62528

Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз, Красный нос»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями. Белит деревья и дома Морозит устали не зная. Морозная не злая Выделить голосом глаголы. Не за горами и встреча с Дедом Морозом.

Русский

2014-06-10

23.19 KB

9 чел.

Интегрированный урок в 3 классе

Предмет: литературное чтение + музыка + изобразительное искусство

Тема: Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз, Красный нос»

УМК Школа России

Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями.

Задачи урока: 

-продолжить работу над выработкой навыка выразительного чтения;

-формировать умение анализировать, выражать своё мнение;

-вырабатывать умение понимать образные выражения, самостоятельно находить в тексте слова и выражения для изображения состояния природы;

-обогащать словарный запас учащихся;

-показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи;

-создать условия для коллективного творчества;

-воспитывать бережное  и заботливое отношение к природе.

Оборудование:

-Мультимедийный проектор;

-компьютер;

-экран;

-колонки;

-презентации;

-аудиозапись

- альбомные листы, закрашенные простым карандашом;

-ластики;

-альбомные листы, закрашенные гуашью;

-ручки;

-бархатная бумага;

-вата;

Учебник «Родная речь».

Ход урока.

  1.  Сообщение темы урока. (слайд 1)
  2.  Эмоциональный настрой учащихся на работу.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок.

  Мы отправляемся в путешествие по литературному чтению. На прошлом уроке мы познакомились с новым для нас именем русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, который появился в литературе после А.С. Пушкина. Сегодня мы продолжим знакомиться с его творчеством.

  1.  Проверка домашнего задания. (слайд 2)

-Вернёмся к тексту отрывка из стихотворения Некрасова «Железная дорога» (с.168). Назовите «необычные» прилагательные-признаки обычных предметов, которые использует автор. Они звучны и точны. (славная осень – выражает доброе приятное отношение поэта к осени; здоровый ядреный воздух – свежий, бодрящий, приятный).

-Как называются такие авторские прилагательные? (эпитеты).

-Какой ещё литературный приём использовал Некрасов? (сравнения) -Назовите их. (См. слайд)

-С каким настроением надо читать этот отрывок? (Восторженно, бодро, с удовольствием, будто вдыхая свежий воздух полной грудью).

Читают 4-5 учащихся.

  1.  Речевая разминка. (слайд 3)  

Картины осени давно сменились. За окнами много света и белизны. Вспомните, как однажды вы проснулись, посмотрели в окно, а там... (обратить внимание на слайд).Прочтите стихотворение  задумчиво, медленно, тихо. (Жужжащее чтение).

Гуляет русская зима.

Останови её, попробуй!

Махнёт рукой-бела земля,

Махнёт другой-растут сугробы.

Белит деревья и дома,

Морозит, устали не зная.

Гуляет русская зима.

Морозная, не злая!

-Выделить голосом  глаголы.

-Прочитать, начиная тихо, затем всё громче и наоборот.

-Прочитать быстро, скороговоркой.

-Прочитать выразительно.

5. Работа с новым произведением. (слайд 4.)

1) Введение в тему. (На слайде только портрет).

-Не за горами и встреча с Дедом Морозом. Какой он? (Добрый, щедрый, строгий).

-В каких литературных произведениях мы его встречали? (Рус. нар. сказки «Морозко» и «Два Мороза», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»).

2) Работа до чтения.

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

-О чём будет стихотворение? На какую оно тему?

-Почему? (Высказываются предположения.Стих-ние о зиме,так как здесь нарисован Дед Мороз).

-Как называется стих-ние? (Своего названия не имеет.Это отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

-Почему слово «красный»с большой буквы? (Прозвище одушевлённого лица. Используется литературный приём, как олицетворение).

3) Прослушивание аудиозаписи

- Понравилось ли вам стих-ние?

 -  Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода». Слово «воевода» имеет два значения. В каком  значении оно используется в этом тексте: «начальник войска» или «начальник большого владения»? (Во  втором).

4).Чтение про себя с целью проверить, верны ли предположения.

-  Подтверждаются ли наши предположения?

 5).Словарная работа. (слайд5.)

   - Какой жанр напоминает это стихотворение? (Сказка).

-Назовите сходство со сказкой. (Главный герой стихотворения сказочный. Он не существует, но поступает, как живой человек).

-Он совершает поступки вполне человеческие. Какие? (Обходит владенья, глядит, идёт, забрался на сосну, бьёт палицей, поёт).

