62620

Урок как основная форма обучения экологии в школе

Научная статья

Педагогика и дидактика

Задач конкретного урока и его места в общей системе уроков определение оптимального содержания урока и с учетом подготовки учащихся выбор рациональных методов приемов и средств стимулирования и контроля сочетание различных форм работы с деятельностью учащихся...

Русский

2014-06-11

24.24 KB

0 чел.

Основной формой обучения экологии в школе является урок.

Урок – это форма организации учебно-воспитательной работы учителя с классом – постоянным, однородным по возрасту, подготовке коллективом учащихся – по определенной программе экологии, твердому расписанию и в школьном помещении.

Проведение уроков экологии также возможно и на школьном опытном участке, на территории около школы, в музее.

Педагогические и методические требования к уроку определяются задачами средней школы, закономерностями и принципами обучения.

Общие требования к уроку подразделяются на три группы.

1) дидактические:

  1.  четкое определение образ. Задач конкретного урока и его места в общей системе уроков,
  2.  определение оптимального содержания урока и с учетом подготовки учащихся ,
  3.  выбор рациональных методов, приемов и средств стимулирования и контроля, сочетание различных форм работы с деятельностью учащихся;

2) воспитательные:

  1.  четкая постановка воспитательных задач урока, обеспечивающих формирование научной картины мира, эстетического вкуса, трудолюбия, экологической культуры,
  2.  формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями, творческой инициативы и активности,
  3.  соблюдение учителем педагогического такта;

3) организационные:

  1.  наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования,
  2.  четкая организация урока на всех этапах его проведения,
  3.  подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе ТСО.

Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, в том числе урока экологии.

В системе уроков, составляющих единство в раскрытии содержания темы, имеется большое разнообразие. Вопросу типологии урока посвящено много исследований. В качестве оснований для классификации уроков авторы брали разные признаки.

1. По методам и формам обучения различают уроки: лекции, беседы, экскурсии, семинары, ролевые игры, деловые игры, конференции, пресс-конференции, телепередачи, кинопанорама, брифинги, диспуты, дискуссии, встречи с интересными людьми, КВН, лабораторные и практические занятия.

Достоинства: разнообразие типов уроков активизирует мыслительную деятельность и познавательную самостоятельность, умение выступать и отстаивать свою точку зрения.

Недостатки: а) чрезмерная условность классификации, ибо на одном уроке чаще используют не один метод, а сочетание нескольких (лекция + беседа); б) длительная (2-4 недели) и напряженная подготовка к их проведению, отсутствие достаточного количества соответствующей литературы; в) продолжительность – необходимость объединять 2-3 обычных урока (по 45 мин.).

2. По характеру передачи и усвоению знаний все уроки можно разделить на:

а) пассивные или менее активные (репродуктивные, традиционные объяснительно-иллюстративные);

б) активные или более активные (продуктивные, проблемные, частично-поисковые, исследовательские, новаторские, нетрадиционные);

в) комбинированные (пассивно-активные, репродуктивно-продуктивные).

Достоинства: простая, понятная классификация.

Недостатки: а) проведение активных уроков требует длительной подготовки учителя и особенно учащихся, умение работать самостоятельно.

3. По структуре выделяют уроки: а) структурные, б) бесструктурные.

4. По уровню преподнесения учебного материала:

а) фактологические (констатирующе-комментирующие)

б) понятийные (обобщающе-аналитические).

Наиболее распространенной является классификация уроков по основным дидактическим целям:

Урок изучения нового материала. В зависимости от содержания, дидактической цели и подготовленности учащихся к самостоятельной работе новый материал

а) излагает сам учитель;

б) учащиеся осваивают самостоятельно под руководством учителя;

в) и то, и другое (сочетание а) и б)).

Структура такого урока:

  1.  повторение предыдущего материала, являющегося основой для изучения нового;
  2.  объяснение нового материала и работа с учебником;
  3.  проверка понимания и первичное закрепление знаний;
  4.  задание на дом.

Урок закрепления знаний. Основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения. Учащиеся осмысливают и углубляют свои знания: а) по новым источникам; б) решают новые задачи на известные им правила; в) воспроизводят (устно и письменно) ранее приобретенные знания; г) делают сообщения по отдельным вопросам пройденного.

Структура: - проверка домашнего задания;

  1.  выполнение устных и письменных упражнений;
  2.  проверка выполнения задания;
  3.  задание на дом.

Уроки выработки и закрепления умений и навыков. Этот процесс занимает несколько уроков подряд. От  урока к уроку материал должен усложняться. В начале работы задания выполняются с достаточным участием (помощью) учителя и предварительной проверкой того, как понято задание. В дальнейшем акцент делается на самостоятельный выбор принципов и действий для решения задания.

