62455

МОЛОДЕЖЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Значения понятия социальной группы: 1 в самом широком смысле понятие социальной группы охватывает любое социальное объединение от семьи и группы сверстников до общества данной страны и даже всего человечества; 2 в более узком смысле оно обозначает многочисленное объединение людей...

Русский

2014-06-10

26.35 KB

2 чел.

УРОК№ 8

ТЕМА: МОЛОДЕЖЬ  КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.

Социальная группа - совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре общества.

Значения понятия социальной группы: 

1) в самом широком смысле понятие социальной группы охватывает любое социальное объединение – от семьи и группы сверстников до общества данной страны и даже всего человечества;

2) в более узком смысле оно обозначает многочисленное объединение людей;

3) сравнительно небольшая совокупность людей, взаимодействующих между собой на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

Социальные группы отличаются большой устойчивостью, высокой степенью однородности и сплочённости, а также тем, что могут входить в более широкие социальные образования в качестве элементов.

Массовые социальные общности обычно характеризуются бесструктурностью и расплывчатостью состава, организационной аморфностью, недостаточной определённостью границ.

Социальная группа – одна из основных форм объединения людей, целью которого является удовлетворение потребности индивидов в осуществлении совместных, солидарных и скоординированных действий.

Классификация социальных групп: 

1. по численности: большие и малые;

2. по характеру взаимодействия: первичные (в них между людьми существуют непосредственные контакты) и вторичные (это группы, где непосредственных контактов между её членами нет);

3. по способу организации и регулирования взаимодействия: формальные (группы, деятельность которых официально признана соответствующими институтами общества и оформлена в них должным образом) и неформальные (группы, деятельность и нормы поведения которых официально не регламентированы);

4. по количеству ценностей, вокруг которых они объединены: односторонние и многосторонние;

5. Условные, номинальные (объединяют людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений и контактов друг с другом) и реальные (действительно существующие объединения людей, связанных между собой определёнными отношениями и осознающих свою принадлежность к нему).

Референтная группа (от англ. refer – относиться) – социальная группа, по отношении к которой индивид чувствует свою принадлежность, с которой он себя идентифицирует. При этом реально принадлежать он может совершенно к другой группе; ведущим признаком референтной группы может выступать экономические, политические, культурные или профессиональные атрибуты.

Каждую социальную группу характеризуют определённые связи и общие социально значимые признаки: национальность, доход, власть, образование, профессия, место жительства, религиозная принадлежность, образ и стиль жизни и пр.

Из устойчивой социальной структуры выпадают две группы населения: люмпены и маргиналы. К люмпенам (от нем. Lumpen – «лохмотья») относят людей, опустившихся на дно общественной жизни, - бродяг, нищих, бомжей. Увеличение численности этой группы (люмпе-низация населения) опасно для общества, так как она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций.

Малая группа. Человек в группе

Малая группа – малочисленная по составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном устойчивом личном общении друг с другом, на основе чего возникают как эмоциональные отношения, так и особые групповые ценности и нормы поведения.

Родовым признаком малой группы является принадлежность к социальным группам, видовым – непосредственный устойчивый личный контакт (общение, взаимодействие). Минимальный размер малой группы – два человека, максимальный – несколько десятков человек. По данным социально-психологических исследований, наиболее эффективной является малая группа из 5-7 человек.

Положение человека в малой группе называется статусом. В разных группах (семья, трудовой коллектив) один и тот же человек имеет разный статус, разное положение – оно зависит от содержания деятельности группы и характеризуется авторитетом и престижем.

В группе человек всегда играет какую-либо роль – роль члена семьи, роль работника, роль ученика и т.д. Наиболее важной является роль лидера.

Через групповые нормы, ценности, определённые правила складываются основы совместной деятельности. Эти нормы обязательно принимаются и признаются всеми членами группы.

Признаки (особенности) малой группы: 

1) немногочисленность;

2) наличие общей цели и деятельности. переживание общих чувств;

3) общность интересов, социальных норм,обычаев и форм поведения;

4) устойчивость во времени;

5) межличностное взаимодействие, наличие прямого или косвенного контакта.

Группа оказывает определённое давление на индивида.

Способы реагирования человека на давление группы: 

1) внушаемость – бессознательное принятие линии поведения, мнения группы;

2) конформизм или приспособленчество (изменение человеком своего поведения, чтобы внешне соответствовать требованиям других людей при внутреннем несогласии);

3) активное согласие (сознательное отстаивание интересов группы);

4) нонконформизм (несогласие с большинством, отстаивание собственных интересов).

