62503

Древнерусская культура (устный журнал)

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Что такое культура высказывания детей Что мы на уроке должны узнать Что значит духовная культура Объясните что значит материальная культура Чем отличается духовная культура от материальной...

Русский

2014-06-10

23.44 KB

0 чел.

Урок 37

Древнерусская культура

(устный журнал)

Цели: познакомить с основными понятиями культуры (зодчество, прикладное искусство, народное творчество); раскрыть особенности древнерусской культуры; развивать творческие способности речи; воспитывать любовь к родной стране, ее культуре.

Оборудование: презентация, учебник

Ход урока

  1.  Орг. Момент

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом-

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны!

- я надеюсь, что сегодня вам будет не только интересно и весело , но и вы надолго запомните традиции русского народа и его творчества.

Но для начала проверим с вами домашнее задание ….

Сценарий

- какая религия не понравилась Владимиру сразу? почему?

(буддизм- отказ от богатства, покорность ; иудаизм- нет единой стороны, отвергнуты)

  1.  Постановка целей урока

Учитель. - Нужно ли нам знать прошлое нашей страны?

(Это нам необходимо, так как это история нашей Родины, наших предков, имена тех людей, которые оставили значительный след в становлении нашего государства.)

- Кто стоял во главе первого русского государства? (Князь).

- Кто такие князья?

- Назовите имена первых русских князей.

- Как звали княгиню, жестоко отомстившую за смерть мужа?

- В чем проявилась ее жестокость?

- Какое историческое событие произошло в 988году?

Учитель. Князья поддерживали порядок внутри страны, заботились о ее безопасности, укрепляли Русь. Во время правления князя Владимира Красное Солнышко русское государство стало могучим, сильным и грозным.

Таким оно выглядело в XI веке.

Слайд 1 (Приложение 1)

III. Изучение нового материала

1. Развитие древнерусской культуры

В это время стала развиваться древнерусская культура.

- Что такое культура? (высказывания детей)

- Что мы на уроке должны узнать?

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

- Что значит духовная культура?

- Объясните, что значит материальная культура?

- Чем отличается духовная культура от материальной?( Духовная культура в отличие от материальной не воплощена в предметах. Сфера ее бытия — не вещи, а идеальная деятельность, связанная с интеллектом, эмоциями, чувствами.  Материальная культура - это вся область материально-производственной деятельности человека и ее результаты — окружающая человека искусственная среда.)

Учитель. Древняя Русь славилась своими богатыми и красивыми городами, в которых было множество разнообразных памятников культуры.

- Что такое памятники культуры?

 (ответы детей)

2. Устное народное творчество

- В этот период стало широко развиваться устное народное творчество.

- Что такое устное народное творчество?

- Назовите жанры устного народного творчества. (Сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, прибаутки и т.д.)

Учитель. Жанр устного народного творчества-былины являются памятниками культуры.

- Какие былинные богатыри вам известны?

(Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич).

Обратимся к слайду.

Слайд 5

Как называется эта репродукция и кто ее автор? (Репродукция картины «Три богатыря В.Васнецова).

3. Работа в группах

- Обсудите, кто такие богатыри и для чего они нужны были на Руси?

После обсуждения в группах и высказывания мнений учащихся ребята сделали вывод : богатыри - собирательный образ, сильные, мужественные, преданные защитники государства, которые охраняли и освобождали Русь от врагов, нападавших со всех сторон. На границах стояли богатырские заставы.

- Почему же былины стали являться памятниками культуры?

(Это произведения искусства, народного творчества. Былины отражали жизнь того времени, подвиги богатырей).

  1.  Строительство

- В каком климатическом поясе появилось первое государство?

- Каковы были природные условия?

- Какой материал использовался для строительства?

Слайд 6

Таково было жилище восточных славян, но человек стремился сделать жилище красивым и удобным.

Слайд 7. Крестьянская изба. Слайд 8

А таковы были постройки боярского дома. Дворы строились как крепости. Как вы думаете, почему?

- Об этом вы узнаете, прочитав учебник на стр.14 (второй абзац).

- Почему были как крепости? (Набеги кочевников)

Уже начиная с X века, в городах стали появляться первые каменные соборы.

- Кем они строились? Прочтите учебник на стр.15.

- Кто такие зодчие?

Слайд 9

Физкультминутка

Учитель. «О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты. Всем ты преисполнена, земля Русская…Сильна ты святынями своими, культурой древнерусской, любовью к своему народу.
Русь-матушка! Сколько глубины в тебе и духовности! Сила твоя в традициях, в культуре твоей древней и в истоках твоих христианских..»

   Учитель. В это время строятся храмы, церкви, соборы. До наших дней дошли памятники древнерусской культуры. Послушаем сообщения ребят о некоторых из них.

4.Слушаются сообщения учащихся:

Собор Святой Софии в Киеве

Храм Святой Софии в Новгороде

Слайды 10-17

Учитель. Приступая к строительству храма, каждый зодчий выбирал с особой тщательностью место под строительство.

