62543

О МАМЕ И О ПАПЕ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Дать первоначальные представления о православных основах семьи. Задачи урока: Познакомить с проявлением православных традиций в семье. Познакомить с Владимировской иконой Божией Матери.

Русский

2014-06-11

24.55 KB

0 чел.

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

ТЕМА УРОКА:

«О МАМЕ  И  О ПАПЕ»

                         ТАНАСЕНКО НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА    

учитель начальных классов

                                                Анкудиновская основная общеобразовательная школа/филиал

                                               МОУ «Красногородская средняя общеобразовательная школа»

Красногородский район

2010 год

Тема урока: «О МАМЕ  И  О ПАПЕ»

Цель урока: 

Дать первоначальные представления о православных  основах семьи.

Задачи урока:  

1.Познакомить с проявлением православных традиций в семье.                                             2. Познакомить с Владимировской иконой Божией Матери.                                            3.Дать представление об ответственности родителей перед Господом за воспитание детей, особой ответственности отца за благополучие семьи.                                                               4. Воспитывать любовь к родителям и чувство ответственности за свои поступки и выполнение долга перед родителями.                                                                                         5. Продолжать расширять представления о православии, об исторической, духовной, социально-культурной ценности православной культуры.                                                                 6. Продолжать воспитывать любовь и уважение к русской культуре, пробуждать желание сохранять её традиции.                                                                                                                      7. Формировать интерес к отечественной истории и культуре, мотивацию к их изучению. 8. Обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников.

Новые слова и понятия: Владимирская икона Божией Матери.

Иллюстрированный ряд: Владимирская икона Божией Матери.

Презентация по теме урока.

Предварительная подготовка к уроку: нарисовать рисунки на тему «Моя семья». Принести семейные фотографии. Найти пословицы и поговорки по теме урока.

План урока:

  1.  Организационный момент.
  2.  Проверка  домашнего задания (игра)
  3.  Сообщение темы урока.
  4.  Объяснение нового материала (беседа, чтение и рассматривание иллюстраций учебника, просмотр презентации, выставка рисунков).
  5.  Подведение итогов урока.
  6.  Объяснение домашнего задания.
  7.  Владимирская икона Божией Матери.

Основное содержание урока и рекомендации по ходу урока.

Проверка домашнего задания.

Дети играют в игру «Зажигаем фонарики»

Ребята, если вы согласны с моим утверждением - рисуем зелёный кружок, если нет - красный кружок.

1.Иисус  Христос – Богочеловек, он сын Бога, Создателя мира (зелёный кружок)

2. Иисус Христос родился сто лет назад (красный кружок)

3. Иисус Христос – сын земной женщины Пречистой Девы Марии (зелёный кружок)

4. Человек стал Спасителем мира от греха и смерти (красный кружок)

5. Иконами Спасителя украшают храмы и жилища (зелёный кружок)

6. Распятие есть в каждом храме (зелёный кружок)

7. Вся Православная Церковь молится только за себя (красный кружок)

                                   Сообщение темы и цели урока.

После проверки домашнего задания учитель сообщает тему нового раздела и тему урока.

Объяснение нового материала.                                                                                                                                         

Подготовленные ученики рассказывают стихотворения.

- Когда родилась наша дружная семья,

 Рядом с папой и мамой не было меня.

 Часто я смотрю на фото их красивое,

 И немножко злюсь и чуть-чуть завидую.

 Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»

 Отвечает папа: «Не было тебя!»

 Как же может быть такое, чтобы без меня

 Родилась такая дружная счастливая семья?

 

- Я так люблю, когда луна глядит в окошко,

 И сказки тихо бродят по углам.

 А рядом мама держит за ладошку

 И гладит мои волосы слегка.

Ребята, когда вы слушали стихи, о ком вы думали? (Ответы детей)

Вы вспоминали о своей маме.

Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброта, заботливость и вечная тревога матери за судьбу своих детей. Каждая мать хочет так воспитать своих детей, чтобы не было за них стыдно в будущем. Прочитайте в учебнике хорошие слова о маме.

