62464

Социальная структура личности и ее элементы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Человек индивид личность Социальная структура личности и её элементы Типы личности Социализация личности и ее этапы Первый вопрос: Человек индивид личность Как только человек осознал что он значительно отличается от других живых существ он пытается ответить на ряд вопросов...

Русский

2014-06-10

26.09 KB

4 чел.

Тема (модуль) 2 Личность в системе социальных институтов и социальных организаций

2.2 Личность в обществе: особенности взаимодействия с основными элементами социальной структуры

Тема урока: «Социальная структура личности и ее элементы»

Вопросы

  1.  Человек, индивид, личность
  2.  Социальная структура личности и её элементы
  3.  Типы личности
  4.  Социализация личности и ее этапы

Первый вопрос: «Человек, индивид, личность»

Как только человек осознал, что он значительно отличается от других живых существ, он пытается ответить на ряд вопросов:

- Кто я такой?

- В чем мое отличие от других живых существ?

- Как я произошел?

Но ответить на эти вопросы  однозначно,  пока не предоставляется возможным

Дать определение человеку пытались многие мыслители прошлого и настоящего.

Человек – «рациональное животное» - Карл Линней

Человек – «символическое животное» - Э. Кассирер (немецкий философ идеалист)

Человек – «животное производящее орудия»  – Б. Франклин

Человек – « существо, делающее выбор» - С. Кьеркегер (датский философ)

Человек – «животное, способное обещать» - Ф. Ницше

«Размышляющий человек- просто испорченное животное» - Ж.Ж. Руссо

В связи с вышеизложенным уместно высказывание известного русского философа А.Ф. Лосева «Человек – вечная проблема, которая решается, но никогда не будет решена»

Говоря о человеке, мы используем несколько понятий: Человек, индивид, индивидуальность, личность и др.,  например -  гений, персона и.т.д.

Рассмотрим основные  из них:

Человекданное понятие употребляется для обозначения живого существа, которое по своему виду и по  своим взаимоотношениям с другими людьми и природой в корне отличается от других живых существ.

Индивид - отдельно взятый человек

Индивидуальность – человек, обладающий только ему присущими чертами и особенностями, делающим его не похожим на других людей. Каждый человек обладает биологической, психологической и социальной индивидуальностью.

Биологическая индивидуальность заключается в том, что нет двух одинаковых в биологическом плане людей. Даже близнецы имеют свои биологические отличия друг от друга.

Психологическая и социальная индивидуальность определяется через различия в темпераменте, характере, интересах, направленности, склонностях, потребностях, способностях, интеллекте и.т.д.

Личность данное понятие неразрывно связанно с социальными свойствами человека, которые образуются в результате взаимодействия человека с другими людьми, социальным окружением и социальной средой. Существует огромное количество определений личности

Личность может рассматриваться как структурная целостность биогенных, психогенных и социогенных компонентов, что дает основание для выделения биологической, психологической и социальной структур личности, изучаемых, соответственно, биологией, психологией и социологией. Биологическая структура личности, конечно, не может не учитываться социологией, но лишь в аспекте деформации этой структуры, поскольку при этом нарушаются нормальные взаимодействия между людьми. Больной или увечный человек не может выполнять все те социальные функции, которые выполняет здоровый человек. Больше с социальной структурой личности связана ее психологическая структура, включающая совокупность эмоций, переживаний личности, ее волевые устремления, память, способности и т.д. Здесь важны не только разного рода отклонения, но и нормальное психическое поле деятельности индивида. Но социальная структура личности не сводится к совокупности психических, по сути дела, субъективных качеств.

   Следовательно, при определении социальной структуры личности нельзя сводить дело только к субъективной стороне. Ведь главное в личности – ее социальные качества. Исходя из чего-

Личность – относительно – устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития

Второй вопрос: «Социальная структура личности»

Социологическая структура личности -  совокупность объективных и субъективных свойств индивида, возникающих и функционирующих в процессе его разнообразной деятельности, под влиянием тех общностей и объединений, в которые входит человек. Отсюда важнейшей характеристикой социальной структуры личности является ее деятельность как самостоятельность и как взаимодействие с другими людьми, что фиксируется понятием субъекта деятельности. Анализ структуры личности без анализа форм ее деятельности невозможен.

К основным элементам социальной структуры  личности относятся:

1 -  Социальные качества:

                        - Самосознание – выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды, осознание себя субъектом своих физических, психических состояний, социальных ожиданий, стремлений  и действий. Самосознание занимает центральное место в социальной структуре личности

               -  Самооценка – оценка личностью самой себя,  своих возможностей,  способностей, своего места,  занимаемого среди других людей. Самая важная и значимая функция самооценки – регуляция своего поведения и способность к самокоррекции т.е. к изменению самого себя и своих социальных действий.

                -  Активность -  способность самостоятельно и энергично производить социально – значимые действия, индивидуально или совместно  с другими людьми. Наиболее значимым выражением активности выступает сверхнормативность – т.е. осуществление деятельности,  которая не является строго обязательной и вытекающей

из понимания  личностью своего долга,  чести, достоинства, призвания

      - Интересы – побудительный мотив к определенному виду деятельности,  к познанию в соответствии со своими потребностями

      - Направленность личности – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, независимо от социальных ситуаций, в которых она находится

     - Ценностная ориентация – совокупность социальных ценностей,  которых придерживается индивид,  и которые выступают в качестве   целей жизни, средств и способов их достижения

                                                  - Идентичность – социальное качество, которое позволяет человеку (ИНДИВИДУ) самоотождествлять себя с другими людьми, социальными общностями, коллективом и.т.д. Это отождествление может происходить с определенной этнической, языковой, политической, территориальной, профессиональной группой. Различают социальную и ролевую идентичность.

                                                    - Характер – социальное качество характеризующее отношение человека к самому себе, к труду и социальному окружению, т.е. к другим людям

2 – Социальный статус личностисоотносительное положение (позиция) , занимаемое личностью в обществе в соответствии с профессией, социально – экономическим положением, политическими возможностями, , полом, происхождением, семейным положением.

Различают два вида статуса: личный и социальный.

 

Социальный статус определяется положением человека в обществе исходя из  объективных условий, которые порой не зависят от самого человека

Личный статус – положение занимаемое человеком в обществе определяется его личными индивидуальными качествами

Поскольку человека характеризует не один , а несколько статусных признаков в социологии применяется понятие статусный набор.

Статусный набор - совокупность статусов,  характеризующих личность  во всем ее многообразии. В статусном наборе принято выделять ключевой или главный статус

3 – Социальная роль – образец поведения, закрепившейся, утвердившийся и отобранный как целесообразный, для людей занимающих ту или позицию (статус),  в системе общественных отношений.

Одним из подходов,  к определяющих структуру личности,  является теория З.Фрейда

Теория Фрейда выделяет три части в психической структуре личности: Ид ("Оно"), Эго ("Я") и Суперэго ("сверх - Я")

Ид ("Оно") - источник энергии, направленный на получение удовольствия. При высвобождении энергии ослабляется напряжение и личность испытывает чувство удовольствия "Оно" побуждает нас к сексу, а также осуществлять такие функции организма, как прием пищи и отправление естественных надобностей.

Эго ("Я") контролирует поведение человека, в какой-то мере напоминая светофор, помогающий личности ориентироваться в окружающем мире. Эго руководствуется главным образом принципом реальности. Эго регулирует выбор подходящего объекта, позволяющего преодолеть напряженность, связанную с Ид. Например, когда Ид испытывает голод, Эго запрещает нам употреблять в пищу автомобильные шины или ядовитые ягоды; удовлетворение нашего побуждения откладывается до момента выбора подходящей пищи.

Суперэго ("сверх - Я")  - это идеализированный родитель, оно осуществляет нравственную или оценочную функцию. Суперэго регулирует поведение и стремится усовершенствовать его в соответствии со стандартами родителей, а в дальнейшем и общества в целом.

________________________________________________________________

Третий   вопрос: «Типы личностей»

Социологи выделяют несколько типов личности:

  1.  Модальная личность – личность воплощающая в себе общепринятые черты, характерные для того или иного общества (типичный американец, типичный белорус)
  2.  Базисная личность – тип личности, нормативный для данного типа культуры или социального слоя (подлинный интеллигент, настоящий профессионал) Базисными чертами в данном случае могут выступать -  духовность, профессионализм, чуткость, отзывчивость, богатство и.т. д.)
  3.  Маргинальный тип личности – (от лат. marginalis – находящийся на краю) – личность занимающая промежуточное положение к признанным господствующим культурам, от одной  он уже откололся, а к другой пока не примкнул
  4.  Реактивная личность – тип личности которая в своих основных чертах и поступках зависит от различных внешних влияний, из которых она не  в состоянии выделить наиболее существенные и важные. Чаще всего говорят что такая личность «плывет по течению»
  5.  Проактивная личность – тип личности , способный в любых обстоятельствах активно проводить в жизнь свою собственную линию поведения и активно влиять на других
  6.  Криминальная личность – тип личности, которая осознано готова пойти на нарушение закона, с целью достижения своих личных корыстных целей

_____________________________________________________________

Четвертый  вопрос: «Социализация личности и ее этапы»

Социализация – процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе

                                         Виды социализации:

Первичная - не зависящая  от индивида (социализация ребенка в семье)

Вторичная – осознанная социализация, основанная на свободе выбора.

Ненаправленная – процесс формирования социальных норм, ценностей образцов поведения происходит автоматически, стихийно

Направленная – специально разработанная обществом система средств по формированию определенных социальных свойств и качеств личности. (например система воспитания)

Этапы социализации:

  1.  Младенчество (первые два- три года жизни ребенка – эмоциональное общение с ребенком)
  2.  Раннее детство (два – пять  лет жизни ребенка- источник социализации в основном игрушки)
  3.  Дошкольное детство – ведущий источник социализации – игра
  4.  Подростковый возраст (12-14 лет)- ведущий источник социализации – учебная деятельность
  5.  Юношеский возраст (14- 18 лет) – активное становление личности
  6.  Поздняя  юность (18-25 лет) – ведущий источник направленная учеба
  7.  Зрелость (30 – 60 лет)
  8.  Послетрудовая деятельность

Литература:

Бабосов, Е.М. Общая социология : учеб. пособие для студентов вузов/ Е.М. Бабосов. - 3-изд. - Минск : ТетраСистемс, 2006.- С. 258-306

Бабосов, Е.М. Практикум по социологии: учебное пособие для студентов вузов.-  Минск : ТетраСистемс, 2003.- С. 145 - 178


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18801. Устройство плат аналогового ввода - вывода 23.88 KB
  Устройство плат аналогового ввода вывода. Платы аналогового ввода‐вывода ПАВВ предназначены для обеспечения ввода аналоговых сигналов с датчиков в вычислительное устройство обработки и вывода аналоговых сигналовдля пропорционального управления исполнительными
18802. Назначение и особенности архитектур микроконтроллеров 76.74 KB
  Назначение и особенности архитектур микроконтроллеров Микроконтроллер МК ‐ это специализированный микропроцессор предназначенныйдля обработки внешних событий при решении задач управления техническими процессами. Обычно МК в реальном времени выполняют задачи с
18803. Назначение и особ-ти архитектур цифровых сигнальных процессоров 34.91 KB
  Назначение и особти архитектур цифровых сигнальных процессоров. Цифровой сигнальный процессор ЦСП – это специализированный процессор предназначенный для обработки в реальном масштабе времени сигналов непрерывного вида с использованием математического аппарата ц
18804. Однослойная нейронная сеть, решающая задачу распознавания 269 KB
  Изучение алгоритмов обучения нейронных сетей, получение практических навыков работы с простейшими нейронными сетями, для обучения которых используется алгоритм Хебба и алгоритм Розенблатта.
18805. Влияние помех на работоспособность МПУСУ и пути повышения помехоустойчивости 163.23 KB
  Влияние помех на работоспособность МПУСУ и пути повышения помехоустойчивости. На рисунке приведена условная схема МПУСУ с указанием трех вредных факторов. ЭМИ влияют на работоспособность входных каскадов измерительного контура и контура управления а также порта
18806. Экологическое образование 30.5 KB
  Экологическое образование как комплексная проблема современности стала объектом внимания философскосоциологических исследований рассматривающих экологические проблемы как общечеловеческие Э.В. Гирусов Ю.Г. Марков Д.Ж. Маркович Н.И. Моисеев и др.. Первостепенную ва...
18807. Развитие биосферы Земли 49.5 KB
  Развитие биосферы Земли. На ранней Земле предполагают активный вулканизм: за счет лав выплавляющихся из верхней мантии постепенно сформировалась земная кора а дегазация лав привела к возникновению первичной атмосферы и жидкой воды на поверхности планеты. В первый м...
18808. Круговороты основных биогенных элементов 697.5 KB
  Круговороты основных биогенных элементов Глобальный круговорот воды Круговороты воды и СО2 в глобальном масштабе представляют собой вероятно самые важные для человечества биогеохимические круговороты. Для обоих характерны небольшие но весьма подвижные фонды в а...
18809. Биогеохимические циклы 49 KB
  Ввиду того что растения и животные могут использовать только те биогенные элементы которые находятся на поверхности Земли или вблизи нее для сохранения жизни необходимо чтобы материалы ассимилированные какимилибо организмами в конечном счете становились доступным...