62555

Урок развития речи. Письмо

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Познакомить учащихся со структурой и стилистическими особенностями письма как эписталярного жанра со значением переписки в жизни людей. Мы научимся правильно писать письма родным близким и знакомым. Познакомимся со структурой письма продолжим развитие устной и письменной речи.

Русский

2014-06-11

30.47 KB

0 чел.

[Введите текст]

Урок провела  учитель Бондарева Н.В.

Урок развития речи.  Письмо.

Цель: Познакомить учащихся со структурой и стилистическими особенностями письма, как эписталярного жанра, со значением переписки в жизни людей. Продолжить развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса. Научить детей использовать эписталярный жанр в письменной речи. Развивать и совершенствовать орфографические навыки учащихся.

 Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение цели урока.

- У нас сегодня урок развития речи. Мы научимся правильно писать письма родным, близким и знакомым. Познакомимся со структурой письма, продолжим развитие устной и письменной речи.

- А сейчас послушайте загадку, посмотрите на экран. (Слайд №1.) Что это?

 Заклеили клеем прочно

 И ко мне прислали срочно

 Я его не пожалею

 Получу и вмиг расклею. (Конверт)   

Показываю детям почтовый  конверт.

- И я предлагаю вам сегодня написать письмо.

- Скажите, кто был первым космонавтом? (Гагарин)

- После Ю.А. Гагарина много космонавтов покорили космическое пространство. Однажды у известных космонавтов Валерия Рюмина и Леонида Попова спросили : « Что вам было приятнее всего получать с Земли, когда вы были в космосе?» -Письма- ответили космонавты.

-Как вы думаете, почему космонавты так ответили?  (Ответы детей)

-Письма с давних пор играют большую роль в жизни людей. Письмо возникло потому, что людям необходимо было общаться на расстоянии. В   17-18 веках письма шли очень долго, так как их перевозили на почтовых каретах. Позже появились машины, поезда, самолёты, и письма по адресу стали доходить быстрее. Сейчас мы стали очень редко писать друг – другу письма. А как вы думаете, почему? Каким образом мы сегодня общаемся на расстоянии?  (Ответы детей)                                                                                     Даже в наш современный век не всегда можно благодаря СМС сообщениям и разговорам по сотовому телефону пообщаться. Ведь в телефонном разговоре не всё можно сказать так, как в письме. Ещё один пример приведу вам. Молодые юноши ,проходя службу  в рядах Вооружённых сил России, не всегда имеют возможность позвонить домой и сообщить о своём здоровье . Вот тогда на помощь приходит письмо, которое родители очень ждут.              Сохранились ли у вас в семье чьи – либо письма?  (ответы учеников)             Давайте сейчас вместе с вами выясним, кому и для какой цели пишутся письма? Посмотри те на экран и прочтите первое письмо. (Слайд № 2)       

« Дорогие дети!

От души желаю вам , хорошие маленькие люди, будьте  всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки, да будут они честны и сильны.

                                                                                           М. Горький»

- К кому обращается М. Горький?   - Как, по каким словам из письма вы об этом поняли?

- Как он их называет? (Хорошие маленькие люди)       Как относится М. Горький к детям?   - Чего желает автор детям? (Ответы детей)                      

- Раз он им желает, как можно назвать это письмо?

Письмо –пожелание. (Слайд № 3)

Вывод: М. Горький в своём письме подчёркивает свою любовь к детям…В письме - пожелании автор желает быть все детям чуткими и добрыми.

-  А сейчас познакомимся со вторым письмом. (Слайд №4)             

« С днём рождения, мои дорогие близнецы!                                        Всегда о вас думаю, для вас собираю интересные книги.               Любите нашу Родину, растите весёлыми, здоровыми, дружными, упорными в учении.

 Любящий вас дедушка Коля.»

- К кому обращается автор этого письма?   (К близнецам)                   Как вы узнали об этом?  ( Есть обращение)                                             Кем являются близнецы автору?                                                                  Какие слова  в письме помогли это узнать? (Подпись)                 Что характерного вы увидели в написании письма?                                 С какой целью автор написал письмо?                                                         Следовательно, это какое письмо?                                                    

Письмо  – поздравление. (Слайд №5)                                Вывод: в этом письме дедушка поздравляет своих внуков с днём рождения и желает им здоровья, дружбы между собой. Следовательно, мы узнали, что бывают ещё и письма – поздравления.

