62557

Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Оборудование к уроку: Компьютер; Мультимедийный проектор; Презентация слайдов по теме урока; Карточки с предложениями для их поиска по схемам; Сигнальные карточки; Раздаточный материал заданий; Призы. Синтаксический разбор предложения частичный...

Русский

2014-06-11

33.22 KB

5 чел.

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»

Цель урока: систематизировать знания по теме «Синтаксис и пунктуация»

Задачи урока:

Образовательные задачи:

  1.  В ходе творческой, самостоятельной, индивидуальной и групповой работы с дидактическими материалами закрепить знания учащихся по теме: «Синтаксис и пунктуация»

Развивающие задачи:

  1.  Развивать умение работать в коллективе и принимать совместное решение;
  2.  Развивать положительные личностные качества (ответственность, доброта, чувство взаимопомощи)
  3.  Развивать и тренировать внимание, память, мышление.

Воспитательные задачи:

  1.  Воспитывать уважение к культуре своей страны;
  2.  Повышение мотивации учащихся к изучению русского языка.

Оборудование к уроку:

  1.  Компьютер;
  2.  Мультимедийный проектор;
  3.  Презентация слайдов по теме урока;
  4.  Карточки с предложениями для их поиска по схемам;
  5.  Сигнальные карточки;
  6.  Раздаточный материал заданий;
  7.  Призы.

Структура занятия

№п.\п

Этап урока

Использование ИКТ

1.

Организационный момент

Слайд 1

2.

Разминка для ума

Слайд 2

3.

Сообщение темы и цели урока. Кроссворд

Слайд 3,4,5

4.

Повторение теоретического материала

5.

Словарная диктовка

Слайд 6

6.

Часть речи

Слайд 7

7.

Задание в конверте

Слайд 8,9

8.

Отправляемся на поиск предложений

Слайд 10

9.

Синтаксический разбор предложения (частичный)

10.

Игра «Третий лишний»

Слайд 11

11.

Художественные средства

Слайд 12

12.

физминутка

Слайд 13

13.

Числовой диктант

Слайд 14

14.

Тест. Ключи к тесту.

Слайд 15

15.

Домашнее задание (дифференцированное)

16.

Итог урока

Слайд 16-18

17.

рефлексия

Слайд 19

Ход урока

  1.  Орг. момент

Добрый день, уважаемые гости. Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада  приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня такой прекрасный день. В классе должно царить хорошее настроение. Давайте друг другу подарим улыбку. Повернитесь  друг к другу и улыбнитесь. Ведь улыбка – это самая удивительная вещь, в трудную минуту жизни она делает чудеса. Помните, как поётся в песне: «…от  улыбки станет всем светлей!» Как вы уже успели заметить: сегодня у нас много гостей на уроке, мы рады им, будем стараться работать хорошо, активно, творчески. Пожелаем себе успехов.

2.Разминка для ума:

Я загадку, вы отгадку

  1.  Вился, вился белый рой. Осел на землю, стал горой. (Снег)
  2.  Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округе полила. (Гроза)
  3.  Выше леса, тоньше колоса (Дождь)
  4.  На дворе переполох – с неба сыпется горох. (Град)
  5.  Назовите лишнее слово. Почему?
  6.  В  слове дождь назовите последнюю букву и последний звук. Охарактеризуйте его.

  1.  Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы проводим урок-повторения. Проведём урок в форме состязания между двумя командами: команды «Любознательных» и команды «Угадай-ка». Вопросы буду задавать каждой команде, отвечать будете по очереди, если одна команда не ответила, то вопрос и право ответа переходит другой. Я надеюсь, что вы покажете не только свои знания, но и то, как вы умеете работать в команде. Успех всей команды будет зависеть от ответов каждого ученика, поэтому будьте внимательны и дисциплинированны, постарайтесь работать дружно, будьте уважительны к своим соперникам. Знания, дисциплинированность, активность всех членов команды будет оценивать жюри в составе: 

Отвечаем только по поднятой руке, не выкрикиваем, не подсказываем, не отвлекаемся. За нарушения во время игры жюри имеет право снижать результаты.

