62543

О МАМЕ И О ПАПЕ

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Дать первоначальные представления о православных основах семьи. Задачи урока: Познакомить с проявлением православных традиций в семье. Познакомить с Владимировской иконой Божией Матери.

Русский

2014-06-11

24.55 KB

2 чел.

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

ТЕМА УРОКА:

«О МАМЕ  И  О ПАПЕ»

                         ТАНАСЕНКО НАТАЛЬЯ ГЕННАДЬЕВНА    

учитель начальных классов

                                                Анкудиновская основная общеобразовательная школа/филиал

                                               МОУ «Красногородская средняя общеобразовательная школа»

Красногородский район

2010 год

Тема урока: «О МАМЕ  И  О ПАПЕ»

Цель урока: 

Дать первоначальные представления о православных  основах семьи.

Задачи урока:  

1.Познакомить с проявлением православных традиций в семье.                                             2. Познакомить с Владимировской иконой Божией Матери.                                            3.Дать представление об ответственности родителей перед Господом за воспитание детей, особой ответственности отца за благополучие семьи.                                                               4. Воспитывать любовь к родителям и чувство ответственности за свои поступки и выполнение долга перед родителями.                                                                                         5. Продолжать расширять представления о православии, об исторической, духовной, социально-культурной ценности православной культуры.                                                                 6. Продолжать воспитывать любовь и уважение к русской культуре, пробуждать желание сохранять её традиции.                                                                                                                      7. Формировать интерес к отечественной истории и культуре, мотивацию к их изучению. 8. Обогащать, закреплять и активизировать историко-культурологический словарь школьников.

Новые слова и понятия: Владимирская икона Божией Матери.

Иллюстрированный ряд: Владимирская икона Божией Матери.

Презентация по теме урока.

Предварительная подготовка к уроку: нарисовать рисунки на тему «Моя семья». Принести семейные фотографии. Найти пословицы и поговорки по теме урока.

План урока:

  1.  Организационный момент.
  2.  Проверка  домашнего задания (игра)
  3.  Сообщение темы урока.
  4.  Объяснение нового материала (беседа, чтение и рассматривание иллюстраций учебника, просмотр презентации, выставка рисунков).
  5.  Подведение итогов урока.
  6.  Объяснение домашнего задания.
  7.  Владимирская икона Божией Матери.

Основное содержание урока и рекомендации по ходу урока.

Проверка домашнего задания.

Дети играют в игру «Зажигаем фонарики»

Ребята, если вы согласны с моим утверждением - рисуем зелёный кружок, если нет - красный кружок.

1.Иисус  Христос – Богочеловек, он сын Бога, Создателя мира (зелёный кружок)

2. Иисус Христос родился сто лет назад (красный кружок)

3. Иисус Христос – сын земной женщины Пречистой Девы Марии (зелёный кружок)

4. Человек стал Спасителем мира от греха и смерти (красный кружок)

5. Иконами Спасителя украшают храмы и жилища (зелёный кружок)

6. Распятие есть в каждом храме (зелёный кружок)

7. Вся Православная Церковь молится только за себя (красный кружок)

                                   Сообщение темы и цели урока.

После проверки домашнего задания учитель сообщает тему нового раздела и тему урока.

Объяснение нового материала.                                                                                                                                         

Подготовленные ученики рассказывают стихотворения.

- Когда родилась наша дружная семья,

 Рядом с папой и мамой не было меня.

 Часто я смотрю на фото их красивое,

 И немножко злюсь и чуть-чуть завидую.

 Спрашиваю папу: «Где я был тогда?»

 Отвечает папа: «Не было тебя!»

 Как же может быть такое, чтобы без меня

 Родилась такая дружная счастливая семья?

 

- Я так люблю, когда луна глядит в окошко,

 И сказки тихо бродят по углам.

 А рядом мама держит за ладошку

 И гладит мои волосы слегка.

Ребята, когда вы слушали стихи, о ком вы думали? (Ответы детей)

Вы вспоминали о своей маме.

Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Доброта, заботливость и вечная тревога матери за судьбу своих детей. Каждая мать хочет так воспитать своих детей, чтобы не было за них стыдно в будущем. Прочитайте в учебнике хорошие слова о маме.

Многие живописцы с восхищением и чувством великой благодарности относились к матерям. Они стремились запечатлеть их образ на своих картинах и иконах. Ребята, у кого дома есть иконы? (Ответы детей)

Сегодня мы будем знакомиться с Владимирской иконой Божией Матери.

