62450

Социальные институты и их функции

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Вопросы: Социальные институты как элемент социальной структуры общества. Характерные и существенные признаки социальных институтов. Типологизация социальных институтов.

Русский

2014-06-10

26.11 KB

10 чел.

Тема (модуль) 2 Личность в системе социальных институтов и социальных организаций

2.1 Социальные институты и социальные организации: общее и особенное

Тема урока: «Социальные институты и их функции»

Вопросы:

  1.  Социальные институты как элемент социальной структуры общества.
  2.   Характерные  и существенные признаки социальных институтов.
  3.  Типологизация  социальных институтов.
  4.  Функции социальных институтов. Институализация

Первый вопрос: «Социальные институты как элемент социальной структуры общества»

Рассматривая социальную структуру общества как сложную социальную систему, мы особое (центральное) место отвели в ней социальным институтам. Это определяется тем, что они являются своего рода регулятором отношений, которые складываются между элементами социальной системы и внутри этих элементов и обеспечивают  их функционирование и развитие.

Слово «институт»  произошло от латинского «institum» - установление, устройство.  

Термин «социальный институт» несет в себе несколько смысловых нагрузок:

- Институт – как социальная организация,   выполняющая определенные функции (институт  как учебное заведение, институт как научно исследовательская организация – НИИ, институт как проектная организация – институт «Гражданпроект» и.т.д.)

-  Институт - как совокупность социальных правовых и нравственных норм,  которые регулируют отношения во всех сферах жизнедеятельности людей  (институт права, институт морали)

- Институт – как  форма  регулирования общественных отношений, система социальных норм и социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для нормального функционирования общества, а также,  специальные учреждения,  выполняющие эти функции (милиция, прокуратура, суд,  налоговая инспекция, религиозные организации  и.т.д.)

Таким образом,   социальный институт – это сложный  

ценностно – нормативный комплекс, которым направляются, регулируются и контролируются  действия людей в жизненно важных сферах жизни общества: экономике, политике, социальной и духовной сферах, что обеспечивает устойчивость и стабильность общества, его нормальное воспроизводство и развитие

Второй вопрос: «Характерные  и существенные признаки социальных институтов»

Социальные институты  обладают следующими характерными и существенными признаками:

 

Характерные признаки социальных институтов:

  1.  Наличие четко определенной цели  своей деятельности

(Например,  институт образования, как один из типов  социальных институтов,  ставит своей целю   обеспечить высокий уровень знаний людей, в том числе и в области профессионального образования, что позволит обществу успешно развиваться.  

Институт здравоохранения ставит свой целью поддержание здоровья нации и.т..д.)

  1.  Социальные институты выполняют определенные функции,  посредством которых достигаются стоящие перед ними цели

(Например институт брака и семьи выполняет функции воспроизводства человеческого рода, экономические институты – выполняют функции  общественного производства –  функцию производства и воспроизводства и.т.д.)

  1.  Социальным институтам характерно четкое распределение социальных позиций (статусов) и ролей, функций, прав и обязанностей,   типичных именно для данного института

(Например,  государство,  как социальный политический институт,  занимает особое положение  (статус) в политической системе общества и  выполняет функции,  какие ни один другой политический институт не выполнит.)

  1.  Социальные институты отличаются особым типом регулирования взаимоотношений, системой определенных установлений, предписаний, норм и  правил которым должны следовать индивиды, участвующие в деятельности данного института

  1.  Социальные  институты формируют систему санкций, которая обеспечивает поощрение желаемого и  осуждение или  пресечение, или подавление  отклоняющегося поведения

На осуждение или  пресечение, или подавление

отклоняющегося поведения направлена,   например,

деятельность института правосудия, эту же

функцию выполнят и институты поддержания

правопорядка – например милиция.

На соблюдение нравственных норм  -  направлена

деятельность института морали

Характерные признаки являются не единственной характеристикой социального института. Им присуще также и существенные признаки, которые отличают институты от социальных организаций  

 Существенные признаки социальных институтов:

  1.  Социальному институту как регулятору поведения и отношений характерно наличие аппарата или механизма принуждения

Таким механизмом выступает,  например,   административное и уголовное законодательство в деятельности института  поддержания правопорядка,  куда входит милиция, прокуратура, суд.

Кодекс об образовании является механизмом принуждения по выполнению норм и правил в институте образования

  1.  Социальным  институтам присуща устойчивость и долговременность функционирования в отличии например от организаций.

