62449

Внутреннее строение листа

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Продолжить изучение листа в связи с выполняемыми функциями и приспособленностью растений и родным условием среды. Образовательная задача: Познакомить учащихся с особенностями клеточного строения листа в связи с его функциями обеспечить закрепление биологических понятий...

Русский

2014-06-10

19.04 KB

3 чел.

Урок № 7 (9)

Тема:  Внутреннее строение листа.

Цель  урока: Продолжить изучение листа в связи с выполняемыми функциями и приспособленностью растений и родным условием среды.

Образовательная задача: Познакомить учащихся с особенностями клеточного строения листа в связи с его функциями, обеспечить закрепление биологических понятий

Развивающая задача: Формировать умение выделять главное в изучаемом материале, проверить соотношение строения с выполняемыми функциями, развивать коммуникабельные качества личности.

Воспитательная функция:  Формировать бережное отношение к природе, воспитывать экологическую грамотность, культуру труда.

Оборудование: Таблицы «Разнообразие листьев», «Клеточное строение листа»,  препараты

кожицы листьев  традесканции, герани.

Понятия:  ткань, устьица, кутикула, фотосинтез, устьичный  аппарат.

Методы и приемы: словесные, логические, организационные.

Тип урока: Урок усовершенствования знаний, умений, навыков.

Класс:  7

Дата  ________

Ход урока:

  1.  Организационный этап (1 мин)
  2.  Актуализация знаний  (2 мин)
  3.  Мотивация новых знаний (2 мин)
  4.  Изучение нового материала  (17 мин)
  5.  Закрепление нового материала  (13 мин)
  6.  Обобщение и систематизация изученного материала (4 мин)
  7.  Д.З. (1 мин)
  8.  Итог  урока (1 мин)

Ход урока :

I.Организационный этап

II.Актуализация знаний

  1.  Что такое ткань?

Предполагаемый ответ:

- Группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и выполняемой функции.

2)Какие Виды растительных тканей вы знаете?

Предполагаемый ответ:

-Покровная

-Образовательная

-Проводящая

-Механическая

-Основная

3) Что такое лист?

Предполагаемый ответ:

Лист - это вегетативный орган растения, выполняющий функции фотосинтеза, испарения, г   газообмена.

III.Мотивация новых знаний:

Давайте попробуем разгадать загадку: 

 В зеленом тереме

Площади не меряны,

Комнаты не считаны,

Стены как стекло,

Всё насквозь видно!

А в стенах окошки,

Сами открываются,

Сами закрываются!

Ответ:   Зеленый терем - это лист комнаты – клетки. Прозрачные, как стекло, стены – это покровная ткань. А что за окошки имеют прозрачные стены, самооткрывающиеся и самооткрывающиеся ? Как они работают и зачем они вообще нужны? На эти вопросы вы сможете ответить, после изучения темы.

IV. Изучение нового материала.

Учитель:  Лист – это «волшебная фабрика, где под действием света происходят чудеса, которым могли бы позавидовать средневековые алхимики. В листе на свету, из воды и углекислого газа образовываются органические вещества. Это явление называется фотосинтезом (Написать на доске) и ученики вместе с учителем дают определение данного процесса.

Проблемный вопрос: Почему же именно лист называется «волшебной фабрикой», что же имеет в своем внутреннем  строении лист, чего не имеют корень, цветок и т.д.

Учитель: Лист имеет сложное внутренне строение. Ученики готовятся рассматривать микропрепараты, под микроскопом изготовленным, одним из учеников. Учитель спрашивает алгоритм приготовления микропрепарата листа герани.

Предполагаемый ответ:

-Взять лист герани

- Надломать край листа

- Осторожно снять с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы.

- Поместить каплю воду на предметное стекло

- Накрыть покровным стеклом

Учитель спрашивает другого ученика об устройстве микроскопа.

Предполагаемый ответ:

-окуляр

-объектив

-тубус

-штатив

-отверстие

-зеркало

-винт

-предметный столик

-подставка

Ученики: рассматривают микропрепарат листа герани.

Учитель: Сверху лист прикрой кожицей. Она образована слоем прозрачных клеток покровной ткани, плотно прилегающей друг к другу. Какую функцию она выполняет? Правильно, защитную. Почему кожица прозрачная? Она позволяет проникать свету внутрь листа, С нижней стороны также имеет  кожицу, но среди клеток кожицы находиться мелкие зеленые клетки, между которыми есть щель. Что это значит? Какова их функция?

Найти ответы на с. 63 и сделать рисунок в тетради.  

Предполагаемый ответ

Эти клетки - устьица, состоящие из двух замыкающих клеток и щели между ними. Через устьица происходит газообмен и испаряется влага. Устьица либо закрыты,  либо открыты.

Учитель: Как вы думаете, одинаково ли количество устьиц на нижней и верхней кожице?

Ученики:  Нет

Учитель: С чем это связано?

Ученики: С Условиями среды, в которых растёт растение

Учитель: А у водных растений есть ли устьица и если есть, то где она располагается?

Ученики:  Есть, на верхней кожице.

Учитель: Под кожицей располагается мякоть и сосудисто-волокнистый пучок.

