62449

Внутреннее строение листа

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Продолжить изучение листа в связи с выполняемыми функциями и приспособленностью растений и родным условием среды. Образовательная задача: Познакомить учащихся с особенностями клеточного строения листа в связи с его функциями обеспечить закрепление биологических понятий...

Русский

2014-06-10

19.04 KB

3 чел.

Урок № 7 (9)

Тема:  Внутреннее строение листа.

Цель  урока: Продолжить изучение листа в связи с выполняемыми функциями и приспособленностью растений и родным условием среды.

Образовательная задача: Познакомить учащихся с особенностями клеточного строения листа в связи с его функциями, обеспечить закрепление биологических понятий

Развивающая задача: Формировать умение выделять главное в изучаемом материале, проверить соотношение строения с выполняемыми функциями, развивать коммуникабельные качества личности.

Воспитательная функция:  Формировать бережное отношение к природе, воспитывать экологическую грамотность, культуру труда.

Оборудование: Таблицы «Разнообразие листьев», «Клеточное строение листа»,  препараты

кожицы листьев  традесканции, герани.

Понятия:  ткань, устьица, кутикула, фотосинтез, устьичный  аппарат.

Методы и приемы: словесные, логические, организационные.

Тип урока: Урок усовершенствования знаний, умений, навыков.

Класс:  7

Дата  ________

Ход урока:

  1.  Организационный этап (1 мин)
  2.  Актуализация знаний  (2 мин)
  3.  Мотивация новых знаний (2 мин)
  4.  Изучение нового материала  (17 мин)
  5.  Закрепление нового материала  (13 мин)
  6.  Обобщение и систематизация изученного материала (4 мин)
  7.  Д.З. (1 мин)
  8.  Итог  урока (1 мин)

Ход урока :

I.Организационный этап

II.Актуализация знаний

  1.  Что такое ткань?

Предполагаемый ответ:

- Группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и выполняемой функции.

2)Какие Виды растительных тканей вы знаете?

Предполагаемый ответ:

-Покровная

-Образовательная

-Проводящая

-Механическая

-Основная

3) Что такое лист?

Предполагаемый ответ:

Лист - это вегетативный орган растения, выполняющий функции фотосинтеза, испарения, г   газообмена.

III.Мотивация новых знаний:

Давайте попробуем разгадать загадку: 

 В зеленом тереме

Площади не меряны,

Комнаты не считаны,

Стены как стекло,

Всё насквозь видно!

А в стенах окошки,

Сами открываются,

Сами закрываются!

Ответ:   Зеленый терем - это лист комнаты – клетки. Прозрачные, как стекло, стены – это покровная ткань. А что за окошки имеют прозрачные стены, самооткрывающиеся и самооткрывающиеся ? Как они работают и зачем они вообще нужны? На эти вопросы вы сможете ответить, после изучения темы.

IV. Изучение нового материала.

Учитель:  Лист – это «волшебная фабрика, где под действием света происходят чудеса, которым могли бы позавидовать средневековые алхимики. В листе на свету, из воды и углекислого газа образовываются органические вещества. Это явление называется фотосинтезом (Написать на доске) и ученики вместе с учителем дают определение данного процесса.

Проблемный вопрос: Почему же именно лист называется «волшебной фабрикой», что же имеет в своем внутреннем  строении лист, чего не имеют корень, цветок и т.д.

Учитель: Лист имеет сложное внутренне строение. Ученики готовятся рассматривать микропрепараты, под микроскопом изготовленным, одним из учеников. Учитель спрашивает алгоритм приготовления микропрепарата листа герани.

Предполагаемый ответ:

-Взять лист герани

- Надломать край листа

- Осторожно снять с нижней стороны небольшой участок тонкой прозрачной кожицы.

- Поместить каплю воду на предметное стекло

- Накрыть покровным стеклом

Учитель спрашивает другого ученика об устройстве микроскопа.

Предполагаемый ответ:

-окуляр

-объектив

-тубус

-штатив

-отверстие

-зеркало

-винт

-предметный столик

-подставка

Ученики: рассматривают микропрепарат листа герани.

Учитель: Сверху лист прикрой кожицей. Она образована слоем прозрачных клеток покровной ткани, плотно прилегающей друг к другу. Какую функцию она выполняет? Правильно, защитную. Почему кожица прозрачная? Она позволяет проникать свету внутрь листа, С нижней стороны также имеет  кожицу, но среди клеток кожицы находиться мелкие зеленые клетки, между которыми есть щель. Что это значит? Какова их функция?

