62451

Глазури. Виды глазурей

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Глазури применяются в технологии керамики с целью придания изделию гигиеничности прочности водонепроницаемости красивого вида. Глазури легкоплавкие стекла обладающие всеми свойствами аморфного вещества.

Русский

2014-06-10

39.31 KB

10 чел.

УРОК 8

План урока

  1.  Глазури. Виды глазурей.
  2.  Окрашивание глазурей.

1. Глазури. Виды глазурей.

Глазурями в настоящее время принято называть стекловидные покрытия по керамике. Глазури применяются в технологии керамики с целью придания изделию гигиеничности, прочности, водонепроницаемости, красивого вида. Глазури - легкоплавкие стекла, обладающие всеми свойствами аморфного вещества. От «классических» стекол глазури отличаются тем, что они покрывают керамический черепок и имеют с ним контактный, так называемый промежуточный слой. Образование и глубина этого слоя имеет важнейшее значение для прочного сцепления глазури с черепком.

Назначение глазурей – прикрыть пористый черепок изделий плотным и гладким слоем, придать изделиям с плотным черепком повышенную механическую прочность и хороший внешний вид, повысить химическую устойчивость, гарантировать электрические свойства, защитить внутри- и подглазурпый декор от механического и химического воздействия, служить декоративным элементом, а также подложкой для над- и внутриглазурного декора.

Стекловидный слой и керамический черепок, хотя и относятся к силикатам, их состав, как правило, различен. Различно по величине и их тепловое расширение. Для прочного сцепления слоя глазури с черепком надо стремится к тому, чтобы тепловое расширение глазури и черепка были равны или расширение глазури меньше, чем черепка. Это объясняется тем, что стекло примерно в 20 раз лучше выдерживает напряжение сжатия, чем напряжение растяжения. Непрочность сцепления глазури с черепком выражается в образовании сетки трещин в глазурном слое (цек), или значительно реже, отскакивании глазури от черепка после обжига и охлаждения. В первом случае тепловое расширение глазури больше, чем расширение черепка, во втором случае расширение глазури меньше расширения черепка.

Тепловое расширение глазурей и керамических масс определяется специальным прибором - дилатометром и характеризуется коэффициентом теплового расширения (КТР). КТР керамических масс и глазурей находится в пределах =40-80±107 1/град. Величина КТР глазури зависит от ее химического состава. Щелочные оксиды (Na20; К20), используемые в качестве дешевых плавней, более всех других оксидов повышают КТР глазури. Оксиды кальция, магния, свинца, бора, вводимые в глазурь вместо щелочных оксидов, снижают КТР глазури. При синтезе новых глазурей стремятся получить состав с возможно более низким КТР, чтобы использовать ее для возможно большей группы керамических изделий. КТР керамического черепка зависит не только от его химического состава, но и от степени спекания черепка, т.е. от количества образовавшегося в черепке стекла (стекловидной фазы). В художественной практике очень трудно подобрать к керамическому черепку глазурь, не дающую цек после обжига.

Не менее сложно подбирать состав керамической массы и температуру ее обжига. На практике поступают следующим образом. В том случая, если сетка трещин глазури крупная (несоответствие КТР невелико), повышают температуру обжига изделий на 30-50°С, или увеличивают время обжига. В обоих случаях создаются условия для лучшего развития промежуточного слоя, который является как бы буфером/ выравнивающим напряжения, возникающие между стеклом и черепком. КТР промежуточного слоя имеет среднее значение между КТР глазури и КТР черепка. Нанесение глазури более тонким слоем также способствует лучшему согласованию глазури с черепком. Часто цек образуется не сразу после обжига, а с течением времени. Это объясняется тем, что пористый силикатный черепок способен при поглощении несколько увеличиваться в объеме. Появлению цека способствует и разница температур между внутренней и наружной сторонами черепка.

