62529

Реальное и фантастическое в повести М.А. Булгакова «Роковые яйца»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: отметить особенности мировосприятия писателя своеобразие его творческой манеры; развивать навыки аналитического прочтения художественного произведения творческие способности учащихся; обсудить нравственные проблемы поднимаемые в повести подчеркнув их значимость для современного мира...

Русский

2014-06-10

498.68 KB

16 чел.

Реальное и фантастическое в повести М.А. Булгакова «Роковые яйца»

Настоящий писатель – то  же,

что древний пророк: он видит

яснее, чем обычные люди.

А.П. Чехов

Цель урока:  интерпретировать повесть М.А.Булгакова с опорой на различные виды искусства

Задачи:

  1. отметить особенности мировосприятия писателя, своеобразие его творческой манеры;
  2. развивать навыки аналитического прочтения  художественного произведения, творческие способности учащихся;
  3. обсудить нравственные проблемы, поднимаемые в повести, подчеркнув их значимость для современного мира

 

Урок требует предварительной подготовки, поэтому даются опережающие задания исследовательского и творческого характера по выбору. В результате формируются следующие группы: «литературоведы», «историки», «культурологи», «искусствоведы».

Опережающие задания к уроку

  1.  для литературоведов:

- дать характеристику главным героям повести, учитывая средства, которые использует автор в создании их образов;

-  описать современное Булгакову общество, выявив авторскую позицию;

  1.  для историков:

- охарактеризовать социально - историческую и культурную ситуацию в советской России в 20-е годы XX в.;

- найти детали сходства профессора Персикова с В.И.Лениным;

  1.  для культурологов:

- отметить библейские мотивы и символы в повести и объяснить их роль;

- выделить  в тексте произведения детали, вызывающие мифопоэтические ассоциации;

  1.  для искусствоведов:

- исследовать словесную живопись, отметив ее роль в тексте, и в зависимости от вызванных ассоциаций подобрать репродукции картин известных художников к отдельным фрагментам произведения;

- исследовать звуковые средства выразительности, характерные для повести, и  в зависимости от вызванных ассоциаций подобрать классические музыкальные произведения  к отдельным фрагментам произведения.

Оборудование: тема урока, эпиграф, портрет М. А. Булгакова, воспроизводящее звук устройство (магнитофон или компьютер).

Учащиеся разместили на доске репродукции картин М. К. Чюрлениса из цикла «Сотворение мира», И. Босха «Сотворение Мира» и фрагмент триптиха «Страшный суд» с изображением Ада, Сальвадора Дали «Лицо войны», Ильи Глазунова «Сеятель (Апокалипсис)». Кроме того, в качестве музыкального сопровождения учащимися были выбраны фрагменты из 2 – ого концерта Рахманинова, «Марш энтузиастов» И. Дунаевского, полька И. Штрауса «Трик - трак», «Полет валькирий» Р. Вагнера, «Аве Мария» Ш. Гуно.

                                                  Ход урока

Ӏ   Начало урока. Этап презентации темы,  целеполагания и мотивации.

Запись темы урока и эпиграфа в тетради.

- Строки  А.П. Чехова в полной мере относятся к М.А. Булгакову. Его повесть «Роковые яйца» стала не только откликом на социально - историческую и культурную ситуацию в советской России 20-х годов, но и приобрела черты пророчества. От  чего пытался предостеречь Булгаков нас, ныне живущих?  На этот вопрос мы должны ответить после обсуждения страниц произведения.

ӀӀ Этап актуализации знаний

-  Когда происходят события повести? Какие бытовые реалии и отголоски культурной жизни  эпохи находят своё отражение в произведении? 

(Пресловутый квартирный вопрос, голод, творческие искания экспериментатора и театрального новатора В. Мейерхольда, атмосфера подозрительности и доносительства, антирелигиозная пропаганда и т.д.)

