62546

Действия с информацией. Хранение информации

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией информационных процессах; познакомить со способами хранения информации. Изучением всевозможных способов передачи хранения и обработки информации.

Русский

2014-06-11

24.73 KB

4 чел.

Конспект урока по «информатике и икт» в 5  классе

студентки оаоу спо боровичского педагогического колледжа

специальности 050202 «информатика» группы 5 «и»

Тема урока: Действия с информацией. Хранение информации 

Цель урока: акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных процессах); познакомить со способами хранения информации.

Задачи:

  Обучающие:

  1.  акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией;
  2.  раскрыть суть информационного процесса хранения

  Развивающие:

  1.  развивать устойчивый познавательный интерес у учащихся;
  2.  умение лаконично и четко излагать свои мысли и доказывать свою точку зрения 

  Воспитательные:

  1.  воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, воспитать познавательный интерес,  умение слушать

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Оборудование: интерактивная доска, учебник Босова Л.Л., рабочая тетрадь Босова Л.Л., наглядные пособия.

Основные понятия: информация, действия с информацией, оперативная (внутренняя) память, долговременная (внешняя) память, память отдельного человека, память человечества.

  1.  Список литературы: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 192 с.
    2) Босова Л.Л. Информатики и ИКТ.5-7 классы: методическое пособие. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 464 с
    3) Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. – 87 с. 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические пометки

Орг. момент

2 мин.

Пожалуйста, проходите в класс. Готовьтесь к уроку, все встали, подравнялись, проверили принадлежности на столе: у вас должны быть учебник, дневник, ручка, тетрадь.

Пожалуйста, садитесь. Кто сегодня  отсутствует в  вашем  классе, назовите  их  фамилии? Начинаем наш урок.

Учащиеся проходят в класс,

приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, староста в классе называет отсутствующих.

Орг. момент

Учитель следит за дисциплиной в классе

Повторение материала прошлого урока. Проверка домашнего задания

3 мин.

Проверим ваше домашнее задание. Откройте учебники на странице 11, с вопросами и заданиями. Отвечайте по поднятой руке, полным ответом.

  1.  Расскажите, что вы знаете про информацию.

  1.  Что изучает наука информатика?

  1.  Для чего человеку понадобился компьютер?

Задания 4, 5, 6 я проверю у каждого.

По окончании урока не забудьте сдать тетради с выполненной домашней работой.

Информация – это сведения об окружающем нас мире. Человек получает информацию с помощью органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации.

С помощью компьютера человек не только выполняет математические расчеты, управляет сложным оборудованием, но и может рисовать, слушать мелодии, смотреть мультики и делать многое другое.

Повторение учебного материала, изученного на прошлом уроке с помощью фронтального опроса

Постановка цели урока

2 мин.

Сегодня на уроке мы познакомимся с основными действиями с информацией, и особое внимание уделим такому информационному процессу, как хранение информации.  А также выполним тест по ранее изученному материалу.

Тема урока: «Действия с информацией. Хранение информации»

Запишите тему урока себе в тетрадь.

Учащиеся слушают цель урока и записывают тему урока себе в тетрадь.

Цель урока

Изучение нового материала

15 мин.

Окружающий нас мир -  мир информации. Информацию нам несут другие люди, всевозможные предметы и явления.

Приведите примеры, откуда вы можете получить информацию?

Правильно информацию можно получить из телевизора, книг, компьютера, по радио, услышать от других людей, увидеть на улице (на афишах, объявлениях).

Когда вы слушаете объяснение учителя, читаете книгу, изучаете схему метро, смотрите кинофильм, посещаете музеи и выставки, вы получаете информацию,  над которой вы совершаете различные процессы, такие процессы принято называть информационными.

Информационные процессы - это действия (последовательность операций), совершаемые над информацией.

Запишите это понятие к себе в тетрадь со слайда.

Какие действия мы можем совершать с полученной информацией?

В информатике к информационным процессам относят:

Поиск информации;

Отбор информации;

Хранение информации;

Передача информации;

Обработка информации;

Защита информации.

Теперь давайте рассмотрим 4 основных информационных процесса: сбор информации, её обработка, хранение и передача.

Делю класс на 4 группы. Каждой группе необходимо выполнить задание – составить схему, рисунок и краткое описание тому информационному процессу, который им достанется.

После того, как группа готова, они выходят к доске, и излагают информацию перед всем классом. После ответа, учитель дополняет их рассказ и отвечает на вопросы учащихся.

Правильные действия человек может осуществлять, имея информацию о том, как это делается. В детстве люди учатся ходить и говорить, рисовать, писать, читать, готовить пищу, убирать постель, чистить зубы, выполнять многие другие действия.

Кто помогает ребенку познать окружающий мир, научиться понимать информацию, и совершать какие либо действия?

