62565

Предложения с прямой речью

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Что нового увидели в оформлении предложения Есть кавычки слова автора слова рыбки слова старика слова старче. Из каких Слова автора слова рыбки. Чьи это слова: Чего тебе надобно старче Слова рыбки Как вы это узнали Есть слова которые на это указывают: приплыла рыбка спросила слова автора.

Русский

2014-06-11

40.88 KB

3 чел.

Третий класс. Русский язык. Урок – исследование. Тема: предложения с прямой речью.

Цели: 1)Повторить изученное об обстоятельствах ,закрепить умение детей находить обстоятельства в тексте, определять их разряд.2)Познакомить детей с новым видом предложений- предложениями с прямой речью. Учить записывать предложения с прямой речью, отличать их от других предложений.3)Продолжить работу над предложениями как синтаксической единицей русского языка.

Тема урока: Актуализация

Ход урока:

1.Сегодня на уроке мы узнаем новые для нас правила русского языка ,повторим ранее изученные, а помогут нам в этом сказки вашего любимого поэта А.С.Пушкина.

   А еще сегодня мы будем делать следующее:

   а)здесь вы побываете корректорами;

   б)здесь вы перенесетесь в старину;

   в) здесь вы станете писателями.

  1.  2.А вот здесь вы откроете еще один секрет русского языка.
  2.  Будьте внимательны:

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо -песнь заводит

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух…там Русью пахнет.

  1.  Это пролог к поэме «Руслан и Людмила».Ваша задача – найти в этом отрывке обстоятельства. Возьмите листочки с отрывком у себя на партах, подчеркните обстоятельства. Работаем парами. Время – 1 минута.(проверка – устно).
  2.  На какие 3 группы можно разделить данные обстоятельства, догадались? Запишите в тетрадях эти группы. Кто затрудняется это сделать сразу, у вас есть карточки-помощницы1,2,3. На полях укажите, какой карточкой вы пользовались.

1)Обстоятельства места: у лукоморья ,на дубе, по цепи, направо, налево, там, на ветвях, в темнице.

2)Обстоятельства времени: днем, ночью.

3)Обстоятельства образа действия: кругом, верно.

(проверка-устно)

3.Работа по теме урока:

  1.  Посмотрите на доску, здесь загадка №2:

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе  надобно, старче?»

Ей с поклоном  старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка».

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1.  Обратите внимание на запись и построение предложения. Что нового увидели в оформлении предложения? (Есть кавычки ,слова автора, слова рыбки, слова старика, слова «старче».) Прочитайте 1-е предложение. Из скольких частей оно состоит? (Из 2).Из каких? (Слова автора ,слова рыбки.)Такие предложения называются предложениями с прямой речью. Это и есть главная тема нашего сегодняшнего урока.
  2.  А наша задача ,цель урока – учиться правильно записывать такие предложения; научиться отличать предложения с прямой речью от других предложений.
  3.  Чьи это слова : «Чего тебе надобно ,старче?»(Слова рыбки)
  4.  Как вы это узнали? (Есть слова, которые на это указывают: «приплыла рыбка, спросила»- слова автора.)
  5.  Где стоят слова автора ?(В начале предложения)
  6.  А прямая речь? Как оформлена прямая речь?(Заключена в кавычки; пишется с большой буквы; после слов автора – двоеточие)
  7.  Ребята ,а что это за слово «старче»?(Старик – устаревшее уважительное обращение к старому человеку).
  8.  Раньше в древнерусском языке ,помимо известных вам падежей, был еще один, он назывался звательный. Как вы думаете, почему такое название? (Звать кого-либо).Слово «старче»в данном случае стоит в звательном падеже.
  9.  Но сейчас такого падежа нет,а когда мы зовем кого-либо ,спрашиваем, обращаемся к кому-либо, это называется обращением(не является членом предложения).

   Обратите внимание ,как на письме выделяется обращение.(Запятыми ,если оно в середине предложения. Чего ,старче, тебе надобно?)

    Кто сможет сам разобрать второе предложение? (Слова автора, прямая речь, обращение)

2)Давайте обобщим ,что же мы узнали о предложениях с прямой речью.