- Почему? Еще раз просмотрим слайды и выясним, выдержали ли зодчие требование к месту расположения храма? (ответы детей)

Вывод: к сожалению не все памятники архитектуры сохранились до наших дней. Давайте бережно относиться к историческим и культурным памятникам.

5. Работа по учебнику. Чтение и обсуждение

Кроме храмов, соборов до нас дошли иконы, фрески, мозаика. Рассмотрите фрагменты резьбы по камню. Что можно сказать о мастерах, изготовивших эти работы?

- Какие могли быть ремесла?

Слайд 18

- Найдите на слайде ремесленников. Расскажите, каким искусством они владеют?

(Скорняки, гончары, кузнецы).

Все старинные ремесла сохранились в названиях улиц. В Москве есть Бронная Улица, Лучников переулок, Скатертный переулок, Кожевники.

- Объясните, с какими ремеслами связаны эти названия?

- А какие названия улиц вы знаете в нашем городе, связанные с ремеслами?

6. Домашнее задание

7. Работа с пословицей

«Родная земля и в горсти мила»

- Как понимаете смысл этой пословицы?

10. Итог урока

-Что интересного узнали на уроке? Чему учит нас урок?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

14324. ДОСЛІДЖЕННЯ ЗАЛЕЖНОСТІ ОПОРУ НАПІВПРОВІДНИКІВ ВІД ТЕМПЕРАТУРИ 107.5 KB
  ЛАБОРАТОРНА РОБОТА № 9 ДОСЛІДЖЕННЯ ЗАЛЕЖНОСТІ ОПОРУ НАПІВПРОВІДНИКІВ ВІД ТЕМПЕРАТУРИ Мета роботи: Дослідним шляхом встановити закон зміни опору напівпровідника при його нагріванні визначити ширину забороненої зони і концентрацію зарядів у напівпровідник
14325. ЕЛЕКТРИЧНІ ВИМІРЮВАННЯ. Принцип роботи, типи, будова електровимірювальних приладів, похибки вимірювань. Техніка безпеки 203 KB
  Методичні рекомендації Для виконання лабораторних робіт з фізики ЕЛЕКТРИЧНІ ВИМІРЮВАННЯ Принцип роботи типи будова електровимірювальних приладів похибки вимірювань. Техніка безпеки. для студентів спеціальностей 6.010100професійне навчання 6.091900 мех
14326. ЕЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ. ЗМІННИЙ ЕЛЕКТРИЧНИЙ СТРУМ. 2.08 MB
  Методичні рекомендації з дисципліни ФІЗИКА Модуль 5 Електромагнетизм. змінний електричний струм. Для студентів напряму підготовки: 6.010104 професійна освіта 6.100202 процеси машини та обладнання в агропромисловому виробництві. 6.100101 енергетика
14327. ЕЛЕКТРОСТАТИКА. ПОСТІЙНИЙ ЕЛЕКТРИЧНИЙ СТРУМ 2.49 MB
  Методичні рекомендації з дисципліни ФІЗИКА Модуль 4 Електростатика. Постійний електричний струм Для студентів спеціальностей: 6.010100 професійна освіта 6.091902 механізація сільського господарства 6.091901 енергетика сільськогосподарського виробницт...
14328. Вимірювання фізичних величин та обробка результатів 30 KB
  Лабораторна робота №1 Вимірювання фізичних величин та обробка результатів Мета даних методичних рекомендацій допомогти студентам у виконанні лабораторних робіт з фізики підвищити ефективність і зміст цих робіт сприяти кращому засвоєн...
14329. Визначення прискорення вільного падіння за допомогою математичного маятника 71 KB
  Лабораторна робота №2 Визначення прискорення вільного падіння за допомогою математичного маятника Мета роботи: Виміряти прискорення вільного падіння по періоду коливанняматематичного маятника; Визначити закони гармонічного коливального руху.
14330. Визначення модуля Юнга при згину стержня 69 KB
  Лабораторна робота №3 Визначення модуля Юнга при згину стержня Мета роботи. Визначити модуль пружності модуль Юнга для сталі при згині стержня. Прилади та обладнання. Установка для визначення модуля Юнга по стрілі прогину набір тягарців індикатор штангенцирк
14331. Визначення моменту інерції маятника Обербека 82.5 KB
  Лабораторна робота №4 Визначення моменту інерції маятника Обербека Мета роботи: Використовуючи основний закон динаміки обертового руху визначити момент інерції хрестоподібного маятника Обербека Прилади та обладнання: хрестоподібний маятник Оберб...
14332. Механіка матеріальної точки. Механіка твердого тіла 1.26 MB
  ФІЗИКА Методичні рекомендації Модуль І Механіка матеріальної точки Модуль ІІ Механіка твердого тіла В методичних рекомендаціях наведені типові задачі з рішенням а також приклади задач для самостійної роботи. Заг