62510

Вернись в сказку

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: В игровой форме повторить тему Сказки. Какие бывают сказки по содержанию волшебные бытовые про животных 2. Кто создает сказки 9. Сколько букв в слове сказка На каждую из букв подберите название литературной сказки.

Русский

2014-06-10

24.37 KB

0 чел.

Тема: Урок- игра «Вернись в сказку».

Цель: Закрепить знания учащихся о сказках, их видах;

           развивать связную речь, логическое мышлегие, умение анализировать,                     сопоставлять изученный материал.

           Вопитывать интрес к фольклору, к сказкам.

Задачи: В игровой форме повторить тему «Сказки».

            Закрепить изученный матероал.

            Способствовать развитию внимания, воображения, логического мышления,   смекалки.

Методы и приемы: репродуктивный, исследовательский.

Оборудование: иллюстрации, портреты сказочников.

Ход урока.    

 

I.Слово учителя. Сегодня мы с вами проведем урок-игру, посвященный сказкам. Мы с вами прочитали много сказок, вы познакомились с видами сказок, вам известны имена великих сказочников. Давайте же еще раз вернемся в удивительный, волшебный мир сказок.   

II.Актуализация опорных знаний.

  1. Какие бывают сказки по содержанию? (волшебные, бытовые, про животных)

  2. Приведите примеры волшебных сказок.

  3. Из каких частей состоит сказка? ( зачин, присказка (не во всех сказках), основное повествование, концовка ( не во всех сказках) .

  4. Какие традиционные герои изображаются в сказках?

  5. В каких образах воплощены добрые, а в каких – злые силы?

  6. Назовите чудесных сказочных помощников.

  7. Какие «чуда чудные» совершаются в волшебных сказках?

  8. Кто создает сказки?

  9. Сколько букв в слове сказка? На каждую из букв подберите название литературной сказки.  

( С – «Соловей», К – «Конек-горбунок», А – «Аленький цветочек», З – «Золушка», А – «Аладдин и сорок разбойников»).

III. Игра.

Викторина 1 «Кто лучше знает сказки»

Учащиеся видят иллюстрацию к сказке, на которой изображены лиса, лягушка-царевна со стрелой, соловей в клетке, кот в сапогах, Ивана-царевича  на сером волке и т.д.)

 а) назвать сказку, в которой мы видим данных персонажей;

 б) отметить, народная она или литературная;

 в) назвать автора;

 г) какой момент изображен на рисунке.

Викторина 2 «Откуда предмет?»

На рисунке изображен предмет. Назвать сказку, в которой мы встречаем данный предмет, какую роль он играет в сказке.

  а) яблоко – «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»;

  б) перо жар-птицы  - «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и Сером волке»;

 в) корыто – «Сказка о рыбаке и рыбке»;

 г) стрела – «Царевна-лягушка»;

 д) меч – «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»;

 е) ковер – «Царевна-лягушка», «Ковер-самолет».

Викторина 3 «Кто в сказке живет?»

(Учитель показывает изображения животных).

  а) Назвать сказку, в которой живет животное.

  б) Какими прозвищами наделяются животные?

  в) Поразмышляйте над характеристиками животных, одинаковые ли животные в разных сказках?

(Лиса –рыжая краса, лисичка-сестричка, кума, кумушка.

 «Лисичка-сестричка и серый волк»-хитрая, ловкая, хитрая, осторожная, обманщица.

 «Лиса и заяц» ;

 «Лиса и тетерев»;

 «Лиса и журавель»;

 «Козьма скоробогатый» - мудрая и преданная помощница.

Заяц – зайчишка-трусишка, зайчик-побегайчик.

  «Лиса и заяц»;

 «Царевна-лягушка»;

 «Заяц»;

Петух – смелый, задиристый, защитник.

 «Кот, петух и лиса»;

 «Сказка о золотом петушке».

Волк – серый волк, вок-волчище – серый хвостище.

  «Иван-царевич и серый волк» - жадный, глупый.

 «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке» - могучий, добрый зверь, настоящий друг.

Лебедь

 «Гадкий утенок» - прекрасная, красивая, гордая птица;

 «Сказка о царе Салтане» - прекрасная царевна;

 «Гуси-лебеди»- злые помощники бабы Яги).

IV. Язык сказок.

Учитель: Ребята, что вы можете сказать о языке сказок? (Троекратные повторы, постоянные эпитеты в народных сказках, одинаковое начало, использование пословиц, поговорок, загадок).