-Знакомимся ещё со следующим письмом. (Слайд № 6)             «Здравствуйте , дорогие мама и папа! Пишу вам из детского санатория. Мне тут очень нравится.   Когда вы приедете?                   Я уже соскучилась по дому. Приезжайте, не забудьте привезти мои  кроссовки.  

Целую. Ваша дочь Оля.»

- Кому адресовано это письмо? (Родителям)                                                 А как вы это поняли? (По обращению) -   Кто написал это  письмо?   Как вы это поняли? (Есть подпись) -  О чём это письмо?                                                                     -Девочка информирует, сообщает родителям о своей жизни в санатории. Значит , как можно назвать это письмо?   

                               Письмо- информация. (Слайд №7)

-Итак, с какими видами писем мы познакомились? (Слайд №8)  Письмо- пожелание, письмо- поздравление, письмо – информация.

При написании письма можно сочитать эти виды.                             

- А как называют человека, который получает письма? (Адресат)      А который отправляет? (Отправитель)  (Слайд № 9)

Проводится орфографическая работа с этими словами .

-Накопились знания, которые позволят нам перейти к следующему этапу нашего урока.    Давайте вместе составим схему письма и подберём опорные слова.  (Слайд №10)                                                                                 

Схема письма. Опорные слова.

1.Обращение Дорогие мама и папа!     

Любимая бабушка!             

2.Начальная фраза о состоянии Получила ваше письмо.   

переписки. Давно не получала писем.

Очень захотелось вам

написать.

3.Основное содержание  Расскажу о нашей жизни.

письма. У нас всё хорошо.

4.Вопросы адресату. Как здоровье? Какие

новости? Как живёте?

5.Просьба. Приветы. Прошу вас. Передайте

приветы.

6.Прощание. До свидания! До встречи!

7.Концовка. Целую. Скучаю.

8.Подпись отправителя. Любящий вас внук Саша.

Дата. 28 марта. 2010год.

-Письма всегда стараются писать разборчиво, чётко, аккуратно. На чистом листочке бумаги. Бумага для писем разная. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие, но украшенные рисунком. Многие ребята любят вместе с письмом посылать рисунки, наклейки своим родным и близким.

-Знаете ли вы, как надо размещать текст письма на листе?

-С левого края бумаги оставляют свободное поле, место. Такое же поле оставляют сверху и внизу листа. Письмо не пишется сплошным текстом. В нём с красной строки выделяются все этапы по нашей схеме. (Показать слайд №10)

- А сегодня мы с вами напишем письма родным. Письма родным - это письма повествования, в которых о чём -то сообщается, напоминается. В них чаще, чем в других видах встречаются эмоционально-оценочные суждения.

- Скажите, в каких случаях вы пишите письма родным? (Ответы детей)

-Если вы пишете письмо своим родителям, как вы думаете, что должно интересовать их в ваших письмах? (Здоровье, настроение, друзья).

-К сожалению, письма некоторых детей состоят из одних просьб. Вот послушайте стихотворение Р. Алдонина.

 

                      Бабуля, здравствуй! Не грусти.

Конфеты кончились, учти.

Я сделал лук. Носки сушу.

Два дня письмо тебе пишу.

А у меня большое горе-

Пропали плавки на заборе.

Здесь скучно. Я в поход ходил.

Кончаю. Всё. Твой внук Кирилл.

- Я надеюсь, что ваши письма не будут состоять только из одних просьб.

-Скажите, вам приходилось далеко уезжать от родителей?

- Представьте, что вы уехали далеко от дома: в санатории, на соревнованиях, в армии. Каждый из вас сейчас сядет, обдумает, о чём и кому будет писать, выберет вид письма. (Вернуться к слайду №8). Сейчас вы на черновиках напишите письмо родным. При написании смотрите на схему написания письма (слайд №10), соблюдайте красную строку, помните о полях.

Самостоятельная работа.

Предлагаю зачитать несколько писем ребят.

Итог урока.

Домашнее задание: оформить работу.

Фестиваль педагогических идей и достижений. 2010 год.

 

Пичугина Любовь Николаевна – учитель начальных классов.

Бондарева Наталья Владимировна – учитель начальных классов.

Лозовенко  Людмила Ивановна – воспитатель  Г.П.Д.

МОУ « Караванненская СОШ»

Преподавание в начальной школе.

