62549

Основные соединения серы

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Многие характеристики серы помогут нам более детально разобраться в теме сегодняшнего урока. Этап целеполагания и планирования Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение серы и тема нашего урока Основные соединения серы...

Русский

2014-06-11

42.31 KB

3 чел.

Конспект урока химии «Основные соединения серы»

Эпиграф к уроку: Сера «двигатель химической       промышленности»

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин.)

II . Актуализация, изученного ранее (10 мин.)

Учитель: мы с Вами должны вспомнить, что изучали на прошлом уроке. А для этого Вы должны отгадать загадку, представленную на слайе: Бедному А совсем неудобно в своей квартире: сверху его грозится сжечь Б, справа – отравить ядовитый Д, а живущий слева тихий Е иногда начинает буянить и уж совсем не ясно чего от него ждать – либо отравит, либо подожжет квартиру (он ведь входит в состав спичек). Но когда Е успокаивается, то начинает светиться бледно-зеленым светом и всех этим радует. Кто такой А и кто его соседи [Слайд 1]?

Учащиеся: А – это сера, Б – кислород, Д – хлор, Е – фосфор.

Учитель: Вы правы – это сера. Как вы догадались?

Учащиеся: По свойствам, а также по положению химических элементов в Периодической системе Д.И.Менделеева. Нам известно, что кислород газ, поддерживающий горение. Химический элемент кислород в Периодической системе находится над серой. Справа по группе с серой расположен хлор. Хлор является токсичным удушливым веществом, при попадании в легкие вызывает ожог легочной ткани, удушье. Слева по группе расположен фосфор, входящий в состав спичек и способный к свечению.

Учитель раздает на первые парты карточки-задания для организации парной работы с последующей взаимопроверкой (слайд 2), а остальным ученикам предлагает выполнить химический тест (слайд 3). 

Ребята, я предлагаю вам выполнить это задание для того, чтобы вы вспомнили ключевые понятия прошлого урока. Многие характеристики серы помогут нам более детально разобраться в теме сегодняшнего урока.

Учащиеся выполняют задание (химический тест) по пройденной теме: «Сера и ее свойства» в своих тетрадях индивидуально.

Химический тест

Поставьте знак «+», если предложенное утверждение подходит сере,

и знак «–», если не подходит:

1) сложное вещество;

2) кристаллическое вещество;

3) хорошо растворяется в воде;

4) хорошо проводит теплоту;

5) в природе встречается только в свободном состоянии;

6) кристаллическая решетка молекулярная;

7)  является окислителем;

8)степень окисления +4, +6;

9) при температуре +44,6 °С закипает;

10) входит в состав горных пород;

11) входит в состав гипса.

Учитель вывешивает на доску «ключ» к ответам (слайд 4):

Знак «+» у утверждений №: 2; 5; 6; 8; 9; 10 9; 10; 11.

Актуализируются опорные знания учащихся. Ребята подготавливаются к восприятию нового материала.

Организует самостоятельную деятельность детей по взаимопроверке выполненного задания.

Учащиеся обмениваются друг с другом своими тетрадями и производят проверку по «ключу» к ответам, оценивают полноту знаний, выставляют оценки, обсуждают результаты.

Учитель. Ребята, я прошу вас продемонстрировать результат выполненной работы; поднимите руку те, кто получил положительную оценку. (Если в классе окажутся дети с неудовлетворительной оценкой, учитель может предложить им выполнить это задание еще раз на следующем уроке.)

Учащиеся демонстрируют результат выполненной работы.

III. Этап целеполагания и планирования 

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжим изучение серы и тема нашего урока «Основные соединения серы» (слайд 5). Изучать эту тему мы будем в рамках проекта.

Ребята, какую цель мы поставим перед собой при изучении данной темы?

Учащиеся определяют цели урока, планируют свою деятельность.

Учитель фиксирует на доске ключевые фразы:

  1.  узнать строение соединений серы;
  2.  узнать физические и химические свойства соединений серы;
  3.  научиться записывать уравнения химических реакций;
  4.  применение соединений серы.

Происходит осознание компонентов учебной деятельности и мотивов собственных действий.

Цели нашего проекта (слайд 6):

  1.  изучить особенности строения соединений серы;
  2.  изучить физические и химические свойства основных соединений серы;
  3.  закрепить знания о сере и ее соединениях;
  4.  узнать применение основных соединений серы.

Основные этапы работы нашего урока (Слайд 7):

  1.  формирование групп;
  2.  поиск информации;
  3.  обработка информации;
  4.  защита проекта.

