62528

Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз, Красный нос»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями. Белит деревья и дома Морозит устали не зная. Морозная не злая Выделить голосом глаголы. Не за горами и встреча с Дедом Морозом.

Русский

2014-06-10

23.19 KB

11 чел.

Интегрированный урок в 3 классе

Предмет: литературное чтение + музыка + изобразительное искусство

Тема: Н. А. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…» из поэмы «Мороз, Красный нос»

УМК Школа России

Цель урока: продолжить ознакомление с творчеством поэта и его произведениями.

Задачи урока: 

-продолжить работу над выработкой навыка выразительного чтения;

-формировать умение анализировать, выражать своё мнение;

-вырабатывать умение понимать образные выражения, самостоятельно находить в тексте слова и выражения для изображения состояния природы;

-обогащать словарный запас учащихся;

-показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи;

-создать условия для коллективного творчества;

-воспитывать бережное  и заботливое отношение к природе.

Оборудование:

-Мультимедийный проектор;

-компьютер;

-экран;

-колонки;

-презентации;

-аудиозапись

- альбомные листы, закрашенные простым карандашом;

-ластики;

-альбомные листы, закрашенные гуашью;

-ручки;

-бархатная бумага;

-вата;

Учебник «Родная речь».

Ход урока.

  1.  Сообщение темы урока. (слайд 1)
  2.  Эмоциональный настрой учащихся на работу.

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю, каждый в классе гений

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок.

  Мы отправляемся в путешествие по литературному чтению. На прошлом уроке мы познакомились с новым для нас именем русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, который появился в литературе после А.С. Пушкина. Сегодня мы продолжим знакомиться с его творчеством.

  1.  Проверка домашнего задания. (слайд 2)

-Вернёмся к тексту отрывка из стихотворения Некрасова «Железная дорога» (с.168). Назовите «необычные» прилагательные-признаки обычных предметов, которые использует автор. Они звучны и точны. (славная осень – выражает доброе приятное отношение поэта к осени; здоровый ядреный воздух – свежий, бодрящий, приятный).

-Как называются такие авторские прилагательные? (эпитеты).

-Какой ещё литературный приём использовал Некрасов? (сравнения) -Назовите их. (См. слайд)

-С каким настроением надо читать этот отрывок? (Восторженно, бодро, с удовольствием, будто вдыхая свежий воздух полной грудью).

Читают 4-5 учащихся.

  1.  Речевая разминка. (слайд 3)  

Картины осени давно сменились. За окнами много света и белизны. Вспомните, как однажды вы проснулись, посмотрели в окно, а там... (обратить внимание на слайд).Прочтите стихотворение  задумчиво, медленно, тихо. (Жужжащее чтение).

Гуляет русская зима.

Останови её, попробуй!

Махнёт рукой-бела земля,

Махнёт другой-растут сугробы.

Белит деревья и дома,

Морозит, устали не зная.

Гуляет русская зима.

Морозная, не злая!

-Выделить голосом  глаголы.

-Прочитать, начиная тихо, затем всё громче и наоборот.

-Прочитать быстро, скороговоркой.

-Прочитать выразительно.

5. Работа с новым произведением. (слайд 4.)

1) Введение в тему. (На слайде только портрет).

-Не за горами и встреча с Дедом Морозом. Какой он? (Добрый, щедрый, строгий).

-В каких литературных произведениях мы его встречали? (Рус. нар. сказки «Морозко» и «Два Мороза», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович»).

2) Работа до чтения.

-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

-О чём будет стихотворение? На какую оно тему?

-Почему? (Высказываются предположения.Стих-ние о зиме,так как здесь нарисован Дед Мороз).

-Как называется стих-ние? (Своего названия не имеет.Это отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).

-Почему слово «красный»с большой буквы? (Прозвище одушевлённого лица. Используется литературный приём, как олицетворение).

3) Прослушивание аудиозаписи

- Понравилось ли вам стих-ние?

 -  Сам поэт назвал этот отрывок «Мороз-воевода». Слово «воевода» имеет два значения. В каком  значении оно используется в этом тексте: «начальник войска» или «начальник большого владения»? (Во  втором).

4).Чтение про себя с целью проверить, верны ли предположения.

-  Подтверждаются ли наши предположения?

 5).Словарная работа. (слайд5.)

   - Какой жанр напоминает это стихотворение? (Сказка).

-Назовите сходство со сказкой. (Главный герой стихотворения сказочный. Он не существует, но поступает, как живой человек).

-Он совершает поступки вполне человеческие. Какие? (Обходит владенья, глядит, идёт, забрался на сосну, бьёт палицей, поёт).

-Что он говорит сам о себе? (Пойду, построю, задумаю, упрячу).

6).Чтение вслух по цепочке.(Работа над образом).

-Что значит «Мороз-воевода дозором обходит владенья свои»?(сторожит).

-Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений).

-Как  покоряется  Морозу  природа?(Морозу подчиняется все «-метели, снега и туманы покорны морозу всегда». Он кажется нам всемогущим владыкой. Он всё может).

-Что он может?

-Какие звуки мы слышим в его присутствии? (Трещит по замёрзлой воде, по веточкам палицей бьёт, песню поёт).

-Какими эпитетами его можно наградить? (Строгий, ответственный, грозный, властный, богатый, удалой, хвастливый и т.п.).

-Воевода – удачно ли это сравнение?(Он похож на сказочного царя, который строит дворцы изо льда,мосты ледяные. Убирает своё царство в алмазы.жемчуг, серебро). Можно сравнить с Егерем.Егерь хозяин лесов, а мороз -  хозяин зимы.Егерь охраняет лес от браконьеров, а мороз охраняет царство метелей,пурги.

