62562

Внешнее строение листа

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием листьев особенностями их внешнего строения; научить распознавать листья по типам жилкования расположению на стебле различать простые и сложные листья. Оборудование: комнатные растения...

Русский

2014-06-11

20.02 KB

0 чел.

Урок биологии в 6 классе.   Тема «Внешнее строение листа»

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения; научить распознавать листья по типам жилкования, расположению на стебле, различать простые и сложные листья.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: комнатные растения; гербарные наборы растений с различными видами листовых пластинок (на каждую парту); таблица «Простые и сложные листья».

 

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Проверка знаний.

1.Изучая курс биологии 6 класса мы продолжаем знакомство с цветковыми растениями. Какие органы имеют цветковые растения? Что называют побегом? Что такое корень?

2.Среди понятий, изученных на прошлом уроке, исключите «3 лишнее»:

Главный     узел    очерёдное

Боковой     чехлик  междоузлие

Побег     пазуха листа   супротивное

-Какие ещё бывают виды корней?  - Чем образован чехлик? В чём его роль?

-Что называют междоузлием?

3. Следующее задание  «ЧТО? ГДЕ? ЗАЧЕМ?». Дайте полные определения понятий: узел; рубец; конус нарастания; почка.

4. «Проверь себя»  - составьте схему « Виды почек» (по положению на побеге)

5.Сможете ли вы объяснить, почему почка – это зачаточный побег?

6. «Что бы это значило?»   - расшифруйте запись: В-Г-Т-Т-ВН-Е;  Г-Н-Р-Т-ВН-Е

7. На ветках плотные комочки, в них дремлют клейкие листочки.

О чём речь? В чём отличие вегетативной (листовой) почки от почки цветочной?

(Из неё развивается лист )

Греческий учёный Теофраст около 300 лет до нашей эры задал себе вопрос: «Зачем растениям листья? Неужели, чтобы украшать ветвь пальмы, винограда, левкоя?». Именно с Теофраста и началось изучение листа. Что стало известно о листе со времён Теофраста, мы узнаем на сегодняшнем уроке, тема которого «Внешнее строение листа».

III.Изучение нового материала:

  1.  Значение листа.

Мы знаем, что корень – это якорь, насос и кладовая. А какую работу выполняет лист? (Ответы учащихся) Чтобы проверить правильность наших предположений обратимся к учебнику – стр.105. Записываем в тетрадь 1 вывод: лист – это часть побега, которая  - образует органические вещества;  - участвует в газообмене; - испаряет влагу.

2. Разнообразие листьев.

У всех ли растений листья одинаковы? Оглянитесь вокруг, даже среди комнатных цветов этого кабинета мы не найдём 2-х точных копий. Они отличаются формой, размерами, цветом своих листьев. А если отправиться в путешествие, то…

*самые крупные рассечённые листья мы обнаружим на островах в Индийском океане у пальмы рафии. Они достигают 20 м и превосходят по размерам все породы деревьев.

*Викторию регию – индейцы называют «птичья сковородка», потому, что у этого растения крупные листья с загнутыми к верху краями. По огромным листьям Виктории регии бегают птицы. В воде, которая собирается на её листьях, птицы купаются, как в ванне. Один лист может выдержать груз в 35 кг.

*Плавучая ряска волффиа аррхиза - самое маленькое цветущее растение в мире. Размер его листочков составляет всего 0,5-1,2 мм в поперечнике.

 *У кактусов же листья превратились в колючки.

По форме листья могут быть округлые, овальные сердцевидные, даже игольчатые. Форма края листовой пластинки так же разнообразна. Посмотрите рис. 79 &23, каким может быть край листа?

Делаем 2 вывод: листья растений разнообразны по размерам и форме.

3.Внешнее строение листьев.

Действительно, листья разных растений отличаются друг от друга.  Но между ними много общего. В этом мы сейчас убедимся.

