62565

Предложения с прямой речью

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Что нового увидели в оформлении предложения Есть кавычки слова автора слова рыбки слова старика слова старче. Из каких Слова автора слова рыбки. Чьи это слова: Чего тебе надобно старче Слова рыбки Как вы это узнали Есть слова которые на это указывают: приплыла рыбка спросила слова автора.

Русский

2014-06-11

40.88 KB

3 чел.

Третий класс. Русский язык. Урок – исследование. Тема: предложения с прямой речью.

Цели: 1)Повторить изученное об обстоятельствах ,закрепить умение детей находить обстоятельства в тексте, определять их разряд.2)Познакомить детей с новым видом предложений- предложениями с прямой речью. Учить записывать предложения с прямой речью, отличать их от других предложений.3)Продолжить работу над предложениями как синтаксической единицей русского языка.

Тема урока: Актуализация

Ход урока:

1.Сегодня на уроке мы узнаем новые для нас правила русского языка ,повторим ранее изученные, а помогут нам в этом сказки вашего любимого поэта А.С.Пушкина.

   А еще сегодня мы будем делать следующее:

   а)здесь вы побываете корректорами;

   б)здесь вы перенесетесь в старину;

   в) здесь вы станете писателями.

  1.  2.А вот здесь вы откроете еще один секрет русского языка.
  2.  Будьте внимательны:

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо -песнь заводит

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух…там Русью пахнет.

  1.  Это пролог к поэме «Руслан и Людмила».Ваша задача – найти в этом отрывке обстоятельства. Возьмите листочки с отрывком у себя на партах, подчеркните обстоятельства. Работаем парами. Время – 1 минута.(проверка – устно).
  2.  На какие 3 группы можно разделить данные обстоятельства, догадались? Запишите в тетрадях эти группы. Кто затрудняется это сделать сразу, у вас есть карточки-помощницы1,2,3. На полях укажите, какой карточкой вы пользовались.

1)Обстоятельства места: у лукоморья ,на дубе, по цепи, направо, налево, там, на ветвях, в темнице.

2)Обстоятельства времени: днем, ночью.

3)Обстоятельства образа действия: кругом, верно.

(проверка-устно)

3.Работа по теме урока:

  1.  Посмотрите на доску, здесь загадка №2:

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе  надобно, старче?»

Ей с поклоном  старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка».

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1.  Обратите внимание на запись и построение предложения. Что нового увидели в оформлении предложения? (Есть кавычки ,слова автора, слова рыбки, слова старика, слова «старче».) Прочитайте 1-е предложение. Из скольких частей оно состоит? (Из 2).Из каких? (Слова автора ,слова рыбки.)Такие предложения называются предложениями с прямой речью. Это и есть главная тема нашего сегодняшнего урока.
  2.  А наша задача ,цель урока – учиться правильно записывать такие предложения; научиться отличать предложения с прямой речью от других предложений.
  3.  Чьи это слова : «Чего тебе надобно ,старче?»(Слова рыбки)
  4.  Как вы это узнали? (Есть слова, которые на это указывают: «приплыла рыбка, спросила»- слова автора.)
  5.  Где стоят слова автора ?(В начале предложения)
  6.  А прямая речь? Как оформлена прямая речь?(Заключена в кавычки; пишется с большой буквы; после слов автора – двоеточие)
  7.  Ребята ,а что это за слово «старче»?(Старик – устаревшее уважительное обращение к старому человеку).
  8.  Раньше в древнерусском языке ,помимо известных вам падежей, был еще один, он назывался звательный. Как вы думаете, почему такое название? (Звать кого-либо).Слово «старче»в данном случае стоит в звательном падеже.
  9.  Но сейчас такого падежа нет,а когда мы зовем кого-либо ,спрашиваем, обращаемся к кому-либо, это называется обращением(не является членом предложения).

   Обратите внимание ,как на письме выделяется обращение.(Запятыми ,если оно в середине предложения. Чего ,старче, тебе надобно?)

    Кто сможет сам разобрать второе предложение? (Слова автора, прямая речь, обращение)

2)Давайте обобщим ,что же мы узнали о предложениях с прямой речью.

      1.Две части (слова автора, прямая речь).

      2.Прямая речь пишется всегда с большой буквы,     где бы ни стояла.

