62510

Вернись в сказку

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: В игровой форме повторить тему Сказки. Какие бывают сказки по содержанию волшебные бытовые про животных 2. Кто создает сказки 9. Сколько букв в слове сказка На каждую из букв подберите название литературной сказки.

Русский

2014-06-10

24.37 KB

0 чел.

Тема: Урок- игра «Вернись в сказку».

Цель: Закрепить знания учащихся о сказках, их видах;

           развивать связную речь, логическое мышлегие, умение анализировать,                     сопоставлять изученный материал.

           Вопитывать интрес к фольклору, к сказкам.

Задачи: В игровой форме повторить тему «Сказки».

            Закрепить изученный матероал.

            Способствовать развитию внимания, воображения, логического мышления,   смекалки.

Методы и приемы: репродуктивный, исследовательский.

Оборудование: иллюстрации, портреты сказочников.

Ход урока.    

 

I.Слово учителя. Сегодня мы с вами проведем урок-игру, посвященный сказкам. Мы с вами прочитали много сказок, вы познакомились с видами сказок, вам известны имена великих сказочников. Давайте же еще раз вернемся в удивительный, волшебный мир сказок.   

II.Актуализация опорных знаний.

  1. Какие бывают сказки по содержанию? (волшебные, бытовые, про животных)

  2. Приведите примеры волшебных сказок.

  3. Из каких частей состоит сказка? ( зачин, присказка (не во всех сказках), основное повествование, концовка ( не во всех сказках) .

  4. Какие традиционные герои изображаются в сказках?

  5. В каких образах воплощены добрые, а в каких – злые силы?

  6. Назовите чудесных сказочных помощников.

  7. Какие «чуда чудные» совершаются в волшебных сказках?

  8. Кто создает сказки?

  9. Сколько букв в слове сказка? На каждую из букв подберите название литературной сказки.  

( С – «Соловей», К – «Конек-горбунок», А – «Аленький цветочек», З – «Золушка», А – «Аладдин и сорок разбойников»).

III. Игра.

Викторина 1 «Кто лучше знает сказки»

Учащиеся видят иллюстрацию к сказке, на которой изображены лиса, лягушка-царевна со стрелой, соловей в клетке, кот в сапогах, Ивана-царевича  на сером волке и т.д.)

 а) назвать сказку, в которой мы видим данных персонажей;

 б) отметить, народная она или литературная;

 в) назвать автора;

 г) какой момент изображен на рисунке.

Викторина 2 «Откуда предмет?»

На рисунке изображен предмет. Назвать сказку, в которой мы встречаем данный предмет, какую роль он играет в сказке.

  а) яблоко – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;

  б) перо жар-птицы  - «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и Сером волке»;

 в) корыто – «Сказка о рыбаке и рыбке»;

 г) стрела – «Царевна-лягушка»;

 д) меч – «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»;

 е) ковер – «Царевна-лягушка», «Ковер-самолет».

Викторина 3 «Кто в сказке живет?»

(Учитель показывает изображения животных).

  а) Назвать сказку, в которой живет животное.

  б) Какими прозвищами наделяются животные?

  в) Поразмышляйте над характеристиками животных, одинаковые ли животные в разных сказках?

(Лиса –рыжая краса, лисичка-сестричка, кума, кумушка.

 «Лисичка-сестричка и серый волк»-хитрая, ловкая, хитрая, осторожная, обманщица.

 «Лиса и заяц» ;

 «Лиса и тетерев»;

 «Лиса и журавель»;

 «Козьма скоробогатый» - мудрая и преданная помощница.

Заяц – зайчишка-трусишка, зайчик-побегайчик.

  «Лиса и заяц»;

 «Царевна-лягушка»;

 «Заяц»;

Петух – смелый, задиристый, защитник.

 «Кот, петух и лиса»;

 «Сказка о золотом петушке».

Волк – серый волк, вок-волчище – серый хвостище.

  «Иван-царевич и серый волк» - жадный, глупый.

 «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке» - могучий, добрый зверь, настоящий друг.

Лебедь

 «Гадкий утенок» - прекрасная, красивая, гордая птица;

 «Сказка о царе Салтане» - прекрасная царевна;

 «Гуси-лебеди»- злые помощники бабы Яги).

IV. Язык сказок.

Учитель: Ребята, что вы можете сказать о языке сказок? (Троекратные повторы, постоянные эпитеты в народных сказках, одинаковое начало, использование пословиц, поговорок, загадок).

