62558

Воспроизводство населения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Формирование представления обучающихся об особенностях воспроизводства населения России его основных исторических типах с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. Задачи: обучающие формировать представление обучающихся о воспроизводстве населения России...

Русский

2014-06-11

32.26 KB

2 чел.

План-конспект урока

Тема урока: Воспроизводство населения.

  1.  ФИО (полностью)

Шабоян Марина Сергеевна

  1.  Место работы

МОУ «СОШ № 12» г. Балашова Саратовской области

  1.  Должность

учитель географии

  1.  Предмет

География

  1.  Класс

9 класс.

  1.  Тема и номер урока в теме

           Тема: Воспроизводство населения. Номер урока №1 раздела «Россияне».

  1.  Базовый учебник.

География России: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов/, под ред. А.И. Алексеева, Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». 2008. – 271 с. 

  1.  Цель урока:

Формирование представления обучающихся об особенностях воспроизводства населения России, его основных исторических типах с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. 

  1.  Задачи:

- обучающие

- формировать представление обучающихся о воспроизводстве населения России;

- формировать навыки использования информационных технологий;

- развивающие:

- развивать познавательные способности, логическое мышление путем анализа текстовой и картографической информации, речь.

- развивать навыки по поиску информации и ее обработке;

- формировать навыки использования икт;

воспитательные:

- воспитывать информационную культуру;

- воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию. 

10. Тип урока:

проблемно-диалогический урок.

11.Формы работы учащихся:

фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.

12. Необходимое техническое оборудование:

мобильный класс, подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

13. Структура и ход урока

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

( с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

( в мин.)

1

2

3

4

5

1

Организационный

 Подготовка учащихся к работе на занятии.

Готовность класса к работе на уроке.

1-2

2

Создание проблемной ситуации.

Цифровая векторная карта России "Естественный прирост населения"(1)

Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Вам было задано опережающее задание провести исследование и ответить на вопросы:

1. Сколько детей было в семье у прабабушки, бабушки, родителей?

2. Сколько детей в вашей семье?

3. сколько бы вы хотели иметь детей?

Демонстрация ресурса. Отображает сведения о естественном приросте населения по субъектам федерации по данным переписей населения 1926, 1939, 1950, 1970, 1989 и 2002 годов.

Докладывают о результатах исследований. Приходят к выводу о сокращении детей в семьях.

Цифровая векторная карта позволяет учащимся рассмотреть снижение естественного прироста населения России по данным переписей населения 1926, 1939, 1950, 1970, 1989 и 2002 годов.

5-7

Версии

Учитель просит сформулировать проблемный вопрос.

Мнения разделились и для решения проблемы предлагает изучить тему «Воспроизводство населения»

Учащиеся рассуждают, дискутируют. Формулируют проблемный вопрос: «Грозит ли россиянам вымирание?»

2-3

3

Открытие нового знания

Гипертекст с иллюстрациями (2)

Демонстрация ресурса. Деление класса на 7 групп. Каждая группа работает с одним из блоков, дает ему характеристику.

Электронный учебный модуль «Население России». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе объяснения нового материала

В модели представлены главные демографические показатели России, тенденции изменения численности и половозрастной структуры населения, показаны типы воспроизводства населения и районы максимального и минимального естественного прироста населения. Блок модели показывает соотношение городского и сельского населения, районы наибольшей плотности сельского населения, процесс урбанизации показан во времени и по территории. Размещение населения показано картой плотности с городами, имеющими население свыше 500 000 человек. Дана схема видов миграций.

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос мы  можем дать?

Работа   по группам. Формирование у учащихся практических навыков работы с ЭОР. Школьники делятся по группам, изучают материал по блокам:

1.

Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения.

2. Численность населения России. Районы максимального и минимального естественного прироста населения России.

3. Половозрастная структура населения.

4. Городское и сельское население России.

5. Уровень урбанизации.

6. Этапы демографического перехода.

7. Самые населенные города России.

Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

15-20 мин

4

Применение нового знания

Практическая работа по нанесению объектов Южной Америки на карту(3)

Объяснение учащимся работы с практическим модулем. Электронный учебный модуль «Воспроизводство населения и типы воспроизводства населения. Практические задания». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на практических занятиях по географии. Данный модуль оснащён специальными возможностями для слабовидящих. Модуль помогает закрепить материал по теме урока. В качестве практических упражнений предлагается пройти тест, ответив на вопросы следующих тематик: «Воспроизводство населения», «Типы воспроизводства населения», «Феномен быстрого роста населения» и «Естественный прирост населения».

Выполнение практических упражнений. Проходят тесты, отвечают на вопросы следующих тематик: «Воспроизводство населения», «Типы воспроизводства населения», «Феномен быстрого роста населения» и «Естественный прирост населения».

9-10 мин

5

Рефлексия

Предлагает школьникам поработать в парах  и подвести итог своей работы работы на уроке ответить на проблемный вопрос: «Грозит ли россиянам вымирание. Как решить проблему?»

Работа учащихся в парах. Пытаются найти пути решения проблемы. Заполняют таблицу:

1.Аргументы за.

2.Аргументы против.

3. Итог.

3 мин

6.

Подведение итогов.

Анализ и оценка итогов работы. Определение и разъяснение домашнего задания.

Домашнее задание:

I уровень: §5, из текста учебника выпишите причины снижения рождаемости и смертности.

II уровень: закрепление изученного материала с использованием интернет – ресурсов. Практикум: Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. (4)

III уровень: творческое задание (по желанию):  изучите свою родословную и нарисуйте в тетради генеалогическое древо своей семьи. Проанализируйте его и сделайте вывод: отразились ли на вашей семь те демографические процессы.

Выводы, объяснение особенностей выполнения домашней практической работы:

Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков.

Конспектирование домашнего задания

5 мин

Приложение к плану - конспекта урока

Тема урока: Воспроизводство населения.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

( иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий

доступ к ЭОР

1.

Карта России "Естественный прирост населения" 

Цифровые векторные географические карты России.

Карта отображает сведения о естественном приросте населения по субъектам федерации по данным переписей населения 1926, 1939, 1950, 1970, 1989 и 2002 годов.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ca6d4a89-25af-45ac-b5c3-2f4b0b074504/?interface=pupil&class[]=50&class[]=51&subject=28

2.

Гипертекст с иллюстрациями

«Население России».

Информационный модуль. Цифровой образовательный ресурс.

Гипертекст с иллюстрациями

Цифровой образовательный ресурс. Численность и движение населения. Типы воспроизводства населения, половозрастная пирамида. Городское и сельское население России, главная полоса расселения, крупнейшие города и городские агломерации. Миграция населения, главные миграционные потоки. Трудовые ресурсы.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59f982c9-61c2-4926-86c2-42f08bcef63b/013.swf

3.

Воспроизводство населения и типы воспроизводства населения. Практические задания.

 

Электронный учебный модуль.

Электронный учебный модуль «Воспроизводство населения и типы воспроизводства населения. Практические задания». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на практических занятиях по географии. Данный модуль оснащён специальными возможностями для слабовидящих. Модуль помогает закрепить материал по теме урока. В качестве практических упражнений предлагается пройти тест, ответив на вопросы следующих тематик: «Воспроизводство населения», «Типы воспроизводства населения», «Феномен быстрого роста населения» и «Естественный прирост населения».

http://fcior.edu.ru/card/22305/vosproizvodstvo-naseleniya-mira-i-tipy-vosproizvodstva-naseleniya-prakticheskie-zadaniya-so-specialn.html

4.

Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков.

Практикум.

