62558

Воспроизводство населения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Формирование представления обучающихся об особенностях воспроизводства населения России его основных исторических типах с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. Задачи: обучающие формировать представление обучающихся о воспроизводстве населения России...

Русский

2014-06-11

32.26 KB

2 чел.

План-конспект урока

Тема урока: Воспроизводство населения.

  1.  ФИО (полностью)

Шабоян Марина Сергеевна

  1.  Место работы

МОУ «СОШ № 12» г. Балашова Саратовской области

  1.  Должность

учитель географии

  1.  Предмет

География

  1.  Класс

9 класс.

  1.  Тема и номер урока в теме

           Тема: Воспроизводство населения. Номер урока №1 раздела «Россияне».

  1.  Базовый учебник.

География России: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов/, под ред. А.И. Алексеева, Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». 2008. – 271 с. 

  1.  Цель урока:

Формирование представления обучающихся об особенностях воспроизводства населения России, его основных исторических типах с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. 

  1.  Задачи:

- обучающие

- формировать представление обучающихся о воспроизводстве населения России;

- формировать навыки использования информационных технологий;

- развивающие:

- развивать познавательные способности, логическое мышление путем анализа текстовой и картографической информации, речь.

- развивать навыки по поиску информации и ее обработке;

- формировать навыки использования икт;

воспитательные:

- воспитывать информационную культуру;

- воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию. 

10. Тип урока:

проблемно-диалогический урок.

11.Формы работы учащихся:

фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.

12. Необходимое техническое оборудование:

мобильный класс, подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

13. Структура и ход урока

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

( с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

( в мин.)

1

2

3

4

5

1

Организационный

 Подготовка учащихся к работе на занятии.

Готовность класса к работе на уроке.

1-2

2

Создание проблемной ситуации.

Цифровая векторная карта России "Естественный прирост населения"(1)

Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Вам было задано опережающее задание провести исследование и ответить на вопросы:

1. Сколько детей было в семье у прабабушки, бабушки, родителей?

2. Сколько детей в вашей семье?

3. сколько бы вы хотели иметь детей?

Демонстрация ресурса. Отображает сведения о естественном приросте населения по субъектам федерации по данным переписей населения 1926, 1939, 1950, 1970, 1989 и 2002 годов.

Докладывают о результатах исследований. Приходят к выводу о сокращении детей в семьях.

Цифровая векторная карта позволяет учащимся рассмотреть снижение естественного прироста населения России по данным переписей населения 1926, 1939, 1950, 1970, 1989 и 2002 годов.

5-7

Версии

Учитель просит сформулировать проблемный вопрос.

Мнения разделились и для решения проблемы предлагает изучить тему «Воспроизводство населения»

Учащиеся рассуждают, дискутируют. Формулируют проблемный вопрос: «Грозит ли россиянам вымирание?»

2-3

3

Открытие нового знания

Гипертекст с иллюстрациями (2)

Демонстрация ресурса. Деление класса на 7 групп. Каждая группа работает с одним из блоков, дает ему характеристику.

Электронный учебный модуль «Население России». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе объяснения нового материала

В модели представлены главные демографические показатели России, тенденции изменения численности и половозрастной структуры населения, показаны типы воспроизводства населения и районы максимального и минимального естественного прироста населения. Блок модели показывает соотношение городского и сельского населения, районы наибольшей плотности сельского населения, процесс урбанизации показан во времени и по территории. Размещение населения показано картой плотности с городами, имеющими население свыше 500 000 человек. Дана схема видов миграций.

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос мы  можем дать?

Работа   по группам. Формирование у учащихся практических навыков работы с ЭОР. Школьники делятся по группам, изучают материал по блокам:

1.

Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения.

2. Численность населения России. Районы максимального и минимального естественного прироста населения России.

3. Половозрастная структура населения.

4. Городское и сельское население России.

5. Уровень урбанизации.

6. Этапы демографического перехода.

7. Самые населенные города России.

Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

15-20 мин

4

Применение нового знания

Практическая работа по нанесению объектов Южной Америки на карту(3)

Объяснение учащимся работы с практическим модулем. Электронный учебный модуль «Воспроизводство населения и типы воспроизводства населения. Практические задания». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на практических занятиях по географии. Данный модуль оснащён специальными возможностями для слабовидящих. Модуль помогает закрепить материал по теме урока. В качестве практических упражнений предлагается пройти тест, ответив на вопросы следующих тематик: «Воспроизводство населения», «Типы воспроизводства населения», «Феномен быстрого роста населения» и «Естественный прирост населения».

Выполнение практических упражнений. Проходят тесты, отвечают на вопросы следующих тематик: «Воспроизводство населения», «Типы воспроизводства населения», «Феномен быстрого роста населения» и «Естественный прирост населения».

9-10 мин

5

Рефлексия

Предлагает школьникам поработать в парах  и подвести итог своей работы работы на уроке ответить на проблемный вопрос: «Грозит ли россиянам вымирание. Как решить проблему?»

Работа учащихся в парах. Пытаются найти пути решения проблемы. Заполняют таблицу:

1.Аргументы за.

2.Аргументы против.

3. Итог.

3 мин

6.

Подведение итогов.

Анализ и оценка итогов работы. Определение и разъяснение домашнего задания.

Домашнее задание:

I уровень: §5, из текста учебника выпишите причины снижения рождаемости и смертности.

II уровень: закрепление изученного материала с использованием интернет – ресурсов. Практикум: Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. (4)

III уровень: творческое задание (по желанию):  изучите свою родословную и нарисуйте в тетради генеалогическое древо своей семьи. Проанализируйте его и сделайте вывод: отразились ли на вашей семь те демографические процессы.

Выводы, объяснение особенностей выполнения домашней практической работы:

Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков.

Конспектирование домашнего задания

5 мин

Приложение к плану - конспекта урока

Тема урока: Воспроизводство населения.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

( иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий

доступ к ЭОР

1.

Карта России "Естественный прирост населения" 

Цифровые векторные географические карты России.

Карта отображает сведения о естественном приросте населения по субъектам федерации по данным переписей населения 1926, 1939, 1950, 1970, 1989 и 2002 годов.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ca6d4a89-25af-45ac-b5c3-2f4b0b074504/?interface=pupil&class[]=50&class[]=51&subject=28

2.

Гипертекст с иллюстрациями

«Население России».

Информационный модуль. Цифровой образовательный ресурс.

Гипертекст с иллюстрациями

Цифровой образовательный ресурс. Численность и движение населения. Типы воспроизводства населения, половозрастная пирамида. Городское и сельское население России, главная полоса расселения, крупнейшие города и городские агломерации. Миграция населения, главные миграционные потоки. Трудовые ресурсы.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59f982c9-61c2-4926-86c2-42f08bcef63b/013.swf

3.

Воспроизводство населения и типы воспроизводства населения. Практические задания.

 

Электронный учебный модуль.

Электронный учебный модуль «Воспроизводство населения и типы воспроизводства населения. Практические задания». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на практических занятиях по географии. Данный модуль оснащён специальными возможностями для слабовидящих. Модуль помогает закрепить материал по теме урока. В качестве практических упражнений предлагается пройти тест, ответив на вопросы следующих тематик: «Воспроизводство населения», «Типы воспроизводства населения», «Феномен быстрого роста населения» и «Естественный прирост населения».

http://fcior.edu.ru/card/22305/vosproizvodstvo-naseleniya-mira-i-tipy-vosproizvodstva-naseleniya-prakticheskie-zadaniya-so-specialn.html

4.

Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков.

Практикум.

Электронный учебный модуль «Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX-XXI веков. Практические задания». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на практических занятиях по географии. Данный модуль оснащён специальными возможностями для слабовидящих. Модуль помогает закрепить материал по теме урока. В качестве практических упражнений предлагается пройти тест, ответив на вопросы следующих тематик: «Тип воспроизводства населения России», «Доля населения моложе трудоспособного возраста» и «Тип прироста населения».