Итак, первое задание определить тему урока. Что же мы будем повторять? Ответить на этот вопрос поможет нам кроссворд, который мы должны отгадать, ответив на вопросы и записав первые буквы в пустые клеточки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

  1.  Первая буква названия главного члена предложения, который обозначает действие, состояние, признак предмета, отвечает на вопросы что делать?, каков предмет?, что такое предмет?, может быть выражен глаголом, прилагательным, существительным, подчеркивается двумя чертами (сказуемое).
  2.  Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого (и).
  3.  Первая буква названия вида предложения по интонации. Предложение произносится тихо, спокойно (невосклицательное).
  4.  Первая буква названия знака препинания, который ставится между подлежащим и сказуемым, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже (тире).
  5.  Часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложносочинённого, перед ним всегда ставится запятая (а).
  6.  Первая буква названия знака препинания, который ставится в предложениях, выделяя прямую речь (кавычки).
  7.  Первая буква названия синтаксической единицы, состоящей из двух и более слов, связанных между собой по смыслу и грамматически (словосочетание).
  8.  Первая буква названия падежа, на вопросы которого отвечает подлежащее (именительный).
  9.  Первая буква названия части речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного (союз).

В итоге сложилось слово «синтаксис». А с каким разделом тесно связан синтаксис? (пунктуация). Значит, тема урока… . Запишем тему урока в тетрадь «Повторение изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»

Какие цели вы перед собой поставите на данный урок? (Повторить, закрепить, систематизировать знания и умения по теме «Синтаксис и пунктуация»)

Итак, сегодняшний урок поможет систематизировать и обобщить изученный материал, подготовиться к контрольной работе, научит работать с большей долей самостоятельности. Вам, ребята, предстоит применить полученные знания при выполнении различных упражнений. Желаю удачи!

  1.  Повторение теоретического материала. Быстро ответьте на вопросы.

1.Тип предложения по цели высказывания, в котором содержится вопрос (вопросительное).

2.Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения, которые перечисляются, и между простыми предложениями в составе сложного (запятая).

3. Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей? (определение)

4. Слово или сочетание слов, которое обозначает того, к кому обращаются с речью (обращение)

5. Тип предложения по структуре, в котором содержится только одна грамматическая основа (простое)

6. Второстепенный член предложения, который обозначает место, время, способ действия и отвечает на вопросы где? куда? когда? почему? (обстоятельство).

7. Предложения, в которых есть второстепенные члены предложения (распространённые).

8.Члены предложения,  которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения (однородные)

9. Разговор двух и более лиц (диалог).

10. Точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс (прямая).

4. Словарная диктовка

      Вы хорошо справились с данной задачей. Но не забывайте о том, что синтаксис и пунктуация  связаны с орфографией. Попробуем проверить вашу грамотность.

  1.  В каком ряду во всех словах пишется буква О?
  2.  В…робей, разд…ются, ст…нать;
  3.  Б…льной, обр…щение, изд…лека;
  4.  Г…ризонт,д…лина, высок…го;
  5.  Разг…вор, б…клажан, к…сыми.               Ответ: 3 (ответ учащиеся показывают цифровой карточкой, данные слова записывают в тетрадь, подчёркивая пропущенные буквы).

5.Части речи

А теперь проверим, как вы знаете части речи, ведь предложения и словосочетания состоят из слов, выраженных разными частями речи.

  1.  У какого слова неправильно определена часть речи?
  2.  Садилось – глагол в форме прошедшего времени;
  3.  И – предлог;
  4.  Высокого – имя прилагательное;
  5.  Верхушку – имя существительное.                 Ответ: 2

6. Задание в конвертах

  1.  Прочитайте предложение: Бесшумно трепетали на осинке разноцветные листочки. О каких членах данного предложения идёт речь?
  2.  Зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какие? (определение разноцветные)
  3.  Обозначает место действия, зависит от сказуемого-глагола, отвечает на вопрос где? выражено существительным с предлогом (обстоятельство на осинке)
  4.  Зависит от сказуемого –глагола, обозначает способ действия, отвечает на вопрос как?, выражено наречием (обстоятельство бесшумно)
  5.  Составьте предложение:
  6.  Из предложения С тихим шорохом пробежал по саду ветерок взять прилагательное, выступающее в роли определения, поставить его в именительном падеже, женском роде, единственном числе; (тихая)
  7.  Из предложения За ночь земля покрылась пушистым снегом взять обстоятельство, употребить это слово как подлежащее; (ночь)
  8.  Добавить глагол из предложения Мама от усталости опустилась на диван; (опустилась)
  9.  Из предложения Над городом пролетел быстрокрылый самолёт взять обстоятельство. (над городом).