 


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22742. Етапи війни США у Кореї 82 KB
  Етапи війни США у Кореї. Поэтому сейчас взрывы в Японии рассматривались как начало атомного шантажа США. Эта ошибка в переоценке своих сил вынудили США заплатить за нее очень дорого сначала в Корее а затем во Вьетнаме. Дело состояло в следующем: СССР допустив США в Корею справедливо считала что американцы в свою очередь выделят СССР зону оккупации в Японии.
22743. Основні напрямки зовнішньої політики США на початку 70-х рр 31 KB
  Зайнявши Білий дім 37й американський президент уже в липні 1969 року проголосив нову стратегію США у в'єтнамській війні яка отримала назву доктрини Ніксона . Вже в червні 1969 року почалася евакуація півмільйонного американського контингенту з Південного В'єтнаму. На травень 1972 року тут залишалось 69 тисяч американців. на думку деяких істориків змусило Ханой підписати у Парижі 27 січня 1973 року угоду про припинення військових дій та відновлення миру у В'єтнамі .
22744. Посилення холодної війни США проти соціалістичних країн у період першого президентства Д. Ейзенхауера 31 KB
  Посилення холодної війни США проти соціалістичних країн у період першого президентства Д. Они пожинали плоды послевоенного экономического подъема когда материальное благополучие США еще больше возросло. В 60е годы политизированное студенчество выступило против международной роли США особенно в разрушительной войне во Вьетнаме. Сама жизнь подводила граждан США к поискам нового социального равновесия в стране.
22745. Африканська політика адміністрації Дж. Картера 26.5 KB
  Киссинджер пытались наладить отношения с будущими партнёрами национальноосвободительными силами на юге Африки которые стремились расширить круг своих сторонников на международной арене использовать противоречия международного сообщества с Южной Родезией ЮАР и с колониальными властями Португальской Африки. В частности во время поездки по странам Африки в апрелемае 1976г. Киссинджера в ходе его поездки по странам Африки как прямое указание к действиям. Весомым практическим результатом этой политики для Африки стали посреднические усилия...
22746. Умисел як форма вини 128.5 KB
  Вина - це завжди умисел або необережність. Лише за наявності вини особи щодо вчиненої нею дії (бездіяльності) можна говорити про склад злочину як підставу кримінальної відповідальності.
22747. Доктрина Ейзенхауера 22 KB
  Доктрина Ейзенхауера. У боротьбі за крісло у Білому домі Дуайт Ейзенхауер використав нову зовнішньополітичну доктрину замінивши політику стримування політикою відкидання звільнення ' від комунізму її теоретиком був Дж.Кеннана що у зовнішніх справах Ейзенхауер був людиною гострого політичного розуму і передбачуваності. Президент зазнав нищівної критики військові вимагали збільшення фінансування на звичайні озброєння але Ейзенхауер вистояв.
22748. Політика США щодо СРСР у першій половині 80-х рр 27.5 KB
  Політика США щодо СРСР у першій половині 80х рр. У зовнішньополітичній діяльності президента Рейгана варто розрізнити два періоди відповідно до термінів президентства: 19811984 рокичас різкої конфронтації з СРСР курсу на військову перевагу США у світі домінування силових методів у розв'язанні міжнародних конфліктів дії доктрини Рейгана доктрини неоглобалізму тобто протистояння з СРСР у будьякому куточку планети; 19851989 рокиперіод пошуку шляхів для виходу із політики глобального протистояння з СРСР нормалізації...
22749. Зрив США Паризької наради у верхах у 1960 р 25 KB
  обследовав сверхсекретные объекты Советского Союза Семипалатинский ядерный полигон авиабазу стратегических бомбардировщиков Ту95 близ него полигон противоракетной обороны в СарыШагане ракетный полигон ТюраТам космодром Байконур U2 выскользнул из пределов СССР южнее города Мары. Отмолчались и продолжили планирование разведывательных полетов над СССР. Дело в том что в мае должно было состояться совещание большой четверки США СССР Великобритании и Франции в Париже где предстояла новая встреча главы американского государства с...
22750. Теоретичні основи зовнішньої політики адміністрації Р. Рейгана 30.5 KB
  У зовнішньополітичній діяльності президента Рейгана варто розрізнити два періоди відповідно до термінів президентства: 19811984 рокичас різкої конфронтації з СРСР курсу на військову перевагу США у світі домінування силових методів у розв'язанні міжнародних конфліктів дії доктрини Рейгана доктрини неоглобалізму тобто протистояння з СРСР у будьякому куточку планети; 19851989 рокиперіод пошуку шляхів для виходу із політики глобального протистояння з СРСР нормалізації стосунків з СРСР підписання кардинальних договорів щодо...