625

Практика проведения денежных реформ в странах Западной Европы

Курсовая

Деньги и денежные системы

Денежные реформы Англии и выход из стерлинговых кризисов. Современное положение денежнной системы западноевропейских стран. Значение денежных реформ в развитии денежных систем. Средство выхода из кризисисного состояния и продолжения нормального функционирования национального хозяйства в целом.

Русский

2013-01-06

150 KB

72 чел.

PAGE 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА АР КРЫМ

РВУЗ «Крымский гуманитарный университет»

Институт Экономики и управления

Кафедра «Финансы и кредит»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «деньги и кредит»

На тему: «Практика проведения денежных реформ в странах Западной Европы»

Выполнил: студент 21ФК группы,

Панахов А. У.

Научный руководитель: к.э.н. Фурсов Н. Ф.

ЯЛТА, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................3

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ДЕНЕЖНЫХ РЕФОРМ

Глава 1. Понятие и сущность денежной реформы...................................................,4

Глава 2. Основные виды денежных реформ..............................................................5

РАЗДЕЛ 2. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН

Глава 1. Денежные реформы Англии и выход из стерлинговых кризисов............8

Глава 2. Денежная система Германии в условиях и после мировых войн...........13

Глава 3. Денежные реформы Франции....................................................................19

РАЗДЕЛ 3. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СИСТЕМ СТРАН.

Глава 3.1. Современное положение денежнной системы западноевропейских стран............................................................................................................................27

Глава 3.2. Значение денежных реформ в развитии денежных систем..................31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................35

ВВЕДЕНИЕ

С развитием хозяйственной деятельности, всё большее место в ней занимает кредитно-денежная система, а в связи с этим, историческая роль денежных реформ как одного из важнейших рычагов государственного воздействия на экономику в целом только возрастает. Сегодня они используются не только для оздоровления национальной финансовой системы в ходе таких отрицательных явлений, как инфляция, но и для реструктуризации, пересмотра всех хозяйственных процессов в стране.

Для дальнейшего функционирования и расширения денежно-кредитных отношений крайне важно разрабатывать эффективную политику реформирования этой сферы, в том числе, с учетом как позитивного, так и неудачного опыта различных государств.

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И РОЛЬ ДЕНЕЖНЫХ РЕФОРМ.

Глава 1.1. Понятие и сущность денежной реформы.

Под денежной реформой в экономике подразумеваются более ли менее существенные преобразования в национальной денежной системе, как правило, проводимые с целью её стабилизации, повышения эффективности денежного обращения страны.

Денежные реформы в основном сводятся к следующим процессам: полная или частичная замена денежных знаков с выпуском денег нового образца (при сохранении их номинальной стоимости) либо укрупнение денежной массы в обращении (что, как правило, ведёт к снижению покупательной способности валюты).

История денежных реформ может быть начата со времен использования первых денежных эквивалентов, когда люди начали использовать примитивные подручные материалы в качестве средства обмена — ракушки, камни, меха, перья птиц и даже скот, - и прослеживаться далее, с переходом к металлическим  (наиболее важно упомянуть чеканку золотых и серебряных монет), а позже - и бумажным, - денежным знакам и, наконец, к электронным деньгам [7, стр. 35].

Денежными реформами можно назвать любое весомое изменение в денежном обращении народов — не только смена денежных знаков, но и изменение, например, их номинальной стоимости, реальной покупательной способности. Эти методы приобрели большее значение с переходом к  бумажным денежным знакам и последующая отмена прямого их размена на золото сильно повлияли и на развитие денежных реформ и вызванного ею постоянного развития инфляционных процессов. С течением времени, это привело к тому, что сегодня одним из наиболее популярных и используемых видов денежных реформ является прямое воздействие на курс национальной валюты. В соответствии с выбранной денежной политикой, такое воздействие может быть двух видов: девальвация - снижение курса национальной валюты по отношению к другим денежным эквивалентам (например, к твердым валютам других стран) и с уменьшением реального (золотого) содержания денежной единицы или её ревальвация - повышение курса с увеличением реального золотого содержания денежной единицы [11].

В наиболее широком понимании, денежное реформирование необходимо для создания денежных систем, адаптации их к любым экономическим изменениям (как внешнегосударственным, так и внутренним), их исторического развития и укрепления вообще.

Денежная система сегодня очень тесно связана с экономической системой в целом, поскольку деньги выполняют целый ряд важнейших  функций в экономике — от измерения стоимости любых произведенных товаров и предоставляемых услуг до и любые изменения в сфере денежного обращения в значительной мере влияют и на сферу национального производства, и на сферу торговли, и на богатство государства и народа в целом.

Это превращает денежное реформирование не только в средство борьбы с инфляционным процессами и стабилизации денежного обращения, но и в мощный инструмент государственного регулирования национальной экономики.

Глава 1.2. Основные виды денежных реформ.

Основные виды денежных реформ следующие.

Переход от одного денежного эквивалента к другому. Например, переход от медных денег к серебряным или замена биметаллической системы монометаллической.

Замена ставших неполноценными (например, в результате потери веса) или обесценившихся денежных знаков полноценной монетой или замена неразменных монет разменными (например, изъятие монет, потерявших свой первоначальный вес, для перечеканки их в новые, полноценные).

Стабилизация валюты - попытка приведения экономической системы в норму, как правило, применяемая при сильной инфляции и расстройстве денежного обращения.

Различаются такие формы стабилизаци валюты:

1) Нуллификация это ликвидация старых денежных знаков и выпуск новых. Она проводится в результате сверхсильной  инфляции, когда покупательная способность денег сводится практически к нулю, а также в связи со сменой политической власти. В первом случае нуллификация означает объявление  государством  обесценившихся  денежных знаков недействительными.

2) Дефляция это сокращение денежной массы путем изъятия из обращения избыточных денежных знаков. Строго говоря, дефляция не является методом самого реформирования денежных систем. В период золотого стандарта она часто предшествовала денежным реформам, создавая более благоприятные условия для их проведения.

3) Деноминация это укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые. Коэффициент укрупнения денег зачастую кратен десяти. В таком же соответствии пересчитываются цены товаров и услуг, зарплата, пенсии, тарифы и т.д. Деноминация значительно упрощает денежное обращение, учет и расчеты в стране, однако ее целесообразно проводить лишь после снижения инфляции до устойчиво умеренного уровня, иначе вскоре потребуется новая деноминация, а ее проведение – мероприятие дорогостоящее.

Деноминация может использоваться также для непосредственного уменьшения количества денежных знаков в обращении, что может ускорить процессы денежного оборота и даже снизить затраты по их обслуживанию (уменьшается ущерб от их физического износа).

4) Девальвация может быть двух видов:

а) уменьшение золотого содержания денежной единицы страны (в период действия золотого стандарта),

б) снижение ее обменного курса по отношению к иностранным валютам.

В условиях фиксированного валютного курса (когда он устанавливается правительством) девальвация тоже проводится официально (по решению госорганов).

Когда же в стране действует свободный валютный курс, возможная девальвация носит рыночный (фактический) характер: обменный курс национальной валюты падает «автоматически», непосредственно под воздействием изменений в соответствии валютного спроса и предложения.