Ответ: Тихая ночь опустилась над городом. Охарактеризуйте его.

7. Отправляемся на поиск предложений.

 На стенах кабинета вы видите листы с предложениями. Найдите предложения, соответствующие схемам:                                                                          1)

,   и

2)

О,…

!

3)

, ( что…   ).

4)

А: «П».

  1.  Книга – лучший товарищ.
  2.  Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.
  3.  Ребята, принимайте активное участие в конкурсах!
  4.  Море утихло и только изредка глухо вздыхало.
  5.  Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице своей.
  6.  А с платформы говорят: «Это город Ленинград».

8. Синтаксический разбор предложения (частичный):

Подчеркнуть грамматические основы предложения, указать какими частями речи они выражены, расставить необходимые знаки препинания, построить схему, дать характеристику.

  1.  Небо медленно заволокли тучи и по лесу прошёл ветер.
  2.  Солнце скрылось за горизонт потому что наступила осень.

9.Игра «Третий лишний»

  1.  Найдите лишнее слово:
  2.  Простое, бессоюзное, сложное;
  3.  Определение, обстоятельство, подлежащее;
  4.  Повествовательное, восклицательное, невосклицательное;
  5.  Простое, нераспространённое, распространённое.

10. Художественные средства:

  1.  Прочитайте предложения
  2.  Берёзки, осинки, клёны – все деревья поменяли свои наряды.
  3.  Красиво цветут сады, а земля усыпана лепестками яблонь.
  4.  Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядилась земля.
  5.  О каких временах года говорится в этих предложениях? Какие художественные средства используются в них? С какой целью? Какие это предложения?

11. Физкультминутка

Сейчас  мы с вами проведём физкультминутку. Поскольку сегодня мы повторяем изученный материал из синтаксиса и пунктуации, то разминка будет связана со знанием терминологии, которую мы используем.

Правила игры. Ученики встают со своих мест, руки на поясе. Учитель называет различные термины. Если термины относятся к синтаксису и пунктуации, сделать наклон вперёд, если же к другим разделам языка – влево.

Приставка, грамматическая основа, словосочетание, корень, основа слова, запятая, обстоятельство, тире, суффикс, предложение, обращение, буква.

12. Числовой диктант

  1.  Выполните арифметические действия. Ответ запишите цифрой.
  2.  К номеру склонения слова боль прибавьте количество звуков в слове  ель. (3+3=6)
  3.  От полученной суммы отнимите количество однородных членов  в предложении Прибежал на перрон, сел в отцепленный вагон. (6-2=4)
  4.  К полученной разнице прибавьте количество букв в фамилии автора сказки «Снежная королева». (4+8=12)
  5.  Умножьте полученное число на количество запятых в предложении В нераспространённом предложении нет определения, дополнения, обстоятельства. (12х2=24)
  6.  Полученное произведение разделите на количество букв в корне слова  доплатить. (24:4=6)
  7.  Прибавьте к полученному результату количество букв в обращении в предложении  Друзья, это не имеет никакого значения. (6+6=12)

Каков итог?       Ответ: 12

13. Проверка знаний. Тест.

Учащимся раздаются тестовые задания и бланки для ответов. На выполнение задания отводится 5 минут. После выполнения теста учащиеся обмениваются вариантами и проверяют работы. Ключ к тесту и критерии оценки на слайде.

Вариант 1

В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.

1

2

3

4

1. Укажите  сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

А) Отшумела листва на деревьях и стала постепенно опадать.

Б) Сад отцветал и темнел.

В) А дорога расстилается и шумит густая рожь.

Г) Лучи солнца греют лицо и руки.

2. Укажите  сложное предложение, части которого связаны интонационно:

          А) Рванул ветер, и в воздухе закружилась пыль.

          Б) Дремлет лодочник у перевоза, обступила кругом тишина.

          В) Всё живое тянется к воде, и всем вода дарит жизнь.

          Г) Солнце сияло и грело, но не пекло.

3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно.

           А) Музыка в траве приутихла.

           Б) Егорушка приподнялся и посмотрел вокруг себя.

           В) Летят над белым морем чайки, а даль туманная глуха.

           Г) Осень яркая, бодрящая, чарующая.

4. Укажите предложение, начинается со слов автора (знаки препинания не расставлены:

            А) Отнести её вон проговорила изменившимся голосом старуха.

            Б) Муму! отвернулся Герасим и промычал ещё раз.