Иногда возникающий цек используют для декорирования изделий, и весьма эффектно. Если после обжига на глазури появляется мелкая сеть трещин, несогласованость глазури и черрепка велика и следует подумать об изменении состава черепка или глазури. Проще изменить состав глазури, так как ее КТР завит только от химического состава. Проще всего для устранения цека добавить в глазурь тонкомолотый кварцевый песок, хотя эта добавка увеличит температуру плавления глазури. С этой целью тонко молотый Si02 добавляют и в массу черепка. Парадокс объясняется тем, что в первом случае Si02 входит в состав стекла глазури, снижая ее КТР, в черепке же Si02 наоборот, препятствует его спеканию и повышает КТР. Глазури, содержащие свинец обладают некоторой эластичностью, т.е. в известных пределах способны "растягиваться", не образуя трещин даже при значительной несогласованности глазури с черепком. Однако свинцовые глазури, в виду их токсичности, можно использовать только для глазурования декоративной керамики.

Глазури можно классифицировать:

  1.  По способу изготовления (сырые и фриттованные).
  2.  По химическому составу (свинцовые, полевошпатовые, стронциевые и т. д.).
  3.  По температуре плавления и назначению.
  4.  По просвечиваемости и состоянию поверхности.

 

Сырые глазури - самые простые в изготовлении. Сырьевые материалы взвешиваются согласно рецепта, перемешиваются и полученная шихта загружается в шаровую мельницу с водой. Соотношение мелющихся тел, шихты и воды примерно 1:1. Помол глазури осуществляется в течение 48-72 часов в зависимости от прочности сырьевых материалов и правильно подобранной скорости вращения мельницы. Затем глазурная суспензия процеживается через сито 4900-64000 отв/см2 и доводится до нужной консистенции добавлением воды или, при ее избытке, отстаиванием и сливанием. В составе сырых глазурей не должно быть компонентов, растворимых в воде, в противном случае эти компоненты (сода, борная кислота, кристаллическая бура, поташ и др.) при нанесении глазурной суспензии на изделие вместе с водой уйдут в пористый черепок, изменив состав глазури.

Фриттованные глазури. При наличии в шихте глазури растворимых в воде компонентов она, как правило, сплавляется (фриттуется) или спекается при температуре на 300-400°С выше температуры плавления глазури. Фриттуют и глазури содержащие токсичные вещества (РbО). Не обязательно все компоненты глазури сплавлять, некоторые (например, каолин и глину) лучше добавить при помоле. При сплавлении глазури растворимые компоненты шихты взаимодействуют с другими ее составляющими и образуют нерастворимые силикаты. На процесс фриттования глазури затрачивается огромное количество энергии, что существенно удорожает их производство. Фриттованные глазури более легкоплавки, чем сырые того же состава, качество поверхности после обжига у них выше. Это объясняется тем, что сырая глазурь образует стекловидную плёнку в процессе обжига на поверхности изделия, для чего необходимо затратить больше энергии и времени, чем для того, чтобы только расплавить готовое стекло в случае фриттованной глазури. Водные суспензии сырых глазурей легко расслаивается на отдельные компоненты, что приводит к неоднородности их состава и снижению качества покрытия после обжига.

