62561

Толерантность… или как жить в мире с другими людьми?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тип урока: относится к урокам общения разработан по технологии Е. Вингенштейн говорил: Чтобы жить счастливо я должен жить в согласии с миром 2 1 Опрос по кругу отвечает каждый Что для вас значит жить в согласии с миром уметь понимать и мириться с другими людьми...

Русский

2014-06-11

24.12 KB

1 чел.

                                           

Урок семейной любви в 4 классе.

Тема: «Толерантность… или как жить в мире с другими людьми?»

Тип урока: относится к урокам общения, разработан по технологии Е.В. Бачевой. В разработке урока использован также опыт работы А.И. Шемшуриной по программе «Этическая грамматика».

Форма проведения: круглый стол с сюжетно – ролевыми задачами и проблемными вопросами.

Цель урока: ознакомление учащихся с понятием «толерантность», формирование определенных качеств личности  ребенка, важных для построения позитивных межличностных  отношений.

Задачи: формирование ключевых компетенций учащихся:

1.Ценностно-смысловую;

2.Учебно-познавательную, информационную;

3.Коммуникативную;

4.Личностного совершенствования;

5.Здоровьесберегающую;

6.Гражданскую.

Провела: Гребнева О.А. Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 21         

                                                       Ход урока.

  1.  Организационный момент.

- Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости. Наш классный час сегодня будет не похож на обычное занятие.  Я  предлагаю вам поучаствовать  в уроке семейной любви. Прошу внимания на  экран. (Слайд №1)

  1.  Постановка проблемы.

-Немецкий филосов Л. Вингенштейн говорил:

« Чтобы жить счастливо, я должен жить в согласии с миром»

                                                            -2-

1)Опрос по кругу  (отвечает каждый)

- Что для вас значит жить в согласии с миром?

(уметь понимать и мириться с другими людьми)

- Всегда ли вы можете понять, простить, уступить ближнему?

(да или нет)

-  Да, я и мои друзья, к  сожалению,  нередко в жизни встречаются   

с грубостью, слышим обидное слово, да и сами начинаем горячиться и грубить.

- Как вы думаете, можно ли научиться жить в мире с другими людьми?

(да или нет)

  1.  Сообщение темы и цели урока.  ( Слайд № 2).

- Сегодня на уроке нам предстоит ответить на  вопрос:

Как жить в мире с другими людьми? И выработать правила хорошего общения.

Основа всего того, что будет происходить в классе – доверие и искренность. Поэтому работать мы будем в кругу, где каждый может открыто высказать свое мнение, не стесняясь осуждения.

  1.  Разминка  «Веселое приветствие»   

- Начнем с приветствия. Скажите, как люди обычно приветствуют друг друга?                  ( Здороваются, кивают головой, обнимаются, говорят «привет» )

-  Я предлагаю вам вспомнить традиционные приветствия народов мира.                (Слайд №3)

- У европейцев  это рукопожатие.  Почему,  как вы думаете, люди жмут друг другу

именно руку?  (Показывают, что в их руках нет оружия и они открыты к общению)

- Давайте поприветствуем друг друга по - европейски.

-Есть и другие приветствия: некоторые  жители Африки трутся друг о друга носами, а японцы при встрече кланяются.

- Поприветствуйте соседа справа по-африкански, а соседа слева по-японски, пожелайте здоровья друг другу, как это делают русские люди.

  1.  Работа по теме урока.
  2.  Введение ребенка в этическую проблему.

( Слайд №4)

                                             - 3 –

- У знаменитого итальянского писателя Джанни Родари есть книга « Грамматика фантазий». В ней нам предлагают сочинить сказку « Стеклянный человечек». Вот некоторые персонажи сказки.

  1.  На доске помещены 4 героя сказки: стеклянный, соломенный, шоколадный и ледяной человечки.

- Стекло, солома, шоколад и лед имеют разные свойства. Назовите их.

( Стекло прозрачное и хрупкое, солома легко вспыхивает и быстро сгорает, шоколад сладкий, он тает в руках, а лед холодный и твердый)

- Значит, наши герои тоже будут разные? ( Да)

- Попробуйте выбрать качества  характера каждому человечку.

  1.  Дети выбирают на доске из предложенных качеств:

Стеклянный            Соломенный         Шоколадный            Ледяной

            открытость               вспыльчивость        доброта                   равнодушие

            честность                  обидчивость            мягкость                 сдержанность

- Объясните свой выбор.

- Все они разные, но  что  их объединяет? ( Они человечки)

-  « Сказка ложь, да в ней намек …».  На  что намекал писатель, придумывая разных человечков?

( На непохожесть людей, на разность их характеров).

- Каждый из вас ребята довольно сложен по характеру, но все - таки на какого героя больше похожи вы? ( Опрос по кругу).

