62562

Внешнее строение листа

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием листьев особенностями их внешнего строения; научить распознавать листья по типам жилкования расположению на стебле различать простые и сложные листья. Оборудование: комнатные растения...

Русский

2014-06-11

20.02 KB

0 чел.

Урок биологии в 6 классе.   Тема «Внешнее строение листа»

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием листьев, особенностями их внешнего строения; научить распознавать листья по типам жилкования, расположению на стебле, различать простые и сложные листья.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: комнатные растения; гербарные наборы растений с различными видами листовых пластинок (на каждую парту); таблица «Простые и сложные листья».

 

Ход урока.

I.Организационный момент.

II.Проверка знаний.

1.Изучая курс биологии 6 класса мы продолжаем знакомство с цветковыми растениями. Какие органы имеют цветковые растения? Что называют побегом? Что такое корень?

2.Среди понятий, изученных на прошлом уроке, исключите «3 лишнее»:

Главный     узел    очерёдное

Боковой     чехлик  междоузлие

Побег     пазуха листа   супротивное

-Какие ещё бывают виды корней?  - Чем образован чехлик? В чём его роль?

-Что называют междоузлием?

3. Следующее задание  «ЧТО? ГДЕ? ЗАЧЕМ?». Дайте полные определения понятий: узел; рубец; конус нарастания; почка.

4. «Проверь себя»  - составьте схему « Виды почек» (по положению на побеге)

5.Сможете ли вы объяснить, почему почка – это зачаточный побег?

6. «Что бы это значило?»   - расшифруйте запись: В-Г-Т-Т-ВН-Е;  Г-Н-Р-Т-ВН-Е

7. На ветках плотные комочки, в них дремлют клейкие листочки.

О чём речь? В чём отличие вегетативной (листовой) почки от почки цветочной?

(Из неё развивается лист )

Греческий учёный Теофраст около 300 лет до нашей эры задал себе вопрос: «Зачем растениям листья? Неужели, чтобы украшать ветвь пальмы, винограда, левкоя?». Именно с Теофраста и началось изучение листа. Что стало известно о листе со времён Теофраста, мы узнаем на сегодняшнем уроке, тема которого «Внешнее строение листа».

III.Изучение нового материала:

  1.  Значение листа.

Мы знаем, что корень – это якорь, насос и кладовая. А какую работу выполняет лист? (Ответы учащихся) Чтобы проверить правильность наших предположений обратимся к учебнику – стр.105. Записываем в тетрадь 1 вывод: лист – это часть побега, которая  - образует органические вещества;  - участвует в газообмене; - испаряет влагу.

2. Разнообразие листьев.

У всех ли растений листья одинаковы? Оглянитесь вокруг, даже среди комнатных цветов этого кабинета мы не найдём 2-х точных копий. Они отличаются формой, размерами, цветом своих листьев. А если отправиться в путешествие, то…

*самые крупные рассечённые листья мы обнаружим на островах в Индийском океане у пальмы рафии. Они достигают 20 м и превосходят по размерам все породы деревьев.

*Викторию регию – индейцы называют «птичья сковородка», потому, что у этого растения крупные листья с загнутыми к верху краями. По огромным листьям Виктории регии бегают птицы. В воде, которая собирается на её листьях, птицы купаются, как в ванне. Один лист может выдержать груз в 35 кг.

*Плавучая ряска волффиа аррхиза - самое маленькое цветущее растение в мире. Размер его листочков составляет всего 0,5-1,2 мм в поперечнике.

 *У кактусов же листья превратились в колючки.

По форме листья могут быть округлые, овальные сердцевидные, даже игольчатые. Форма края листовой пластинки так же разнообразна. Посмотрите рис. 79 &23, каким может быть край листа?

Делаем 2 вывод: листья растений разнообразны по размерам и форме.

3.Внешнее строение листьев.

Действительно, листья разных растений отличаются друг от друга.  Но между ними много общего. В этом мы сейчас убедимся.

-Большая часть листьев имеет зелёную окраску.  Рассмотрим лист берёзы. Он состоит их листовой пластинки и черешка. На листовой пластинке есть жилки листа. Черешок соединяет основание листа со стеблем. Такие листья называют черешковые.  При основании листа часто развиваются прилистники. Делаем рисунок в тетрадь.

-У алоэ, пшеницы, кукурузы черешка нет. Листья как бы «сидят» на стебле и называются сидячими.

-Рассмотрите гербарные образцы, назовите растения с сидячими листьями.

Вывод 3: Все листья имеют листовую пластинку с жилками и основание. Листья могут быть черешковые или сидячие.