Например,  церковь как социальный институт – функционирует на протяжении столетий и тысячелетий. Институт морали существует практически с момента осознания человеком нравственных норм

  1.  Институт – крупномасштабная общность людей, имеющая сложную и разветвленную структуру.

По масштабу ни одна социальная организация не может сравниться с социальным институтом

  1.  Социальные институты глубоко интегрированы в социально – политическую,  экономическую, социокультурную и ценностную структуру общества, что обеспечивает им формально – правовую основу деятельности и позволяет им осуществлять контроль над ними

  1.  Наличие необходимых кадров,  ресурсов  и условий,  обеспечивающих успешное выполнение нормативных установлений и  предписаний, и проведение эффективного контроля

  1.  Наличие целостной системы стандартов поведения людей, что обеспечивает успешное выполнение функций  данного социального института

______________________________________________________

Третий вопрос: «Типологизация  социальных институтов»

Типологизация социальных институтов проводится по определенным признакам

По жесткости  и способам регламентации социальные институты подразделяются на:  формальные и неформальные

Функционирование  формальных  институтов осуществляется в условиях жесткой регламентации  их деятельности - четко закреплены функции, права и обязанности, статусы и роли в них работающих. Они имеют учреждения,  с помощью которых осуществляется управление социальными действиями и контроль за ними. (например институт образования имеет ряд организаций, которые обеспечивают выполнение стоящих перед ним задач: начиная от детского сада и заканчивая ВУЗами)

Неформальные институты не имеют жесткой регламентации. Их деятельность регламентирована,  как правило,  морально – нравственными нормами.  (например,  дружба)

В зависимости от того в какой сфере жизни действуют социальные институты, а также от содержания и направленности  их деятельности социальные институты подразделяются на:

Политико – правовая сфера жизни

- Политические институты (государство, политические партии, общественные организации и.т.д.)

- Правовые институты и институты поддержания правопорядка  (институт права, полиция, милиция, суд , прокуратура, тюрьма и д.р.)

- Институты законодательных и административных органов

- Институты обеспечения безопасности (армия)

Экономическая сфера жизни 

- Экономические институты  (институт собственности,

финансовые институты, институты производства)

Социальная сфера жизни  

-  Институт здравоохранения

-  Институт социального обеспечения

-  Институт брака и семьи

Духовная сфера жизни 

- Религия

- Образование

- Мораль

- Искусство

________________________________________________________

Четвертый вопрос: «Функции социальных институтов. Институциализация»

Социальные институты выполняют ряд функций, которые подразделяются на две группы:

- Явные  - при которых результат их функционирования заранее определен  (институт образования выполняет функции  обучения и воспитания.  Это его главная задача. Вооруженные силы  - выполняют  функцию защиты государства)

- Латентные – когда выполняя  явные функции  решаются не только  заранее определенные задачи и достигаются определенные цели , но  решаются и другие объективно – возникшие задачи и достигаются побочные цели  (например институт образования формирует   навыки  межличностного общения. Вооруженные силы,  выполняя функцию защиты государства, в тоже время,  выполняют воспитательную функцию)

К явным функциям социальных институтов относят:

  1.  Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений - позволяет сохранить и воспроизвести соответствующие правила и нормы в изменяющейся социальной среде.

  1.  Адаптационная функция – функция приспособляемости социальных институтов к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды

  1.  Интегративная функция – функция объединения и сплоченности  социальных субъектов

  1.  Коммуникативная функция – функция распространения информации,  как в пределах самого социального института, так и на другие институты.

  1.  Социализирующая функция – функция формирования и развития личности  под  воздействием социальной среды

  1.  Регулирующая функция – регулируют отношения между всеми субъектами социальной системы

Институциализация – процесс возникновения формирования и развития социальных институтов.

Основные этапы институциализации:

  1.  Возникновение в обществе определенных потребностей в новых видах социальной деятельности соответствующих им условий
  2.  Формирование общих целей, которые должны достигаться совместными действиями входящих в состав данного социального института людей
  3.  Возникновение социальных норм и правил, вырабатываемых в процессе создания социального института
  4.  Развитие необходимых для успешного функционирования социального института организационных структур (бюро или комитеты политических партий, командные структуры в армии и.т.п.)
  5.  Создание характерной для данного института системы социальных статусов и ролей
  6.  Процесс интернализации (усвоения) индивидами новы социальных норм и ценностей, стандартов поведения, свойственных данному социальному институту

Литература:

