62561

Толерантность… или как жить в мире с другими людьми?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тип урока: относится к урокам общения разработан по технологии Е. Вингенштейн говорил: Чтобы жить счастливо я должен жить в согласии с миром 2 1 Опрос по кругу отвечает каждый Что для вас значит жить в согласии с миром уметь понимать и мириться с другими людьми...

Русский

2014-06-11

24.12 KB

1 чел.

                                           

Урок семейной любви в 4 классе.

Тема: «Толерантность… или как жить в мире с другими людьми?»

Тип урока: относится к урокам общения, разработан по технологии Е.В. Бачевой. В разработке урока использован также опыт работы А.И. Шемшуриной по программе «Этическая грамматика».

Форма проведения: круглый стол с сюжетно – ролевыми задачами и проблемными вопросами.

Цель урока: ознакомление учащихся с понятием «толерантность», формирование определенных качеств личности  ребенка, важных для построения позитивных межличностных  отношений.

Задачи: формирование ключевых компетенций учащихся:

1.Ценностно-смысловую;

2.Учебно-познавательную, информационную;

3.Коммуникативную;

4.Личностного совершенствования;

5.Здоровьесберегающую;

6.Гражданскую.

Провела: Гребнева О.А. Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 21         

                                                       Ход урока.

  1.  Организационный момент.

- Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости. Наш классный час сегодня будет не похож на обычное занятие.  Я  предлагаю вам поучаствовать  в уроке семейной любви. Прошу внимания на  экран. (Слайд №1)

  1.  Постановка проблемы.

-Немецкий филосов Л. Вингенштейн говорил:

« Чтобы жить счастливо, я должен жить в согласии с миром»

                                                            -2-

1)Опрос по кругу  (отвечает каждый)

- Что для вас значит жить в согласии с миром?

(уметь понимать и мириться с другими людьми)

- Всегда ли вы можете понять, простить, уступить ближнему?

(да или нет)

-  Да, я и мои друзья, к  сожалению,  нередко в жизни встречаются   

с грубостью, слышим обидное слово, да и сами начинаем горячиться и грубить.

- Как вы думаете, можно ли научиться жить в мире с другими людьми?

(да или нет)

  1.  Сообщение темы и цели урока.  ( Слайд № 2).

- Сегодня на уроке нам предстоит ответить на  вопрос:

Как жить в мире с другими людьми? И выработать правила хорошего общения.

Основа всего того, что будет происходить в классе – доверие и искренность. Поэтому работать мы будем в кругу, где каждый может открыто высказать свое мнение, не стесняясь осуждения.

  1.  Разминка  «Веселое приветствие»   

- Начнем с приветствия. Скажите, как люди обычно приветствуют друг друга?                  ( Здороваются, кивают головой, обнимаются, говорят «привет» )

-  Я предлагаю вам вспомнить традиционные приветствия народов мира.                (Слайд №3)

- У европейцев  это рукопожатие.  Почему,  как вы думаете, люди жмут друг другу

именно руку?  (Показывают, что в их руках нет оружия и они открыты к общению)

- Давайте поприветствуем друг друга по - европейски.

-Есть и другие приветствия: некоторые  жители Африки трутся друг о друга носами, а японцы при встрече кланяются.

- Поприветствуйте соседа справа по-африкански, а соседа слева по-японски, пожелайте здоровья друг другу, как это делают русские люди.

  1.  Работа по теме урока.
  2.  Введение ребенка в этическую проблему.

( Слайд №4)

                                             - 3 –

- У знаменитого итальянского писателя Джанни Родари есть книга « Грамматика фантазий». В ней нам предлагают сочинить сказку « Стеклянный человечек». Вот некоторые персонажи сказки.

  1.  На доске помещены 4 героя сказки: стеклянный, соломенный, шоколадный и ледяной человечки.

- Стекло, солома, шоколад и лед имеют разные свойства. Назовите их.

( Стекло прозрачное и хрупкое, солома легко вспыхивает и быстро сгорает, шоколад сладкий, он тает в руках, а лед холодный и твердый)

- Значит, наши герои тоже будут разные? ( Да)

- Попробуйте выбрать качества  характера каждому человечку.

  1.  Дети выбирают на доске из предложенных качеств:

Стеклянный            Соломенный         Шоколадный            Ледяной

            открытость               вспыльчивость        доброта                   равнодушие

            честность                  обидчивость            мягкость                 сдержанность

- Объясните свой выбор.

- Все они разные, но  что  их объединяет? ( Они человечки)

-  « Сказка ложь, да в ней намек …».  На  что намекал писатель, придумывая разных человечков?

( На непохожесть людей, на разность их характеров).