-Что он говорит сам о себе? (Пойду, построю, задумаю, упрячу).

6).Чтение вслух по цепочке.(Работа над образом).

-Что значит «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои»?(сторожит).

-Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений).

-Как  покоряется  Морозу  природа?(Морозу подчиняется все «-метели, снега и туманы покорны морозу всегда». Он кажется нам всемогущим владыкой. Он всё может).

-Что он может?

-Какие звуки мы слышим в его присутствии? (Трещит по замёрзлой воде, по веточкам палицей бьёт, песню поёт).

-Какими эпитетами его можно наградить? (Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.).

-Воевода – удачно ли это сравнение?(Он похож на сказочного царя, который строит дворцы изо льда,мосты ледяные. Убирает своё царство в алмазы.жемчуг, серебро). Можно сравнить с Егерем.Егерь хозяин лесов, а мороз -  хозяин зимы.Егерь охраняет лес от браконьеров, а мороз охраняет царство метелей,пурги.

7).Физкультпауза. (слайды с 7 по 10)(дети поют с движениями).

Вдоль по улице метелица метёт

Скоро все она дорожки заметёт.

Ай жги, жги, жги говори,

Скоро все она дорожки заметёт.

Запряжёмте-ка мы в сани лошадей

В лес поедем за дровами поскорей.

Ай жги, жги, жги говори,

В лес поедем за дровами поскорей.

А из леса мы тихонечко пойдём

И в ладоши так прихлопывать начнём.

А ногами то притопывать все враз

Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас.

8). Анализ структуры текста.

- На какие части можно разделить текст стихотворения?

(  Обход владений Морозом, рассказ автора.  Песня Мороза).

-С какой интонацией читать первую? (Неторопливо, будто осматривая просторы, по-хозяйски).

-Вторую? (Горделиво, громко, хвастливо).

9).Работа с текстом произведения( работа в парах).(слайд11).

  -Найти эпитеты, олицетворения.

10).Сравнение Мороза-воеводы с Дедом Морозом. (слайд12).(Свободные высказывания)

-Чем же отличается образ Мороза у Н. Некрасова от образа в русских сказках?(В сказках Мороз добрый, может пожалеть,может наказать. Он сильный, богатый, добрый и справедливый. А в стих-нии у Н.Некрасова он-всесильный богатырь с косматой бородой. Автор называет его не Морозко, не Дед Мороз, а Мороз-воевода).

-Какова основная мысль стих-ния?(Только внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы. Зима также прекрасна, как и любое время года. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу.Таков Н.Некрасов-он  любит и крестьянских  детей, и природу родного края и всё, что его окружает.)

Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.

-Люди какой профессии тоже могут передать красоту природы?(художники-красками,музыканты-нотами).

6.ТСО.

Слушание произведения известного композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года» ,«Декабрь».

-Какая тема объединяет произведение Н.Некрасова и музыка П.И.Чайковского?

-Какие бы вы  картины нарисовали к этой музыке?

7.Физкультпауза (под музыку «Танец утят».)

8.Творческая работа. Релаксация. Рисование зимних пейзажей.(под музыку «Эх, три белых коня».)

а).Презентация «Зимние пейзажи»

б).Рисование по выбору детей.

1.Рисунок ластиком.(альбомный лист закрашивается простым карандашом, растирается и ластиком вырисовывается зимняя картина).

2.Альбомный лист растирается тщательно свечкой, закрашивается гуашью, сушится, выцарапывается рисунок.

3.На бархатной бумаге ватой (скатывают тонкие жгутики из ваты и обводят ими контуры рисунка, кое-где накладывается тонкий слой ваты).

2).Выставка рисунков.

8.Рефлексия

  Время урока истекло.

 Я вам, ребята, благодарна.

  За то, что встретили тепло

 И поработали ударно.

Если урок понравился-поднять красный квадрат. Если не понравился-синий.

9.Выставление оценок.

