62472

Социальное поведение. Девиантное поведение и его основные формы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Сущность социального поведения и его виды Сущность субъекты и разновидности массового социального поведения Социальное поведение личности Понятие девиантного поведения Первый вопрос: Сущность социального поведения...

Русский

2014-06-10

21.47 KB

1 чел.

Тема (модуль) 2 Личность в системе социальных институтов и социальных организаций

2.2 Личность в обществе: особенности взаимодействия с основными элементами социальной структуры

Тема урока: «Социальное поведение. Девиантное поведение  и его основные

                        формы»

Вопросы:

  1.  Сущность социального поведения и его виды
  2.  Сущность, субъекты и разновидности массового социального поведения
  3.  Социальное поведение личности
  4.  Понятие девиантного поведения

 

Первый вопрос: «Сущность социального поведения и его виды»

Социальное поведение – совокупность извне наблюдаемых поступков и действий индивидов или социальных групп, их определенная  последовательность и направленность, так или иначе затрагивающая  интересы других людей.

Выделяют понятия:

- Массовое  социальное  поведение

- Социальное поведение личности

 

Второй вопрос: «Сущность, субъекты и разновидности массового социального поведения»

Массовое  социальное  поведениеэто действия и поступки определенных социальных  групп или иными словами субъектов массового поведения,  к которым принято относить: большие массы людей, толпу, отдельные социальные группы и микрообъединения

Разновидностями массового социального поведения являются:

- Социальные движения

- Коллективное поведение

Социальные движения массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп, направленные на обеспечение групповых или общественных интересов. Это организованное усилие субъектов социального движения, способствующих или препятствующих социальным изменениям и переменам

Виды массовых социальных движений:

- Общие социальные движения – ставят своей целью добиться всеобъемлющих изменений человеческих ценностей (рабочее движение, молодежное движение, женское или феминистское  движение, движения в защиту мира и.т.д.)

- Специфические социальные движения – движения,  которые ставят своей целью добиться конкретных целей и результатов. Эти движения могут быть одной из составных частей общих социальных движений.

Например в рабочем движении выделяются такие специфические социальные движения как коммунистическое движение, социал - демократическое движение, христианско – демократическое движение.

- Политические движения – направлены на на завоевание, удержание или ниспровержение политической власти

- Революционные движения – направлены на коренное изменение существующей социальной системы

- Реформистские движения – ставят своей целью проведение реформ

-  Национально – освободительные движения

- Религиозные движения

Коллективное поведениемассовые, спонтанные, непредсказуемые реакции людей  на критические ситуации, возникающие объективно и внезапно. Коллективное поведение может быть нормативным и девиантным.

 

Третий вопрос:  «Социальное поведение личности»

Социальное поведение личностивнешне наблюдаемые поступки и действия индивидов,  их определенная  последовательность и направленность, так или иначе затрагивающая  интересы других людей.

Разновидностями социального поведения личности являются:

- Нормативное (нормальное) поведение личности

- Девиантное поведение личности

 

Четвертый вопрос: «Понятие девиантного поведения»

Девиантное поведение – поступки и действия индивида, или группы людей  которые не соответствуют принятым в обществе социальным нормам.

Социальная норма – интервал меры допустимого поведения

Виды социальных норм:

  - Правовые

  - Нравственные

  - Религиозные

  - Корпоративные (определяются трудовым договором

                                     и правилами внутреннего распорядка)

  - Деловые и договорные нормы

  - Обычаи и традиции

  - Ритуалы и обряды

 

Типы  девиантного поведения:

По масштабу:      - массовое;

                             - индивидуальное.

По субъектам:     - конкретных лиц;

                            - неформальных групп и объединений;

                            - официальных структур.

По длительности:   - кратковременное;

                                - длительное.

По типу нарушаемых норм:

                               - аморальный проступок;

                               - дисциплинарный проступок;

                    - административное правонарушение;

                              -  уголовное преступление.

В зависимости от степени вреда причиненного личности или обществу деввиантное поведение подразделяется на:

- Деструктивное поведениепричиняет вред только самой личности

- Асоциальное поведение – причиняет вред не только личности, но и другим социальным группам

- Противоправное поведение – связано с нарушением не только нравственных норм, но и правовых норм и представляет реальную угрозу обществу

Литература:

Бабосов, Е.М. Общая социология : учеб. пособие для студентов вузов/ Е.М. Бабосов. - 3-изд. - Минск : ТетраСистемс, 2006.- С. 403-418


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84454. Узагальнення вивченого про частини мови 33.5 KB
  Розвивати навички відрізняти частини мови за їх лексичним значенням. Сьогодні на аукціоні незвичайний товар На моєму столі лежать картки з написаними назвами частин мови. Довірена особа від кожної групи розповідає про частину мови іменник.
84455. Складання розповіді за власним спостереженням «Жовте листячко летить, під ногами шелестить» 49.5 KB
  В жовтий лист пофарбувала Урожай з полів зібрала Золотила вербам коси Чарівна цариця Осінь Такце осінь вхід під музику дівчинки-осені Читання вірша: А я ішла по жовтим килимам По золотим червоним і багряним. Я - осінь. Я - осінь золота з легким туманом. Таке високе Як не милуватись...
84456. Слова з прямим і переносним значенням 38 KB
  Мета: формувати в учнів поняття про пряме і переносне значення слів; виробляти вміння визначати значення слова в тексті самостійно вживати слова в переносному значенні; розвивати мовне чуття навчити учнів звязно висловлювати свої думки.
84457. Зміна прикметників за зразком «один-багато» 147.5 KB
  Мета: активізувати знання учнів про прикметник. Формувати поняття про прикметник на основі істотних ознак (питання, значення, роль у реченні). Розвивати фонематичний слух, орфографічну грамотність. Виховувати любов до рідного краю, спадщини предків, пошани до народних традицій.
84458. Перевірка мовних знань і вмінь з теми «Іменник» 71 KB
  Послухайте вірш і зловіть зимові іменники хлопками. Чим цікаві виписані іменники повязані з зимовою порою Як вони називаються близькі за значенням 2 вручення сніжинки з буквою о Наступне завдання яке пропонує сніговичок це Робота в групах Гра Проціди крізь сито Розписати слова у 3 колонки.
84459. Закріплення знань про слова, які вказують на предмети 47 KB
  Мета. Закріпити знання учнів про слова, які означають назву предмета. Вчити розпізнавати іменники в тексті, будувати з ними речення. Формувати навички правильного написання словникових слів. Розвивати логічне мислення, творчу уяву, самостійність під час сприймання матеріалу.
84460. Поняття про фразеологізми та їх лексичне значення 55.5 KB
  Мета: дати учням загальні відомості про фразеологізми; вчити пояснювати значення фразеологізмів правильно використовувати їх у мовленні; ознайомити із фразеологічним словником української мови; розвивати культуру мовлення образне мислення; виховувати бажання здобути знання.
84461. Апостроф. Литовська народна казка «Чому кіт умивається після сніданку?» 840 KB
  Мета: вчити дітей правильно вимовляти та писати слова з апострофом; формувати вміння ставити апостроф у словах; розвивати зв;язне мовлення навички свідомого виразного читання вміння спостерігати порівнювати; поповнювати словниковий запас; прищеплювати інтерес до усної народної творчості...