62546

Действия с информацией. Хранение информации

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией информационных процессах; познакомить со способами хранения информации. Изучением всевозможных способов передачи хранения и обработки информации.

Русский

2014-06-11

24.73 KB

4 чел.

Конспект урока по «информатике и икт» в 5  классе

студентки оаоу спо боровичского педагогического колледжа

специальности 050202 «информатика» группы 5 «и»

Тема урока: Действия с информацией. Хранение информации 

Цель урока: акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных процессах); познакомить со способами хранения информации.

Задачи:

  Обучающие:

  1.  акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией;
  2.  раскрыть суть информационного процесса хранения

  Развивающие:

  1.  развивать устойчивый познавательный интерес у учащихся;
  2.  умение лаконично и четко излагать свои мысли и доказывать свою точку зрения 

  Воспитательные:

  1.  воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, воспитать познавательный интерес,  умение слушать

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: интерактивная доска, учебник Босова Л.Л., рабочая тетрадь Босова Л.Л., наглядные пособия.

Основные понятия: информация, действия с информацией, оперативная (внутренняя) память, долговременная (внешняя) память, память отдельного человека, память человечества.

  1.  Список литературы: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 192 с.
    2) Босова Л.Л. Информатики и ИКТ.5-7 классы: методическое пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 464 с
    3) Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 87 с. 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические пометки

Орг. момент

2 мин.

Пожалуйста, проходите в класс. Готовьтесь к уроку, все встали, подравнялись, проверили принадлежности на столе: у вас должны быть учебник, дневник, ручка, тетрадь.

Пожалуйста, садитесь. Кто сегодня  отсутствует в  вашем  классе, назовите  их  фамилии? Начинаем наш урок.

Учащиеся проходят в класс,

приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, староста в классе называет отсутствующих.

Орг. момент

Учитель следит за дисциплиной в классе

Повторение материала прошлого урока. Проверка домашнего задания

3 мин.

Проверим ваше домашнее задание. Откройте учебники на странице 11, с вопросами и заданиями. Отвечайте по поднятой руке, полным ответом.

  1.  Расскажите, что вы знаете про информацию.

  1.  Что изучает наука информатика?

  1.  Для чего человеку понадобился компьютер?

Задания 4, 5, 6 я проверю у каждого.

По окончании урока не забудьте сдать тетради с выполненной домашней работой.

Информация – это сведения об окружающем нас мире. Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации.

С помощью компьютера человек не только выполняет математические расчеты, управляет сложным оборудованием, но и может рисовать, слушать мелодии, смотреть мультики и делать многое другое.

Повторение учебного материала, изученного на прошлом уроке с помощью фронтального опроса

Постановка цели урока

2 мин.

Сегодня на уроке мы познакомимся с основными действиями с информацией, и особое внимание уделим такому информационному процессу, как хранение информации.  А также выполним тест по ранее изученному материалу.

Тема урока: «Действия с информацией. Хранение информации»

Запишите тему урока себе в тетрадь.

Учащиеся слушают цель урока и записывают тему урока себе в тетрадь.

Цель урока

Изучение нового материала

15 мин.

Окружающий нас мир -  мир информации. Информацию нам несут другие люди, всевозможные предметы и явления.

Приведите примеры, откуда вы можете получить информацию?

Правильно информацию можно получить из телевизора, книг, компьютера, по радио, услышать от других людей, увидеть на улице (на афишах, объявлениях).

Когда вы слушаете объяснение учителя, читаете книгу, изучаете схему метро, смотрите кинофильм, посещаете музеи и выставки, вы получаете информацию,  над которой вы совершаете различные процессы, такие процессы принято называть информационными.

Информационные процессы - это действия (последовательность операций), совершаемые над информацией.

Запишите это понятие к себе в тетрадь со слайда.

Какие действия мы можем совершать с полученной информацией?

В информатике к информационным процессам относят:

Поиск информации;

Отбор информации;

Хранение информации;

Передача информации;

Обработка информации;

Защита информации.

Теперь давайте рассмотрим 4 основных информационных процесса: сбор информации, её обработка, хранение и передача.

Делю класс на 4 группы. Каждой группе необходимо выполнить задание – составить схему, рисунок и краткое описание тому информационному процессу, который им достанется.

После того, как группа готова, они выходят к доске, и излагают информацию перед всем классом. После ответа, учитель дополняет их рассказ и отвечает на вопросы учащихся.

Правильные действия человек может осуществлять, имея информацию о том, как это делается. В детстве люди учатся ходить и говорить, рисовать, писать, читать, готовить пищу, убирать постель, чистить зубы, выполнять многие другие действия.