5) Ревальвация – это противоположный девальвации процесс повышения золотого содержания или валютного курса денежной единицы страны. Она также возможна в официальном и рыночном вариантах и применима, в частности, для восстановления покупательной способности денег после их инфляционного обеспечения.

Также к денежным реформам может быть отнесено образование новой денежной системы — она осуществляется в период распада государств, приобретения независимости бывшими колониями, формирования новых государств и т.д.

РАЗДЕЛ 2. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН ПОСЛЕ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

Глава 2.1.  Денежные реформы Англии и выход из стерлинговых кризисов.

Фунт стерлингов как счетная денежная единица использовался на Британских островах задолго до возникновения там централизованного государства (IX—X вв.). Название валюты отражает ее первоначальное весовое содержание: из одного фунта серебра чеканили 240 пенсов, которые назывались также «стерлингами».

С середины XIV в. в обращении появляются золотые монеты и на протяжении нескольких веков в Англии господствовал биметаллизм. Англия раньше других стран перешла к золотому монометаллизму-— фактически в конце XVIII в., юридически — в 1816г. Если вплоть до первой мировой войны эмиссия банкнот Банком Англии регулировалась актом Роберта Пиля (с 1844 г.), который требовал 100%-ного обеспечения золотом, то серьезное расстройство  национального денежного обращения военного периода вынудило Англию в августе 1914 года прекратить размен банкнот на золото. Тогда правительство  смогло использовать эмиссию бумажных денег для покрытия своих военных, - а позже и гражданских, - расходов.

В результате этого, сумма денежных знаков в обращении к 1918 г. возросла до 399 млн. ф. ст. по сравнению с с 35 млн. в 1913.; в 1920 г. она достигла 555 млн. ф. ст. В сочетании с экономическими трудностями, связанными с военной ситуацией, это привело к развитию сильнейшей инфляции. Цены на товары возросли в три раза за семилетний период.

С целью стабилизации национальной валюты в 1920 г. английское правительство взяло курс на дефляцию, который может рассматриваться как один из ярких примеров применения "политики дорогих денег". Это было в интересах финансовой олигархии, которая, получая большие доходы от капиталовложений за границей, была заинтересована в сохранении высокой покупательной способности фунта стерлингов. Дефляционный курс способствовал снижению цен, (в то время, когда в других странах Европы уровень инфляции постоянно рос, а с ним росли и цены), однако такая политика влечёт за собой неуклонное снижение экспорта [10], поэтому Англии не смогла избежать нового обострения экономического кризиса 1920—1921гг.. Она лишь спровоцировала рост безработицы, снижение заработной платы трудящихся, а за ним и  возобновление инфляционных процессов.

В апреле 1925г.  Английское правительство приняло решение о восстановлении размена банкнот на золото по довоенному паритету в виде золотослиткового стандарта. Это было попыткой восстановить международный престиж фунта стерлингов, так как с апреля 1919г. он был едва ли не на положении «свободно плавающей валюты». Это помогло вновь повысить курс национальной валюты, но вновь повлекло снижение  конкурентоспособности экспортных отраслей производства, повторно обострив проблему платежного баланса и и угрозу очередного снижения валютного курса.

Кроме того, высокие учетные ставки, установленные в рамках политики «дорогих денег» и попытки привлечения иностранного капитала, подорвали позиции и внутреннего производственного сектора экономики, так как производители нуждались в «дешевых» деньгах.

В 1928 г. денежная реформа завершилась принятием закона о предоставлении Банку Англии права на фидуциарную эмиссию банкнот (т. е. обеспеченную не золотом, а правительственными обязательствами) в размере 260 млн. ф. ст., а по согласованию с казначейством — и сверх этой суммы, в результате чего уже через год начавшийся мировой экономический кризис (продолжавшийся до 1933 г.) ещё сильнее ослабил позиции Англии на внешних рынках и, кроме того, вызвал массовый отлив капитала из страны.

21 сентября 1931 г. размен фунтов стерлингов на золотые слитки был прекращен и была проведена девальвация национальной валюты. Денежная система окончательно утратила связь с золотом, а эмиссия бумажных денег стала полностью фидуциарной. Банк Англии перестал поддерживать курс фунта стерлингов, и он был на грани девальвации. После этого, золотой запас Банка Англии был передан в распоряжение Уравнительного валютного фонда, созданного при казначействе в 1932 г. для регулирования курса фунта стерлингов.

Англия активно включилась в валютную войну с США и Японией, используя в качестве метода борьбы за внешние рынки теперь уже не повышение, а понижение курса фунта стерлингов, что действительно помогло частично восстановить позиции, по крайней мере, экспортных отраслей национальной экономики.

Последовавшая вскоре за экономическим кризисом Вторая Мировая война оказала дезорганизующее воздействие на экономику и денежное обращение страны. С 1939 по 1945 г. денежная масса увеличилась в 2,5 раза, цены выросли на 75%. Однако размеры инфляции в Англии были меньше, чем в других участвовавших в войне странах (исключая США). Этому способствовали очень высокий удельный вес налогов в финансировании военных расходов Англии (более 40%), существенная рол внешних источников финансирования (накопление стерлинговой задолженности по отношенвию к колониям) и государственный контроль за ценами, рационирование сырья, топлива, продуктов питания.

Несмотря на это, после второй мировой войны Англия вновь испытывает периодические валютные кризисы, которые сопровождаются падением курса фунта стерлингов.

Английское правительство вновь проводит политику девальвации. Первая послевоенная девальвация английской валюты на 30,5% была проведена в сентябре 1949 г.: ее золотое содержание было снижено с 3,58 до 2,488 г чистого золота, официальный курс к доллару — с 4,03 до 2,80 долл. за 1 ф. ст.
(Этому мероприятию предшествовала неудачная попытка восстановить обратимость фунта стерлингов в доллары по текущим операциям в июле 1947 г.., итогом которой была отмена обратимости спустя 35 дней, истощение валютных резервов, резкое увеличение дефицита торгового баланса, подрыв доверия к фунту стерлингов и как следствие острая инфляционная вспышка 1947—1948гг.)

Девальвация не решила проблем Англии: в 1951 г. огромный дефицит платежного баланса, связанный с ростом цен на сырье в период корейской войны, вновь вызвал кризис. В дальнейшем стерлинговые кризисы повторяются: в 1955 г., в 1958 г., в 1960—1961 гг., 1964—1965 гг.
В ноябре 1967 г. проведена
очередяна девальвация на 14,3%: золотое содержание английского фунта уменьшилось до 2,13 г, а долларовый паритет установлен в 2,40 долл. за 1 ф. ст.

Спустя полтора года экономическое положение Англии стало заметно улучшаться: в 1969-1971гг. страна имела крупное положительное сальдо по текущим операциям. Поэтому в декабре 1971 г. при массовом пересмотре валютных курсов капиталистическими странами фунт стерлингов фактически был ревальвирован по отношению к доллару на 8,57%: центральный курс фунта стерлингов был установлен в 2,6 долл. Стабилизация фунта стерлингов стала показателем возможности дальнейшего укрепления валюты и выходу из постоянных кризисов, но сама по себе оказалась кратковременной и, кроме того, во многом негативной. Быстрый подъем экономической конъюнктуры в 1972г. вновь сменился крупным дефицитом во внешней торговле из-за зависимости страны от экспорта, отливу иностранного капитала и вылился в острейший кризис фунта стерлингов. Израсходовав в течение двух недель свыше 5 млрд. долл. на его поддержку, английское правительство 23 июня 1972 г. ввело для своей валюты режим «плавающего курса». К концу года курс фунта стерлингов понизился на 10% по сравнению с декабрем 1971 г., к концу 1973 г.— 17%, в 1974 г.— 18, в 1975 г. — 27, в 1976 г. — на 40%. Такое падение курса английской валюты усугубляет трудности платежного баланса.