-  Как вы думаете, какие из качеств  помогают человечкам жить мирно?

( Открытость, честность, доброта, мягкость, сдержанность)

-  А  какие качества им мешают?  ( Вспыльчивость, обидчивость, равнодушие)

2) Создание «Дерева хороших  качеств». Выход на нравственный выбор.

-   Я предлагаю вам поделиться с человечками своими  качествами.   Представьте, что эти ладошки – листочки волшебного дерева, ваша задача написать на каждом пальчике по одному  хорошему  качеству, а на ладони то качество, от которого вы хотели бы избавиться. ( Дети, проговаривая, помещают листочки на дерево.)

                                                                  - 4 –

3)  Групповая работа.

- Посмотрите, ребята, какие мы разные.  ( Слайд№5)

- И не только качества характера. У нас разный рост, вес, возраст, национальности и способности. Каждый из нас уникален, неповторим по-своему. Как же нам ужиться? Может быть лучше, если бы мы были одинаковые?  (Нет, было бы не интересно).

-  Что же тогда нам делать? ( Придумать правила)

-  Сказочные человечки предлагают вам свои правила,  попробуйте выбрать                      5  самых главных. ( Работаем в парах)

  1.  Дети выбирают правила.
  2.  Зачитывают правила вслух.
  3.  Сопоставляют с правилами на слайде:

4)  Введение понятия «толерантность».

-  К вашим правилам общения я бы добавила еще 3 понятия: взаимопонимание, дружелюбие и терпимость  (Слайд № 6)

Все эти понятия можно объединить одним словом: ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Оно новое для нас и на первый взгляд звучит непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен.

Историческую справку, как появилось это понятие, приготовила для вас …

( Выступление ребенка)

- Определение слова « толерантность на  языках мира звучит по -  разному:

  1.  На английском языке – готовность быть терпимым и снисходительным;
  2.  На испанском языке – способность принимать идеи и мнения, отличающиеся от  собственных;
  3.  На китайском языке – умение принимать других такими, какие они есть, быть терпимыми и великодушными;
  4.  На французском – милосердие, всепрощение, умение сострадать и терпение;
  5.  На русском языке – Способность терпеть что-либо или кого-либо (быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с недостатками других.)

( Слайд № 7) 

- 5 –

- Какое из определений вам ближе всего?

- Какое из слов является ключевым  для  понятия?  (терпимость)

5)  Упражнения- тренинги для формирования толерантного поведения.

- Как часто мы бываем  нетерпимы к  старикам, инвалидам, людям другой национальности, к родителям и даже друг к  другу в классе. А ведь у нас так много общего.

-Предлагаю вам на практике применить правила хорошего общения.

  1.  Игра « Чем мы похожи?»

-Я приглашаю сюда девочку и мальчика, потому что считаю, что они на меня похожи, мы любим,  заниматься математикой. А теперь вы попробуйте пригласить того, кто на вас похож.  Играем,  пока все не выйдут в круг.

  1.  Игра «Становись по порядку»

-Следующая игра на внимание. Попробуйте по моему сигналу, молча, построится девочки напротив мальчиков. А теперь светловолосые напротив темноволосых.

  1.  Игра  « Пойми меня»

-В этой игре вам необходимо проявить свои дружеские отношения  (Слайд №8)

«Ведь никакое общение между людьми невозможно без дружбы» Сократ.

Пока звучит музыка, вы  шагом передвигаетесь в центре круга, когда музыка останавливается, вы объединяетесь по столько человек, по сколько я скажу.

  1.  Игра « Большое животное»

-А сейчас представьте, что мы большое доброе животное. Возьмитесь за руки. Послушаем,  как оно дышит. Шаг вперед – вдох. Шаг назад - выдох. Животное дышит ровно и спокойно. Давайте послушаем, как стучит его сердце. Стук – шаг назад, стук – шаг вперед.

Вывод: наблюдая за вами, я увидела, насколько вы терпимы друг к другу. Мы не можем сделать в одночасье толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей.  Но надо делать каждый день хотя бы один шаг в этом направлении.

                                                               - 6 –

  1.  Итог урока.

-В завершении нашего урока мне хочется прочитать старинную легенду:

« Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал:

- Смотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь.

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- А   ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег.

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец сказал:

- Как хорошо, что все мы разные, как хорошо, что все мы люди!

  1.  Рефлексия.

-Символом мира на планете считается голубь. И сейчас я предлагаю вам, объединившись парами, написать пожелание для наших сказочных человечков,   закончив начатое мной предложение на этих голубях.(Каждый ребенок получает бумажного голубя.)

