62565

Предложения с прямой речью

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Что нового увидели в оформлении предложения Есть кавычки слова автора слова рыбки слова старика слова старче. Из каких Слова автора слова рыбки. Чьи это слова: Чего тебе надобно старче Слова рыбки Как вы это узнали Есть слова которые на это указывают: приплыла рыбка спросила слова автора.

Русский

2014-06-11

40.88 KB

3 чел.

Третий класс. Русский язык. Урок – исследование. Тема: предложения с прямой речью.

Цели: 1)Повторить изученное об обстоятельствах ,закрепить умение детей находить обстоятельства в тексте, определять их разряд.2)Познакомить детей с новым видом предложений- предложениями с прямой речью. Учить записывать предложения с прямой речью, отличать их от других предложений.3)Продолжить работу над предложениями как синтаксической единицей русского языка.

Тема урока: Актуализация

Ход урока:

1.Сегодня на уроке мы узнаем новые для нас правила русского языка ,повторим ранее изученные, а помогут нам в этом сказки вашего любимого поэта А.С.Пушкина.

   А еще сегодня мы будем делать следующее:

   а)здесь вы побываете корректорами;

   б)здесь вы перенесетесь в старину;

   в) здесь вы станете писателями.

  1.  2.А вот здесь вы откроете еще один секрет русского языка.
  2.  Будьте внимательны:

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо -песнь заводит

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух…там Русью пахнет.

  1.  Это пролог к поэме «Руслан и Людмила».Ваша задача – найти в этом отрывке обстоятельства. Возьмите листочки с отрывком у себя на партах, подчеркните обстоятельства. Работаем парами. Время – 1 минута.(проверка – устно).
  2.  На какие 3 группы можно разделить данные обстоятельства, догадались? Запишите в тетрадях эти группы. Кто затрудняется это сделать сразу, у вас есть карточки-помощницы1,2,3. На полях укажите, какой карточкой вы пользовались.

1)Обстоятельства места: у лукоморья ,на дубе, по цепи, направо, налево, там, на ветвях, в темнице.

2)Обстоятельства времени: днем, ночью.

3)Обстоятельства образа действия: кругом, верно.

(проверка-устно)

3.Работа по теме урока:

  1.  Посмотрите на доску, здесь загадка №2:

Приплыла к нему рыбка, спросила:

«Чего тебе  надобно, старче?»

Ей с поклоном  старик отвечает:

«Смилуйся, государыня рыбка».

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1.  Обратите внимание на запись и построение предложения. Что нового увидели в оформлении предложения? (Есть кавычки ,слова автора, слова рыбки, слова старика, слова «старче».) Прочитайте 1-е предложение. Из скольких частей оно состоит? (Из 2).Из каких? (Слова автора ,слова рыбки.)Такие предложения называются предложениями с прямой речью. Это и есть главная тема нашего сегодняшнего урока.
  2.  А наша задача ,цель урока – учиться правильно записывать такие предложения; научиться отличать предложения с прямой речью от других предложений.
  3.  Чьи это слова : «Чего тебе надобно ,старче?»(Слова рыбки)
  4.  Как вы это узнали? (Есть слова, которые на это указывают: «приплыла рыбка, спросила»- слова автора.)
  5.  Где стоят слова автора ?(В начале предложения)
  6.  А прямая речь? Как оформлена прямая речь?(Заключена в кавычки; пишется с большой буквы; после слов автора – двоеточие)
  7.  Ребята ,а что это за слово «старче»?(Старик – устаревшее уважительное обращение к старому человеку).
  8.  Раньше в древнерусском языке ,помимо известных вам падежей, был еще один, он назывался звательный. Как вы думаете, почему такое название? (Звать кого-либо).Слово «старче»в данном случае стоит в звательном падеже.
  9.  Но сейчас такого падежа нет,а когда мы зовем кого-либо ,спрашиваем, обращаемся к кому-либо, это называется обращением(не является членом предложения).

   Обратите внимание ,как на письме выделяется обращение.(Запятыми ,если оно в середине предложения. Чего ,старче, тебе надобно?)

    Кто сможет сам разобрать второе предложение? (Слова автора, прямая речь, обращение)

2)Давайте обобщим ,что же мы узнали о предложениях с прямой речью.

      1.Две части (слова автора, прямая речь).

      2.Прямая речь пишется всегда с большой буквы,     где бы ни стояла.

      3.Заключается в кавычки.

      4.После слов автора – двоеточие.