Кто помогает ребенку познать окружающий мир, научиться понимать информацию, и совершать какие либо действия?

Как все это делается, ребенку показывают  и рассказывают  родители, воспитатели и учителя. Многому можно научиться, просто наблюдая, как это делают другие.

Наблюдение - это тоже действие с информацией.

В своих тетрадях приведите несколько примеров информации, с которыми вы можете совершить действия.

Прочитайте вслух, по цепочке, по одному примеру.

Ребята, давайте подробнее теперь поговорим о хранении информации.

Как каждый человек хранит информацию?

Каждый человек хранит определенную информацию в собственной памяти – « в уме». Вы прекрасно помните свой домашний адрес, телефоны близких родственников и друзей.

В вашей памяти хранятся таблицы сложения, умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе.

Как можно иначе назвать собственную память человека?

Собственную  (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро.

Может ли человек долго хранить большие объемы информации?

Но так уже устроен человек, что он не может долго хранить большие объемы информации в собственной памяти.

Если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается.

Что мы делаем, что бы  избежать этого?

Что бы избежать этого, мы записываем нужную информацию в справочники, блокноты и другие внешние хранилища информации – внешнюю память. 

Что такое память?

Память – самый первый «инструмент» хранения информации, но  люди всегда стремились доступными способами зафиксировать наиболее важную информацию на внешних носителях 

Если память человека можно назвать кратковременной,  а если  зафиксировать наиболее важную информацию на внешних носителях, то, как будет называться этот вид памяти?

Эту память можно назвать долговременной.

Перечислите, что используют люди, или использовали для хранения памяти?

Для сохранения информации люди использовали и используют:

НАСКАЛЬНЫЕ РОСПИСИ, ЗНАКОВАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ,  АЛФАВИТНОЕ ПИСЬМО,  СЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ, КНИГИ,  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО,  ФОТОГРАФИЯ,  ЗВУК, КИНО, ВИДЕО, МУЛЬТИМЕДИА, ИНТЕРНЕТ.

Существует память отдельного человека и память человечества.  Память человечества в отличие от памяти отдельного человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди.

Как представлены эти знания?

Всё правильно! И каждый человек в любой момент может воспользоваться этими накопленными знаниями.

Из телевизора, книг, компьютера, по радио, услышать от других людей, увидеть на улице

Учащиеся записывают данное определение к себе в тетрадь.

Собирать, передавать, хранить, обрабатывать

Учащиеся внимательно слушают задание.

Отвечают на вопрос.

Родители, учителя, воспитатели.

Приводят примеры

Излагают свои мысли

Внимательно слушают

Человек устроен так, что он не может долго хранить большие объемы информации в собственной памяти

Отвечают на вопрос

Эту память можно назвать долговременной.

Приводят примеры

Эти знания представлены в книгах, запечатлены на фотографиях, а также в живописных полотнах, скульптурах.

Знаковая письменность, кино, интернет, звук, кино.

Объяснение нового учебного материала

Примеры приведены на слайде

Понятие представлено на слайде

Действия представлены на слайде

Работа в группах

Использование творческого, исследовательского метода

Все объяснения сопровождаются презентацией

Задание на закрепление

Объяснение учебного материала

Вопрос по теме урока

Понятие представлено на слайде

Изображения представлены на слайдах

Вопрос по теме урока

Устное закрепление учебного материала

5 мин.

Давайте закрепим изученный материал. Ответьте на вопросы:

  1.  Что такое информация?
  2. Какие основные действия с информацией вы можете назвать?
  3. Можно ли информацию потерять?
  4. Как человек хранит информацию?
  5. Чем отличается память человека от памяти человечества?

Молодцы!

Учащиеся по поднятой руке отвечают на вопросы

Повторение материала

Вопросы по изученной теме

Практическая работа

10  мин.

Работа за ПК.

Вам, предлагается выполнить тест, в среде Microsoft Excel. Тест состоит из 10 вопросов. Из всех предложенных вариантов ответов, Вам необходимо выбрать только один верный.

На рабочем столе откройте папку  с названием, практическая работа – тест.

Загрузите документ, прочитайте внимательно инструкцию, и приступайте к выполнению.

Во время выполнения работы учитель ходит по классу, наблюдает, как учащиеся выполняют задания, оказывает необходимую помощь.

Ваше время вышло. Садитесь обратно за свои рабочие места.

Слушают задание

Читают задания практической работы

Выполняют работу

Задают вопросы, если им что – то не понятно

Тестирование по теме: «Информация. Действия с информацией» (Приложение 2)

Оказывает помощь

Окончание работы

Домашнее задание

1мин.

