62571

ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель уроков: сформировать у учащихся представление о профессиональной деятельности разделении и специализации труда; ознакомить с понятиями предмет и средства труда орудия производства с составляющими технологического процесса; дать понятие товара...

Русский

2014-06-11

35.26 KB

24 чел.

Глава 4.Профессиоальное самоопределение и карьера

ТЕМА: ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. СТРУКТУРА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Цель уроков: сформировать у учащихся представление о профессиональной деятельности, разделении и специализации труда; ознакомить с понятиями предмет и средства труда, орудия производства, с составляющими технологического процесса; дать понятие товара; развивать положительную мотивацию к трудовой деятельности.

Оснащение уроков: компьютерный диск с видеофильмом, произведения живописи, тематическая выставка художественной литературы, содержащие профессиональную деятельность людей; иллюстрации из истории разделения труда; учебник технологии (гл.4, §1); ПК.

Методы обучения: рассказ, беседа, показ наглядных пособий, практическая работа.

Тип уроков: приобретения учащимися новых знаний.

Опорные понятия: профессиональная деятельность, разделение труда, специализация, предмет и средства труда, орудия производства, технологический процесс, товар.

Ход уроков

1.Изложение нового материала

Урок носит теоретический характер, идет формирование новых понятий, поэтому ориентиром может служить план изучения темы.

Это первый урок изучения нового раздела. Поэтому вначале учитель может задать  несколько вступительных вопросов:

Какие произведения  живописи, на которых  изображена  профессиональная работа людей, вы могли бы вспомнить  и назвать?

Какие произведения  художественной литературы на так называемую производственную тематику, посвященную  профессиональной деятельности людей, вы читали?

Какой профессиональной деятельностью занимаются ваши родители?

Обобщая ответы учащихся, демонстрируя видеофильм и рассматривая подготовленные  характерные произведения живописи, тематическую выставку художественной литературы, учитель приходит к определению «деятельность», называет ее основные виды. Нужно заметить, что труд человека может быть профессиональным и непрофессиональным (хобби, увлечения). Учитель просит сформулировать учащихся понятие  «профессиональная деятельность». Перейдя к разбору схемы учебника «основные функции профессиональной деятельности» (с.147), можно предложить охарактеризовать каждую из функций и  привести примеры. Обращая  внимание учащихся на цели и задачи профессиональной деятельности, учитель предлагает учащимся сформулировать цель и задачи педагогической деятельности.

После обсуждения характерных особенностей профессиональной деятельности, важно сделать вывод, что присущими ей особенностями  являются: специфическая обстановка, условия труда и отдыха, объект и предмет труда, а также наличие  необходимых знаний  по данной профессии и необходимого опыта. Успешность овладения  профессиональной деятельностью  зависит от мотивов  выбора данной профессии, профессиональной направленности и соответствия качеств личности выбранному профилю, состоянием здоровья.

  Логическим переходом к развитию профессиональной деятельности может обсуждение вопроса:

В результате чего появилась  профессиональная деятельность?

В результате такого обсуждения, рассматривая иллюстрации, ученики должны заметить противоречие, приведшее к разделению труда, развитию профессиональной деятельности, происхождению специализации труда.

В ходе обсуждения формируется понятие «специализация труда», определяется ее важность. Важно, чтобы учащиеся самостоятельно заметили, что в настоящее время разделение труда существует в разных формах.  Необходимо рассмотреть схему учебника (с.149), охарактеризовать каждую из приведенных составляющих. Своеобразным итогом данной части урока может  служить обсуждение приведенных в учебнике (с.150) рисунков.

Дальнейшую беседу рекомендуем построить со сравнения профессиональной деятельности учителя и строителя, где ученики определяют, что в обоих случаях осуществляется профессиональная деятельность, только  в рамках  каких-либо конкретных отраслей экономики. Вводятся понятия «сфера и отрасль профессиональной деятельности». Учащимся, опираясь на межпредметные связи технологии и географии, экономики, свой личный опыт, не составит труда  классифицировать их на сферу материального производства и непроизводственную. Рассмотреть схему учебника (с.151).  

Далее предлагается, рассмотрев иллюстрации представителей пяти типов профессий, ответить на вопросы:

На что направлен  труд человека?

С помощью чего  человек воздействует на предметы труда?

