62561

Толерантность… или как жить в мире с другими людьми?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Тип урока: относится к урокам общения разработан по технологии Е. Вингенштейн говорил: Чтобы жить счастливо я должен жить в согласии с миром 2 1 Опрос по кругу отвечает каждый Что для вас значит жить в согласии с миром уметь понимать и мириться с другими людьми...

Русский

2014-06-11

24.12 KB

1 чел.

                                           

Урок семейной любви в 4 классе.

Тема: «Толерантность… или как жить в мире с другими людьми?»

Тип урока: относится к урокам общения, разработан по технологии Е.В. Бачевой. В разработке урока использован также опыт работы А.И. Шемшуриной по программе «Этическая грамматика».

Форма проведения: круглый стол с сюжетно – ролевыми задачами и проблемными вопросами.

Цель урока: ознакомление учащихся с понятием «толерантность», формирование определенных качеств личности  ребенка, важных для построения позитивных межличностных  отношений.

Задачи: формирование ключевых компетенций учащихся:

1.Ценностно-смысловую;

2.Учебно-познавательную, информационную;

3.Коммуникативную;

4.Личностного совершенствования;

5.Здоровьесберегающую;

6.Гражданскую.

Провела: Гребнева О.А. Учитель начальных классов МАОУ СОШ № 21         

                                                       Ход урока.

  1.  Организационный момент.

- Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости. Наш классный час сегодня будет не похож на обычное занятие.  Я  предлагаю вам поучаствовать  в уроке семейной любви. Прошу внимания на  экран. (Слайд №1)

  1.  Постановка проблемы.

-Немецкий филосов Л. Вингенштейн говорил:

« Чтобы жить счастливо, я должен жить в согласии с миром»

                                                            -2-

1)Опрос по кругу  (отвечает каждый)

- Что для вас значит жить в согласии с миром?

(уметь понимать и мириться с другими людьми)

- Всегда ли вы можете понять, простить, уступить ближнему?

(да или нет)

-  Да, я и мои друзья, к  сожалению,  нередко в жизни встречаются   

с грубостью, слышим обидное слово, да и сами начинаем горячиться и грубить.

- Как вы думаете, можно ли научиться жить в мире с другими людьми?

(да или нет)

  1.  Сообщение темы и цели урока.  ( Слайд № 2).

- Сегодня на уроке нам предстоит ответить на  вопрос:

Как жить в мире с другими людьми? И выработать правила хорошего общения.

Основа всего того, что будет происходить в классе – доверие и искренность. Поэтому работать мы будем в кругу, где каждый может открыто высказать свое мнение, не стесняясь осуждения.

  1.  Разминка  «Веселое приветствие»   

- Начнем с приветствия. Скажите, как люди обычно приветствуют друг друга?                  ( Здороваются, кивают головой, обнимаются, говорят «привет» )

-  Я предлагаю вам вспомнить традиционные приветствия народов мира.                (Слайд №3)

- У европейцев  это рукопожатие.  Почему,  как вы думаете, люди жмут друг другу

именно руку?  (Показывают, что в их руках нет оружия и они открыты к общению)

- Давайте поприветствуем друг друга по - европейски.

-Есть и другие приветствия: некоторые  жители Африки трутся друг о друга носами, а японцы при встрече кланяются.

- Поприветствуйте соседа справа по-африкански, а соседа слева по-японски, пожелайте здоровья друг другу, как это делают русские люди.

  1.  Работа по теме урока.
  2.  Введение ребенка в этическую проблему.

( Слайд №4)

                                             - 3 –

- У знаменитого итальянского писателя Джанни Родари есть книга « Грамматика фантазий». В ней нам предлагают сочинить сказку « Стеклянный человечек». Вот некоторые персонажи сказки.

  1.  На доске помещены 4 героя сказки: стеклянный, соломенный, шоколадный и ледяной человечки.

- Стекло, солома, шоколад и лед имеют разные свойства. Назовите их.

( Стекло прозрачное и хрупкое, солома легко вспыхивает и быстро сгорает, шоколад сладкий, он тает в руках, а лед холодный и твердый)

- Значит, наши герои тоже будут разные? ( Да)

- Попробуйте выбрать качества  характера каждому человечку.

  1.  Дети выбирают на доске из предложенных качеств:

Стеклянный            Соломенный         Шоколадный            Ледяной

            открытость               вспыльчивость        доброта                   равнодушие

            честность                  обидчивость            мягкость                 сдержанность

- Объясните свой выбор.

