62529

Реальное и фантастическое в повести М.А. Булгакова «Роковые яйца»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Задачи: отметить особенности мировосприятия писателя своеобразие его творческой манеры; развивать навыки аналитического прочтения художественного произведения творческие способности учащихся; обсудить нравственные проблемы поднимаемые в повести подчеркнув их значимость для современного мира...

Русский

2014-06-10

498.68 KB

8 чел.

Реальное и фантастическое в повести М.А. Булгакова «Роковые яйца»

Настоящий писатель – то  же,

что древний пророк: он видит

яснее, чем обычные люди.

А.П. Чехов

Цель урока:  интерпретировать повесть М.А.Булгакова с опорой на различные виды искусства

Задачи:

  1. отметить особенности мировосприятия писателя, своеобразие его творческой манеры;
  2. развивать навыки аналитического прочтения  художественного произведения, творческие способности учащихся;
  3. обсудить нравственные проблемы, поднимаемые в повести, подчеркнув их значимость для современного мира

 

Урок требует предварительной подготовки, поэтому даются опережающие задания исследовательского и творческого характера по выбору. В результате формируются следующие группы: «литературоведы», «историки», «культурологи», «искусствоведы».

Опережающие задания к уроку

  1.  для литературоведов:

- дать характеристику главным героям повести, учитывая средства, которые использует автор в создании их образов;

-  описать современное Булгакову общество, выявив авторскую позицию;

  1.  для историков:

- охарактеризовать социально - историческую и культурную ситуацию в советской России в 20-е годы XX в.;

- найти детали сходства профессора Персикова с В.И.Лениным;

  1.  для культурологов:

- отметить библейские мотивы и символы в повести и объяснить их роль;

- выделить  в тексте произведения детали, вызывающие мифопоэтические ассоциации;

  1.  для искусствоведов:

- исследовать словесную живопись, отметив ее роль в тексте, и в зависимости от вызванных ассоциаций подобрать репродукции картин известных художников к отдельным фрагментам произведения;

- исследовать звуковые средства выразительности, характерные для повести, и  в зависимости от вызванных ассоциаций подобрать классические музыкальные произведения  к отдельным фрагментам произведения.

Оборудование: тема урока, эпиграф, портрет М. А. Булгакова, воспроизводящее звук устройство (магнитофон или компьютер).

Учащиеся разместили на доске репродукции картин М. К. Чюрлениса из цикла «Сотворение мира», И. Босха «Сотворение Мира» и фрагмент триптиха «Страшный суд» с изображением Ада, Сальвадора Дали «Лицо войны», Ильи Глазунова «Сеятель (Апокалипсис)». Кроме того, в качестве музыкального сопровождения учащимися были выбраны фрагменты из 2 – ого концерта Рахманинова, «Марш энтузиастов» И. Дунаевского, полька И. Штрауса «Трик - трак», «Полет валькирий» Р. Вагнера, «Аве Мария» Ш. Гуно.

                                                  Ход урока

Ӏ   Начало урока. Этап презентации темы,  целеполагания и мотивации.

Запись темы урока и эпиграфа в тетради.

- Строки  А.П. Чехова в полной мере относятся к М.А. Булгакову. Его повесть «Роковые яйца» стала не только откликом на социально - историческую и культурную ситуацию в советской России 20-х годов, но и приобрела черты пророчества. От  чего пытался предостеречь Булгаков нас, ныне живущих?  На этот вопрос мы должны ответить после обсуждения страниц произведения.

ӀӀ Этап актуализации знаний

-  Когда происходят события повести? Какие бытовые реалии и отголоски культурной жизни  эпохи находят своё отражение в произведении? 

(Пресловутый квартирный вопрос, голод, творческие искания экспериментатора и театрального новатора В. Мейерхольда, атмосфера подозрительности и доносительства, антирелигиозная пропаганда и т.д.)

- Как рисует Булгаков современное ему общество? Приведите  примеры, которые помогли бы понять отношение автора к изображаемому.

(Автор сатирически рисует современное ему общество, прибегает к иронии, гротеску, пародийным зарисовкам).

