62510

Вернись в сказку

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: В игровой форме повторить тему Сказки. Какие бывают сказки по содержанию волшебные бытовые про животных 2. Кто создает сказки 9. Сколько букв в слове сказка На каждую из букв подберите название литературной сказки.

Русский

2014-06-10

24.37 KB

0 чел.

Тема: Урок- игра «Вернись в сказку».

Цель: Закрепить знания учащихся о сказках, их видах;

           развивать связную речь, логическое мышлегие, умение анализировать,                     сопоставлять изученный материал.

           Вопитывать интрес к фольклору, к сказкам.

Задачи: В игровой форме повторить тему «Сказки».

            Закрепить изученный матероал.

            Способствовать развитию внимания, воображения, логического мышления,   смекалки.

Методы и приемы: репродуктивный, исследовательский.

Оборудование: иллюстрации, портреты сказочников.

Ход урока.    

 

I.Слово учителя. Сегодня мы с вами проведем урок-игру, посвященный сказкам. Мы с вами прочитали много сказок, вы познакомились с видами сказок, вам известны имена великих сказочников. Давайте же еще раз вернемся в удивительный, волшебный мир сказок.   

II.Актуализация опорных знаний.

  1. Какие бывают сказки по содержанию? (волшебные, бытовые, про животных)

  2. Приведите примеры волшебных сказок.

  3. Из каких частей состоит сказка? ( зачин, присказка (не во всех сказках), основное повествование, концовка ( не во всех сказках) .

  4. Какие традиционные герои изображаются в сказках?

  5. В каких образах воплощены добрые, а в каких – злые силы?

  6. Назовите чудесных сказочных помощников.

  7. Какие «чуда чудные» совершаются в волшебных сказках?

  8. Кто создает сказки?

  9. Сколько букв в слове сказка? На каждую из букв подберите название литературной сказки.  

( С – «Соловей», К – «Конек-горбунок», А – «Аленький цветочек», З – «Золушка», А – «Аладдин и сорок разбойников»).

III. Игра.

Викторина 1 «Кто лучше знает сказки»

Учащиеся видят иллюстрацию к сказке, на которой изображены лиса, лягушка-царевна со стрелой, соловей в клетке, кот в сапогах, Ивана-царевича  на сером волке и т.д.)

 а) назвать сказку, в которой мы видим данных персонажей;

 б) отметить, народная она или литературная;

 в) назвать автора;

 г) какой момент изображен на рисунке.

Викторина 2 «Откуда предмет?»

На рисунке изображен предмет. Назвать сказку, в которой мы встречаем данный предмет, какую роль он играет в сказке.

  а) яблоко – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;

  б) перо жар-птицы  - «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и Сером волке»;

 в) корыто – «Сказка о рыбаке и рыбке»;

 г) стрела – «Царевна-лягушка»;

 д) меч – «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»;

 е) ковер – «Царевна-лягушка», «Ковер-самолет».

Викторина 3 «Кто в сказке живет?»

(Учитель показывает изображения животных).

  а) Назвать сказку, в которой живет животное.

  б) Какими прозвищами наделяются животные?

  в) Поразмышляйте над характеристиками животных, одинаковые ли животные в разных сказках?

(Лиса –рыжая краса, лисичка-сестричка, кума, кумушка.

 «Лисичка-сестричка и серый волк»-хитрая, ловкая, хитрая, осторожная, обманщица.

 «Лиса и заяц» ;

 «Лиса и тетерев»;

 «Лиса и журавель»;

 «Козьма скоробогатый» - мудрая и преданная помощница.

Заяц – зайчишка-трусишка, зайчик-побегайчик.

  «Лиса и заяц»;

 «Царевна-лягушка»;

 «Заяц»;

Петух – смелый, задиристый, защитник.

 «Кот, петух и лиса»;

 «Сказка о золотом петушке».

Волк – серый волк, вок-волчище – серый хвостище.

  «Иван-царевич и серый волк» - жадный, глупый.

 «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке» - могучий, добрый зверь, настоящий друг.

Лебедь

 «Гадкий утенок» - прекрасная, красивая, гордая птица;

 «Сказка о царе Салтане» - прекрасная царевна;

 «Гуси-лебеди»- злые помощники бабы Яги).

IV. Язык сказок.

Учитель: Ребята, что вы можете сказать о языке сказок? (Троекратные повторы, постоянные эпитеты в народных сказках, одинаковое начало, использование пословиц, поговорок, загадок).

Закончите пословицы из сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

Жили – не ленились, целый день…  (трудились).

Пашню пахали да хлеб   (засевали).

Не подстрелив ясного сокола, рано…(перья щипать).

Не хвались, прежде…(за дело возьмись).

Погоди хвалиться, как бы…(не осрамиться).

