62464

Социальная структура личности и ее элементы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Человек индивид личность Социальная структура личности и её элементы Типы личности Социализация личности и ее этапы Первый вопрос: Человек индивид личность Как только человек осознал что он значительно отличается от других живых существ он пытается ответить на ряд вопросов...

Русский

2014-06-10

26.09 KB

7 чел.

Тема (модуль) 2 Личность в системе социальных институтов и социальных организаций

2.2 Личность в обществе: особенности взаимодействия с основными элементами социальной структуры

Тема урока: «Социальная структура личности и ее элементы»

Вопросы

  1.  Человек, индивид, личность
  2.  Социальная структура личности и её элементы
  3.  Типы личности
  4.  Социализация личности и ее этапы

Первый вопрос: «Человек, индивид, личность»

Как только человек осознал, что он значительно отличается от других живых существ, он пытается ответить на ряд вопросов:

- Кто я такой?

- В чем мое отличие от других живых существ?

- Как я произошел?

Но ответить на эти вопросы  однозначно,  пока не предоставляется возможным

Дать определение человеку пытались многие мыслители прошлого и настоящего.

Человек – «рациональное животное» - Карл Линней

Человек – «символическое животное» - Э. Кассирер (немецкий философ идеалист)

Человек – «животное производящее орудия»  – Б. Франклин

Человек – « существо, делающее выбор» - С. Кьеркегер (датский философ)

Человек – «животное, способное обещать» - Ф. Ницше

«Размышляющий человек- просто испорченное животное» - Ж.Ж. Руссо

В связи с вышеизложенным уместно высказывание известного русского философа А.Ф. Лосева «Человек – вечная проблема, которая решается, но никогда не будет решена»

Говоря о человеке, мы используем несколько понятий: Человек, индивид, индивидуальность, личность и др.,  например -  гений, персона и.т.д.

Рассмотрим основные  из них:

Человекданное понятие употребляется для обозначения живого существа, которое по своему виду и по  своим взаимоотношениям с другими людьми и природой в корне отличается от других живых существ.

Индивид - отдельно взятый человек

Индивидуальность – человек, обладающий только ему присущими чертами и особенностями, делающим его не похожим на других людей. Каждый человек обладает биологической, психологической и социальной индивидуальностью.

Биологическая индивидуальность заключается в том, что нет двух одинаковых в биологическом плане людей. Даже близнецы имеют свои биологические отличия друг от друга.

Психологическая и социальная индивидуальность определяется через различия в темпераменте, характере, интересах, направленности, склонностях, потребностях, способностях, интеллекте и.т.д.

Личность данное понятие неразрывно связанно с социальными свойствами человека, которые образуются в результате взаимодействия человека с другими людьми, социальным окружением и социальной средой. Существует огромное количество определений личности

Личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основание для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых, соответственно, биологией, психологией и социологией. Биологическая структура личности, конечно, не может не учитываться социологией, но лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять все те социальные функции, которые выполняет здоровый человек. Больше с социальной структурой личности связана ее психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний личности, ее волевые устремления, память, способности и т.д. Здесь важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида. Но социальная структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

   Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности – ее социальные качества. Исходя из чего-

Личность – относительно – устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития

Второй вопрос: «Социальная структура личности»

Социологическая структура личности -  совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

К основным элементам социальной структуры  личности относятся:

1 -  Социальные качества:

                        - Самосознание – выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, осознание себя субъектом своих физических, психических состояний, социальных ожиданий, стремлений  и действий. Самосознание занимает центральное место в социальной структуре личности

               -  Самооценка – оценка личностью самой себя,  своих возможностей,  способностей, своего места,  занимаемого среди других людей. Самая важная и значимая функция самооценки – регуляция своего поведения и способность к самокоррекции т.е. к изменению самого себя и своих социальных действий.