Для работы над проектом нам надо разделиться на три группы:

 1 группа – теоретики

2 группа - химики

3 группа - практики

Группы составляются с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы (слайд 8, 9, 10).

Учитель предлагает определить в группе капитана группы, записать на карте состав всей группы. Каждому члену группы необходимо выбрать одно из заданий, над которым вы будете работать в течение 5-7 минут, а затем познакомить всех остальных учащихся с результатами вашей работы.

Учащимся предлагается найти ответы на вопросы, указанные в инструктивной карте.

Поиск информации в дополнительной литературе, учебниках.

Учитель: А теперь давайте посмотрим, как вы справились с предложенными вам заданиями. Всем группам я буду помогать по мере необходимости.

Письменно у доски:

  1.  1 задание «Теоретики» – написать молекулярную, структурную и электронную формулы сероводорода, оксида серы (IV и VI), серной кислоты (Запись на доске).
  2.  3  задание «Химики» – Взаимодействие серной кислоты с металлами - составьте химические уравнения реакций (Запись на доске).

Устные ответы групп: Представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях.

Работа группы «Теоретики»: Рассказ о строение основных соединений серы: сероводорода, оксида серы (IV и VI), серной кислоты, рассказ о физических свойствах сероводорода, оксида серы (IV и VI), серной кислоты. (4 мин.) (Слайд 11-17).

Работа группы «Химики»: рассказ о химических свойствах соединений серы: оксидов серы (IV и VI), сероводорода. Привести примеры химических реакций. (2 мин.) (Слайд 18-21).

Работа группы «Практики»: рассказ о применение соединений серы и их воздействии на окружающую среду (2 мин.) (Слайд 22 -26). 

Время каждого выступления - около 2-4 минут. Всего защита длится около 20 минут.

IV. Физкультминутка

Учитель: давайте передохнем и вспомним тему « Периодическая система»

Слоганы

Упражнения

Раз – два – руки в горизонтали,

Обе руки в горизонтальной плоскости одновременно  вправо – влево;

Три – четыре – руки по вертикали.

Обе руки одновременно резким движением поднимаются вверх и опускаются вниз.

Помни, период – это горизонталь.

Руки на пояс, наклоны туловища вправо и влево;

Ну,  а группа – это вертикаль!

Руки на пояс, повороты влево, вправо.

Таким образом, нам удалось добиться пространственного изменения позы в процессе обучения, нарушить неподвижность ученика в ходе урока.

После проведения такой активной части физкультминутки проводим обязательную гимнастику для глаз. Расслабьте мышцы лица, выполним гимнастику для глаз – поднимем глаза и проведем по фигуре на потолке 3 – 4 раза, после этого крепко зажмурим и откроем глаза, тоже 3 – 4 раза.

Учащиеся выполняют упражнения, предложенные учителем.

Ребята отдохнули и готовы для дальнейшей работы.

V. Этап закрепления изученного материала

Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся, направленную на проверку полученных ими новых знаний. Для этого раздает на каждую парту проверочный лист № 1 «Сера и ее соединения» и просит каждого выполнить задание индивидуально.

Предложенные задания дифференцированы по сложности на три уровня, т.е. учитель создает ситуацию выбора:

уровень 1 – удовлетворительно;

уровень 2 – хорошо;

уровень 3 – отлично.

Проверочный лист № 1
Свойства соединений серы

У р о в е н ь 1

Определите степени окисления элементов в соединениях:

Н2S   SO2   Н2SO3     SO3    Н2SO4

У р о в е н ь 2

Напишите уравнения химических реакций взаимодействия сульфидов с водой и кислотами.

У р о в е н ь 3

Степени окисления серы изменяются с +6 до 0 в группе веществ:

1)S,SO2, SO3                                                                     3) Na2SO4, K2S, S

2) H2SO4, SO2, H2S             4) SO2, K2SO3, S

Каждый учащийся сам определяет, какой сложности задание он выполнит в своей тетради.

Учащиеся определяют границы известного им материала, применяя полученные знания для выполнения заданий. Результатом работы является определение достаточности собственных знаний.

После выполнения задания учащиеся сдают тетради учителю.

VI. Рефлексия

Учитель (совместно с учащимися оценивает урок, принимает их предложения и пожелания). Ребята, вы проделали большую работу. Чему каждый из вас научился на сегодняшнем уроке?

Ученики:

  1.  Узнали строение важнейших соединений серы;
  2.  Изучили физические и химические свойства соединений серы;
  3.  Узнали основные способы получения, применения основных соединений серы.