7).Физкультпауза. (слайды с 7 по 10)(дети поют с движениями).

Вдоль по улице метелица метёт

Скоро все она дорожки заметёт.

Ай жги, жги, жги говори,

Скоро все она дорожки заметёт.

Запряжёмте-ка мы в сани лошадей

В лес поедем за дровами поскорей.

Ай жги, жги, жги говори,

В лес поедем за дровами поскорей.

А из леса мы тихонечко пойдём

И в ладоши так прихлопывать начнём.

А ногами то притопывать все враз

Ну, мороз, теперь не страшен ты для нас.

8). Анализ структуры текста.

- На какие части можно разделить текст стихотворения?

(  Обход владений Морозом, рассказ автора.  Песня Мороза).

-С какой интонацией читать первую? (Неторопливо, будто осматривая просторы, по-хозяйски).

-Вторую? (Горделиво, громко, хвастливо).

9).Работа с текстом произведения( работа в парах).(слайд11).

  -Найти эпитеты, олицетворения.

10).Сравнение Мороза-воеводы с Дедом Морозом. (слайд12).(Свободные высказывания)

-Чем же отличается образ Мороза у Н. Некрасова от образа в русских сказках?(В сказках Мороз добрый, может пожалеть,может наказать. Он сильный, богатый, добрый и справедливый. А в стих-нии у Н.Некрасова он-всесильный богатырь с косматой бородой. Автор называет его не Морозко, не Дед Мороз, а Мороз-воевода).

-Какова основная мысль стих-ния?(Только внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы. Зима также прекрасна, как и любое время года. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу.Таков Н.Некрасов-он  любит и крестьянских  детей, и природу родного края и всё, что его окружает.)

Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.

-Люди какой профессии тоже могут передать красоту природы?(художники-красками,музыканты-нотами).

6.ТСО.

Слушание произведения известного композитора П.И.Чайковского из цикла «Времена года» ,«Декабрь».

-Какая тема объединяет произведение Н.Некрасова и музыка П.И.Чайковского?

-Какие бы вы  картины нарисовали к этой музыке?

7.Физкультпауза (под музыку «Танец утят».)

8.Творческая работа. Релаксация. Рисование зимних пейзажей.(под музыку «Эх, три белых коня».)

а).Презентация «Зимние пейзажи»

б).Рисование по выбору детей.

1.Рисунок ластиком.(альбомный лист закрашивается простым карандашом, растирается и ластиком вырисовывается зимняя картина).

2.Альбомный лист растирается тщательно свечкой, закрашивается гуашью, сушится, выцарапывается рисунок.

3.На бархатной бумаге ватой (скатывают тонкие жгутики из ваты и обводят ими контуры рисунка, кое-где накладывается тонкий слой ваты).

2).Выставка рисунков.

8.Рефлексия

  Время урока истекло.

 Я вам, ребята, благодарна.

  За то, что встретили тепло

 И поработали ударно.

Если урок понравился-поднять красный квадрат. Если не понравился-синий.

9.Выставление оценок.

10.Домашнее задание

     Выучить наизусть отрывок «Обход владений» или «Песня Мороза».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

73113. Оценка опасности прикосновение человека к токоведущим проводам в зависимости от конструкции электрической сети и вида контакта 30.5 KB
  При изучении причин электротравматизма необходимо различать прямой контакт чел с токоведущими частями эл. Степенью опасности прикосновения человека к неизолированным токоведущим частям электрических установок находящихся под напряжением зависит от вида прикосновения.
73114. Классификация помещений по электробезопасности в зависимости от условий окружающей среды 29 KB
  В зависимости от наличия перечисленных условий, повышающих опасность воздействия тока на человека, «Правила устройства электроустановок» делят все помещения по опасности поражения людей электрическим током на следующие классы: без повышенной опасности, с повышенной опасностью...
73116. Принцип действия и устройство защитных заземления и зануления 29 KB
  Защитное заземление выполняют путем преднамеренного соединения корпусов оборудования с землей. Защитное заземление оборудования в сети с глухозаземленной нейтралью безопасность не обеспечивает.
73117. Основные, дополнительные и вспомогательные защитные средства, их характеристика 29 KB
  Электрозащитные средства представляют собой переносимые и перевозимые изделия служащие для защиты людей работающих с электроустановками от поражения электрическим током от воздействия электрической дуги и электромагнитного поля.
73118. Оказание первой доврачебной помощи при поражении электрическим током 29 KB
  Необходимо как можно быстрее освободить пострадавшего от действия тока так как от продолжительности этого действия зависит тяжесть электротравмы. Если отключить установку достаточно быстро нельзя необходимо отделить пострадавшего от токоведущих частей или провода с помощью каната...
73119. Возникновение зарядов статического электричества на производстве и меры защиты 29.5 KB
  Это совокупность явлений связанных с возникновением сохранением релаксацией свободного электрического заряда на поверхности и в объеме диэлектрических и полупроводниковых материалов или на изолированных проводниках.
73120. Устройство и требования безопасности при эксплуатации сосудов и аппаратов, работающих под избыточным давлением 29 KB
  Правила устанавливают специальные требования безопасности к конструкции и материалам сосудов; изготовлению реконструкции монтажу наладке и ремонту; арматуре КИП предохранительным устройствам; установке регистрации техническому освидетельствованию...
73121. Безопасность стационарных сосудов под давлением 29.5 KB
  Не разрешается установка регистрируемых в органе технадзора сосудов в жилых общественных бытовых зданиях в примыкающих к ним помещениях. При любой установке сосудов должна обеспечиваться возможность осмотра ремонта и очистки их с внутренней и наружной сторон.