Ввести понятия «предметы и средства труда, орудия и средства производства», рассмотреть схемы учебника (с.152, с.154), пояснить их. Обобщить мнения учащихся  о пяти  областях профессиональной деятельности, особой частью которой является предпринимательство. Опираясь на приобретенные знания и жизненный опыт, учащиеся могут сформулировать понятие «предпринимательская деятельность», определить ее сферы.   

Формирование понятия «технологический процесс: операции и переходы» можно осуществить при анализе схемы учебника (с.155). 

Перечислим ряд проблемных вопросов, которые можно применять в беседе:

С чего начинается процесс профессиональной деятельности?

Назовите основной компонент профессиональной деятельности?

Что предполагает готовность  к профессиональной деятельности?

В каких документах отражаются  требования к профессиональной подготовке и профессиональной деятельности?

Какие функции  выполняет человек в процессе профессиональной деятельности?

Обобщить ответы учащихся.

Вопросы для фронтального опроса по новому материалу можно взять в конце параграфа (с.158).

2.Практические работы

Учащиеся выполняют  практические работы согласно описанию в учебнике в течение урока по мере объяснения  учителем теоретического материала. Формы таблиц рекомендуем заранее размножить.

3.Текущий инструктаж

Во время практической работы  учитель внимательно следит за  правильностью заполнения таблиц. При необходимости он оказывает консультационную помощь индивидуально либо проводит текущий инструктаж.

4.Подведение итогов урока

Идет обсуждение результатов выполненной практической работы, обобщаются сведения по пройденной теме, разбираются типичные ошибки, а также отмечаются  лучшие ответы.

Результаты работы учащиеся могут занести (приклеить) в тетрадь.

 

Элементы дополнительного содержания

Выполнить задания и упражнения

А)Ответить на вопросы

1.Что такое разделение труда?

2.Почему произошло разделение труда?

3.В каких направлениях может происходить процесс разделения труда?

4.Происходит ли в наше время процесс разделения труда?

5.Приведите   примеры   новых   профессий,   специальностей, образованных путем дробления ранее существовавших.

6.Приведите примеры появления новых профессий, специальностей, образованных путем объединения существующих.

7.Приведите примеры профессий, которые недавно перестали существовать.

8.Какие вы знаете профессии, которые появились в нашем обществе в последнее время?

9.Что такое профессия?

10.Назовите три специальности, относящиеся к одной профес­сии.

11.К какой профессии относятся следующие специальности: педиатр, стоматолог, терапевт, хирург?

12.Перечислите специальности, которые относятся к профессии строитель.

13.Врач — это профессия или специальность?

14.Какие вы знаете признаки классификации профессий?

15.Какое    существует   различие    между   производственной и непроизводственной сферами?

16.Каковы условия разделения профессий на две группы —физического и умственного труда?

17.Назовите основные отрасли народного хозяйства.

18.Как разделяются рабочие профессии по уровню квалификации?

19.Какие основные компоненты труда можно выделить?

20.В   какой  отрасли   народного  хозяйства   может  работать слесарь? музыкант?

 

Б)Выполнить упражнения

1.       Составьте список специалистов, которые участвуют

в создании:

а)    художественного кинофильма,

б)   батона хлеба,

в)    газеты,

г)    ученической тетради,

д)   школьной формы,

е)         магнитофона;

обеспечивают:

ж)   возможность поездки в любой населенный пункт,

з)    возможность телефонного разговора,

и)  безопасность Государственной границы,

к)  возможность получения среднего образования.

2.     Из перечня нижеприведенных слов выберите те, которые
обозначают специальности:

токарь, хирург, директор школы, литературный критик, пианист, преподаватель, столяр, монтажник, шахтер, летчик-испытатель, судья, химик-теоретик, маляр, художник-конструктор, закройщик, ткачиха.

3.     Из перечня нижеприведенных слов выберите те,  которые обозначают профессии:

ветеринарный врач, учитель, резчик по камню, токарь, продавец книг, бульдозерист, директор совхоза, инженер, художник-конструктор, парикмахер, водитель, швея, кулинар, учитель рисования.

4.     Распределите все нижеперечисленные профессии и специальности  по отношению  к  преобладанию   в  них  умственного  или
физического труда:

медсестра, агроном, швея-мотористка, машинист тепловоза, полевод, штукатур, бухгалтер, сталевар, продавец книг, инженер-конструктор, машинистка, столяр, воспитатель детского сада, электромонтажник, оператор машинного доения.

5.    Распределите нижеприведенные профессии, специальности
по признаку отрасли народного хозяйства:

сборщик микросхем, агроном, токарь-универсал, инспектор милиции, резчик по камню, кондитер, садовод, медсестра, следователь, тракторист-машинист широкого профиля, сталевар, швея-мотористка, продавец книг, маляр, экономист.