      1.Две части (слова автора, прямая речь).

      2.Прямая речь пишется всегда с большой буквы,     где бы ни стояла.

      3.Заключается в кавычки.

      4.После слов автора – двоеточие.

Мы с вами пользуемся разными схемами записи предложений. А вот какие схемы принято использовать для записи предложений с прямой речью.(Показ схем на магнитной доске.)Удивлены ,как много схем? Да ,столько вариантов записи предложений с прямой речью. Мы с вами пока рассмотрим только некоторые. Где наши варианты?

3)А сейчас нас ждет новая встреча.

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В  свете ж вот какое чудо».

Согласны ли вы с тем, как записано предложение? Правомерна ли здесь постановка кавычек?(Нет ,так как отсутствуют слова автора).Исправьте ошибку. Помните слова автора?

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали…»

Запись в тетради ,один человек исправляет на доске.

  1.  А теперь посмотрим ,какие глаголы вводят прямую речь.(Спросила ,отвечает ,сказала).Такие глаголы принято называть глаголами говорения.

   Но бывает так, что некоторые люди только и используют в речи один глагол: сказала, сказала…говорила, говорила…Это обедняет речь.

    Чтобы у нас с вами этого не произошло ,давайте продолжим этот ряд синонимами. Самостоятельная работа детей.(Сказала ,вымолвила, поинтересовалась ,произнесла, прошептала).Проверка и дописывание.

  1.  Составим с одним – двумя этими глаголами свои предложения(можно в сказочной форме) или вспомним из произведений А.С. Пушкина.(Проверка).
  2.  А теперь еще две сказки, узнали ,какие?

И вопрос свой задала я ль на свете всех  милее, всех румяней и белее?

Балда мыслит этого провести не шутка!

Вот из моря вылез старый Бес и спросил зачем ты Балда к нам залез.

Ясный месяц продолжал погоди, об ней ,быть может, ветер знает.

   Дети называют сказки. Расставьте знаки препинания. Пользуйтесь схемами.1-й вариант – «Сказка о мертвой царевне»,2-й вариант- «Сказка о попе и работнике его Балде».Проверка на доске ,расстановка знаков с объяснением.

    Постепенно мы добрались до последней сказки.

    Воевода говорит ,что петушок опять кричит.

  1.  Из какой сказки эти строки?(«Сказка о золотом петушке.»)
  2.  А вот это предложение называется предложением с косвенной речью. Чем оно отличается от предложений с прямой речью?(По смыслу – речь уже в искаженном виде ,не дословно передана.По знакам препинания – записана в форме сложного предложения.)
  3.  Косвенная речь передает содержание чужого высказывания(т.е общий смысл), но не воспроизводит его дословно. Записывается в форме сложноподчиненного предложения.
  4.  Запишите данное предложение .
  5.  Что вы о нем можете сказать, дайте характеристику.
  6.  А теперь запишите это предложение ,как у А.С.Пушкина, т.е как предложение с прямой речью. Запись в тетрадях ,исправление на доске.
  7.  Наш урок подошел к концу.
  8.  Что вы хотите сказать об уроке?
  9.  Что особенно понравилось?
  10.  Что бы вы изменили?
  11.  Кому понравилось ,как он работал?
  12.  Кто считает, что работал не в меру своих сил?

Домашнее задание: выпишите 4-5 предложений с прямой речью из сказок А.С Пушкина и запишите к ним схемы.

Много времени учитель уделяет внеклассной работе с классом. Вот конспект мероприятия ,проведенного учителем Тагировой Л.Р

Турнир смекалистых

Тема:Что?Как?Почему?

   Выбираются 2 команды по 5-6 человек .Устанавливается игровое поле из 12 секторов, на котором разложены карточки с вопросами ;игровой волчок со стрелкой ,указывающей на номер вопроса, песочные часы или секундомер для ведущего.

    Игра состоит из 6 раундов. В каждом раунде команды получают по одному заданию. Обсуждение длится  1 минуту .Команды имеют право один раз использовать помощь своих болельщиков.

