62555

Урок развития речи. Письмо

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Познакомить учащихся со структурой и стилистическими особенностями письма как эписталярного жанра со значением переписки в жизни людей. Мы научимся правильно писать письма родным близким и знакомым. Познакомимся со структурой письма продолжим развитие устной и письменной речи.

Русский

2014-06-11

30.47 KB

0 чел.

[Введите текст]

Урок провела  учитель Бондарева Н.В.

Урок развития речи.  Письмо.

Цель: Познакомить учащихся со структурой и стилистическими особенностями письма, как эписталярного жанра, со значением переписки в жизни людей. Продолжить развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса. Научить детей использовать эписталярный жанр в письменной речи. Развивать и совершенствовать орфографические навыки учащихся.

 Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение цели урока.

- У нас сегодня урок развития речи. Мы научимся правильно писать письма родным, близким и знакомым. Познакомимся со структурой письма, продолжим развитие устной и письменной речи.

- А сейчас послушайте загадку, посмотрите на экран. (Слайд №1.) Что это?

 Заклеили клеем прочно

 И ко мне прислали срочно

 Я его не пожалею

 Получу и вмиг расклею. (Конверт)   

Показываю детям почтовый  конверт.

- И я предлагаю вам сегодня написать письмо.

- Скажите, кто был первым космонавтом? (Гагарин)

- После Ю.А. Гагарина много космонавтов покорили космическое пространство. Однажды у известных космонавтов Валерия Рюмина и Леонида Попова спросили : « Что вам было приятнее всего получать с Земли, когда вы были в космосе?» -Письма- ответили космонавты.

-Как вы думаете, почему космонавты так ответили?  (Ответы детей)

-Письма с давних пор играют большую роль в жизни людей. Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии. В   17-18 веках письма шли очень долго, так как их перевозили на почтовых каретах. Позже появились машины, поезда, самолёты, и письма по адресу стали доходить быстрее. Сейчас мы стали очень редко писать друг – другу письма. А как вы думаете, почему? Каким образом мы сегодня общаемся на расстоянии?  (Ответы детей)                                                                                     Даже в наш современный век не всегда можно благодаря СМС сообщениям и разговорам по сотовому телефону пообщаться. Ведь в телефонном разговоре не всё можно сказать так, как в письме. Ещё один пример приведу вам. Молодые юноши ,проходя службу  в рядах Вооружённых сил России, не всегда имеют возможность позвонить домой и сообщить о своём здоровье . Вот тогда на помощь приходит письмо, которое родители очень ждут.              Сохранились ли у вас в семье чьи – либо письма?  (ответы учеников)             Давайте сейчас вместе с вами выясним, кому и для какой цели пишутся письма? Посмотри те на экран и прочтите первое письмо. (Слайд № 2)       

« Дорогие дети!

От души желаю вам , хорошие маленькие люди, будьте  всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

                                                                                           М. Горький»

- К кому обращается М. Горький?   - Как, по каким словам из письма вы об этом поняли?

- Как он их называет? (Хорошие маленькие люди)       Как относится М. Горький к детям?   - Чего желает автор детям? (Ответы детей)                      

- Раз он им желает, как можно назвать это письмо?

Письмо –пожелание. (Слайд № 3)

Вывод: М. Горький в своём письме подчёркивает свою любовь к детям…В письме - пожелании автор желает быть все детям чуткими и добрыми.

-  А сейчас познакомимся со вторым письмом. (Слайд №4)             

« С днём рождения, мои дорогие близнецы!                                        Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.               Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении.

 Любящий вас дедушка Коля.»

- К кому обращается автор этого письма?   (К близнецам)                   Как вы узнали об этом?  ( Есть обращение)                                             Кем являются близнецы автору?                                                                  Какие слова  в письме помогли это узнать? (Подпись)                 Что характерного вы увидели в написании письма?                                 С какой целью автор написал письмо?                                                         Следовательно, это какое письмо?                                                    

Письмо  – поздравление. (Слайд №5)                                Вывод: в этом письме дедушка поздравляет своих внуков с днём рождения и желает им здоровья, дружбы между собой. Следовательно, мы узнали, что бывают ещё и письма – поздравления.

