62557
Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»
Конспект урока
Педагогика и дидактика
Оборудование к уроку: Компьютер; Мультимедийный проектор; Презентация слайдов по теме урока; Карточки с предложениями для их поиска по схемам; Сигнальные карточки; Раздаточный материал заданий; Призы. Синтаксический разбор предложения частичный...
Русский
2014-06-11
33.22 KB
5 чел.
Урок русского языка в 5 классе
Тема урока: «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»
Цель урока: систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация»
Задачи урока:
Образовательные задачи:
Развивающие задачи:
Воспитательные задачи:
Оборудование к уроку:
Структура занятия
№п.\п |
Этап урока |
Использование ИКТ |
1. |
Организационный момент |
Слайд 1 |
2. |
Разминка для ума |
Слайд 2 |
3. |
Сообщение темы и цели урока. Кроссворд |
Слайд 3,4,5 |
4. |
Повторение теоретического материала |
|
5. |
Словарная диктовка |
Слайд 6 |
6. |
Часть речи |
Слайд 7 |
7. |
Задание в конверте |
Слайд 8,9 |
8. |
Отправляемся на поиск предложений |
Слайд 10 |
9. |
Синтаксический разбор предложения (частичный) |
|
10. |
Игра «Третий лишний» |
Слайд 11 |
11. |
Художественные средства |
Слайд 12 |
12. |
физминутка |
Слайд 13 |
13. |
Числовой диктант |
Слайд 14 |
14. |
Тест. Ключи к тесту. |
Слайд 15 |
15. |
Домашнее задание (дифференцированное) |
|
16. |
Итог урока |
Слайд 16-18 |
17. |
рефлексия |
Слайд 19 |
Ход урока
Добрый день, уважаемые гости. Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня такой прекрасный день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь. Ведь улыбка это самая удивительная вещь, в трудную минуту жизни она делает чудеса. Помните, как поётся в песне: «…от улыбки станет всем светлей!» Как вы уже успели заметить: сегодня у нас много гостей на уроке, мы рады им, будем стараться работать хорошо, активно, творчески. Пожелаем себе успехов.
2.Разминка для ума:
Я загадку, вы отгадку
Сегодня мы проводим урок-повторения. Проведём урок в форме состязания между двумя командами: команды «Любознательных» и команды «Угадай-ка». Вопросы буду задавать каждой команде, отвечать будете по очереди, если одна команда не ответила, то вопрос и право ответа переходит другой. Я надеюсь, что вы покажете не только свои знания, но и то, как вы умеете работать в команде. Успех всей команды будет зависеть от ответов каждого ученика, поэтому будьте внимательны и дисциплинированны, постарайтесь работать дружно, будьте уважительны к своим соперникам. Знания, дисциплинированность, активность всех членов команды будет оценивать жюри в составе:
Отвечаем только по поднятой руке, не выкрикиваем, не подсказываем, не отвлекаемся. За нарушения во время игры жюри имеет право снижать результаты.
Итак, первое задание определить тему урока. Что же мы будем повторять? Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд, который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
В итоге сложилось слово «синтаксис». А с каким разделом тесно связан синтаксис? (пунктуация). Значит, тема урока… . Запишем тему урока в тетрадь «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»
Какие цели вы перед собой поставите на данный урок? (Повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»)
Итак, сегодняшний урок поможет систематизировать и обобщить изученный материал, подготовиться к контрольной работе, научит работать с большей долей самостоятельности. Вам, ребята, предстоит применить полученные знания при выполнении различных упражнений. Желаю удачи!
1.Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится вопрос (вопросительное).
2.Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения, которые перечисляются, и между простыми предложениями в составе сложного (запятая).
3. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? (определение)
4. Слово или сочетание слов, которое обозначает того, к кому обращаются с речью (обращение)
5. Тип предложения по структуре, в котором содержится только одна грамматическая основа (простое)
6. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? почему? (обстоятельство).
7. Предложения, в которых есть второстепенные члены предложения (распространённые).
8.Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения (однородные)
9. Разговор двух и более лиц (диалог).
10. Точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (прямая).
