62535

Монастырь

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Странник называет монастыри Саратовской области места где они находятся Иргизско Воскресенский монастырь Криволучье Свято Алексиевский Саратов Свято Никольский мужской монастырь Саратов Свято Никольский монастырь пос. Мопр Свято Сергиевский монастырь...

Русский

2014-06-11

71.21 KB

1 чел.

ПЛАН КОНСПЕКТА УРОКА

«Монастырь»

Ф.И.О.: Скрыльникова Ольга Александровна.

Место работы: Духовницкий район. Саратовская область. МОУ «СОШ с.Липовка».

Должность: учитель начальных классов

Предмет ОРКСЭ

Класс: 4

Тема и номер урока в теме: «Монастырь», урок 25

Учебник: А.В. Кураев «Основы православной культуры»

Цель урока: знакомство учащихся с православными монастырями, их значением в духовной культуре русского  народа; особенностями монастырской жизни.

Задачи:

 дать учащимся первоначальные представления о православном монастыре и его обитателях;

• развивать нравственные качества личности;

• сформировать навыки поведения в монастыре;

• развивать коммуникативные, информационные компетенции.

Задачи:

 Личностные

Прививать  интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;  формулировать общие для всех людей правила поведения в монастыре.

Метапредметные

Познавательные

Формировать умение отбирать главное, синтезировать; оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы;

Регулятивные

 Работать по плану, сверять свои действия с целью;

 Коммуникативные

 Формировать  умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу  во время работы. Формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое  высказывание.

Предметные

Воспитание у учащихся любви к своему Отечеству, уважению к историческому прошлому и настоящему нашей Родины; формирование устойчивого интереса к предмету, желания больше узнавать о православной культуре России; формирование интереса к использованию информационных технологий при изучении предмета.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Формы работы учащихся: беседа, театрализация, выборочное комментированное  чтение, работа в парах, группах, работа с иллюстративным материалом (презентация, картинки учебника).

Необходимое техническое оборудование: .

  1.  Мультимедийный проектор.
  2.  Экран для просмотра слайдов.
  3.  Компьютер для воспроизведения диска с материалами урока.
  4.  Диск с материалами урока. (Презентация).
  5.  Индивидуальный раздаточный материал

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

(в мин.)

1

Самоопределение к деятельности.

Организационный момент.

Включение в деловой ритм урока.

- Добрый день! Наш урок мы начинаем  с пожеланий друг – другу любви, здоровья и добра. Я надеюсь, что сегодня на уроке все будут активными участниками. Думаю, что настроение у вас хорошее. (Слайд 1)

«Я слышу - я забываю,

Я вижу - я запоминаю,

Я делаю - я понимаю»

- гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.

Садитесь, пожалуйста.

(Звуки колокольного звона, иллюстрация с изображением монастыря)

Учащиеся настраиваются на урок

1

2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

1.Беседа с учащимися по вопросам (элемент повторения): (Слайд 2)

-  Где могут зазвонить колокола? (В храме, на колокольне, в Кремле, в монастыре).

2. Ресурсный круг

- Давайте вспомним, что можно увидеть, услышать, почувствовать в храме?

.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

2

3

Постановка учебной задачи.

Учитель: Но речь сегодня на уроке пойдет не о храме. А вот о чем…

3. Чтение стихотворения учителем под музыку. (Слайд 3)

Крестом высоким осененный,

Вдали от сел и городов

Один стоишь ты, окруженный

Густыми купами дерев.

Вокруг глубокое молчанье

И только с шелестом листов

Однообразное журчанье

Живых сливается ручьев,

И ветерок прохладный веет,

И тень бросают дерева,

И живописно зеленеет

Полян высокая трава.

О, как сыны твои счастливы!

В твоем безмолвии святом

Они страстей своих порывы

Смирили бденьем и постом.

Их сердце отжило для мира,

Ум с суетою незнаком,

Как будто светлый ангел мира

Их осенил своим крестом.

И внемлет вечное Бог-Слово   

Их тяжкий труд благословив

Святых молитв живое слово

И гимнов сладостный призыв.

- О чем стихотворение? (О монастыре)

- Кто из вас может определить тему урока?

(Слайд 4)

- Как вы думаете, когда человек свободнее: когда у него много вещей, имущества, домов, или когда все его имущество может уместиться в одном рюкзаке?

- Бездомные люди бывают очень несчастны. Но доводилось ли вам слышать или читать о таких людях, которые добровольно ушли из дома и избрали образ жизни странников?

(Входит Странник).

Странник: Здравствуйте, милые дети!  Сколько путей я прошел, сколько дорог –  сколько святых мест посетил! Я – Странник, паломник, хожу по русским монастырям, чтобы обрести Божью благодать. И к вам зашел, чтобы загадки загадать и  показать те места, где побывал.

Первая загадка:

В черном, с четками в руках, 
О душе своей в слезах 
Богу молится …

Вторая загадка:

Ряса, клобук, параман 
Говорят о многом нам: 
Так одет монах, друзья, 
Жить, как все, ему нельзя! 
Инок, мантией одетый, 
Давший Господу …

Молодцы, детишки, а теперь смотрите и запоминайте.  (Слайд 5-10)

Странник называет монастыри Саратовской области, места, где они находятся – Иргизско-Воскресенский монастырь (Криволучье), Свято-Алексиевский (Саратов), Свято-Никольский мужской монастырь (Саратов), Свято-Никольский монастырь (пос. Мопр), Свято-Сергиевский монастырь (с.Алексеевка).

И невосстановленные -  Крестовоздвиженский Саратовский женский монастырь (Саратов), Владимирский монастырь (г.Вольск), Свято Троицкий мужской монастырь (г.Хвалынск).

- Запомнили, ребята, куда путь держать? В каких городах поблизости расположены монастыри? Может, запомнили названия? Какой вам больше понравился?

(Ответы учащихся).

Молодцы, детишки! Однако  мне пора собираться в путь – дорогу. До свидания! (Уходит).

Мотивация учащихся к изучению темы урока

Учащиеся ставят цели формулируют тему урока

Называют тему   «Монастырь»

Ответ

Том Сойер

Учащиеся отгадывают загадки

         Ответы

Монах

Обеты

10

4

Построение исследования.

Учитель: Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Туда приезжают люди,  чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за  советом  в трудной жизненной ситуации, за  исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия. Кто эти люди?

Слово «монах», происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.

Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.

Учащиеся внимательно слушают учителя, смотрят презентацию

Ответы учащихся: монахи, иноки, послушники

5

5

Самостоятельная работа.

Откройте страницу 81 учебника и найдите этапы жизни в монастыре и запишите их в тетрадь. (Предполагаемый ответ: 1. Послушание; 2. Монашеский обет; 3. Постриг; 4. Получение нового имени.

Используют материал учебника, рабочую тетрадь.

4

6

Усвоение новых знаний.

Давайте создадим словесный портрет монаха, используя текст учебника и презентацию. (Слайд 11)

Клобук  - именуется шлемом спасения и напоминает  о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей

Мантия –  с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.

Пояс -  является символом того, что монах  постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.

Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве

Издревле  на Руси в монастырях жили Святые Старцы. Это – монахи, которые своей молитвой, отречением от всего мирского и подвигами во имя Бога заслужили дар предвидения или исцеления.

Старец Божий, старец кроткий,
В лаптях, с  палкою простой,
На руке иссохшей четки,
Взор, горящий добротой.
Сколько дивного смиренья
В страстотерпческих чертах,
Дивный дар богомоленья
Лег улыбкой на устах
Тяжким подвигом согбенный
Он идет, гонец небес,
Прозорливый, вдохновенный
Полный благостных чудес.
Благодатной силой веет
На молящих от Него.
Гордый разум цепенеет
Перед святостью Его.
                                   (1933. г. Ницца, А. Ладыгин)

- Каких известных Святых Старцев вы знаете?

(Ответы учащихся).

Отвечают на вопросы учителя, пользуясь текстом

Смотрят презентацию, анализируют ситуацию

Ученик выходит и читает стихотворение

6

7

Самостоятельная работа.

Организует деятельность по применению новых знаний.

- На странице рабочей карты урока есть задание №2, которое связано с именем Святого Старца Амвросия Оптинского, его изображение вы видите в центре. Выполните задание в парах.

(Учащиеся выполняют задание в парах, находят ответ – составляют фразу).

(Если времени не хватает, то можно это задание оставить на домашнее задание).

- У вас получилась фраза «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено - там ни одного». Дома подумайте над смыслом слов Старца Амвросия и на следующем  уроке расскажите, как поняли.

- Давайте вспомним, что такое монастырь и кто такие монахи. Для этого составим кластер «Монастырь».

Запись в тетради, словарная работа, работа в группах/парах

Выполнение заданий в рабочих листах

Строят кластер

8

8

Физминутка

А сейчас мы с вами, дети,
Отдохнём и разомнёмся.

Покажите где носят клобук, пояс, мантию, чётки,

(руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, хлопок)

Монастырь ( посмотрите по сторонам).

 

Учитель называет слова - учащиеся    выполняют действия.

2

9

Закрепление изученного материала.

Выполнение тестов

(Приложение 1)

(Слайд 12)

Выполнение заданий

5

10

Домашнее задание.

Мы сегодня многое узнали о монастырях и вам, наверное, захотелось в ближайшее время своими глазами посмотреть на монастырскую жизнь. Но, ребята, монастырь – это святое место, где нужно себя по-особенному вести. Составьте дома, вместе со своими родными,  правила поведения в монастыре.