http://fcior.edu.ru/card/22508/osobennosti-vosproizvodstva-rossiyskogo-naseleniya-na-rubezhe-xx-i-xxi-vekov-prakticheskie-zadaniya.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27540. Рассмотрите соотношение права и религиозных норм 29.5 KB
  Рассмотрите соотношение права и религиозных норм. Сходство норм права и религиозных норм имеет практически те же черты что и сходство норм права и норм морали и выражается в нормативности совокупность определенных норм являющихся образцом масштабом поведения людей универсальности эти нормы распространяются на общественные отношения общности права и религии в нормативноценностных критериях правомерного и неправомерного. В настоящее время принято выделять семьи религиозного права где в качестве основных источников права выступают...
27541. Система права: понятие и основные элементы 31 KB
  Система права: понятие и основные элементы. Система права явление объективное хотя оно и находит свое проявление вовне через деятельность законодателя. Структура права предопределена в конечном счете характером общественных отношений на том или ином этапе общественного развития. Таким образом система права это внутреннее строение права деление его на отрасли подотрасли и правовые институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.
27542. Соотношение инкорпорации, кодификации и консолидации 29.5 KB
  Систематизация нормативно-правовых актов это их упорядочение приведение в единую более или менее сложную систему. Особенности систематизационной деятельности: сопоставляются и анализируются изданные в разное время действующие акты; 2 выявляются имеющиеся противоречия в содержании правовых норм пробелы в праве множественность актов посвященных одним и тем же вопросам обнаруживаются устаревшие нормы действие которых перекрыто актами изданными позднее; 3 подготавливаются проекты новых актов предложения об изменении и дополнении...
27543. Соотношение нормативного и ненормативного в правовом регулировании общественных отношений 37 KB
  Соотношение нормативного и ненормативного в правовом регулировании общественных отношений. Втретьих в качестве предпосылки нормативности может выступать ценность для общества тех или иных вариантов поведения следовательно и образуемых общественных отношений. Но при этом следует учитывать что для эффективного нормативнорегулятивного выражения тех или иных социальных отношений недостаточно простого познания уяснения характерных и сущностных данных отношений. Далее механизм экономического регулирования как справедливо отмечает автор...
27544. Соотношение права и корпоративных норм 30.5 KB
  Корпоративные нормы это правила поведения устанавливаемые различными организациями в их актах и охраняемые мерами социального воздействия это особая разновидность социальных норм призванных регулировать отношения которые складываются между членами и участниками данных организаций. Корпоративные нормы регулируют только внутренние отношения этих организаций. Эти нормы выражают волю участников общественных объединений компетенцию объем прав и обязанностей их членов и т. Корпоративные нормы схожи с правовыми нормами тем что они имеют...
27545. Соотношение права и моральных норм 44 KB
  Соотношение норм права и норм морали складывается из двух типов связи: взаимоподдержки основанной на единстве и однонаправленности действия; конфликта основанного на различиях и противоречиях. Единство права и морали выражается в том что: обе эти категории являются надстроечными; представляют собой разновидность социальных норм; опираются на единый политический фундамент; имеют один и тот же объект регулирования; основываются на свободе воли индивида; служат для упорядочения общественных отношений; являются показателями...
27546. Форма и сущность государства 27.5 KB
  Термин форма государства на сегодняшний день трактуется неоднозначно т. Для того чтобы проанализировать чтобы вывести адекватный смысл термина форма государства следует обратиться к общефилософским понятиям формы и содержания. Исходя из общего учения о содержании формы можно заключить что: Содержание государства заключается в том что это особый социальный институт предназначенный для поддержания жизнедеятельности общества достижению уровня производящей экономики.
27547. Форма правления 28 KB
  Форма правления это способы организации верховной государственной власти порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. Дуалистическая двойственная монархия это такая организация верховной государственной власти при которой законодательная власть принадлежит парламенту а монарх и руководимое им правительство осуществляют функции исполнительной власти. Парламентарная монархия такая организация высших органов государственной власти при которой монарх царствует но не правит. 2 Республика форма правления...
27548. Формационный поход к типологии государства 29.5 KB
  Типология государства традиционно рассматривают как теория учение о типах государств когдалибо существовавших в истории человеческого общества или существующих в настоящее время. Типология государства это процесс систематизации государств с учетом их сущностных свойств для повышения эффективности в теоретической и практической деятельности по изучению государства и правоприменения. Под типом государства понимаются взятые в единстве общие черты различных государств система их важнейших свойств и сторон порождаемых соответствующей...