- Каждый из вас ребята довольно сложен по характеру, но все - таки на какого героя больше похожи вы? ( Опрос по кругу).

-  Как вы думаете, какие из качеств  помогают человечкам жить мирно?

( Открытость, честность, доброта, мягкость, сдержанность)

-  А  какие качества им мешают?  ( Вспыльчивость, обидчивость, равнодушие)

2) Создание «Дерева хороших  качеств». Выход на нравственный выбор.

-   Я предлагаю вам поделиться с человечками своими  качествами.   Представьте, что эти ладошки – листочки волшебного дерева, ваша задача написать на каждом пальчике по одному  хорошему  качеству, а на ладони то качество, от которого вы хотели бы избавиться. ( Дети, проговаривая, помещают листочки на дерево.)

                                                                  - 4 –

3)  Групповая работа.

- Посмотрите, ребята, какие мы разные.  ( Слайд№5)

- И не только качества характера. У нас разный рост, вес, возраст, национальности и способности. Каждый из нас уникален, неповторим по-своему. Как же нам ужиться? Может быть лучше, если бы мы были одинаковые?  (Нет, было бы не интересно).

-  Что же тогда нам делать? ( Придумать правила)

-  Сказочные человечки предлагают вам свои правила,  попробуйте выбрать                      5  самых главных. ( Работаем в парах)

  1.  Дети выбирают правила.
  2.  Зачитывают правила вслух.
  3.  Сопоставляют с правилами на слайде:

4)  Введение понятия «толерантность».

-  К вашим правилам общения я бы добавила еще 3 понятия: взаимопонимание, дружелюбие и терпимость  (Слайд № 6)

Все эти понятия можно объединить одним словом: ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Оно новое для нас и на первый взгляд звучит непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен.

Историческую справку, как появилось это понятие, приготовила для вас …

( Выступление ребенка)

- Определение слова « толерантность на  языках мира звучит по -  разному:

  1.  На английском языке – готовность быть терпимым и снисходительным;
  2.  На испанском языке – способность принимать идеи и мнения, отличающиеся от  собственных;
  3.  На китайском языке – умение принимать других такими, какие они есть, быть терпимыми и великодушными;
  4.  На французском – милосердие, всепрощение, умение сострадать и терпение;
  5.  На русском языке – Способность терпеть что-либо или кого-либо (быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с недостатками других.)

( Слайд № 7) 

- 5 –

- Какое из определений вам ближе всего?

- Какое из слов является ключевым  для  понятия?  (терпимость)

5)  Упражнения- тренинги для формирования толерантного поведения.

- Как часто мы бываем  нетерпимы к  старикам, инвалидам, людям другой национальности, к родителям и даже друг к  другу в классе. А ведь у нас так много общего.

-Предлагаю вам на практике применить правила хорошего общения.

  1.  Игра « Чем мы похожи?»

-Я приглашаю сюда девочку и мальчика, потому что считаю, что они на меня похожи, мы любим,  заниматься математикой. А теперь вы попробуйте пригласить того, кто на вас похож.  Играем,  пока все не выйдут в круг.

  1.  Игра «Становись по порядку»

-Следующая игра на внимание. Попробуйте по моему сигналу, молча, построится девочки напротив мальчиков. А теперь светловолосые напротив темноволосых.

  1.  Игра  « Пойми меня»

-В этой игре вам необходимо проявить свои дружеские отношения  (Слайд №8)

«Ведь никакое общение между людьми невозможно без дружбы» Сократ.

Пока звучит музыка, вы  шагом передвигаетесь в центре круга, когда музыка останавливается, вы объединяетесь по столько человек, по сколько я скажу.

  1.  Игра « Большое животное»

-А сейчас представьте, что мы большое доброе животное. Возьмитесь за руки. Послушаем,  как оно дышит. Шаг вперед – вдох. Шаг назад - выдох. Животное дышит ровно и спокойно. Давайте послушаем, как стучит его сердце. Стук – шаг назад, стук – шаг вперед.

Вывод: наблюдая за вами, я увидела, насколько вы терпимы друг к другу. Мы не можем сделать в одночасье толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей.  Но надо делать каждый день хотя бы один шаг в этом направлении.

                                                               - 6 –

  1.  Итог урока.

-В завершении нашего урока мне хочется прочитать старинную легенду:

« Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал:

- Смотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь.

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- А   ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег.

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец сказал:

- Как хорошо, что все мы разные, как хорошо, что все мы люди!

  1.  Рефлексия.

-Символом мира на планете считается голубь. И сейчас я предлагаю вам, объединившись парами, написать пожелание для наших сказочных человечков,   закончив начатое мной предложение на этих голубях.(Каждый ребенок получает бумажного голубя.)

