62450

Социальные институты и их функции

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Вопросы: Социальные институты как элемент социальной структуры общества. Характерные и существенные признаки социальных институтов. Типологизация социальных институтов.

Русский

2014-06-10

26.11 KB

10 чел.

Тема (модуль) 2 Личность в системе социальных институтов и социальных организаций

2.1 Социальные институты и социальные организации: общее и особенное

Тема урока: «Социальные институты и их функции»

Вопросы:

  1.  Социальные институты как элемент социальной структуры общества.
  2.   Характерные  и существенные признаки социальных институтов.
  3.  Типологизация  социальных институтов.
  4.  Функции социальных институтов. Институализация

Первый вопрос: «Социальные институты как элемент социальной структуры общества»

Рассматривая социальную структуру общества как сложную социальную систему, мы особое (центральное) место отвели в ней социальным институтам. Это определяется тем, что они являются своего рода регулятором отношений, которые складываются между элементами социальной системы и внутри этих элементов и обеспечивают  их функционирование и развитие.

Слово «институт»  произошло от латинского «institum» - установление, устройство.  

Термин «социальный институт» несет в себе несколько смысловых нагрузок:

- Институт – как социальная организация,   выполняющая определенные функции (институт  как учебное заведение, институт как научно исследовательская организация – НИИ, институт как проектная организация – институт «Гражданпроект» и.т.д.)

-  Институт - как совокупность социальных правовых и нравственных норм,  которые регулируют отношения во всех сферах жизнедеятельности людей  (институт права, институт морали)

- Институт – как  форма  регулирования общественных отношений, система социальных норм и социальных ролей, обеспечивающих реализацию функций, необходимых для нормального функционирования общества, а также,  специальные учреждения,  выполняющие эти функции (милиция, прокуратура, суд,  налоговая инспекция, религиозные организации  и.т.д.)

Таким образом,   социальный институт – это сложный  

ценностно – нормативный комплекс, которым направляются, регулируются и контролируются  действия людей в жизненно важных сферах жизни общества: экономике, политике, социальной и духовной сферах, что обеспечивает устойчивость и стабильность общества, его нормальное воспроизводство и развитие

Второй вопрос: «Характерные  и существенные признаки социальных институтов»

Социальные институты  обладают следующими характерными и существенными признаками:

 

Характерные признаки социальных институтов:

  1.  Наличие четко определенной цели  своей деятельности

(Например,  институт образования, как один из типов  социальных институтов,  ставит своей целю   обеспечить высокий уровень знаний людей, в том числе и в области профессионального образования, что позволит обществу успешно развиваться.  

Институт здравоохранения ставит свой целью поддержание здоровья нации и.т..д.)

  1.  Социальные институты выполняют определенные функции,  посредством которых достигаются стоящие перед ними цели

(Например институт брака и семьи выполняет функции воспроизводства человеческого рода, экономические институты – выполняют функции  общественного производства –  функцию производства и воспроизводства и.т.д.)

  1.  Социальным институтам характерно четкое распределение социальных позиций (статусов) и ролей, функций, прав и обязанностей,   типичных именно для данного института

(Например,  государство,  как социальный политический институт,  занимает особое положение  (статус) в политической системе общества и  выполняет функции,  какие ни один другой политический институт не выполнит.)

  1.  Социальные институты отличаются особым типом регулирования взаимоотношений, системой определенных установлений, предписаний, норм и  правил которым должны следовать индивиды, участвующие в деятельности данного института

  1.  Социальные  институты формируют систему санкций, которая обеспечивает поощрение желаемого и  осуждение или  пресечение, или подавление  отклоняющегося поведения

На осуждение или  пресечение, или подавление

отклоняющегося поведения направлена,   например,

деятельность института правосудия, эту же

функцию выполнят и институты поддержания

правопорядка – например милиция.