Владимирская икона Божией Матери - это великая святыня Русской земли.

По преданию, она написана апостолом и евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовал сам Господь с Пречистою своею Матерью и праведным Иосифом Обручником. Икона «Богоматерь Владимирская» считается покровительницей, защитницей Русской земли. Икона эта издревле особо почитается на Руси, находится в Государственной Третьяковской галерее.

Вглядитесь в неё: лик Богоматери печален, она скорбит о предстоящих её сыну испытаниях. Склонив голову к младенцу Иисусу, который нежно прижимается к её щеке, Богоматерь умоляющим жестом протягивает к нему левую руку, словно прося Иисуса  защиты для всех нас. Младенец же Иисус изображён не только по - детски трогательным. Взгляд его исполнен мудрости и силы. Лики Богоматери и Иисуса Христа прекрасны, потому что исполнены самых добрых чувств.

Владимировская икона прославила себя многими чудесами. После долгих путешествий она оказалась в девичьем монастыре Киевского Вышгорода. Однажды увидели, что икона сошла со своего места, и стоит посреди церкви в воздухе. Решив, что ей нужно  другое место, её перенесли, но вскоре снова увидели её стоящей в воздухе. Слух дошёл до князя Андрея. Втайне от отца взял икону и отправился на землю Суздальскую. Не доезжая несколько вёрст до Владимира, на берегу Клязьмы, кони, вёзшие икону, остановились и не могли идти дальше. Ночью в чудесном явлении Богоматерь открыла князю Андрею свою волю: остаться во Владимире, а на месте явления Богородицы нужно построить святую обитель. Князь построил во Владимире храм в честь Успения Богородицы и принёс в него икону,- украсив её золотом, серебром, драгоценными камнями. Икону стали называть Владимирской.

Давайте прочитаем текст об этой иконе и рассмотрим иллюстрацию в учебнике.

Как называется икона, с которой мы познакомились?

Кем была написана эта икона?

Почему она так называется?

Я думаю, что у многих дома есть такая икона. Это одна из древних икон. К ней обращались и учились любви, мудрости наши мамы, папы, бабушки, дедушки, прабабушки и прадедушки.

Сегодня в доме выходной,

Сегодня – воскресение.

Мы с папой на кухне колдуем вдвоём,

Для мамы готовим печенье.

Мы стол накрываем и ставим цветы,

Печенье кладём на блюдо.

Мы маме подарим любовь и букет,

А мама помоет посуду.

Теперь мы поговорим о папах. Трудно представить дружную, любящую семью без папы. Папа заботится о своей семье. Выполняет самую трудную работу. Помогает маме воспитывать детей. Он в ответе перед Господом за воспитание детей, за их благополучие. А что в нашем учебнике написано про папу. Давайте прочитаем. Ребята, и у нас есть обязанности перед родителями, перед Господом. Вы должны хорошо учиться, чтобы принести пользу нашей страны. Уважать родителей и заботиться о них.

Ваши родители хотят, что бы вы выросли хорошими людьми, почитали Бога, папу, маму. Наше правительство тоже заботится о семье.

В 2008 году, 8 июля, в России впервые отметили новый праздник - День семьи, любви и верности. Организаторы приурочили его к торжествам в честь старинных русских святых – Муромских князей Петра и Февронии.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» была написана выходцем из Пскова. В истории Петра и Февронии так же, как в названии нового праздника, неразрывно соединяются три понятия, которые кажутся неотделимыми друг от друга: семья, любовь и верность. В честь Дня  семьи, любви и верности 300 московских семей, проживших в браке более 25 лет и являющих собой пример супружеской верности, были награждены памятными медалями «За любовь и верность».

А какие семейные праздники отмечает ваша семья? (Ответы детей)

Не секрет, что все мы – и дети, и взрослые – любим праздники.

У Христиан всего мира светлый праздник Рождества Христова имеет тёплый, трогательный характер, и является красивым семейным праздником.