  1.  Дети в паре пишут пожелание: Чтобы жить в мире с другими людьми, ты должен…
  2.  Дети читают пожелания и прикрепляют на доску.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

22170. Явления, эффекты, законы. Восстановление связей между состояниями вещества или предмета и внешними физическими полями 830.5 KB
  В рассматриваемом курсе мы условно разобьем физические величины на ряд групп: пространственновременные физические величины; механические физические величины; тепловые физические величины; акустические физические величины; электромагнитные физические величины; оптические физические величины; ядерные физические величины; химические физические величины. Приборы позволяющие измерять перечисленные физические величины разнообразны по принципу работы используемым явлениям эффектам конструктивному исполнению параметрам...
22171. ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ 112.5 KB
  ОБЩИЕ ПОНЯТИЕ ТЕОРИИ ТЕПЛОВЫХ ЯВЛЕНИЙ В отличие от механической энергии которая может изменяться только за счет работы внутренняя энергия может изменяться как за счет работы так и при контакте с телами имеющими другую температуру т.При соприкосновении двух тел имеющих различную температуру происходит обмен энергией движения структурных частиц молекул атомов свободных электронов вследствие чего интенсивность движения частиц тела имеющего меньшую температуру увеличивается а интенсивность движения частиц тела с более высокой...
22172. ТЕРМОМАГНИТНЫЙ МЕТОД ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ 195 KB
  Зависимость парамагнитной восприимчивости от Температуры 4 2. Экспериментально достижимая область температур постоянно понижается; вместе с тем повышаются требования к точности измерения температуры поэтому конструирование новых и надёжных приборов становиться жизненно необходимой задачей. Можно сказать что измерение температуры в миллиградусном диапазоне более сложно чем само достижение этих температур и едва ли менее важно.
22173. ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛИ. Конструкция термопар 5.65 MB
  Если один спай термопары называемый рабочим спаем поместить в среду с температурой t1 подлежащей измерению а температуру другого – нерабочего – спая поддерживать постоянной то и независимо от того каким образом произведено соединение термоэлектродов спайкой сваркой и т. Таким образом естественной входной величиной термопары является температура t1 ее рабочего спая а выходной величиной термоэ. Приборы представляющие собой сочетание термопары и указателя используемые для измерения температуры часто называют не термометрами а...
22174. ТЕРМОСОПРОТИВЛЕНИЯ 1.45 MB
  4 Преобразователи промышленных термометров сопротивления.19 Измерительные цепи термометров сопротивления. Термосопротивлением называется проводник или полупроводник с большим температурным коэффициентом сопротивления находящийся в теплообмене с окружающей средой вследствие чего его сопротивление резко зависит от температуры и поэтому определяется режимом теплового обмена между проводником и средой.
22175. Основы организации финансов предприятий 68 KB
  Финансы – это наука об управлении денежными потоками. Это экономические отношения по поводу создания, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы организаций это тоже экономические отношения, но на микроэкономическом уровне. В нашем курсе понятие организация и предприятие (фирма) совпадают и в дальнейшем будут взаимозаменяемы.
22176. Трансформаторные преобразователи перемещения 154.5 KB
  К одной из них первичной или обмотки возбуждения подводится переменное напряжение питания U а с другой вторичной или сигнальной обмотки снимается индуцированное в ней напряжение Uвых зависящее от коэффициента взаимоиндукции. Eг = jωMI1 где ω – частота питающего напряжения; M – взаимная индуктивность обмоток; I1 – ток протекающий в цепи первичной обмотки. Включение обмотки возбуждения в сеть Чувствительность преобразователя можно увеличить за счет: Увеличения ампервитков обмотки возбуждения до индукции в стали магнитопровода 1 –...
22177. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ 590 KB
  Биологические нейронные сети 3. Нейронные сети и алгоритм обучения персептрона 1. Оптическая память и нейронные сети Москва 1994 г. Поэтому коннекционная машина или нейронная сеть должна состоять из сети с множеством соединений сравнительно простых процессоров узлы устройства или искусственные нейроны каждый из которых имеет много входов и один выход.
22178. ПЕРСЕПТРОНЫ 260.5 KB
  Сети состоящие из одного слоя персептронных нейронов соединенных с помощью весовых коэффициентов с множеством входов см. Подобно биологическим системам которые они моделируют нейронные сети сами моделируют себя в результате попыток достичь лучшей модели поведения. При обучении нейронной сети мы действуем совершенно аналогично. Предъявляя изображение буквы А на вход нейронной сети мы получаем от нее некоторый ответ не обязательно верный.