-Большая часть листьев имеет зелёную окраску.  Рассмотрим лист берёзы. Он состоит их листовой пластинки и черешка. На листовой пластинке есть жилки листа. Черешок соединяет основание листа со стеблем. Такие листья называют черешковые.  При основании листа часто развиваются прилистники. Делаем рисунок в тетрадь.

-У алоэ, пшеницы, кукурузы черешка нет. Листья как бы «сидят» на стебле и называются сидячими.

-Рассмотрите гербарные образцы, назовите растения с сидячими листьями.

Вывод 3: Все листья имеют листовую пластинку с жилками и основание. Листья могут быть черешковые или сидячие.

4. Простые и сложные листья.

Обратимся к гербарию. Сравните листья дуба, виктории, рябины или шиповника. В чём их отличие? У берёзы, дуба, смородины лист имеет одну листовую пластинку и называется простым. Какие растения на рисунке 80 вашего учебника имеют простые листья?

Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком.  На рисунке 81 показаны сложные листья шиповника, каштана, акации, фасоли. Во время листопада пластинки сложного листа опадают не одновременно.

Вывод 4: В зависимости от числа листовых пластинок листья бывают простые и сложные.

5. Жилкование листьев.

Весной, убирая старую листву, можно найти необычные листья, состоящие из одних жилок. Что произошло с листовой пластинкой? Почему сохранились жилки листа? Что такое жилки?

Жилки – это проводящие сосуды листа. Они проводят питательные вещества и придают листу прочность. Выделяют 3 типа жилкования листьев:

-у одних листьев жилки образуют сплошную сеточку. Это сетчатое жилкование. Такое жилкование у листьев берёзы, яблони, тополя, дуба, смородины.

-у других жилки располагаются параллельно одна другой. Это параллельное жилкование. Такой тип жилкования имеют злаковые растения: овёс, пшеница, кукуруза, рожь.

Если жилки расположены в виде дуг, как у подорожника, аспидистры, жилкование называется дуговым. Рисунок 82.

Сделаем 5 вывод: существуют разные типы жилкования листьев.

IV. Закрепление.

1.Практическая работа.

Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу. На ваших столах гербарные наборы, инструктивные карточки и контрольные листы для отчёта. Результаты работы занесите в таблицу. На выполнение работы 5 минут.

название растения

лист черешковый или сидячий

простой или сложный

жилкование листа

2.Контрольные вопросы.

Листья растений всегда были загадкой для человека. Смогли ли мы сегодня разгадать тайны листа, сейчас проверим. За окном зима, а на нашем «чудо – дереве» зеленеют листья. Они сохранились, чтобы проверить ваши знания. На обратной стороне листа вопросы. Кто желает проверить знаний?

-Как называется расположение почек одна за другой?

-Как называется самый кончик почки с образовательной тканью?

-Как называется расположение листьев по три и более на одном месте?

-Как называется жилкование с многократно ветвящимися жилками?

-Как называются листья с одной листовой пластинкой и черешком?

-Как называется лист, состоящий из нескольких листовых пластинок, имеющих общий черешок?

-Как называется угол между черешком листа и стеблем?

-Как называется жилкование в виде дуг?

-Как называется расстояние между узлами на стебле?

-Как называется место на стебле, где развиваются листья и почки?

-Как называется жилкование листьев, когда длинные жилки располагаются рядом на листовой пластинке?

- Из почек появляются, весною распускаются,

Летом шелестят, осенью – летят.

3.Народная мудрость гласит: не вырастут листья на дереве и самого дерева не будет?  Так какое же значение имеют листья в жизни растения?

4.Работа у доски (задания с диска «Лабораторный практикум», лабораторная работа «Внешнее строение листьев»)

V.Итоги урока. Прошло почти 2,5 тысячи лет со времён Теофраста, учёным стали известны многие тайны листа, какие из этих знаний вы унесёте сегодня у нашего урока? - Чему научились? - Что запомнили?

А сейчас на счёт 3:

-если вы довольны уроком сделайте 2 хлопка;

-если не совсем довольны, устали – 1 хлопок;

-а коль урок был труден для вас – не поднимайте своих рук, пусть отдохнут… 1-2-3.