Фриттуют глазури в огнеупорных тиглях. Для этого используют графитовые, шамотные (для варки больших количеств фритты), кварцевые, фарфоровые, корундизовые тигли. Взвешенные согласно рецепта компоненты глазури измельчаются, смешиваются, полученная шихта несколько раз (для лучшего смешивания) пропускается через сито 64 отв./см2. Если нет возможности вылить готовый расплав в холодную воду, стенки тигля следует промазать каолином для облегчения выбивания фритты из тигля после охлаждения. Учитывание вспенивание и разбрызгивание расплава, шихту загружают в тигель до 2/3 его объема. Тигель устанавливают в печь, обычно газовую, или на жидком топливе и постепенно повышают температуру до 1300-1400°С. По мере сплавления шихты в тигель подсыпают новые ее порции. Следует помнить, что бесцветные фритты, содержащие соединение свинца (особенно свинцовый глет РЬО) и титана легко восстанавливаются, если варка ведется при недостатке воздуха, чернеют, причем свинец может восстанавливаться до металла, что делает фритту непригодной для изготовления глазури. Восстановлению фритты способствует также варка ее в графитовом тигле. Вообще при изготовлении свинцовых фритт лучше использовать свинцовый сурик РЬ2О3, где свинец находится в более высокой степени окисления, а оксиды щелочных металлов ( K2O ; Na2O) вводить в шихту в виде азотнокислых солей. Образующийся при разложении КМОз и МаМОз кислород препятствует восстановлению фритт. Готовый расплав выливается в емкость с холодной водой для грануляции. Грануляция значительно облегчает и ускоряет последующий помол фритты. Фритта загружается в шаровую мельницу с водой и мелется в течение 48-72 часов. В конце помола в мельницу добавляется от 2 до 5 % беложгущейся глины для поддержания глазурной суспезии во взвешенном состоянии.

Часто глину загружают в мельницу вместе с фриттой. Это приводит к увеличению времени помола и расхода энергии, так как глиняные частицы препятствуют оседанию и помолу частиц фритты в мельнице. Глина нуждается лишь в роспуске. Готовность глазури определяется контрольными заборами из мельницы. В готовой глазури не должно ощущаться крупинок при растирании ее между пальцами. На производстве готовность глазури контролируется остатком на сите, который не должен превышать определенной величины (0,2%). Глазури для майолики процеживаются через сито 4900-6400 отв./см2, фарфоровые глазури пропускаются через сито 10000 отв./см2. Глазури для фарфора, как правило, не фриттуются (исключением является глазурь костяного фарфора) и требует высокой температуры обжига. Тонкий помол способствует их скорейшему созреванию.

Следует помнить, что длительный помол не всегда способствует улучшению качества глазури. Перемол сырых глазурей, особенно содержащих соединения свинца, много глины или каолина зачастую приводит к «облету» глазури с изделий на первых стадиях обжига. Уже при подсыхании на поверхности такой глазури образуются трещины, а в обжиге глазурь сворачивается и осыпается. Вероятно это объясняется тем, что при слишком тонком помоле глазурь на поверхности изделия образует очень плотный слой, который при усадке пластичных компонентов, входящих в глазурь, разрывается, скручивается, облетает.

С фриттованными глазурями такого явления, как правило, не наблюдается. Перемол глазури приводит также к изменению состава глазури, к обогащению ее компонентами мелющих тел и футеровки мельницы. На производстве фритту варят либо в ванных печах непрерывного действия, либо во вращающихся печах периодического действия. Фриттование является слишком энергоемким и дорогостоящим процессом, поэтому без необходимости глазури готовят сырым способом.

По химическому составу чаще всего в зависимости от основного плавня или 2-х плавней глазури бывают свинцовые, полевошпатовые, щелочные, борносвинцовые, борнощелочные, стронциевые, литиевые, бариевые. По названию глазури можно приблизительно судить о ее плавкости и использовании для определенного вида изделий. Полевошпатовые чаще используются для фарфора и каменного товара, свинцовые - для декоративных и глиняных изделий с ангобной росписью, борнощелочные как легкоплавкие нетоксичные, для покрытия глиняной посуды. Стронциевые глазури в настоящее время применяются в производстве фаянса.

По температуре плавления глазури делятся на легкоплавкие и тугоплавкие. Глазури приготовляются для определенного класса изделий и рассчитываются на температуру политого обжига этих изделий. Глазури для гончарных изделий и майолики имеют температуру плавления 850-1100°С (легкоплавкие), для фаянсовых изделий 1100-1200°С, для фарфора и каменного товара 1200-1400°С (тугоплавкие).