Мы с вами пользуемся разными схемами записи предложений. А вот какие схемы принято использовать для записи предложений с прямой речью.(Показ схем на магнитной доске.)Удивлены ,как много схем? Да ,столько вариантов записи предложений с прямой речью. Мы с вами пока рассмотрим только некоторые. Где наши варианты?

3)А сейчас нас ждет новая встреча.

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В  свете ж вот какое чудо».

Согласны ли вы с тем, как записано предложение? Правомерна ли здесь постановка кавычек?(Нет ,так как отсутствуют слова автора).Исправьте ошибку. Помните слова автора?

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали…»

Запись в тетради ,один человек исправляет на доске.

  1.  А теперь посмотрим ,какие глаголы вводят прямую речь.(Спросила ,отвечает ,сказала).Такие глаголы принято называть глаголами говорения.

   Но бывает так, что некоторые люди только и используют в речи один глагол: сказала, сказала…говорила, говорила…Это обедняет речь.

    Чтобы у нас с вами этого не произошло ,давайте продолжим этот ряд синонимами. Самостоятельная работа детей.(Сказала ,вымолвила, поинтересовалась ,произнесла, прошептала).Проверка и дописывание.

  1.  Составим с одним – двумя этими глаголами свои предложения(можно в сказочной форме) или вспомним из произведений А.С. Пушкина.(Проверка).
  2.  А теперь еще две сказки, узнали ,какие?

И вопрос свой задала я ль на свете всех  милее, всех румяней и белее?

Балда мыслит этого провести не шутка!

Вот из моря вылез старый Бес и спросил зачем ты Балда к нам залез.

Ясный месяц продолжал погоди, об ней ,быть может, ветер знает.

   Дети называют сказки. Расставьте знаки препинания. Пользуйтесь схемами.1-й вариант – «Сказка о мертвой царевне»,2-й вариант- «Сказка о попе и работнике его Балде».Проверка на доске ,расстановка знаков с объяснением.

    Постепенно мы добрались до последней сказки.

    Воевода говорит ,что петушок опять кричит.

  1.  Из какой сказки эти строки?(«Сказка о золотом петушке.»)
  2.  А вот это предложение называется предложением с косвенной речью. Чем оно отличается от предложений с прямой речью?(По смыслу – речь уже в искаженном виде ,не дословно передана.По знакам препинания – записана в форме сложного предложения.)
  3.  Косвенная речь передает содержание чужого высказывания(т.е общий смысл), но не воспроизводит его дословно. Записывается в форме сложноподчиненного предложения.
  4.  Запишите данное предложение .
  5.  Что вы о нем можете сказать, дайте характеристику.
  6.  А теперь запишите это предложение ,как у А.С.Пушкина, т.е как предложение с прямой речью. Запись в тетрадях ,исправление на доске.
  7.  Наш урок подошел к концу.
  8.  Что вы хотите сказать об уроке?
  9.  Что особенно понравилось?
  10.  Что бы вы изменили?
  11.  Кому понравилось ,как он работал?
  12.  Кто считает, что работал не в меру своих сил?

Домашнее задание: выпишите 4-5 предложений с прямой речью из сказок А.С Пушкина и запишите к ним схемы.

Много времени учитель уделяет внеклассной работе с классом. Вот конспект мероприятия ,проведенного учителем Тагировой Л.Р

Турнир смекалистых

Тема:Что?Как?Почему?

   Выбираются 2 команды по 5-6 человек .Устанавливается игровое поле из 12 секторов, на котором разложены карточки с вопросами ;игровой волчок со стрелкой ,указывающей на номер вопроса, песочные часы или секундомер для ведущего.

    Игра состоит из 6 раундов. В каждом раунде команды получают по одному заданию. Обсуждение длится  1 минуту .Команды имеют право один раз использовать помощь своих болельщиков.

Содержание вопросов

Карточка №1.Разгадать ребус.

40 о Ка

(сороконожка)

Карточка №2.расставить ударение в словах: комбайнер ,туфля, звонит, столяр, щавель, торты, цемент, поняла, шофер.

Карточка№3.Определить ,какой частью речи являются выделенные слова. Посадила бабка в печь пироги с капустой печь. Снежное покрывало всю землю покрывало.

Карточка№4.Разгадай ребус

И100 3я(история)

Карточка №5.Сколько раз в сказке А.С Пушкина старуха посылала старика к рыбке и о чем она спросила ее?(Старуха посылала старика к рыбке 5 раз. Просьбы были такие: новое корыто, изба, желание стать столбовою дворянкой, затем – вольною царицей и владычицей морскою.)