Учитель: Очень часто в сказках загадываются загадки.

1. В сказке «Мудрые советы» царь загадал солдату загадки-вопросы. Умный, смекалистый, находчивый служивый дает остроумные ответы.

-Ну теперь, служивый, скажи: высоко ли небо от земли?

-Столь высоко, что там стукнет, а здесь слышно.

-А широка ли земля?

-Вон там солнце всходит, а там заходит, столь широка.

-А глубока ли земля?

-Да был у меня дед, умер  тому назад девяносто лет, зарыли в землю, с тех пор и домой не бывал: верно, глубока.

2. Остроумно ответьте на вопросы:

-Отчего собака лает?

-?

-Для чего петух поет, зажмурив глаза?

-?

-Когда человек бывает в комнате без головы?

-?

3. Подберите эпитеты к словам, написанным на доске, из сказки «Царевна-лягушка» так, чтобы из первых букв получилось имя жены Ивана-царевича.

Горы …    Высокие

Щёки…    Алые

Земля…   Сыра

Гости…     Испуганные

Кожа…     Лягушачья

Хлеб…      Испеченный.

Море…     Синее

Наряд…    Атласный

Мука…      Пшеничная

Сторона… Родная

Родина…   Единственная

Узоры…     Мудреные

Скатерти… Узорчатые

Сынки…     Дорогие

Каравай…  Рыхлый

Венец…      Алмазный

Солнце…    Ясное

5. Кроссворд. Разгадайте кроссворд, в выделенном столбике буквы напишите другим цветом. У вас должна появиться фамилия известного сказочника.

1

Е

2

Р

3

Ш

4

О

5

В

 

    1.Автор сказок «Золушка», «Кот в сапогах». (Перро)

    2. Автор сказки «Двенадцать месяцев». (Маршак)

    3. Автор сказки «Лягушка-путешественница». (Гаршин)

    4. Автор сказки «Золотой ключик». (Толстой)

    5. Автор «Сказки о потерянном времени». (Шварц)

Какие сказки Ершова вы знаете?

Викторина. «Знаток сказок»

1. Назовите сказочного героя, рост которого уменьшен до размера пальчика. (Мальчик с пальчик)

2. Какая сказочная девочка была ростом с дюйм? (Дюймовочка)

3. Какие овощи современный итальянский писатель сделал героями своей сказки? Назвать сказку и автора. (Лук, помидор, тыква Дж. Родари)

4. Из каких литературных сказок взяты данные строки:

   а) Ростом только в 3 вершка,

        На спине – с двумя горбами

        Да с аршинными ушами. «Конек-горбунок Ершова)

   в) «Все были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой.., но он стоял на своей одной ноге так же твердо, как другие на двух; и он-то как раз и оказался самым замечательным из всех». («Стойкий оловянный солдатик» Андерсен)

   в) «Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, - и счесть нельзя; и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу» («Городок в табакерке» Одоевский)

   г) «…мне предстоит еще  одно очень трудное дело: надо собрать все звезды в передник да хорошенько их почистить, чтобы они ярко блестели. Да вот еще что – надо пронумеровать и звездочки, и дырочки, чтобы не перепутать, и разложить все по местам». («Оле-Лукойе» Андерсен).

Вспомним «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

ч

ц

е

с

ц

а

р

о

е

в

а

р

н

к

л

м

е

р

е

а

о

и

е

т

и

в

в

л

с

с

е

ц

н

к

к

е

я

р

а

а

а

о

й

ц

1. Что общего в содержании народной сказки «Морозко»

и «Сказки о мертвой царевне…»

2. В вертикальные ряды вписать имена действующих лиц

«Сказки о мертвой царевне…»

3. К кому из действующих лиц можно отнести пословицу: «Не

тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож».

Учитель: Вот и закончился наш урок, вы хорошо поработали, вспомнили сказки, их виды, художественные особенности, дома вы продолжите работу над сказками и попробуете сочинить свою смешную сказочную историю.

Дом. задание.  Придумайте смешную сказку по одному из начал:

-Жили на свете госпожа Плюшка и господин Дуршлаг…

-Встретились как-то на улице сеньор Чайник и сеньорита Крышка…

-Сударыня Свечка совсем случайно познакомилась с сударыней Спичкой…

         

 

   
               