      3.Заключается в кавычки.

      4.После слов автора – двоеточие.

Мы с вами пользуемся разными схемами записи предложений. А вот какие схемы принято использовать для записи предложений с прямой речью.(Показ схем на магнитной доске.)Удивлены ,как много схем? Да ,столько вариантов записи предложений с прямой речью. Мы с вами пока рассмотрим только некоторые. Где наши варианты?

3)А сейчас нас ждет новая встреча.

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В  свете ж вот какое чудо».

Согласны ли вы с тем, как записано предложение? Правомерна ли здесь постановка кавычек?(Нет ,так как отсутствуют слова автора).Исправьте ошибку. Помните слова автора?

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали…»

Запись в тетради ,один человек исправляет на доске.

  1.  А теперь посмотрим ,какие глаголы вводят прямую речь.(Спросила ,отвечает ,сказала).Такие глаголы принято называть глаголами говорения.

   Но бывает так, что некоторые люди только и используют в речи один глагол: сказала, сказала…говорила, говорила…Это обедняет речь.

    Чтобы у нас с вами этого не произошло ,давайте продолжим этот ряд синонимами. Самостоятельная работа детей.(Сказала ,вымолвила, поинтересовалась ,произнесла, прошептала).Проверка и дописывание.

  1.  Составим с одним – двумя этими глаголами свои предложения(можно в сказочной форме) или вспомним из произведений А.С. Пушкина.(Проверка).
  2.  А теперь еще две сказки, узнали ,какие?

И вопрос свой задала я ль на свете всех  милее, всех румяней и белее?

Балда мыслит этого провести не шутка!

Вот из моря вылез старый Бес и спросил зачем ты Балда к нам залез.

Ясный месяц продолжал погоди, об ней ,быть может, ветер знает.

   Дети называют сказки. Расставьте знаки препинания. Пользуйтесь схемами.1-й вариант – «Сказка о мертвой царевне»,2-й вариант- «Сказка о попе и работнике его Балде».Проверка на доске ,расстановка знаков с объяснением.

    Постепенно мы добрались до последней сказки.

    Воевода говорит ,что петушок опять кричит.

  1.  Из какой сказки эти строки?(«Сказка о золотом петушке.»)
  2.  А вот это предложение называется предложением с косвенной речью. Чем оно отличается от предложений с прямой речью?(По смыслу – речь уже в искаженном виде ,не дословно передана.По знакам препинания – записана в форме сложного предложения.)
  3.  Косвенная речь передает содержание чужого высказывания(т.е общий смысл), но не воспроизводит его дословно. Записывается в форме сложноподчиненного предложения.
  4.  Запишите данное предложение .
  5.  Что вы о нем можете сказать, дайте характеристику.
  6.  А теперь запишите это предложение ,как у А.С.Пушкина, т.е как предложение с прямой речью. Запись в тетрадях ,исправление на доске.
  7.  Наш урок подошел к концу.
  8.  Что вы хотите сказать об уроке?
  9.  Что особенно понравилось?
  10.  Что бы вы изменили?
  11.  Кому понравилось ,как он работал?
  12.  Кто считает, что работал не в меру своих сил?

Домашнее задание: выпишите 4-5 предложений с прямой речью из сказок А.С Пушкина и запишите к ним схемы.

Много времени учитель уделяет внеклассной работе с классом. Вот конспект мероприятия ,проведенного учителем Тагировой Л.Р

Турнир смекалистых

Тема:Что?Как?Почему?

   Выбираются 2 команды по 5-6 человек .Устанавливается игровое поле из 12 секторов, на котором разложены карточки с вопросами ;игровой волчок со стрелкой ,указывающей на номер вопроса, песочные часы или секундомер для ведущего.

    Игра состоит из 6 раундов. В каждом раунде команды получают по одному заданию. Обсуждение длится  1 минуту .Команды имеют право один раз использовать помощь своих болельщиков.

Содержание вопросов

Карточка №1.Разгадать ребус.

40 о Ка

(сороконожка)

Карточка №2.расставить ударение в словах: комбайнер ,туфля, звонит, столяр, щавель, торты, цемент, поняла, шофер.

Карточка№3.Определить ,какой частью речи являются выделенные слова. Посадила бабка в печь пироги с капустой печь. Снежное покрывало всю землю покрывало.