4. Словарная диктовка
Вы хорошо справились с данной задачей. Но не забывайте о том, что синтаксис и пунктуация связаны с орфографией. Попробуем проверить вашу грамотность.
5.Части речи
А теперь проверим, как вы знаете части речи, ведь предложения и словосочетания состоят из слов, выраженных разными частями речи.
6. Задание в конвертах
Ответ: Тихая ночь опустилась над городом. Охарактеризуйте его.
7. Отправляемся на поиск предложений.
На стенах кабинета вы видите листы с предложениями. Найдите предложения, соответствующие схемам: 1)
, и |
2)
О,… |
! |
3)
, ( что… ). |
4)
А: «П».
8. Синтаксический разбор предложения (частичный):
Подчеркнуть грамматические основы предложения, указать какими частями речи они выражены, расставить необходимые знаки препинания, построить схему, дать характеристику.
9.Игра «Третий лишний»
10. Художественные средства:
11. Физкультминутка
Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученный материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.
Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вперёд, если же к другим разделам языка влево.
Приставка, грамматическая основа, словосочетание, корень, основа слова, запятая, обстоятельство, тире, суффикс, предложение, обращение, буква.
12. Числовой диктант
Каков итог? Ответ: 12
13. Проверка знаний. Тест.
Учащимся раздаются тестовые задания и бланки для ответов. На выполнение задания отводится 5 минут. После выполнения теста учащиеся обмениваются вариантами и проверяют работы. Ключ к тесту и критерии оценки на слайде.
Вариант 1
В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Укажите сложное предложение (знаки препинания не расставлены):
А) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.
Б) Сад отцветал и темнел.
В) А дорога расстилается и шумит густая рожь.
Г) Лучи солнца греют лицо и руки.
2. Укажите сложное предложение, части которого связаны интонационно:
А) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.
Б) Дремлет лодочник у перевоза, обступила кругом тишина.
В) Всё живое тянется к воде, и всем вода дарит жизнь.
Г) Солнце сияло и грело, но не пекло.
3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно.
А) Музыка в траве приутихла.
Б) Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя.
В) Летят над белым морем чайки, а даль туманная глуха.
Г) Осень яркая, бодрящая, чарующая.
4. Укажите предложение, начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены:
А) Отнести её вон проговорила изменившимся голосом старуха.
Б) Муму! отвернулся Герасим и промычал ещё раз.
В) Что это за собака? воскликнула она вдруг.
Г) Барыня сказала Принесите ей что-нибудь поесть.
Вариант 2
В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.
1 |
2 |
3 |
4 |
А) Река была неглубокая и широкая.
Б) Лес пахнет дымом и сосной.
В) Весёлые шутки и смех быстро разносились по долине.
Г) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.
2. Укажите сложное предложение, части которого связаны союзом:
А) С вечера подморозило, лужи покрылись тонким льдом.
Б) Зацвёл багульник, и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнём.
В) Весёлые шутки и смех быстро разносились по долине.
Г) Туча росла, мигала тусклыми молниями.
3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно.
А) Лес пахнет дубом и сосной.
Б) Я шагал в соседнюю деревню.
В) Герасим запирал каморку на ключ.
Г) Жаворонок ослеплён в небе солнцем.
4. Укажите предложение, которое начинается с прямой речи (знаки препинания не расставлены):
А) Девки, девки, простонала барыня.
Б) Подумал Капитон про себя А ты небось лучше?
В) Дворецкий крикнул ему вслед Ты-то сам согласен?
Г) Проговорила Татьяна тихим голосом Что прикажете, Гаврила Андреич?
Ключ
1 вариант- В, Б,А,Г.
2 вариант-Г,Б, Б, А.
Оценка
«5» - 4 ответа;
«4» - 3 ответа;
«3» - 2 ответа
Учитель собирает ответы.
14. Домашнее задание (дифференцированное)
Для слабых:
Составить 3 предложения об осени, сделать синтаксический разбор одного из них. ( Ильченко, Таг, Кокурин, Жестовский)
Для средних: (Кучерявенко, Волобуева, Леончук,Пеер)
Определить, сложное или просто предложение, подчеркнуть грамматические основы предложений, расставить знаки препинания.
