62558

Воспроизводство населения

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель урока: Формирование представления обучающихся об особенностях воспроизводства населения России его основных исторических типах с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. Задачи: обучающие формировать представление обучающихся о воспроизводстве населения России...

Русский

2014-06-11

32.26 KB

2 чел.

План-конспект урока

Тема урока: Воспроизводство населения.

  1.  ФИО (полностью)

Шабоян Марина Сергеевна

  1.  Место работы

МОУ «СОШ № 12» г. Балашова Саратовской области

  1.  Должность

учитель географии

  1.  Предмет

География

  1.  Класс

9 класс.

  1.  Тема и номер урока в теме

           Тема: Воспроизводство населения. Номер урока №1 раздела «Россияне».

  1.  Базовый учебник.

География России: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений /А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов/, под ред. А.И. Алексеева, Российская академия наук, Российская академия образования, издательство «Просвещение». 2008. – 271 с. 

  1.  Цель урока:

Формирование представления обучающихся об особенностях воспроизводства населения России, его основных исторических типах с использованием новых информационно-коммуникационных технологий. 

  1.  Задачи:

- обучающие

- формировать представление обучающихся о воспроизводстве населения России;

- формировать навыки использования информационных технологий;

- развивающие:

- развивать познавательные способности, логическое мышление путем анализа текстовой и картографической информации, речь.

- развивать навыки по поиску информации и ее обработке;

- формировать навыки использования икт;

воспитательные:

- воспитывать информационную культуру;

- воспитывать чувство толерантности, умение отстаивать свою позицию. 

10. Тип урока:

проблемно-диалогический урок.

11.Формы работы учащихся:

фронтальная, индивидуальная, парная и групповая.

12. Необходимое техническое оборудование:

мобильный класс, подключение к сети Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

13. Структура и ход урока

Структура и ход урока

Этап урока

Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

( с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

( в мин.)

1

2

3

4

5

1

Организационный

 Подготовка учащихся к работе на занятии.

Готовность класса к работе на уроке.

1-2

2

Создание проблемной ситуации.

Цифровая векторная карта России "Естественный прирост населения"(1)

Постановка перед учащимися учебной проблемы.

Вам было задано опережающее задание провести исследование и ответить на вопросы:

1. Сколько детей было в семье у прабабушки, бабушки, родителей?

2. Сколько детей в вашей семье?

3. сколько бы вы хотели иметь детей?

Демонстрация ресурса. Отображает сведения о естественном приросте населения по субъектам федерации по данным переписей населения 1926, 1939, 1950, 1970, 1989 и 2002 годов.

Докладывают о результатах исследований. Приходят к выводу о сокращении детей в семьях.

Цифровая векторная карта позволяет учащимся рассмотреть снижение естественного прироста населения России по данным переписей населения 1926, 1939, 1950, 1970, 1989 и 2002 годов.

5-7

Версии

Учитель просит сформулировать проблемный вопрос.

Мнения разделились и для решения проблемы предлагает изучить тему «Воспроизводство населения»

Учащиеся рассуждают, дискутируют. Формулируют проблемный вопрос: «Грозит ли россиянам вымирание?»

2-3

3

Открытие нового знания

Гипертекст с иллюстрациями (2)

Демонстрация ресурса. Деление класса на 7 групп. Каждая группа работает с одним из блоков, дает ему характеристику.

Электронный учебный модуль «Население России». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на уроках географии на этапе объяснения нового материала

В модели представлены главные демографические показатели России, тенденции изменения численности и половозрастной структуры населения, показаны типы воспроизводства населения и районы максимального и минимального естественного прироста населения. Блок модели показывает соотношение городского и сельского населения, районы наибольшей плотности сельского населения, процесс урбанизации показан во времени и по территории. Размещение населения показано картой плотности с городами, имеющими население свыше 500 000 человек. Дана схема видов миграций.

- Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос мы  можем дать?

Работа   по группам. Формирование у учащихся практических навыков работы с ЭОР. Школьники делятся по группам, изучают материал по блокам:

1.

Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения.

2. Численность населения России. Районы максимального и минимального естественного прироста населения России.

3. Половозрастная структура населения.

4. Городское и сельское население России.

5. Уровень урбанизации.

6. Этапы демографического перехода.

7. Самые населенные города России.

Предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

15-20 мин

4

Применение нового знания

Практическая работа по нанесению объектов Южной Америки на карту(3)

Объяснение учащимся работы с практическим модулем. Электронный учебный модуль «Воспроизводство населения и типы воспроизводства населения. Практические задания». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на практических занятиях по географии. Данный модуль оснащён специальными возможностями для слабовидящих. Модуль помогает закрепить материал по теме урока. В качестве практических упражнений предлагается пройти тест, ответив на вопросы следующих тематик: «Воспроизводство населения», «Типы воспроизводства населения», «Феномен быстрого роста населения» и «Естественный прирост населения».