                -  Активность -  способность самостоятельно и энергично производить социально – значимые действия, индивидуально или совместно  с другими людьми. Наиболее значимым выражением активности выступает сверхнормативность – т.е. осуществление деятельности,  которая не является строго обязательной и вытекающей

из понимания  личностью своего долга,  чести, достоинства, призвания

      - Интересы – побудительный мотив к определенному виду деятельности,  к познанию в соответствии со своими потребностями

      - Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, независимо от социальных ситуаций, в которых она находится

     - Ценностная ориентация – совокупность социальных ценностей,  которых придерживается индивид,  и которые выступают в качестве   целей жизни, средств и способов их достижения

                                                  - Идентичность – социальное качество, которое позволяет человеку (ИНДИВИДУ) самоотождествлять себя с другими людьми, социальными общностями, коллективом и.т.д. Это отождествление может происходить с определенной этнической, языковой, политической, территориальной, профессиональной группой. Различают социальную и ролевую идентичность.

                                                    - Характер – социальное качество характеризующее отношение человека к самому себе, к труду и социальному окружению, т.е. к другим людям

2 – Социальный статус личностисоотносительное положение (позиция) , занимаемое личностью в обществе в соответствии с профессией, социально – экономическим положением, политическими возможностями, , полом, происхождением, семейным положением.

Различают два вида статуса: личный и социальный.

 

Социальный статус определяется положением человека в обществе исходя из  объективных условий, которые порой не зависят от самого человека

Личный статус – положение занимаемое человеком в обществе определяется его личными индивидуальными качествами

Поскольку человека характеризует не один , а несколько статусных признаков в социологии применяется понятие статусный набор.

Статусный набор - совокупность статусов,  характеризующих личность  во всем ее многообразии. В статусном наборе принято выделять ключевой или главный статус

3 – Социальная роль – образец поведения, закрепившейся, утвердившийся и отобранный как целесообразный, для людей занимающих ту или позицию (статус),  в системе общественных отношений.

Одним из подходов,  к определяющих структуру личности,  является теория З.Фрейда

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго ("сверх - Я")  - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

________________________________________________________________

Третий   вопрос: «Типы личностей»

Социологи выделяют несколько типов личности:

  1.  Модальная личность – личность воплощающая в себе общепринятые черты, характерные для того или иного общества (типичный американец, типичный белорус)
  2.  Базисная личность – тип личности, нормативный для данного типа культуры или социального слоя (подлинный интеллигент, настоящий профессионал) Базисными чертами в данном случае могут выступать -  духовность, профессионализм, чуткость, отзывчивость, богатство и.т. д.)
  3.  Маргинальный тип личности – (от лат. marginalis – находящийся на краю) – личность занимающая промежуточное положение к признанным господствующим культурам, от одной  он уже откололся, а к другой пока не примкнул
  4.  Реактивная личность – тип личности которая в своих основных чертах и поступках зависит от различных внешних влияний, из которых она не  в состоянии выделить наиболее существенные и важные. Чаще всего говорят что такая личность «плывет по течению»
  5.  Проактивная личность – тип личности , способный в любых обстоятельствах активно проводить в жизнь свою собственную линию поведения и активно влиять на других
  6.  Криминальная личность – тип личности, которая осознано готова пойти на нарушение закона, с целью достижения своих личных корыстных целей

_____________________________________________________________

Четвертый  вопрос: «Социализация личности и ее этапы»

Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе

                                         Виды социализации:

Первичная - не зависящая  от индивида (социализация ребенка в семье)

Вторичная – осознанная социализация, основанная на свободе выбора.

Ненаправленная – процесс формирования социальных норм, ценностей образцов поведения происходит автоматически, стихийно

Направленная – специально разработанная обществом система средств по формированию определенных социальных свойств и качеств личности. (например система воспитания)

Этапы социализации:

  1.  Младенчество (первые два- три года жизни ребенка – эмоциональное общение с ребенком)
  2.  Раннее детство (два – пять  лет жизни ребенка- источник социализации в основном игрушки)
  3.  Дошкольное детство – ведущий источник социализации – игра
  4.  Подростковый возраст (12-14 лет)- ведущий источник социализации – учебная деятельность
  5.  Юношеский возраст (14- 18 лет) – активное становление личности
  6.  Поздняя  юность (18-25 лет) – ведущий источник направленная учеба
  7.  Зрелость (30 – 60 лет)
  8.  Послетрудовая деятельность

Литература:

Бабосов, Е.М. Общая социология : учеб. пособие для студентов вузов/ Е.М. Бабосов. - 3-изд. - Минск : ТетраСистемс, 2006.- С. 258-306

Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учебное пособие для студентов вузов.-  Минск : ТетраСистемс, 2003.- С. 145 - 178


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15409. Вирус гепатита А. Вирус гепатита В. Характеристика. Патогенез и клиника вирусных гепатитов. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика 36.5 KB
  Практическое занятие 31 Тема: Вирус гепатита А. Вирус гепатита В. Характеристика. Патогенез и клиника вирусных гепатитов. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика. 1. Вирус гепатита А Гепатит А болезнь Боткина инфекционное заболевание характериз...
15410. Грибы. Классификация. Морфология и другие биологические свойства. Роль в патологии человека 95.5 KB
  Практическое занятие 33 Тема: Грибы. Классификация. Морфология и другие биологические свойства. Роль в патологии человека. Морфологические свойства грибов Грибы Fungi бесхлорофилльные низшие эукариотические организмы. Наука изучающая грибы называется микол
15411. Принципы и методы лабораторной диагностики вирусных инфекций. Ортомиксовирусы. Вирус гриппа. Биологические свойства. Патогенез и клиника гриппа. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика гриппа 87.5 KB
  Практическое занятие 29 Тема: Принципы и методы лабораторной диагностики вирусных инфекций. Ортомиксовирусы. Вирус гриппа. Биологические свойства. Патогенез и клиника гриппа. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика гриппа. 1. Принципы лабораторной ди...
15412. Возбудители дифтерии, коклюша, паракоклюша. Характеристика. Патогенез, клиника, лабораторная диагностика вызываемых заболеваний. Специфическая терапии и профилактика 46.5 KB
  Практическое занятие 24 Тема: Возбудители дифтерии коклюша паракоклюша. Характеристика. Патогенез клиника лабораторная диагностика вызываемых заболеваний. Специфическая терапии и профилактика. 1. Дифтерия Дифтерия острое инфекционное заболевание преимущ...
15413. Вирус клещевого энцефалита. Характеристика. Патогенез и клиника клещевого энцефалита. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика. Рабдовирусы. Вирус бешенства. Характеристика 57.5 KB
  Практическое занятие 30 Тема: Вирус клещевого энцефалита. Характеристика. Патогенез и клиника клещевого энцефалита. Лабораторная диагностика. Специфическая профилактика. Рабдовирусы. Вирус бешенства. Характеристика. Патогенез и клиника бешенства. Лабораторная диагн
15414. Сальмонеллы и сальмонеллезы. Возбудители брюшного тифа и паратифов А и В. Патогенез вызываемых заболеваний. Лабораторная диагностика. Профилактика 38 KB
  Практическое занятие 21 Тема: Сальмонеллы и сальмонеллезы. Возбудители брюшного тифа и паратифов А и В. Патогенез вызываемых заболеваний. Лабораторная диагностика. Профилактика. 1. Сальмонеллы и вызываемые ими заболевания Таксономия. Сальмонеллы относятся к се
15415. Гноеродные кокки. Стафилококки. Классификация. Биологические свойства. Роль в патологии. Лабораторная диагностика. Профилактика 35.5 KB
  Практическое занятие 18 Тема: Гноеродные кокки. Стафилококки. Классификация. Биологические свойства. Роль в патологии. Лабораторная диагностика. Профилактика. Таксономия. Стафилококки греч. staphyle виноградная гроздь kokkos зерно относятся к отделу Firmicutes семейству ...
15416. Гноеродные кокки. Стрептококки. Нейссерии. Характеристика. Роль в патологии. Лабораторная диагностика вызываемых заболеваний. Профилактика 64 KB
  Практическое занятие 19 Тема: Гноеродные кокки. Стрептококки. Нейссерии. Характеристика. Роль в патологии. Лабораторная диагностика вызываемых заболеваний. Профилактика. 1. Стрептококки Таксономия и классификация. Стрептококки от греч. streptos цепочка и kokkos зер
15417. Возбудитель туберкулеза. Биологические свойства. Патогенез и клиника туберкулеза. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика 42.5 KB
  Практическое занятие 25 Тема: Возбудитель туберкулеза. Биологические свойства. Патогенез и клиника туберкулеза. Принципы лабораторной диагностики. Специфическая профилактика. Туберкулез лат. tuberculum бугорок инфекционное заболевание человека сопровождающееся ...