Электронный учебный модуль «Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX-XXI веков. Практические задания». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на практических занятиях по географии. Данный модуль оснащён специальными возможностями для слабовидящих. Модуль помогает закрепить материал по теме урока. В качестве практических упражнений предлагается пройти тест, ответив на вопросы следующих тематик: «Тип воспроизводства населения России», «Доля населения моложе трудоспособного возраста» и «Тип прироста населения».

http://fcior.edu.ru/card/22508/osobennosti-vosproizvodstva-rossiyskogo-naseleniya-na-rubezhe-xx-i-xxi-vekov-prakticheskie-zadaniya.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

21694. ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ 538.5 KB
  ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ В параллельной архитектуре нейронного управления нейронная сеть используется наравне с обычным ПИДрегулятором. Настройка выполняется таким образом чтобы выходной сигнал объекта управления как можно точнее соответствовал заданному опорному сигналу . Из этих примеров следует что даже если удастся разработать хорошую общую стратегию управления может возникнуть необходимость в её настройке с целью получения лучших практических результатов.
21695. ПРИЛОЖЕНИЯ НЕЙРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ 453.5 KB
  Далее мы будем изучать примеры практического применения некоторых методов нейроуправления и не только нейроуправления для реальных систем. ПРИЛОЖЕНИЯ НЕЙРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ В качестве реальной системы будем рассматривать систему управления температурой водяной ванны инвертированный маятник систему управления генератором в электрическом транспортном средстве и печь как многомерный объект управления со многими входами и выходами. Система управления температурой водяной ванны Система управления представляет собой регулятор температуры для...
21696. МЕТОДЫ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 286 KB
  Вычисления соответствующие действиям нечёткого контроллера в системе управления температурой водяной ванны можно представить в виде следующего алгоритма: Шаг 1. Гн Омату рассматривает помимо нейросетевого и нечёткого управления ещё два способа управления водяной ванной. По результатам экспериментов из всех схем управления схема ПИД наиболее проста в реализации.
21697. Система стабилизации перевёрнутого маятника 668.5 KB
  Система стабилизации перевёрнутого маятника Перевёрнутый маятник представляет собой модель нестабильной системы управления сам маятник закреплён сверху на тележке которая может перемещаться вправо и влево в горизонтальной плоскости причём это перемещение является управляемым. Задача управления состоит в стабилизации маятника в вертикальном положении на возможно более продолжительное время. Цель управления состоит в том чтобы переместить тележку в позицию таким образом чтобы маятник оставался в вертикальном положении.
21698. Применение нейросетей для управления печью 145 KB
  В таких случаях целью управления является возможно более быстрое и плавное достижение требуемой температуры с последующим удерживанием её значения в заданных пределах. Система управления печью разработана японской фирмой Omron Inc. Структурная схема системы управления печью В состав системы управления входит модуль датчиков плата параллельного интерфейса вводавывода компьютер NEC PC9801F и исполнительное устройство.
21699. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА 198.5 KB
  Более простое и пожалуй более понятное базовое определение интеллекта даёт доцент Днепропетровского национального университета Алексей Дубинский. Способность это мера интеллекта. Измеряется величиной интеллекта.
21700. ЦЕЛИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 152.5 KB
  При этом все объекты делятся на порядки и объект более высокого порядка может управлять только объектом более низкого порядка т. Из теории объектов следует что все программы объекты одного порядка а значит не существует программы которая могла бы генерировать другие программы. Точнее три порядка и три подпорядка третьего порядка. Итак объекты 1го порядка это материальные носители данных.
21701. ТЕОРИЯ ОБЪЕКТОВ 431 KB
  его модификации отражающие некоторые значимые конструктивные отличия объектов одного порядка порядок. Из приведённого выше определения следует что Вселенная это объект Мира более низкого порядка. 2 Объект более высокого порядка полностью включает в себя все свойства объекта низшего порядка в том числе и в потенциальной форме. Следует заметить что свойства объекта низшего порядка могут быть полностью равны свойствам объекта высшего порядка и они при этом не сольются поскольку в результате наличия у объекта более высшего порядка...
21702. ОБЪЕКТЫ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА 491.5 KB
  2} Итак с помощью объектов 2го порядка мы можем изменять состояния различных объектов 1го порядка.1 В него мы введём дополнительный объект 1го порядка изменение состояния которого через универсальный интерфейс отражается на остальных объектах 1го порядка. Введём также генератор случайности дающий возможность случайно выбрать какой объект 1го порядка следует изменить наиболее сильно и в каком направлении.