62529

Реальное и фантастическое в повести М.А. Булгакова «Роковые яйца»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: отметить особенности мировосприятия писателя своеобразие его творческой манеры; развивать навыки аналитического прочтения художественного произведения творческие способности учащихся; обсудить нравственные проблемы поднимаемые в повести подчеркнув их значимость для современного мира...

Русский

2014-06-10

498.68 KB

13 чел.

Реальное и фантастическое в повести М.А. Булгакова «Роковые яйца»

Настоящий писатель – то  же,

что древний пророк: он видит

яснее, чем обычные люди.

А.П. Чехов

Цель урока:  интерпретировать повесть М.А.Булгакова с опорой на различные виды искусства

Задачи:

  1. отметить особенности мировосприятия писателя, своеобразие его творческой манеры;
  2. развивать навыки аналитического прочтения  художественного произведения, творческие способности учащихся;
  3. обсудить нравственные проблемы, поднимаемые в повести, подчеркнув их значимость для современного мира

 

Урок требует предварительной подготовки, поэтому даются опережающие задания исследовательского и творческого характера по выбору. В результате формируются следующие группы: «литературоведы», «историки», «культурологи», «искусствоведы».

Опережающие задания к уроку

  1.  для литературоведов:

- дать характеристику главным героям повести, учитывая средства, которые использует автор в создании их образов;

-  описать современное Булгакову общество, выявив авторскую позицию;

  1.  для историков:

- охарактеризовать социально - историческую и культурную ситуацию в советской России в 20-е годы XX в.;

- найти детали сходства профессора Персикова с В.И.Лениным;

  1.  для культурологов:

- отметить библейские мотивы и символы в повести и объяснить их роль;

- выделить  в тексте произведения детали, вызывающие мифопоэтические ассоциации;

  1.  для искусствоведов:

- исследовать словесную живопись, отметив ее роль в тексте, и в зависимости от вызванных ассоциаций подобрать репродукции картин известных художников к отдельным фрагментам произведения;

- исследовать звуковые средства выразительности, характерные для повести, и  в зависимости от вызванных ассоциаций подобрать классические музыкальные произведения  к отдельным фрагментам произведения.

Оборудование: тема урока, эпиграф, портрет М. А. Булгакова, воспроизводящее звук устройство (магнитофон или компьютер).

Учащиеся разместили на доске репродукции картин М. К. Чюрлениса из цикла «Сотворение мира», И. Босха «Сотворение Мира» и фрагмент триптиха «Страшный суд» с изображением Ада, Сальвадора Дали «Лицо войны», Ильи Глазунова «Сеятель (Апокалипсис)». Кроме того, в качестве музыкального сопровождения учащимися были выбраны фрагменты из 2 – ого концерта Рахманинова, «Марш энтузиастов» И. Дунаевского, полька И. Штрауса «Трик - трак», «Полет валькирий» Р. Вагнера, «Аве Мария» Ш. Гуно.

                                                  Ход урока

Ӏ   Начало урока. Этап презентации темы,  целеполагания и мотивации.

Запись темы урока и эпиграфа в тетради.

- Строки  А.П. Чехова в полной мере относятся к М.А. Булгакову. Его повесть «Роковые яйца» стала не только откликом на социально - историческую и культурную ситуацию в советской России 20-х годов, но и приобрела черты пророчества. От  чего пытался предостеречь Булгаков нас, ныне живущих?  На этот вопрос мы должны ответить после обсуждения страниц произведения.

ӀӀ Этап актуализации знаний

-  Когда происходят события повести? Какие бытовые реалии и отголоски культурной жизни  эпохи находят своё отражение в произведении? 

(Пресловутый квартирный вопрос, голод, творческие искания экспериментатора и театрального новатора В. Мейерхольда, атмосфера подозрительности и доносительства, антирелигиозная пропаганда и т.д.)

- Как рисует Булгаков современное ему общество? Приведите  примеры, которые помогли бы понять отношение автора к изображаемому.