Закончите пословицы из сказки «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

Жили – не ленились, целый день…  (трудились).

Пашню пахали да хлеб   (засевали).

Не подстрелив ясного сокола, рано…(перья щипать).

Не хвались, прежде…(за дело возьмись).

Погоди хвалиться, как бы…(не осрамиться).

Учитель: Очень часто в сказках загадываются загадки.

1. В сказке «Мудрые советы» царь загадал солдату загадки-вопросы. Умный, смекалистый, находчивый служивый дает остроумные ответы.

-Ну теперь, служивый, скажи: высоко ли небо от земли?

-Столь высоко, что там стукнет, а здесь слышно.

-А широка ли земля?

-Вон там солнце всходит, а там заходит, столь широка.

-А глубока ли земля?

-Да был у меня дед, умер  тому назад девяносто лет, зарыли в землю, с тех пор и домой не бывал: верно, глубока.

2. Остроумно ответьте на вопросы:

-Отчего собака лает?

-?

-Для чего петух поет, зажмурив глаза?

-?

-Когда человек бывает в комнате без головы?

-?

3. Подберите эпитеты к словам, написанным на доске, из сказки «Царевна-лягушка» так, чтобы из первых букв получилось имя жены Ивана-царевича.

Горы …    Высокие

Щёки…    Алые

Земля…   Сыра

Гости…     Испуганные

Кожа…     Лягушачья

Хлеб…      Испеченный.

Море…     Синее

Наряд…    Атласный

Мука…      Пшеничная

Сторона… Родная

Родина…   Единственная

Узоры…     Мудреные

Скатерти… Узорчатые

Сынки…     Дорогие

Каравай…  Рыхлый

Венец…      Алмазный

Солнце…    Ясное

5. Кроссворд. Разгадайте кроссворд, в выделенном столбике буквы напишите другим цветом. У вас должна появиться фамилия известного сказочника.

1

Е

2

Р

3

Ш

4

О

5

В

 

    1.Автор сказок «Золушка», «Кот в сапогах». (Перро)

    2. Автор сказки «Двенадцать месяцев». (Маршак)

    3. Автор сказки «Лягушка-путешественница». (Гаршин)

    4. Автор сказки «Золотой ключик». (Толстой)

    5. Автор «Сказки о потерянном времени». (Шварц)

Какие сказки Ершова вы знаете?

Викторина. «Знаток сказок»

1. Назовите сказочного героя, рост которого уменьшен до размера пальчика. (Мальчик с пальчик)

2. Какая сказочная девочка была ростом с дюйм? (Дюймовочка)

3. Какие овощи современный итальянский писатель сделал героями своей сказки? Назвать сказку и автора. (Лук, помидор, тыква Дж. Родари)

4. Из каких литературных сказок взяты данные строки:

   а) Ростом только в 3 вершка,

        На спине – с двумя горбами

        Да с аршинными ушами. «Конек-горбунок Ершова)

   в) «Все были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой.., но он стоял на своей одной ноге так же твердо, как другие на двух; и он-то как раз и оказался самым замечательным из всех». («Стойкий оловянный солдатик» Андерсен)

   в) «Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, - и счесть нельзя; и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу» («Городок в табакерке» Одоевский)

   г) «…мне предстоит еще  одно очень трудное дело: надо собрать все звезды в передник да хорошенько их почистить, чтобы они ярко блестели. Да вот еще что – надо пронумеровать и звездочки, и дырочки, чтобы не перепутать, и разложить все по местам». («Оле-Лукойе» Андерсен).

Вспомним «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

ч

ц

е

с

ц

а

р

о

е

в

а

р

н

к

л

м

е

р

е

а

о

и

е

т

и

в

в

л

с

с

е

ц

н

к

к

е

я

р

а

а

а

о

й

ц

1. Что общего в содержании народной сказки «Морозко»

и «Сказки о мертвой царевне…»

2. В вертикальные ряды вписать имена действующих лиц

«Сказки о мертвой царевне…»

3. К кому из действующих лиц можно отнести пословицу: «Не

тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож».

Учитель: Вот и закончился наш урок, вы хорошо поработали, вспомнили сказки, их виды, художественные особенности, дома вы продолжите работу над сказками и попробуете сочинить свою смешную сказочную историю.