-Знакомимся ещё со следующим письмом. (Слайд № 6)             «Здравствуйте , дорогие мама и папа! Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится.   Когда вы приедете?                   Я уже соскучилась по дому. Приезжайте, не забудьте привезти мои  кроссовки.  

Целую. Ваша дочь Оля.»

- Кому адресовано это письмо? (Родителям)                                                 А как вы это поняли? (По обращению) -   Кто написал это  письмо?   Как вы это поняли? (Есть подпись) -  О чём это письмо?                                                                     -Девочка информирует, сообщает родителям о своей жизни в санатории. Значит , как можно назвать это письмо?   

                               Письмо- информация. (Слайд №7)

-Итак, с какими видами писем мы познакомились? (Слайд №8)  Письмо- пожелание, письмо- поздравление, письмо – информация.

При написании письма можно сочитать эти виды.                             

- А как называют человека, который получает письма? (Адресат)      А который отправляет? (Отправитель)  (Слайд № 9)

Проводится орфографическая работа с этими словами .

-Накопились знания, которые позволят нам перейти к следующему этапу нашего урока.    Давайте вместе составим схему письма и подберём опорные слова.  (Слайд №10)                                                                                 

Схема письма. Опорные слова.

1.Обращение Дорогие мама и папа!     

Любимая бабушка!             

2.Начальная фраза о состоянии Получила ваше письмо.   

переписки. Давно не получала писем.

Очень захотелось вам

написать.

3.Основное содержание  Расскажу о нашей жизни.

письма. У нас всё хорошо.

4.Вопросы адресату. Как здоровье? Какие

новости? Как живёте?

5.Просьба. Приветы. Прошу вас. Передайте

приветы.

6.Прощание. До свидания! До встречи!

7.Концовка. Целую. Скучаю.

8.Подпись отправителя. Любящий вас внук Саша.

Дата. 28 марта. 2010год.

-Письма всегда стараются писать разборчиво, чётко, аккуратно. На чистом листочке бумаги. Бумага для писем разная. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие, но украшенные рисунком. Многие ребята любят вместе с письмом посылать рисунки, наклейки своим родным и близким.

-Знаете ли вы, как надо размещать текст письма на листе?

-С левого края бумаги оставляют свободное поле, место. Такое же поле оставляют сверху и внизу листа. Письмо не пишется сплошным текстом. В нём с красной строки выделяются все этапы по нашей схеме. (Показать слайд №10)

- А сегодня мы с вами напишем письма родным. Письма родным - это письма повествования, в которых о чём -то сообщается, напоминается. В них чаще, чем в других видах встречаются эмоционально-оценочные суждения.

- Скажите, в каких случаях вы пишите письма родным? (Ответы детей)

-Если вы пишете письмо своим родителям, как вы думаете, что должно интересовать их в ваших письмах? (Здоровье, настроение, друзья).

-К сожалению, письма некоторых детей состоят из одних просьб. Вот послушайте стихотворение Р. Алдонина.

 

                      Бабуля, здравствуй! Не грусти.

Конфеты кончились, учти.

Я сделал лук. Носки сушу.

Два дня письмо тебе пишу.

А у меня большое горе-

Пропали плавки на заборе.

Здесь скучно. Я в поход ходил.

Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл.

- Я надеюсь, что ваши письма не будут состоять только из одних просьб.

-Скажите, вам приходилось далеко уезжать от родителей?

- Представьте, что вы уехали далеко от дома: в санатории, на соревнованиях, в армии. Каждый из вас сейчас сядет, обдумает, о чём и кому будет писать, выберет вид письма. (Вернуться к слайду №8). Сейчас вы на черновиках напишите письмо родным. При написании смотрите на схему написания письма (слайд №10), соблюдайте красную строку, помните о полях.

Самостоятельная работа.

Предлагаю зачитать несколько писем ребят.

Итог урока.

Домашнее задание: оформить работу.

Фестиваль педагогических идей и достижений. 2010 год.

 

Пичугина Любовь Николаевна – учитель начальных классов.

Бондарева Наталья Владимировна – учитель начальных классов.