- Все они разные, но  что  их объединяет? ( Они человечки)

-  « Сказка ложь, да в ней намек …».  На  что намекал писатель, придумывая разных человечков?

( На непохожесть людей, на разность их характеров).

- Каждый из вас ребята довольно сложен по характеру, но все - таки на какого героя больше похожи вы? ( Опрос по кругу).

-  Как вы думаете, какие из качеств  помогают человечкам жить мирно?

( Открытость, честность, доброта, мягкость, сдержанность)

-  А  какие качества им мешают?  ( Вспыльчивость, обидчивость, равнодушие)

2) Создание «Дерева хороших  качеств». Выход на нравственный выбор.

-   Я предлагаю вам поделиться с человечками своими  качествами.   Представьте, что эти ладошки – листочки волшебного дерева, ваша задача написать на каждом пальчике по одному  хорошему  качеству, а на ладони то качество, от которого вы хотели бы избавиться. ( Дети, проговаривая, помещают листочки на дерево.)

                                                                  - 4 –

3)  Групповая работа.

- Посмотрите, ребята, какие мы разные.  ( Слайд№5)

- И не только качества характера. У нас разный рост, вес, возраст, национальности и способности. Каждый из нас уникален, неповторим по-своему. Как же нам ужиться? Может быть лучше, если бы мы были одинаковые?  (Нет, было бы не интересно).

-  Что же тогда нам делать? ( Придумать правила)

-  Сказочные человечки предлагают вам свои правила,  попробуйте выбрать                      5  самых главных. ( Работаем в парах)

  1.  Дети выбирают правила.
  2.  Зачитывают правила вслух.
  3.  Сопоставляют с правилами на слайде:

4)  Введение понятия «толерантность».

-  К вашим правилам общения я бы добавила еще 3 понятия: взаимопонимание, дружелюбие и терпимость  (Слайд № 6)

Все эти понятия можно объединить одним словом: ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Оно новое для нас и на первый взгляд звучит непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен.

Историческую справку, как появилось это понятие, приготовила для вас …

( Выступление ребенка)

- Определение слова « толерантность на  языках мира звучит по -  разному:

  1.  На английском языке – готовность быть терпимым и снисходительным;
  2.  На испанском языке – способность принимать идеи и мнения, отличающиеся от  собственных;
  3.  На китайском языке – умение принимать других такими, какие они есть, быть терпимыми и великодушными;
  4.  На французском – милосердие, всепрощение, умение сострадать и терпение;
  5.  На русском языке – Способность терпеть что-либо или кого-либо (быть выдержанным, выносливым, уметь мириться с недостатками других.)

( Слайд № 7) 

- 5 –

- Какое из определений вам ближе всего?

- Какое из слов является ключевым  для  понятия?  (терпимость)

5)  Упражнения- тренинги для формирования толерантного поведения.

- Как часто мы бываем  нетерпимы к  старикам, инвалидам, людям другой национальности, к родителям и даже друг к  другу в классе. А ведь у нас так много общего.

-Предлагаю вам на практике применить правила хорошего общения.

  1.  Игра « Чем мы похожи?»

-Я приглашаю сюда девочку и мальчика, потому что считаю, что они на меня похожи, мы любим,  заниматься математикой. А теперь вы попробуйте пригласить того, кто на вас похож.  Играем,  пока все не выйдут в круг.

  1.  Игра «Становись по порядку»

-Следующая игра на внимание. Попробуйте по моему сигналу, молча, построится девочки напротив мальчиков. А теперь светловолосые напротив темноволосых.

  1.  Игра  « Пойми меня»

-В этой игре вам необходимо проявить свои дружеские отношения  (Слайд №8)

«Ведь никакое общение между людьми невозможно без дружбы» Сократ.

Пока звучит музыка, вы  шагом передвигаетесь в центре круга, когда музыка останавливается, вы объединяетесь по столько человек, по сколько я скажу.

  1.  Игра « Большое животное»

-А сейчас представьте, что мы большое доброе животное. Возьмитесь за руки. Послушаем,  как оно дышит. Шаг вперед – вдох. Шаг назад - выдох. Животное дышит ровно и спокойно. Давайте послушаем, как стучит его сердце. Стук – шаг назад, стук – шаг вперед.

Вывод: наблюдая за вами, я увидела, насколько вы терпимы друг к другу. Мы не можем сделать в одночасье толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей.  Но надо делать каждый день хотя бы один шаг в этом направлении.

                                                               - 6 –

  1.  Итог урока.

-В завершении нашего урока мне хочется прочитать старинную легенду:

« Встретились раз белый человек и чернокожий. Белый сказал:

- Как ты уродлив, негр! Как будто весь сажей вымазан!

