62620

Урок как основная форма обучения экологии в школе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Задач конкретного урока и его места в общей системе уроков определение оптимального содержания урока и с учетом подготовки учащихся выбор рациональных методов приемов и средств стимулирования и контроля сочетание различных форм работы с деятельностью учащихся...

Русский

2014-06-11

24.24 KB

0 чел.

Основной формой обучения экологии в школе является урок.

Урок – это форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом – постоянным, однородным по возрасту, подготовке коллективом учащихся – по определенной программе экологии, твердому расписанию и в школьном помещении.

Проведение уроков экологии также возможно и на школьном опытном участке, на территории около школы, в музее.

Педагогические и методические требования к уроку определяются задачами средней школы, закономерностями и принципами обучения.

Общие требования к уроку подразделяются на три группы.

1) дидактические:

  1.  четкое определение образ. Задач конкретного урока и его места в общей системе уроков,
  2.  определение оптимального содержания урока и с учетом подготовки учащихся ,
  3.  выбор рациональных методов, приемов и средств стимулирования и контроля, сочетание различных форм работы с деятельностью учащихся;

2) воспитательные:

  1.  четкая постановка воспитательных задач урока, обеспечивающих формирование научной картины мира, эстетического вкуса, трудолюбия, экологической культуры,
  2.  формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности,
  3.  соблюдение учителем педагогического такта;

3) организационные:

  1.  наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования,
  2.  четкая организация урока на всех этапах его проведения,
  3.  подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе ТСО.

Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, в том числе урока экологии.

В системе уроков, составляющих единство в раскрытии содержания темы, имеется большое разнообразие. Вопросу типологии урока посвящено много исследований. В качестве оснований для классификации уроков авторы брали разные признаки.

1. По методам и формам обучения различают уроки: лекции, беседы, экскурсии, семинары, ролевые игры, деловые игры, конференции, пресс-конференции, телепередачи, кинопанорама, брифинги, диспуты, дискуссии, встречи с интересными людьми, КВН, лабораторные и практические занятия.

Достоинства: разнообразие типов уроков активизирует мыслительную деятельность и познавательную самостоятельность, умение выступать и отстаивать свою точку зрения.

Недостатки: а) чрезмерная условность классификации, ибо на одном уроке чаще используют не один метод, а сочетание нескольких (лекция + беседа); б) длительная (2-4 недели) и напряженная подготовка к их проведению, отсутствие достаточного количества соответствующей литературы; в) продолжительность – необходимость объединять 2-3 обычных урока (по 45 мин.).

2. По характеру передачи и усвоению знаний все уроки можно разделить на:

а) пассивные или менее активные (репродуктивные, традиционные объяснительно-иллюстративные);

б) активные или более активные (продуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские, новаторские, нетрадиционные);

в) комбинированные (пассивно-активные, репродуктивно-продуктивные).

Достоинства: простая, понятная классификация.

Недостатки: а) проведение активных уроков требует длительной подготовки учителя и особенно учащихся, умение работать самостоятельно.

3. По структуре выделяют уроки: а) структурные, б) бесструктурные.

4. По уровню преподнесения учебного материала:

а) фактологические (констатирующе-комментирующие)

б) понятийные (обобщающе-аналитические).

Наиболее распространенной является классификация уроков по основным дидактическим целям:

Урок изучения нового материала. В зависимости от содержания, дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе новый материал

а) излагает сам учитель;

б) учащиеся осваивают самостоятельно под руководством учителя;

в) и то, и другое (сочетание а) и б)).

Структура такого урока:

  1.  повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового;
  2.  объяснение нового материала и работа с учебником;
  3.  проверка понимания и первичное закрепление знаний;
  4.  задание на дом.

Урок закрепления знаний. Основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения. Учащиеся осмысливают и углубляют свои знания: а) по новым источникам; б) решают новые задачи на известные им правила; в) воспроизводят (устно и письменно) ранее приобретенные знания; г) делают сообщения по отдельным вопросам пройденного.

Структура: - проверка домашнего задания;

  1.  выполнение устных и письменных упражнений;
  2.  проверка выполнения задания;
  3.  задание на дом.

Уроки выработки и закрепления умений и навыков. Этот процесс занимает несколько уроков подряд. От  урока к уроку материал должен усложняться. В начале работы задания выполняются с достаточным участием (помощью) учителя и предварительной проверкой того, как понято задание. В дальнейшем акцент делается на самостоятельный выбор принципов и действий для решения задания.

Структура: - воспроизведение теоретических знаний;

  1.  выполнение практических заданий;
  2.  проверка выполнения самостоятельной работы;
  3.  задание на дом.

Уроки обобщения и систематизации знаний. Систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Обязательным элементом уроков вступление и заключение учителя. Формы обобщения: рассказ, краткие сообщения, чтение отдельных мест из учебника, беседа.

Структура: - постановка задач;

  1.  повторение основных вопросов темы;
  2.  выявление ведущих идей и систематизация знаний вокруг основополагающих понятий, их дальнейшее развитие и углубление;
  3.  обсуждение наиболее трудного и важного материала;
  4.  подведение итогов.