Структура: - воспроизведение теоретических знаний;

  1.  выполнение практических заданий;
  2.  проверка выполнения самостоятельной работы;
  3.  задание на дом.

Уроки обобщения и систематизации знаний. Систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. Обязательным элементом уроков вступление и заключение учителя. Формы обобщения: рассказ, краткие сообщения, чтение отдельных мест из учебника, беседа.

Структура: - постановка задач;

  1.  повторение основных вопросов темы;
  2.  выявление ведущих идей и систематизация знаний вокруг основополагающих понятий, их дальнейшее развитие и углубление;
  3.  обсуждение наиболее трудного и важного материала;
  4.  подведение итогов.

Знания учащихся оцениваются на всех этапах обобщающего урока.

Уроки проверки знаний, умений и навыков (контрольные). Выявляют уровень обученности, недостатки в овладении материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы. Проверка осуществляется как в устной, так и письменной форме.

Комбинированные (смешанные) уроки.

Структура: - проверка домашней работы и опрос учащихся;

  1.  изучение нового материала;
  2.  первичная проверка усвоения знаний;
  3.  закрепление новых знаний в ходе тренировочных уроков;
  4.  повторение ранее изученного в виде беседы;
  5.  проверка и оценка знаний учащихся;
  6.  задание на дом.

Обязательными элементами всех охарактеризованных выше уроков является:

а) организационный момент, который предполагает постановку целей и обеспечение их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности;

б) подведение итогов – важно зафиксировать достижение целей, меру участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности, оценить работу учащихся и определить перспективы дальнейшей работы.

Многообразие типов и видов уроков открывает широкие возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы учителя с учащимися.

При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Эффективность такой работы зависит от умения держать в поле зрения весь коллектив и работу каждого ученика. Она может использоваться на всех этапах урока, однако, будучи ориентированной на среднего ученика, должна дополняться другими формами.

Групповые формы подразделяют на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые.

а) звеньевые – постоянные группы учащихся;

б) бригадные – специально формируются временные группы учащихся для выполнения определенных заданий;

в) кооперативно-групповая – каждая группа выполняет лишь часть общего,  объемного задания;

г) дифференцированно-групповая – как постоянные, так и временные группы подбираются в зависимости от учебных возможностей, обучаемости, сформированности учебных навыков, скорости протекания познавательных процессов и по другим основаниям.

Работой учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через помощников (звеньевых, бригадиров), которых он назначает с учетом мнения учащихся.

Индивидуальная работа осуществляется в рамках и фронтальных, и групповых форм. По своей сущности  - это самостоятельное выполнение учащимися одинаковых для всего класса или группы заданий. Выделяют индивидуализированную форму – самостоятельное задание учитывает учебные возможности учащихся. С этой целью применяют специально разработанные карточки.

Проведение каждого урока – это большой творческий труд, успех которого зависит от тщательной подготовки. Она начинается с осмысления того, каким будет урок, какие цели обучения он будет реализовывать.

Подготовка учителя к уроку состоит из нескольких этапов:

1) определение места данного урока в системе уроков курса и темы с учетом программы, перспективного и тематического плана, отражения вертикальных (перспективные и ретроспективные) и горизонтальных внутрипредметных связей, связей с другими уроками и предметами.

Тема каждого урока отвечает определенному содержанию курса. Поэтому, исходя из перспективного плана, составляют тематический план обучения. В нем отмечают темы уроков, распределяют их в определенной логической последовательности, указывают примерные сроки (дата) проведения, определяют внеурочные и домашние работы по каждому уроку.

Схема тематического плана обучения.

Учебная тема курса

Тема урока

Дата

Внеурочная работа

Домашнее задание

1.

2.

3.

Система и логика уроков в плане, созданном учителем, может не совпадать с расположением материала в учебной программе и школьном учебнике. Изменения в последовательности рассмотрения содержания в пределах темы является творчеством учителя, но они должны быть педагогически обоснованны.

2) обстоятельное ознакомление с объемом и содержанием информации учебника, соотнесение ее с обязательным минимумом и требованиями;

3) выбор типа урока, отражение его структуры, выделение главной дидактической задачи, отбор материала из обширной научной информации и определение вопросов воспитания и развития учащихся;

4) изучение методической литературы по теме урока и творческое осмысление прочитанного;

5) подбор или разработка дидактического материала, наглядных пособий, тестов, заданий, литературы для внеклассного чтения;

6) отбор нужных объектов, составление инструкции для самостоятельного выполнения учащимися лабораторных или практических работ;

7) определение (список фамилий) учеников для проверки домашнего задания;

8) определение хода урока и времени, которое отводится на его этапы;

9) составление плана или конспекта урока.