4. Простые и сложные листья.

Обратимся к гербарию. Сравните листья дуба, виктории, рябины или шиповника. В чём их отличие? У берёзы, дуба, смородины лист имеет одну листовую пластинку и называется простым. Какие растения на рисунке 80 вашего учебника имеют простые листья?

Сложные листья состоят из нескольких листовых пластинок, соединённых с общим черешком.  На рисунке 81 показаны сложные листья шиповника, каштана, акации, фасоли. Во время листопада пластинки сложного листа опадают не одновременно.

Вывод 4: В зависимости от числа листовых пластинок листья бывают простые и сложные.

5. Жилкование листьев.

Весной, убирая старую листву, можно найти необычные листья, состоящие из одних жилок. Что произошло с листовой пластинкой? Почему сохранились жилки листа? Что такое жилки?

Жилки – это проводящие сосуды листа. Они проводят питательные вещества и придают листу прочность. Выделяют 3 типа жилкования листьев:

-у одних листьев жилки образуют сплошную сеточку. Это сетчатое жилкование. Такое жилкование у листьев берёзы, яблони, тополя, дуба, смородины.

-у других жилки располагаются параллельно одна другой. Это параллельное жилкование. Такой тип жилкования имеют злаковые растения: овёс, пшеница, кукуруза, рожь.

Если жилки расположены в виде дуг, как у подорожника, аспидистры, жилкование называется дуговым. Рисунок 82.

Сделаем 5 вывод: существуют разные типы жилкования листьев.

IV. Закрепление.

1.Практическая работа.

Сейчас вам предстоит выполнить лабораторную работу. На ваших столах гербарные наборы, инструктивные карточки и контрольные листы для отчёта. Результаты работы занесите в таблицу. На выполнение работы 5 минут.

название растения

лист черешковый или сидячий

простой или сложный

жилкование листа

2.Контрольные вопросы.

Листья растений всегда были загадкой для человека. Смогли ли мы сегодня разгадать тайны листа, сейчас проверим. За окном зима, а на нашем «чудо – дереве» зеленеют листья. Они сохранились, чтобы проверить ваши знания. На обратной стороне листа вопросы. Кто желает проверить знаний?

-Как называется расположение почек одна за другой?

-Как называется самый кончик почки с образовательной тканью?

-Как называется расположение листьев по три и более на одном месте?

-Как называется жилкование с многократно ветвящимися жилками?

-Как называются листья с одной листовой пластинкой и черешком?

-Как называется лист, состоящий из нескольких листовых пластинок, имеющих общий черешок?

-Как называется угол между черешком листа и стеблем?

-Как называется жилкование в виде дуг?

-Как называется расстояние между узлами на стебле?

-Как называется место на стебле, где развиваются листья и почки?

-Как называется жилкование листьев, когда длинные жилки располагаются рядом на листовой пластинке?

- Из почек появляются, весною распускаются,

Летом шелестят, осенью – летят.

3.Народная мудрость гласит: не вырастут листья на дереве и самого дерева не будет?  Так какое же значение имеют листья в жизни растения?

4.Работа у доски (задания с диска «Лабораторный практикум», лабораторная работа «Внешнее строение листьев»)

V.Итоги урока. Прошло почти 2,5 тысячи лет со времён Теофраста, учёным стали известны многие тайны листа, какие из этих знаний вы унесёте сегодня у нашего урока? - Чему научились? - Что запомнили?

А сейчас на счёт 3:

-если вы довольны уроком сделайте 2 хлопка;

-если не совсем довольны, устали – 1 хлопок;

-а коль урок был труден для вас – не поднимайте своих рук, пусть отдохнут… 1-2-3.

Спасибо, ребята, это аплодисменты вам за вашу хорошую работу. Но кроме аплодисментов вы заслуживаете оценки.