Знания учащихся оцениваются на всех этапах обобщающего урока.

Уроки проверки знаний, умений и навыков (контрольные). Выявляют уровень обученности, недостатки в овладении материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Проверка осуществляется как в устной, так и письменной форме.

Комбинированные (смешанные) уроки.

Структура: - проверка домашней работы и опрос учащихся;

  1.  изучение нового материала;
  2.  первичная проверка усвоения знаний;
  3.  закрепление новых знаний в ходе тренировочных уроков;
  4.  повторение ранее изученного в виде беседы;
  5.  проверка и оценка знаний учащихся;
  6.  задание на дом.

Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков является:

а) организационный момент, который предполагает постановку целей и обеспечение их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности;

б) подведение итогов – важно зафиксировать достижение целей, меру участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, оценить работу учащихся и определить перспективы дальнейшей работы.

Многообразие типов и видов уроков открывает широкие возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы учителя с учащимися.

При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Эффективность такой работы зависит от умения держать в поле зрения весь коллектив и работу каждого ученика. Она может использоваться на всех этапах урока, однако, будучи ориентированной на среднего ученика, должна дополняться другими формами.

Групповые формы подразделяют на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые.

а) звеньевые – постоянные группы учащихся;

б) бригадные – специально формируются временные группы учащихся для выполнения определенных заданий;

в) кооперативно-групповая – каждая группа выполняет лишь часть общего,  объемного задания;

г) дифференцированно-групповая – как постоянные, так и временные группы подбираются в зависимости от учебных возможностей, обучаемости, сформированности учебных навыков, скорости протекания познавательных процессов и по другим основаниям.

Работой учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через помощников (звеньевых, бригадиров), которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Индивидуальная работа осуществляется в рамках и фронтальных, и групповых форм. По своей сущности  - это самостоятельное выполнение учащимися одинаковых для всего класса или группы заданий. Выделяют индивидуализированную форму – самостоятельное задание учитывает учебные возможности учащихся. С этой целью применяют специально разработанные карточки.

Проведение каждого урока – это большой творческий труд, успех которого зависит от тщательной подготовки. Она начинается с осмысления того, каким будет урок, какие цели обучения он будет реализовывать.

Подготовка учителя к уроку состоит из нескольких этапов:

1) определение места данного урока в системе уроков курса и темы с учетом программы, перспективного и тематического плана, отражения вертикальных (перспективные и ретроспективные) и горизонтальных внутрипредметных связей, связей с другими уроками и предметами.

Тема каждого урока отвечает определенному содержанию курса. Поэтому, исходя из перспективного плана, составляют тематический план обучения. В нем отмечают темы уроков, распределяют их в определенной логической последовательности, указывают примерные сроки (дата) проведения, определяют внеурочные и домашние работы по каждому уроку.

Схема тематического плана обучения.

Учебная тема курса

Тема урока

Дата

Внеурочная работа

Домашнее задание

1.

2.

3.

Система и логика уроков в плане, созданном учителем, может не совпадать с расположением материала в учебной программе и школьном учебнике. Изменения в последовательности рассмотрения содержания в пределах темы является творчеством учителя, но они должны быть педагогически обоснованны.

2) обстоятельное ознакомление с объемом и содержанием информации учебника, соотнесение ее с обязательным минимумом и требованиями;

3) выбор типа урока, отражение его структуры, выделение главной дидактической задачи, отбор материала из обширной научной информации и определение вопросов воспитания и развития учащихся;

4) изучение методической литературы по теме урока и творческое осмысление прочитанного;

5) подбор или разработка дидактического материала, наглядных пособий, тестов, заданий, литературы для внеклассного чтения;

6) отбор нужных объектов, составление инструкции для самостоятельного выполнения учащимися лабораторных или практических работ;

7) определение (список фамилий) учеников для проверки домашнего задания;

8) определение хода урока и времени, которое отводится на его этапы;

9) составление плана или конспекта урока.

План урока – это краткое отображение содержания и хода урока.

Схема плана урока экологии.

  1.  Тема урока.
  2.  Цели урока:
  3.  познавательные (образовательные);
  4.  развивающие;
  5.  воспитательные.
  6.  Тип (вид) урока.
  7.  Контроль знаний и умений учащихся с указанием времени, отводимого для контроля (в минутах). Здесь же приводится перечень вопросов для контроля знаний и умений.
  8.  Краткое содержание нового материала (в виде плана) с указанием методов, средств обучения и времени, отведенного для него на уроке. Содержание в плане может быть представлено таблицей.
  9.  

Содержание урока

Метод

Наглядные пособия

  1.  Вопросы для закрепления нового материала и время.
  2.  Домашнее задание по учебнику, рабочей тетради и др.
  3.  Текст для записи на доске, термины, определения, даты – все, что преподаватель может забыть во время урока.