(Автор сатирически рисует современное ему общество, прибегает к иронии, гротеску, пародийным зарисовкам).

ӀII Этап углубления знаний

- Мастерски владея словом, Булгаков создаёт зрительные образы, позволяющие ощутить дух времени.

Устные выступления искусствоведов (объяснение ассоциативных связей между текстом повести и выбранными репродукциями картин).

Прогноз выполнения опережающего задания.

Доминантный цвет - красный и все его оттенки, а также зелёный, жёлтый, белый. Однако зачастую цветовые определения в тексте становятся эпитетами, придающими отрицательный характер описываемому: «желтый и вдохновенный Персиков»; «красный, заострённый меч»; «как в аду, мерцал…малиновый луч» и т. д. Нельзя не заметить и повтор слова ”разноцветные”. В совокупности же словесная живопись помогает представить образ абсурдного, всё старое перемешавшего и всё пересоздавшего мира.

- Стремясь всесторонне запечатлеть мир, в котором он живёт, писатель прибегает и к звуковым средствам художественной выразительности.

 Устные выступления искусствоведов (объяснение ассоциативных связей между текстом повести и выбранными музыкальными произведениями).

 Прогноз выполнения опережающего задания.

Автор активно использует аллитерацию: « шурша, с гулом и скрежетом», «урчание, харканье и мычание», «шипящие шторы» и т.д.; намеренным  звуковым повторам, звукоподражаниям. В результате реальные  картины приобретают иной, фантастический характер. Перед нами предстаёт мир, в котором нет места естественности,  гармонии; он лишён благозвучности. Недаром многие герои произведения наделены зооморфными характеристиками (маэстро  Петухов, нарком просвещения Птаха - Поросюк).  

- Именно  в  таком невежественном мире профессору зоологии  Персикову  удаётся сделать удивительное открытие,   которое могло бы коренным образом изменить жизнь людей. И вновь для создания этого образа Булгаков опирается на реальные факты: исследователи неоднократно отмечали, что Персиков - это аллюзия на конкретное историческое лицо.

Устные выступления историков (детали сходства Персикова с В.И.Лениным)

Прогноз выполнения опережающего задания.

Учащиеся должны обратить внимание на имя героя, страницы его биографии и детали внешности.

-Как вы считаете, с какой целью автор прибегает к подобной аналогии?

(Попытка в художественной форме осмыслить те преобразования, которые были затеяны и воплощены в жизнь вождём мирового пролетариата).

-Так каким же предстаёт Владимир Ипатьевич  Персиков со страниц произведения?   

Устные выступления литературоведов.

 Прогноз выполнения опережающего задания.

Обратимся к средствам создания его художественного образа. Его имя, фамилия и отчество позволяют трактовать этот образ двояко: с одной стороны, подчёркиваются положительные черты: талантливость, отрешённость от суетного мира, одержимость любимым делом, авторитетность; с другой - изолированность от внешнего мира, незнание окружающей жизни, некая инфантильность и нежелание нести ответственность за последствия своих научных изысканий. Анализ деталей из глав II - III,VII  позволяет понять отношение автора и к своему герою, и к красному лучу, оживляющему злобных существ.

- Задумывался ли Персиков о последствиях, к которым может привести его открытие? О чём предупреждает Булгаков тех, кто  невольно вмешивается в естественное течение жизни?  (Автор напоминает об ответственности каждого ученого).

- Писатель считал пагубными насильственные революционные вмешательства в естественные для природы и общества процессы и противопоставлял им логику общечеловеческих истин. В произведениях Булгакова всегда звучат библейские мотивы,  которые позволяют взглянуть на сиюминутное через призму непреходящего, вечного.

Устные выступления культурологов.

Прогноз выполнения опережающего задания.