Громадному внешнему долгу могли быть противопоставлены только золото-валютные резервы страны (4,1 млрд. долл. в декабре 1976 г.). Задолженность центрального правительства достигла в марте 1976 г. 54 млрд. ф. ст., или 58% валового национального продукта страны.

Тяжелое валютное положение сопровождалось производственными диспропорциями, вызванного периодическими колебаниями приоритетов внешней торговли.

В июне 1972 г. Англии пришлось ввести свободно колеблющийся курс своей валюты и одновременно распространила ограничения, касавшиеся экспорта капитала в третьи страны, на страны так называемой стерлинговой зоны (уже к тому времени ослабевшей). В ноябре 1976 г. ее правительство вообще запретило английским банкам кредитовать торговлю "периферийных стран" — членов стерлинговой зоны.

Это позволило укрепить национальную экономику и повысить стабильность валюты, однако способствовало ещё большему снижению роли фунта за пределами Англии.

Так, удельный вес стерлинговых авуаров в мировых золото-валютных резервах, снизившийся  с 20% в послевоенный период до 10% к 1962 г., уже к концу 1976 г. упал до 2%, а  самостоятельное их значение как международного резервного актива было почти полностью утрачено через год, коогда в январе 1977 г. ведущие капиталистические страны по просьбе Англии предоставили ей резервный кредит в 3 млрд. долл. для постепенного выкупа стерлинговых обязательств у их держателей.

В то же время, производство Англии заметно укрепило свои позиции на внутреннем рынке и приобрело относительную стабильность — на внешних.

Как видим из истории исследуемого периода, постоянные стерлинговые кризисы вынуждали Англию отказываться от искуственного повышения курса национальной валюты, которое неизменно приводило к снижению конкурентоспособности внешней торговли и национального производства, а без постоянной поддержки реального сектора экономики денежная политика не может обеспечить стабильное положение денежной единицы на высоком уровне.

ГЛАВА 2.2. Реформирование денежной системы Германии в условиях и после мировых войн.

Политическое объединение немецких земель и образование в 1871-1873 гг. Германской империи привело к созданию единой денежной системы, основанной на золотом монометаллизме: была введена новая денежная единица - рейхсмарка с золотым содержанием в 0,358423 г чистого золота. Золотомонетный стандарт был отменен с началом Первой мировой войны  и обмен национальной единицы на золото прекратился. Поскольку Германия финансировала военные действия, во время и особенно – после войны, в стране активно использовалась бумажно-денежная эмиссия, что вызвало гиперинфляцию: осенью 1923 года объем бумажных денег в обращении достиг 496 квинтиллионов марок, а рейхсмарка обесценилась в 1,6 трлн. раз по сравнению с довоенным уровнем.

В 1924 году правительством была проведена денежная реформа: новая рейхсмарка обменивалась в соотношении 1:1 трлн. старых. Был введен так называемый золотодевизный стандарт, что означало установление валютной зависимости Германии от стран-победительниц: новая рейхсмарка обеспечивалась на 40% золотом и иностранной валютой. Стабилизации валюты  содействовали иностранные займы.

В начале первой мировой войны был прекращен размен банкнот на золото и отменен золотомонетный стандарт. Денежная реформа 1924 г. заключалась в обмене вновь выпущенных рейхсмарок на рентную по номиналу, а на старые марки по соотношению 1 рейхсмарка=1 триллиону марок. В Германии был введен золото-девизный стандарт. Норма обеспечения банкнотной эмиссии золотом и иностранной валютой была установлена в размере 40%.

Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. привел к краху золото-девизного стандарта в Германии и системе неразменных на золото кредитных денег, приблизившихся по сущности к бумажным деньгам.

В период мирового денежно-кредитного кризиса 1929-1933 гг. золотодевизный стандарт в Германии был отменен и установлена система неразменных кредитных денег.

В годы Второй мировой войны денежная система Германии была занята ее финансированием. Законом 1939 года было введено новое покрытие банкнот Рейхсбанка - казначейские векселя. Политка третьего рейха за счет дефицита государственного бюджета покрывала широкомасштабное строительство общественных построек, а позже — военное производство.

В результате, во время войны количество денег в обращении возросло с 10,4 млрд. до 73 млрд. марок, т.е. более чем в 6 раз. Кроме того, на оккупированных территориях были выпущены оккупационные марки в объеме 84 млрд. марок.

Тогда правительство Германии (следуя примеру Муссолини) взяло курс на самообеспечение народного хозяйства. Однако, по сравнению с Италией, Германия сильнее зависела от импорта сырья, и потому задача полной автаркии (самодостаточности воспроизводства) не могла быть поставлена. Вместо этого, в числе торговых партнёров была выделена группа государств, на которые Германия сделала политическую ставку. Помимо Италии это были Болгария, Венгрия, Румыния, Греция и Югославия. Торговля с ними развивалась так, что к 1938 году более половины экспорта этих стран шло в Германию, одновременно снижался товарооборот с другими странами (исключениями можно считать США и Англию, торговые отношения с которыми правительство регулировало очень осторожно и размеренно)  Такая дифференцированная внешнеторговая политика помогла Германии укрепить политическое влияние в Европе и на Балканах а также иметь если не более выгодные условия торговли, то, по крайней мере, стабильность внешнеэкономических отношений.

Во внутренней политике государство придерживалось политики защиты монополий, олигополий и картели и частной собственности вообще, в то же время закрывая профсоюзы, в результате чего была  сформирована прослойка влиятельных монополистов, подконтрольных власти. С началом войны стал использоваться принудительный труд: к 1944 году по различным оценкам, от 1/5  до ¼ всей рабочей силы Германии составляли иностранцы (в первую очередь, военнопленные), помимо них принудительно трудились так называемые «нежелательные элементы» общества (уголовные преступники, бродяги и др.).

После окончания войны, Германия оказалась на пороге экономического краха. Ничтожный уровень финансирования и развития реального сектора экономики, огромные внешние долги, недостаток кадров требовали срочных и решительных мер по улучшению ситуации и выхода из кризиса.

В 1948 году министр экономики Баварии, Людвиг Эрхард начал предпринимать попытки стабилизации экономики в провинции, которые позже были применены и на территории всего государства.

Главной программной целью Эрхарда была денежная реформа как конкретная технико-финансовая мера выхода из социально-экономического хаоса и дальнейшего перехода к рыночной экономике. При этом денежная реформа неразрывно связана с экономической и не имеет без последней никакого смысла: «Денежная реформа осталась бы единичной акцией, если бы она не основывалась на здоровой базе действительно органического выравнивания, и остались бы закрытыми все те краны, которые поставило ошибочное частное и государственное планирование. Замораживание цен предлагает лишь предлог для известной, ведущей к хаосу политики».