Спасибо, ребята, это аплодисменты вам за вашу хорошую работу. Но кроме аплодисментов вы заслуживаете оценки.

И в заключении…

Там, в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Я желаю вам новых открытий и новых знаний


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30256. Основные методы (школы) литературоведения. Основные методы (школы) литературоведения. Психоаналитический метод 31 KB
  Психоаналитический метод Эта влиятельная в литературоведении школа возникла на основе учения австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда 1856 1939 и его последователей.
30257. Основные методы (школы) литературоведения. Формальный метод 26.5 KB
  Формальный метод Общество изучения поэтического языка научное объединение созданное в 1916 18 группой лингвистов Е. Печатный орган Сборники по теории поэтического языка в. были теория поэтического языка и стиха Поливанов Якубинский Брик; Эйхенбаум Мелодика русского лирического стиха 1922; Тынянов Проблема стихотворного языка 1924 2 изд.
30258. Цели и задачи теории литературы 45 KB
  Цели и задачи теории литературы Литературоведение наука о литературе. Она охватывает различные области изучения литературы и на современном этапе научного развития делится на такие самостоятельные научные дисциплины: теория литературы изучает социальную природу специфику закономерности развития и общественную роль художественной литературы и устанавливает принципы рассмотрения и оценки литературного материала история литературы исследует процесс литературного развития и определяет место и значение в этом процессе различных литературных...
30259. Взаимосвязь теории литературы с другими науками 34.5 KB
  Взаимосвязь теории литературы с другими науками Современное Л.: теория литературы история литературы и литературная критика. Теория литературы исследует общие законы структуры и развития литературы. Предметом истории литературы является прошлое литературы как процесс или как один из моментов этого процесса.
30260. Первый этап формирования литературоведческой науки: от античности до средневековья 125 KB
  Исторический взгляд на поэтику стал возможен после того как сложилось понятие всемирной литературы ввел Гэте. развития человечества которым в свою очередь обусловлено единство развития литературы. Далее у Чернец идет про литературную критику теорию и историю литературы т. региональная и национальная специфика литературы.
30261. Второй этап формирования литературоведческой науки: средневековье, схоластический 28 KB
  Для схоластики характерно использование философского мето да. Од нако такая общая оценка средневековой схоластики была бы оши бочной. Общая оценка схоластики часто испытывала влияние критики со стороны гуманизма и Реформации. Появлению и развитию схоластики в первую очередь способствовали два фактора: обновление церкви которое среди прочего выражалось в реформе монашества движение Клюни а также усилившаяся к тому времени взаимосвязь между философским образованием и богословием.
30262. Филология как наука. Вспомогательные литературоведческие дисциплины 25 KB
  Аристотель был первым кто попытался их систематизировать в своей книге первый дал теорию жанров и теорию родов литературы эпос драма лирика. Современное литературоведение состоит из: теории литературы истории литературы литературной критики. Теория литературы изучает общие закономерности литературного процесса литературу как форму общественного сознания литературные произведения как единое целое специфику взаимоотношений автора произведения и читателя. Теория литературы взаимодействует с другими литературоведческими дисциплинами а...
30263. Понятие об уровнях текста 23.5 KB
  Первый верхний уровень идейнообразный. Второй уровень средний стилистический. Третий уровень нижний фонический звуковой. Нижний звуковой уровень мы воспринимаем слухом: чтобы уловить в стихотворении хореический ритм или аллитерацию на р нет даже надобности знать язык на котором оно написано это и так слышно.
30264. Языковой уровень текста. Лингвистический анализ художественного текста 26 KB
  Языковой уровень текста. Лингвистический анализ художественного текста Лингвистический анализ текста как искусство постижения многогранности слова и проникновения в духовный мир произведения Изучение литературы нельзя считать процессом направленным только на получение специфических знаний воспитание души и расширение читательского кругозора это прежде всего проникновение в глубины и восхождение к высотам Языка âодного из самых великих творений человечестваâ. Лингвистический анализ художественного текста это фундамент его...