По просвечиваемости глазури бывают прозрачными и заглушенными. Прозрачные глазури сохраняют и усиливают цвет керамического черепка, проявляют ангобную и подглазурную роспись. Прозрачные глазури бывают бесцветные и цветные. Цветные прозрачные глазури используются для покрытия глиняных изделий, декорированных белым ангобом, керамики из светлых глин, для покрытий по белой заглушенной глазури.

Непрозрачные или заглушенные глазури маскируют цвет черепка, их раньше называли эмалями. Сейчас эмалями называют только стекловидные покрытия по металлу. Глушение глазурей осуществляется наличием в составе глушителей, таких как SnO2; ТiO2; ZnO; Sb2O3; ZrO2 и др., либо ликвидацией расплава глазури при охлаждении. Вещества глушители могут просто находится в глазурном стекле во взвешенном состоянии, мешая проникновению света к черепку (О^Оз), но чаще растворяются в глазури во время варки или наплавления, а при охлаждении кристаллизуются в виде оксидов или различных соединений, кристаллы которых имеют отличный от глазури коэффициент преломления света, что приводит к отражению световых лучей.

Ликвация - это расслаивание расплава глазури на два или более состава, различных по коэффициенту преломления света. Глушение ликвацией можно сравнить с получением белой непрозрачной эмульсии при интенсивном смешивании прозрачной воды и прозрачного растительного масла. Заглушенные глазури в XVIII веке применяли для изготовления белых расписных изделий из окрашенных глин (майолика). Сейчас заглушенные глазури применяют для облицовочной и санитарно-технической керамики.

По состоянию поверхности глазури бывают блестящие/матовые, крупно- и мелкокристаллические, кракле, вспененные и т.д.

Кристаллические глазури. Глазури с ярко выраженными кристаллами на поверхности или в слое глазури называются кристаллическими. Не всякая кристаллизация глазури способна украсить изделие. Подбирая состав глазури, режим обжига и охлаждения, можно получить исключительный эффект кристаллизации. Управлять процессом кристаллизации глазури довольно сложно (особенно в больших производственных камерных печах, а в туннельных вообще невозможно) так как для этого необходимо выполнить ряд условий:

  1.  Процесс кристаллизации глазури из расплава можно сравнить с выпадением кристаллов соли какого-либо металла из его пересыщенного водного раствора. Глазурь также должна быть пересыщена оксидами, способными при охлаждении расплава кристаллизоваться в виде оксидов или их соединений (ZnO, Fe2O3 и др.).
  2.  Глазурь должна содержать вещества, способные образовывать центры кристаллизации [TiO2 ; NaSiF6; МoОз ; V2O5 и др.).
  3.  Определить конечную температуру обжига глазури и время выдержки при ней, достаточное для растворения всех кристаллов, образовавшихся при плавлении глазури.
  4.  Определить температуру при охлаждении глазури, оптимальную для роста кристаллов и время выдержки при этой температуре.
  5.  Среда обжига должна быть окислительной или нейтральной.

Кристаллические глазури делятся на 2 основных вида:


- мелкокристаллические авантюриновые глазури, представляющие собой скопление мелких сверкающих кристалликов внутри глазурного слоя или на ее поверхности. В основном это железосодержащие (до 30% Fе3О4 ) глазури, но подобный эффект дают также марганцевые и хромовые глазурные стекла, но они более сложны в получении;

- крупнокристаллические глазури - образуют игольчатые или сферолитовые кристаллы на поверхности или в слое глазури размером от 1 до 40мм (игольчатые). Эти глазури высокотемпературны, обладают сильным декоративным эффектом, напоминающим морозный узор на стекле, содержит цинк и титан.