Бабушка ходит по лесу и собирает грибы. Жаворонок пел чтобы радовались птицы и звери. Синели звёзды на рассвете и над землёй редела мгла.
Для сильных: ( Парфёнова, Покидько, Рассказова, Молчанова, Гридина, Вершинин)
Расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения с обобщающим словом.
Моросит ветер срывает осенние листья. Свежий ветер пахнет мятой васильками и лебедой. Деревья скалы ущелья приобретали причудливые очертания. Поклонились царевичи отцу и пошли. Зимой солнце светит ярко а не греет. Хорошая книга научит тебя многому доброте честности справедливости.
15. Подведение итогов
Вот и подошёл наш урок к концу. Последнее задание.
Соотнесите буквы и цифры в двух таблицах. Вы получите оценку вашей работы на уроке. Читайте без помощи рук, отслеживая последовательность глазами.
1 |
5 |
13 |
9 |
4 |
В |
Л |
Я |
Ы |
О |
|
8 |
12 |
15 |
14 |
6 |
Ц |
Б |
А |
Т |
О |
|
3 |
10 |
7 |
11 |
2 |
М |
Р |
Д |
Е |
Ы |
На мой взгляд, вы, ребята, хорошо справились со всеми предложенными заданиями, что говорит о том, что пройденный материал по данному разделу языкознания понят вами и прочно усвоен. Вы работали в командах, и было приятно видеть, как каждый из вас активно участвовал в работе своей команды. А теперь я предоставляю слово жюри.
Мне хочется сказать вам, ребята, за работу на уроке… Что? Мы сейчас скажем, разгадав кроссворд.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
16. Рефлексия
На листочках дети пишут своё отношение к уроку, пожелание учителю.
Сегодня на уроке мне было… (скучно, весело, интересно, неинтересно)
Всем спасибо за урок.
А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать | |||
68646. | Численное интегрирование | 135 KB | |
Кратко изложите сущность метода Симпсона. Выпишите составные формулы прямоугольников трапеций Симпсона. Выпишите погрешности и их оценки составных формул прямоугольников трапеций Симпсона. Вычислить интеграл по формуле Симпсона при и оценить остаточный член. | |||
68647. | Введение в элементарную теорию погрешностей | 294.5 KB | |
Контрольные вопросы и задачи: Дать определение абсолютной погрешности приближенного числа. Дать определение относительной погрешности приближенного числа. Укажите связь абсолютной и относительной погрешностей. Что означает запись: а=2.52(±0.01)? Верна ли запись: а= 3.47((±0.033)? | |||
68649. | Применение производных типов данных для решения прикладных задач | 92 KB | |
Написать программу выполняющую следующие действия: ввод с клавиатуры данных в массив экземпляров структур состоящий из пяти записей; поиск записей в которых средний бал студента больше 40; поиск записей в которых совпадают номера групп студентов. Написать программу выполняющую следующие действия... | |||
68650. | Использование функций для работы с массивами | 77 KB | |
Ведь элементов в массиве могут быть сотни и представляется нереальным хотя и теоретически возможным описать при передаче в функцию каждый элемент массива. Здесь необходимо вспомнить что имя массива является указателем на нулевой элемент массива. А так как элементы массива расположены непосредственно... | |||
68651. | Расчет тепловой схемы турбинной установки К-220-44 Ровенской АЭС | 4.76 MB | |
В данном дипломном проекте поверхностно рассмотрен первый и второй контур первого блока Ровенской АЭС с реактором ВВЭР-440.Приведен расчет тепловой схемы турбинной установки К-220-44 а также теплогидравлический и нейтронно-физический расчет реактора типа ВВЭР-440. | |||
68652. | РАСЧЕТ ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА ВВЭР-1000 | 1.01 MB | |
В активной зоне реактора она нагревается до 595 0К и направляется в парогенераторы где охлаждается отдавая тепло рабочему телу второго контура. Вода первого контура при работе реактора приобретает высокую наведённую радиоактивность даже без нарушения плотности оболочек ТВЭЛов так как в воде практически... | |||