6.    Выберите из нижеприведенного списка профессий и специальностей те, которые входят в производственную сферу:

сборщик часов, овощевод, кулинар, учитель, столяр, медсестра, чертежник, инженер-строитель, водитель троллейбуса, вязальщи­ца, тракторист-машинист широкого профиля, парикмахер.

7.    Определите,   какой   уровень   квалификации   соответствует каждой из перечисленных рабочих профессий:

инкрустатор, модельер, наладчик технологического оборудова­ния, швея-мотористка, водитель такси, столяр, оператор станков с программным управлением, помощник воспитателя в детском саду, секретарь-машинистка, автослесарь, осмотрщик вагонов на железной дороге, пожарный.

8.     Пользуясь      таблицей      классификационных      признаков, определите, к какому типу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей:

воспитатель детского сада, ветеринарный врач, фармацевт, маляр по художественной отделке, токарь, пожарный, фотограф, медицинская сестра, резчик по камню, продавец книг, водитель троллейбуса, слесарь-сборщик радиоаппаратуры.

9.     Пользуясь      таблицей      классификационных      признаков, определите, к какому классу профессий относится каждая из перечисленных ниже специальностей:

кулинар, автослесарь, модельер, водитель такси, контролер ОТК, оператор по подготовке даных для ЭВМ, оператор машинного доения, слесарь-сборщик радиоаппаратуры, следователь, агроном, писатель, корректор, парикмахер.

10.   Руководствуясь таблицей классификационных признаков, распределите перечисленные ниже орудия труда по ее отделам:

трактор, лопата, телефон, лупа, весы, логарифмическая линейка, стиральная машина, фотоаппарат, рулетка, микрокальку­лятор (электронная счетная линейка), колокольчик председателя собрания, автомобиль, зеркало, шприц, ЭВМ.

11. Распределите все нижеперечисленные профессии и специальности по группам таблицы классификационных признаков, руководствуясь  особенностями условий труда:

учитель, бухгалтер, водолаз, геолог, водитель автобуса, слесарь-сборщик, полевод, продавец промышленных товаров, монтажник-высотник, маляр, следователь, оператор по выращива­нию и откорму свиней, чертежник.

12.   Какие   отличительные   признаки   являются   общими   для
каждой пары нижеперечисленных профессий:

а)   медсестра — токарь;

б)   официант — водитель такси;

в)   учитель математики — спортивный тренер;

г)    бухгалтер — слесарь;

д)   полевод — агроном;

е)   инженер-конструктор — композитор.

13.   Назовите общие признаки следующих профессий, специальностей:

а)   животновод, садовник;

б)   инженер-конструктор, композитор, химик-теоретик;

в)   медсестра, токарь, бухгалтер;

г)   токарь, машинист башенного крана, бульдозерист, шофер;

д)   продавец, доярка, машинист башенного крана, слесарь;

    е)    продавец, официант, библиотекарь, медсестра, спортивный
тренер.

14.   Из   приведенного  далее  списка   назовите  те   профессии,
которые:

а)   почти или совершенно исчезли;

б)   появились только в XX веке;

в)   появились в последние десятилетия.

Художник, оператор ЭВМ, тракторист-машинист широкого профиля, полевод, трубочист, редактор, столяр, извозчик, маляр, врач, летчик, бухгалтер, оператор станков с числовым про­граммным управлением, экскурсовод, резчик по дереву, садовник, повар, гувернер, клоун, педагог.

15.   Из перечисленных ниже названий профессий или специаль­ностей выберите те, которые необходимы:

а)    в сельском хозяйстве;

б)   в химической промышленности;

в)    в строительстве;

 

В)Выполнить задания, указанные в кроссвордах.

1.Ответьте на вопросы кроссворда.

 

1.         Профессия типа "человек—человек", связанная с высокой моральной ответственностью. 2. Профессия типа "человек—при­ рода", требующая от специалиста глубоких знаний и высокого уровня квалификации. 3. Распространенная профессия типа "че­ловек—знаковая система". 4. Профессия типа "человек—художественный образ".

Назовите профессию типа, не указанного в кроссворде.

2.Назовите цели труда различных классов профессий.

 

1. Изыскательские профессии: цель труда — ... 2. Гностиче­ские профессии: цель труда — ... 3. Преобразующие профессии: цель труда — ...