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

81773. Основные мотивы и образы лирики М.Ю.Лермонтова ( на примере 3 – 4 стихотворений). Чтение наизусть и разбор одного стихотворения 34.41 KB
  Мотив одиночества возникает у Л. в трактовку темы одиночества это прежде всего его абсолютный и глубоко личный характер связанный с неприятием лермонтовским героем мира коренных основ миропорядка. В этой благодарности за все чем я обманут в жизни был обнажается двойственная природа лермонтовского одиночества; враждебный человеку мир с отъединенностью от врагов и друзей и волевое гордое непримиренное Я поэта не желающее пойти на какойлибо компромисс с этим миром ни перед чем не останавливающееся в противостоянии ему...
81774. Сатирическое мастерство М. А. Булгакова 32.21 KB
  Удивительный талант Михаила Афанасьевича Булгакова позволяет ему следуя традициям писателейсатириков XIX века использовать этот художественный прием в своих произведениях Примером таких сатирических произведений могут служить повести Роковые яйца и Собачье сердце такой же прием использует автор и в своем романе Мастер и Маргарита . В основе повести Собачье сердце рискованный эксперимент. Отсюда ирония звучащая на страницах повести. Самым ярким представителем этой жизни на страницах повести является Швондер который норовит немедленно...
81775. Роль отцовского завета в судьбах героев произведений отечественной классики 19 века 33.3 KB
  Главный герой Петр Гринев отправляясь на службу получает наказ от отца: Прощай Петр. Петр Гринев являясь главным участником событий повествователеммемуаристом следует завету своего отца. Сын своего отца честного служаки времен Елизаветы который ушел в отставку чтобы не присягать Екатерине продолжает традиции своей семьи построенных на любви к ближним уважении к родителям любви к своей Родине и с честью выходит из всех испытаний. Главная героиня романа Маша Миронова дочь бедных дворян бесприданница олицетворение любви и...
81776. Художественные приемы создания образа Печорина в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени» 47.87 KB
  Образ Печорина одно из главных открытий Лермонтова. Изображению и раскрытию образа Печорина как героя особой исторической эпохи и подчинена своеобразная композиционносюжетная структура романа. Одна представляет собою объективное повествование о Печорине извне в записках странствующего офицера Бэла Максим Максимыч Предисловие к Журналу Печорина другая субъективноисповедальное самораскрытие героя изнутри в его Журнале Тамань Княжна Мери Фаталист .
81777. Символизм как литературное направление. Анализ стихотворения одного из поэтов-символистов 47.33 KB
  Бальмонта Ю. В поэтических формулах Бальмонта Сологуба Гиппиус Мережковского отрицается истинность реального мира объявляемого лишь комплексом ощущений творцахудожника: . Бальмонта М. В 90х годах вышли сборники его стихотворений: Под северным небом 1894 В безбрежности 1895 Тишина 1897; в 900е годы в период творческого взлета Бальмонта Горящие здания 1900 Будем как солнце 1903 Только любовь 1903.
81778. Образ метели в произведениях отечественной литературы 32.93 KB
  Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий: Ветер ветер На всем божьем свете Ветер хлесткий гуляет свищет и зол и рад Разыгралась чтойто вьюга ох пурга какая спасе Вьюга долгим смехом Заливается в снегах Очевидно что образы ветра метели романтичны и имеют символический смысл. Ветер ветер На ногах не стоит человек. Ветер ветер На всем Божьем свете. Во второй строфе напор стихии как бы смягчается ее действия становятся не гневны а почти нежны и появляются уменьшительноласкательные...
81779. Наука и философия. Статус научной философии 28.69 KB
  Многолетний спор философии и науки о том в чем больше нуждается общество в философии или науке и какова их действительная взаимосвязь породил множество точек зрения обилие возможных трактовок и интерпретаций этой проблемы. Остановимся на основных тезисах раскрывающих суть соотношения философии и науки: Специальные науки служат отдельным конкретным потребностям общества: технике экономике искусству врачевания искусству обучения законодательству и др. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Философия задумывается о...
81780. Функции науки. Роль науки в современном образовании и формировании личности 28.41 KB
  Роль науки в современном образовании и формировании личности. Проблема связанная с классификацией функций науки до сих пор остается спорной отчасти потому что последняя развивалась возлагая на себя новые и новые функции отчасти в силу того что выступая в роли социокультурного феномена она начинает больше заботиться не об объективной и безличностной закономерности а о коэволюционном вписывании в мир всех достижений научнотехнического прогресса. В качестве особой и приоритетной проблемы выделяют вопрос о социальных функциях науки...
81781. Преднаука и наука. Генезис науки и проблема периодизации её истории 31.74 KB
  Генезис науки и проблема периодизации её истории. Исследуя историю любого материального или духовного явления в том числе и науки следует иметь в виду что это сложный диалектический поступательный процесс появления различий включающий в себя ряд качественно своеобразных этапов фаз и т. Применяя сказанное о периодизации к истории науки следует прежде всего подчеркнуть следующее. Вопрос о периодизации истории науки и ее критериях по сей день является дискуссионным и активно обсуждается в отечественной и зарубежной литературе.