Ребята, как в вашей семье отмечают этот праздник? (Ответы детей)

Одним из главных праздников является Пасха. Что традиционно принято дарить на Пасху? (Ответы детей)

Какие традиционные пасхальные блюда принято готовить в вашей семье? (ответы детей)

У каждого в доме есть своя библиотека. Какие книги любят читать в вашей семье? (Ответы детей)

В какие игры родители играют вместе с вами? (Ответы детей)

Есть ли в вашей семье, какие – либо реликвии, которые вы бережёте и передаёте из поколения в поколения? (Ответы детей)

Ребята, сегодня на уроке мы говорили о ваших родителях, о вашей семье, познакомились с Владимирской иконой Божией Матери. Хорошо отвечали на мои вопросы. А сейчас я хочу обратить ваше внимание на выставку рисунков на тему «Моя семья».

И у нас есть Дерево жизни, на которое можно сейчас прикрепить ваши семейные фотографии. (Дети прикрепляют к дереву фотографии.) Посмотрите, как ожило наше дерево. На этих фотографиях запечатлены счастливые моменты вашей семьи.

Я хочу пожелать всем нам счастья, мира, добра! Пусть радость царит в ваших семьях всегда!

Подведение итогов урока.

Как называется икона, с которой мы сегодня познакомились на уроке?

Найдите эту икону среди других икон.

Составьте из слов пословицу.

При солнышке тепло, при матери добро.

Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Домашнее задание: 

  1.  Выучить название новой иконы, научиться хорошо читать текст урока, прочитать его родителям, братьям и сёстрам.
  2.  Выполнить творческую работу на тему «Мир семейных увлечений» или «Семейная реликвия»
  3.  Подобрать пословицы и поговорки по теме урока.

 

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34627. Философские искания Белинского. Основные периоды критической деятельности 35.5 KB
  Философские искания Белинского. В отношении к Белинскому всегда были крайности любви и ненависти. После смерти Белинского его имя запретили упоминать в печати. Пыпин в монографии Белинский.
34628. Основные положения эстетического кодекса Белинского 29.5 KB
  Художники все понимают. Великий художник мыслит не образами внешнего мира а категориями внутренней красоты. Художник медиум; он передатчик воли абсолютной разумной силы. Отсюда он выделяет у художника такие категории как естественность правдивость верность действительности.
34629. Теория «реальной» поэзии в эстетике Белинского 30 KB
  Теория реальной поэзии в эстетике Белинского. Бел к середине 30х гг. Бел полностью сбрасывал со щитов самого человека. Белинский о народности и национальной самобытности русской литературы.
34630. Белинский о народности и национальной самобытности русской литературы 23.5 KB
  Белинский о народности и национальной самобытности русской литературы. Бел не признавал космополитическое безоценочное искусство. Ошибка Белинского: Этот характер сохраняется только в низших слоях общества. все больше и больше Бел начинает понимать народность как служение определенной части общества то есть склоняется к простонародности доступности произведения для широких слоев.
34631. Относиться к содержательной теории мотивации 29.37 KB
  Основные значения термина менеджмент с различных сторон: Как процесс управления. Менеджмент совокупность принципов методов средств и форм и форм управления коммерческим производством прежде всего в масштабах фирмы. Осуществляемых на основе постоянного внедрения новых принципов форм структур и методов управления в целях повышения эффективности производства.
34632. Организация и управление 67.74 KB
  Чтобы считаться организацией эта группа должна соответствовать следующим обязательным требованиям: Наличие 2х или более людей осознающих себя частью этой организации Наличие общей цели желаемого конечного результата Добровольность объединения членов организации то есть их осознанное намерение работать вместе для достижения поставленных целей. Ответственность обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение Под обязательством понимается то что от индивида ожидается выполнение конкретных рабочих...
34633. Функция контроля 69.25 KB
  Власть возможность и способность оказывать влияние на поведение других людей или групп посредством действия или средства. Не только руководитель имеет власть над подчиненными но и подчиненные имеют власть над руководителями. То есть использовать власть таким образом чтобы не вызвать у подчиненных противодействия ограничить сферу использования инструментов влияния. Власть основанная на страхе или принуждении Власть основанная на вознаграждении Традиционная власть Харизматичная власть Экспертная власть Власть основанная на...
34634. Современные теории мотивации 83.29 KB
  Модель Портера Лоулера Характеристики эффективного контроля Стратегическая направленность контроля должен отображать общие приоритеты организации и поддерживать их. Относительная сложность оценки какого либо вида деятельности в количественном виде или измерение её результативности по принципу затраты эффект никогда не должна служить критерием для решения нужно ли вводить механизм контроля. Соответственно информация о результатах контроля важна только тогда когда доходит до тех лиц которые обладают правом произвести на её...