62528

Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз, Красный нос»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями. Белит деревья и дома Морозит устали не зная. Морозная не злая Выделить голосом глаголы. Не за горами и встреча с Дедом Морозом.

Русский

2014-06-10

23.19 KB

9 чел.

Интегрированный урок в 3 классе

Предмет: литературное чтение + музыка + изобразительное искусство

Тема: Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз, Красный нос»

УМК Школа России

Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями.

Задачи урока: 

-продолжить работу над выработкой навыка выразительного чтения;

-формировать умение анализировать, выражать своё мнение;

-вырабатывать умение понимать образные выражения, самостоятельно находить в тексте слова и выражения для изображения состояния природы;

-обогащать словарный запас учащихся;

-показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи;

-создать условия для коллективного творчества;

-воспитывать бережное  и заботливое отношение к природе.

Оборудование:

-Мультимедийный проектор;

-компьютер;

-экран;

-колонки;

-презентации;

-аудиозапись

- альбомные листы, закрашенные простым карандашом;

-ластики;

-альбомные листы, закрашенные гуашью;

-ручки;

-бархатная бумага;

-вата;

Учебник «Родная речь».

Ход урока.

  1.  Сообщение темы урока. (слайд 1)
  2.  Эмоциональный настрой учащихся на работу.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок.

  Мы отправляемся в путешествие по литературному чтению. На прошлом уроке мы познакомились с новым для нас именем русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, который появился в литературе после А.С. Пушкина. Сегодня мы продолжим знакомиться с его творчеством.

  1.  Проверка домашнего задания. (слайд 2)

-Вернёмся к тексту отрывка из стихотворения Некрасова «Железная дорога» (с.168). Назовите «необычные» прилагательные-признаки обычных предметов, которые использует автор. Они звучны и точны. (славная осень – выражает доброе приятное отношение поэта к осени; здоровый ядреный воздух – свежий, бодрящий, приятный).

-Как называются такие авторские прилагательные? (эпитеты).

-Какой ещё литературный приём использовал Некрасов? (сравнения) -Назовите их. (См. слайд)

-С каким настроением надо читать этот отрывок? (Восторженно, бодро, с удовольствием, будто вдыхая свежий воздух полной грудью).

Читают 4-5 учащихся.

  1.  Речевая разминка. (слайд 3)  

Картины осени давно сменились. За окнами много света и белизны. Вспомните, как однажды вы проснулись, посмотрели в окно, а там... (обратить внимание на слайд).Прочтите стихотворение  задумчиво, медленно, тихо. (Жужжащее чтение).

Гуляет русская зима.

Останови её, попробуй!

Махнёт рукой-бела земля,

Махнёт другой-растут сугробы.

Белит деревья и дома,

Морозит, устали не зная.

Гуляет русская зима.

Морозная, не злая!

-Выделить голосом  глаголы.

-Прочитать, начиная тихо, затем всё громче и наоборот.

-Прочитать быстро, скороговоркой.

-Прочитать выразительно.

5. Работа с новым произведением. (слайд 4.)

1) Введение в тему. (На слайде только портрет).

-Не за горами и встреча с Дедом Морозом. Какой он? (Добрый, щедрый, строгий).

-В каких литературных произведениях мы его встречали? (Рус. нар. сказки «Морозко» и «Два Мороза», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»).

2) Работа до чтения.

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

-О чём будет стихотворение? На какую оно тему?

-Почему? (Высказываются предположения.Стих-ние о зиме,так как здесь нарисован Дед Мороз).

-Как называется стих-ние? (Своего названия не имеет.Это отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

-Почему слово «красный»с большой буквы? (Прозвище одушевлённого лица. Используется литературный приём, как олицетворение).

3) Прослушивание аудиозаписи

- Понравилось ли вам стих-ние?

 -  Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода». Слово «воевода» имеет два значения. В каком  значении оно используется в этом тексте: «начальник войска» или «начальник большого владения»? (Во  втором).

4).Чтение про себя с целью проверить, верны ли предположения.

-  Подтверждаются ли наши предположения?

 5).Словарная работа. (слайд5.)

   - Какой жанр напоминает это стихотворение? (Сказка).