Восстановительные глазури (глазури «восстановительного огня», редукционные глазури). Глазури данного типа, также как и кристаллические, относятся к глазурям с ярко выраженным декоративным эффектом. Эффект напоминает интерференцию бензиновой пленки на поверхности воды. Суть эффекта состоит в том, что в состав глазури входят оксиды легко восстанавливающихся металлов, таких как медь, серебро, висмут и др., которые при создании в печи соответствующей восстановительной атмосферы переходят в менее окисленное состояние или восстанавливаются до свободного металла в глазурном стекле.

В зависимости от многих факторов декоративный эффект может быть самым различным. Достаточно сказать, что повторить в точности эффект восстановления невозможно. Назовем основные факторы, влияющие на эффект восстановления:

  1.  химический состав глазури-основы;
  2.  наличие легковосстанавливающихся оксидов, их химическая чистота и количество;
  3.  цвет черепка;
  4.  наличие глазури-подложки, ее цвет, состав;
  5.  чистота печного пространства (наличие легковозгорающихся оксидов в печи от ранее проводимых обжигов);
  6.  толщина слоя глазури;
  7.  максимальная температура обжига глазури в печи;
  8.  место изделия в печи;
  9.  температура введения в печь восстановителя;
  10.  вид восстановителя, его количество;
  11.  степень герметизации печи;
  12.  скорость охлаждения печи.

Красивы так называемые силадоновые глазури, которые широко использовались в Китае. Эти глазури содержат в своем составе оксид железа и окрашиваются в зеленоватый цвет, напоминающий нефрит. Следует отличать восстановительные глазури от люстров, образующих на блестящей поверхности изделий тонкий слой различных оксидов, а также от жидких и патообразных препаратов золота и серебра. Золото и серебро легко восстанавливаются из их органических соединений в окислительной атмосфере. Скипидара, нитробензола, и др. компонентов входящих в состав этих препаратов, достаточно для их восстановления в обычном обжиге.

Глазури-кракле. Красивая декоративная сетка, украшающая поверхность глазурованного изделия, называется эффектом кракле. Кракле может быть двух видов: кракле, полученное в результате выявления сетки трещин на поверхности глазури (цековое кракле) и кракле, образованное разрывами глазурного слоя уже при сушке изделия.

Первый вид кракле получается при несоответствии КТР черепка и глазури. Чем больше КТР глазури, чем КТР черепка, тем мельче сетка трещин на глазури после обжига. Таким образом цековой сеткой можно в известной мере управлять, меняя состав глазури и керамической массы. Этим путем на одном изделии на глазури одного цвета можно получить разное по рисунку кракле. На рисунок цекового кракле существенное влияние оказывает толщина слоя глазури, температура обжига, режим охлаждения. В легкоплавкие глазури для образования цека вводят оксиды Na2O и К2О вместо части оксида свинца. В глазури для каменных и фарфоровых изделий вводят повышенное количество полевого шпата или пегматита взамен оксидов СаО и МgО. Для выявления сетки кракле проще всего втереть в нее любые цветные чернила, тушь, графит. Можно протереть раствором крепкого чая, сахара и прокалить до обугливания. Красивая, «размытая» сетка получается, если изделие с сеткой трещин по белой глазури протереть раствором соли красящего металла (CO,Mn, Fe, Ni, Cr, Cu) и нагреть изделие до размягчения глазури. Еще один способ выявления цекового кракле заключается в том, что изделие с желательно белой глазурью, давшей крупный цек окунаются в глазурь другого цвета. Глазурь задерживается на поверхности глазурованного изделия по линии трещин в глазури, так как через трещины идет интенсивное всасывание воды из суспензии. После невысокого обжига образуется красивая рельефная контрастная сетка.

Второй вид кракле. Если покрыть обожённое на политой обжиг изделие глазурью с добавкой декстрина (или другого подобного клеящего вещества), то уже после высыхания слой сырой глазури разтрескивается, а после обжига получим кракле, которое называют «крокодиловой кожей». Понятно, что глазури лучше брать одного состава, высоковязкие (заглушенные), окрашенные в разные цвета. Рисунок сетки будет зависеть от количества декстрина в глазури, толщины слоя верхней глазури, температуры обжига. Подобного эффекта можно достичь, добавляя в глазурь большее количество пластичной глины (до 50%), оксида цинка (до 40%) в глухую циркониевую глазурь. Часто такой эффект проявляют сырые глазури, особенно после слишком длительного помола.