- Как рисует Булгаков современное ему общество? Приведите  примеры, которые помогли бы понять отношение автора к изображаемому.

(Автор сатирически рисует современное ему общество, прибегает к иронии, гротеску, пародийным зарисовкам).

ӀII Этап углубления знаний

- Мастерски владея словом, Булгаков создаёт зрительные образы, позволяющие ощутить дух времени.

Устные выступления искусствоведов (объяснение ассоциативных связей между текстом повести и выбранными репродукциями картин).

Прогноз выполнения опережающего задания.

Доминантный цвет - красный и все его оттенки, а также зелёный, жёлтый, белый. Однако зачастую цветовые определения в тексте становятся эпитетами, придающими отрицательный характер описываемому: «желтый и вдохновенный Персиков»; «красный, заострённый меч»; «как в аду, мерцал…малиновый луч» и т. д. Нельзя не заметить и повтор слова ”разноцветные”. В совокупности же словесная живопись помогает представить образ абсурдного, всё старое перемешавшего и всё пересоздавшего мира.

- Стремясь всесторонне запечатлеть мир, в котором он живёт, писатель прибегает и к звуковым средствам художественной выразительности.

 Устные выступления искусствоведов (объяснение ассоциативных связей между текстом повести и выбранными музыкальными произведениями).

 Прогноз выполнения опережающего задания.

Автор активно использует аллитерацию: « шурша, с гулом и скрежетом», «урчание, харканье и мычание», «шипящие шторы» и т.д.; намеренным  звуковым повторам, звукоподражаниям. В результате реальные  картины приобретают иной, фантастический характер. Перед нами предстаёт мир, в котором нет места естественности,  гармонии; он лишён благозвучности. Недаром многие герои произведения наделены зооморфными характеристиками (маэстро  Петухов, нарком просвещения Птаха - Поросюк).  

- Именно  в  таком невежественном мире профессору зоологии  Персикову  удаётся сделать удивительное открытие,   которое могло бы коренным образом изменить жизнь людей. И вновь для создания этого образа Булгаков опирается на реальные факты: исследователи неоднократно отмечали, что Персиков - это аллюзия на конкретное историческое лицо.

Устные выступления историков (детали сходства Персикова с В.И.Лениным)

Прогноз выполнения опережающего задания.

Учащиеся должны обратить внимание на имя героя, страницы его биографии и детали внешности.

-Как вы считаете, с какой целью автор прибегает к подобной аналогии?

(Попытка в художественной форме осмыслить те преобразования, которые были затеяны и воплощены в жизнь вождём мирового пролетариата).

-Так каким же предстаёт Владимир Ипатьевич  Персиков со страниц произведения?   

Устные выступления литературоведов.

 Прогноз выполнения опережающего задания.

Обратимся к средствам создания его художественного образа. Его имя, фамилия и отчество позволяют трактовать этот образ двояко: с одной стороны, подчёркиваются положительные черты: талантливость, отрешённость от суетного мира, одержимость любимым делом, авторитетность; с другой - изолированность от внешнего мира, незнание окружающей жизни, некая инфантильность и нежелание нести ответственность за последствия своих научных изысканий. Анализ деталей из глав II - III,VII  позволяет понять отношение автора и к своему герою, и к красному лучу, оживляющему злобных существ.

- Задумывался ли Персиков о последствиях, к которым может привести его открытие? О чём предупреждает Булгаков тех, кто  невольно вмешивается в естественное течение жизни?  (Автор напоминает об ответственности каждого ученого).

- Писатель считал пагубными насильственные революционные вмешательства в естественные для природы и общества процессы и противопоставлял им логику общечеловеческих истин. В произведениях Булгакова всегда звучат библейские мотивы,  которые позволяют взглянуть на сиюминутное через призму непреходящего, вечного.

Устные выступления культурологов.

Прогноз выполнения опережающего задания.

