоба из рожка регулируется степенью его наклона (62г). Подставку для рожков можно слепить из глины.

Так же, как и рожки, используются резиновые груши, пипетки и пластмассовые флаконы (62д).

Роспись ангобами производится до обжига, когда изделие находится в кожетвердом состоянии. Оно уже подсохло, но еще содержит достаточно влаги. Именно это обеспечивает наиболее прочное сцепление ангобов с его поверхностью. Роспись выполняют либо непосредственно на изделии, либо после предварительной грунтовки белым ангобом. Грунт наносят на изделие широкой кистью. После грунтовки глине дают слегка подсохнуть, а затем приступают к росписи.

Пастилаж, фляндровка, «мраморизация».

Наиболее распространены следующие способы декоративной отделки ангобами:

  1.  пастилаж,
  2.  фляндровка,
  3.  «мраморизация».

Пастилаж. В грушу или пластмассовый флакон набирают ангоб и, ориентируясь на линии вспомогательного рисунка, наносят на поверхность изделия. Там, где требуется провести тонкую линию, на грушу нажимают лишь слегка, там же, где линия должна быть толще, нажим усиливают. Самые тонкие линии узора выполняются пипеткой (рис. 63).

Фляндровка. Эта техника декоративной отделки применяется гончарами наиболее широко. Необыкновенная живописность отделки достигается очень простыми и остроумными приемами.

Фляндровкой можно декорировать как высокую посуду (вазы, кувшины), так и широкую низкую, типа всевозможных блюд и тарелок.

Кувшин устанавливают на вращающуюся подставку. При вращении на посуду наносят разноцветные, соприкасающиеся друг с другом полоски ангоба (рис. 64.1).

Продолжая вращать подставку, мастер рассекает нанесенные пояски острой деревянной палочкой или резиновой гребенкой, проводя этими инструментами сверху вниз через определенные промежутки (64.2). При смешении вязких слоев ангобов образуется оригинальный живописный узор.

Примерно так же фляндровка выполняется и на блюде (рис. 65). На вращающееся блюдо рожком или грушей наносят разноцветные круги (65.1). Затем на самый большой круг, на произвольном расстоянии друг от друга, выдавливают жирные капли ангоба (65.2). Каждую каплю острой палочкой сдвигают к середине блюда. Вместе с каплями смещаются и слои ангобов, образуя характерный узор, состоящий из так называемых «гребенцов» (65.3).

«Мраморизация». Этот способ декоративной отделки применялся на Руси в X—XII веках и сохранился до наших дней. Основан он на свободном растекании цветных ангобов по поверхности керамического изделия. Наиболее живописным рисунок узора получается в том случае, когда роспись ведется по сырому ангобному грунту. На поверхность изделия наносят толстым слоем всевозможные полосы, капли, кляксы, которые начинают тут же стекать по влажному фону вниз (рис. 66).

Гончар берет изделие в обе руки и, медленно поворачивая, наклоняет его то в одну сторону, то в другую. Иногда изделие слегка встряхивают. Переплетаясь и сливаясь, потеки ангобов образуют сложный рисунок, чем-то напоминающий текстуру мрамора, отсюда и название этого способа декорирования. Настоящий цвет у ангобов проявляется после обжига. Многие из них имеют мягкую, приглушенную окраску, напоминая пастель или цветные мелки. Но если перед обжигом на ангобы был нанесен (после предварительной просушки) тонкий слой глазури, краски становятся сочными и яркими.

Факторы, влияющие на сцепляемость ангобов с основным изделием.

Сцепляемость ангобов с основным изделием зависит от многих факторов. Основными являются:

  1.  Высокая гидрофильность глинистого сырья, которая обеспечивает хорошую растекаемость ангоба по изделию и плотность его прилипания при нанесении.
  2.  Степень совершенства контакта между ангобами и изделием, обусловленная согласованностью массы и ангоба, усадочными их свойствами, состоянием поверхности изделия и тонкостью помола ангоба.
  3.  Поверхностные реакции, возникающие при обжиге, и другие процессы, сопровождающие термическую обработку.
  4.  Толщина слоя ангоба, нанесенного на изделия.

Степень гидрофильности глиняных сырых изделий зависит от их состава и изменяется для обычно применяющихся глин в строительной керамике в относительно незначительных пределах. Следует отметить, что ничтожная плёнка жира, нанесенная на поверхность изделия, делает его почти гидрофобным.

Значительно снижает сцепляемость ангоба с изделием наличие пыли на его поверхности или присутствие любого вещества, снижающего смачиваемость твердых тел водой, как например, смазки, применяемой при формовке (стеарин, керосин и др.). Согласованность массы и изделия зависит от коэфициентов расширения входящих в их состав соединений, от усадочных свойств, от эластичности ангоба, от возникновения новообразований на поверхности соприкосновения массы с ангобами и от многих других причин.

Покрывающая способность ангоба в большой степени зависит от состояния поверхности изделия, которая в отличие от жидкостей всегда бывает шероховатой из-за многочисленных неровностей, выступов, капилляров и трещин. Поэтому введение крупных фракций шамота в массы, идущие для ангобирования, не рекомендуется.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58729. Країна, мову якої ми вивчаємо 179.5 KB
  Освітні задачі: розширяти філологічний кругозір учнів; вдосконалювати навички читання; формувати загально-навчальні вміння: самостійно працювати з текстом. Розвиваючі задачі: розвивати навички вивчаючого читання; розвивати та вдосконалювати мовні вміння у читанні...
58735. Предмет и задачи общей биологии. Биологические закономерности. Место и роль биологических знаний для научных представлений о мире 338 KB
  Все живое кроме неклеточных форм жизни образовано особыми структурами клетками которые имеют строго определенное строение присущее как организмам из царства растений так и организмам из царств животных и грибов некоторые организмы состоят из одной клетки поэтому такие организмы при клеточном уровне соответствуют и новому уровню организации –...