10.Домашнее задание

     Выучить наизусть отрывок «Обход владений» или «Песня Мороза».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77310. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ СРЕДЫ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 29.5 KB
  В этой связи можно рассмотреть историю развития средств интерактивной машинной графики предназначенных для обеспечения интерпретации данных и отметить увеличение ldquo;плотностиrdquo; при передаче информации от порядка тысячи элементарных векторов на экране до генерации в реальном времени практически полноценных фотореалистичных фильмов. Это состояние характеризуется как ощущение пребывания в ldquo;другом миреrdquo; в отличие от обычного для компьютерной графики...
77311. Психологические феномены виртуальной реальности 29 KB
  Ниже даются определения основных состояний переживаемых в виртуальной реальности показана их связь и взаимодействие что представляется важным как для дальнейших исследований так и для разработки систем компьютерной визуализации использующих среды виртуальной реальности. Среды виртуальной реальности являются развитием симуляторов и тренажеров созданных еще в 60ые и 70ые годы XX столетия для летчиков и космонавтов. Одновременно с феноменом присутствия описывается феномен погружения как явление когда органы чувств пользователя...
77312. MODERN TENDENCIES IN THE DEVELOPMENT OF VISUALIZATION TOOLS FOR PARALLEL COMPUTING SOFTWARE 25 KB
  Urosov s fr s one cn see it is nturlly to use visuliztion tools both for needs of prllel progrmming nd presenttion of redymde prllel softwre. In the mid 90s of the 20th century mny systems for softwre visuliztion of prllel computing hve been developed. Judging by our observtions lst yers the intensity of development in the field of Softwre Visuliztion declined considerbly.
77313. СИСТЕМНЫЕ И ВИЗУАЛИЗАЦИОННЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ВИРТУАЛЬНОГО ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СТЕНДА 84.5 KB
  Важную роль в большинстве этих системах играют средства визуализации связанные со сложной вычислительной моделью. Причем система визуализации служит в тоже время и средством управления численным экспериментом. Успех компьютерного эксперимента во многом зависит от средств визуализации которые могут использовать технологии виртуальной реальности как в ldquo;чистомrdquo; виде так и в варианте ldquo;расширеннойrdquo; ugumented реальности. Известная схема получения результата в области численного компьютерного моделирования...
77314. ФЕНОМЕНЫ ПРИСУТСТВИЯ И ВОВЛЕЧЁННОСТИ В СРЕДАХ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 27 KB
  Ключевым понятием позволяющим отличить виртуальную реальность от трехмерной графики является феномен присутствия определяемый как перцептивная иллюзия непосредственности или чаще как sense of beening there ощущение нахождения себя там в противоположность наблюдению за изображением со стороны. Отдельно указывается что при переживании присутствия пользователь забывает о машинах поставляющих ему изображения. Изучению присутствия посвящен достаточно обширный пласт работ которые в основном концентрируются на определении...
77315. ФЕНОМЕН ПРИСУТСТВИЯ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ЗАДАЧ В СРЕДАХ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ 125.5 KB
  Эта статья посвящена изучению особенностей взаимодействия пользователя с виртуальной реальностью состояния присутствия его влияние на способности пользователя решать задачи на пространственное преобразование тест кубики Коса. Основным фактором определяющим виртуальную реальность в отличие от объемной компьютерной графики является состояние присутствия которое большинством авторов характеризуется как ощущение пребывания в другом мире отличающееся от обычного для компьютерной графики наблюдения за картинкой на экране Fencott 1999;...
77316. К обоснованию проекта визуализационной компоненты виртуального испытательного стенда 82 KB
  Характерным в этой работе является во-первых огромная роль технологий виртуальной реальности в визуализации а во-вторых неразрывная связь системы визуализации и мощной вычислительной модели для которой система визуализации служит средством управления численным экспериментом. Вычислительный компьютерный эксперимент известный с 70-ых годов становится реальным инструментом исследования после появления супер-производительных параллельных вычислителей и мощных средств визуализации включая средства виртуальной реальности. Предметом...
77317. SEARCH AND ADAPTATION OF METAPHORS FOR HUMAN-COMPUTER INTERACTION 47.5 KB
  on The complexity of the metphor serching is relted to the fct tht the serch re is very wide the whole world. t this point serch of metphors is often spontneous nd unstructured process. Tht is why it is importnt to py ttention to resonble methods of selection nd dpttion of the interfce metphors. In this rticle we would like to highlight the min fctors ffecting the process of finding interfce metphors nd to tell bout the methods of selection nd...
77318. Практика разработки видов отображения в системах компьютерной визуализации 27 KB
  Вид отображения определим как абстракцию графического вывода содержащую спецификацию визуальных объектов их атрибутов их взаимо-расположения возможной динамики и способов взаимодействия. В процессе визуализация модельные сущности связываются с видом отображения так что суть поведение особенности и атрибуты модельных сущностей представляются в конкретном графическом выводе точно идентифицирующем все визуальные свойства в которые переходят атрибуты соответствующего вида отображения. Можно говорить о видах отображения как о стандартных...