62555

Урок развития речи. Письмо

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Познакомить учащихся со структурой и стилистическими особенностями письма как эписталярного жанра со значением переписки в жизни людей. Мы научимся правильно писать письма родным близким и знакомым. Познакомимся со структурой письма продолжим развитие устной и письменной речи.

Русский

2014-06-11

30.47 KB

0 чел.

[Введите текст]

Урок провела  учитель Бондарева Н.В.

Урок развития речи.  Письмо.

Цель: Познакомить учащихся со структурой и стилистическими особенностями письма, как эписталярного жанра, со значением переписки в жизни людей. Продолжить развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса. Научить детей использовать эписталярный жанр в письменной речи. Развивать и совершенствовать орфографические навыки учащихся.

 Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение цели урока.

- У нас сегодня урок развития речи. Мы научимся правильно писать письма родным, близким и знакомым. Познакомимся со структурой письма, продолжим развитие устной и письменной речи.

- А сейчас послушайте загадку, посмотрите на экран. (Слайд №1.) Что это?

 Заклеили клеем прочно

 И ко мне прислали срочно

 Я его не пожалею

 Получу и вмиг расклею. (Конверт)   

Показываю детям почтовый  конверт.

- И я предлагаю вам сегодня написать письмо.

- Скажите, кто был первым космонавтом? (Гагарин)

- После Ю.А. Гагарина много космонавтов покорили космическое пространство. Однажды у известных космонавтов Валерия Рюмина и Леонида Попова спросили : « Что вам было приятнее всего получать с Земли, когда вы были в космосе?» -Письма- ответили космонавты.

-Как вы думаете, почему космонавты так ответили?  (Ответы детей)

-Письма с давних пор играют большую роль в жизни людей. Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии. В   17-18 веках письма шли очень долго, так как их перевозили на почтовых каретах. Позже появились машины, поезда, самолёты, и письма по адресу стали доходить быстрее. Сейчас мы стали очень редко писать друг – другу письма. А как вы думаете, почему? Каким образом мы сегодня общаемся на расстоянии?  (Ответы детей)                                                                                     Даже в наш современный век не всегда можно благодаря СМС сообщениям и разговорам по сотовому телефону пообщаться. Ведь в телефонном разговоре не всё можно сказать так, как в письме. Ещё один пример приведу вам. Молодые юноши ,проходя службу  в рядах Вооружённых сил России, не всегда имеют возможность позвонить домой и сообщить о своём здоровье . Вот тогда на помощь приходит письмо, которое родители очень ждут.              Сохранились ли у вас в семье чьи – либо письма?  (ответы учеников)             Давайте сейчас вместе с вами выясним, кому и для какой цели пишутся письма? Посмотри те на экран и прочтите первое письмо. (Слайд № 2)       

« Дорогие дети!

От души желаю вам , хорошие маленькие люди, будьте  всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

                                                                                           М. Горький»

- К кому обращается М. Горький?   - Как, по каким словам из письма вы об этом поняли?

- Как он их называет? (Хорошие маленькие люди)       Как относится М. Горький к детям?   - Чего желает автор детям? (Ответы детей)                      

- Раз он им желает, как можно назвать это письмо?

Письмо –пожелание. (Слайд № 3)

Вывод: М. Горький в своём письме подчёркивает свою любовь к детям…В письме - пожелании автор желает быть все детям чуткими и добрыми.

-  А сейчас познакомимся со вторым письмом. (Слайд №4)             

« С днём рождения, мои дорогие близнецы!                                        Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.               Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении.

 Любящий вас дедушка Коля.»

- К кому обращается автор этого письма?   (К близнецам)                   Как вы узнали об этом?  ( Есть обращение)                                             Кем являются близнецы автору?                                                                  Какие слова  в письме помогли это узнать? (Подпись)                 Что характерного вы увидели в написании письма?                                 С какой целью автор написал письмо?                                                         Следовательно, это какое письмо?                                                    

Письмо  – поздравление. (Слайд №5)                                Вывод: в этом письме дедушка поздравляет своих внуков с днём рождения и желает им здоровья, дружбы между собой. Следовательно, мы узнали, что бывают ещё и письма – поздравления.