Исследователи отмечают, что события повести начинаются на следующий день после Пасхи (в 1924 г., когда писались «Роковые яйца», Пасха была 14 апреля; в 1928 г., куда перенесено действие, -15 апреля). Символичны в этой связи и красные яйца, которые подвергаются действию луча (в христианской культуре это образ плодородия, богатства, здоровья). Однако «несвоевременная» Пасха оборачивается светопреставлением. Нашествие гадов напоминает сцены из Апокалипсиса и т. д. Таким образом, лабораторные эксперименты Персикова, взятые на вооружение Рокком, становятся  у Булгакова аналогией социального эксперимента, проводимого большевиками над Россией (смысл названия повести).

- Каков же Рокк, в чьи руки попали плоды научных изысканий профессора? Выделим доминантные черты его характера, обратившись к средствам создания  этого художественного образа.

(Вновь Булгаков наделяет героя « говорящей» фамилией, именем и отчеством. Рокк – человек эпохи военного коммунизма, фанатик; он так же, как и Персиков, претендует на роль Творца. Бывший музыкант, он берется не за свое дело, пытаясь воспользоваться сделанным ученым открытием).

- Почему именно « возрождение куроводства» избрано в качестве «символа новой жизни»? (Примитивность, невежество; величайшее открытие и способ его применения).

- Случайно или закономерно, что детищами Рокка стали змеи?

( Змеи или драконы – представители демонического мира, хтонические существа - божества подземного мира).

- С какой целью автор использует параллелизм, воссоздавая образ людей, толпы и описывая поведение змей, появившихся от манипуляций Рокка с красным лучом? О чем Булгаков хочет предупредить?

(Автор знает о страшной разрушительной силе невежества. Свидетельством этому являются яркие сатирические картины современного ему общества. Булгаков уверен: любой процесс, лишенный нравственных основ, несет людям гибель. Примечательно в этой связи, что первоначальная редакция повести имела иной финал: необозримые полчища гадов двинулись на Москву, осадили ее и уничтожили. В заключительной картине  нарисована мертвая Москва и огромный змей, обвившийся вокруг колокольни Ивана Великого).

- Как вы считаете, почему писатель изменил финал?

(Возможно, еще верил в высшую справедливость, надеялся).

- Через призму фантастического сюжета в тексте Булгакова  высвечиваются  современные проблемы.  Услышан ли голос писателя сегодня?

IV Этап рефлексии

Оцените результаты проделанной работы:

  1. кто на уроке был наиболее активным?
  2. чьё выступление запомнилось больше всего и почему?
  3. что хотелось бы исправить, изменить?
  4. каковы были трудности в выполнении поставленных задач?
  5. какая атмосфера царила в вашей группе?
  6. чему ты научился в процессе подготовки заданий и в течение урока?

V  Домашнее задание

Cформулировать проблемы, поднимаемые Булгаковым в повести «Роковые яйца»,  и написать небольшое сочинение – эссе, высказав своё к ним отношение.

Использованная литература:

Камахина Т.В. Эксперимент профессора Преображенского // Литература в школе. – 2002. - №7

Петров В.Б. Михаил Булгаков смотрит в будущее // Литература в школе. – 2002. - №7

