62455

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Значения понятия социальной группы: 1 в самом широком смысле понятие социальной группы охватывает любое социальное объединение от семьи и группы сверстников до общества данной страны и даже всего человечества; 2 в более узком смысле оно обозначает многочисленное объединение людей...

Русский

2014-06-10

26.35 KB

2 чел.

УРОК№ 8

ТЕМА: МОЛОДЕЖЬ  КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.

Социальная группа - совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общества.

Значения понятия социальной группы: 

1) в самом широком смысле понятие социальной группы охватывает любое социальное объединение – от семьи и группы сверстников до общества данной страны и даже всего человечества;

2) в более узком смысле оно обозначает многочисленное объединение людей;

3) сравнительно небольшая совокупность людей, взаимодействующих между собой на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Социальные группы отличаются большой устойчивостью, высокой степенью однородности и сплочённости, а также тем, что могут входить в более широкие социальные образования в качестве элементов.

Массовые социальные общности обычно характеризуются бесструктурностью и расплывчатостью состава, организационной аморфностью, недостаточной определённостью границ.

Социальная группа – одна из основных форм объединения людей, целью которого является удовлетворение потребности индивидов в осуществлении совместных, солидарных и скоординированных действий.

Классификация социальных групп: 

1. по численности: большие и малые;

2. по характеру взаимодействия: первичные (в них между людьми существуют непосредственные контакты) и вторичные (это группы, где непосредственных контактов между её членами нет);

3. по способу организации и регулирования взаимодействия: формальные (группы, деятельность которых официально признана соответствующими институтами общества и оформлена в них должным образом) и неформальные (группы, деятельность и нормы поведения которых официально не регламентированы);

4. по количеству ценностей, вокруг которых они объединены: односторонние и многосторонние;

5. Условные, номинальные (объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом) и реальные (действительно существующие объединения людей, связанных между собой определёнными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему).

Референтная группа (от англ. refer – относиться) – социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует. При этом реально принадлежать он может совершенно к другой группе; ведущим признаком референтной группы может выступать экономические, политические, культурные или профессиональные атрибуты.

Каждую социальную группу характеризуют определённые связи и общие социально значимые признаки: национальность, доход, власть, образование, профессия, место жительства, религиозная принадлежность, образ и стиль жизни и пр.

Из устойчивой социальной структуры выпадают две группы населения: люмпены и маргиналы. К люмпенам (от нем. Lumpen – «лохмотья») относят людей, опустившихся на дно общественной жизни, - бродяг, нищих, бомжей. Увеличение численности этой группы (люмпе-низация населения) опасно для общества, так как она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций.

Малая группа. Человек в группе

Малая группа – малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, на основе чего возникают как эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности и нормы поведения.

Родовым признаком малой группы является принадлежность к социальным группам, видовым – непосредственный устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие). Минимальный размер малой группы – два человека, максимальный – несколько десятков человек. По данным социально-психологических исследований, наиболее эффективной является малая группа из 5-7 человек.

Положение человека в малой группе называется статусом. В разных группах (семья, трудовой коллектив) один и тот же человек имеет разный статус, разное положение – оно зависит от содержания деятельности группы и характеризуется авторитетом и престижем.

В группе человек всегда играет какую-либо роль – роль члена семьи, роль работника, роль ученика и т.д. Наиболее важной является роль лидера.

Через групповые нормы, ценности, определённые правила складываются основы совместной деятельности. Эти нормы обязательно принимаются и признаются всеми членами группы.

Признаки (особенности) малой группы: 

1) немногочисленность;

2) наличие общей цели и деятельности. переживание общих чувств;

3) общность интересов, социальных норм,обычаев и форм поведения;

4) устойчивость во времени;

5) межличностное взаимодействие, наличие прямого или косвенного контакта.

Группа оказывает определённое давление на индивида.

Способы реагирования человека на давление группы: 

1) внушаемость – бессознательное принятие линии поведения, мнения группы;

2) конформизм или приспособленчество (изменение человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии);

3) активное согласие (сознательное отстаивание интересов группы);

4) нонконформизм (несогласие с большинством, отстаивание собственных интересов).

Функции малой группы: 

1) функция социализации;

2) функция координации действий (помогает выполнить работу, непосильную для одиночки);

3) удовлетворяет потребность людей в социальном одобрении, уважении, доверии

Квазигруппа - малоустойчивая, неформальная совокупность людей. объединённая, как правило, одним или немногими типами взаимодействия, имеющая определённую структуру, систему ценностей и норм.

Основные свойства квазигруппы: 

1) анонимность;

2) неформальность;

3) внушаемость;

4) непродолжительность существования;

5) социальная заражаемость;

6) бессознательность.

Квазигруппа может под воздействием ситуации превратиться в устойчивые социальные группы.

Примеры квазигрупп: фан-группа, толпа, концертная аудитория.

Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14 до 30 лет.

Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции – 25).

Почему молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития? 

1) Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.

2) Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования.

3) Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура.

На пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. Молодёжь как социальная группа охватывает людей в возрасте от 16 до 25 лет. Подростковым чаще всего считается возраст 11-15 лет, а ранним юношеским – 16-18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст.

Завершение молодёжного возраста связано с: окончание обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение политических прав, чёткое формирование системы ценностей.

Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качества и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей.