Закончите пословицы из сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

Жили – не ленились, целый день…  (трудились).

Пашню пахали да хлеб   (засевали).

Не подстрелив ясного сокола, рано…(перья щипать).

Не хвались, прежде…(за дело возьмись).

Погоди хвалиться, как бы…(не осрамиться).

Учитель: Очень часто в сказках загадываются загадки.

1. В сказке «Мудрые советы» царь загадал солдату загадки-вопросы. Умный, смекалистый, находчивый служивый дает остроумные ответы.

-Ну теперь, служивый, скажи: высоко ли небо от земли?

-Столь высоко, что там стукнет, а здесь слышно.

-А широка ли земля?

-Вон там солнце всходит, а там заходит, столь широка.

-А глубока ли земля?

-Да был у меня дед, умер  тому назад девяносто лет, зарыли в землю, с тех пор и домой не бывал: верно, глубока.

2. Остроумно ответьте на вопросы:

-Отчего собака лает?

-?

-Для чего петух поет, зажмурив глаза?

-?

-Когда человек бывает в комнате без головы?

-?

3. Подберите эпитеты к словам, написанным на доске, из сказки «Царевна-лягушка» так, чтобы из первых букв получилось имя жены Ивана-царевича.

Горы …    Высокие

Щёки…    Алые

Земля…   Сыра

Гости…     Испуганные

Кожа…     Лягушачья

Хлеб…      Испеченный.

Море…     Синее

Наряд…    Атласный

Мука…      Пшеничная

Сторона… Родная

Родина…   Единственная

Узоры…     Мудреные

Скатерти… Узорчатые

Сынки…     Дорогие

Каравай…  Рыхлый

Венец…      Алмазный

Солнце…    Ясное

5. Кроссворд. Разгадайте кроссворд, в выделенном столбике буквы напишите другим цветом. У вас должна появиться фамилия известного сказочника.

1

Е

2

Р

3

Ш

4

О

5

В

 

    1.Автор сказок «Золушка», «Кот в сапогах». (Перро)

    2. Автор сказки «Двенадцать месяцев». (Маршак)

    3. Автор сказки «Лягушка-путешественница». (Гаршин)

    4. Автор сказки «Золотой ключик». (Толстой)

    5. Автор «Сказки о потерянном времени». (Шварц)

Какие сказки Ершова вы знаете?

Викторина. «Знаток сказок»

1. Назовите сказочного героя, рост которого уменьшен до размера пальчика. (Мальчик с пальчик)

2. Какая сказочная девочка была ростом с дюйм? (Дюймовочка)

3. Какие овощи современный итальянский писатель сделал героями своей сказки? Назвать сказку и автора. (Лук, помидор, тыква Дж. Родари)

4. Из каких литературных сказок взяты данные строки:

   а) Ростом только в 3 вершка,

        На спине – с двумя горбами

        Да с аршинными ушами. «Конек-горбунок Ершова)

   в) «Все были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой.., но он стоял на своей одной ноге так же твердо, как другие на двух; и он-то как раз и оказался самым замечательным из всех». («Стойкий оловянный солдатик» Андерсен)

   в) «Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, - и счесть нельзя; и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу» («Городок в табакерке» Одоевский)

   г) «…мне предстоит еще  одно очень трудное дело: надо собрать все звезды в передник да хорошенько их почистить, чтобы они ярко блестели. Да вот еще что – надо пронумеровать и звездочки, и дырочки, чтобы не перепутать, и разложить все по местам». («Оле-Лукойе» Андерсен).

Вспомним «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

ч

ц

е

с

ц

а

р

о

е

в

а

р

н

к

л

м

е

р

е

а

о

и

е

т

и

в

в

л

с

с

е

ц

н

к

к

е

я

р

а

а

а

о

й

ц

1. Что общего в содержании народной сказки «Морозко»

и «Сказки о мертвой царевне…»

2. В вертикальные ряды вписать имена действующих лиц

«Сказки о мертвой царевне…»

3. К кому из действующих лиц можно отнести пословицу: «Не

тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож».

Учитель: Вот и закончился наш урок, вы хорошо поработали, вспомнили сказки, их виды, художественные особенности, дома вы продолжите работу над сказками и попробуете сочинить свою смешную сказочную историю.

