62520

Словесные информационные модели. Научные и художественные описания

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: формировать представления учащихся о словесных информационных моделях. Основные понятия: модель; информационная модель; словесная информационная модель.

Русский

2014-06-10

270.53 KB

3 чел.

Урок 9

Тема урока:  Словесные информационные модели. Научные и художественные описания.

Цели урока:

• формировать представления учащихся о словесных информационных моделях.

Основные понятия:

• модель;

• информационная модель;

• словесная информационная модель.

Ход урока:

  1.  Организационный момент
  2.  Повторение изученного материала

1. Что понимается под объектом? (Объект – это любая часть окружающей нас действительности, воспринимаемая человеком как единое целое.)

2.   Что такое система? (Система – это целое, состоящее из частей, взаимосвязанных между собой.)

3.  Что такое модель? (Модель – это объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта (оригинала) с определенной целью.)

4.   Что такое моделирование? (Процесс создания и использования модели называется моделированием.)

5.   Какие модели называют натурными? (Натурные модели – реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру и поведение объекта моделирования. Пример: манекен, глобус, модель автомобиля. )

6. Какие модели называются информационными? (Информационные модели – описания объекта-оригинала на языках кодирования информации. Пример: формула, схема, чертеж.)

7. Какие существуют виды информационных моделей?

  1.  Изучение нового материала

§ 2.3. Словесные информационные модели

Как правило, мы описываем все, что нас окружает, на естественном языке (русском, английском, немецком и др.- всего на нашей планете более двух тысяч языков).

При помощи языка мы общаемся, передавая друг другу мысли, чувства, знания об окружающем нас мире. В общении наиболее распространены такие информационные модели, как словесные описания.

Словесные модели могут описывать ситуации, события, процессы. Множество словесных моделей содержится в ваших школьных учебниках: в учебнике истории представлены модели исторических событий; в учебнике географии — модели географических объектов и природных процессов; в учебнике биологии — модели объектов животного и растительного мира.

Рассмотрим несколько примеров словесных моделей.

Пример 1

Модель римского войска:

Перед боем римляне строились не сплошной массой, а в три линии, каждая из которых состояла из десяти отрядов. В первой линии стояли юноши призывного возраста, во второй — воины постарше и покрепче, а в третьей — самые надежные, чье мужество не раз было испытано на деле.

Первыми вступали в бой юные воины. Если консул видел, что они не могут одолеть врага, он приказывал им отступать в промежутки между отрядами второй линии. Бой принимали воины из этих отрядов. Но если и они не добивались успеха, то шаг за шагом отступали к третьей линии.

Воины этой линии, пропустив отступающих в промежутки между своими отрядами, смыкали строй и нападали на врага единой сплошной стеной.

В рукопашной схватке короткие мечи легионеров были страшным оружием. Конница во время боя защищала пехоту с флангов, а при победе преследовала разбитого противника. У римлян были метательные машины и другие орудия для осады крепостей.

Пример 2

Модель одноклеточной водоросли хламидомонады:

Тело одноклеточной водоросли хламидомонады имеет все части клетки: оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоли, хлоропласт с хлорофиллом и другие органоиды. Вместе с этим у нее есть структуры, свойственные живому организму: жгутики, благодаря которым хламидомонада активно передвигается в водной среде; маленькое красное пятно — глазок в передней части тела, с помощью которого водоросль активно движется в сторону света; две пульсирующие вакуоли, удаляющие из клетки избыточную воду и ненужные вещества.

Водоросль питается, дышит, растет, двигается, размножается, развивается как всякий организм. Вместе с тем ее тельце работает как маленькая химическая фабрика, совершая все процессы, свойственные фототрофной клетке.

Пример 3

Модель горного ландшафта:

Горы покрывают почти 5% поверхности Земли. Главные горные цепи земного шара: Гималаи, Кавказ, Альпы, Пиренеи и Анды. Горная местность отличается большим многообразием ландшафтов, а также определенной последовательностью самых разнообразных растительных поясов. Как правило, климат в горах более прохладный и влажный, чем на равнинах. Повышению на 100 м соответствует понижение температуры на 0,70С.

Произведения художественной литературы — это тоже модели, так как они фиксируют внимание читателя на определенных сторонах человеческой жизни. Анализируя литературное произведение, вы выделяете в нем объекты и их свойства, отношения между героями, связи между событиями, проводите параллели с другими произведениями и т. п. Самое непосредственное отношение к понятию модели имеет такой литературный жанр как басня. Смысл этого жанра состоит в переносе отношений между людьми на отношения между вымышленными персонажами, например животными.

Пример 4

Литературное описание:

В Мещорском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещорском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые под всеми широтами звезды. (К. Паустовский)

Пример 5

Художественный текст мы воспринимаем зрительно. Поэтому для него важна графическая подача. Усилить образность текста можно за счет его фигурного расположения, смены шрифтов или изменения начертания. Например, в стихотворении Р. Саути «Как падают воды в Лодоре?» (пер. А. Шмульяна) расположение строк вызывает в воображении читателя картину водопада:

Кипя,

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша,

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя,

Играя, дробясь, шелестя,

Блистая, взлетая, шатаясь,

Сплетаясь, звеня, клокоча,

Взвиваясь, вертясь, грохоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,

Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре —

так падают бурные воды в сверкающем быстром Лодоре!

Обратим внимание на некоторые особенности естественного языка:

•   многозначность — разные значения одного многозначного слова сохраняют некоторую общность в толковании их смысла;

•   использование слов в прямом и переносном значениях (прямое значение слова переносят на другой предмет);

•   синонимия — наличие близких по значению, но разных по звучанию слов;

•   омонимия — наличие слов, одинаково пишущихся, но имеющих различное значение и т. д.

