62565

Предложения с прямой речью

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Что нового увидели в оформлении предложения Есть кавычки слова автора слова рыбки слова старика слова старче. Из каких Слова автора слова рыбки. Чьи это слова: Чего тебе надобно старче Слова рыбки Как вы это узнали Есть слова которые на это указывают: приплыла рыбка спросила слова автора.

Русский

2014-06-11

40.88 KB

3 чел.

Третий класс. Русский язык. Урок – исследование. Тема: предложения с прямой речью.

Цели: 1)Повторить изученное об обстоятельствах ,закрепить умение детей находить обстоятельства в тексте, определять их разряд.2)Познакомить детей с новым видом предложений- предложениями с прямой речью. Учить записывать предложения с прямой речью, отличать их от других предложений.3)Продолжить работу над предложениями как синтаксической единицей русского языка.

Тема урока: Актуализация

Ход урока:

1.Сегодня на уроке мы узнаем новые для нас правила русского языка ,повторим ранее изученные, а помогут нам в этом сказки вашего любимого поэта А.С.Пушкина.

   А еще сегодня мы будем делать следующее:

   а)здесь вы побываете корректорами;

   б)здесь вы перенесетесь в старину;

   в) здесь вы станете писателями.

  1.  2.А вот здесь вы откроете еще один секрет русского языка.
  2.  Будьте внимательны:

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо -песнь заводит

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух…там Русью пахнет.

  1.  Это пролог к поэме «Руслан и Людмила».Ваша задача – найти в этом отрывке обстоятельства. Возьмите листочки с отрывком у себя на партах, подчеркните обстоятельства. Работаем парами. Время – 1 минута.(проверка – устно).
  2.  На какие 3 группы можно разделить данные обстоятельства, догадались? Запишите в тетрадях эти группы. Кто затрудняется это сделать сразу, у вас есть карточки-помощницы1,2,3. На полях укажите, какой карточкой вы пользовались.

1)Обстоятельства места: у лукоморья ,на дубе, по цепи, направо, налево, там, на ветвях, в темнице.

2)Обстоятельства времени: днем, ночью.

3)Обстоятельства образа действия: кругом, верно.

(проверка-устно)

3.Работа по теме урока:

  1.  Посмотрите на доску, здесь загадка №2:

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе  надобно, старче?»

Ей с поклоном  старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка».

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1.  Обратите внимание на запись и построение предложения. Что нового увидели в оформлении предложения? (Есть кавычки ,слова автора, слова рыбки, слова старика, слова «старче».) Прочитайте 1-е предложение. Из скольких частей оно состоит? (Из 2).Из каких? (Слова автора ,слова рыбки.)Такие предложения называются предложениями с прямой речью. Это и есть главная тема нашего сегодняшнего урока.
  2.  А наша задача ,цель урока – учиться правильно записывать такие предложения; научиться отличать предложения с прямой речью от других предложений.
  3.  Чьи это слова : «Чего тебе надобно ,старче?»(Слова рыбки)
  4.  Как вы это узнали? (Есть слова, которые на это указывают: «приплыла рыбка, спросила»- слова автора.)
  5.  Где стоят слова автора ?(В начале предложения)
  6.  А прямая речь? Как оформлена прямая речь?(Заключена в кавычки; пишется с большой буквы; после слов автора – двоеточие)
  7.  Ребята ,а что это за слово «старче»?(Старик – устаревшее уважительное обращение к старому человеку).
  8.  Раньше в древнерусском языке ,помимо известных вам падежей, был еще один, он назывался звательный. Как вы думаете, почему такое название? (Звать кого-либо).Слово «старче»в данном случае стоит в звательном падеже.
  9.  Но сейчас такого падежа нет,а когда мы зовем кого-либо ,спрашиваем, обращаемся к кому-либо, это называется обращением(не является членом предложения).

   Обратите внимание ,как на письме выделяется обращение.(Запятыми ,если оно в середине предложения. Чего ,старче, тебе надобно?)