Учитель: Ребята, как вы считаете, достигли ли мы поставленных нами целей? Дома вы можете проверить, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.

А сейчас давайте подведем итог вашей деятельности на уроке – оцените свою деятельность на уроке по 4 бальной системе: Если активно участвовали – 4 балла.
Если ответили 2 вопроса – 3 балла. Если ответили на 1 вопрос – 2 балла.
Подсчитайте общее количество баллов
Если вы набрали 19-22 балла – оценка «5»
Если вы набрали 15-18 баллов – оценка «4»
Если вы набрали 12-14 баллов - оценка «3»
Если вы набрали менее 12 – вам надо подтянуться.

Карточки, приложения и оценочные листы сдайте.

Учитель записывает домашнее задание на доске и разъясняет, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

Учитель: На следующем уроке мы продолжим знакомство с соединениями серы, а именно  подробно остановимся на вопросах получения оксидов серы, промышленном  способе получения серной кислоты. 

Домашнее задание: изучить  параграф 23, записи в тетрадях, на «5» решить - упр. 3, 5, на «4» упр. 8, на «3» упр. 4 на стр. 142.

Задания, отмеченные кружочком и звездочкой, выполняются по желанию учащегося.

Учащиеся определяют объем и содержание домашнего задания, записывают его в дневник. Приходят к выводу, что нужно выучить, закрепить, о чем получить дополнительную информацию, в какой области расширить знания.

Дифференцированное домашнее задание дает возможность ребятам выбрать посильное задание, обеспечивая успех каждому ученику.

Урок завершен, всем спасибо.

Приложение № 1

Карточки-задания для организации парной работы

с последующей взаимопроверкой

Карточка 1

1. Низшая степень окисления серы. Укажите соединение с низшей степенью окисления.

2.  Написать уравнение реакции взаимодействия серы с щелочными металлами (указать - окислитель, восстановитель).

Карточка 2

1. Промежуточная степень окисления серы. Укажите соединение с промежуточной степенью окисления.

2. Написать уравнение реакции взаимодействия серы с неметаллами (указать - окислитель, восстановитель). 

 

Карточка 3

1. Высшая степень окисления серы. Укажите соединение с высшей степенью окисления.

2. Написать уравнение реакции взаимодействия серы со сложными веществами (указать - окислитель, восстановитель).

Приложение № 2

Инструктивная карточка № 1 для «Теоретиков»

Цель: изучить строение основных соединений серы: сероводорода, оксида серы (IV и VI), серной кислоты.

  1.  Написать молекулярную, структурную и электронную формулы сероводорода, оксида серы (IV и VI), серной кислоты;
  2.  Определить типы химической связи в молекуле;
  3.  Изучить физические свойства сероводорода, оксида серы (IV и VI), серной кислоты по плану: агрегатное состояние веществ в обычных условиях, цвет, запах, температура плавления и кипения;

Инструктивная карточка № 2 для «Химиков»

Цель: изучить химические свойства соединений серы: оксидов серы (IV и VI), сероводорода, серной кислоты. Привести примеры химических реакций.

  1.  Сероводород: химические свойства сероводородной кислоты (привести примеры: диссоциации кислоты, химические реакции, взаимодействия с кислородом, в избытке и охлаждении).
  2.  Химические свойства оксидов серы (IV и VI).
  3.   (Составьте химические уравнения реакций).
  4.  Правила разбавления концентрированной серной кислоты.

Инструктивная карточка № 3 для «Практиков»

Цель: изучить нахождение соединений серы в природе и их применение в промышленности и значение в природе.

  1.  Назовите важнейшие природные соединения серы и их применение в промышленности.
  2.  Применение в промышленности.
  3.  Значение в природе.

Приложение № 3

Проверочный лист № 1
Свойства соединений серы

У р о в е н ь 1

Определите степени окисления элементов в соединениях:

Н2S   SO2   Н2SO3     SO3    Н2SO4

У р о в е н ь 2

Напишите уравнения химических реакций взаимодействия сульфидов с водой и кислотами.