С одной стороны, перечисленные особенности делают человеческое общение выразительным, эмоциональным, красочным. С другой стороны, их наличие делает естественный язык непригодным для создания информационных моделей во многих сферах профессиональной деятельности (например, в системах «человек — компьютер»).

Пример 6

Если четко определить объекты, действия и их последовательность, то словесную модель некоторого процесса можно представить в форме нумерованного списка. Например, так можно оформить модель построения середины отрезка АВ с помощью циркуля:

1)   установить раствор циркуля равным длине отрезка АВ;

2)   поставить ножку циркуля в точку А;

3)   провести окружность радиуса АВ;

4)   поставить ножку циркуля в точку В;

5)   провести окружность радиуса АВ;

6)   точки пересечения построенных окружностей обозначить С и С1;

7)   провести отрезок СС1;

8)   точку пересечения отрезков АВ и СС1 обозначить О и считать искомой.

  1.  Практическая работа

Задание 4. Анализ текста. Крылатые выражения

Крылатые выражения (слова) — это устойчивые выражения, вошедшие в язык из определенного литературного или исторического источника.

1.  Откройте папку Крылатые выражения, вложенную в папку Заготовки. Выберите один из двенадцати находящихся там файлов:

•  Авгиевы конюшни.doc;

•  Аннибалова клятва.doc;

•  Аркадская идиллия.doc;

•  Ахиллесова пята.doc;

•  Дамоклов мeч.doc;

•  Драконовы законы.doc;

•   Кануть в Лету.doc;

•   Нить Ариадны.doc;

•   Панический страх.doc;

•  Танталовы муки.doc;

•  Яблоко paздopa.doc;

•  Ящик Пандоры.doc.

2.  Внимательно прочтите историю возникновения крылатого выражения и проанализируйте ее в соответствии с «алгоритмом Цицерона»: кто — что — где — чем — зачем — как — когда. Заполните соответствующий шаблон Цицерон.doc, находящийся в папке Заготовки.

3.  Придумайте и опишите жизненную ситуацию, в которой вы могли бы употребить это крылатое выражение.

4.  Подберите и вставьте в текст документа рисунок, иллюстрирующий крылатое выражение.

5.  Сделайте красочную надпись, соответствующую крылатому выражению, и поместите ее над текстом.

6.  Сохраните документ в собственной папке под именем, соответствующим крылатому выражению.

Задание 5. Пятистрочник (сиквейн)

1. Откройте файл Сиквейн.doc из папки Заготовки. Изучите модель сиквейна — правила написания пятистрочника, раскрывающего суть некоторого понятия:

Форма

Содержание

1

Одно слово — существительное

Имя объекта

2

Два слова — прилагательные

Свойства объекта

3

Три слова — глаголы

Возможности объекта (активные и пассивные действия)

4

Четыре слова (четыре отдельных слова, два словосочетания или предложение)

Ваше личное отношение к объекту

5

Одно слово-синоним

Вывод, заключение

2. Откройте файл Вулкан.doc из папки Заготовки. Изучите пример сиквейна:

Вулкан.

Красный, горячий.

Извергается, пылает, спасаются.

Страх, катастрофа, гибель, опасность.

Ад.

3.  Создайте новый документ и в форме пятистрочника представьте там описание одного из следующих объектов: «система», «компьютер», «информация».

4.  Сохраните документ в собственной папке под именем, соответствующим выбранному объекту.

  1.  Домашнее задание §2.3, РТ: №15-17 (с. 46)
  2.  Итог

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

51150. Построение и расчет временных параметров моделей СПУ 129.71 KB
  Согласно номеру своего варианта получите следующие исходные данные: время нормальной длительности каждой работы сетевой модели и описание упорядочения этих работ. В соответствии с сетевыми методиками: рассчитайте и отобразите на сетевом графике временные параметры событий: ранний и поздний срок свершения события резерв события; рассчитайте и представьте в таблице временные параметры работ: время раннего и позднего начала работ; время раннего и позднего окончания работ; полный и свободный резервы...
51155. Возрастная психология. Лабораторный практикум 227.81 KB
  Интерпретацию непроизвольного рисунка можно использовать для выяснения подробностей жизни ребенка или для выяснения того насколько взрослый человек переживает то или иное событие. Юнгу особенности личности ребенка и формами его художественного выражения. Юнгу особенности личности ребенка и формами его художественного выражения. Обычно опрос перерастает в беседу о жизненных представлениях ребенка.
51156. Система управления базами данных ACCESS 324.42 KB
  Установите типы данных счетчик текстовый числовой и т. созданных таблиц. Определите первичные ключи в созданных таблицах.
51157. Аналитическое определение различных видов теплоемкостей 3.1 MB
  Ознакомление с одним из методов экспериментального определения теплоемкости воздуха. Аналитическое определение различных видов теплоемкостей, определение средней теплоемкости по таблицам.
51158. ПРИМЕНЕНИЕ ХАРАКТЕРИОГРАФА ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВАКУУМНЫХ И ТВЕРДОТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ 6.38 MB
  Сущность характериографических исследований заключается в приложении к объекту исследования изменяющегося напряжения вызывающего ток протекающий через объект с последующим отображением зависимости этого тока от напряжения в прямоугольной системе координат.1 Исследуемый объект Здесь исследуемый объект подключён к генератору линейно изменяющегося напряжения ГЛИН. Если подать линейно изменяющееся напряжение например на входы горизонтального отклонения луча электроннолучевой трубки осциллографа X а напряжение с измерительного...