Задание: Найти ответы на вопросы

1-вариант -> Строение и функции мякоти

2-й вариант -> Строение и функции сосудисто-волокнистого пучка

Предполагаемый ответ

1-вариант    Мякоть листа

  Фотосинтезирующая   Запасающая (запас вещ-в)

  Столбчатая (Фотосинтез)  Губчатая(Газообмен)

2-вариант

     Жилки

  Проводящая ткань   Механическая ткань

V. Закрепление:  выполнение л/р  №8

VI. Обобщение и систематизация изученного материала

Заполните схему устно (Схема у каждого на парте)

Всасывание воды происходит ______________( орган, зона)

Вода с _________(какими) веществами передвигается из корня в лист?

По  ______________(ткань, название клеток)

По   ______________ зоне корня, стебля

По  ______________(название клеток, какого слоя)

По  ______________(каким клеткам, какой части листа)

Учитель: По словам Климента Аркадьевича Тимирязева: «Не один растительный орган, не испытывает на себе человеческой несправедливости в такой степени, как лист… До конца прошлого столетия … лист продолжает пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесполезного наряда.» Защитите лист.

VII. Домашнее задание, творческий проект по защите листа.

VII. Итог урока. Выставление оценок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

82429. Оценка классического наследия, отношение к традиции в современной зарубежной философии. М. Фуко о «четырехкратном сдвиге кантовского вопроса» 31.82 KB
  Все это наводит на мысль о внутреннем родстве и общей социальноисторической обусловленности широкого духовного процесса переоценки ценностей который продолжается и находит новые импульсы и в наши дни. Будучи двуединством эмпирического и трансцендентального человек является таким образом местом непонимания того самого непонимания которое постоянно грозит затопить мысль ее собственным небытием но в то же время позволяет мысли собраться в целостность на основе того что от нее ускользает. Теперь уже вопрос не в том как же собственно...
82430. Философия прагматизма 29.09 KB
  Философия прагматизма сформировалась и получила широкое распространение в мире особенно в США в XX веке. К числу его фундаментальных положений относят: абсолютизацию факта изменчивости непостоянства объективного мира; сам принцип прагматизма определяющий значимость знания его практическими последствиями; трактовку опыта не как плавного спокойного потока событий текущих в ясное будущее а как цепь неожиданных ситуаций в которых наш кругозор ограничен рамками сложившихся в данный момент условий требующих от нас принятия быстрого...
82431. Кризис европейской рациональности и пути его преодоления в представлениях современных западных философов 25.75 KB
  Задача заключается с их точки зрения в том чтобы преодолеть негативные явления и сохранить традиционные ценности ренессансной и просвещенческой культуры. В отличие от российской философской мысли где значительную роль играет представление об особой роли России в преодолении кризиса культуры и религиозной ориентации в ходе этого преодоления западные философы посвоему видят как причины возникшей кризисной ситуации так и пути её преодоления. Известные западные философы XX века говорили о неизбывности кризисности сопровождающей развитие...
82432. Дилемма сциентизма и антропологизма 26.8 KB
  Сциентисты провозглашают знание как наивысшую культурную ценность В качестве аргументов в свою пользу сциентисты привлекают знаменитый пример из прошлого когда наука Нового времени пыталась обосновать новые подлинно гуманные ценности и культуру. Ими совершенно справедливо подчеркивается что наука есть производительная сила общества порождающая общественные ценности и имеющая...
82433. Познавательные практики и онтологические проекты в современной зарубежной философии 43.12 KB
  Экзистенциальная философия Сартра обнаруживает себя как одно из современных ответвлений феноменологии Гуссерля как приложение его метода к живому сознанию к субъективно-деятельной стороне того сознания с каким конкретный индивид заброшенный в мир конкретных ситуаций предпринимает какое-либо действие вступает в отношение с другими людьми и вещами стремится к чемулибо принимает житейские решения участвует в общественной жизни и так далее. Сартр рассматривает роль...
82434. Причины и смысл «антропологического бунта» в философии XX века. Основные темы философской антропологии 27.12 KB
  Мотив репрессивности и агрессивности таким образом становится ведущим в социальном бытии человека в XX веке. Фромм полагает что одиночество характерная черта современного человека. По его мнению одиночество и беспомощность вызваны желанием человека обрести экономическую независимость. Обретение экономической свободы и материального благополучия привели человека к одиночеству неуверенности и изоляции от внешнего мира.
82435. Стереотипы и сценарии поведения. Их значимость для межкультурной коммуникации 37.49 KB
  Так постепенно складываются этнокультурные стереотипы представляющие собой обобщенные представления о типичных чертах харрных для какогол. Стереотипы явл. По этой причине стереотипы существуют и широко используются людьми. Откуда берутся стереотипыСтереотипами определяется около двух третей форм чел.
82436. Причины различий языковой картины мира 33.33 KB
  Восприятие окружающего мира отчасти зависит от культурно-национальных особенностей носителей конкретного языка. Поэтому с точки зрения этнологии, лингвокультуралогии и других смежных областей наиболее интересным является установление причин расхождений в языковых картинах мира
82437. Учёные – основатели учения о языковой картине мира 33.32 KB
  Языковая картина мира видение восприятие окружающего мира посредством лексический и грамматической системы родного языка; сетка которую наш родной язык набрасывает на наше восприятие мира и его оценку. Другой выдающийся лингвист внесший вклад в разработку учения о языковой картине мира американский учёный Эдуард Сэпир 18841939. Ученик Сэпира Бенджамен Ли Уорф 18971941 стремился обосновать свою гипотезу о влиянии языка не только на восприятие мира людей но и на их поведение.