3. Впишите в кроссворд примеры профессий заданного отдела.

 

1. Промышленная профессия, связанная с использованием ручного труда. 2. Профессия, связанная с использованием машин с ручным управлением. 3. Профессия, связанная с использованием функциональных орудий труда, требующая высокой квалификации. 4. Профессия, связанная с использованием автоматов, полуавтома­тов, робототехнических комплексов, распространенная в про­мышленности. 5. Профессия типа "человек—художественный об­раз", связанная с использованием особо точного ручного труда


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30921. Водный баланс 33.5 KB
  Водный баланс односолевой баланс обеспечивается совокупностью процессов поступления воды и электролитов в организм распределения их во внутренней среде и выделения из организма. Водный баланс равенство объемов выделяющейся из организма и поступающей за сутки воды. Общее количество воды в организме 4470 массы тела примерно 3842 литра. Уменьшение воды: а с возрастом б у женщин в при ожирении Н2О в организме образует водные пространства: 1.
30922. Особенности организации и функционирования спинного мозга 37 KB
  Особенности организации и функционирования спинного мозга Спинной мозг Самое древнее образование ЦНС подчиняется всем вышележащим отделам ЦНС. Центры спинного мозга не обладают автоматией дыхание. Для спинного мозга характерно сегментарное строение. Дорсальные корешки спинного мозга образованы чувствительными отростками афферентных нейронов вентральные корешки образованы двигательными отростками мотонейронов и преганглионарными волокнами вегетативной нервной системы.
30923. Ретикулярная формация 35.5 KB
  Нисходящее тормозящее влияние на спинной мозг 2. Восходящее активирующее влияние на кору больших полушарий. Нисходящее ретикулоспинальное влияние РФ: Слабое одностороннее раздражение торможение на той же стороне. Восходящее ретикулокортикальное влияние РФ: Особенности восходящего влияния РФ: 1.
30924. Кора больших полушарий 41.5 KB
  Нейроны коры не имеют непосредственной связи с внешней или внутренней средой т. Методы изучения функций коры больших полушарий: 1. Человек аненцефал врожденное отсутствие коры БП. Отсутствие коры больших полушарий у человека несовместимо с жизнью.
30925. Межполушарные взаимоотношения 27.5 KB
  Абстрактное мышление и сознание связаны с левым полушарием а конкретно чувственное мышление с правым полушарием. А Правое полушарие осуществляет обработку всей поступившей информации одновременно синтетически по принципу дедукции при этом лучше воспринимаются пространственные и относительные признаки предмета; Б Левое полушарие проводит обработку поступившей информации последовательно аналитически по принципу индукции лучше воспринимаются абсолютные признаки предмета и временные отношения. А Правое полушарие обуславливает более...
30926. Анализаторы 60 KB
  Суживающаяся воронка слой фоторецепторов 130 млн. По горизонтали в каждом слое различные свойства рецепторов в сетчатке палочки и колбочки; в свою очередь колбочки подразделяются на воспринимающие красный зеленый и фиолетовый цвет. Адаптация рецепторов. Некоторые рецепторы кроме обычной чувствительной иннервации по которой сигналы от рецепторов поступают в мозг получают эфферентные волокна.
30927. Зрительный анализатор 43 KB
  Строение и функции оптической системы глаза. Изза этого происходит преломление световых лучей внутри глаза. Преломляющая сила для здорового глаза для рассмотрении на далеких расстояниях составляет 59 D а при рассмотрении близких предметов 705 D. Обеспечивает приспособление глаза к ясному видению предметов расположенных на различном расстоянии.
30928. Топология. Функциональный анализ. Учебник 6.26 MB
  Слово «топология» относят ныне к двум разделам математики. И изначально для каждого из них имелись свои определения при слове «топология». Одну топологию, родоначальником которой был Пуанкаре, называли долгое время комбинаторной, за другой (у истоков ее были исследования Кантора) закрепилось название общей или теоретико-множественной
30929. Гідрогазодинаміка. Курс лекцій 5.25 MB
  Метою вивчення дисципліни ”гідрогазодинаміка” є засвоєння студентами понять і законів гідравліки і газодинаміки та застосування їх надалі у процесі вивчення спеціальних дисциплін та проведення необхідних інженерних розрахунків. Предмет ”Гідрогазодинаміка” базується на дисциплінах ”Вища математика”, ”Фізика”, ”Теоретична механіка”, ”Прикладна механіка”, ”Термодинаміка”