-Назовите сходство со сказкой. (Главный герой стихотворения сказочный. Он не существует, но поступает, как живой человек).

-Он совершает поступки вполне человеческие. Какие? (Обходит владенья, глядит, идёт, забрался на сосну, бьёт палицей, поёт).

-Что он говорит сам о себе? (Пойду, построю, задумаю, упрячу).

6).Чтение вслух по цепочке.(Работа над образом).

-Что значит «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои»?(сторожит).

-Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений).

-Как  покоряется  Морозу  природа?(Морозу подчиняется все «-метели, снега и туманы покорны морозу всегда». Он кажется нам всемогущим владыкой. Он всё может).

-Что он может?

-Какие звуки мы слышим в его присутствии? (Трещит по замёрзлой воде, по веточкам палицей бьёт, песню поёт).

-Какими эпитетами его можно наградить? (Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.).

-Воевода – удачно ли это сравнение?(Он похож на сказочного царя, который строит дворцы изо льда,мосты ледяные. Убирает своё царство в алмазы.жемчуг, серебро). Можно сравнить с Егерем.Егерь хозяин лесов, а мороз -  хозяин зимы.Егерь охраняет лес от браконьеров, а мороз охраняет царство метелей,пурги.

7).Физкультпауза. (слайды с 7 по 10)(дети поют с движениями).

Вдоль по улице метелица метёт

Скоро все она дорожки заметёт.

Ай жги, жги, жги говори,

Скоро все она дорожки заметёт.

Запряжёмте-ка мы в сани лошадей

В лес поедем за дровами поскорей.

Ай жги, жги, жги говори,

В лес поедем за дровами поскорей.

А из леса мы тихонечко пойдём

И в ладоши так прихлопывать начнём.

А ногами то притопывать все враз

Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас.

8). Анализ структуры текста.

- На какие части можно разделить текст стихотворения?

(  Обход владений Морозом, рассказ автора.  Песня Мороза).

-С какой интонацией читать первую? (Неторопливо, будто осматривая просторы, по-хозяйски).

-Вторую? (Горделиво, громко, хвастливо).

9).Работа с текстом произведения( работа в парах).(слайд11).

  -Найти эпитеты, олицетворения.

10).Сравнение Мороза-воеводы с Дедом Морозом. (слайд12).(Свободные высказывания)

-Чем же отличается образ Мороза у Н. Некрасова от образа в русских сказках?(В сказках Мороз добрый, может пожалеть,может наказать. Он сильный, богатый, добрый и справедливый. А в стих-нии у Н.Некрасова он-всесильный богатырь с косматой бородой. Автор называет его не Морозко, не Дед Мороз, а Мороз-воевода).

-Какова основная мысль стих-ния?(Только внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы. Зима также прекрасна, как и любое время года. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу.Таков Н.Некрасов-он  любит и крестьянских  детей, и природу родного края и всё, что его окружает.)

Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.

-Люди какой профессии тоже могут передать красоту природы?(художники-красками,музыканты-нотами).

6.ТСО.

Слушание произведения известного композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года» ,«Декабрь».

-Какая тема объединяет произведение Н.Некрасова и музыка П.И.Чайковского?

-Какие бы вы  картины нарисовали к этой музыке?

7.Физкультпауза (под музыку «Танец утят».)

8.Творческая работа. Релаксация. Рисование зимних пейзажей.(под музыку «Эх, три белых коня».)

а).Презентация «Зимние пейзажи»

б).Рисование по выбору детей.

1.Рисунок ластиком.(альбомный лист закрашивается простым карандашом, растирается и ластиком вырисовывается зимняя картина).

2.Альбомный лист растирается тщательно свечкой, закрашивается гуашью, сушится, выцарапывается рисунок.

3.На бархатной бумаге ватой (скатывают тонкие жгутики из ваты и обводят ими контуры рисунка, кое-где накладывается тонкий слой ваты).

2).Выставка рисунков.

8.Рефлексия

  Время урока истекло.

 Я вам, ребята, благодарна.

  За то, что встретили тепло

 И поработали ударно.

Если урок понравился-поднять красный квадрат. Если не понравился-синий.

9.Выставление оценок.

