62503

Древнерусская культура (устный журнал)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Что такое культура высказывания детей Что мы на уроке должны узнать Что значит духовная культура Объясните что значит материальная культура Чем отличается духовная культура от материальной...

Русский

2014-06-10

23.44 KB

0 чел.

Урок 37

Древнерусская культура

(устный журнал)

Цели: познакомить с основными понятиями культуры (зодчество, прикладное искусство, народное творчество); раскрыть особенности древнерусской культуры; развивать творческие способности речи; воспитывать любовь к родной стране, ее культуре.

Оборудование: презентация, учебник

Ход урока

  1.  Орг. Момент

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом-

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны!

- я надеюсь, что сегодня вам будет не только интересно и весело , но и вы надолго запомните традиции русского народа и его творчества.

Но для начала проверим с вами домашнее задание ….

Сценарий

- какая религия не понравилась Владимиру сразу? почему?

(буддизм- отказ от богатства, покорность ; иудаизм- нет единой стороны, отвергнуты)

  1.  Постановка целей урока

Учитель. - Нужно ли нам знать прошлое нашей страны?

(Это нам необходимо, так как это история нашей Родины, наших предков, имена тех людей, которые оставили значительный след в становлении нашего государства.)

- Кто стоял во главе первого русского государства? (Князь).

- Кто такие князья?

- Назовите имена первых русских князей.

- Как звали княгиню, жестоко отомстившую за смерть мужа?

- В чем проявилась ее жестокость?

- Какое историческое событие произошло в 988году?

Учитель. Князья поддерживали порядок внутри страны, заботились о ее безопасности, укрепляли Русь. Во время правления князя Владимира Красное Солнышко русское государство стало могучим, сильным и грозным.

Таким оно выглядело в XI веке.

Слайд 1 (Приложение 1)

III. Изучение нового материала

1. Развитие древнерусской культуры

В это время стала развиваться древнерусская культура.

- Что такое культура? (высказывания детей)

- Что мы на уроке должны узнать?

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

- Что значит духовная культура?

- Объясните, что значит материальная культура?

- Чем отличается духовная культура от материальной?( Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.  Материальная культура - это вся область материально-производственной деятельности человека и ее результаты — окружающая человека искусственная среда.)

Учитель. Древняя Русь славилась своими богатыми и красивыми городами, в которых было множество разнообразных памятников культуры.

- Что такое памятники культуры?

 (ответы детей)

2. Устное народное творчество

- В этот период стало широко развиваться устное народное творчество.

- Что такое устное народное творчество?

- Назовите жанры устного народного творчества. (Сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, прибаутки и т.д.)

Учитель. Жанр устного народного творчества-былины являются памятниками культуры.

- Какие былинные богатыри вам известны?

(Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).

Обратимся к слайду.

Слайд 5

Как называется эта репродукция и кто ее автор? (Репродукция картины «Три богатыря В.Васнецова).

3. Работа в группах

- Обсудите, кто такие богатыри и для чего они нужны были на Руси?

После обсуждения в группах и высказывания мнений учащихся ребята сделали вывод : богатыри - собирательный образ, сильные, мужественные, преданные защитники государства, которые охраняли и освобождали Русь от врагов, нападавших со всех сторон. На границах стояли богатырские заставы.

- Почему же былины стали являться памятниками культуры?

(Это произведения искусства, народного творчества. Былины отражали жизнь того времени, подвиги богатырей).

  1.  Строительство

- В каком климатическом поясе появилось первое государство?

- Каковы были природные условия?

- Какой материал использовался для строительства?

Слайд 6

Таково было жилище восточных славян, но человек стремился сделать жилище красивым и удобным.

Слайд 7. Крестьянская изба. Слайд 8

А таковы были постройки боярского дома. Дворы строились как крепости. Как вы думаете, почему?

- Об этом вы узнаете, прочитав учебник на стр.14 (второй абзац).

- Почему были как крепости? (Набеги кочевников)

Уже начиная с X века, в городах стали появляться первые каменные соборы.

- Кем они строились? Прочтите учебник на стр.15.

- Кто такие зодчие?

Слайд 9

Физкультминутка

Учитель. «О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты. Всем ты преисполнена, земля Русская…Сильна ты святынями своими, культурой древнерусской, любовью к своему народу.
Русь-матушка! Сколько глубины в тебе и духовности! Сила твоя в традициях, в культуре твоей древней и в истоках твоих христианских..»

   Учитель. В это время строятся храмы, церкви, соборы. До наших дней дошли памятники древнерусской культуры. Послушаем сообщения ребят о некоторых из них.