Исследователи отмечают, что события повести начинаются на следующий день после Пасхи (в 1924 г., когда писались «Роковые яйца», Пасха была 14 апреля; в 1928 г., куда перенесено действие, -15 апреля). Символичны в этой связи и красные яйца, которые подвергаются действию луча (в христианской культуре это образ плодородия, богатства, здоровья). Однако «несвоевременная» Пасха оборачивается светопреставлением. Нашествие гадов напоминает сцены из Апокалипсиса и т. д. Таким образом, лабораторные эксперименты Персикова, взятые на вооружение Рокком, становятся  у Булгакова аналогией социального эксперимента, проводимого большевиками над Россией (смысл названия повести).

- Каков же Рокк, в чьи руки попали плоды научных изысканий профессора? Выделим доминантные черты его характера, обратившись к средствам создания  этого художественного образа.

(Вновь Булгаков наделяет героя « говорящей» фамилией, именем и отчеством. Рокк – человек эпохи военного коммунизма, фанатик; он так же, как и Персиков, претендует на роль Творца. Бывший музыкант, он берется не за свое дело, пытаясь воспользоваться сделанным ученым открытием).

- Почему именно « возрождение куроводства» избрано в качестве «символа новой жизни»? (Примитивность, невежество; величайшее открытие и способ его применения).

- Случайно или закономерно, что детищами Рокка стали змеи?

( Змеи или драконы – представители демонического мира, хтонические существа - божества подземного мира).

- С какой целью автор использует параллелизм, воссоздавая образ людей, толпы и описывая поведение змей, появившихся от манипуляций Рокка с красным лучом? О чем Булгаков хочет предупредить?

(Автор знает о страшной разрушительной силе невежества. Свидетельством этому являются яркие сатирические картины современного ему общества. Булгаков уверен: любой процесс, лишенный нравственных основ, несет людям гибель. Примечательно в этой связи, что первоначальная редакция повести имела иной финал: необозримые полчища гадов двинулись на Москву, осадили ее и уничтожили. В заключительной картине  нарисована мертвая Москва и огромный змей, обвившийся вокруг колокольни Ивана Великого).

- Как вы считаете, почему писатель изменил финал?

(Возможно, еще верил в высшую справедливость, надеялся).

- Через призму фантастического сюжета в тексте Булгакова  высвечиваются  современные проблемы.  Услышан ли голос писателя сегодня?

IV Этап рефлексии

Оцените результаты проделанной работы:

  1. кто на уроке был наиболее активным?
  2. чьё выступление запомнилось больше всего и почему?
  3. что хотелось бы исправить, изменить?
  4. каковы были трудности в выполнении поставленных задач?
  5. какая атмосфера царила в вашей группе?
  6. чему ты научился в процессе подготовки заданий и в течение урока?

V  Домашнее задание

Cформулировать проблемы, поднимаемые Булгаковым в повести «Роковые яйца»,  и написать небольшое сочинение – эссе, высказав своё к ним отношение.

Использованная литература:

Камахина Т.В. Эксперимент профессора Преображенского // Литература в школе. – 2002. - №7

Петров В.Б. Михаил Булгаков смотрит в будущее // Литература в школе. – 2002. - №7