           В) Что это за собака? воскликнула она вдруг.

           Г) Барыня сказала Принесите ей что-нибудь поесть.

Вариант 2

В клетку под номером задания впишите букву с правильным ответом.

1

2

3

4

  1.  Укажите  сложное предложение (знаки препинания не расставлены):

А)  Река была неглубокая и широкая.

Б)  Лес пахнет дымом и сосной.

В)  Весёлые шутки и смех быстро разносились по долине.

Г) Солнце уже скрылось и ночные тени быстро надвигались со стороны леса.

2. Укажите сложное предложение, части которого связаны союзом:

             А) С вечера подморозило, лужи покрылись тонким льдом.

             Б) Зацвёл багульник, и склоны сопок заполыхали фиолетово-малиновым огнём.

              В) Весёлые шутки и смех быстро разносились по долине.

              Г) Туча росла, мигала тусклыми молниями.

3. Укажите предложение, в котором грамматическая основа выделена верно.

               А) Лес пахнет дубом и сосной.

               Б) Я шагал в соседнюю деревню.

               В) Герасим запирал каморку на ключ.

                Г) Жаворонок ослеплён в небе солнцем.

4. Укажите предложение, которое начинается с прямой речи (знаки препинания не расставлены):

             А) Девки, девки, простонала барыня.

             Б) Подумал Капитон про себя А ты небось лучше?

             В) Дворецкий крикнул ему вслед Ты-то сам согласен?

              Г) Проговорила Татьяна тихим голосом  Что прикажете, Гаврила Андреич?

Ключ

1 вариант- В, Б,А,Г.

2 вариант-Г,Б, Б, А.

Оценка

«5» - 4 ответа;

«4» - 3 ответа;

«3» - 2 ответа

Учитель собирает ответы.

14. Домашнее задание (дифференцированное)

Для слабых:

Составить 3 предложения об осени, сделать синтаксический разбор одного из них. ( Ильченко, Таг, Кокурин, Жестовский)

Для средних:  (Кучерявенко, Волобуева, Леончук,Пеер)

Определить, сложное или просто предложение, подчеркнуть грамматические основы предложений, расставить знаки препинания.

Бабушка ходит по лесу и собирает грибы. Жаворонок пел чтобы радовались птицы и звери. Синели звёзды на рассвете и над землёй редела мгла.

Для сильных: ( Парфёнова, Покидько, Рассказова, Молчанова, Гридина, Вершинин)

Расставьте знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор предложения с обобщающим словом.

Моросит ветер срывает осенние листья. Свежий ветер пахнет мятой васильками и лебедой. Деревья скалы ущелья приобретали причудливые очертания. Поклонились царевичи отцу и пошли. Зимой солнце светит ярко а не  греет. Хорошая книга научит тебя многому доброте честности справедливости.

15. Подведение итогов

Вот и подошёл наш урок к концу. Последнее задание.

Соотнесите буквы и цифры в двух таблицах. Вы получите оценку вашей работы на уроке. Читайте без помощи рук, отслеживая последовательность глазами.

1

5

13

9

4

В

Л

Я

Ы

О

8

12

15

14

6

Ц

Б

А

Т

О

3

10

7

11

2

М

Р

Д

Е

Ы

  1.  Запишите эту оценку в виде предложения. Расставьте в нем необходимые знаки препинания. Охарактеризуйте его. Составьте схему.
  2.  Вы молодцы, ребята!
  3.  Что мы повторили на сегодняшнем уроке?
  4.  Что вызвало затруднение?
  5.   Над чем ещё надо поработать?
  6.  Что понравилось?

На мой взгляд, вы, ребята, хорошо справились со всеми предложенными заданиями, что говорит о том, что пройденный материал по данному разделу языкознания понят вами и прочно усвоен. Вы работали в командах, и было приятно видеть, как каждый из вас активно участвовал в работе своей команды. А теперь я предоставляю слово жюри.

Мне хочется сказать вам, ребята, за работу на уроке… Что? Мы сейчас скажем, разгадав кроссворд.