-Знакомимся ещё со следующим письмом. (Слайд № 6)             «Здравствуйте , дорогие мама и папа! Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится.   Когда вы приедете?                   Я уже соскучилась по дому. Приезжайте, не забудьте привезти мои  кроссовки.  

Целую. Ваша дочь Оля.»

- Кому адресовано это письмо? (Родителям)                                                 А как вы это поняли? (По обращению) -   Кто написал это  письмо?   Как вы это поняли? (Есть подпись) -  О чём это письмо?                                                                     -Девочка информирует, сообщает родителям о своей жизни в санатории. Значит , как можно назвать это письмо?   

                               Письмо- информация. (Слайд №7)

-Итак, с какими видами писем мы познакомились? (Слайд №8)  Письмо- пожелание, письмо- поздравление, письмо – информация.

При написании письма можно сочитать эти виды.                             

- А как называют человека, который получает письма? (Адресат)      А который отправляет? (Отправитель)  (Слайд № 9)

Проводится орфографическая работа с этими словами .

-Накопились знания, которые позволят нам перейти к следующему этапу нашего урока.    Давайте вместе составим схему письма и подберём опорные слова.  (Слайд №10)                                                                                 

Схема письма. Опорные слова.

1.Обращение Дорогие мама и папа!     

Любимая бабушка!             

2.Начальная фраза о состоянии Получила ваше письмо.   

переписки. Давно не получала писем.

Очень захотелось вам

написать.

3.Основное содержание  Расскажу о нашей жизни.

письма. У нас всё хорошо.

4.Вопросы адресату. Как здоровье? Какие

новости? Как живёте?

5.Просьба. Приветы. Прошу вас. Передайте

приветы.

6.Прощание. До свидания! До встречи!

7.Концовка. Целую. Скучаю.

8.Подпись отправителя. Любящий вас внук Саша.

Дата. 28 марта. 2010год.

-Письма всегда стараются писать разборчиво, чётко, аккуратно. На чистом листочке бумаги. Бумага для писем разная. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие, но украшенные рисунком. Многие ребята любят вместе с письмом посылать рисунки, наклейки своим родным и близким.

-Знаете ли вы, как надо размещать текст письма на листе?

-С левого края бумаги оставляют свободное поле, место. Такое же поле оставляют сверху и внизу листа. Письмо не пишется сплошным текстом. В нём с красной строки выделяются все этапы по нашей схеме. (Показать слайд №10)

- А сегодня мы с вами напишем письма родным. Письма родным - это письма повествования, в которых о чём -то сообщается, напоминается. В них чаще, чем в других видах встречаются эмоционально-оценочные суждения.

- Скажите, в каких случаях вы пишите письма родным? (Ответы детей)

-Если вы пишете письмо своим родителям, как вы думаете, что должно интересовать их в ваших письмах? (Здоровье, настроение, друзья).

-К сожалению, письма некоторых детей состоят из одних просьб. Вот послушайте стихотворение Р. Алдонина.

 

                      Бабуля, здравствуй! Не грусти.

Конфеты кончились, учти.

Я сделал лук. Носки сушу.

Два дня письмо тебе пишу.

А у меня большое горе-

Пропали плавки на заборе.

Здесь скучно. Я в поход ходил.

Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл.

- Я надеюсь, что ваши письма не будут состоять только из одних просьб.

-Скажите, вам приходилось далеко уезжать от родителей?

- Представьте, что вы уехали далеко от дома: в санатории, на соревнованиях, в армии. Каждый из вас сейчас сядет, обдумает, о чём и кому будет писать, выберет вид письма. (Вернуться к слайду №8). Сейчас вы на черновиках напишите письмо родным. При написании смотрите на схему написания письма (слайд №10), соблюдайте красную строку, помните о полях.

Самостоятельная работа.

Предлагаю зачитать несколько писем ребят.

Итог урока.

Домашнее задание: оформить работу.

Фестиваль педагогических идей и достижений. 2010 год.

 

Пичугина Любовь Николаевна – учитель начальных классов.

Бондарева Наталья Владимировна – учитель начальных классов.

Лозовенко  Людмила Ивановна – воспитатель  Г.П.Д.