Многие живописцы с восхищением и чувством великой благодарности относились к матерям. Они стремились запечатлеть их образ на своих картинах и иконах. Ребята, у кого дома есть иконы? (Ответы детей)

Сегодня мы будем знакомиться с Владимирской иконой Божией Матери.

Владимирская икона Божией Матери - это великая святыня Русской земли.

По преданию, она написана апостолом и евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовал сам Господь с Пречистою своею Матерью и праведным Иосифом Обручником. Икона «Богоматерь Владимирская» считается покровительницей, защитницей Русской земли. Икона эта издревле особо почитается на Руси, находится в Государственной Третьяковской галерее.

Вглядитесь в неё: лик Богоматери печален, она скорбит о предстоящих её сыну испытаниях. Склонив голову к младенцу Иисусу, который нежно прижимается к её щеке, Богоматерь умоляющим жестом протягивает к нему левую руку, словно прося Иисуса  защиты для всех нас. Младенец же Иисус изображён не только по - детски трогательным. Взгляд его исполнен мудрости и силы. Лики Богоматери и Иисуса Христа прекрасны, потому что исполнены самых добрых чувств.

Владимировская икона прославила себя многими чудесами. После долгих путешествий она оказалась в девичьем монастыре Киевского Вышгорода. Однажды увидели, что икона сошла со своего места, и стоит посреди церкви в воздухе. Решив, что ей нужно  другое место, её перенесли, но вскоре снова увидели её стоящей в воздухе. Слух дошёл до князя Андрея. Втайне от отца взял икону и отправился на землю Суздальскую. Не доезжая несколько вёрст до Владимира, на берегу Клязьмы, кони, вёзшие икону, остановились и не могли идти дальше. Ночью в чудесном явлении Богоматерь открыла князю Андрею свою волю: остаться во Владимире, а на месте явления Богородицы нужно построить святую обитель. Князь построил во Владимире храм в честь Успения Богородицы и принёс в него икону,- украсив её золотом, серебром, драгоценными камнями. Икону стали называть Владимирской.

Давайте прочитаем текст об этой иконе и рассмотрим иллюстрацию в учебнике.

Как называется икона, с которой мы познакомились?

Кем была написана эта икона?

Почему она так называется?

Я думаю, что у многих дома есть такая икона. Это одна из древних икон. К ней обращались и учились любви, мудрости наши мамы, папы, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки.

Сегодня в доме выходной,

Сегодня – воскресение.

Мы с папой на кухне колдуем вдвоём,

Для мамы готовим печенье.

Мы стол накрываем и ставим цветы,

Печенье кладём на блюдо.

Мы маме подарим любовь и букет,

А мама помоет посуду.

Теперь мы поговорим о папах. Трудно представить дружную, любящую семью без папы. Папа заботится о своей семье. Выполняет самую трудную работу. Помогает маме воспитывать детей. Он в ответе перед Господом за воспитание детей, за их благополучие. А что в нашем учебнике написано про папу. Давайте прочитаем. Ребята, и у нас есть обязанности перед родителями, перед Господом. Вы должны хорошо учиться, чтобы принести пользу нашей страны. Уважать родителей и заботиться о них.

Ваши родители хотят, что бы вы выросли хорошими людьми, почитали Бога, папу, маму. Наше правительство тоже заботится о семье.

В 2008 году, 8 июля, в России впервые отметили новый праздник - День семьи, любви и верности. Организаторы приурочили его к торжествам в честь старинных русских святых – Муромских князей Петра и Февронии.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» была написана выходцем из Пскова. В истории Петра и Февронии так же, как в названии нового праздника, неразрывно соединяются три понятия, которые кажутся неотделимыми друг от друга: семья, любовь и верность. В честь Дня  семьи, любви и верности 300 московских семей, проживших в браке более 25 лет и являющих собой пример супружеской верности, были награждены памятными медалями «За любовь и верность».

А какие семейные праздники отмечает ваша семья? (Ответы детей)

Не секрет, что все мы – и дети, и взрослые – любим праздники.