У р о в е н ь 3

Степени окисления серы изменяются с +6 до 0 в группе веществ:

1)S,SO2, SO3                                                3) Na2SO4, K2S, S

2) H2SO4, SO2, H2S    4) SO2, K2SO3, S

Приложение 4

Оценочный лист ученика

Вид работы

Количество баллов полученных на каждом этапе урока

Карточки-задания

Если все задания выполнены, верно – 5б.       Если есть одна ошибка  – 4б. Если две ошибки – 3б.      Более трех ошибок -1б

Химический тест

Если все задания выполнены, верно – 5б.       Если есть одна ошибка  – 4б. Если две ошибки – 3б.      Более трех ошибок -1б

Работа по инструктивной карте

Если все задания выполнены в полном объеме – 5б.       Если не рассмотрен  один вопрос– 4б. Если два – 3б.     Если вообще не справились с заданием - 1б

Проверочный лист

За каждый правильный ответ в уровне – 1б

Активность на уроке

Если активно участвовали – 4 балла.                                    Если ответили 2 вопроса – 3 балла.                                        Если ответили на 1 вопрос – 2 балла.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

47969. Лекції з анатомії, фізіології дитини з основами генетики 544 KB
  Далі прибавки росту в довжину щороку зменшуються і в дошкільному віці становлять 7 8см а в дітей молодшого шкільного віку ще менше в середньому 4 5см за рік. Неодмінною умовою яка може забезпечити всебічний як фізичний так і психічний розвиток дитячого організму є правильна постановка фізичного виховання навчальних занять ігор та трудової діяльності дітей з урахуванням їх вікових анатомофізіологічних особливостей. Завдання педагогів використати у справі виховання і навчання дітей усі можливості які надають розвитку людського...
47970. МЕНЕДЖМЕНТ ПЕРСОНАЛУ 719.5 KB
  Курс Менеджмент персоналу є складовою частиною циклу професійноорієнтованих дисциплін підготовки магістра спеціальності. Предметом курсу є системно організований процес відтворення й ефективного використання персоналу організації. Метою вивчення дисципліни “Менеджмент персоналу†є формування системи знань з теорії та практики керування персоналом різноманітних організацій функціонуютьу сфері економіки України.
47971. Політична економія 451 KB
  Розширення самостійності підприємств роздержавлення власності поява її різноманітних форм дозволяє перетворити більшість учасників суспільного виробництва в реальних господарів. Предметом політичної економії є сукупність економічних відносин які виникають в процесі виробництва обміну розподілу і споживання благ. Вона аналізує ціни окремих товарів витрати на їх виготовлення оптимальне співвідношення ресурсів...
47972. 1С: Бухгалтерія 7.7 218.83 KB
  Операції і проведення.1 Операції і проведення.6 Параметри операції. Якщо кінцевий користувач має доступ до констант то це вікно може бути викликано будь яким пунктом меню кнопкою панелі інструментів або через системне меню “Операціїâ€.
47973. Аграрна політика. Курс лекцій 2.2 MB
  Соціальноекономічний стан аграрного виробництва. Сучасний стан і тенденції розвитку аграрного виробництва Державна політика щодо сільськогосподарського виробництва у період існування Радянського Союзу Економіці належить виняткова роль у забезпеченні життя суспільства як сфери виробництва і відтворення матеріальних благ.
47974. Концепція проекту. Визначення і сутність інвестиційного проекту діяльності 277.5 KB
  Концепція проекту План лекції: Визначення і сутність інвестиційного проекту діяльності. Структура інвестиційного проекту.Життєвий цикл проекту та його кроки 4.Визначення і сутність інвестиційного проекту діяльності Проект є організаційною формою реалізації процесу інвестування.
47975. Будівельна механіка. Конспект лекцій 1.73 MB
  Перший тип опори представлений на рис. Схематично її зображують у вигляді одного стержня з двома ідеальними без тертя шарнірами на кінцях рис. Другий тип опори рис.Схематично опора другого типу зображується за допомогою двох стержнів з ідеальними шарнірами на кінцях; верхній шарнір є загальним для обох стержнів рис.
47976. БЕЗПЕКА ЖИТТЄДІЯЛЬНОСТІ 1.97 MB
  Усе це вказує на потребу формування знань вмінь навичок з безпеки життєдіяльності як необхідної умови безпечного та повноцінного життя людини. Безпека життєдіяльності людини. Безпека життєдіяльності людини. Основи безпеки життєдіяльності людини: Навч.
47977. Статистична наука 554 KB
  Одиниця сукупності це первинний елемент сукупності що створює відповідну сукупність і відображає її якісну однорідність. Одиниці сукупності повинні бути носіями певних властивостей або ознак тобто таких властивостей які можуть бути встановлені і вивчені виміряні. Тема 2 Статистичне спостереження Статистичне спостереження як метод інформаційного забезпечення є цілком необхідним для виявлення сукупності відомостей пор явища та процеси суспільного життя. Суцільне спостереження передбачає охоплення обліком всіх без винятку одиниць...