    Кто сможет сам разобрать второе предложение? (Слова автора, прямая речь, обращение)

2)Давайте обобщим ,что же мы узнали о предложениях с прямой речью.

      1.Две части (слова автора, прямая речь).

      2.Прямая речь пишется всегда с большой буквы,     где бы ни стояла.

      3.Заключается в кавычки.

      4.После слов автора – двоеточие.

Мы с вами пользуемся разными схемами записи предложений. А вот какие схемы принято использовать для записи предложений с прямой речью.(Показ схем на магнитной доске.)Удивлены ,как много схем? Да ,столько вариантов записи предложений с прямой речью. Мы с вами пока рассмотрим только некоторые. Где наши варианты?

3)А сейчас нас ждет новая встреча.

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В  свете ж вот какое чудо».

Согласны ли вы с тем, как записано предложение? Правомерна ли здесь постановка кавычек?(Нет ,так как отсутствуют слова автора).Исправьте ошибку. Помните слова автора?

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали…»

Запись в тетради ,один человек исправляет на доске.

  1.  А теперь посмотрим ,какие глаголы вводят прямую речь.(Спросила ,отвечает ,сказала).Такие глаголы принято называть глаголами говорения.

   Но бывает так, что некоторые люди только и используют в речи один глагол: сказала, сказала…говорила, говорила…Это обедняет речь.

    Чтобы у нас с вами этого не произошло ,давайте продолжим этот ряд синонимами. Самостоятельная работа детей.(Сказала ,вымолвила, поинтересовалась ,произнесла, прошептала).Проверка и дописывание.

  1.  Составим с одним – двумя этими глаголами свои предложения(можно в сказочной форме) или вспомним из произведений А.С. Пушкина.(Проверка).
  2.  А теперь еще две сказки, узнали ,какие?

И вопрос свой задала я ль на свете всех  милее, всех румяней и белее?

Балда мыслит этого провести не шутка!

Вот из моря вылез старый Бес и спросил зачем ты Балда к нам залез.

Ясный месяц продолжал погоди, об ней ,быть может, ветер знает.

   Дети называют сказки. Расставьте знаки препинания. Пользуйтесь схемами.1-й вариант – «Сказка о мертвой царевне»,2-й вариант- «Сказка о попе и работнике его Балде».Проверка на доске ,расстановка знаков с объяснением.

    Постепенно мы добрались до последней сказки.

    Воевода говорит ,что петушок опять кричит.

  1.  Из какой сказки эти строки?(«Сказка о золотом петушке.»)
  2.  А вот это предложение называется предложением с косвенной речью. Чем оно отличается от предложений с прямой речью?(По смыслу – речь уже в искаженном виде ,не дословно передана.По знакам препинания – записана в форме сложного предложения.)
  3.  Косвенная речь передает содержание чужого высказывания(т.е общий смысл), но не воспроизводит его дословно. Записывается в форме сложноподчиненного предложения.
  4.  Запишите данное предложение .
  5.  Что вы о нем можете сказать, дайте характеристику.
  6.  А теперь запишите это предложение ,как у А.С.Пушкина, т.е как предложение с прямой речью. Запись в тетрадях ,исправление на доске.
  7.  Наш урок подошел к концу.
  8.  Что вы хотите сказать об уроке?
  9.  Что особенно понравилось?
  10.  Что бы вы изменили?
  11.  Кому понравилось ,как он работал?
  12.  Кто считает, что работал не в меру своих сил?

Домашнее задание: выпишите 4-5 предложений с прямой речью из сказок А.С Пушкина и запишите к ним схемы.

Много времени учитель уделяет внеклассной работе с классом. Вот конспект мероприятия ,проведенного учителем Тагировой Л.Р

Турнир смекалистых

Тема:Что?Как?Почему?

   Выбираются 2 команды по 5-6 человек .Устанавливается игровое поле из 12 секторов, на котором разложены карточки с вопросами ;игровой волчок со стрелкой ,указывающей на номер вопроса, песочные часы или секундомер для ведущего.