Интересное кракле можно получить, обработав до обжига изделие, покрытое глухой белой глазурью, насыщенным раствором какой-либо красящей соли (СиSО4; FeSO4 ;СоNОз и др.). Такое изделие сразу после обработки солью нужно поставить в горячую печь и по возможности быстро поднимать температуру. В этом случае верхний слой глазури пересыщается оксидом металла (после разложения соли) и растягивается нижележащими слоями «глазури».

 Натуральные глазури. Эти глазури изготавливаются из природных легкоплавких глин, имеющих в своем составе большое количество плавней. В качестве добавок в такие глазури вводят суперфосфат, борную кислоту, карбонаты Са и Мg, оксид марганца, пиролюзит. Легкоплавкие глины, как правило, содержат много железа, поэтому цвет этих глазурей от коричневого до черного, а температура обжига от 1000°С до 1300°С.

Соляные глазури, легколетучие и др. Для глазурования тонкодеталированных изделий с целью сохранения рельефа изделия помещают в капсель, покрытый изнутри легколетучей глазурью, как правило, содержащей борные соединения. В обжиге пары глазури тончайшим равномерным слоем осаждается на поверхность изделия. В качестве такой, глазури, можно использовать прокаленную буру, легкоплавкие борносвинцовые и борнощелочные глазури.

Глазури для фарфора по своему составу фарфоровых масс, не содержат большое количество плавней. Вследствие этого фарфоровые глазури практически не образуют цека. Изготавливаются они сырым способом, а толщина помола контролируется ситом 10000 отв./см2 . Температура разлива фарфоровых глазурей 1250-1350°С. Глазури для костяного фарфора фриттуются.

Глазури для фаянса фриттуют при при температуре 1300-1400°С. Они более легкоплавкие, чем фарфоровые (1000-1180°С), в качестве плавня в современных глазурях используют карбонат стронция. Стронциевые глазури хорошо разливаются, имеют хороший блеск, но все же уступают свинцовым по способности проявлять подглазурную роспись. Эти глазури применяют как для твердого фаянса (1160-1180°С), так и для майолики (1000°С).

Самосветящиеся глазури содержат в составе торий (Th) и светяться в темноте.

 

Потечные глазури, которые часто бывают цветными, накладывают рядом или друг на друга кистью или пульверизатором; при этом они растекаются, образуя своеобразные оттенки.

  1.  Окрашивание глазурей

Глазури окрашиваются оксидами металлов, керамическими пигментами. Красители в глазурь чаще всего вводятся при помоле, но для получения особенно чистых тонов цветных прозрачных глазурей красители вводят при фриттовании глазури, причем красители добавляют максимально возможное количество. При помоле такой глазури для получения нужного тона ее разбавляют бесцветной глазурью. Оксиды металлов лучше молоть с водой, а затем добавлять в глазурь.

Керамические пигменты красочных заводов имеют достаточную степень измельчения и требуют лишь тщательного перемешивания с глазурью. Окрашивать можно как прозрачные, так и заглушенные глазури. Но следует помнить, что введение керамических пигментов в прозрачные глазури делает их частично или полностью заглушенными в зависимости от количества красителя. Аналогичным образом ведут себя и оксиды хрома и никеля, растворимость которых в глазурях весьма низка (до 1,5%). Оксиды железа, кобальта, марганца, меди сравнительно легко растворяются в прозрачных глазурях в количествах до 5%, окрашивая их в различные цвета и сохраняя прозрачными.