Выполнение практических упражнений. Проходят тесты, отвечают на вопросы следующих тематик: «Воспроизводство населения», «Типы воспроизводства населения», «Феномен быстрого роста населения» и «Естественный прирост населения».

9-10 мин

5

Рефлексия

Предлагает школьникам поработать в парах  и подвести итог своей работы работы на уроке ответить на проблемный вопрос: «Грозит ли россиянам вымирание. Как решить проблему?»

Работа учащихся в парах. Пытаются найти пути решения проблемы. Заполняют таблицу:

1.Аргументы за.

2.Аргументы против.

3. Итог.

3 мин

6.

Подведение итогов.

Анализ и оценка итогов работы. Определение и разъяснение домашнего задания.

Домашнее задание:

I уровень: §5, из текста учебника выпишите причины снижения рождаемости и смертности.

II уровень: закрепление изученного материала с использованием интернет – ресурсов. Практикум: Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. (4)

III уровень: творческое задание (по желанию):  изучите свою родословную и нарисуйте в тетради генеалогическое древо своей семьи. Проанализируйте его и сделайте вывод: отразились ли на вашей семь те демографические процессы.

Выводы, объяснение особенностей выполнения домашней практической работы:

Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков.

Конспектирование домашнего задания

5 мин

Приложение к плану - конспекта урока

Тема урока: Воспроизводство населения.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

( иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий

доступ к ЭОР

1.

Карта России "Естественный прирост населения" 

Цифровые векторные географические карты России.

Карта отображает сведения о естественном приросте населения по субъектам федерации по данным переписей населения 1926, 1939, 1950, 1970, 1989 и 2002 годов.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/ca6d4a89-25af-45ac-b5c3-2f4b0b074504/?interface=pupil&class[]=50&class[]=51&subject=28

2.

Гипертекст с иллюстрациями

«Население России».

Информационный модуль. Цифровой образовательный ресурс.

Гипертекст с иллюстрациями

Цифровой образовательный ресурс. Численность и движение населения. Типы воспроизводства населения, половозрастная пирамида. Городское и сельское население России, главная полоса расселения, крупнейшие города и городские агломерации. Миграция населения, главные миграционные потоки. Трудовые ресурсы.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/59f982c9-61c2-4926-86c2-42f08bcef63b/013.swf

3.

Воспроизводство населения и типы воспроизводства населения. Практические задания.

 

Электронный учебный модуль.

Электронный учебный модуль «Воспроизводство населения и типы воспроизводства населения. Практические задания». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на практических занятиях по географии. Данный модуль оснащён специальными возможностями для слабовидящих. Модуль помогает закрепить материал по теме урока. В качестве практических упражнений предлагается пройти тест, ответив на вопросы следующих тематик: «Воспроизводство населения», «Типы воспроизводства населения», «Феномен быстрого роста населения» и «Естественный прирост населения».

http://fcior.edu.ru/card/22305/vosproizvodstvo-naseleniya-mira-i-tipy-vosproizvodstva-naseleniya-prakticheskie-zadaniya-so-specialn.html

4.

Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков.

Практикум.

Электронный учебный модуль «Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX-XXI веков. Практические задания». Модуль предназначен для использования в общеобразовательных учреждениях на практических занятиях по географии. Данный модуль оснащён специальными возможностями для слабовидящих. Модуль помогает закрепить материал по теме урока. В качестве практических упражнений предлагается пройти тест, ответив на вопросы следующих тематик: «Тип воспроизводства населения России», «Доля населения моложе трудоспособного возраста» и «Тип прироста населения».