Бабосов, Е.М. Общая социология : учеб. пособие для студентов вузов/ Е.М. Бабосов. - 3-изд. - Минск : ТетраСистемс, 2006.- С. 241-258

Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учебное пособие для студентов вузов.-  Минск : ТетраСистемс, 2003.- С. 139 - 144


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32491. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ. СВЯЗЬ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ 53 KB
  Теория и методика обучения информатики ВВЕДЕНИЕ. СВЯЗЬ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНФОРМАТИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. Предмет теории и методики обучения информатики. Современный учитель информатики это не только предметник это проводник современных идей и технологий обучения с использованием компьютера в школе.
32492. СТОРИЯ ВНЕДРЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ 93 KB
  Теория и методика обучения информатики ИСТОРИЯ ВНЕДРЕНИЯ КУРСА ИНФОРМАТИКИ В СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ. История внедрения курса информатики в средние учебные заведения. Новая учебная дисциплина получила название Основы информатики и вычислительной техники ОИВТ. Вместе с тем постепенное проникновение в учебный план общеобразовательной школы сведений из области информатики началось значительно раньше и начинался этот процесс с опытов по изучению школьниками элементов программирования и кибернетики.
32493. Цели и задачи обучения информатики в школе 47.5 KB
  Теория и методика обучения информатики ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ В ШКОЛЕ. Цели и задачи обучения информатики в школе На основе общих принципов педагогической политики государство определило главные задачи общеобразовательной школы: обеспечение усвоения учащимися системы знаний определяемой общественными и производственными потребностями; формирование научного миропонимания политической экономической правовой культуры гуманистических ценностей и идеалов творческого мышления самостоятельности в пополнении знаний;...
32494. Структура обучения информатике в школе 84.5 KB
  ; логические модели дедуктивные системы сложность вывода нетрадиционные исчисления: индуктивный и дедуктивный вывод вывод по аналогии правдоподобный вывод немонотонные рассуждения и т.; искусственный интеллект представление знаний вывод на знаниях обучение экспертные системы и т.; бионика математические модели в биологии модели поведения генетические системы и алгоритмы и т.; инженерия математического обеспечения языки программирования технологии создания программных систем инструментальные системы и т.
32495. СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ. СТАНДАРТ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ 218.5 KB
  СТАНДАРТ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ Современное содержание образования школьного курса информатики Информатика в настоящее время одна из фундаментальных областей научного знания формирующая системноинформационный подход к анализу окружающего мира изучающая информационные процессы методы и средства получения преобразования передачи хранения и использования информации стремительно развивающаяся и постоянно расширяющаяся область практической деятельности человека связанная с использованием информационных технологий. Второй...
32496. ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ ИНФОРМАТИКИ 102.5 KB
  03 Элементы абстрактной и компьютерной алгебры Понятие группы кольца поля булевой алгебры.04 Теория алгоритмов Понятие вычислимой функции. Понятие программы. Общее понятие исчисления.
32497. ОБОРУДОВАНИЕ ШКОЛЬНОГО КАБИНЕТА ИНФОРМАТИКИ 59.5 KB
  Оборудование школьного кабинета информатики Введение в учебный план средней школы нового предмета Основы информатики и вычислительной техники потребовало разрешения проблемы обеспечения взаимодействия учащихся с ЭВМ. КВТ предназначен также для использования в преподавании различных учебных предметов трудового обучения в организации общественно полезного и производительного труда учащихся для эффективного управления учебновоспитательным процессом. КВТ может использоваться также и для организации компьютерных клубов учащихся других форм...
32498. УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ 90.5 KB
  Теория и методика обучения информатики УЧЕБНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ. Некомпьютерные средства обучения информатике Понятие и дидактические функции технических средств обучения Еще основоположник классноурочной системы обучения Ян Амос Коменский отмечал: . Наиболее высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся с помощью технических средств обучения ТСО изображения в процессе передачи учебной информации. Техническими средствами обучения называют проекционную...
32499. ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО КУРСУ ИНФОРМАТИКИ 49.5 KB
  В систему средств обучения наряду с учебниками учебными и методическими материалами и программным обеспечением для компьютеров входят и сами компьютеры образующие единую комплексную среду которая и позволяет учителю достигать поставленных целей обучения. Вот перечень основных компонентов рекомендуемой системы средств обучения информатике в школе: программнометодическое обеспечение курса информатики включающее как программные средства для поддержки преподавания так и инструментальные программные средства ИПС обеспечивающие учителю...