Яблоков Е.А. По дороге благих намерений: Мифопоэтический подтекст повести М. Булгакова "Роковые яйца" // Филологические  записки. Вып. 8.  Воронеж: Воронежский университет, 1997.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75595. Відвідування кінотеатру в Англії, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 61.5 KB
  Активізувати у мові учнів ЛО теми «Відвідування кінотеатру», «Кіно». Практикувати в аудіюванні та читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) та з метою максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що міститься в тексті (scanning). Практикувати учнів у спілкуванні в формі діалогу-розпитування, діалогу-обміну думками.
75596. Кіно в Британії. Моє відвідування кінотеатру 58.5 KB
  Обладнання: підручник Keyfcts bout film HO1 Trueorflse H02. T: In your notebook write 9 types of films. I will cll out one type of films t time. If you her one of your type of films put your hnd up nd cross the word out.
75597. Театри в Великобританії. Бесіда по телефону, План-конспект уроку з англійської мови для учнів 9-х класів 70 KB
  Активізувати у мові учнів ЛО теми «Відвідування театру». Практикувати учнів у читанні тексту з метою отримання загального уявлення (skimming) з метою максимально повного й точного розуміння всієї інформації, що міститься в тексті (scanning). Повторити навчальний матеріал про ведення бесіди по телефону.
75598. ЦИФРОВАЯ ОБРАБОТКА КОРОТКИХ СИГНАЛОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТОТЫ СИГНАЛА 140 KB
  Одной из важнейших задач цифровой обработки зашумленных сигналов является обнаружение информативного сигнала в потоке данных искаженных шумами и помехами и определение его параметров. Каждая из этих операций позволяет выполнять преобразования исходного сигнала например переход сигнала из временной области в частотную или наоборот причем при этом производится уменьшение уровня шумов в обработанном сигнале. В задачах обнаружения и определения параметров защумленных сигналов усиление эффекта подавления шумов и...
75599. ЦИФРОВАЯ ОБРАБОТКА КОРОТКИХ СИГНАЛОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕННЫХ ИНТЕРВАЛОВ МЕЖДУ РАДИОИМПУЛЬСАМИ 189.5 KB
  Известный способ измерения расстояния до объекта основан на измерении времени задержки отраженного радиолокационного сигнала от возбуждающего радиоимпульса. По времени задержки отраженного сигнала от зондирующего определяется толщина металла. Однако увеличение количества накоплений позволяет улучшать отношение сигнал шум без искажения формы и уменьшения амплитуды накопленного отраженного сигнала лишь до некоторого предела. При ограничении времени проведения анализа количество возможных...
75600. ЦИФРОВАЯ ОБРАБОТКА НЕСТАЦИОНАРНЫХ СИГНАЛОВ. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГИЛЬБЕРТА-ХУАНГА 140 KB
  Каждый из этих колебательных режимов может быть представлен функцией внутренней моды intrinsic mode function IMF. IMF представляет собой колебательный режим как часть простой гармонической функции но вместо постоянной амплитуды и частоты как в простой гармонике у IMF могут быть переменная амплитуда и частота как функции независимой переменной времени координаты и пр. Любую функцию и любой произвольный сигнал можно разделить на семейство функций IMF. Процесс отсева функций IMF.
75601. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ГИЛЬБЕРТА 30.5 KB
  Спектральный анализ Гильберта HS применяется для описания нестационарных сигналов т. Мгновенная частота может быть вычислена по формуле wt = d q t dt Цель применения преобразования Гильберта IMF определенные вышеприведенным способом допускают вычисление физически значимых мгновенных частот что дает возможность создать частотно-временное представление сигнала на основе преобразования Гильберта. ЦОС по методу Гильберта-Хуанга включает последовательное применение нескольких...
75602. ОБРАБОТКА ИЗОБРАЖЕНИЙ 345.5 KB
  Целью обработки может являться также улучшение качества изображения для лучшего визуального восприятия геометрические преобразования масштабирование поворот в общем нормализация изображений по яркости контрастности резкости выделение границ изображений автоматическая классификация и подсчет однотипных объектов на изображении сжатие информации об изображении. К основным видам искажений изображений затрудняющих идентификацию можно отнести: Недостаточную контрастность и яркость связанную с недостаточной освещенностью объекта;...
75603. МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОГО КАЧЕСТВА ИЗОБРАЖЕНИЙ 1.67 MB
  MTLB предоставляет средства интерактивной работы с изображениями в различных графических форматах включая: Изменение масштаба изображения; Изменение яркости и контрастности; Поворот изображения; Многие виды фильтрации; Конвертирование графического формата...