Дом. задание.  Придумайте смешную сказку по одному из начал:

-Жили на свете госпожа Плюшка и господин Дуршлаг…

-Встретились как-то на улице сеньор Чайник и сеньорита Крышка…

-Сударыня Свечка совсем случайно познакомилась с сударыней Спичкой…

         

 

   
               


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65715. Особистісна реалізованість людини в онтогенезі 382 KB
  Мета дослідження теоретико-методологічне обґрунтування та емпіричне вивчення феномену особистісної реалізованості людини в онтогенезі. Відповідно до зазначеної мети поставлено такі завдання: здійснити теоретичний аналіз...
65716. Патогенез і терапія псоріазу з різним ступенем тяжкості ендогенної інтоксикації та артеріальної гіпертензії 529.5 KB
  Виявлення захворювання серцевосудинної системи у хворих на псоріаз уже на початкових стадіях має велике практичне значення тому що розширює перспективи ефективної вторинної профілактики. Обраний напрямок досліджень пов'язаний з науковою діяльністю і входить...
65717. МОЖЛИВОСТІ ЧЕРЕЗСТРАВОХІДНОЇ ТА ТРАНСТОРАКАЛЬНОЇ ЕХОКАРДІОГРАФІЇ ДЛЯ ОПТИМІЗАЦІЇ ТЕРМІНУ АНТИКОАГУЛЯНТНОЇ ТЕРАПІЇ У ХВОРИХ НА ФІБРИЛЯЦІЮ-ТРІПОТІННЯ ПЕРЕДСЕРДЬ НЕКЛАПАННОЇ ЕТІОЛОГІЇ 1.04 MB
  Одним з найбільш небезпечних ускладнень у хворих ФП є розвиток тромбоемболічних ускладнень ТЕУ. Але підготовка хворих до відновлення синусового ритму продовжує залишатися актуальною проблемою: рекомендовані терміни терапії непрямими антикоагулянтами довготривалі...
65718. Перестрахування як механізм забезпечення фінансової стійкості страхової компанії 372 KB
  Одним з найбільш дієвих багатофункціональних та раціональних інструментів здатних забезпечити стабільну діяльність страхової компанії виступає перестрахування оскільки лібералізація світового ринку фінансових послуг надає можливість проводити як розміщення так і прийняття ризиків в межах країни та за кордоном.
65719. ПРОКУРОР ЯК СУБ’ЄКТ КРИМІНАЛЬНО-ПРОЦЕСУАЛЬНОЇ ДІЯЛЬНОСТІ 194 KB
  Метою наукового дослідження є розробка питань місця прокурора в кримінальнопроцесуальній діяльності та її законодавчого врегулювання. Для досягнення цієї мети автором були поставлені такі завдання: з’ясувати сутність діяльності прокурора як суб’єкта кримінального процесу в Україні...
65720. ФОРМУВАННЯ СРАТЕГІЙ МАРКЕТИНГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТУ ТУРИСТИЧНИХ ПІДПРИЄМСТВ 237 KB
  Специфіка процесу надання туристичних послуг пов'язана не тільки з його органічним поєднанням із розвитком ресурсів конкретних географічних територій але і з необхідністю відтворення належного зв'язку між різними підприємствами даної території в процесі обслуговування туристів.
65721. УДОСКОНАЛЕННЯ МЕТОДІВ ПРОГНОЗУВАННЯ ПОТРЕБИ В ЗАПАСНИХ ЧАСТИНАХ ДО СИЛОВИХ АГРЕГАТІВ ВАНТАЖНИХ АВТОМОБІЛІВ 364.5 KB
  Ця проблема вимагає рішення таких задач: планування потреби в запасних частинах; формування плану виробництва запасних частин; організація системи постачання; управління запасними частинами й організація складського господарства.
65722. Політична символіка як засіб демократичної консолідації суспільства 156.5 KB
  Трансформація політичної системи супроводжується пошуком консолідуючих смислових значень поведінки людини в суспільстві. Смислові значення що консолідують суспільство містяться у символах які функціонують в політиці у вигляді політичної символіки.
65723. ВПЛИВ ДИНАМІЧНИХ ДІЙ НА МІЦНІСТЬ І КОМФОРТНІСТЬ БУДІВЕЛЬ, ЩО ЕКСПЛУАТУЮТЬСЯ У СКЛАДНИХ ІНЖЕНЕРНО-ГЕОЛОГІЧНИХ УМОВАХ 2.08 MB
  Проблема коректного моделювання динамічних дій в розрахункових моделях будівель і споруд завжди виникає при їх проектуванні, будівництві, експлуатації, реконструкції та підсиленні. Головне завдання проектувальника – як можна точніше врахувати і оцінити всі навантаження та дії...