62551

Подготовка к сочинению в жанре спортивного репортажа по картине С.А. Григорьева Вратарь

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цели урока: дать понятие о жанровых особенностях репортажа подготовив материал для написания сочинения по картине с описанием действий людей которых изобразил художник...

Русский

2014-06-11

42.07 KB

9 чел.

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Чебаклинская средняя общеобразовательная школа»  Большереченский МР Омская область

Подготовка к сочинению в жанре спортивного  репортажа по картине С.А. Григорьева "Вратарь"

               Урок развития речи в 7 классе.

                  

                                         Подготовила:

Шарыгина Л.Г.,

учитель русского языка

МКОУ  «Чебаклинская средняя

общеобразовательная школа»

Большереченский МР Омская область

Тема урока: Подготовка к сочинению в жанре спортивного  репортажа по картине С.А. Григорьева "Вратарь"

Цели урока:

дать понятие о жанровых особенностях  репортажа, подготовив материал для написания сочинения по картине с   описанием   действий людей, которых  изобразил художник;

 формировать  навыки написания чернового варианта сочинения в   жанре  репортажа, отрабатывая орфографические и пунктуационные навыки;

 воспитывать потребность здорового образа жизни и  интереса к творческому труду,  профессии журналиста.

   Оборудование урока:

  1.  Мультимедийная презентация к уроку;
  2.  Футбольный мяч, свисток;
  3.  Отпечатанные эпиграфы;
  4.  Иллюстрация картины  С.А. Григорьева "Вратарь";

Методические приёмы: беседа по вопросам, подготовленный диктант, лингвистический анализ, устное описание картины, словарная работа, прослушивание репортажа

Средства для достижения цели:

1.Фоторепортаж о занятиях спортом.

2.Фотоколлаж.  Дидактический материал (памятка).

3.Отрывок спортивного радиорепортажа с футбольного поля.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-консультация с применением компьютера.

План урока:

I.Орг.момент.

Эпиграфы к уроку:

«Я  убежден, что молодому писателю очень полезна работа в  газете. Это школа,  заменить которую в литературе нельзя». (К. Федин).

«Многие и многие русские писатели отдавали репортажу  много сил, внимания и находчивости». (В. Гиляровский)

  1.  Звучит футбольный марш.

Проблемный вопрос:  Почему атрибутами нашего урока является футбольный мяч и марш, с которого начинается спортивные соревнования по футболу и картина «Вратарь» ,  бейджики с вашими именами? Чему будет посвящён наш урок?

  1.  Вступительное слово (тема, цель формируют учащиеся)
  2.  Актуализация знаний учащихся о спорте,  спортивном репортаже.

Сегодня мы знакомимся  с новым для вас жанром – жанром репортажа и работаем с вами  в редакции спортивной газеты «Всё о спорте».

Вам, как настоящим журналистам, предстоит написать репортаж. Лучший репортаж победит  и будет опубликован в газете.

Эпиграфом нашего урока являются слова   русских писателей  К.Федина  и  В. Гиляровского,  которые отмечали, что труд репортера очень важен, нужен, требует сил, внимания и  находчивости.

Наша  главная задача на урок  – поработать творчески  и подготовиться к  написанию сочинения в жанре  репортажа.

Что вы знаете о репортаже?  (Репортаж – жанр публицистического  стиля)

В чем сила его воздействия? (В особой эмоциональности  автора, который прямо обращается к читателю,  к его чувствам,  разуму, говорит о том, что его волнует)

Какие виды репортажа вы знаете? (Фоторепортаж, телерепортаж, радиорепортаж, газетный (текстовый))

Какие события обычно отражаются в репортаже? (Те события, которые журналист видел сам. В репортаже говорится о  динамичных событиях, которые могут быть интересны зрителям или слушателям)

Какова цель репортажа?    (Познакомить людей с важными и интересными событиями во всех подробностях, воссоздать полную картину события. Репортер должен так описать событие, чтобы людям показалось, что они все видели своими глазами)     

Что такое  «эффект присутствия».  Какими средствами он создается? (В репортаже есть описание места действия, характеристика героев, подробное описание того, что они делают, их диалоги. Репортер говорит о том, что видел сам, описывает свои чувства – в этом проявляется авторское «Я»)

Вывод:   Репортаж пишется с места события, в нем содержатся точные сведения и детали, интересного и познавательного события; в нем с документальной точностью передано все происходящее  и выражено авторское отношение к этому.