1

2

3

4

5

6

7

  1.  Первая буква раздела языка, изучающая слово и предложение (Синтаксис).
  2.  Первая буква раздела языка, изучающая знаки препинания и правила их постановки (Пунктуация)
  3.  Этот союз в  предложении Всю зиму прожила ласточка в подземелье, а Дюймовочка ухаживала за ней соединяет два предложения в составе сложного (А).
  4.  Первая буква главного члена предложения, который отвечает на вопросы что делать? каков предмет? (Сказуемое)
  5.  Это слово обозначает эмоциональную окраску предложения (Интонация)
  6.  Вторая буква второстепенного члена предложения, который отвечает на вопросы где? куда? откуда? (оБстоятельство)
  7.  Первая буква второстепенного члена предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? (Определение)

16. Рефлексия

На листочках дети пишут своё отношение к уроку, пожелание учителю.

Сегодня на уроке мне было… (скучно, весело, интересно, неинтересно)

Всем спасибо за урок.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

19213. Термоэлектронная эмиссия. Статистический и термодинамические вывод формулы плотности тока термоэлектронной эмиссии 557.5 KB
  Лекция № 9. Термоэлектронная эмиссия. Статистический и термодинамические вывод формулы плотности тока термоэлектронной эмиссии. Влияние внешнего электрического поля Эффект Шоттки. Распределение термоэлектронов по энергиям. Средняя энергия термоэлектронов. Эксп
19214. Влияние поверхностной неоднородности материала катода на термоэмиссию 557 KB
  Лекция № 10. Влияние поверхностной неоднородности материала катода на термоэмиссию. Пленочные катоды. Оксидные катоды. Автоэлектронная эмиссия. Изменение температуры эмиттера при термо и автоэлектронной эмиссии. 9.7. Влияние поверхностной неоднородности материала...
19215. Фотоэлектронная эмиссия. Законы Столетова и Эйнштейна. Теория фотоэмиссии 476 KB
  Лекция № 11. Фотоэлектронная эмиссия. Законы Столетова и Эйнштейна. Теория фотоэмиссии. Кривая Фаулера. Применение фотоэмиссии в технике. Фотокатоды. XI. ФОТОэлектронная эмиссия. 11.1. Законы фотоэффекта. В широком смысле фотоэффект – это возникновение или измене
19216. Вторичная электрон-электронная эмиссия. Отражение электронов от твердого тела 326 KB
  Лекция № 12. Вторичная электронэлектронная эмиссия. Отражение электронов от твердого тела. Характеристические потери энергии. Закономерности истинной вторичной электронной эмиссии. Приведенная кривая. Эффективные эмиттеры вторичных электронов. XII. вторичная элек
19217. Вторичная электронная эмиссия полупроводников и диэлектриков. Эффективные эмиттеры вторичных электронов 336.5 KB
  Лекция № 13. Вторичная электронная эмиссия полупроводников и диэлектриков. Эффективные эмиттеры вторичных электронов. Электронные умножители. Вторичная ионноэлектронная эмиссия. Потенциальная и кинетическая эмиссия их физический механизм. Закономерности ионноэлек
19218. Поверхностная ионизация. Формула Саха-Ленгмюра. Температурная зависимость плотности тока положительной ионизации 217 KB
  Лекция № 14. Поверхностная ионизация. Формула СахаЛенгмюра. Температурная зависимость плотности тока положительной ионизации. Термодинамичсекий вывод формулы СахаЛенгмюра. Термодинамичсекий вывод формулы СахаЛенгмюра. Отрицательная поверхностная ионизация. XIV...
19219. Ионное распыление. Диссипация энергии атомных частиц при взаимодействии с твердым телом 288.5 KB
  Лекция № 15. Ионное распыление. Диссипация энергии атомных частиц при взаимодействии с твердым телом. Торможение быстрых частиц в твердом теле. Эмиссия атомных частиц. XV. ИОННОЕ распыление 15.1. Характеристики ионного распыления. Явление распыления твердого ...
19220. ИОНИЗАЦИЯ И ВОЗБУЖДЕНИЕ ЧАСТИЦ В ГАЗЕ 163 KB
  ИОНИЗАЦИЯ И ВОЗБУЖДЕНИЕ ЧАСТИЦ В ГАЗЕ Плазму как среду состоящую из заряженных частиц характеризует степень ионизации или соотношение между количеством заряженных и нейтральных частиц: концентрация электронов конц...
19221. ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ В ГАЗЕ 101.5 KB
  Лекция 2 ТЕРМОДИНАМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ В ГАЗЕ Одним из известных подходов к описанию плазмы является ее сопоставление с термодинамической системой. При этом состояние плазмы характеризуется такими величинами как температура энтропия и т.д. В термодинамик...