По Эрхарду, существует и глубокая связь с социальной реформой: «Мы имеем самое антисоциальное хозяйство, которое только может быть, ибо кто работает—получает ничто, «деньги», с которыми не может ничего предпринять... Когда существует функционирующая валюта, центральное хозяйствование практически невозможно». При этом, с социальной точки зрения, денежная реформа обязана вернуть доверие к денежной единице, а для этого она должна была что-то дать каждому, то есть по отношению к населению эта реформа не могла быть рестрикционной. Эрхард постоянно подчеркивал, что никакое государство не в силах создать такой запас (хотя государственный резерв также необходим), что единственный способ материального обеспечения денежной реформы — одновременное с ней освобождение цен, подкрепленное последовательностью экономической политики, направленной на переход к рыночной экономике. При этом Эрхард опирался на собственные исследования 1931 г., когда он предлагал для выхода из кризиса: «Мы должны пойти на то, чтобы последние потребительские программы отдать рынку... и на стороне инвестиций защищать только то, что безусловно требует поддержки» [9, с. 64].

Одна из процедур, включенных в программу реформирования, была следующей: 20 июня каждый гражданин, также и несовершеннолетние, получил так называемые подушные деньги в размере 40 DM и двумя месяцами позже еще по 20 марок...

Частные накопления и активы кредитных институтов, включая вклады, были пересчитаны в пропорции 10:1... Половина счетов была после проверки происхождения денег финансовыми органами сохранена. Из второй половины в октябре 70% были аннулированы...

Итак, как конечный результат, 100 рейхсмарок было обменено на 6,5 новых DM.

Накопления банков, госучреждений, почты, железнодорожного ведомства и национал-социалистских организаций были полностью аннулированы. При этом долги Рейха банковской системе также были аннулированы, прочие долги государства были погашены лишь в 1957 г. в пропорции 10:1. Для зарплат, пенсий и арендной платы пропорция обмена составила 1:1, для прочих денежных отношений—10:l ». Такова техническая сторона реформы.

Благодаря «редкости» новых денежных знаков и обнародованию Эрхардом уже в тот же день по радио решения об освобождении цен произошел перелом. Как свидетельствуют источники: До 19 июля 1948 г. все полки магазинов были пусты. Наутро все витрины были полны" [6, с. 47].

Вскоре был создан Центральный банк, не зависимый от правительства, чьей задачей стало недопущение инфляции. Сразу же был запрещено землям и общинам формировать дефицитный бюджет. 20 июня Эрхард через своего представителя обещал освобождение основных цен, чем чрезвычайно удивил военную администрацию, которая считала вопросы экономической политики исключительно собственной компетенцией. Уже 21 июня заявление представителя Эрхарда о немедленном освобождении цен вызвало ее резкое недовольство.

Несмотря на введение новых денег, цены в первые месяцы продолжали расти: так, с июня по декабрь цены на промышленное сырье поднялись на 26%, на продовольствие — на 18, на одежду — на 35%.

Первое время значительно возросла безработица — с 3,2% в июне 1948 г. до 12,2% в марте 1950 г. Однако здесь сказался значительный рост населения за счет беженцев и переселенцев — с 1939 по 1954 г. на более чем 10 млн. человек, или на 25%.

Можно утверждать, что показатели уровня цен и безработицы стали основными индикаторами успешности социально-экономических процессов. 

Социальная реформа, проводившаяся правительством Германии, была тесно связана с экономическими. Её основными элементами были:

— восстановление свободного рынка рабочей силы и социальной структуры путем введения свободы ассоциаций и тарифной автономии. самоуправления в системе социального страхования;

— введение защиты работников, в особенности от увольнений (1951 г.), защиты материнства (1952 г.) и инвалидов (1953 г.);

— определение законных прав участия рабочих в управлении сначала на горных предприятиях (1951 г.), а затем на других—в Законе о предприятиях (1952 г.);

— возмещение военных потерь на основе Федерального закона с попечении 1950 г. и Закона о возмещении ущерба, нанесенного войной (1952 г.);

— программа строительства жилья, которая с самого начала имела целью поддержку частной собственности в жилищной сфере;

— восстановление дееспособности пенсионного страхования и введение динамической пенсии 1957 г. путем пересчета ее в зависимости от зарплаты;

— введение пособий на детей (начиная с троих детей) в 1954 г.

Эти и другие меры позволили значительно облегчить переход к рыночной экономике.

В 1976 году МВФ отменил золотые паритеты, и немецкая марка окончательно потеряла связь с золотом. В стране установилась система не разменных на золото кредитных денег. Таким образом, до введения евро в 2002 году денежной единицей ФРГ являлась немецкая марка, которая состояла из 100 пфеннигов. В обращении находились банкноты Бундесбанка достоинством в 1000; 500; 200; 100; 50; 20; 10; 2 и 1 марку, а также монеты в 10; 5; 2 и 1 марку, 50; 10; 5; 2 и 1 пфенниг.

Большую роль в регулировании денежного обращения в Германии сыграла антиинфляционная денежная политика Немецкого федерального банка, основная цель которой - обеспечение стабильности валюты. Данная цель была определена Конституцией страны и законами о Немецком федеральном банке 1957 и 1992 гг. В соответствии с этим с 1975 года в ФРГ проводилось таргетирование, т.е. центральный банк устанавливал денежные ориентиры изменения показателей налично-денежной массы и затем кредитными рычагами регулирует находящуюся в обращении денежную массу. Так, в 1996 году денежный ориентир был установлен в пределах от 4 до 7% по агрегату М3, и денежная масса по этому агрегату возросла с 1257,7 до 1315,9 млрд. марок в течение 1996 года, или на 4,6%.

В 1995 году были установлены такие же пределы колебания денежной массы, однако и в первом и в четвертом кварталах они были превышены и составили соответственно 12% и 8,1%. Это объяснялось главным образом сильным ростом числа сберегательных вкладов и вкладов до востребования. На 1997 и 1998 гг. совет Немецкого федерального банка установил денежные ориентиры в пределах от 3,5 до 6,5%.

В 1996 году активное сальдо платежного баланса составило 34 626 млн. марок, что стало результатом активности внешнеторгового баланса (98 588 млн. марок). В то же время негативное воздействие на платежный баланс оказали услуги (52 327 млн. марок) и переводы (54 870 млн. марок). Баланс движения капиталов был сведен с положительным сальдо в 20 891 млн. марок.
В результате длительной активности платежного баланса золотовалютные резервы Бундесбанка к началу 1997 года составили 116 642 млн. марок, в том числе золото в сумме 13 688 марок. Активность платежного баланса и высокие золотовалютные резервы обеспечили прочные позиции марки на мировом рынке.

Всё это позволило немецкой марке занять одну из господствующих позиций на европейском валютном рынке уже к 1971 году, а созданую в 1979 году Европейскую валютную систему долгое время называли «зоной марки».

Глава 3. Денежные реформы Франции XX века.