И в заключении…

Там, в зарослях лесных, где всё для сердца мило,

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

Я желаю вам новых открытий и новых знаний


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

20959. Національно-культурне піднесення 1920-1930-х рр.. Українська культура в період тоталітаризму 1.42 MB
  Початок 1920-х років було для української культури позбавленим світлих перспектив. Розділ Україні між сусідніми державами гальмував національну інтеграцію, в тому числі і в сфері культури. Культурний потенціал Україні був підірваний руйнівними наслідками громадянської війни, часткової окупацією країни. Військове лихоліття не тільки знищило духовні і матеріальні цінності, а й основного творця культурних цінностей - інтелігенцію.
20960. ПАРОЛЬНИЙ ЗАХИСТ 101 KB
  Текст програми include iostream include fstream include conio.h include string include iomanip include windows.h using namespace std; string decrypt string str { for unsigned int i=0; i str.size; i if str[i]=' ' str[i]=charabsshortstr[i]255; return str; } string encrypt string str { for unsigned int i=0; i str.
20961. Шифрування та дешифрування даних за допомогою алгоритмів перестановки (збивання) 141.09 KB
  У якості інформації використовувати копію файлу з розробленою програмою програма дешифрування інформації повернення початкового вигляду файла; Індивідуальні завдання: Метод спутаної шини Текст програми: DEFINT IN: DEFSTR S RANDOMIZE 231 CLS: LOCATE 1 1 Lot = 5 s = FOR i=1 TO 64:s=sCHR6525RND:NEXT PRINT s; text : sav = s s = FOR i=1 TO 192: s=sCHR255RND: NEXT 'шифрование FOR i = 0 TO Lot sc=MIDss1I3232 l=2^i:sl= : r= FOR j = 1 TO 32 kg=ASCMIDsc j 1 kl=ASCMIDs j 1...
20962. Шифрування та дешифрування даних за допомогою алгоритмів підстановки (заміна) 69.72 KB
  Програма дешифрування інформації повернення початкового вигляду файла; а також оцінити правильність процедури шифрування дешифрування відсутність зміни результату відносно початкового файлу. Підготовка даних полягає в: Введення вихідного тексту; Створення тимчасового текстового файлу файл 1 та занесення в нього вихідного тексту; Створення тимчасового текстового файлу файл 2 для подальшого занесення в нього результатів роботи програми; Введенні або автоматичному виборі ключа; Для режиму дешифрування якщо ключ...
20963. Шифрування та дешифрування даних з використанням режиму шифрування 98.95 KB
  Індивідуальні завдання: алгоритм Counter Mode CTR Текст програми AutoSeededRandomPool prng; SecByteBlock keyAES::DEFAULT_KEYLENGTH; prng.size ; byte ctr[ AES::BLOCKSIZE ]; prng.GenerateBlock ctr sizeofctr ; string plain = CTR Mode Test ; string cipher encoded recovered; try { cout plain text: plain endl; CTR_Mode AES ::Encryption e; e.size ctr ; The StreamTransformationFilter adds padding as required.
20964. Шифрування та дешифрування даних за допомогою алгоритмів гамування 30.38 KB
  Індивідуальні завдання : конгруэнтные генераторы Линейными конгруэнтными генераторами являются генераторы следующей формы: в которых это nый член последовательности а предыдущий член последовательности. Период такого генератора не больше чем m. Если a b и m подобраны правильно то генератор будет генератором с максимальным периодом и его период будет равен m. Например для линейного конгруэнтного генератора b должно быть взаимно простым с m.
20965. Використання алгоритмів шифрування з відкритими ключами 45.99 KB
  Постановка задачі Необхідно розробити і налагодити дві програми: Програма шифрування інформації з використанням визначених алгоритмів. Програма дешифрування інформації повернення початкового вигляду файла; а також оцінити правильність процедури шифрування дешифрування відсутність зміни результату відносно початкового файлу.09 funkcja f dla kazdej rundy czynniki pierwsze klucz zakryty p1 4 = 0 q1 4 = 0 p = 19; q = 23; n = pq; M = random n; print Message = M; print Cryptogram = C; C = M^2 n; m1= C ^...
20966. Використання односпрямованих хеш-функцій 170.04 KB
  І КІТ39 Практична робота №26 Використання односпрямованих хешфункцій за курсом Захист інформації у компютерних системах та мережах Ціль роботи : cтворення програм генерації дайджесту повідомлення за допомогою хешфункцій. Індивідуальні завдання: алгоритм HAVAL HAVAL однонаправленная хешфункция разработанная Yuliang Zheng англ. Для произвольного входного сообщения функция генерирует хешзначение называемое дайджестом сообщения которое может иметь длину 128 160 192 224 или 256 бит. Висновок: за час виконання практичноъ...
20967. Понятие мировоззрения, его структура и уровни. Формы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское 480 KB
  Систематизирует в самом общем виде представления человека о мире и самом себе. Антропоцентризм тип философского мировоззрения в центре которого стоит проблема человека Европа эпохи Возрождения нового и новейшего времени современные философские школы. Теоретическое мышление посредством абстракций обобщений сравнений идеализациий преодолевает границы образночувственного восприятия вскрывает существенные связи и отношения мира и человека выявляет новые горизонты познания и осмысления действительности. Поэтому осмысление проблем...