62490

Политическая власть

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Ни одной другой власти таких возможностей нет Отстраненность отстранение системы установленного господства от реально доминирующего что создает определенные трудности для установления конкретных властвующих сил...

Русский

2014-06-10

28.05 KB

4 чел.

Тема занятия: «Политическая  власть»

Цели занятия:

Обучающая:  Формирование знаний учащихся  о характере,  свойствах, структуре и типах политической власти, способах ее осуществления,  ее легитимности

Воспитательная: Формирование у учащихся понимания необходимости существования политической власти для обеспечения нормального функционирования общества и обеспечения стабильности его жизнедеятельности и достижения социально  значимых целей

Вопросы:

  1.  Понятие политической власти,  ее признаки,  свойства и функции
  2.  Структура политической власти
  3.  Методы и стили властвования
  4.  Легитимность и легальность власти

           

Первый вопрос:  «Понятие политической власти,  ее признаки,  свойства и функции»

Политическая властьвозможность влиять на характер и направленность деятельности личности, группы и общества в целом с помощью авторитета, права и насилия

Характерные черты политической власти:

- Способность побуждать людей к определенным действиям;

- Возможность предотвращать нежелательные действия;

- Наличие единого центра принятия решений (неделимость);

- Обязательность решений для всякой другой власти

   (верховенство);

- Суверенитет – независимость власти от каких либо сил или

  обстоятельств;

- Авторитет – поддержка большинством населения;

- Волевой характер – обеспечивается наличием программ и

   планов действий и готовностью добиваться их выполнения;

- Легитимность – признание народом;

- Тотальность – способность к повсеместному принуждению;

Свойства политической власти:

Универсальные свойства  политической власти  - отражают его сходство с другими типами власти

                 - Свойство асиметричности – отражает качественные отличия статусов властителей и подвластных, показывает неравенство их возможностей, прав и возможностей

                  - Свойство кумулятивности – указывает на остроту и конфликтность властных отношений, в силу того, что субъекты этих отношений ориентируются на собственные интересы

                 - Свойство инверсионности – показывает возможность изменения статусов властных  и подвластных на противоположные

                  - Свойство комбинированности  - характеризует процесс властвования как объединения усилий двух  сторон: и доминирующей, и подвластной

               - Свойство ресурсности  - указывает на необходимость использования разнообразных ресурсов в процессе осуществления властных полномочий

Специфические свойства политической власти – обуславливают характерные отличия политической власти от других типов власти

              - Полиресурсность - отражает возможность  политической власти использовать все имеющиеся ресурсы.  Ни одной другой власти,  таких возможностей нет

              - Отстраненность - отстранение системы установленного господства,   от  реально доминирующего,  что создает определенные трудности,   для установления конкретных

                 властвующих сил

Например,  авторитарная или тоталитарная  власть в отдельном государстве,    не может восприниматься мировым сообществом или отдельными сообществами государств

                - Властный инстинкт - врожденное стремление  подчинять себе подобных. Конечно,  каждая власть  стремится к этому,  но для политической власти это наиболее актуально

Свойство – сторона предмета, обуславливающая его различие,  или сходство с другими предметами,  проявляющаяся во взаимодействии с ними

Ресурсы власти – совокупность средств,  с помощью которых осуществляется властное воздействие.

              

Второй вопрос: «Структура политической власти»

Основными элементами политической власти являются:

 

  1.  Субъекты политической власти                                           

                                    

Первичные субъекты

Носители практической деятельности, источники активности, направленной на завоевание, удержание и использование власти с целью реализации своих интересов (индивиды, социальные общности), которые самостоятельно вырабатывают и реализуют программы действий , направленные на достижение политических целей

Вторичные субъекты

Социально- политические институты, которые являются непосредственными носителями властных полномочий (государство, политические партии, правящие элиты, общественные организации, политические лидеры)

  1.  Объекты политического воздействия те,    на кого направлено властное воздействие (народные массы, социальные структуры и социальные образования и т.д.)

  1.  Источники властвования -  источники подчинения одних людей другими  (сила,  наследство, богатство, знания, информация, организация, занимаемое положение)

  1.  Ресурсы власти – совокупность средств,  с помощью которых осуществляется властное воздействие.

К ним относятся:

- Экономические ресурсы

Материальные ценности, необходимые для общественного производства

-  Нормативные ресурсы:

 Сила закона (право) – когда властные полномочия субъекта власти определены  законодательно

- Авторитет власти  – признание власти большинством

- Суверенитет власти - независимость власти от каких либо сил или обстоятельств

- Силовые ресурсы:

Принуждение – предполагает использование  определенных рычагов: экономических,  политических, военных,  силой убеждения и др.

Прямое насилие – предполагает насильственные действия  

- Культурно – информационные ресурсы (институты образования, науки, средства массовой информации)

                                       

Третий вопрос: «Методы и стили властвования»

Методы властвованияспособы, приемы и средства воздействия, которые используются властвующей стороной с целью добиться повиновения подвластных

Наиболее распространенными методами властвования являются:

             - Принуждение

             - Убеждение

             - Стимулирование

Принуждение – способ властвования,   при котором, подвластвующая сторона лишена возможности противостоять воздействию власти. Принуждение может осуществляться с помощью санкций предусмотренных законом (экономические санкции, административные санкции, уголовные санкции)

Убеждение – совокупность различных приемов и способов с помощью которых подвластвующая сторона добровольно выполняет распоряжения и указания власти и добровольно ей подчиняется

Стимулирование – использование определенных стимулирующих факторов для добровольного подчинения одних другим (экономических, социальных, статусных и др.)