Карточка №6.

Ты волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу :

Выплесни ты нас на сушу!

Вопрос: отрывок из какого произведения вы услышали и какой персонаж говорит эти слова?

Подведение итогов ,награждение победителей!


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24375. Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и категории) 116.5 KB
  Среди идеалов и норм можно выделить два взаимосвязанных блока: а собственно познавательные установки которые регулируют процесс воспроизведения в различных формах научного знания; б социальные нормативы фиксируют роль науки и ее ценность для общественной жизни на определенном этапе исторического развития. Существует еще и такое мнение что в период нормального эволюционного периода развития науки возможно бессознательное использование многих научных идеалов и норм. Закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики...
24376. Понятие научной картины мира. Ее исторические формы. Функции научной картины мира (как онтология, форма систематизации знаний, исследовательская программа) 119.5 KB
  Функции научной картины мира как онтология форма систематизации знаний исследовательская программа По Радугину стр. 93 Становление понятия научной картины мира Вопрос о существовании научной картины мира и ее месте и роли в структуре научного знания впервые был поставлен и в определенной степени разработан выдающимися ученымиестествоиспытателями М.Планк в рамках обсуждения проблемы онтологических оснований научного знания поставил вопрос о существовании научной картины мира.
24377. Понятие метода. Классификация методов – эмпирические и теоретические методы познания 66 KB
  Классификация методов эмпирические и теоретические методы познания По Радугину стр. Как стороны единого процесса познания чувственное и логическое характеризуют любое познание непосредственное отношение субъекта к объекту особенности индивидуальной познавательной деятельности. Оно относится к научному познанию и связано с анализом методов и форм познания на различных уровнях научного исследования характеризуют типы исследований. Задача теоретического уровня познания состоит в познании сущности явлений их законов.
24378. Наблюдение, измерение, эксперимент как метод научного познания 93.5 KB
  Эта активность возрастает от наблюдения к модельному эксперименту. В акте научного наблюдения можно выделить: 1 объект наблюдения; 2 субъект наблюдения наблюдатель; 3 средства наблюдения; 4 условия наблюдения; 5 систему знаний исходя их которой задают цель наблюдения. Следует подчеркнуть следующие особенности научного наблюдения: опирается на развитую теорию или отдельные теоретические положения; служит решению определенной теоретической задачи постановке новых проблем выдвижению новых или проверке существующих гипотез; имеет...
24379. Анализ и синтез, индукция и дедукция как метод научного познания 54.5 KB
  Анализ это метод исследования состоящий в мысленном расчленении разложении целого или вообще сложного явления на его составные более простые элементарные части и выделение отдельных сторон свойств связей. Однако метод анализа дает сущность в абстрактном виде вне конкретных форм ее проявления. Синтез это метод исследования состоящий в соединении воспроизведении связей проанализированных частей элементов сторон компонентов сложного явления и постижения целого в его единстве.
24380. Формализация, идеализация и роль моделирования 93.5 KB
  Вторая группа методы построения и оправдания теоретического знания которое дано в форме гипотезы приобретающей в результате статус теории. Современная гипотетикодедуктивная теория опирается на некоторый эмпирический базис совокупность фактов которые нуждаются в объяснении и делают необходимым создание теории. Именно идеализированный объект делает возможным создание теории. Научные теории прежде всего отличаются положенными в их основу идеализированными объектами.
24381. Возникновение, сущность и роль системного подхода в научном познании (Л. Фон Берталанфи и А.Богдан) 138.5 KB
  В результате суть системного подхода исследование механизма жизни системы. Каковы же основные черты системного подхода Это прежде всего параметрическое описание поэлементного состава строения исследуемого объекта. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕНАУЧНОГО СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 50е начало 80х гг.
24382. Соотношение логического и исторического в процессе познания 71.5 KB
  Вопрос об отношении логического к историческому или как он сформулирован у Маркса об отношении научного развития к действительному развитию был непосредственно связан с необходимостью материалистически обосновать способ восхождения от абстрактного к конкретному. Если теоретическая реконструкция действительности осуществляется именно способом восхождения от абстрактного к конкретному то сразу же встает вопрос о том на что же должна ориентироваться теория определяя последовательность этого восхождения порядок развития понятий порядок...
24383. Метод восхождения от абстрактного к конкретному 78.5 KB
  Другой источник: Диалектика абстрактного и конкретного Э. Диалектика абстрактного и конкретного История марксистской диалектики. Понятия конкретного и абстрактного у Маркса и критика идеалистического и эмпирического их понимания 2.