Возглавившая в 1865 году Латинский монетный союз, Франция в 1874  приняла решение об отмене свободной чеканки серебра, сохранив ее только за золотом. Это означало переход от биметаллизма к золотому монометаллизму. Однако за ранее отчеканенными пятифранковыми серебряными монетами была сохранена неограниченная сила законного платежного средства. Поэтому французская денежная система была золотым монометаллизмом «хромающего типа».

5 августа 1914 года был издан закон, отменивший размен банкнот Банка Франции на золото и предоставивший ему право выпуска банкнот с принудительным курсом. Во время войны золотые монеты ушли из обращения, а последнее было заполнено неразменными банкнотами, переродившимися в бумажные деньги. Эмиссия этих банкнот использовалась для финансирования военных расходов государства.

О масштабах инфляции во Франции в период Первой мировой войны свидетельствуют следующие данные: за 1913 - 1918 гг. количество банкнот в обращении возросло с 5,7 до 31,1 млрд. фр., сумма вкладов на текущие счета в главных коммерческих банках - с 4,6 до 8,1 млрд. фр., а индекс оптовых цен повысился в 3,4 раза. Инфляция, начавшаяся в годы Первой мировой войны, продолжалась во Франции дольше, чем в других капиталистических странах, вплоть до 1926 года. Это объясняется тем, что Франция в связи с крупными расходами по восстановлению разрушенных в годы войны областей имела большой бюджетный дефицит, который она в значительной мере покрывала путем инфляционного выпуска бумажных денег. При этом инфляция прямо использовалась для финансирования компаний, которые получали громадные субсидии от казначейства под видом возмещения ущерба, понесенного их предприятиями во время войны.

Поворот от инфляции к стабилизации франка начался в 1926 году. Государственный бюджет был сбалансирован с помощью дополнительных налогов. В результате проведения дефляционной политики денежная масса в 1926-1927 гг. несколько сократилась, а в 1928 году была проведена денежная реформа. Франция не восстановила размена банкнот на золото по довоенному золотому паритету, а провела скрытую девальвацию: хотя банкноты подлежали размену на золото в слитках по номиналу, золотое содержание франка было уменьшено почти в 5 раз - с 0,290323 г до 0,05895 г чистого золота. Девальвация франка узаконила конфискацию 4/5 всех денежных сбережений.
Итогом денежной реформы 1928 года во Франции было введение золотослиткового стандарта, причем обратимость банкнот в золото Была урезана: банкноты подлежали размену на золотые слитки лишь при условии предъявления их к размену на сумму не менее 215 тыс. фр., что равнялось 12,5 кг золота. Тем самым для мелких держателей банкноты были фактически неразменными. В отличие от других западных стран, Франция во время кризиса 1929-1933 гг. сохранила золотослитковый стандарт. Это было связано с тем, что кризис охватил ее позднее, чем другие страны. Золотой запас Банка Франции с июня 1928 года до конца 1932 года увеличился с 29 до 83 млрд. фр. (в новых франках). Прилив золота во Францию явился результатом возврата после денежной реформы из-за границы французские капиталов, ушедших туда в годы инфляции, а также значительного притока иностранных денежных капиталов, искавших во Франции убежища от обесценения, которому они подвергались в своих странах.

Опираясь на свои возросшие золотые запасы, Франция возглавила так называемый золотой блок, в который вошло еще несколько западноевропейских стран (Бельгия, Голландия, Швейцария). Ведущая роль Франции в золотом блоке и ее борьба за сохранение золотого стандарта объяснялись заинтересованностью в золотом стандарте влиятельных в этой стране рантье. Кроме того, французское правительство опасалось недовольства широких слоев мелкой буржуазии в случае отмены золотого стандарта и нового обесценения франка.

В середине 1930-х гг. экономическое и финансовое положение Франции ухудшилось. Индекс ее промышленной продукции снизился с 1933 по 1935 г. на 12%, бюджетный дефицит увеличился с 4,6 млрд. фр. в 1932 г. до 16,9 млрд. фр. в 1936 году, а золотой запас Банка Франции уменьшился за тот же период с 83 до 50 млрд. фр. Утечка золота из Франции, особенно усилившаяся с 1936 года, явилась результатом не только объективных экономических условий, но и сознательной политики финансовой олигархии, которая вела атаки на франк, стремясь сбросить правительство Народного фронта. С этой целью в массовом масштабе она переводила свои капиталы за границу. В октябре 1936 года правительство, возглавлявшееся правым социалистом Блюмом, несмотря на протесты коммунистической партии, провело девальвацию франка, снизив его золотое содержание более чем на 25%. При этом размен банкнот на золото был прекращен. В 1937 и 1938 гг. были проведены еще две девальвации франка.
В итоге трех девальваций 1936 - 1938 гг. франк лишился 58% того золотого содержания, которое было установлено денежной реформой 1928 года. Все эти девальвации существенно отличались от девальвации 1928 года тем, что они не сопровождались восстановлением золотого стандарта и стабилизацией франка, а, напротив, означали крах золотого стандарта и прогрессирующее обесценение франка. К концу 1938 года курс франка упал более чем на 60% по сравнению с его золотым паритетом 1929 года.

Во время Второй Мировой войны экономический спад усилился. Особенностью инфляции во Франции, по сравнению с США и Англией, являлось то, что она усугублялась ограблением Франции гитлеровской Германией. Последняя взимала с Франции громадную оккупационную дань, что было главной причиной огромных бюджетных дефицитов, покрывавшихся путем инфляционного выпуска бумажных денег. Почти весь прирост банкнотной эмиссии во Франции за годы немецкой оккупации предназначался для предоставления чрезвычайных ссуд правительству, которые использовались в целях выплаты оккупационной дани.

С конца 1939 года по сентябрь 1944 года банкнотное обращение Банка Франции увеличилось со 151 до 642 млрд. фр., т.е. на 491 млрд. фр., а чрезвычайные ссуды банка правительству составили на конец 1944 года 426 млрд. фр. Инфляция во Франции в период Второй мировой войны усугублялась резким упадком производства и товарооборота в результате экономической разрухи, вызванной фашистской оккупацией. Индекс промышленной продукции в 1945 году сократился по сравнению с 1939 года в 2,7 раза.
Послевоенная инфляция во Франции тесно связана с хроническим бюджетным дефицитом, который обусловлен крупными военными расходами, а также расходами, связанными с государственным регулированием экономики и осуществлением «политики роста». После Второй мировой войны неоднократно осуществлялись девальвации франка; две последние девальвации были проведены в декабре 1958 года и в августе 1969 года.
Девальвация 1958 года была седьмой за послевоенный период: золотое содержание франка было снижено на 17,5% и сведено к 0,0018 г, т.е. уменьшилось в 161 раз по сравнению с его золотым содержанием в 1914 году. Покупательная сила франка, измеряемая по индексу розничных цен, в конце 1958 года была в 180 раз меньше, чем в 1928 году. Курс франка по отношению к доллару резко упал: перед Второй мировой войной (в 1938 году) 1 долл. равнялся 37,5 фр., а в конце 1958 года - 493,7 фр.
Франк стал настолько «невесомым», что правительство сочло нужным «утяжелить» его с помощью деноминации. Деноминация была проведена в начале 1960 года и выразилась в укрупнении франка в 100 раз. Новый франк (который стал называться «тяжелым») равнялся 100 старым; он получил золотое содержание в 0,18 г чистого золота, а курс доллара в новых франках был установлен в 4,937 фр.