http://fcior.edu.ru/card/22508/osobennosti-vosproizvodstva-rossiyskogo-naseleniya-na-rubezhe-xx-i-xxi-vekov-prakticheskie-zadaniya.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27993. Оптимизация использования минеральных удобрений и химических средств повышения плодородия 6.59 KB
  Применение органических и минеральных удобрений одно из основных условий повышения урожайности сельскохозяйственных культур а также важное звено технологий их выращивания. Использование удобрений особенно органических позволяет возвращать и вовлекать в круговорот питательные вещества взамен изъятых из агроценозов с основной и побочной продукцией обеспечивая таким образом определенную устойчивость продукционных процессов. Основными причинами загрязнения окружающей среды удобрениями считают несовершенство...
27994. Оптимизация ландшафта с х территорий, как фактор повышения устойчивости агроэкосистем 10.68 KB
  Агроландшафты являются целостными генетически однородными пространственновременными единицами несмотря на то что определенная часть их естественного растительного покрова замена агроценозами Целевая установка сельского хозяйства объективно направлена на получение максимума биологической продукции. Важное условие экологизации сельского хозяйства использование биоценологических экосистемных принципов. В противном случае несоответствие сложившейся специализации сельского хозяйства потенциальным...
27995. Основные виды токсикантов, содержащиеся в пищевых продуктах, тяжелые металлы, остаточное каличество пестицидов, нитриты, радиоактивные элементы, действие токсикантов на человека и теплокровных животных 20.2 KB
  Отравления вызванные живыми микробами попавшими в организм с пищей называют пищевыми токсикоинфекциями. Это сальмонелла кишечная палочка и условно патогенные микроорганизмы. При этих заболеваниях образование микроорганизмами яда токсина происходит в организме. Токсическое действие некоторых соединений на организм человека заключается в способности токсических веществ вызывать отравление организма выражающееся в различных клинико анатомических проявлениях.
27996. Основные с/х ресурсы и их характеристика по зонам Западной Сибири 12.22 KB
  Рациональное использование природноресурсного потенциала с х производства.Для учета и рационального использования климатических ресурсов важно соблюдать соответствие классификаций климата; классификациям сельскохозяйственного производства т. Значение воды на всех стадиях производства сельскохозяйственной продукции общеизвестно. Предотвратить истощение и загрязнение водных ресурсов призваны экологизация промышленного и сельскохозяйственного производства и городского хозяйства очистка природных и сточных вод мелиоративные...
27997. Отрицательное воздействие промышленного животноводства на природные комплексы и их компоненты 3.22 KB
  При переходе животноводства на промышленную основу возникла проблема утилизации навозных стоков и безподстилочного навоза. Вблизи животноводческих ферм образуется огромное скопление навоза происходит нитратное и микробное загрязнение почв растительности поверхностных и грунтовых вод которое в 810 раз превышает естественный фон загрязнения почвенного и снежного покрова. При выборе места для размещения живких комплексов должны быть учтены возможности утилизации навоза и производственных стоков с учетом...
27998. Оценка изменения агроэкологических показателей плодородия почв и их функций: природная сопротивляемость, буферность, способность к биологическому, физическому и химическому самоочищению 5.3 KB
  Это связано со следующими обстоятельствами: охватом антропогенными нагрузками больших площадей иногда практически на 100; малой лесистостью и небольшими площадями луговостепных участков; значительной обнаженностью дефдированностью и эродированностью почвенного покрова; преобладанием определенных видов загрязнения в почве воде и грунтах связанных с удобрениями. Наибольшей буферной емкостью и способностью снижать негативное влияние загрязняющих веществ на растительные и животные организмы обладают почвы с...
27999. Поллютанты в почве и с/х продукции. Основные факторы, влияющие на их поведение в системе «почва-растение-животное-человек» 9.67 KB
  Главным природным источником тяжелых металлов являются породы магматические и осадочные и породообразующие минералы. Поступление тяжелых металлов в биосферу вследствие техногенного рассеивания осуществляется разнообразными путями. Кроме того источником загрязнения биоценозов могут служить орошение водами с повышенным содержанием тяжелых металлов внесение осадков бытовых сточных вод в почвы в качестве удобрения. Вторичное загрязнение происходит также вследствие выноса тяжелых металлов из отвалов рудников или...
28000. Почвенно-биотический комплекс как основа агроэкосистем. Биогеоценотическая деят-ть микробного биокомплекса и ее экологическое значение. Биоиндикация, ее достоинства и недостатки 15.6 KB
  Численность микроорганизмов сильно колеблется в зависимости от почвенноэкологических факторов. Роль микроорганизмов в круговороте веществ. Практически нет ни одного элемента который не подвергался бы воздействию микроорганизмов или их метаболитов. Минеральная часть почвы разрушается под воздействием различных неорганических и органических кислот щелочей ферментов и других соединений продуктов жизнедеятельности почвенных микроорганизмов.
28001. Проблемы производства экологически безопасной с/х продукции. Экономический механизм стимулирования производства экологически безопасной продукции 8.6 KB
  Экономический механизм стимулирования производства экологически безопасной продукции. Принципы экономического стимулирования выработаны и продолжают вырабатываться практикой. Комплексность системность всесторонность стимулирования означающая обязательность стимулирования использования современных технологических процессов если они имеют целью ресурсосбережение и проводятся экологически приемлемыми методами а также и собственно природоохранных мероприятий утилизация отходов строительство очистных сооружений в целях...