62449

Внутреннее строение листа

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Продолжить изучение листа в связи с выполняемыми функциями и приспособленностью растений и родным условием среды. Образовательная задача: Познакомить учащихся с особенностями клеточного строения листа в связи с его функциями обеспечить закрепление биологических понятий...

Русский

2014-06-10

19.04 KB

3 чел.

Урок № 7 (9)

Тема:  Внутреннее строение листа.

Цель  урока: Продолжить изучение листа в связи с выполняемыми функциями и приспособленностью растений и родным условием среды.

Образовательная задача: Познакомить учащихся с особенностями клеточного строения листа в связи с его функциями, обеспечить закрепление биологических понятий

Развивающая задача: Формировать умение выделять главное в изучаемом материале, проверить соотношение строения с выполняемыми функциями, развивать коммуникабельные качества личности.

Воспитательная функция:  Формировать бережное отношение к природе, воспитывать экологическую грамотность, культуру труда.

Оборудование: Таблицы «Разнообразие листьев», «Клеточное строение листа»,  препараты

кожицы листьев  традесканции, герани.

Понятия:  ткань, устьица, кутикула, фотосинтез, устьичный  аппарат.

Методы и приемы: словесные, логические, организационные.

Тип урока: Урок усовершенствования знаний, умений, навыков.

Класс:  7

Дата  ________

Ход урока:

  1.  Организационный этап (1 мин)
  2.  Актуализация знаний  (2 мин)
  3.  Мотивация новых знаний (2 мин)
  4.  Изучение нового материала  (17 мин)
  5.  Закрепление нового материала  (13 мин)
  6.  Обобщение и систематизация изученного материала (4 мин)
  7.  Д.З. (1 мин)
  8.  Итог  урока (1 мин)

Ход урока :

I.Организационный этап

II.Актуализация знаний

  1.  Что такое ткань?

Предполагаемый ответ:

- Группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и выполняемой функции.

2)Какие Виды растительных тканей вы знаете?

Предполагаемый ответ:

-Покровная

-Образовательная

-Проводящая

-Механическая

-Основная

3) Что такое лист?

Предполагаемый ответ:

Лист - это вегетативный орган растения, выполняющий функции фотосинтеза, испарения, г   газообмена.

III.Мотивация новых знаний:

Давайте попробуем разгадать загадку: 

 В зеленом тереме

Площади не меряны,

Комнаты не считаны,

Стены как стекло,

Всё насквозь видно!

А в стенах окошки,

Сами открываются,

Сами закрываются!

Ответ:   Зеленый терем - это лист комнаты – клетки. Прозрачные, как стекло, стены – это покровная ткань. А что за окошки имеют прозрачные стены, самооткрывающиеся и самооткрывающиеся ? Как они работают и зачем они вообще нужны? На эти вопросы вы сможете ответить, после изучения темы.

IV. Изучение нового материала.

Учитель:  Лист – это «волшебная фабрика, где под действием света происходят чудеса, которым могли бы позавидовать средневековые алхимики. В листе на свету, из воды и углекислого газа образовываются органические вещества. Это явление называется фотосинтезом (Написать на доске) и ученики вместе с учителем дают определение данного процесса.

Проблемный вопрос: Почему же именно лист называется «волшебной фабрикой», что же имеет в своем внутреннем  строении лист, чего не имеют корень, цветок и т.д.

Учитель: Лист имеет сложное внутренне строение. Ученики готовятся рассматривать микропрепараты, под микроскопом изготовленным, одним из учеников. Учитель спрашивает алгоритм приготовления микропрепарата листа герани.

Предполагаемый ответ:

-Взять лист герани

- Надломать край листа

- Осторожно снять с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы.

- Поместить каплю воду на предметное стекло

- Накрыть покровным стеклом

Учитель спрашивает другого ученика об устройстве микроскопа.

Предполагаемый ответ:

-окуляр

-объектив

-тубус

-штатив

-отверстие

-зеркало

-винт

-предметный столик

-подставка

Ученики: рассматривают микропрепарат листа герани.

Учитель: Сверху лист прикрой кожицей. Она образована слоем прозрачных клеток покровной ткани, плотно прилегающей друг к другу. Какую функцию она выполняет? Правильно, защитную. Почему кожица прозрачная? Она позволяет проникать свету внутрь листа, С нижней стороны также имеет  кожицу, но среди клеток кожицы находиться мелкие зеленые клетки, между которыми есть щель. Что это значит? Какова их функция?

Найти ответы на с. 63 и сделать рисунок в тетради.  

Предполагаемый ответ

Эти клетки - устьица, состоящие из двух замыкающих клеток и щели между ними. Через устьица происходит газообмен и испаряется влага. Устьица либо закрыты,  либо открыты.