Девальвация 1958 года сыграла определенную роль в усилении экспорта французских товаров на мировой рынок. В течение следующего десятилетия торговый и платежный балансы Франции, как правило, сводились с активным сальдо, а ее золотовалютные резервы значительно возросли: с 1050 млн. долл. в конце 1958 года до 6994 млн. долл. в конце 1967 года. (в том числе на долю золота приходилось соответственно 750 млн. и 5234 млн. долл.). Однако внутренний процесс инфляции продолжался, что нашло выражение в систематическом повышении товарных цен. Так, с 1962 года по август 1971 года индекс розничных цен поднялся на 55%.

В связи с нарастанием инфляции правительство Франции еще в сентябре 1963 г. провозгласило «план стабилизации», включавший блокирование розничных цен и заработной платы, ряд мер кредитной рестрикции (ограничение банковских кредитов предприятиям и потребительского кредита, повышение учетной ставки Банка Франции в ноябре 1963 года с 3,5 до 4%), а также меры по сокращению бюджетного дефицита путем значительного увеличения налогов. Сущность «плана стабилизации» заключалась в наступлении на жизненный уровень, трудящихся масс путем «замораживания» заработной платы и возрастания налогового бремени. Но реальной стабилизации франка не произошло: военные расходы и денежная масса продолжали увеличиваться, а покупательная сила франка падать.
Инфляционный рост цен во Франции и девальвация английского фунта стерлингов в 1967 году ухудшили конкурентоспособность французских товаров на мировом рынке, что отрицательно сказалось на торговом и платежном балансах страны. Массовая национальная забастовка трудящихся в мае - июне 1968 года вызвала паническое бегство капиталов из Франции, утечка которых только с мая по сентябрь 1968 года составила 12,5 млрд. фр. Золотовалютные резервы Франции стали резко сокращаться: за 1,2 года (с конца 1967 года по июль 1969 года) они уменьшились почти вдвое: с 7 до 3,6 млрд. долл.
10 августа 1969 года была проведена девальвация франка: правительство объявило о снижении его золотого содержания с 0,18 до 0,16 г чистого золота,, т.е. на 11,1%, а курс франка по отношению к доллару упал с 4,937 фр. до 5,554 фр. за 1 долл. В сентябре 1969 года правительство Франции опубликовало «план оздоровления», предусматривающий сокращение внутреннего потребления, уменьшение бюджетного дефицита и рост экспорта. Были вновь применены меры кредитной рестрикции (учетная ставка Банка Франции была поднята в 1969 году с 6 до 8%; ограничен банковский и потребительский кредит), а для сокращения бюджетного дефицита повышены налоги.
Однако девальвация франка в 1969 году и последующие мероприятия не ликвидировали корней инфляции; рост розничных цен продолжался. Так, с 1970 года. по июнь 1972 года индекс потребительских цен повысился на 11%. Длительное время Франция была во главе зоны франка. Эта валютная группировка сформировалась еще до завоевания французскими колониями независимости. В зону франка кроме Франции вошли ее колониальные владения - Алжир, Марокко, Тунис, Камерун, Того и др., а также так называемые заморские департаменты Франции (Гваделупа, Гвиана, Мартиника, Реюньон). В рамках зоны франка роль валюты-гегемона играл французский франк, а все другие страны должны были держать свои резервы во французских франках и хранить их в Париже, причем курсы их валют по отношению к французской были фиксированы на определенном уровне, который не мог быть изменен без согласия Франции. В 1950 году курс валют 15 африканских колоний равнялся 1 фр. КФА = 2 франц. фр. (КФА — «колони франсез д'Африк»), а курс валют тихоокеанских колоний Франции - 1 фр. КФП = 5,5 франц. фр. (КФП - «колони франсез дю Пасифик»).
Франция получала крупные выгоды от зоны франка. Она распоряжалась валютными резервами стран зоны, которые были изъяты оттуда и помещены во Франции. Установление завышенного курса для колониальных франков по отношению к французскому дало возможность французским компаниям получать повышенные доходы от экспорта в колонии своих товаров и капиталов.

В послевоенный период бывшие колонии Франции, добившиеся государственной самостоятельности, стали создавать собственные эмиссионные банки и свои денежные системы. После войны внутри зоны франка развиваются центробежные тенденции, ослабляющие валютную гегемонию Франции. Когда в декабре 1958 года французский франк был девальвирован, Марокко и Тунис отказались девальвировать свои валюты, в результате изменился (повысился) их курс по отношению к французскому франку, что находилось в явном противоречии с одним из устоев зоны франка - принципом фиксированных внугризональных паритетов. В 1959 году эти государства ввели валютный контроль над операциями с зоной франка (прежде внутри зоны валютный оборот не подвергался ограничениям) и, хотя продолжали хранить свои валютные резервы во Франции, стали совершать сделки с иностранной валютой уже через собственные эмиссионные банки, минуя парижский валютный рынок.

С ноября 1962 года франк КФА получил обозначение «франк финансового сообщества в Африке» вместо прежнего названия «франк французских колоний в Африке». После девальвации французского франка в августе 1969 года Алжир, Марокко и Тунис отказались последовать примеру Франции, сохранили прежнее золотое содержание своих денежных единиц и изменили их курс по отношению к французскому франку. Однако другие члены зоны франка провели девальвацию своих валют в такой же степени, как и Франция. Последняя все еще продолжала использовать зону франка в своих интересах. Валютная гегемония Франции в пределах этой зоны продолжается для ряда развивающихся стран, хотя зона франка утратила свое значение в начале 1970-х гг.; в связи с изменениями в мировой валютной системе и принятием в 1976 году Ямайского соглашения, которое перевело международные расчетные отношения на национальные кредитные деньги ведущих западных стран.

РАЗДЕЛ 3. ДЕНЕЖНЫЕ РЕФОРМЫ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СИСТЕМ СТРАН.

Глава 3.1. Современное положение денежной системы западноевропейских стран.

Кредитная система Англии сегодня является одной из наиболее развитых в капиталистическом мире. Она отличается высокой специализацией отдельных институтов. Главными звеньями кредитной системы являются:

1) центральный Банк Англии,

2) коммерческие банки с высоким уровнем разделения деятельности,

3) специальные кредитно-финансовые институты — страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные тресты, доверительные паевые фонды, строительные общества и др. Первые два звена играют главную роль на денежном рынке, третье специализируется на долгосрочных операциях со ссудным капиталом. 

По своему масштабу, крупнейшие банки Англии входят в первые 30 банков мира.

Крушение колониальной системы радикально изменило условия деятельности английских колониальных банков.
Приспосабливаясь к новым условиям, они превратились в холдинговые компании, которые координируют деятельность своих иностранных филиалов, подчиненных законодательству местных правительств. Особенностью банков Содружества в новых условиях является относительная слабость их депозитной базы. Поэтому они активно участвуют в операциях международного евродолларового рынка. На местах характер деятельности английских банков приближается к тому, чем занимаются в Англии торговые банки (экспертиза производственных инвестиций и организация их финансирования, содействие развитию внешней торговле, связь с иностранными и международными рынками капитала и т. п.). Крупнейшими банками этой группы являются упомянутый выше «Стэндард энд Чартид», «Нэшнл энд Гриндлиз», «Барклейз бэнк интернэшнл».