  1.  Дети в паре пишут пожелание: Чтобы жить в мире с другими людьми, ты должен…
  2.  Дети читают пожелания и прикрепляют на доску.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

36207. Деревянные конструкции. Принцип фахверковой стены. Вопросы ее утепления и облицовки 51 KB
  Фахверковые дома имеют жёсткий несущий каркас из : стоек вертикальных элементов балок горизонтальных элементов раскосов диагональных элементов которые и являются основной отличительной особенностью конструкции фахверка. В основном применяются конструкции позволяющие создать большую площадь остекления что зрительно создает эффект растворения границы интерьера сближая человека с природой. В основном несущие элементы конструкции фахверка покрывают защитным составом позволяющим сохранять древесину сухой трудновоспламеняемой и...
36208. КАМЕННЫЕ КОНСТРУКЦИИ ОДНОСЛОЙНЫЕ И МНОГОСЛОЙНЫЕ КОНСТРУКЦИИ НЕСУЩИХ СТЕН 159 KB
  Стены основные элементы конструкции здания. Несущая стена является естественным продолжением и неотъемлемым элементом конструкции здания служит опорой для балок или бетонных плит потолочного перекрытия. Наружные стены могут быть однослойной или слоистой конструкции.
36209. Задачи дискретной оптимизации. Основные точные методы дискретной оптимизации: поиск с возвратом, динамическое программирование, метод ветвей и границ. Приближённые методы дискретной оптимизации: жадный алгоритм, метод локальных вариаций 126.5 KB
  Тогда в терминах ЦЧЛП задача о рюкзаке может быть сформулирована так: найти максимум линейной функции при ограничениях хj  0 . Найти кратчайший маршрут коммивояжера бродячего торговца начинающийся и заканчивающийся в заданном городе и проходящий через все города. Воспользовавшись им при k = n – 1 1 можно найти Q х0 – оптимальное значение критерия эффективности. Зная х1 можно найти – оптимальное управление на 2й стадии и т.
36210. Языки описания выбора. Процедуры выбора при критериальном описании: скалярно-оптимизационный механизм выбора, человеко-машинные процедуры, мажоритарные схемы 73.5 KB
  Процедуры выбора при критериальном описании: скалярнооптимизационный механизм выбора человекомашинные процедуры мажоритарные схемы. Как любая теория теория выбора начинается с языка описания. К настоящему времени сложилось три основных языка описания выбора: критериальный язык; язык бинарных отношений; язык функций выбора.
36211. Классы численных методов построения множеств неулучшаемых решений. Основные теоремы для поточечных методов и алгоритма последовательного выбора 31.5 KB
  Процедуры первой группы осуществляют поочередный поиск отдельных неулучшаемых точек как решений вспомогательных скалярных задач. В них на каждой итерации получается целое множество “неплохих†точек которое на последующих шагах постепенно улучшается. Генератор на каждой итерации порождает набор точек zk а ФВ осуществляет отбор в некотором смысле лучших из них: Генератор множеств точек zk Функция выбора С Для организации выбора необходимо произвести парные сравнения исходных вариантов и отбросить те из...
36212. Эффективные и слабо-эффективные решения. Поточечные методы поиска слабо-эффективных решений и оценок. Линейная свёртка, теорема Карлина. Логическая свёртка, теорема Гермейера. Геометрический смысл теорем Карлина и Гермейера 79.5 KB
  Поточечные методы поиска слабоэффективных решений и оценок. Решения или оценки называются эффективными слабоэффективными если они неулучшаемы по отношению Парето Слейтера. Поиск слабоэффективных решений или оценок поточечными методами базируется на основной теореме 2.
36213. Метод наименьших квадратов (МНК). Теорема Гаусса-Маркова. Анализ уравнения регрессии посредством коэффициента детерминации и остаточной дисперсии. МНК-прогноз 112.5 KB
  МНКпрогноз. Согласно методу наименьших квадратов МНК эти оценки находят из условия минимума функции Qb = где уi – наблюдаемое значение выходного параметра в iм эксперименте.1 МНКоценок и представляет прежде всего теоретический интерес.
36214. Понятие плана эксперимента. Оптимизационные свойства планов экспериментов. Полный факторный план и его свойства 46 KB
  Оптимизационные свойства планов экспериментов. Полный факторный план и его свойства. Одной из главных задач планирования экспериментов является выбор множества экспериментальных точек в некотором смысле оптимальных.
36215. Классификация математических моделей. Критерии качества моделей. Примеры моделей 66.5 KB
  Примеры моделей Суть моделирования состоит в замене исходного объекта упрощенной копией – математической моделью ММ и дальнейшем изучении модели с помощью вычислительнологических алгоритмов реализуемых на компьютерах. При исследовании любой системы методами математического моделирования возможно наличие нескольких альтернативных вариантов модели. Поэтому процесс построения наилучшего как правило компромиссного варианта модели достаточно сложен. Системный подход предполагает наличие следующих этапов создания модели.