Откройте свои дневники. Запишите домашнее задание:

§ 1.2, 1.3, РТ: №4 (стр.5)

Записывают домашнее задание

Домашнее задание

(Приложение 4)

Подведение итогов

2 мин.

Тема урока: «Действия с информацией. Хранение информации»

Сегодня на уроке мы познакомились с основными действиями с информацией, и особое внимание уделили такому информационному процессу, как хранение информации.  А также мы выполнили тестирование по теме: «Информация. Действия с информацией», с помощью которого выявили Ваш уровень знаний по этой теме на данный момент.

В дальнейшем мы продолжим подробно знакомится с основными информационными процессами.

Спасибо за урок. До свидания!

Слушают, учатся самостоятельно делать выводы, обобщать.

прощаются

Обобщение изученного материала

Подведение итогов


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20199. Экологические факторы и их действия 945.5 KB
  Экологические факторы делятся на две категории: Факторы неживой природы или абиотические факторы. Факторы живой природы или биотические факторы. Абиотические факторы в свою очередь делятся на: Климатические освещённость температура влажность атмосферное давление скорость движения ветра Почвенногрунтовые плотность механический состав влагоёмкость воздухопроницаемость Орографические рельеф высота над уровнем моря Химические газовый состав воздуха количество растворённых в воде солей и т.
20200. Популяция, её структура и динамика 350 KB
  Стрелки это каналы передачи вещества энергии и информации. Этот процесс идёт с поглощением энергии которая запасается в химических связях органического вещества. Понятие о трофической цепи Трофическая цепь это цепь последовательной передачи вещества и эквивалентной ему энергии от одних организмов до других. упорядоченный поток передачи энергии солнца от продуцентов к консументам различного порядка.
20201. Круговорот веществ в биосфере 106.5 KB
  Он заключается в следующем: горные породы подвергаются разрушению и выветриванию продукты разрушения сносятся потоками воды в Мировой океан. Круговорот воды Нам знакомы 3 состояния воды: твёрдое лёд жидкое собственно вода газообразное водяной пар. Главный источник поступления воды атмосферные осадки а главный источник расхода испарение. Продолжительность кругооборота: океан 3000 лет подземные воды 5000 лет полярные ледники 8500 лет озера 17 лет реки 10 дней вода в живых организмах несколько часов.
20202. Промышленная экология. Промышленное производство и его воздействие на окружающую среду 47.5 KB
  Протяжённость тропосферы 710 километров на полюсах и 1618 километров по экватору. Протяжённость стратосферы примерно 40 километров. До высоты 30 километров температура стратосферы примерно 50оС а затем начинает расти и на высоте 50 километров составляет 10оС. Это связано с наличием в стратосфере озонового слоя расположенного на высоте 2540 километров.
20203. Загрязнение гидросферы 87 KB
  Пресная вода составляет только 25 от всех запасов воды. Примерно 70 пресной воды содержится в ледниках. Ежегодно люди расходуют около 3000 км3 воды из них 150 км3 безвозвратно. Больше всего воды потребляет сельское хозяйство.
20204. Стандартизация и охрана окружающей природной среды 31 KB
  ПДКрз это концентрация которая при ежедневной работе в течение всего рабочего стажа не может вызвать заболевания или отклонения в состоянии здоровья в процессе работы или в отдаленные сроки жизни настоящего и последующего поколения. ПДКав это максимальная концентрация примеси в атмосфере отнесенная к определению времени усреднено значение которой при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывая на него вредного влияния включая отдаленные последствия. Это концентрация присутствие которой допустимо не...
20205. Расчёт предельно допустимого выброса вредного вещества в атмосферу 145 KB
  Нарисуем график зависимости концентрации загрязняющего вещества по оси факела выброса от расстояния до источника выброса. Расчёт предельно допустимого выброса состоит из нескольких частей и первая часть расчёт максимальной приземной концентрации. Все формулы даются для двух вариантов: горячего выброса и холодного выброса.
20206. Контроль загрязнения почв 38 KB
  Кроме ПДК в номенклатуру санитарного состояния почв входят показатели: Общее количество аммонийного азота. Общее количество нитратного азота. Общее количество хлоридов. Общее количество пестицидов.
20207. ИССЛЕДОЛВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ 96 KB
  Для получения равноплечной дифференциальной системы соединяются дужками гнезда 10 16 при этом коэффициенты трансформации равны: Для получения неравноплечной дифференциальной системы соединяются дужками гнезда 10 16 при этом коэффициент трансформации равны Резисторная дифференциальная схема состоит из четырех резистров по 600 Ом образующих равноплечный мост рис. Для этого соединить дужкой гнезда 11 16 а к гнездам ГЕН 23 27 подключить измерительный генератор с частотой...