Главным видом денег в Великобритании, как и в других странах, служат деньги в безналичный форме, т.е. средства на счетах в банках - депозитные деньги.

Преимущественное развитие безналичных расчетов и усилие взаимосвязи между денежным обращением и движением ссудного капитала обусловили во всех странах существенное расширение границ денежной массы за счет новых видов кредитных обязательств. В послевоенный период в платежном обороте Великобритании используются остатки денежных средств не только на счетах до востребования, но и на срочных и сберегательных счетах. Это объясняется, в частности, тем, что средства со срочных счетов могут быть получены практически так же легко, как и со счетов до востребования без предварительного уведомления (хотя формально требуется уведомление за семь дней). 

В Германии также продолжается процесс электронизации денежного обращения. 8 марта 1996 года во Франкфурте-на-Майне - крупнейшем финансовом рынке Германии на базе электронно-вычислительного центра EAF создано новое поколение EAF-2, представляющее собой более экономичную и менее рискованную систему расчетов. В 1996 году через систему EAF/EAF-2 было произведено около 19 млн. полностью автоматизированных перечислений на сумму свыше 153 410 млрд. марок, т.е. в среднем ежедневно 614 млрд. марок.
В сентябре 1996 года Бундесбанк в «Информационном письме о Европейском валютно-экономическом союзе» выступил с инициативой создания европейской автоматизированной системы расчетов ТАРГЕТ, в связи с чем центральные банки ЕС начали работу с Европейским валютным институтом по осуществлению данного проекта. В четвертом квартале 1996 года, центральные банки и Европейский валютный институт обсуждали также вопрос об участии в системе ТАРГЕТ центральных банков ЕС, не входящих в валютное пространство «евро», а также задачи будущего Европейского центрального банка.

Безналичный оборот ФРГ, кроме того, включает электронные деньги, которые приобретают все большее значение в национальном и международном обороте. Преимущество отдается «Ield-Karte», число которых к 1997 году достигло 58 млн. и продолжало постоянно расти.
В годовом отчете за 1996 год Бундесбанк отмечал, что расширение действия электронных денег затрагивает функции центрального банка как эмиссионного, валютного и расчетного центра, а также как участника надзора за деятельностью кредитных учреждений. Причем, отмечал далее Бундесбанк, эта тенденция характерна и для национальных и для мировых рынков, а также для Европейского валютного института и Банка международных расчетов в Базеле, который представляет собой центр 10 центральных банков.

Денежно - кредитная политика Дойче Бундесбанка разрабатывается Советом (совещательный орган), в состав которого входят члены правления Федерального банка и президенты земельных центральных банков. Члены правления назначаются Президентом страны согласно предложению федерального правительства, а президенты земельных центральных банков назначаются также Президентом согласно предложениям Бундесрата. Главой Совета Центрального банка и правления (исполнительный орган) являются президент и вице - президент Немецкого федерального банка.

Федеральный банк согласно предоставленному ему законом праву не обязан выполнять указания федерального правительства, но оказывает ему поддержку в проведении общей экономической политики.

Современное денежное обращение Франции прошло в своем развитии два крупных этапа: обращение франка до февраля 2002 г. и последующий переход к единой валюте евро. До 2002 г. источниками эмиссии денег во Франции были:

  • Центральный банк (Банк Франции);
  • банки и некоторые кредитно-финансовые институты, создающие условия для предложения денег на основе срочных вкладов и специальных счетов (сберегательные вклады, кассовые боны, накопительные счета для жилищного строительства, боны национальной кассы сельскохозяйственного кредита);
  • Министерство финансов, которое, кредитуя хозяйство, выпускает деньги;
  • Депозитно-сохранная касса, осуществляющая косвенную эмиссию денег.

Функции монетарного органа возложены на банк Франции, один из старейших в Европе центральных банков. По закону от 2 декабря 1945 г. капитал Банка Франции был передан государству и до настоящего времени сохраняет статус государственного. В соответствии с актом от 4 августа 1993 г. Банк Франции впервые в своей истории стал независимым, что являлось одним из условий вхождения в зону евро. На банк была возложена ответственность за определение и проведение единой денежно-кредитной политики для обеспечения стабильности цен (таргстирование инфляции) в рамках общей денежно-кредитной политики Европейской системы центральных банков.

Структура денежного обращения во Франции делится на два основных понятия: денежная масса и ликвидные средства в экономике. Для структуры денежной массы характерно снижение доли банкнот и разменной монеты при увеличении вкладов до востребования и стабильности доли счетов почтовых чеков.

Одновременно во Франции существуют три основных канала эмиссии денег:

  • банковское кредитование национальной экономики;
  • банковское кредитование государства через банкноты, выпущенные под государственные облигации;
  • эмиссия банкнот под прирост официальных золотовалютных резервов.

До перехода к обращению наличных евро в обращении были банкноты достоинством 20, 50, 100, 200 и 500 франков. В качестве безналичного оборота во Франции широко используют чековое обращение, текущие счета, а также кредитные карточки.

С 1 января 2002 г. французский франк был изъят из обращения и заменен на единую европейскую валюту — евро. Являясь членом Европейского экономического сообщества с 1957 г., Франция поэтапно шла к этому событию, активно участвуя во всех реформах. Таким образом, с 1 июля 2002 г. французский франк не является законным платежным средством Франции, а его место занял евро.

Глава 3.2. Значение денежных реформ в развитии денежных систем.

Как мы видим из истории, денежно-кредитное реформирование — настолько же важный способ экономического регулирования и стабилизации нацоинальных хозяйственных отношений, как и изменения в производственной сфере, а иногда и наиболее существенный метод выхода из экономических кризисов.

С развитием рыночной экономики, всё реже происходят дефолты, снижается частот использования таких способов кредитно-денежного регулирования, как нуллификация, а всё большую популярность приобретают реформы, связанные с изменением курса национальной валюты и количественным регулированием денежных знаков в обращении.

Мировая практика XX века показала, что методы финансового регулирования денежно-кредитных отношений довольно однообразны, однако требуют своевременности и соразмерности экономической необходимости. В зависимости от условий применения, результаты их могут сильно отличаться.

Эффективность денежно-кредитной политики наглядно видна в преодолении последствий войн и социально-экономический кризисов. Вопрос организации денежного обращения на оккупированных территориях, восстановления денежно-кредитной системы после вооруженных конфликтов имел и в будущем будет иметь огромное практическое значение, поэтому необходимо учитывать все достижения и ошибки прошлого.

С инфляционными процессами, в том числе, угрожающими существованию самой финансовой системы, современным странам в истекшем столетии приходилось встречаться не раз. Так или иначе, ситуацию удавалось выправлять. Однако существующие методы денежного регулирования не могут быть признаны оптимальными, они требуют дальнейшей разработки, с учетом соблюдения интересов различных классов населения, стабильности международной и внутренней торговли и всех сфер внутреннего хозяйства, а также с учетом последствий. Недопустимо денежное реформирование, стабилизирующее ситуацию одного периода, но ведущее к ещё большим кризисам в последующем.