Найти ответы на с. 63 и сделать рисунок в тетради.  

Предполагаемый ответ

Эти клетки - устьица, состоящие из двух замыкающих клеток и щели между ними. Через устьица происходит газообмен и испаряется влага. Устьица либо закрыты,  либо открыты.

Учитель: Как вы думаете, одинаково ли количество устьиц на нижней и верхней кожице?

Ученики:  Нет

Учитель: С чем это связано?

Ученики: С Условиями среды, в которых растёт растение

Учитель: А у водных растений есть ли устьица и если есть, то где она располагается?

Ученики:  Есть, на верхней кожице.

Учитель: Под кожицей располагается мякоть и сосудисто-волокнистый пучок.

Задание: Найти ответы на вопросы

1-вариант -> Строение и функции мякоти

2-й вариант -> Строение и функции сосудисто-волокнистого пучка

Предполагаемый ответ

1-вариант    Мякоть листа

  Фотосинтезирующая   Запасающая (запас вещ-в)

  Столбчатая (Фотосинтез)  Губчатая(Газообмен)

2-вариант

     Жилки

  Проводящая ткань   Механическая ткань

V. Закрепление:  выполнение л/р  №8

VI. Обобщение и систематизация изученного материала

Заполните схему устно (Схема у каждого на парте)

Всасывание воды происходит ______________( орган, зона)

Вода с _________(какими) веществами передвигается из корня в лист?

По  ______________(ткань, название клеток)

По   ______________ зоне корня, стебля

По  ______________(название клеток, какого слоя)

По  ______________(каким клеткам, какой части листа)

Учитель: По словам Климента Аркадьевича Тимирязева: «Не один растительный орган, не испытывает на себе человеческой несправедливости в такой степени, как лист… До конца прошлого столетия … лист продолжает пользоваться легкомысленной славой пышного, но бесполезного наряда.» Защитите лист.

VII. Домашнее задание, творческий проект по защите листа.

VII. Итог урока. Выставление оценок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55638. Работа с фрагментами рисунка 291 KB
  Цели урока: Образовательная: отработка навыков работы с графическим редактором; повторение и закрепление навыков умения работать с инструментами научить составлять рисунок используя несколько одинаковых фрагментов рисунка...
55640. Рівність геометричних фігур. Перша ознака рівності трикутників 316 KB
  Перша ознака рівності трикутників Мета: домогтися розуміння учнями змісту першої ознаки рівності трикутників: формувати навички розвязування вправ; виховувати пізнавальну активність; розвивати логічне мислення учнів.
55641. Рівняння 64.5 KB
  Мета уроку: формування понять піраміда основа вершина бічні ребра висота піраміди вмінь учнів знаходити елементи піраміди. Спільну вершину трикутних граней називають вершиною піраміди протилежну...
55642. Квадратні рівняння. Розв’язування неповних квадратних рівнянь 119 KB
  Мета: Повторити вивчений матеріал про лінійні рівняння з однією змінною рівняння першого степеня його корені та способи розвязування; Вивести: означення квадратного рівняння та навчитися їх перетворювати до зведених квадратних рівнянь...
55643. Алгебраїчні рівняння та нерівності вищих порядків, які зводяться до квадратних 2.48 MB
  Основні методи розвязання рівнянь Розкладання лівої частини рівняння на множники А Спосіб групування 1 Розвязання 2 Відповідь: Б Застосування схеми Горнера 1 Розвязання Дільниками вільного члена є числа Серед них знаходимо корені рівняння...
55644. Рівняння. Розв’язування задач за допомогою рівнянь 286.5 KB
  Мета уроку: узагальнити та закріпити навички розвязування рівнянь і задач за допомогою рівнянь; розвивати навички усної лічби вміння аналізувати умову задачі й вибирати ту величину для позначення її змінною...
55645. РОЗВ’ЯЗУВАННЯ ДІОФАНТОВИХ РІВНЯННЬ 531.5 KB
  Ознайомити учнів з діофантовими рівняннями та різними способами їх розвязування можна на факультативних заняттях чи на засіданнях математичного гуртка. Кожен спосіб супроводжується теоретичним обґрунтуванням прикладами розвязаних задач та задачами для самостійного розвязування.