Функции малой группы: 

1) функция социализации;

2) функция координации действий (помогает выполнить работу, непосильную для одиночки);

3) удовлетворяет потребность людей в социальном одобрении, уважении, доверии

Квазигруппа - малоустойчивая, неформальная совокупность людей. объединённая, как правило, одним или немногими типами взаимодействия, имеющая определённую структуру, систему ценностей и норм.

Основные свойства квазигруппы: 

1) анонимность;

2) неформальность;

3) внушаемость;

4) непродолжительность существования;

5) социальная заражаемость;

6) бессознательность.

Квазигруппа может под воздействием ситуации превратиться в устойчивые социальные группы.

Примеры квазигрупп: фан-группа, толпа, концертная аудитория.

Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14 до 30 лет.

Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции – 25).

Почему молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития? 

1) Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.

2) Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования.

3) Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура.

На пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. Молодёжь как социальная группа охватывает людей в возрасте от 16 до 25 лет. Подростковым чаще всего считается возраст 11-15 лет, а ранним юношеским – 16-18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст.

Завершение молодёжного возраста связано с: окончание обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение политических прав, чёткое формирование системы ценностей.

Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качества и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей.

Молодёжь является неоднородной. По месту жительства: сельская – городская; по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) – рабочая; по происхождению (проецирование статуса родителей); по принадлежности к субкультуре.

Молодёжная субкультура

Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу – субкультуру, которая может быть достаточно замкнута и автономна по отношению к господствующей культуре

Основные черты молодёжной субкультуры: 1) вызов ценностям взрослых; 2) включение в группы сверстников; 3) своеобразие вкусов; 4) культура досуга, а не работы.

Социальные и психологические особенности молодёжи

Молодёжь обычно рассматривают в 3-х измерениях: 1) возраст; 2) психологические особенности; 3) социальные особенности.

Обычно социальные и психологические критерии рассматривают в совокупности:

1) особая эмоциональная восприимчивость;

2) стремление идти на риск;

3) высокая степень мобильности;

4) высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;

5) стремление к максимальному проявлению своих сил и возможностей;

6) определённое критическое отношение к старшему поколению;

7) определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;

8) ощущение зависимости от третьих лиц;

9) стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;

10) стремление к идеалу.

Классификация молодёжных субкультур

I. По социально-правовому признаку:

1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды);

2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты);

3) асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

II. По направленности интересов:

1) увлечение современной молодежной музыкой;

2) стремление к правопорядковой деятельности;

3) активно занимающиеся определенными видами спорта;

4) околоспортивные – различные фанаты;

5) философско–мистические;

6) защитники окружающей среды.

III.

1) связанные с музыкой: музыкальные фанаты, последователи культуры музыкальных стилей: рокеры, металлисты, панки, готы, рэперы, транс-культура.

2) отличающиеся определенным мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, панки, растаманы, эмо.

3) связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, стрит – байкеры, байкеры.

4) связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.

5) связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзера, те же геймеры.

6) враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды, РНЕ, гопники, люберы, нацисты, периодически: футбольные фанаты и металлисты.

7) религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.

8) группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры, просовременные художники, скульпторы, музыкальные группы, фурри.

9) элита: мажоры, рейверы.

10) антикварные субкультуры: битники, роккабильшики.

11) субкультура масс или контркультура: гопники, реднеки.

12) социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

Трудности социализации в молодёжном возрасте

Причины трудностей социализации в молодёжном возрасте: 

1) несовпадение высокого уровня притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом;

2) несовпадение старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, связанных с психофизиологическим повзрослением;

3) противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) – сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту.

Инфантилизм психический – особенность психического склада личности, обнаруживающей черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность и подчиняемость.

Социальные роли в юношеском возрасте: сын/дочь, брат/сестра, внук/внучка, ученик/ученица, участник спортивной секции, работник, семьянин.

Социологи говорят о ролевом бесправии тинейджеров – меньшем объёме прав и обязанностей по сравнению со взрослыми.

Молодёжь в современном российском обществе

Российское общество является переходным. Проблемы общества проецируются и на молодёжь. Т. к. молодёжь является наименее защищенной социальной группой, эти проблемы ещё более усиливаются.