ӀII Этап углубления знаний

- Мастерски владея словом, Булгаков создаёт зрительные образы, позволяющие ощутить дух времени.

Устные выступления искусствоведов (объяснение ассоциативных связей между текстом повести и выбранными репродукциями картин).

Прогноз выполнения опережающего задания.

Доминантный цвет - красный и все его оттенки, а также зелёный, жёлтый, белый. Однако зачастую цветовые определения в тексте становятся эпитетами, придающими отрицательный характер описываемому: «желтый и вдохновенный Персиков»; «красный, заострённый меч»; «как в аду, мерцал…малиновый луч» и т. д. Нельзя не заметить и повтор слова ”разноцветные”. В совокупности же словесная живопись помогает представить образ абсурдного, всё старое перемешавшего и всё пересоздавшего мира.

- Стремясь всесторонне запечатлеть мир, в котором он живёт, писатель прибегает и к звуковым средствам художественной выразительности.

 Устные выступления искусствоведов (объяснение ассоциативных связей между текстом повести и выбранными музыкальными произведениями).

 Прогноз выполнения опережающего задания.

Автор активно использует аллитерацию: « шурша, с гулом и скрежетом», «урчание, харканье и мычание», «шипящие шторы» и т.д.; намеренным  звуковым повторам, звукоподражаниям. В результате реальные  картины приобретают иной, фантастический характер. Перед нами предстаёт мир, в котором нет места естественности,  гармонии; он лишён благозвучности. Недаром многие герои произведения наделены зооморфными характеристиками (маэстро  Петухов, нарком просвещения Птаха - Поросюк).  

- Именно  в  таком невежественном мире профессору зоологии  Персикову  удаётся сделать удивительное открытие,   которое могло бы коренным образом изменить жизнь людей. И вновь для создания этого образа Булгаков опирается на реальные факты: исследователи неоднократно отмечали, что Персиков - это аллюзия на конкретное историческое лицо.

Устные выступления историков (детали сходства Персикова с В.И.Лениным)

Прогноз выполнения опережающего задания.

Учащиеся должны обратить внимание на имя героя, страницы его биографии и детали внешности.

-Как вы считаете, с какой целью автор прибегает к подобной аналогии?

(Попытка в художественной форме осмыслить те преобразования, которые были затеяны и воплощены в жизнь вождём мирового пролетариата).

-Так каким же предстаёт Владимир Ипатьевич  Персиков со страниц произведения?   

Устные выступления литературоведов.

 Прогноз выполнения опережающего задания.

Обратимся к средствам создания его художественного образа. Его имя, фамилия и отчество позволяют трактовать этот образ двояко: с одной стороны, подчёркиваются положительные черты: талантливость, отрешённость от суетного мира, одержимость любимым делом, авторитетность; с другой - изолированность от внешнего мира, незнание окружающей жизни, некая инфантильность и нежелание нести ответственность за последствия своих научных изысканий. Анализ деталей из глав II - III,VII  позволяет понять отношение автора и к своему герою, и к красному лучу, оживляющему злобных существ.

- Задумывался ли Персиков о последствиях, к которым может привести его открытие? О чём предупреждает Булгаков тех, кто  невольно вмешивается в естественное течение жизни?  (Автор напоминает об ответственности каждого ученого).

- Писатель считал пагубными насильственные революционные вмешательства в естественные для природы и общества процессы и противопоставлял им логику общечеловеческих истин. В произведениях Булгакова всегда звучат библейские мотивы,  которые позволяют взглянуть на сиюминутное через призму непреходящего, вечного.

Устные выступления культурологов.

Прогноз выполнения опережающего задания.

Исследователи отмечают, что события повести начинаются на следующий день после Пасхи (в 1924 г., когда писались «Роковые яйца», Пасха была 14 апреля; в 1928 г., куда перенесено действие, -15 апреля). Символичны в этой связи и красные яйца, которые подвергаются действию луча (в христианской культуре это образ плодородия, богатства, здоровья). Однако «несвоевременная» Пасха оборачивается светопреставлением. Нашествие гадов напоминает сцены из Апокалипсиса и т. д. Таким образом, лабораторные эксперименты Персикова, взятые на вооружение Рокком, становятся  у Булгакова аналогией социального эксперимента, проводимого большевиками над Россией (смысл названия повести).