На соблюдение нравственных норм  -  направлена

деятельность института морали

Характерные признаки являются не единственной характеристикой социального института. Им присуще также и существенные признаки, которые отличают институты от социальных организаций  

 Существенные признаки социальных институтов:

  1.  Социальному институту как регулятору поведения и отношений характерно наличие аппарата или механизма принуждения

Таким механизмом выступает,  например,   административное и уголовное законодательство в деятельности института  поддержания правопорядка,  куда входит милиция, прокуратура, суд.

Кодекс об образовании является механизмом принуждения по выполнению норм и правил в институте образования

  1.  Социальным  институтам присуща устойчивость и долговременность функционирования в отличии например от организаций.

Например,  церковь как социальный институт – функционирует на протяжении столетий и тысячелетий. Институт морали существует практически с момента осознания человеком нравственных норм

  1.  Институт – крупномасштабная общность людей, имеющая сложную и разветвленную структуру.

По масштабу ни одна социальная организация не может сравниться с социальным институтом

  1.  Социальные институты глубоко интегрированы в социально – политическую,  экономическую, социокультурную и ценностную структуру общества, что обеспечивает им формально – правовую основу деятельности и позволяет им осуществлять контроль над ними

  1.  Наличие необходимых кадров,  ресурсов  и условий,  обеспечивающих успешное выполнение нормативных установлений и  предписаний, и проведение эффективного контроля

  1.  Наличие целостной системы стандартов поведения людей, что обеспечивает успешное выполнение функций  данного социального института

______________________________________________________

Третий вопрос: «Типологизация  социальных институтов»

Типологизация социальных институтов проводится по определенным признакам

По жесткости  и способам регламентации социальные институты подразделяются на:  формальные и неформальные

Функционирование  формальных  институтов осуществляется в условиях жесткой регламентации  их деятельности - четко закреплены функции, права и обязанности, статусы и роли в них работающих. Они имеют учреждения,  с помощью которых осуществляется управление социальными действиями и контроль за ними. (например институт образования имеет ряд организаций, которые обеспечивают выполнение стоящих перед ним задач: начиная от детского сада и заканчивая ВУЗами)

Неформальные институты не имеют жесткой регламентации. Их деятельность регламентирована,  как правило,  морально – нравственными нормами.  (например,  дружба)

В зависимости от того в какой сфере жизни действуют социальные институты, а также от содержания и направленности  их деятельности социальные институты подразделяются на:

Политико – правовая сфера жизни

- Политические институты (государство, политические партии, общественные организации и.т.д.)

- Правовые институты и институты поддержания правопорядка  (институт права, полиция, милиция, суд , прокуратура, тюрьма и д.р.)

- Институты законодательных и административных органов

- Институты обеспечения безопасности (армия)

Экономическая сфера жизни 

- Экономические институты  (институт собственности,

финансовые институты, институты производства)

Социальная сфера жизни  

-  Институт здравоохранения

-  Институт социального обеспечения

-  Институт брака и семьи

Духовная сфера жизни 

- Религия

- Образование

- Мораль

- Искусство

________________________________________________________

Четвертый вопрос: «Функции социальных институтов. Институциализация»

Социальные институты выполняют ряд функций, которые подразделяются на две группы:

- Явные  - при которых результат их функционирования заранее определен  (институт образования выполняет функции  обучения и воспитания.  Это его главная задача. Вооруженные силы  - выполняют  функцию защиты государства)

- Латентные – когда выполняя  явные функции  решаются не только  заранее определенные задачи и достигаются определенные цели , но  решаются и другие объективно – возникшие задачи и достигаются побочные цели  (например институт образования формирует   навыки  межличностного общения. Вооруженные силы,  выполняя функцию защиты государства, в тоже время,  выполняют воспитательную функцию)

К явным функциям социальных институтов относят:

  1.  Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений - позволяет сохранить и воспроизвести соответствующие правила и нормы в изменяющейся социальной среде.

  1.  Адаптационная функция – функция приспособляемости социальных институтов к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды

  1.  Интегративная функция – функция объединения и сплоченности  социальных субъектов

  1.  Коммуникативная функция – функция распространения информации,  как в пределах самого социального института, так и на другие институты.