Где работают репортёры? ( В редакциях газет и журналов)

Объясните, как вы понимаете чем занимаются люди этих профессий?

Редакционные  профессии: шеф – редактор,  главный редактор, собственные корреспонденты, художники, фотокорреспондент, корректор, веб- редактор, рекламщик.  

Физкультминутка: «футбольный диктант» - автогол, арбитр, аутсайд, аутсайдер, бомбардир — игрок, забивающий много голов, ( игрок, защищающий ворота) - голкипер,капитан команды,  (нападающий) форвард, бутсы, сейв — (от англ. save, спасать) мяч, отбитый вратарём.

Английское изречение:

Регби — игра хулиганов, в которую играют джентльмены; футбол — игра джентльменов, в которую играют хулиганы.

Не говори гол, пока вратаря не обвёл. (Владимир Семенов)

5. Подготовка к написанию сочинения  в жанре репортажа

а) информация об авторе

б) обсуждение картины.

в) словарная работа.

г) работа над вступлением.

д) работа над основной частью.

е) работа над заключением.

Репортаж наш  будет  с футбольного матча, который проходит во дворе дома.  Спорт – это жизнь, здоровье. Занятия спортом делают нас сильными, выносливыми, крепкими,  мужественными,  красивыми. В наше время  в  России  большое значение придается развитию спорта и пропаганде здорового образа жизни.  В 2013 в столице Республики Татарстан городе Казани буде проходить летняя  Универсиада, а в 2014 году  в городе Сочи пройдет зимняя Олимпиада.

Прежде,  чем приступить к сочинению, давайте познакомимся с художником.

VI. Презентация о художнике. Анализ картины.

Давайте внимательно рассмотрим картину и проанализируем:  

Где происходит действие картины?

Кто является участниками события?

Каким видом спорта заняты герои картины? На основании чего вы сделали такой вывод?

Кто изображен на переднем плане, на заднем плане?

Кто главный герой, кто второстепенный? Почему так решили?

Какие цвета преобладают в картине? Какой любимый  цвет у художницы?  Проявила ли она свое отношение к любимому цвету в картине?

Какое впечатление произвела на вас картина?

VII. Работа с радиорепортажем.

Какими качествами должен обладать радиорепортёр? На что вы обратили внимание во время его комментария? Создалась ли у вас цельная картинка с футбольного поля?

VIII. Работа с учебником. Упражнение 187.

– В каком стиле вы напишите сочинение, если представить, что вы – репортер? (В публицистическом)

– Какие средства публицистического  стиля  можно использовать в репортаже о спортивной школе? (Четкость, краткость, емкость  изложения, обращения и риторические вопросы,  ярко выраженная авторская позиция)

– Какой тип речи уместно использовать?  (Повествование, описание, рассуждение).

– Из каких частей состоит сочинение? (Вступление, основная часть, заключение).

– Составьте план сочинения-репортажа.

План сочинения:

Краткое вступление – общая картина.

Описание участников картины.

Выбор объекта для интервью

Заключение, в котором выражаются чувства автора,  которые он хочет передать читателю.

Рефлексия:

1.Что нового вы узнали на уроке?

2. Получили ли вы полное представление о картина и жанре спортивного репортажа?

3. Заполните таблицу «Моё участие  в работе урока».

IX. Домашнее задание: создание репортажа.

X. Выставление оценок.

Список используемой литературы:

  1.  Егорова Н.В. «Поурочные разработки по русскому языку», М., «Вако», 2011.
  2.  Фёдорова М.В. «Уроки русского языка в 7 классе», М., «Просвещение», 2002
  3.  Материалы периодической печати.

Приложение

«Словарь футболиста»

Автогол — мяч, забитый футболистом в свои ворота

Арбитр — футбольный судья

Аренда — переход игрока из одного клуба в другой на оговорённое клубами время, по истечении которого он обычно возвращается обратно.

Аритмия — смена (иногда частая) темпа игры. Аритмия может быть следствием физической усталости игроков или преднамеренной частью игровой концепции.

Атака — продвижение к воротам противника.

Аут (от англ. out, выход) — выход мяча за боковую линию.

Аутсайд — фланговый, крайний нападающий, играющий на правом или левом фланге.

Аутсайдер — команда, находящаяся в конце турнирной таблицы.