1

11

Рефлексия деятельности.

  1.  Сделали ли вы сегодня для себя какие-то открытия?
  2.  Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
  3.  Как вы думаете, легко ли быть монахом?
  4.  Как вы поняли смысл притчи?
  5. Чем монастырь отличается от церкви, а монах от священнослужителя?

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности ,соотносят цель и результаты.

1

Приложение 1

Тестовые задания:

1. Закончите предложение:

Люди уходят в монастырь, когда

1) ..у них не ладится в жизни;

2)  им хочется, чтобы ими восхищались;

3)  чувствуют потребность постоянного общения с Богом.

2. Закончите предложение:

Основным в монашеской жизни является

1)  труд и молитва;

2)  желание быть лучшим в монастыре;

3)  самоистязание и самолюбование.

3. Закончите предложение:

Монашеская жизнь скучна

1)  так как нечем заняться;

2)  не отличается от обычной;

3)  по-своему радостна, так как направлена к Богу.

4.Закончите предложение:

Послушание в монастыре нужно для того, чтобы

1)  узнать, что такое унижение;

2)  победить в себе грех гордыни (то есть быть тихим, кротким, смиренным перед Богом и людьми);

3)  просто всех слушаться.

Приложение 2

Рабочий лист урока

ученика (цы)  _____ «___» класса

Тема  _________________________________________________

Задание 1: Подчеркните слово, выпадающее из логического ряда, и объясните свой выбор:

а). мирянин, послушник, монах, схимомонах;

б). клобук, мантия, пояс, шляпа, четки;

в). трапезная, келья, скит, столовая.

Задание 2: Воспользовавшись подсказкой, замените цифры буквами, и начиная с выделенной клеточки, по часовой стрелке прочитайте фразу.

8

11

3

1

2

6

4

5

6,

6!

5

8

9

6

10

15

11

9

6

15

8

16

3

15

7

6

10

14

9

5

4

6

6,

15

4

3

5

2

6,

11

12

10

3

11

8

9

Подсказка:

а). Главное место в алтаре

1

2

3

4

5

6

7

б). Так одним словом называлось на Руси умение читать и писать

8

2

9

10

6

5

9

в). Священник, которому постоянно исповедуешься

11

12

13

6

14

15

16

17

Расшифруйте фразу  и запишите:__________________________________________________________

Кластер «Монастырь». 

Правила для юного паломника:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

       


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66578. Проблема принципиала-агента, и ее роль в теории фирмы, и в теории государства 382.5 KB
  Используются различные определения лояльности, разнообразные способы взаимодействия между принципалом, получающим выигрыш от лояльности, и агентом, выбирающим быть ли ему лояльным. Рост размеров фирмы влечет за собой увеличение затрат принципала на контроль над действиями возросшего числа агентов
66579. Дирекция социальной сферы филиал ОАО «РЖД» 265.5 KB
  Дирекция руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставом открытого акционерного общества...
66581. Структуры службы маркетинга на ОАО «Брестский завод бытовой химии» 143.5 KB
  Прохождение стажировки без отрыва от производства на ОАО Брестский завод бытовой химии предполагало постановку и реализацию следующих целей: Изучение особенностей технологии производства продукции выпускаемой ОАО Брестский завод бытовой химии.
66582. Использование Matlab для проектирования fuzzy-регуляторов 130.05 KB
  Ход работы: Пусть необходимо спроектировать fuzzy регулятор для автоматического управления подвижной платформы массой М=200 кг на отрезке пути 100м если допустимая максимальная скорость движения платформы не может быть более 2м с. Привод подвижной платформы развивает усилие при торможении и разгоне не более 100Н.
66583. РОЗРОБКА ІНТЕЛЕКТУАЛЬНОЇ СИСТЕМИ КЕРУВАННЯ БЕЗПІЛОТНИМ ЛІТАЛЬНИМ АПАРАТОМ 1.94 MB
  Об'єктом досліджень є інтелектуальні системи керування рухом безпілотного літального апарату БПЛА які б надійно забезпечували користувача всією сукупністю навігаційної інформації при складних умовах руху літального апарату. Предметом досліджень є інтелектуальні системи керування рухом безпілотного літального...
66584. Социология. Методические указания 227 KB
  Методические указания составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по прохождению педагогической практики студентами пятого курса, включают в себя содержание и порядок прохождения педагогической практики, организационные положения...
66585. Процес усунення несправностей та помилок в роботі ТзОВ Торгової мережі «Барвінок» 343.02 KB
  Також причиною невисокого показника є виробництво вказаних видів птиці в приватному секторі для особистого споживання а не для продажу в роздрібній мережі. Після написання огляду можна приступати до аналізу ТЗ і розробки робочого проекту мережі.