Как все это делается, ребенку показывают  и рассказывают  родители, воспитатели и учителя. Многому можно научиться, просто наблюдая, как это делают другие.

Наблюдение - это тоже действие с информацией.

В своих тетрадях приведите несколько примеров информации, с которыми вы можете совершить действия.

Прочитайте вслух, по цепочке, по одному примеру.

Ребята, давайте подробнее теперь поговорим о хранении информации.

Как каждый человек хранит информацию?

Каждый человек хранит определенную информацию в собственной памяти – « в уме». Вы прекрасно помните свой домашний адрес, телефоны близких родственников и друзей.

В вашей памяти хранятся таблицы сложения, умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе.

Как можно иначе назвать собственную память человека?

Собственную  (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро.

Может ли человек долго хранить большие объемы информации?

Но так уже устроен человек, что он не может долго хранить большие объемы информации в собственной памяти.

Если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается.

Что мы делаем, что бы  избежать этого?

Что бы избежать этого, мы записываем нужную информацию в справочники, блокноты и другие внешние хранилища информации – внешнюю память. 

Что такое память?

Память – самый первый «инструмент» хранения информации, но  люди всегда стремились доступными способами зафиксировать наиболее важную информацию на внешних носителях 

Если память человека можно назвать кратковременной,  а если  зафиксировать наиболее важную информацию на внешних носителях, то, как будет называться этот вид памяти?

Эту память можно назвать долговременной.

Перечислите, что используют люди, или использовали для хранения памяти?

Для сохранения информации люди использовали и используют:

НАСКАЛЬНЫЕ РОСПИСИ, ЗНАКОВАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ,  АЛФАВИТНОЕ ПИСЬМО,  СЛАВЯНСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ, КНИГИ,  ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО,  ФОТОГРАФИЯ,  ЗВУК, КИНО, ВИДЕО, МУЛЬТИМЕДИА, ИНТЕРНЕТ.

Существует память отдельного человека и память человечества.  Память человечества в отличие от памяти отдельного человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди.

Как представлены эти знания?

Всё правильно! И каждый человек в любой момент может воспользоваться этими накопленными знаниями.

Из телевизора, книг, компьютера, по радио, услышать от других людей, увидеть на улице

Учащиеся записывают данное определение к себе в тетрадь.

Собирать, передавать, хранить, обрабатывать

Учащиеся внимательно слушают задание.

Отвечают на вопрос.

Родители, учителя, воспитатели.

Приводят примеры

Излагают свои мысли

Внимательно слушают

Человек устроен так, что он не может долго хранить большие объемы информации в собственной памяти

Отвечают на вопрос

Эту память можно назвать долговременной.

Приводят примеры

Эти знания представлены в книгах, запечатлены на фотографиях, а также в живописных полотнах, скульптурах.

Знаковая письменность, кино, интернет, звук, кино.

Объяснение нового учебного материала

Примеры приведены на слайде

Понятие представлено на слайде

Действия представлены на слайде

Работа в группах

Использование творческого, исследовательского метода

Все объяснения сопровождаются презентацией

Задание на закрепление

Объяснение учебного материала

Вопрос по теме урока

Понятие представлено на слайде

Изображения представлены на слайдах

Вопрос по теме урока

Устное закрепление учебного материала

5 мин.

Давайте закрепим изученный материал. Ответьте на вопросы:

  1.  Что такое информация?
  2. Какие основные действия с информацией вы можете назвать?
  3. Можно ли информацию потерять?
  4. Как человек хранит информацию?
  5. Чем отличается память человека от памяти человечества?

Молодцы!

Учащиеся по поднятой руке отвечают на вопросы

Повторение материала

Вопросы по изученной теме

Практическая работа

10  мин.

Работа за ПК.

Вам, предлагается выполнить тест, в среде Microsoft Excel. Тест состоит из 10 вопросов. Из всех предложенных вариантов ответов, Вам необходимо выбрать только один верный.

На рабочем столе откройте папку  с названием, практическая работа – тест.

Загрузите документ, прочитайте внимательно инструкцию, и приступайте к выполнению.

Во время выполнения работы учитель ходит по классу, наблюдает, как учащиеся выполняют задания, оказывает необходимую помощь.

Ваше время вышло. Садитесь обратно за свои рабочие места.

Слушают задание

Читают задания практической работы

Выполняют работу

Задают вопросы, если им что – то не понятно

Тестирование по теме: «Информация. Действия с информацией» (Приложение 2)

Оказывает помощь

Окончание работы

Домашнее задание

1мин.

Откройте свои дневники. Запишите домашнее задание:

§ 1.2, 1.3, РТ: №4 (стр.5)

Записывают домашнее задание

Домашнее задание

(Приложение 4)

Подведение итогов

2 мин.