Содержание вопросов

Карточка №1.Разгадать ребус.

40 о Ка

(сороконожка)

Карточка №2.расставить ударение в словах: комбайнер ,туфля, звонит, столяр, щавель, торты, цемент, поняла, шофер.

Карточка№3.Определить ,какой частью речи являются выделенные слова. Посадила бабка в печь пироги с капустой печь. Снежное покрывало всю землю покрывало.

Карточка№4.Разгадай ребус

И100 3я(история)

Карточка №5.Сколько раз в сказке А.С Пушкина старуха посылала старика к рыбке и о чем она спросила ее?(Старуха посылала старика к рыбке 5 раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем – вольною царицей и владычицей морскою.)

Карточка №6.

Ты волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу :

Выплесни ты нас на сушу!

Вопрос: отрывок из какого произведения вы услышали и какой персонаж говорит эти слова?

Подведение итогов ,награждение победителей!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

56343. ПОПЕЛЮШКА (CINDERELLA) 329.5 KB
  Once upon a time in a fare way land there was a widower who married a proud and haughty woman as his second wife. She had 2 daughters, who were equally vain. By his first wife, he’d had a beautiful young daughter, a girl of unparalleled goodness and sweet temper. Her name was Cinderella.
56344. Театралізоване свято «Мандри країною Здоров’я» 69 KB
  Мета. Привернути увагу учнів до збереження власного здоров’я як найвищої цінності життя. Формувати позитивну мотивацію щодо здорового способу життя. Виховувати почуття відповідальності за власну поведінку.
56345. Виховуємо театром 167 KB
  Театральна інсценізація Леонардо малює Джоконду Ведучий. Одного теплого оповитого туманом дня в кінці весни 1505 року Леонардо приготував майстерню для неї. І ось зявилась вона жінка яку Леонардо малював ось уже З роки. На сцені Леонардо да Вінчі малює портрет Мони Лізи Джоконда.
56346. Театралізоване дійство «Весна прийшла до кожного малятка, весна прийшла до кожного звірятка» 62.5 KB
  Сонечко я згубила по доріжці в дитсадок. Хто це тут так голосно галасує в моєму весняному лісі що й мене Лісовичка розбудив Аце ти Весняночко чому так гірко плачеш Що трапилось Веснянка: Загубила я весняне сонечко.
56347. Классификации здоровьесберегающих образовательных технологий, их основные принципы 240 KB
  Главная отличительная особенность здоровьесберегающей педагогики приоритет здоровья т. Данные принципы помогут правильно организовать образовательный процесс и постепенно разрешать следующие проблемы: 1 проблему учебных перегрузок школьников приводящих к состоянию переутомления...
56348. Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки как средство повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности 1.78 MB
  Формирование у детей культуры отношения к своему здоровью должно быть на каждом уроке который учит детей раскрывать для себя жизненные смыслы учит строить отношения с людьми осмысливать ситуации в которые попадает человек и самое главное дети учатся...
56349. ВИКОРИСТАННЯ ІНФОРМАЦІЙНО-КОМУНІКАТИВНИХ ТЕХНОЛОГІЙ НА УРОКАХ ПРЕДМЕТУ “ЗАХИСТ ВІТЧИЗНИ” 146.5 KB
  Комп’ютер як екраннозвуковий засіб навчання. Функції комп’ютера в сучасному навчальному процесі. Використання мною комп’ютерів при викладанні предмету €œЗахист Вітчизни€. Сучасні педагогічні технології не можуть бути використані як методологічний засіб комп’ютеризації навчання.
56350. Основные литературные направления 17.29 KB
  Натурализм становится одним из важнейших явлений второй половины XIX- начала ХХ в. Натурализм рубежа веков – это и художественный метод, то есть способ воссоздания действительности, и литературное направление, то есть совокупность художественно-изобразительных и эстетико-мировоззренческих принципов
56351. Is it easy to be a teenager? 86 KB
  Last year 2009 is declared the year of young people. Youth is a very important period in the life of a man. This is the time when a person discovers the world and tries to determine the place in the universe.