Учитель: Как вы думаете, одинаково ли количество устьиц на нижней и верхней кожице?

Ученики:  Нет

Учитель: С чем это связано?

Ученики: С Условиями среды, в которых растёт растение

Учитель: А у водных растений есть ли устьица и если есть, то где она располагается?

Ученики:  Есть, на верхней кожице.

Учитель: Под кожицей располагается мякоть и сосудисто-волокнистый пучок.

Задание: Найти ответы на вопросы

1-вариант -> Строение и функции мякоти

2-й вариант -> Строение и функции сосудисто-волокнистого пучка

Предполагаемый ответ

1-вариант    Мякоть листа

  Фотосинтезирующая   Запасающая (запас вещ-в)

  Столбчатая (Фотосинтез)  Губчатая(Газообмен)

2-вариант

     Жилки

  Проводящая ткань   Механическая ткань

V. Закрепление:  выполнение л/р  №8

VI. Обобщение и систематизация изученного материала

Заполните схему устно (Схема у каждого на парте)

Всасывание воды происходит ______________( орган, зона)

Вода с _________(какими) веществами передвигается из корня в лист?

По  ______________(ткань, название клеток)

По   ______________ зоне корня, стебля

По  ______________(название клеток, какого слоя)

По  ______________(каким клеткам, какой части листа)

Учитель: По словам Климента Аркадьевича Тимирязева: «Не один растительный орган, не испытывает на себе человеческой несправедливости в такой степени, как лист… До конца прошлого столетия … лист продолжает пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесполезного наряда.» Защитите лист.

VII. Домашнее задание, творческий проект по защите листа.

VII. Итог урока. Выставление оценок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67921. ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 81.5 KB
  Обострение социально-политической ситуации в бывших республиках СССР межнациональные и религиозные конфликты экономический кризис сопровождающийся резким социальным расслоением населения и иные причины привели к росту потоков мигрантов увеличению количества правонарушений совершаемых данной категорией...
67922. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА УСЫНОВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 103.5 KB
  Усыновление играло весьма важную роль у всех древних народов – индийцев греков римлян и др. Римскому праву известны две формы усыновления: одна с передачей родительского права другая – без передачи когда под родительскую власть поступало лицо свободное от этой власти. Для усыновления нужно было соблюсти особые...
67923. ПЕРСПЕКТИВЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И КОДИФИКАЦИИ ЛИЦЕНЗИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 123.5 KB
  За двенадцать лет прошедших с момента законодательного возрождения в России института лицензирования оно стало действенным административно-правовым средством упорядочения деятельности хозяйствующих субъектов и обеспечения единого экономического пространства.
67924. ПРЕЗУМПЦИЯ ВИНОВНОСТИ КАК ПРИНЦИП ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА 74 KB
  Это очевидно связано с тем что правовые презумпции в том числе в гражданском праве традиционно рассматриваются как некий юридико-технический феномен состоящий в предположении какого-либо факта существующим. Различия во взглядах состоят пожалуй лишь в оценке степени вероятности заключенного в правовой презумпции предположения.
67925. ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ И ЕЕ МЕСТО В ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ 94.5 KB
  Раскрывая основные элементы правового статуса Федеральной таможенной службы определяя ее место в системе исполнительной власти в России следует указать что исполнительная власть осуществляется той совокупностью органов которая закреплена в Конституции Российской Федерации а именно...
67926. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИИ 125.5 KB
  В развитии таможенных органов России можно выделить несколько этапов: дореволюционный период советский период и период деятельности таможенных органов в Российской Федерации с начала 90х годов до настоящего времени. Проблемы таможенной политики организации таможенных органов нашли освещение в трудах...
67927. НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ СДЕЛОК, СОВЕРШЕННЫХ БЕЗ СОГЛАСИЯ ТРЕТЬИХ ЛИЦ 60 KB
  Гражданский кодекс Российской Федерации указывает на сделки которые могут быть признаны недействительными из-за отсутствия согласия третьих лиц на их совершение. Юридически значимой для действительности таких сделок является воля не только сторон сделки но и третьих лиц не выступающих сторонами сделки.
67928. ВОЗВРАЩЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ПРОКУРОРУ: ОЦЕНКА ОСНОВАНИЙ 91.5 KB
  Статья 237 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации впервые предусматривает возвращение судом уголовного дела прокурору не выполняя при этом обвинительной функции. Причем закон в указанной норме позволяет суду наряду со сторонами проявлять инициативу и без заявленных участниками...
67929. ПОНЯТИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 73 KB
  Довольно длительное время в юриспруденции юридическая ответственность в частности гражданско-правовая трактовалась в негативно-ретроспективном аспекте. Однако в философской литературе было признано что позитивный и негативный аспекты ответственности необходимо всегда рассматривать в их взаимосвязи и взаимообусловленности.