4.Слушаются сообщения учащихся:

Собор Святой Софии в Киеве

Храм Святой Софии в Новгороде

Слайды 10-17

Учитель. Приступая к строительству храма, каждый зодчий выбирал с особой тщательностью место под строительство.

- Почему? Еще раз просмотрим слайды и выясним, выдержали ли зодчие требование к месту расположения храма? (ответы детей)

Вывод: к сожалению не все памятники архитектуры сохранились до наших дней. Давайте бережно относиться к историческим и культурным памятникам.

5. Работа по учебнику. Чтение и обсуждение

Кроме храмов, соборов до нас дошли иконы, фрески, мозаика. Рассмотрите фрагменты резьбы по камню. Что можно сказать о мастерах, изготовивших эти работы?

- Какие могли быть ремесла?

Слайд 18

- Найдите на слайде ремесленников. Расскажите, каким искусством они владеют?

(Скорняки, гончары, кузнецы).

Все старинные ремесла сохранились в названиях улиц. В Москве есть Бронная Улица, Лучников переулок, Скатертный переулок, Кожевники.

- Объясните, с какими ремеслами связаны эти названия?

- А какие названия улиц вы знаете в нашем городе, связанные с ремеслами?

6. Домашнее задание

7. Работа с пословицей

«Родная земля и в горсти мила»

- Как понимаете смысл этой пословицы?

10. Итог урока

-Что интересного узнали на уроке? Чему учит нас урок?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42453. ИССЛЕДОВАНИЕ ФЛАНЦЕВЫХ СОЕДИНЕНИЙ С ПЛОСКИМИ ПРОКЛАДКАМИ 139.5 KB
  Задачи исследования: изучение действующих на фланцы усилий и соотношений между ними; теоретическое определение коэффициента жесткости фланцевого соединения; расчет необходимых усилия затяжки болтов при сборке соединения; теоретическое определение усилия действующего на фланцы в рабочих условиях; сборка фланцевого соединения экспериментальной установки с фиксированным усилием затяжки болтов; экспериментальное определение усилий действующих на фланцы при различных режимах нагружения; экспериментальное определение...
42454. РЕГУЛЯЦИЯ РАБОТЫ СЕРДЦА 36.08 KB
  Регуляторные механизмы, обеспечивающие приспособительные (адаптационные) изменения деятельности сердца. Интракардиальная регуляция работы сердца. Экстракардиальная регуляция работы сердца.
42455. WORD. Создание сортовой оборотной ведомости 114 KB
  Оформить заголовок текста задания с помощью программы Wordrt Ввести текст оформив заголовки в тексте стилями Заголовок 1 Заголовок 2. Оформить первый абзац текста буквицей см. справочную систему Документ разбить на две страницы с указанием нумерации страниц Поместить в текст произвольный рисунок выполненный с помощью приложения Pint.
42456. Исследование типовых звеньев 300 KB
  Yt=kxt Ws=k Рисунок Безынерционное звено k=5 – коэффициент усиления Рисунок 1. Отклики на единичный скачек Рисунок 1.3 Отклики на единичный импульс Рисунок 1.4 Частотные характеристики Рисунок 1.
42457. Изучение равноускоренного движения 81 KB
  Цель работы: изучение динамики поступательного движения связанной системы тел с учетом силы трения; оценка силы трения как источника систематической погрешности при определении ускорения свободного падения на лабораторной установке. Ускорение свободного падения g можно найти с помощью простого опыта: бросить тело с известной высоты h и измерить время падения t я затем из формулы h=gt2 2 вычислить g. Основная задача которая стоит перед экспериментатором при определении ускорения свободного падения g описываемым методом состоит в выборе...
42458. Изучение электроизмерительных приборов 189.5 KB
  Производят электроизмерительными приборами. Механическое усилие развиваемое механизмом электроизмерительного прибора отклоняет стрелку на угол пропорциональный измеряемой величине вращает диск счётчика или перемещает перо самописца по бумажной ленте фиксируя результаты измерения. Результаты измерений в них индуцируются в виде светящихся цифр на табло прибора. Градуировку и поверку рабочих приборов производят по образцовым приборам.
42459. Adobe Photoshop. Редактирование изображений: слои, лассо, выделение 1.61 MB
  С помощью инструмента Lsso Лассо необходимо выделить гриф гитары. Обведите гриф как указано на рисунке: Скопируем гриф для этого воспользуемся буфером обмена. Нашли второй гриф Как его перемещать Для этого использовать инструмент Move Перемещение. При активном втором слое Lyer 1 схватите и перемещайте гриф: В буфере обмена еще находится наш гриф вставьте его оттуда.