10.Домашнее задание

     Выучить наизусть отрывок «Обход владений» или «Песня Мороза».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

40008. Стратегическое планирование маркетинга и способы его осуществления 699.5 KB
  Построение карты рынка и выбор вариантов стратегического развития с помощью системы Mrketing Expert. Существует широкий спектр маркетинговых решений называемых стратегическими который охватывает с одной стороны направления развития рынка а с другой целенаправленный его выбор. Тактические решения больше полагаются на внутреннюю информацию полученную в результате анализа хозяйственной деятельности или исследований возможностей рынка. Среди них: анализ окружения оценка конкуренции и стратегической ситуации в целом состояние товарного...
40009. Управление комплексом маркетинга (инструментальные стратегии) 902.5 KB
  Управление каналами распределения товаров и услуг. В процессе формирования товарной стратегии предусматривается решение следующих задач: определение позиции предлагаемых товаров специфический товар ассортиментная группа товаров совокупность товаров для обслуживания целевых рынков; установление стратегических целей для предлагаемых выпускаемых товаров; выбор марочной стратегии; разработка и внедрение стратегии для новых и существующих товаров. Товарная стратегия определяет позицию каждого вида товара или комбинации товаров по...
40010. Оценка и анализ потенциала рынков предприятия 156 KB
  Оценка и анализ потенциала рынков предприятия Содержание занятия: 1. Предварительная оценка рынка предприятия. Прогнозирование динамики потребительского спроса на выпускаемую продукцию предприятия. Количественное определение спроса и доли рынка предприятия.
40011. Оценка конкурентного окружения предприятия 319 KB
  Оценка конкурентного окружения предприятия Содержание занятия: 1. Микросреда предприятия это система отношений предприятия с ее непосредственным окружением: поставщиками посредниками конкурентами прессой властными структурами общественными организациями деловыми кругами стратегическими партнерами в первую очередь инвесторами потребителями. Возможности предприятия по выбору поставщиков по работе со средствами массовой информации по формированию связей с властными структурами по взаимодействию с общественными организациями по...
40012. Оценка конкурентных преимуществ предприятия 266 KB
  Оценка конкурентных преимуществ предприятия Содержание занятия: 1. Анализ конкурентных преимуществ предприятия. Все эти преимущества сводятся к тому чтобы убедить покупателя в получении им больших выгод от приобретения продукции предприятия по сравнению с аналогичной продукцией конкурентов. Стратегия дифференциации это стремление предприятия к уникальности в какомлибо аспекте существенном для большинства сегментов рынка или потребителей целевого рынка.
40013. Анализ целей и стратегий предприятия 232.5 KB
  Стратегия существования продукции. Проведение SWOTанализа в промышленном маркетинге связаны с прогнозированием и получением информации касающейся условий совершения покупки и характеристик покупаемой продукции. Маркетинговые исследования потребительских рынков охватывают широкие области особенно для производителей продукции с широким и сложным ассортиментом. Если руководство предприятия оценив текущее положение приходит к выводу о достаточности ресурсов для дальнейшего развития то встает проблема выбора наилучшего способа с большей...
40014. Современные информационные системы менеджмента и маркетинга в Российской Федерации 30.5 KB
  б Примерное содержание разрабатываемого материала: название информационной системы; назначение сфера применения информационной системы; состав и структура информационной системы; год выхода на рынок IPтехнологий Российской Федерации; разработчик информационной системы; решаемые информационной системой задачи; возможности информационной системы; достоинства информационной системы перед аналогами; недостатки информационной системы по сравнению с другими; занимаемый информационной системой сегмент рынка; перспективы...
40015. Оценка текущего состояния предприятия 311.5 KB
  Общие сведения о продукции предприятия. Расчет структуры выпуска продукции предприятия. Анализ выпуска товарной продукции. Факторный анализ выпуска товарной продукции.
40016. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия 626 KB
  Выводы по финансовому состоянию ориентируют предприятие на выбор определенной стратегии: рост удержание положения или сворачивание производства.1 Расчет основных показателей и их нормативные значения Показатели Формулы расчета Нормативные значение Показатели ликвидности предприятия Коэффициент покрытия коэффициент текущей ликвидности показывает не обеспеченность обязательств предприятия оборотными средствами стр.290 баланса стр.220 баланса стр.