План урока должен быть обстоятельно продуманным, но вместе с тем достаточно гибким и не сковывать инициативу учителя.

Конспект урока – наиболее подробное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность и учителя, и учащегося.

Формы подготовки конспектов уроков различны. Наиболее традиционный – в общей тетради. Достоинство: все конспекты собраны вместе; недостаток: отсутствие возможности изменять или дополнять отдельные уроки или разделы при повторном их проведении в других классах. Более мобильный – на листах формата А-4. Достоинство: возможность замены на новые (при необходимости); недостаток: разрозненность. Современный электронный – персональный компьютер, ноутбук. Достоинства: в сочетании с проекционной техникой возможна демонстрация фотографий, графиков, ключевых тезисов урока, презентаций по изучаемой теме; простота внесения изменений и дополнений. Недостаток: отсутствие технических возможностей.

Во всех формах составления конспекта предусматривают наличие широких (1/3 ширины страницы) полей для пометок, дополнений и т.п.

Наиболее важные части урока записываются дословно. Этапы урока нумеруются и ограничиваются по времени (количество минут). Главные пункты урока выделяются цветом. Особым образом отмечается то, что ученики должны записывать и зарисовывать у себя в тетрадях. (Желательно отразить в конспекте вид классной доски с расположением на ней схем, рисунков или формул, как это должно выглядеть на уроке). Тщательно продумываются и описываются методика и техника демонстрационного эксперимента, использование компьютерных программ, интернет-ресурсов, видеоматериала, наглядных пособий (в конспекте делаются соответствующие схемы и зарисовки).

Обязательно записываются формулировки вопросов и заданий учащихся, а также предполагаемые ответы на них и фамилии учащихся, которых планируется спросить.

Приводится решение всех задач, включая предлагаемые в качестве домашнего задания. Само д/з на уроке обязательно поясняется. (Полезны индивидуальные задания творческого характера: подготовить сообщение, взять интервью, придумать схему, изготовить модель устройства, проделать и объяснить опыт, составить вопросы для одноклассников и др.).

Таким образом, для эффективной реализации основной формы обучения – урока, подготовка к нему должна быть достаточной обстоятельной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16983. Побудова графіків функцій засобами Maple 184 KB
  Тема: Побудова поверхонь графіків функцій в Maple. Мета: Навчитися будувати графіки в різних системах координат а також будувати поверхні в середовищі Maple. Обладнання: ПК зі встановленим математичним пакетом Maple. Індивідуальне завдання
16984. Загальне використовування даних додатками Windows. Буфер обміну. Технологія OLE 7.02 MB
  Практична робота №5 Тема: Загальне використовування даних додатками Windows. Буфер обміну. Технологія OLE. Мета: Ознайомитися з технологією OLE і загальним використовуванням даних додатками Windows. Устаткування: ПК. Операційна система Windows. Індивідуальне завдання ...
16985. Створення таблиць та обробка табличних даних засобами Word 222.5 KB
  Практична робота № 11 Тема: Створення таблиць та обробка табличних даних засобами Word Мета: засвоїти засоби створення редагування та форматування двовимірних таблиць а також організацію обробки та сортування табличних даних у програмі Word. Обладнання: персональний ...
16986. Введення таблиць. Автозаповнення формулами. Сортування даних 676.5 KB
  Практична робота №14 Тема: Введення таблиць. Автозаповнення формулами. Сортування даних. Мета: Навчитися використовувати функцію авто заповнення формулами та сортувати дані у таблицях. Обладнання: ПЕОМ. Табличний процесор MS Excel. Правила ТБ Індивідуальне з
16987. Побудова діаграм 308 KB
  Практична робота №15 Тема: Побудова діаграм. Мета: Навчитися будувати діаграми змішаного типу та кругові діаграми. Обладнання: ПЕОМ. Табличний процесор MS Excel. Хід виконання Правила ТБ Індивідуальне завдання 1. За даними табл. 3 побудувати діаграму зміша...
16988. Фільтрація даних. Критерії фільтрації 1.03 MB
  Практична робота №16 Тема: Фільтрація даних. Критерії фільтрації. Мета: Навчитися використовувати фільтрацію даних та навчитися використовувати Автофильтр та Расширенный фильтр. Обладнання: ПЕОМ. Табличний процесор MS Excel. Хід виконання Правила ТБ Інд
16990. Рішення задач матричної і векторної алгебри в Maple 356.5 KB
  Практична робота №30. Тема: Рішення задач матричної і векторної алгебри в Maple. Мета: Навчитися обчислювати визначників вирішувати системи лінійних рівнянь методом Крамера і матричним способом а також знаходити значення матричного многочлена використовуючи можлив
16991. Диференціальне і інтегральне числення функцій одного і декількох змінних в Maple 430.5 KB
  Практична робота №31. Тема: Диференціальне і інтегральне числення функцій одного і декількох змінних в Maple. Мета: Навчитися обчислювати межі часткову суму послідовностей похідні функцій і інтеграли в середовищі Maple. Обладнання: ПК зі встановленим математичним па