62562

Внешнее строение листа

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием листьев особенностями их внешнего строения; научить распознавать листья по типам жилкования расположению на стебле различать простые и сложные листья. Оборудование: комнатные растения...

Русский

2014-06-11

20.02 KB

0 чел.

Урок биологии в 6 классе.   Тема «Внешнее строение листа»

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения; научить распознавать листья по типам жилкования, расположению на стебле, различать простые и сложные листья.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: комнатные растения; гербарные наборы растений с различными видами листовых пластинок (на каждую парту); таблица «Простые и сложные листья».

 

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Проверка знаний.

1.Изучая курс биологии 6 класса мы продолжаем знакомство с цветковыми растениями. Какие органы имеют цветковые растения? Что называют побегом? Что такое корень?

2.Среди понятий, изученных на прошлом уроке, исключите «3 лишнее»:

Главный     узел    очерёдное

Боковой     чехлик  междоузлие

Побег     пазуха листа   супротивное

-Какие ещё бывают виды корней?  - Чем образован чехлик? В чём его роль?

-Что называют междоузлием?

3. Следующее задание  «ЧТО? ГДЕ? ЗАЧЕМ?». Дайте полные определения понятий: узел; рубец; конус нарастания; почка.

4. «Проверь себя»  - составьте схему « Виды почек» (по положению на побеге)

5.Сможете ли вы объяснить, почему почка – это зачаточный побег?

6. «Что бы это значило?»   - расшифруйте запись: В-Г-Т-Т-ВН-Е;  Г-Н-Р-Т-ВН-Е

7. На ветках плотные комочки, в них дремлют клейкие листочки.

О чём речь? В чём отличие вегетативной (листовой) почки от почки цветочной?

(Из неё развивается лист )

Греческий учёный Теофраст около 300 лет до нашей эры задал себе вопрос: «Зачем растениям листья? Неужели, чтобы украшать ветвь пальмы, винограда, левкоя?». Именно с Теофраста и началось изучение листа. Что стало известно о листе со времён Теофраста, мы узнаем на сегодняшнем уроке, тема которого «Внешнее строение листа».

III.Изучение нового материала:

  1.  Значение листа.

Мы знаем, что корень – это якорь, насос и кладовая. А какую работу выполняет лист? (Ответы учащихся) Чтобы проверить правильность наших предположений обратимся к учебнику – стр.105. Записываем в тетрадь 1 вывод: лист – это часть побега, которая  - образует органические вещества;  - участвует в газообмене; - испаряет влагу.

2. Разнообразие листьев.

У всех ли растений листья одинаковы? Оглянитесь вокруг, даже среди комнатных цветов этого кабинета мы не найдём 2-х точных копий. Они отличаются формой, размерами, цветом своих листьев. А если отправиться в путешествие, то…

*самые крупные рассечённые листья мы обнаружим на островах в Индийском океане у пальмы рафии. Они достигают 20 м и превосходят по размерам все породы деревьев.

*Викторию регию – индейцы называют «птичья сковородка», потому, что у этого растения крупные листья с загнутыми к верху краями. По огромным листьям Виктории регии бегают птицы. В воде, которая собирается на её листьях, птицы купаются, как в ванне. Один лист может выдержать груз в 35 кг.

*Плавучая ряска волффиа аррхиза - самое маленькое цветущее растение в мире. Размер его листочков составляет всего 0,5-1,2 мм в поперечнике.

 *У кактусов же листья превратились в колючки.

По форме листья могут быть округлые, овальные сердцевидные, даже игольчатые. Форма края листовой пластинки так же разнообразна. Посмотрите рис. 79 &23, каким может быть край листа?

Делаем 2 вывод: листья растений разнообразны по размерам и форме.

3.Внешнее строение листьев.

Действительно, листья разных растений отличаются друг от друга.  Но между ними много общего. В этом мы сейчас убедимся.

-Большая часть листьев имеет зелёную окраску.  Рассмотрим лист берёзы. Он состоит их листовой пластинки и черешка. На листовой пластинке есть жилки листа. Черешок соединяет основание листа со стеблем. Такие листья называют черешковые.  При основании листа часто развиваются прилистники. Делаем рисунок в тетрадь.

-У алоэ, пшеницы, кукурузы черешка нет. Листья как бы «сидят» на стебле и называются сидячими.

-Рассмотрите гербарные образцы, назовите растения с сидячими листьями.

Вывод 3: Все листья имеют листовую пластинку с жилками и основание. Листья могут быть черешковые или сидячие.

4. Простые и сложные листья.

Обратимся к гербарию. Сравните листья дуба, виктории, рябины или шиповника. В чём их отличие? У берёзы, дуба, смородины лист имеет одну листовую пластинку и называется простым. Какие растения на рисунке 80 вашего учебника имеют простые листья?

Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком.  На рисунке 81 показаны сложные листья шиповника, каштана, акации, фасоли. Во время листопада пластинки сложного листа опадают не одновременно.

Вывод 4: В зависимости от числа листовых пластинок листья бывают простые и сложные.

5. Жилкование листьев.

Весной, убирая старую листву, можно найти необычные листья, состоящие из одних жилок. Что произошло с листовой пластинкой? Почему сохранились жилки листа? Что такое жилки?

Жилки – это проводящие сосуды листа. Они проводят питательные вещества и придают листу прочность. Выделяют 3 типа жилкования листьев:

-у одних листьев жилки образуют сплошную сеточку. Это сетчатое жилкование. Такое жилкование у листьев берёзы, яблони, тополя, дуба, смородины.