МОУ « Караванненская СОШ»

Преподавание в начальной школе.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75375. ЛАЗЕРНЫЕ ДОПЛЕРОВСКИЕ ИЗМЕРИТЕЛИ СКОРОСТИ 58.5 KB
  В соответствии с 2 относительная методическая погрешность измерения путевой скорости по разности частот. Принципиальная схема лазерного доплеровского измерителя скорости ЛДИС с опорным лучом Расщепитель пучка Лазерный пучок Рассеянное излучение частота Требования к лазеру: Минимальное поглощение и рассеяние излучения лазера в атмосфере включая...
75376. ЛАЗЕРНЫЕ ДАЛЬНОМЕРЫ 94.5 KB
  Импульсный метод – измерение времени распространения короткого импульса лазерного излучения до объекта и обратно. Фазовый метод – измерение разности фаз у колебаний мощности модулированного лазерного излучения на выходе из источника и возвратившегося после отражения
75377. ПРИНЦИПЫ ОПТИЧЕСКОЙ БЛИЖНЕПОЛЬНОЙ МИКРОСКОПИИ 185 KB
  Соотношение неопределенностей Неопределенность координаты фотона не может быть меньше чем длина волны. Если декремент затухания сделать большим то после подстановки в 1 получается следующий результат: неопределенность координаты намного меньше длины волны.
75378. ПРИНЦИПЫ ЗАПИСИ ИНФОРМАЦИИ НА КОМПАКТ-ДИСКЕ И ЕЕ СЧИТЫВАНИЯ 281 KB
  Этапы производства оптических дисков фотолитография процесс изготовления штампа диска. Считывание информации с поверхности диска Принцип считывания информации: регистрация изменения мощности отражённого света. Различие между дисками только для чтения и дисками однократной многократной записи заключается в способе формирования питов.
75379. Преимущества оптического волокна как среды для передачи информации 225.5 KB
  Полезная ширина полосы одиночно излученного светового импульса определяется импульсной передаточной функцией рассматриваемого оптического волокна ОВ. Учитывая что оптическая ширина полосы волокна определяется импульсной передаточной функцией этого волокна можно показать что измеренная на уровне 3 дБ по мощности оптическая ширина полосы Во оценивается с помощью показателя полная ширина полосы на уровне половины от максимума...
75380. Затухание оптического излучения в волокне 167.5 KB
  Существовало две глобальных проблемы при разработке оптических систем передачи данных: 1) источник света и 2) носитель сигнала. Первая разрешилась с изобретением лазеров в 1960 году, вторая - с появлением высококачественных оптических кабелей в 1970 году
75381. ХРОМАТИЧЕСКАЯ ДИСПЕРСИЯ В ОДНОМОДОВОМ ВОЛОКНЕ И УШИРЕНИЕ ПЕРЕДАВАЕМОГО ИМПУЛЬСА 113 KB
  В полосе прозрачности 850 нм более длинные волны распространяются с большей скоростью чем короткие например излучение на длине волны 865 нм распространяется в кварцевом стекле с большей скоростью чем излучение на длине волны 835 нм. Совсем наоборот происходит в полосе прозрачности 1550 нм: более короткие длины волн распространяются с большими скоростями чем более длинные излучение с длиной волны 1535 нм распространяется быстрее чем с длиной волны 1560 нм. Спектр оптического сигнала имеет конечную ширину ...
75382. МЕЖМОДОВАЯ ДИСПЕРСИЯ В МНОГОМОДОВОМ ВОЛОКНЕ 74 KB
  Импульсы излучения для мод более высоких порядков появляются на выходе из волокна позже Траектории лучей в градиентном волокне Многомодовое волокно со ступенчатым поперечным распределением показателя преломления Групповая скорость распространения света в волокне...
75383. МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОТЕРЬ ИЗ-ЗА НЕСОВЕРШЕНСТВА ВОЛОКНА 50 KB
  Главная цель производителя оптоволокна получить более точную геометрию волокна. Три параметра как показала практика оказывают наибольшее влияние на характеристики сростка: концентричность сечений сердцевины и оболочки допуск на диаметр оболочки и собственный изгиб волокна. Улучшение этой характеристики при производстве волокна уменьшает шанс неточного расположения сердцевины что способствует получению сростков с меньшими потерями.