Банка:

скамейка запасных;

гол.

Бисиклета (велосипед) — удар ножницами в прыжке через себя.

Бек (от англ. back) — то же, что защитник.

Бетон (сленг) — глухая оборона.

Бомбардир — игрок, забивающий много голов.

Быстрый гол — гол, забитый до 19-ой минуты матча включительно.

Вингер (от англ. wing, крыло):

крайний атакующий полузащитник;

фланговый игрок, бороздящий всю бровку.

Ворота (футбольные) — конструкция из двух штанг и перекладины на краю поля, куда игроки пытаются забить мяч. Размер — 7,32 метра на 2,44 метра.

Вратарь — игрок, защищающий ворота.

Вратарская площадка — площадь внутри штрафной, в которой запрещена любая борьба с вратарём.

Второй этаж (сленг) — игра головой.

Вынос:

сильный удар по мячу игроком защищающейся команды с целью выбить его как можно дальше от своих ворот и разрядить таким образом обстановку;

лёгкая победа с крупным счётом (сленг).

[править]

Г Гандикап — соревнование, в котором одна из команд заранее получает некоторое преимущество (фору).

Гекса-трик — шесть мячей, забитых игроком в одном матче (упоминается редко).

Гол (от англ. goal, цель) — взятие ворот соперника, для которого необходимо, чтобы мяч полностью пересёк линию ворот.

Гол в раздевалку — гол на последних минутах первого тайма.

Гол из раздевалки — гол на первых минутах второго тайма.

Голкипер (от англ. Goalkeeper) — вратарь.

Горчичник — жёлтая карточка (жаргон).

Грузить — производить частые навесы в штрафную площадь на своего нападающего в попытках преодолеть плотную оборону соперника.

Группа смерти — группа в турнире, состоящая из примерно равных по высокому мастерству команд. Определяется при жеребьёвках.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

35875. Аэродинамический расчет 149.5 KB
  Расчет заключается в определении размеров сечения участков систем и определением гидравлических потерь на этих участках при перемещении заданного количества воздуха.Определяем нагрузки отдельных расчетных участков для этого систему разбиваем на участки и определяем на каждом участке расход воздуха суммированием расходов на отдельных ответвлениях начиная с перефирийных участков 2. fp=Lр Ur м где Lррасчетный расход воздуха на участке м с Urскорость движения воздуха на участке. Местная вентиляция обеспечивает удаление воздуха в...
35876. Развитие редактирования в издательской практике России 60-70-х годов XIX века 140 KB
  Поэтому подпольные издания предпочитали печатать в профессиональных типографиях за границей. Разграничивалась ответственность за подготовку издания между редактором и корректором происходит становление редакционноиздательского процесса. В 60е годы становление редакторской деятельности проходило под влиянием трех факторов которые определили характер развития книгоиздания.
35877. Міжнародна економічна діяльність України 137.96 KB
  Факторна забезпеченість України як передумова її МЕД Фактори МЕДУ: 1 Первинні об’єктивні Географічне положення Ресурсний потенціал природні ресурси трудові ресурси технологічний уклад виробництваЦивілізаційнокультурні особливості 2 Вторинні суб’єктивні Модель управління Інструменти регулювання Інститути управління меду і мев Факторна забезпеченість України складається з багатьох компонентів: природноресурсний соціальнодемографічний виробничий аграрний трудовий рекреаційний інформац та інші потенціали.Актуальні...
35880. Политическая концепция «Москва – третий Рим» 132 KB
  Его учение развивало и уточняло главные иосифлянские идеи о природе царской власти ее назначении взаимоотношении с подданными и церковной организацией. Наиболее подробно у Филофея разработан вопрос о значении законной царской власти для всей русской земли. Много внимания он уделял теме о Божественном происхождении царской власти.Многократно обращается Филофей к описанию образа держателя верховной власти разрешая его традиционно.
35883. Географическая поясность и зональность 128.5 KB
  Внутри поясов выделяют географические зоны где наравне с радиационными условиями принимаются во внимание увлажнение емной поверхности и соотношение тепла и влаги свойственные данной зоне. Отсюда географические пояса распространяются на материки и океаны а географические зоны только на материки. Различают широтные и меридиальные или долготные природные зоны. В долготном направлении широтные зоны подразделяются на подзоны а в широтном на провинции.