  1.  Социализирующая функция – функция формирования и развития личности  под  воздействием социальной среды

  1.  Регулирующая функция – регулируют отношения между всеми субъектами социальной системы

Институциализация – процесс возникновения формирования и развития социальных институтов.

Основные этапы институциализации:

  1.  Возникновение в обществе определенных потребностей в новых видах социальной деятельности соответствующих им условий
  2.  Формирование общих целей, которые должны достигаться совместными действиями входящих в состав данного социального института людей
  3.  Возникновение социальных норм и правил, вырабатываемых в процессе создания социального института
  4.  Развитие необходимых для успешного функционирования социального института организационных структур (бюро или комитеты политических партий, командные структуры в армии и.т.п.)
  5.  Создание характерной для данного института системы социальных статусов и ролей
  6.  Процесс интернализации (усвоения) индивидами новы социальных норм и ценностей, стандартов поведения, свойственных данному социальному институту

Литература:

Бабосов, Е.М. Общая социология : учеб. пособие для студентов вузов/ Е.М. Бабосов. - 3-изд. - Минск : ТетраСистемс, 2006.- С. 241-258

Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учебное пособие для студентов вузов.-  Минск : ТетраСистемс, 2003.- С. 139 - 144


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59428. Нашому роду – нема переводу 45.5 KB
  Сумна, трагічна історія нашої землі, нашої України. Скільки разів топтали нашу землю чоботи чужинців, скільки разів червоніла вона від крові і промокала від сліз! Україна! Європейські правителі мали за честь одружуватися з українками.
59429. Cценарій. Вечорниці 40 KB
  1ша жінка: Ні таки що не кажіть а світ перемінився. Куди то все поділося Похитавши головою сумно наспівує 2га жінка: То ж і я кажу а співали як ми молодими. Пісня Шли корови з темної діброви Котрась із жінок перериваючи пісню говорить 3тя жінка...
59430. Небезпека від вогню 56 KB
  А загадки мої такі: Хто я такий Де я ховаюся Як мене перемогти Діти як видумаєте хто такий злий В Це злий Вогонь. І як я сама не здогадалась що це злий Вогонь. Друга загадка де він ховається Сірники загапальнички новорічні хлопавки свічки бенгальський вогонь вогонь у печі...
59431. Cценарій: Живи, книжко! 74 KB
  Тиждень книжки зазвучало Серед міста як сигнал. 4й учень: За той тиждень розмаїті Полюбились так книжки Що кладуть донині діти На ніч їх під подушки. Палітурки як ганчірки Ті книжки ридають гірко. Дівчинка: Бився Олесь з хлопчаками Він розмахував книжками...
59432. Правила дорожнього руху: вивчай, знай, виконуй! 30.5 KB
  Ознайомити учнів з правилами переходу дороги за несприятливих умов. Оголошення теми заняття Правила дорожнього руху: вивчай знай виконуй. План заняття Правила дорожнього руху.
59433. Літературно-мистецьке свято за творчістю І.Франка «Тричі являлася мені любов» 61 KB
  Франко працюючи репетитором у сина сільського священика Михайла Рошкевича знайомиться з його донькою Ольгою. Франко залучає Ольгу до літературної діяльності. Врештірешт Франко прохає Ольгу стати її нареченою.
59434. Cценарій. Барвиста писанка 45.5 KB
  Матеріали: Таблиці та кольорові фотографії писанок Таблиці символіки Кольорові фотографії писанок регіонів України Натуральні писанки Мотивація навчальної діяльності. Діти повинні знати звичаї та обряди українського народу...
59435. Рекомендації щодо проведення свята до Дня Матері 30.5 KB
  З першої миті життя схиляються над нами обличчя матерів. Матері Все життя дивляться вони нам услід бажають добра і щастя. Тож друже мій схилімо голови перед величчю матері перед її світлим образом.
59436. Cценарій: В осінні шати-барви вдяглися ліси й поля 45 KB
  Мета. Поглибити знання учнів про рідну природу, вчити бачити і розкривати красу навколишнього світу; заохочувати дітей до творчості; розвивати мовлення, мислення дітей; формувати вміння визначати настрій твору...