План урока – это краткое отображение содержания и хода урока.

Схема плана урока экологии.

  1.  Тема урока.
  2.  Цели урока:
  3.  познавательные (образовательные);
  4.  развивающие;
  5.  воспитательные.
  6.  Тип (вид) урока.
  7.  Контроль знаний и умений учащихся с указанием времени, отводимого для контроля (в минутах). Здесь же приводится перечень вопросов для контроля знаний и умений.
  8.  Краткое содержание нового материала (в виде плана) с указанием методов, средств обучения и времени, отведенного для него на уроке. Содержание в плане может быть представлено таблицей.
  9.  

Содержание урока

Метод

Наглядные пособия

  1.  Вопросы для закрепления нового материала и время.
  2.  Домашнее задание по учебнику, рабочей тетради и др.
  3.  Текст для записи на доске, термины, определения, даты – все, что преподаватель может забыть во время урока.

План урока должен быть обстоятельно продуманным, но вместе с тем достаточно гибким и не сковывать инициативу учителя.

Конспект урока – наиболее подробное изложение содержания и хода урока, отражающее совместную деятельность и учителя, и учащегося.

Формы подготовки конспектов уроков различны. Наиболее традиционный – в общей тетради. Достоинство: все конспекты собраны вместе; недостаток: отсутствие возможности изменять или дополнять отдельные уроки или разделы при повторном их проведении в других классах. Более мобильный – на листах формата А-4. Достоинство: возможность замены на новые (при необходимости); недостаток: разрозненность. Современный электронный – персональный компьютер, ноутбук. Достоинства: в сочетании с проекционной техникой возможна демонстрация фотографий, графиков, ключевых тезисов урока, презентаций по изучаемой теме; простота внесения изменений и дополнений. Недостаток: отсутствие технических возможностей.

Во всех формах составления конспекта предусматривают наличие широких (1/3 ширины страницы) полей для пометок, дополнений и т.п.

Наиболее важные части урока записываются дословно. Этапы урока нумеруются и ограничиваются по времени (количество минут). Главные пункты урока выделяются цветом. Особым образом отмечается то, что ученики должны записывать и зарисовывать у себя в тетрадях. (Желательно отразить в конспекте вид классной доски с расположением на ней схем, рисунков или формул, как это должно выглядеть на уроке). Тщательно продумываются и описываются методика и техника демонстрационного эксперимента, использование компьютерных программ, интернет-ресурсов, видеоматериала, наглядных пособий (в конспекте делаются соответствующие схемы и зарисовки).

Обязательно записываются формулировки вопросов и заданий учащихся, а также предполагаемые ответы на них и фамилии учащихся, которых планируется спросить.

Приводится решение всех задач, включая предлагаемые в качестве домашнего задания. Само д/з на уроке обязательно поясняется. (Полезны индивидуальные задания творческого характера: подготовить сообщение, взять интервью, придумать схему, изготовить модель устройства, проделать и объяснить опыт, составить вопросы для одноклассников и др.).

Таким образом, для эффективной реализации основной формы обучения – урока, подготовка к нему должна быть достаточной обстоятельной.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

62230. Развитие творческой личности на уроке музыки 55.8 KB
  Понятие о развитии личности Об искусстве вести урок Творчество учителя и ученика из опыта работы Слушание музыки Музыка дети учитель Пение как состояние души Импровизация Пластическое интонирование Инструментальное музицирование Урок музыки источник...
62231. Развитие творческой личности ребенка на уроке музыки 53.69 KB
  Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.
62232. Развивающее обучение на уроках математики по программе «Гармония» 14.55 KB
  Ученики различаются по характеру темпераменту способностям интеллектуальному развитию и естественно разному темпу работы. При коллективной групповой работе или работе в парах медлительным детям проще: у них есть возможность поразмыслить в то время когда другие ученики предлагают свои суждения доказательства варианты решения предложенных задач. Однако при самостоятельной работе или при выполнении упражнений направленных на отработку какоголибо навыка медлительные дети испытывают затруднение и неловкость: когда они еще только...
62233. Рекомендации к составлению урока литературы в начальной школе 20.07 KB
  Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения Нужен мостик от 1го ко 2му этапу Приемы: объявлена тема урока а Рекомендуется писать ее на доске Больше читать детям. Мотивировать прослушивание произведение можно с помощью: Рассказа о событиях связанных с созданием произведения; Беседы по личным впечатлениям; Различных произведений искусства живописи музыки. Этап постановки учебной задачи Способы постановки УЗ: В виде предложения аналитической деятельности проблемный вопрос сопоставление разных вариантов...