Карточка№4.Разгадай ребус

И100 3я(история)

Карточка №5.Сколько раз в сказке А.С Пушкина старуха посылала старика к рыбке и о чем она спросила ее?(Старуха посылала старика к рыбке 5 раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем – вольною царицей и владычицей морскою.)

Карточка №6.

Ты волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу :

Выплесни ты нас на сушу!

Вопрос: отрывок из какого произведения вы услышали и какой персонаж говорит эти слова?

Подведение итогов ,награждение победителей!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41136. Математические выражения для термодинамической работы и теплоты 97 KB
  Математические выражения для термодинамической работы и теплоты. Вычисление работы и теплоты. Вычисление теплоты. В качестве силы которая обеспечивает передачу теплоты от одних тел к другим Клаузиус предложил рассматривать температуру а в качестве обобщенной координаты некоторый параметр состояния который называется энтропия.
41137. Проекции прямой 337 KB
  Положение прямой относительно плоскости проекций Определение натуральной величины отрезка. Следы прямой. Проецирование прямой на три плоскости проекции.
41138. Топологические элементы схемы: ветви, узлы, контуры 435 KB
  Электрическая схема представляет собой графическое изображение электрической цепи. Она показывает как осуществляется соединение элементов рассматриваемой электрической цепи. Электрическими элементами схемы служат активные и пассивные элементы цепи. Ветвь – участок схемы расположенный между двумя узлами и образованный одним или несколькими последовательно соединенными электрическими элементами цепи рис.
41139. Основные понятия теории вакуума 574 KB
  Первый принцип реализован в газоперемещающих насосах. Для удаления порции газа необходимо изолировать в рабочей камере насоса определенный объем газа переместить его от входного патрубка насоса к выходному сжать в процессе перемещения до давления большего чем давление в выходном сечении насоса и вытолкнуть газ за пределы насоса. Вакуумные насосы которые откачивают газ отдельными порциями в результате периодического изменения объема и положения рабочей камеры называются объемными вакуумными насосами. Объемными вакуумными насосами...
41140. Турбомолекулярные насосы 332 KB
  Поэтому вал таких насосов должен вращаться со скоростью 10 000–60 000 об мин в зависимости от диаметра насоса. По сравнению со многими другими сверхвысоковакуумными насосами турбомолекулярным насосам присущ ряд преимуществ: постоянная готовность к работе быстрый 10–15 мин запуск нечувствительность к резкому повышению давления вплоть до атмосферного широкий диапазон рабочих давлений 10–7 – 10–1 Па примерно одинаковая быстрота действия по большинству газов чрезвычайно высокая степень сжатия 1015 для газов с большой молекулярной...
41141. Объекты логистического управления 85 KB
  Материальные потоки их характеристика и классификация. Финансовые информационные потоки и потоки услуг. Материальные потоки их характеристика и классификация. Материальные потоки образуются в результате транспортировки складирования и выполнения других материальных операций с сырьем полуфабрикатами и готовыми изделиями начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.
41142. Программные средства шифрования 298.5 KB
  Все звучит довольно красиво, и, как правило, оправдывается на деле при использовании шифрования. Шифрование, несомненно, является важнейшим средством обеспечения безопасности. Механизмы шифрования помогают защитить конфиденциальность и целостность информации. Механизмы шифрования помогают идентифицировать источник информации.
41143. Первый закон термодинамики 154.5 KB
  Первый закон термодинамики. До формулировки Первого начала термодинамики в 1840х годах учеными Джоулем 1840 Майером 1842 и Гельмгольцем 1847 в науке наряду с материалистическим пониманием закона сохранения и превращения энергии одной из форм которого и является Первое начало термодинамики существовала теория теплорода. Формулировка Первого начала термодинамики основана на экспериментальных исследованиях. Первый закон термодинамики вообще говоря является постулатом.
41144. ПРИБОРЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ 845.5 KB
  Неотъемлемой частью любой вакуумной системы является аппаратура для измерения давления разрежённого газа. Область давления используемая в современной вакуумной технике 105 – 1012 Па. В практике измерения давления разрежённых газов применяются различные типы преобразователей отличающиеся по принципу действия и классу точности. При малых давлениях непосредственное измерение силы давления невозможно из-за её малости.