Проблемы современной молодёжи 

1. Проблема семьи и брака. В нашей стране не уделяется должного внимания молодым семьям. Рыночная система привела не только к положительным моментам, но и к росту безработицы, «квартирному вопросу». Родители не всегда имеют возможность помогать своим детям.

2. Проблема духовного и интеллектуального развития. Сорокин утверждал, что ведущий фактор в развитии общества – социокультурный. Дюркгейм говорил о ценностно-нормативном вакууме (аномии) в переходных и кризисных состояниях.

3. Проблема социализации. Произошёл разрыв между поколениями. Старшее поколение не только не способствует социализации молодёжи, но и является тормозом. Усиливается конфликтность,  девиантное поведение.

4. Проблема труда, занятости и профессиональной подготовки. Падение интереса молодёжи к труду, невозможность удовлетворить свои потребности за счёт добросовестного труда.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Молодежь как социальную группу отличает:

  1.  Общность быта,
  2.  общность социального происхождения,
  3.  социально-психологические особенности,
  4.  единство политических взглядов.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

83141. Курсовое проектирование по теории вероятностей, математической статистике и случайным процессам с элементами научно-исследовательской работы студентов 4.56 MB
  Задачи курсового проектирования по конкретной дисциплине, естественно, определяются ее спецификой, однако можно выделить и общие вопросы, не зависящие от предметной области, в том числе такие, как: профессиональная ориентация студента в изучаемых в университете направлениях (на 1 курсе, когда студент выбирает для себя направление бакалавриата)...
83142. Экологическая политика и международная деятельность Республики Беларусь в области охраны окружающей среды 968.49 KB
  Экологическая ситуация в Республике Беларусь имеет региональный характер. Региональная специфика экологических проблем определяется взаимодействием нескольких основных факторов. К их числу относятся, во-первых, неоднородность природных условий территории, а, следовательно, и неодинаковая устойчивость ее различных частей к внешним воздействиям.
83143. Учебное пособие по дисциплине: Металлические конструкции 9.04 MB
  Строительство является одной из самых металлоемких отраслей народного хозяйства. Значительная часть стали расходуется на изготовление металлоконструкций, из которых возводятся автодорожные и железнодорожные мосты, каркасы промышленных и гражданских зданий, башни и мачты антенных устройств, опоры линий электропередачи...
83145. ВИКОРИСТАННЯ ДИДАКТИЧНИХ ІГОР НА УРОКАХ ОБРАЗОТВОРЧОГО МИСТЕЦТВА В СЕРЕДНІХ КЛАСАХ 218 KB
  Проблеми перебудови нашого суспільства нерозривно пов’язані з вирішенням завдань формування творчої особистості. Адже саме така особистість є справжнім творцем історії, оскільки весь шлях, який пройдено людством, – це безперервний процес творіння.
83146. ШЛЯХИ ВДОСКОНАЛЕННЯ БУХГАЛТЕРСЬКОГО ОБЛІКУ ВЛАСНОГО КАПІТАЛУ 88.05 KB
  Актуальність теми дослідження полягає в тому, що запровадження в економічне життя України ринкових відносин, провокує до розвитку окремих фірм не державного характеру, що в свою чергу вимагає грамотної політики в галузях управління цими фірмами, це стосується і обліку результатів діяльності підприємств.
83147. Роль интеллектуальной собственности в реформируемой экономике РФ 211 KB
  Интеллектуальная собственность и уровень инновационного развития экономики Российской Федерации, являются объектом исследования в данной работе. В качестве предмета исследования выступают отношения интеллектуальной собственности. Целью работы является изучение понятия интеллектуальной собственности...
83148. Диагностика и лечение хронического гастрита 299.34 KB
  При изучении влияния профессиональных факторов на течение хронического гастрита у подростков установлено, что в группе больных с тяжелыми видами труда, ухудшение в состоянии здоровья наблюдается значительно чаще, чем при благоприятных условиях работы.
83149. Конструпрование супергетеродинного радиоприемника 165.69 KB
  Осуществляет первичную частотную селекцию полезного сигнала ослабляет внеполосные сильные помехи обеспечивая линейное усиление последующих каскадов приёмника совместно с УРЧ осуществляет избирательность побочных каналов приёмника. Усилитель радио частоты УРЧ и далее по тексту – предназначен для повышения чувствительности приёмника. Входная цепь и УРЧ осуществляет основную избирательность по зеркальному каналу образованным гетеродином их расчет будем производить исходя из заданной избирательности при полосе задерживания . Полосу...