Молодёжь является неоднородной. По месту жительства: сельская – городская; по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) – рабочая; по происхождению (проецирование статуса родителей); по принадлежности к субкультуре.

Молодёжная субкультура

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу – субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре

Основные черты молодёжной субкультуры: 1) вызов ценностям взрослых; 2) включение в группы сверстников; 3) своеобразие вкусов; 4) культура досуга, а не работы.

Социальные и психологические особенности молодёжи

Молодёжь обычно рассматривают в 3-х измерениях: 1) возраст; 2) психологические особенности; 3) социальные особенности.

Обычно социальные и психологические критерии рассматривают в совокупности:

1) особая эмоциональная восприимчивость;

2) стремление идти на риск;

3) высокая степень мобильности;

4) высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;

5) стремление к максимальному проявлению своих сил и возможностей;

6) определённое критическое отношение к старшему поколению;

7) определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;

8) ощущение зависимости от третьих лиц;

9) стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;

10) стремление к идеалу.

Классификация молодёжных субкультур

I. По социально-правовому признаку:

1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды);

2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты);

3) асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

II. По направленности интересов:

1) увлечение современной молодежной музыкой;

2) стремление к правопорядковой деятельности;

3) активно занимающиеся определенными видами спорта;

4) околоспортивные – различные фанаты;

5) философско–мистические;

6) защитники окружающей среды.

III.

1) связанные с музыкой: музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.

2) отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы, эмо.

3) связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.

4) связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

5) связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.

6) враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

7) религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

8) группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы, фурри.

9) элита: мажоры, рейверы.

10) антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.

11) субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.

12) социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Трудности социализации в молодёжном возрасте

Причины трудностей социализации в молодёжном возрасте: 

1) несовпадение высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом;

2) несовпадение старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, связанных с психофизиологическим повзрослением;

3) противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) – сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту.

Инфантилизм психический – особенность психического склада личности, обнаруживающей черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность и подчиняемость.

Социальные роли в юношеском возрасте: сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка, ученик/ученица, участник спортивной секции, работник, семьянин.

Социологи говорят о ролевом бесправии тинейджеров – меньшем объёме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми.

Молодёжь в современном российском обществе

Российское общество является переходным. Проблемы общества проецируются и на молодёжь. Т. к. молодёжь является наименее защищенной социальной группой, эти проблемы ещё более усиливаются.

Проблемы современной молодёжи 

1. Проблема семьи и брака. В нашей стране не уделяется должного внимания молодым семьям. Рыночная система привела не только к положительным моментам, но и к росту безработицы, «квартирному вопросу». Родители не всегда имеют возможность помогать своим детям.

2. Проблема духовного и интеллектуального развития. Сорокин утверждал, что ведущий фактор в развитии общества – социокультурный. Дюркгейм говорил о ценностно-нормативном вакууме (аномии) в переходных и кризисных состояниях.

3. Проблема социализации. Произошёл разрыв между поколениями. Старшее поколение не только не способствует социализации молодёжи, но и является тормозом. Усиливается конфликтность,  девиантное поведение.

4. Проблема труда, занятости и профессиональной подготовки. Падение интереса молодёжи к труду, невозможность удовлетворить свои потребности за счёт добросовестного труда.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Молодежь как социальную группу отличает:

  1.  Общность быта,
  2.  общность социального происхождения,
  3.  социально-психологические особенности,
  4.  единство политических взглядов.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70038. Предметы маркетингового анализа 101.82 KB
  Маркетинговый анализ является составным элементом и определенным этапом маркетингового исследования. Цели маркетингового анализа вытекают из целей маркетингового исследования принципы которого в свою очередь распространяются на теорию и практику маркетингового анализа.
70039. История создания гражданской обороны, ее предназначение и основные задачи по защите населения 23.32 KB
  Деятельность гражданской обороны направлена как на защиту от современных средств нападения противника так и на проведение спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах и в очагах поражения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
70041. Молдавия в составе Российской империи 17.28 KB
  В годы Первой мировой войны в Молдавии ускоренными темпами развивалось железнодорожное строительство в сельском хозяйстве начался упадок и разруха. В первые дни Февральской революции 1917 года в Молдавии сформировалось Временное правительство.
70042. Национальный вопрос в России между революциями 1917 16.46 KB
  Национальный вопрос в России между революциями 1917 В историографии сложилась концепция бархатной революции либо революция роз: 14 февраля 1917 года проправительственная демонстрации в поддержку думы и вдруг якобы неожиданно она превращается в антиправительственную за мир хлеб и т.
70043. Понятие Конституционного права 36.5 KB
  Мировой опыт конституционного развития знает два основных вида конституции: писаные и неписаные. Писаные конституции представляют собой единый правовой документ занимающий доминирующее место в правовой системе страны как по своему содержанию регулирование важнейших...
70044. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 43.34 KB
  Морфология это систематизированная совокупность форм слов парадигм склонения спряжения а также правил их употребления и одновременно это раздел грамматики который изучает и описывает эти формы правила.
70045. Стратегии порождения научных знаний 29 KB
  Иными словами элементы предпосылки ростки будущей науки формировались в недрах другой духовной системы но они еще не выделялись из них как автономное самостоятельное целое. Действительно предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях Египте Вавилоне Индии Китае...