Как показывает исторический опыт, в ходе денежных реформ могут не только быть изъяты из обращения обесцененные бумажные деньги, выпускаться новые, но и в целом может быть реструктурировано национальное производство, в целом изменена денежная и даже экономическая система. В современных условиях денежные реформы могут подразумевать не только изменение наличного денежного обращения, но и безналичных расчетов.

При этом не всегда, особенно на данном этапе развития, изменение золотого содержания денежной единицы может повлечь изменение курса национальной валюты [5, стр. 31].

Содержание и исторический опыт проведения денежных реформ позволяют выделить три важнейшие предпосылки успешного их осуществления, к числу которых могут быть отнесены:

• рост производства, способствующий увеличению объема предложения товаров и ограничивающий возможность роста цен, что имеет первостепенное значение для поддержания устойчивости денежной единицы;

• бездефицитность бюджета, позволяющая обойтись без использования денежной эмиссии и привлечения кредита для покрытия расходов бюджета, благодаря чему происходит ограничение платежеспособного спроса и возможного его влияния на рост цен;

• наличие достаточных золото-валютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса национальной валюты, а при необходимости использовать такие резервы для ввоза товаров, увеличивать их предложение на рынке.

Завершение денежной реформы не дает гарантии сохранения устойчивости новой денежной единицы в последующем. После проведения денежной реформы необходимо систематическое осуществление определенных мер по сохранению достигнутых результатов. Немалую роль в этом играет обоснованная денежно-кредитная политика, с помощью которой может быть осуществлено необходимое регулирование денежной сферы, а также всецелое развитие национальной экономики, в том числе, реального её сектора.

Если финансы, денежное обращение, налоговая политика  XX столетия в странах, в том числе, западных, изучены достаточно подробно, то необходимо продолжать не только ведение статистики, но и максимально анализировать последствия реформирования. Лишь результаты денежных реформ показывают, насколько они эффективны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Денежные реформы являются одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономической системы страны. Иногда они — единственное средство выхода из кризисисного состояния и продолжения нормального функционирования национального хозяйства в целом.

Однако, как показывает практика западных стран, для достижения положительных результатов, реформы требуют максимально своевременного, выверенного и сдержанного использования. Несоответствующее потребностям будущих периодов денежное реформирование может привести к ещё большим трудностям, чем те, против которых оно было применено, даже если оно дало относительное улучшение в текущий момент. В то же время, выбор подходящей денежной политики на определенных этапах развития экономики может оказаться чрезвычайно мощным фактором не только обеспечения стабильности денежного обращения, но и повышения конкурентоспособности отдельных отраслей национального производства, и, возможно, на современном этапе — наиболее действенным способом борьбы с экономической инфляцией.

Исследование денежных реформ прошлых периодов и использование экономического опыта — как положительного, так и отрицательного, - различных стран является необходимым для максимально эффективного проведения реформирования современных денежных систем  и правильного подбора денежно-кредитной политики, соответствующей требованиям текущей экономической ситуации, а также учета возможных последствий любых реформ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1.  Алєксєєв І. В., Колісник М. К. Гроші та кредит/ Навчальний посібник/. - Київ: Знання, 2009. - 253 с.
  2.  Александрова М. М., Маслова С. О. Гроші. Фінансі. Кредит.: Навчально-методичний посібник. - Київ: ЦУЛ, 2002. - 336 с.
  3.  Гальчинскький А. С. Теорія грошей. - К.: Основи. - 2001.
  4.  Деньги, кредит, банки / Авт. Колл. Под рук. Г. И. Кравцовой. - Минск: Меркованне. 1994. - Гл. 4.
  5.  Деньги. Кредит. Банки. / Под. ред. О. И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2002.
  6.  Зарицкий Б.Е. Людвиг Эрхард: секреты "экономического чуда". - М.: ВЕК, 1997. 
  7.  Пашкус Ю. Р. Деньги: прошлое и современность. - Л.: ЛГУ, 1990.
  8.  Финансы. Денежное обращение. Кредит /Под ред. А. П. Ковалева. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.
  9.  Эрдард Л. Благосостояние для всех. - М.:Начало пресс, 1991 г. - 83 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66928. Рольова гра «Судимо Чіпку» 60 KB
  Мета: 1) у ході гри визначитись зі ставленням до головного героя роману Панаса Мирного «Хіба ревуть воли, як ясла повні?», оцінивши його вчинки, мотиви поведінки; 2) перевірити знання учнів з правознавства про адміністративну та кримінальну відповідальність; 3) розвивати в учнів аналітичні здібності; уміння грамотно, послідовно висловлювати свої думки...
66929. Поріс чорнобилем Чорнобиль - бідою нашою поріс 72.64 KB
  У ці дні ми привертаємо увагу, як української так і світової громадськості, до страждань людей, які зазнали і продовжують зазнавати дії радіації, а це 3 міл. ІОО тис. наших співвітчизників і жителів інших держав: Білорусії та Росії. Серед них і ті, хто захистив світ від страшної біди ціною свого здоров'я...
66930. Мужність і біль Чорнобиля 55 KB
  Вступне слово вчителя. 26 квітня 2010 року виповнилося 24 роки з дня найстрашнішої за наслідками катастрофи минулого тисячоліття. Чотири букви – ЧАЕС – стали символом трагедії, яка доторкнулася до мільйонів людей, накрила їх крилом безжалісної радіації, перетворюючи свої жертви в безпомічних людей.
66931. Дзвони Чорнобиля 54.5 KB
  Коли пара під великим тиском зруйнувала частину паропроводів потік води та пари викликав хімічні реакції з розігрітим графітом та цирконієм унаслідок чого утворилися горючі грози тиск яких був достатнім для підняття кришки реактора.
66932. Чорнобильська балада 57.5 KB
  Мета. Виховувати почуття співчутливості, критичне ставлення до історичних подій. Розвивати почуття гордості за свій народ. Прищеплювати любов до рідного краю. Обладнання. Стіл, накритий вишитим рушником, свічка, живі квіти, фотографії пожежників, магнітофон, фонограми...
66933. На Чорнобиль журавлі летіли 1.91 MB
  Мета заходу: згадати про трагедію віку — вибух на ЧАЕС, поглибити знання студентів про неї, визначити негативний вплив аварії на стан навколишнього середовища та здоров'я населення; розвивати вміння школярів аналізувати та узагальнювати навчальну інформацію, вміння виразно декламувати...
66934. Christmas in the Wood 49 KB
  Dady: Ok.Sit here and listen attentively. It was winter, December. All people were on Christmas Eve. The snow is falling down…. And there were a beautiful fir-tree in the middle of the "wood ". Some more trees are around it..
66935. Cooking 12.85 MB
  Today we’ll continue speaking about food and cooking. We’ll recollect the constructions there is/are and use these constructions in practice. So we’ll speak English, repeat and learn words, work with grammar, play and do a lot of interesting things.
66936. Ми у космос летимо. Заняття за інтересами 920 KB
  Мета. Закріпити вміння учнів працювати з технікою складання паперу «Орігамі». Виготовити моделі ракет, супутників, гратографії «Сузір’я», геометричну аплікацію, мозаїку «Чумацький шлях». Навчати працювати в групах, в парах та закріплювати вміння працювати з ножицями,...