Следует обратить особое внимание на то, что цвет глазури, особенно при окрашивании оксидами металлов, зависит от ее химического состава, температуры обжига, количества красителя, среды обжига. Например, оксид меди СиО в количестве 1-4% окрашивает свинцовую глазурь в зеленый цвет, щелочную - в синий, свинцовощелочную - в бирюзовый цвет. В восстановительной среде обжига медные глазури окрашиваются в темно-красный цвет («бычья кровь») или в цвет металлической меди. Повышение содержания СиО в глазурях выше 5-6% приводит к образованию черной глазури, иногда с металлизированной матовой поверхностью.

Перед добавлением оксидов металлов в глазурь, их полезно прокалить в печи для обжига изделий с этой глазурью и на ту же температуру. Дело в том, что в оксидах меди, кобальта, железа, никеля и особенно марганца металлы, в зависимости от среды обжига, могут менять свою валентность, поглощая или выделяя при этом кислород. Например, при восстановительной атмосфере в печи происходит частичное или полное восстановление металлов с выделением кислорода, который вспучивает глазурь. Такое явление чаще наблюдается в печах открытого пламени (горнах), но марганец вспучивает глазурь и при обжиге в электропечах.

Матовые глазури. Блестящие глазури далеко не всегда выявляют форму керамических изделий, блеск глазури часто искажает восприятие композиции, особенно рельефных и тематических изделий с большим количеством деталей. Матовые глазури способствуют лучшему восприятию формы изделия, имеют тусклый блеск, гладкую шелковистую лил шероховатую поверхность в зависимости от способа получения.

Практически любую блестящую глазурь можно перевести в матовую. Например, многие глазури (особенно сырые) при недожоге дают интересную шероховатую матовую поверхность. Такое покрытие непрочно, легко загрязняется и использовать его можно лишь в декоративных целях. Добавляя в блестящую глазурь карбонаты магния, кальция и др. которые разлагаются при температуре выше 900°С с выделением мельчайших пузырьков СО2,также можно получить матовую или вспененную поверхность. Свинцовые глазури делают матовыми снижая их кислотность, т.е. снижая количество SiO2 в составе глазури и повышая содержание оксидов Na, Ca, Mg, Zn, Ba.

В лучших матовых глазурях с гладкой шелковистой поверхностью матовость обусловлена тонкой кристаллизацией поверхности глазури при охлаждении. Легкоплавкие свинцовые глазури хорошо переводятся в матовые в присутствии бария, а глазури с температурой плавления 1000-1180°С - цинка и титана. Следует помнить, что матовые глазури с закристаллизованной поверхностью надо охлаждать по определенному режиму. При ускоренном охлаждении эти глазури могут остаться блестящими или частично матовыми. Если же изделия охлаждать слишком медленно, особенно в интервале 900-1100°С, то на поверхности глазури или в ее слое могут образовываться нагромождения более крупных кристаллов. Необходимо отметить, что любая матовая тонкокристаллизующаяся глазурь вполне может быть использована в качестве кристаллической, необходимо лишь экспериментально подобрать режим обжига и охлаждения этой глазури для получения декоративных кристаллов.

Титановые глазури в восстановительной среде чернеют и вспучиваются. Практика показывает, что некоторое подобие матовой глазури можно получить, добавляя в глазурь избыток (до 50%) каолина или белой глины, хотя в этом случае мы получим скорее флюсный ангоб. Но вот добавки в борноциркониевую глазурь оксидов цинка или титана при помоле в количестве до 40% ZnO и до 20% TiO2 (или их смеси) переводят глазурь в матовую. Аналогичное действие оказывают Sb2O3 {>5°/o) и оксид никеля (>5%). Матовые глазури окрашиваются также, как и блестящие, оксидами металлов и керамическими пигментами, сырые матовые глазури наносятся на черепок более толстым слоем, чем фриттованные.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