Лозовенко  Людмила Ивановна – воспитатель  Г.П.Д.

МОУ « Караванненская СОШ»

Преподавание в начальной школе.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25794. Проводниковый и корковый отделы речедвигательной сенсорной системы. Краткая характеристика, значение 15.09 KB
  Корковый отдел представлен речевыми центрами: 1. Это центр Брока центр осуществления моторной речи. Центр письменной речи центр графии. В височной доле верхняя височная извилина среднезадний отдел центр Вернике центр сенсорной речи центр понимания речи.
25795. Значение курса «Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи» для преподавателя - дефектолога 14.23 KB
  Значение курса Анатомия физиология и патология органов слуха и речи для преподавателя дефектолога. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ КУРСА подготовка студентов по теоретическим и практическим вопросам отоларингологии в объеме необходимом педагогулогопеду для воспитания и обучения детей на основе индивидуального подхода используя методы коррекции и компенсации в зависимости от наличия слухового восприятия развития речи и общего развития ребенка. Задачи курса:  сформировать у будущих педагогов представление о слухе речи как единой функциональной...
25796. Понятие о рецепторе, органе чувств, анализаторе, сенсорной системе 15.51 KB
  Понятие о рецепторе органе чувств анализаторе сенсорной системе. Реце́птор сложное образование состоящие из нервных окончаний дендритов чувствительных нейронов глии специализированных образований межклеточного вещества и специализированных клеток других тканей которые в комплексе обеспечивают превращение влияния факторов внешней или внутренней среды раздражитель в нервный импульс. Орган чувств Орган чувств представляет собой физиологический прибор для восприятия сигналов и для их первичного анализа. В состав органов чувств помимо...
25797. Рецепторы классификация, свойства. Преобразование сигналов в рецепторах. Принципы работы первичновоспринимающих и вторичновоспринимающих рецепторов 17.4 KB
  Пример мономодальных органы слуха зрительные рецепторы. В зависимости от источника информации все рецепторы делятся на 3 больших группы: 1. Экстерорецепторы воспринимают сигналы из внешней среды. Интерорецепторы воспринимают информацию из внутренней среды организма.
25798. Основные принципы строения сенсорных систем 14.38 KB
  Основными общими принципами построения сенсорных систем высших позвоночных животных и человека являются следующие: 1 многослойность то есть наличие нескольких слоев нервных клеток первый из которых связан с рецепторами а последний с нейронами моторных областей коры большого мозга. Создаются также условия для избирательного регулирования свойств нейронных слоев путем восходящих влияний из других отделов мозга; 2 многоканальность сенсорной системы то есть наличие в каждом слое множества от десятков тысяч до миллионов нервных клеток...
25799. Взаимодействие сенсорных систем. Компенсаторные возможности сенсорных систем 15.06 KB
  Взаимодействие сенсорных систем. Взаимодействие сенсорных систем межсенсорное взаимодействие осуществляемое на ретикулярном таламическом и корковом уровне. Межсенсорное кроссмодальное взаимодействие на корковом уровне создает условия для формирования целостного представления об объектах внешнего мира.
25800. Характеристика трех основных отделов сенсорных систем (рецепторного, проводникового, коркового) 16.16 KB
  Начинается проведение нервного импульса с образованием ПД. ГП который является причиной возникновения нервного импульса не может распространятся по нервному волокну. Распространение нервного импульса возможно т. ПД в каждой новой точке нервного волокна является раздражителем.
25801. Наружное ухо: ушная раковина, наружный слуховой проход. Строение, значение, возрастные особенности 15.56 KB
  Наружный слуховой проход начинается углублением в центре ушной раковины и направлен вглубь височной кости заканчивается барабанной перепонкой. У взрослых наружный слуховой проход имеет длину 253 см. У новорождённого слуховой проход имеет вид щели и заполнен эпителиальными клетками.
25802. Барабанная перепонка. Строение, значение, возрастные особенности 13.52 KB
  Барабанная перепонка. Строение значение возрастные особенности Барабанная перепонка отделяет наружное ухо от среднего. Барабанная перепонка имеет 3 слоя: 1. Барабанная перепонка имеет 3 слоя только в наружной части.