- Каков же Рокк, в чьи руки попали плоды научных изысканий профессора? Выделим доминантные черты его характера, обратившись к средствам создания  этого художественного образа.

(Вновь Булгаков наделяет героя « говорящей» фамилией, именем и отчеством. Рокк – человек эпохи военного коммунизма, фанатик; он так же, как и Персиков, претендует на роль Творца. Бывший музыкант, он берется не за свое дело, пытаясь воспользоваться сделанным ученым открытием).

- Почему именно « возрождение куроводства» избрано в качестве «символа новой жизни»? (Примитивность, невежество; величайшее открытие и способ его применения).

- Случайно или закономерно, что детищами Рокка стали змеи?

( Змеи или драконы – представители демонического мира, хтонические существа - божества подземного мира).

- С какой целью автор использует параллелизм, воссоздавая образ людей, толпы и описывая поведение змей, появившихся от манипуляций Рокка с красным лучом? О чем Булгаков хочет предупредить?

(Автор знает о страшной разрушительной силе невежества. Свидетельством этому являются яркие сатирические картины современного ему общества. Булгаков уверен: любой процесс, лишенный нравственных основ, несет людям гибель. Примечательно в этой связи, что первоначальная редакция повести имела иной финал: необозримые полчища гадов двинулись на Москву, осадили ее и уничтожили. В заключительной картине  нарисована мертвая Москва и огромный змей, обвившийся вокруг колокольни Ивана Великого).

- Как вы считаете, почему писатель изменил финал?

(Возможно, еще верил в высшую справедливость, надеялся).

- Через призму фантастического сюжета в тексте Булгакова  высвечиваются  современные проблемы.  Услышан ли голос писателя сегодня?

IV Этап рефлексии

Оцените результаты проделанной работы:

  1. кто на уроке был наиболее активным?
  2. чьё выступление запомнилось больше всего и почему?
  3. что хотелось бы исправить, изменить?
  4. каковы были трудности в выполнении поставленных задач?
  5. какая атмосфера царила в вашей группе?
  6. чему ты научился в процессе подготовки заданий и в течение урока?

V  Домашнее задание

Cформулировать проблемы, поднимаемые Булгаковым в повести «Роковые яйца»,  и написать небольшое сочинение – эссе, высказав своё к ним отношение.

Использованная литература:

Камахина Т.В. Эксперимент профессора Преображенского // Литература в школе. – 2002. - №7

Петров В.Б. Михаил Булгаков смотрит в будущее // Литература в школе. – 2002. - №7

Яблоков Е.А. По дороге благих намерений: Мифопоэтический подтекст повести М. Булгакова "Роковые яйца" // Филологические  записки. Вып. 8.  Воронеж: Воронежский университет, 1997.  


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21379. Аппаратура передающего тракта: устройство и работа усилителя мощности ГА-210 98.49 KB
  В состав УМ входят: широкополосный транзисторный усилитель ШТУ блок ГА730; фильтр гармоник блок ГА711; три блока ламповых усилителей с распределенным усилением УРУ ГА 71801; блок согласованной нагрузки для сеточной линии блоков УРУ блок ГА724; два блока согласующих трансформаторов сопротивлений для анодной линии блоков УРУ блоки ГА732; блок защиты ламп блок ВГ723; блок питания ШТУ блок ГА708: блок питания накальных цепей ламп УРУ блок ГА706: блок питания управляющих сеток ламп УРУ блок ГА705: блок...
21380. Аппаратура передающего тракта: устройство и работа фидерного тракта ГА-230 49.71 KB
  В состав АФС Р – 330Б входят : передающая логопериодическая антенна ГА – 480; передающая ненаправленная антенна ГА – 482; приемо – пеленгаторная антенна Эдкока – Комолова Т – 251; направленная антенна РРС Р – 415В Z образная ДБ 11; ненаправленная антенна РРС ДБ12; штыревая антенна АШ – 4 р станции Р – 173; штыревая антенна АШ – 4 УПП Т – 210. Передающая логопериодическая антенна ГА – 480 предназначена для излучения р сигнала помехи в пространство с вертикальной поляризацией и используется при работе АСП на стоянке....
21381. Система электропитания станции. Средства связи 619.06 KB
  Наименование Назначение Приёмопередатчик: В него входят: Блок 3 Блок 4М Блок 7 Блок 9 Блок 10 Блок 11 Блок 12М Блок 13 Монтажный комплект антенного устройства Комплект запасных частей Кабель ВЧ Кабель НЧ Эксплуатационная документация Блок приёма Синтезатор частот Запоминающее устройство Перестраиваемый фильтр Усилитель мощности Антенносогласующее устройство Возбудитель Блок питания Устройство и работа радиостанции и её составных частей Структурная схема радиостанции Структурная схема радиостанции приведена на...
21382. Назначение, состав, тактико-технические характеристики АСП Р-934У 19.15 KB
  Диапазон рабочих частот 100000 – 399999 МГц. Станция в режиме ПОИСК позволяет производить: ручное обнаружение сигналов с любым видом модуляции во диапазоне частот; автоматическое обнаружение и сортировку сигналов по заранее заданному виду модуляции НС во всем диапазоне; визуальнослуховой анализ обнаруженных сигналов; ручное включение и выключение помехи на любой сигнал; автоматическое включение и выключение помехи на частоте обнаруженного сигнала для которого совпадает заданный вид модуляции с...
21383. Пост управления АШ-100 АСП Р-934У 62.58 KB
  Состав: АШ304 приемное АФУ предназначенное для приема электромагнитных волн и подачи их на приемные устройства поста управления; АШ401 приемное устройство плавного диапазона на базе Р313М2 предназначено для автоматического и ручного поиска сигналов; АШ400А панорамный анализатор обзора предназначен для визуального контроля за разведуемым участком диапазона частот; АШ403 датчик кода частоты предназначен для автоматического считывания частоты настройки АШ401 и формирования кода этой частоты для микропроцессора; Микропроцессор...
21384. Приемное устройство обнаружения 116.44 KB
  1 кГц; режим АВТОМАТ. 10 кГц. Технические характеристики Разрешающая способность прибора: в режиме ПОНОРАМА: 1МГц – в поддиапазоне 300 кГц – в секторе; в полосе анализа 250 кГц – 8 кГц; в полосе анализа 1 МГц – 30 кГц; в полосе анализа 50 кГц – 3 кГц. Время анализа: в пределах поддиапазона – 1 сек; в пределах сектора – 03 сек; в полосах обзора 1 МГц 250 кГц 50 кГц – 30 мс.
21385. Приемное устройство обнаружения. Приемник дискретный АШ404 57 KB
  Приемное устройство обнаружения предназначено для автоматической настройки на заданную частоту определения вида модуляции и спектрального анализа сигнала. Прибор АШ – 404 предназначен для автоматической настройки на разведанную частоту ее усиления и уточнения определения вида модуляции принимаемого сигнала и формирования усиленной 1ПЧ необходимой для работы анализатора спектра. Прибор позволяет автоматически определять вид модуляции принимаемого сигнала. Блок приемного устройства производит селекцию усиление принимаемого сигнала и его...
21386. Передающее устройство ВГ-020 37.25 KB
  Диапазон частот передатчика 100 – 400 МГц. Мощность на выходе передатчика не менее 1000 Вт. Время перестройки передатчика на любую частоту 2 мс. Потребляемая мощность передатчика не более 16 кВт без системы охлаждения.
21387. Система электропитания станции. Меры безопасности при работе на станции помех 58.25 KB
  Устройство и принцип работы АСП Р 934У Занятие №6Система электропитания станции. Меры безопасности при работе на станции помех Вопрос№1 Назначение технические характеристики состав устройство и принцип работы системы электропитания. Система электропитания станции предназначена для обеспечения питанием аппаратуры изделия защиты цепей питания от коротких замыканий и перегрузок коммутации цепей а также защиты обслуживающего персонала от поражения электрическим током. Технические характеристики Система электропитания обеспечивает...