-у других жилки располагаются параллельно одна другой. Это параллельное жилкование. Такой тип жилкования имеют злаковые растения: овёс, пшеница, кукуруза, рожь.

Если жилки расположены в виде дуг, как у подорожника, аспидистры, жилкование называется дуговым. Рисунок 82.

Сделаем 5 вывод: существуют разные типы жилкования листьев.

IV. Закрепление.

1.Практическая работа.

Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу. На ваших столах гербарные наборы, инструктивные карточки и контрольные листы для отчёта. Результаты работы занесите в таблицу. На выполнение работы 5 минут.

название растения

лист черешковый или сидячий

простой или сложный

жилкование листа

2.Контрольные вопросы.

Листья растений всегда были загадкой для человека. Смогли ли мы сегодня разгадать тайны листа, сейчас проверим. За окном зима, а на нашем «чудо – дереве» зеленеют листья. Они сохранились, чтобы проверить ваши знания. На обратной стороне листа вопросы. Кто желает проверить знаний?

-Как называется расположение почек одна за другой?

-Как называется самый кончик почки с образовательной тканью?

-Как называется расположение листьев по три и более на одном месте?

-Как называется жилкование с многократно ветвящимися жилками?

-Как называются листья с одной листовой пластинкой и черешком?

-Как называется лист, состоящий из нескольких листовых пластинок, имеющих общий черешок?

-Как называется угол между черешком листа и стеблем?

-Как называется жилкование в виде дуг?

-Как называется расстояние между узлами на стебле?

-Как называется место на стебле, где развиваются листья и почки?

-Как называется жилкование листьев, когда длинные жилки располагаются рядом на листовой пластинке?

- Из почек появляются, весною распускаются,

Летом шелестят, осенью – летят.

3.Народная мудрость гласит: не вырастут листья на дереве и самого дерева не будет?  Так какое же значение имеют листья в жизни растения?

4.Работа у доски (задания с диска «Лабораторный практикум», лабораторная работа «Внешнее строение листьев»)

V.Итоги урока. Прошло почти 2,5 тысячи лет со времён Теофраста, учёным стали известны многие тайны листа, какие из этих знаний вы унесёте сегодня у нашего урока? - Чему научились? - Что запомнили?

А сейчас на счёт 3:

-если вы довольны уроком сделайте 2 хлопка;

-если не совсем довольны, устали – 1 хлопок;

-а коль урок был труден для вас – не поднимайте своих рук, пусть отдохнут… 1-2-3.

Спасибо, ребята, это аплодисменты вам за вашу хорошую работу. Но кроме аплодисментов вы заслуживаете оценки.

И в заключении…

Там, в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Я желаю вам новых открытий и новых знаний


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6754. Понятие о кариотипе человека 27.61 KB
  Понятие о кариотипе человека. Число, размеры и форма хромосом являются специфическими признаками для каждого вида живых организмов. Так, в клетках рака-отшельника содержится по 254 хромосомы, а у комара - только 6. Соматические клетки человека ...
6755. Гетерохроматин и эухроматин. Митоз и мейоз 30.76 KB
  Гетерохроматин и эухроматин В 1928 году при исследовании хроматина биологом Хейтцем было обнаружено, что некоторые участки хромосом сохраняют свою спирализациюи интенсивное окрашивание и в интерфазных клетках. Он предложил назвать эти участки ...
6756. Гаметогенез у человека 27.78 KB
  Гаметогенез у человека Процесс образования половых клеток называется гаметогенез. Он происходит в половых органах - гонадах. Гаметогенез имеет определенные особенности, зависящие от пола организма, в котором происходит мейоз. Формирование мужск...
6757. Биохимические основы наследственности человека 30.86 KB
  Биохимические основы наследственностичеловека Химические основы наследственности. Несмотря на то, что ДНК была известна с 1869 г. и наличие её в хромосомах было хорошо доказано, эту молекулу считали слишком простой для передачи наследственной ...
6758. Закономерности наследование признаков человека 33.83 KB
  Закономерности наследование признаков человека Основные закономерности наследования признаков в поколениях были открыты чешским исследователем Г. Менделем, опубликовавшим в 1866 году Опыты над растительными гибридами. Статья не привлекла внимания ...
6759. Взаимодействие генов. Изменчивость 38.64 KB
  Взаимодействие генов. Изменчивость Взаимодействие генов. Признаки появляются в результате взаимодействия генотипа с окружающей средой. Различают взаимодействие аллельных и неаллельных генов. Взаимодействие аллельных генов. Полное доминирование...
6760. Генеалогический метод исследования наследственности человека 38.62 KB
  Генеалогический метод исследования наследственности человека В настоящее время медицинская генетика располагает огромным количеством методов исследования, позволяющих решать подавляющее большинство практических и теоретических вопросов. Ряд из этих ...
6761. Наследственность и патология. Хромосомные болезни человека 30.53 KB
  Наследственность и патология. Хромосомные болезни человека Наследственные факторы могут принимать самое непосредственное участие в формировании патологических процессов. Наследственность может быть этиологическим фактором или играть роль в патогенез...
6762. Клинические синдромы при аномалиях аутосом 36.82 KB
  Клинические синдромы при аномалиях аутосом. Нарушения нервно-психического и физического развития особенно характерны для изменений, затрагивающих количество или структуру аутосомных хромосом. Среди них чаще всего встречаются трисомии, в первую очере...