У Христиан всего мира светлый праздник Рождества Христова имеет тёплый, трогательный характер, и является красивым семейным праздником.

Ребята, как в вашей семье отмечают этот праздник? (Ответы детей)

Одним из главных праздников является Пасха. Что традиционно принято дарить на Пасху? (Ответы детей)

Какие традиционные пасхальные блюда принято готовить в вашей семье? (ответы детей)

У каждого в доме есть своя библиотека. Какие книги любят читать в вашей семье? (Ответы детей)

В какие игры родители играют вместе с вами? (Ответы детей)

Есть ли в вашей семье, какие – либо реликвии, которые вы бережёте и передаёте из поколения в поколения? (Ответы детей)

Ребята, сегодня на уроке мы говорили о ваших родителях, о вашей семье, познакомились с Владимирской иконой Божией Матери. Хорошо отвечали на мои вопросы. А сейчас я хочу обратить ваше внимание на выставку рисунков на тему «Моя семья».

И у нас есть Дерево жизни, на которое можно сейчас прикрепить ваши семейные фотографии. (Дети прикрепляют к дереву фотографии.) Посмотрите, как ожило наше дерево. На этих фотографиях запечатлены счастливые моменты вашей семьи.

Я хочу пожелать всем нам счастья, мира, добра! Пусть радость царит в ваших семьях всегда!

Подведение итогов урока.

Как называется икона, с которой мы сегодня познакомились на уроке?

Найдите эту икону среди других икон.

Составьте из слов пословицу.

При солнышке тепло, при матери добро.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Домашнее задание: 

  1.  Выучить название новой иконы, научиться хорошо читать текст урока, прочитать его родителям, братьям и сёстрам.
  2.  Выполнить творческую работу на тему «Мир семейных увлечений» или «Семейная реликвия»
  3.  Подобрать пословицы и поговорки по теме урока.

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50928. Врожденные механизмы развития речи. Роль слуха в формировании речи. Центры слуха и речи 14.58 KB
  Речь человека возникла и развивалась на основе слуховой системы: развитие способности произнесения звуков связано с развитием способности их воспринимать
50929. Строение преддверия внутреннего уха, его функциональное назначение, связь с другими отделами уха и черепа 14.66 KB
  Преддверие и полукружные каналы — органы чувства равновесия и положения тела в пространстве...
50930. Понятие «надставной трубы», ее назначение 15.13 KB
  Воздух из трахеи попадает в гортань: орган фонации (орган производящий звук), который определяет высоту, силу звука и его тембровую окраску. Все органы, что выше гортани осуществляют переработку гортанного звука и является надставной трубой.
50931. Государство. Функции государства 101.5 KB
  Государство представляет собой совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников
50932. Знаходження коренів нелінійного рівняння комбінованим методом хорд та дотичних 37 KB
  Мета. Навчитися уточнювати корені нелінійного рівняння комбінованим методом хорд та дотичних. Обладнання. Лист формату А4, ручка , олівець, лінійка, програмне забезпечення С ++.
50933. Метод Гауса рішення системи лінійних рівнянь, складання алгоритму 48.5 KB
  Мета. Навчитися вирішувати системи лінійних рівнянь методом Гауса, скласти алгоритм. Устаткування: папір формату А4, ручка, програмне забезпечення , ПК.
50934. Метод Крилова побудови власного багаточлена матриці 61.5 KB
  Мета. Навчитися знаходити власний багаточлен матриці методом Крилова. Устаткування: лист формату А4, ручка, програмне забезпечення Borland C++
50936. Знаходження власних чисел і векторів матриці по методу Крилова 60.5 KB
  Мета: навчитися знаходити власні числа і вектори матриці по методу Крилова. Устаткування: лист формату А4, ручка, С ++. Хід роботи Правила техніки безпеки Теоретичні дані Індивідуальне завдання. Знайти одне з власних чисел і відповідний йому власний вектор матриці А по методу Крилова (використати результати лабороторної роботи № 18).