32202. Тактика предъявления для опознания живых лиц 24 KB
  Тактика предъявления для опознания живых лиц. изменены на короткое время кримка разработала тактич правила проведения опознания по функц признакам. Делится как бы на 2 этапа: 1 опознаваемый не знает что его предъявляют для опознания опознаваемый и опознающий находятся в разных комнатах 2 После того как он опознан их заводядт в один кабинет и сост протокол. Общие правила предъявления: 1 предъявлению предшествует допрос опознающего лица при чём обращается внимание на два обства – надо выяснить условия в которых опознающий наблюдал...
32203. Тактика предъявления для опознания предметов 23.5 KB
  Следль спрашивает узнает ли опознающий данный предмет среди предъявленных и при положит ответе предлагает указать признаки по которым опознан вещь. Если опознающий сообщил какието новые детали не указанные им на допросе они дословно фиксирся в протоколе а опознающий допрашивается о причинах по которым он не сообщил своевременно и признаках предмета. Если опознающий пожелает надо разрешить ему взять вещь в руки.
32204. Виды следственного эксперимента 38.5 KB
  Виды следственного эксперимента. Нр эксперименты по проверке возможности проникновения лиц через определенные преграды совершение опред действий – переноса тяжести; 3 установление механизма образования следов. Доказательственное значение следственного эксперимента зависит от степени его приближения к реальным событиям. Они зависят от обстоятельств сопровождавших проверяемое событие содержания события и целей эксперимента определенных ст.
32205. Значение повторного осмотра МП и тактич особенности его проведения 27.5 KB
  Значение повторного осмотра МП и тактич особенности его проведения. Повторный осмотр – новое полное исследе всего МП уже подверг осмотру. Необходимость в нем возн в случ когда первичный осмотр проведен в неблаг услх метеорологич или недоброкачественно. При провед повт осмотра примен те же проц правила и такт приемы что и при провед первичн осмотра.
32206. Тактич приемы производства обыска на местности 26.5 KB
  Тактич приемы производства обыска на местности. В процессе обыска просматриваются и обследуются щупом стога сена цветоч клумбы корни кустарников. Особенности обыска на открытой местности. Тактика обыска определяется с учетом размеров обыскиваемого пространства характера искомых объектов наличия нежилых построек водоемов колодцев особенностей грунта и растительности.
32207. Источники информации и тактические основы розыска преступников 44.5 KB
  Источники инфции и тактич основы розыска престков. Последнее предназначено для целенаправленного розыска различных объектов представляющих интерес для расследования. Следователь информирует работников патрульнопостовой службы ГИБДД участковых инспекторов сотрудников служб криминальной милиции в масштабах города на территории которого ведется розыск об индивидуальноопределенных признаках объектов розыска. Нередко важные очевидцы устанавливаются после обращения органов расследования к коллективам предприятий учреждений организаций...
32208. Тактические основы следственного осмотра помещений и участков местности не являющимися местом преступления 37 KB
  Тактич основы след осмотра помещ и участков местности не явл местом происш. Осмотр – следст действие заключающееся в восприятии следлем доз обстановки помещ не явл МП для установления харра и обстоятельств престя установления лиц возможных пределов события. В ходе расслед следлю прих пров осмотр помещ и учков местн не явл МП в целях обнар на них следов престя тела челка для выявлен следов престя или налич особых примет а также иных объектов кот приобщся к УД в качве докв. Следственный осмотр одно из наиболее...
32209. Подготовка следователя к осмотру места происшествия 28 KB
  Вопервых когда преступление уже совершено и осмотр необходим в целях обнаружения следов и других вещественных доказательств выяснения обстановки места происшествия а равно иных обстоятельств имеющих значение для дела. Подготовительные мероприятия к осмотру места происшествия включают постоянную готовность к выезду подготовку к осмотру после того как получено сообщение о происшествии и подготовительные действия осуществляемые непосредственно на месте происшествия. Перед выездом на место происшествия проверить укомплектованность...