Тема урока: «Действия с информацией. Хранение информации»

Сегодня на уроке мы познакомились с основными действиями с информацией, и особое внимание уделили такому информационному процессу, как хранение информации.  А также мы выполнили тестирование по теме: «Информация. Действия с информацией», с помощью которого выявили Ваш уровень знаний по этой теме на данный момент.

В дальнейшем мы продолжим подробно знакомится с основными информационными процессами.

Спасибо за урок. До свидания!

Слушают, учатся самостоятельно делать выводы, обобщать.

прощаются

Обобщение изученного материала

Подведение итогов


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45892. Приспособления для агрегатных станков и автоматических линий 28 KB
  Приспособления для агрегатных станков и автоматических линий В связи с широким внедрением в промышленность прогрессивного металлорежущего оборудования станков с ЧПУ а также агрегатных станков и автоматических линий значительно возросли требования к технологической оснастке. Правильное решение вопросов оснащения станков с ЧПУ прогрессивными приспособлениями и другой оснасткой позволяет получить максимальный эффект от внедрения этих станков.
45893. Особенности конструкций приспособлений для сверлильных станков 27.63 KB
  Для устранения этого недостатка применяют многошпиндельные сверлильные головки. Головки могут быть специальными и универсальными. В крупносерийном и массовом производстве в основном применяются специальные многошпиндельные головки т. головки с неизменным расположением шпинделей.
45894. Система допусков и посадок для подшипников качения 14.37 KB
  Выбор посадок подшипников качения Весьма важным в обеспечении высокой работоспособности подшипников является выбор посадок колец подшипника с присоединяемыми поверхностями деталей изделия. Основными факторами определяющими выбор посадок являются: вид нагружения колец подшипника; величина нагрузки интенсивность нагружения; частота вращения; условия монтажа. Главным фактором при выборе посадок является вид нагружения наружного и внутреннего колец подшипника. Если Fr Fc то нагружение колец может быть местным или циркуляционным в...
45895. Допуски и посадки шлицевых соединений 47.67 KB
  Шлицевые соединения предназначены для передачи крутящих моментов в соединениях шкивов муфт зубчатых колес и других деталей с валами.Шлицевые соединения кроме передачи крутящих моментов осуществляют еще и центрирование сопрягаемых деталей. Шлицевые соединения могут передавать большие крутящие моменты чем шпоночные и имеют меньшие перекосы и смещения пазов и зубьев.В зависимости от профиля зубьев шлицевые соединения делят на соединения с прямобочным эвольвентным и треугольным профилем зубьев.
45896. Категории и виды стандартов. Стандарт. Стандартизация 17.75 KB
  Категории и виды стандартов Стандарты в РФ являются обязательными в пределах установленной сферы их действия и подразделяются на следующие категории: государственные стандарты ГОСТ; отраслевые стандарты ОСТ; республиканские стандарты союзных республик РСТ; стандарты предприятий СТП. Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями организациями и учреждениями во всех отраслях народного хозяйства. Государственные стандарты утверждает Государственный комитет по стандартам. Отраслевые стандарты обязательны...
45897. Определение основных понятий менеджмента. Цели менеджмента 12.53 KB
  Термин менеджмент применяется только в отношении управления соцэкономическими процессами производственнохозяйственной деятельности на уровне организации предприятия или фирмы. Менеджер должностное лицо занятое руководством в организации осуществляющий процессы планирования координации регулирования организации и контроля всех видов ресурсов включая трудовые. Конечная цель менеджмента это обеспечение деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процессауправления производством развития технологической и...
45898. Функции менеджмента: планирование, организация 12.53 KB
  Функции менеджмента: планирование организация. Планирование это определение будущего желаемого состояния объекта управления то на что направлено управляющие воздействие т. Планирование подготовка сегодня завтрашнему дню.стратегическое планирование высший уровень планирования попытка взглянуть долгосрочный в перспективе основополагающие составляющие фирмы.
45899. Функции менеджмента: учет, координация, контроль 12.37 KB
  Учет это сбор обработка анализ и хранение информации о фактическом состояние объекта управления и связанных с ним объектов внешней среды. Различают следующие виды учета: статистический это сбор информации осуществляемый государственными органами управления по стандартным формам и в строго определенные строки; бухгалтерский учет это сбор информации обо всех затратах объекта управления; оперативный учет это сбор информации состав и сроки предоставления которой определяется субъектом направлении. Большую важность для обеспечения...
45900. Понятие и задачи производственного процесса 13.81 KB
  Под термином процесс на производстве понимается упорядоченное взаимодействие труда и объектов труда направленные на получение требуемого результата протикающие в количественно определенных пространственно временных границах. Производственный процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов в результате которых исходные материалы превращаются в готовые изделия.в процессе труда рабочий при помощи средств труда оборудование инструмент оснастка воздействуют на предметы труда...