Яблоков Е.А. По дороге благих намерений: Мифопоэтический подтекст повести М. Булгакова "Роковые яйца" // Филологические  записки. Вып. 8.  Воронеж: Воронежский университет, 1997.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54125. Масленица 402 KB
  Ход праздника Масленица - это проводы зимы встреча весны. 1 чтец К нам сюда скорее просим приходи честной народ Фейерверки зажигайте всех нас масленица ждёт 2 чтец Люди Велено до вас довести такой указ: Заготовленный самой нашей матушкой-зимой 1 чтец Каждый год сего числа как гласит указник Людям города села выходить на праздник Чтецы хором Спешите увидеть спешите смотреть спешите скорее на праздник успеть Колокольный звон Скоморох 1. Что встречает масленица Весну А что провожает Зиму Что является символом масленицы...
54126. Масляна. Сценарій виховного заходу 67 KB
  Святково одягнені в українські національні костюми діти збираються в рекреаційній залі школи. Починається дійство Діти стукають у двері Зими але ніхто не відповідає. Як же нам бути Чи підкоримось Зимі Чи не злякались ви її погроз Знаєте діти мені стало сумно від думки що я ніколи не побачу як пробуджується наша Матінка – Земля від довгого зимового сну як зеленітимуть її луки горбочки. А ви діти хочете щоб на землі завжди була зима Діти: Ні не хочемо Ведуча: То що ж нам робити Може будемо штурмом брати цю фортецю і...
54127. Активізація пізнавальної діяльності при викладанні дисципліни «Автомобільні перевезення» з використанням інтерактивних технологій навчання 242.5 KB
  Однією з умов запоруки успіху в підготовці конкурентоспроможних фахівців є застосування інтерактивних форм навчання з метою активізації пізнавальної діяльності студентів. У Донецькому індустріальному технікумі широко застосовуються інтерактивні навчальні технології які забезпечують інтенсифікацію...
54128. МОДЕЛЮВАННЯ СУЧАСНОГО ЕФЕКТИВНОГО УРОКУ УКРАЇНСЬКОЇ ЛІТЕРАТУРИ 190.5 KB
  У застосуванні методів навчання треба бути обережним інакше ефективний урок може перетворитися на ефектний. Павленко Питання моделювання ефективного уроку є надзвичайно актуальним для сучасних педагогів що працюють в умовах особистісно орієнтованого підходу запроваджують інноваційні технології.Опрацювати методи і прийоми що...
54129. Хто працює, той і має. Майстер-клас 351.5 KB
  Українська мова Корінь слова. Спільнокореневі слова. формувати в учнів уявлення про спільнокореневі слова корінь на основі споріднених слів; розвивати вміння виділяти споріднені слова виділяти спільну частину; збагачувати словниковий запас учнів; розвивати вміння спостерігати аналізувати зіставляти; виховувати акуратність уважність у роботі. Які виросли паростки діти називають Що спільного з словом лісце корінь тому вони і називаються спільнокореневі слова.
54130. СЦЕНАРИЙ РАЙОННОГО СЕМИНАРА ФИЗИКОВ 89.5 KB
  Смещение акцентов с содержания обучения на процесс учения выражающийся в активной познавательной деятельности школьников и в овладении ими рациональными способами этой деятельности; Создание для каждого ученика возможности реализовать свою потребность в познании и в творческой деятельности; Ориентация на овладение учащимися общекультурными ценностями коммуникативной информационной культурой культурой деятельности. Деятельностный подход к обучению предполагает что...
54131. Общая характеристика низкого (витального) уровня культуры 36.5 KB
  Деление культуры по уровням, каким бы условным оно ни было, - целесообразно. Уровень культуры - это показатель ее реального состояния, предельных возможностей ее осуществления в жизни.
54132. Застосування диференціального, інтегрального обчислень та інших елементів математики в фізиці та техніці 303 KB
  Розвивати уміння узагальнювати цілісну систему знань уміння реалізувати практичні зв’язки курсу математики і фізики з майбутньою професією уміння через організацію ділової рольової гри відображувати виробничу ситуацію. Розв’язання Потужність Р в зовнішньому колі дорівнює різниці повної потужності джерела і P1=EI потужності що губиться всередині джерела Р2=I2rтобто P=P1P2 ; P=EII2r 1 – напруга зовнішнього кола як функція сили струму. Доки Мальцев Павло розв’язував задачу на дошці клас бере участь в її обговоренні. Йде засідання...
54133. Степенева функція, її графік та властивості. (Урок з використанням інформаційних технологій) 96.5 KB
  Завдання: Дослідити властивості степеневої функції y=x для різних значень параметра. Підготовка до роботи: повторення схеми дослідження функції. Домашнє завдання: закінчити заповнення таблиці: у двох останніх рядках узагальнити властивості функції для додатного та від’ємного значень показника степеня. Дослідити властивості степеневої функції у = х коли ― ціле додатне парне: 1 встановити масштаб min X = ― 5 mx X = 5 min Y = ― 5 mx Y = 5; 2 побудувати графіки функцій: 1 у = х2 2 у = х4 3 у = х8...