Четвертый вопрос: «Легитимность и легальность власти»

Легитимность власти признание ее народом и предоставление ей права управлять от имени народа (большинства).

Легитимность может быть внутренней и внешней  

Внутренняя легитимность – признание политической власти народом (большинством)

Внешняя легитимность – признание власти международным сообществом, международными организациями или другими государствами

Основные типы легитимности власти:

Традиционный тип легитимности власти - основан на авторитете традиции. Обретается благодаря обычаям, традициям и  привычке подчинятся власти,  в сформированном убеждении в законности власти и правильности ее осуществления

Харизматический тип легитимности власти – базируется на эмоциональном, личностном отношении к лидеру  и признании его выдающихся качеств, особого дара (хоризмы)

Рациональный тип легитимности – основан на осознании того, что раз власть выбрана законно, в соответствии с существующими законодательными нормами – она легитимна

Идеологическая легитимность – осуществляется с помощью убеждений и внушений

Легальность власти – юридическое обоснование власти, ее законность и предоставление ей законодательного права осуществлять власть законными методами и способами

Основные функции политической власти:

- Поддержание общественного порядка и стабильности

Выявление, ограничение и разрешение конфликтов, достижение общественного консенсуса (согласия),  учет взаимозависимости социальных и политических интересов в обществе

- Насилие и принуждение во имя сохранения стабильности общества, достижения социально – значимых целей

От лат. Legitimus – согласный с законом, законный, правомерный

 

Первые  три типа легитимности предложены М.

Вебером в его работе «Политика как признание и профессия» (1919г)

Литература:

Вонсович Л.В. Политология: курс интенсив. Подгот./Л.В. Воносович.- Минск: Тетера – Системс, 2007. с. 25 - 43.

Кравченко А.И. Основы социологии и политологии: учеб. – М.:ТК Велби, Изд – во Проспект, 2008. с. 195 – 217

Канашевич Н.М. Политология. Логические схемы и опорные конспекты: Учебное пособие.- Могилев: МГУ им А.А. Кулешова, 2002. с. 18 - 24


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33804. Формы государства. Государственный аппарат. Источники права 17.7 KB
  Источники права Форма государства внешняя структура способ организации государственной власти выражающаяся в построении верховных ор ганов государства распределении власти меяаду различными уровнями государственных органов общем режиме управления страной. Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Источник права Источник форма права способ с помощью которого закрепляются находят внешнее выражение нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения...
33805. Понятие, сущность и структура Конституции Республики Беларусь 17.02 KB
  Конституция Республики Беларусь белор. Канстытуцыя Рэспублікі Беларусь основной закон Республики Беларусь. Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии 1919 года Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии ССРБ была принята на I Всебелорусском съезде Советов 3 февраля 1919 г.
33806. Гражданство Республики Беларусь 17.47 KB
  Гражданство Республики Беларусь это устойчивая правовая связь человека Республикой Беларусь выражающаяся в совокупности их взаимных прав обязанностей и ответственности.1991 года был введен в действие Закон Республики Беларусь О гражданстве Республики Беларусь который действовал до 17.2002 года был принят Закон Республики Беларусь О гражданстве Республики Беларусь который вступил в силу 17.
33807. Избирательная система 17.6 KB
  Избирательная система в широком смысле совокупность правовых норм регулирующих порядок предоставления избирательных прав проведения выборов в органы государства и местного самоуправления определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право в широком смысле. Избирательная система в узком смысле порядок определения результатов голосования.
33808. Референдум. Виды референдумов 15.74 KB
  Виды референдумов. Референдум важнейший институт прямой демократии. Референдум это один из способов участия общественности в принятии решений важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.
33809. Президент 16.56 KB
  Президент Республики Беларусь является главой государства гарантом конституции Республики Беларусь прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению не моложе 35 лет обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Статус права и обязанности президента Статус права и обязанности президента...
33810. Правительство 16.92 KB
  Совет Министров Республики Беларусь высший орган исполнительной власти осуществляющий руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций а также местных исполнительных и распорядительных органов в Беларуси. Главой Совета Министров является Премьерминистр который назначается Президентом Республики Беларусь с согласия нижней палаты Парламента Республики Беларусь. Совет Министров Беларуси в своей деятельности подотчётен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед...
33811. Парламент 18.1 KB
  Состоит из двух палат Палаты представителей и Совета Республики. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются на заседаниях депутатов местных Советов по восемь членов Совета Республики. В дополнение к ним восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
33812. Конституционный суд 16.07 KB
  Конституционный суд в отличие от всех прочих судов вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт в случае признания его неконституционным. Канстытуцыйны суд Рэспублікі Беларусь один из высших судов Белоруссии осуществляющий конституционный контроль; существует с 1994 года. История Во время конституционного кризиса 1996 года суд счёл что результаты референдума об изменении конституции не будут обязательными.