Черный презрительно сощурился и сказал:

- Как ты уродлив, белый! Как будто тебя всего обернули бумагой!

Спорили они, спорили, никак не могли прийти к согласию. И решили пойти к мудрецу. Выслушал их мудрец и сказал:

- Смотри, как красив твой черный брат! Он черен, как южная ночь.

Затем мудрец обратился к чернокожему:

- А   ты, друг, посмотри, как красив твой белый брат! Он красив, как сверкающий белый снег.

Негр и белый устыдились своего спора и помирились.

А мудрец сказал:

- Как хорошо, что все мы разные, как хорошо, что все мы люди!

  1.  Рефлексия.

-Символом мира на планете считается голубь. И сейчас я предлагаю вам, объединившись парами, написать пожелание для наших сказочных человечков,   закончив начатое мной предложение на этих голубях.(Каждый ребенок получает бумажного голубя.)

  1.  Дети в паре пишут пожелание: Чтобы жить в мире с другими людьми, ты должен…
  2.  Дети читают пожелания и прикрепляют на доску.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

38593. Сушена сировина рослинного та тваринного походження, її використання в сфері підприємств ресторанного господарства типу Бістро 234.5 KB
  Функціональнотехнологічні властивості сировини рослинного та тваринного походження.3 Розрахунок сировини готової продукції допоміжних матеріалів та тари . Підприємства на яких здійснюється сушіння сировини можуть бути наступних типів: чисто сушильні заводи комбіновані де паралельно з сушкою сировини виробляють харчові концентрати і об'єднані сушильноконсервні заводи.1 Функціональнотехнологічні властивості сировини тваринного та рослинного походження Фізикохімічні біохімічні та...
38594. Разработка технологического процесса работы вокзала малой мощности 817 KB
  На территории РК размещено большое число железнодорожных станций разъездов депо и других хозяйственных подразделений участков пути постов контактной сети электрифицированных линий устройств связи и сигнализации от бесперебойной и согласованной Работы которых зависит выполнение планов перевозок пассажиров и грузов. Важнейшим требованием к работе железнодорожного транспорта является обеспечение полной безопасности движения поездов а также безопасности пассажиров и персонала сохранности перевозимых грузов. Железнодорожный транспорт ...
38596. Прогноз розвитку блогерських мереж у найближчі роки та оцінка перспективи створення блогерських мереж в Україні 443.5 KB
  Сукупність усіх блогів являє собою соціальний та інформаційний феномен що в грудні 2001 р. Приблизно щосекунди відкривається новий блог кількість блогів подвоюється кожних півроку. Достовірно підрахована кількість блогів на початок травня 2013 р. 156 мільйонів блогів.
38597. Веб–сайт для муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада для детей раннего возраста № 30 «Малыш» города Дубны Московской области 3.77 MB
  Для создания веб–сайта Малыш были проанализированы законодательные документы по разработке и наполнению официального сайта проведен сравнительный анализ существующих веб–ресурсов выявлены требования к информационной системе разработан проект системы и наполнен определенной информацией. Структура сайта Наполнение сайта В последние годы в России быстрыми темпами развивается Интернет и большая доля населения имеет у себя дома или на работе выход к его ресурсам возникает необходимость...
38598. ФРАЗЕОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЕ И СПОСОБЫ ЕЁ ПЕРЕДАЧИ В ПЕРЕВОДЕ 381 KB
  5 Проблема перевода фразеологических единиц. Все они описывают различные способы перевода фразеологических единиц. Однако не существует единого конкретного способа их перевода которым можно было бы пользоваться в работе.
38599. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ С WEB-ДОСТУПОМ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ 6.34 MB
  В данный момент используется большое количество разных ИС, многие предприятия на заказ разрабатывают необходимую для их предприятия ИС, кто-то использует готовые, но переработанные, а кто-то готовые на подобие программы «1С». С появлением интернета появилась возможность предоставлять услуги и в иных сферах, что дало толчок к созданию ИС с web-доступом.
38600. Основні передумови вдосконалення ротаційних граблів ГУР-4,2 1.57 MB
  Основні технології заготівлі сіна, що тепер застосовують, — це заготівля розсипного сіна та пресованого. У господарствах АПК України переважає перша технологія. Вона нескладна, дає змогу обходитися комплексом більш простих машин. Проте водночас вона має низку істотних вад, основними з яких є значні затрати праці, особливо ручної, та витрати енергії.
38601. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 361.5 KB
  Отечественные ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция