62472

Социальное поведение. Девиантное поведение и его основные формы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сущность социального поведения и его виды Сущность субъекты и разновидности массового социального поведения Социальное поведение личности Понятие девиантного поведения Первый вопрос: Сущность социального поведения...

Русский

2014-06-10

21.47 KB

2 чел.

Тема (модуль) 2 Личность в системе социальных институтов и социальных организаций

2.2 Личность в обществе: особенности взаимодействия с основными элементами социальной структуры

Тема урока: «Социальное поведение. Девиантное поведение  и его основные

                        формы»

Вопросы:

  1.  Сущность социального поведения и его виды
  2.  Сущность, субъекты и разновидности массового социального поведения
  3.  Социальное поведение личности
  4.  Понятие девиантного поведения

 

Первый вопрос: «Сущность социального поведения и его виды»

Социальное поведение – совокупность извне наблюдаемых поступков и действий индивидов или социальных групп, их определенная  последовательность и направленность, так или иначе затрагивающая  интересы других людей.

Выделяют понятия:

- Массовое  социальное  поведение

- Социальное поведение личности

 

Второй вопрос: «Сущность, субъекты и разновидности массового социального поведения»

Массовое  социальное  поведениеэто действия и поступки определенных социальных  групп или иными словами субъектов массового поведения,  к которым принято относить: большие массы людей, толпу, отдельные социальные группы и микрообъединения

Разновидностями массового социального поведения являются:

- Социальные движения

- Коллективное поведение

Социальные движения массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов. Это организованное усилие субъектов социального движения, способствующих или препятствующих социальным изменениям и переменам

Виды массовых социальных движений:

- Общие социальные движения – ставят своей целью добиться всеобъемлющих изменений человеческих ценностей (рабочее движение, молодежное движение, женское или феминистское  движение, движения в защиту мира и.т.д.)

- Специфические социальные движения – движения,  которые ставят своей целью добиться конкретных целей и результатов. Эти движения могут быть одной из составных частей общих социальных движений.

Например в рабочем движении выделяются такие специфические социальные движения как коммунистическое движение, социал - демократическое движение, христианско – демократическое движение.

- Политические движения – направлены на на завоевание, удержание или ниспровержение политической власти

- Революционные движения – направлены на коренное изменение существующей социальной системы

- Реформистские движения – ставят своей целью проведение реформ

-  Национально – освободительные движения

- Религиозные движения

Коллективное поведениемассовые, спонтанные, непредсказуемые реакции людей  на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно. Коллективное поведение может быть нормативным и девиантным.

 

Третий вопрос:  «Социальное поведение личности»

Социальное поведение личностивнешне наблюдаемые поступки и действия индивидов,  их определенная  последовательность и направленность, так или иначе затрагивающая  интересы других людей.

Разновидностями социального поведения личности являются:

- Нормативное (нормальное) поведение личности

- Девиантное поведение личности

 

Четвертый вопрос: «Понятие девиантного поведения»

Девиантное поведение – поступки и действия индивида, или группы людей  которые не соответствуют принятым в обществе социальным нормам.

Социальная норма – интервал меры допустимого поведения

Виды социальных норм:

  - Правовые

  - Нравственные

  - Религиозные

  - Корпоративные (определяются трудовым договором

                                     и правилами внутреннего распорядка)

  - Деловые и договорные нормы

  - Обычаи и традиции

  - Ритуалы и обряды

 

Типы  девиантного поведения:

По масштабу:      - массовое;

                             - индивидуальное.

По субъектам:     - конкретных лиц;

                            - неформальных групп и объединений;

                            - официальных структур.

По длительности:   - кратковременное;

                                - длительное.

По типу нарушаемых норм:

                               - аморальный проступок;

                               - дисциплинарный проступок;

                    - административное правонарушение;

                              -  уголовное преступление.

В зависимости от степени вреда причиненного личности или обществу деввиантное поведение подразделяется на:

- Деструктивное поведениепричиняет вред только самой личности

- Асоциальное поведение – причиняет вред не только личности, но и другим социальным группам

- Противоправное поведение – связано с нарушением не только нравственных норм, но и правовых норм и представляет реальную угрозу обществу

Литература:

Бабосов, Е.М. Общая социология : учеб. пособие для студентов вузов/ Е.М. Бабосов. - 3-изд. - Минск : ТетраСистемс, 2006.- С. 403-418


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3289. Практикум доброты и вежливости. Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений 77 KB
  Внеклассное мероприятие в начальных классах по теме: "Практикум доброты и вежливости. Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений" Цель:  Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость. Учить уч...
3290. Знай правила движения, как таблицу умножения 63.5 KB
  Внеклассное мероприятие «Знай правила движения, как таблицу умножения!» Подготовила и провела учитель начальных классов Жиденко Т. Б. г. Белгород Учитель. Здравствуйте! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о правилах дорожного ...
3291. Понятие и принципы основ правового статуса человека и гражданина в РФ 97.5 KB
  Конституция Российской Федерации определяет, что высшей ценностью государства является человек, его права и свободы, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность, возлагаемая на государство. Из этого следует, что обязанностью Российской Федерации является создание условий для реализации гражданами своих конституционных прав, исполнения своих гражданских обязанностей.
3292. Формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 8 класса 70.5 KB
  Формирование общеучебных компетенций по предмету за курс 8 класса. Задачи: повторить основные теоретические сведения за курс основной средней школы по русскому языку и литературе, развивать познавательный интерес учащихся к предмет...
3293. Дом, в котором мы живем, Мероприятие 71 KB
  Дом, в котором мы живем Цель: формирование ответственности, гуманизма учащихся, проявляющихся в отношениях друг к другу, к учебе, труду, умения проявлять свои лучшие личные качества, подведение итогов. Задача: формирование гордости за достижения каж...
3294. Путешествие в Великобританию 52.5 KB
  Тема: Путешествие в Великобританию. Форма: урок - игра. Цели: Обучающие: А) обобщение изученного материала по теме «Великобритания». Б) совершенствование навыков устной речи В) актуализация страноведческого материала. 2. Развивающи...
3295. Внеклассное мероприятие на тему «Никто не забыт, ничто не забыто» 53 KB
  Внеклассное мероприятие на тему «Никто не забыт, ничто не забыто» Цель: воспитание патриотического сознания Задачи: 1) познакомить участников с историей нашей страны в годы ВОВ, показать величие подвига советского народа, 2) воспитать уважение к ист...
3296. Викторина. Олимпийские игры. 56 KB
  Викторина. План мероприятия. Вступительное слово ведущего. Домашнее задание 9 «А» класса. Танец сиртаки и легенда.  Викторина. Домашнее задание 10 «Б» класса. Подведение итогов. Сценарий. Ведущий: Добрый день уважаемые з...
3297. Сто к одному. Конспект урока 48 KB
  Тема. Сто к одному Цели, систематизация знаний учащихся об аппаратном обеспечении ПК, базовом комплекте ПК, редакторе текстов, табличном процессоре;  развитие у школьников творческого мышления, памяти (лучше всего запоминается то, что с...