Дом. задание.  Придумайте смешную сказку по одному из начал:

-Жили на свете госпожа Плюшка и господин Дуршлаг…

-Встретились как-то на улице сеньор Чайник и сеньорита Крышка…

-Сударыня Свечка совсем случайно познакомилась с сударыней Спичкой…

         

 

   
               


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37562. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ в курсах «Философии» и «Культурологии» 212.5 KB
  ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ в курсах Философии и Культурологии Учебнометодическое пособие для студентовзаочников Петрозаводск 2001 Учебнометодическое пособие Изучение проблем философии истории в курсах Философии и Культурологии рассмотрено и одобрено на заседаниях секции гуманитарных дисциплин 25 мая 2001 года и научнометодического совета Карельского филиала СЗАГС 29 мая 2001 года. 3 Распределение материала философии истории по курсам Философии и Культурологии . Содержание...
37563. СПЕЦПИТАННЯ ФІЛОСОФІЇ 953.5 KB
  Основні фції: 1 синтез знань і створення єдиної картини світу відповідної певному рівню розвитку науки культури та історичного досвіду; 2 обгрунтування виправдання і аналіз світогляду; 3 розробка загальної методології пізнання і діяльності людини в навколишньому світі.У цих рядках чудово те що походження пам'яті связиввется в них з походженням таких безперечно історичних прийомів поведінки як рахунок і писемність; ми побачимо дійсно що пам'ять сучасної людини є таким же продуктом його культурного соціального розвитку як і його мова...
37564. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ НАУКИ 2.68 MB
  Фатхи ОСНОВЫФИЛОСОФИИ НАУКИ Учебное пособие для аспирантов OCR: В. К 55 Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Основное внимание уделено философскому анализу науки как специфической системы знания формы духовного производства и социального института. Рассмотрены общие закономерности развития науки ее генезис и история структура уровни и методология научного исследования актуальные проблемы философии науки роль науки в жизни человека и общества перспективы ее развития и ряд других проблем.
37565. ФИЛОСОФИЯ. Конспект лекций 383 KB
  Она принадлежит к тому природу чего мы все знаем лишь мысля их сами когда мы уже в философии. Строго говоря философии нельзя научить как нельзя научить поэзии или музыке. В философии как в искусстве свое ремесло навыки приемы что помогает а увидеть проблему там где ее не видят другие б не делать трагедии из факта сосуществования различных способов объяснения мира в терпеливо принимать инакомыслие другого г складно формулировать и выражать свои идеи д отслеживать ясность ума честность...
37566. ФОРМИРОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ВУЗЕ 496 KB
  ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ВУЗОВСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ И УЧАСТИЕ В НЕЙ СТУДЕНТОВ. реформа ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ. При всем многообразии форм и методов качественной профессиональной подготовки будущих специалистов одно из важнейших мест занимает привлечение студентов к общественному управлению вуза воспитания его активной нравственной позиции и политического сознания....
37567. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В ОБОРОННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ 588 KB
  Акционирование и приватизация предприятий оборонного комплекса: задачи принципы и результаты [4. Лизинг как форма инвестирования предприятий оборонного комплекса [4.; резкое снижение объемов бюджетного финансирования острая нехватка собственных и других инвестиционных средств; непродуманная и обвальная конверсия; поспешно проведенные акционирование и приватизация предприятий приведшие к разрыву технологических связей и потере мощностей оборонного комплекса;...
37568. Разработка основных биотехнологических процессов производства и системы управления качеством липидных косметических препаратов (на примере тоников для проблемной кожи) 893 KB
  Цель и задачи исследования. Целью данного исследования является разработка биотехнологических процессов конструирования липидных тоников для ухода за воспаленной кожей и системы управления качеством их производства. Для достижения поставленной цели следовало решить следующие задачи: 1.На основе биомоделирования разработать рецептуру липидных тоников для ухода за кожей в домашних и профессиональных условиях...
37569. Методология управления финансами финансово-промышленных групп 1017 KB
  ФПГ как специфическая организационная форма предпринимательской деятельности [2. Современные тенденции создания и функционирования ФПГ за рубежом [2. Анализ российского опыта создания ФПГ. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ФИНАНСАМИ ФПГ [3.
37570. МЕТОДОЛОГИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННЫХ ГРУПП 610.5 KB
  Цель работы состоит в теоретическом обосновании и разработке методологии применения статистических методов в управлении эффективностью функционирования финансово-промышленных групп в условиях переходной экономики.