    Игра состоит из 6 раундов. В каждом раунде команды получают по одному заданию. Обсуждение длится  1 минуту .Команды имеют право один раз использовать помощь своих болельщиков.

Содержание вопросов

Карточка №1.Разгадать ребус.

40 о Ка

(сороконожка)

Карточка №2.расставить ударение в словах: комбайнер ,туфля, звонит, столяр, щавель, торты, цемент, поняла, шофер.

Карточка№3.Определить ,какой частью речи являются выделенные слова. Посадила бабка в печь пироги с капустой печь. Снежное покрывало всю землю покрывало.

Карточка№4.Разгадай ребус

И100 3я(история)

Карточка №5.Сколько раз в сказке А.С Пушкина старуха посылала старика к рыбке и о чем она спросила ее?(Старуха посылала старика к рыбке 5 раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем – вольною царицей и владычицей морскою.)

Карточка №6.

Ты волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу :

Выплесни ты нас на сушу!

Вопрос: отрывок из какого произведения вы услышали и какой персонаж говорит эти слова?

Подведение итогов ,награждение победителей!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

67589. Архитектура протоколов информационно-вычислительных сетей 103 KB
  Протокол это набор семантических и синтаксических правил определяющий поведение функциональных блоков сети или передачи данных. Другими словами протокол это совокупность соглашений относительно способа представления данных обеспечивающего их передачу в нужных направлениях и правильную интерпретацию данных всеми участками...
67590. Устройства печати текстовой и графической информации 103 KB
  Обобщенная структура печатающего устройства Независимо от способа печати всем типам печатающих устройств присущи общие структурные и конструктивные особенности рис. Ударные печатающие устройства Среди ударных печатающих устройств различают матричные последовательного типа рис.
67591. Системний підхід при аналізі ТК. Ознаки технологічних комплексів як складних систем 68 KB
  В системних дослідженнях широко використовуються процедури декомпозиції та агрегування, які є різними аспектами аналітичного та синтетичного методів дослідження систем. Складна система розчленовується на менш складні частини, які потім можуть об’єднуватись в одне ціле...
67592. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ МНОЖЕСТВ 142.5 KB
  Множества и функции. Эти объекты называются элементами множества S. Множество задают специфицируют двумя способами: перечислением: ={123}; характеристикой свойств общих для элементов множества: А = {X PX} А это множество тех и только тех элементов X для которых P от X есть истинное предложение.
67593. Отношения и функции/ Произведение множеств 116.5 KB
  Две пары считаются равными тогда и только тогда, когда x=u и y=v. Определение. Бинарным или двуместным отношением называют множество упорядоченных пар. Элементы x и y называют координатами или компонентами отношения.
67594. Специальные бинарные отношения 115 KB
  Примеры. «=» на множестве целых (действительных) чисел – отношение эквивалентности. Отношение геометрического подобия на множестве треугольников – отношение эквивалентности. Сравнимость по модулю 2 (или n) отношение эквивалентности на множестве целых чисел. Отношение принадлежности к одной группе...
67595. Понятие алгебры. Фундаментальные алгебры 113 KB
  Алгеброй называется совокупность MS множества M с заданными в нем операциями где множество M носитель S сигнатура алгебры. Алгебра называется полем действительных чисел. Алгебра вида называется группоидом индекс 2 здесь означает местность операции.
67596. Сравнение множеств 136 KB
  Множества и B называются равномощными если между и B существует взаимно однозначное соответствие т. Доказательство Если количество элементов одинаково то перенумеруем их и установим взаимно однозначное соответствие Следовательно множества равномощны.
67597. Основные соотношения комбинаторики 217 KB
  Сколькими способами можно в совокупности добраться от Москвы до райцентра через Уфу 1. Сколькими способами можно выбрать конверт с маркой 1. Сколькими способами можно сделать этот выбор 1. Сколькими способами можно выбрать на шахматной доске белую и черную клетки не лежащие на одной горизонтали или вертикали...