62634

Что такое погода?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: дать общее представление о погоде какая она бывает. Прогнозируемые результаты: Второклассники узнают из чего складывается погода; научаться обозначать явления природы условными знаками; смогут задуматься над тем для чего нужны прогнозы погоды.

Русский

2014-06-12

33.52 KB

0 чел.

Окружающий мир 2 «А»класс

Дата:20 сентября 2012 г

Учитель: Садреева Н.В.

Методист:Кирильчук О.А.

Тема"Что такое погода?"

Цель: дать общее представление о погоде, какая она бывает.

Задачи:

Позновательная :создать условия , которые позволят учащимся активно выполнить, чт они знают по данной теме, при этоманализируя свои знания.

Регулятивная:формировать умения сравнивать объкты,устанавливать черты, сходства и различия, выделять существенные признаки.Корректировать искожение представления о природе и жизни.

Коммуниктивные:развивать монологическую речь.Создавать ситуацию успеха.

Личностная:воспитывать чувство творчества и взаимопоиощи.

Прогнозируемые результаты:Второклассники узнают, из чего складываеться погода;научаться обозначать явления природы условными знаками; смогут задуматься над тем, для чего нужны прогнозы погоды.

Оборудование: 

  1.  Учебники «Окружающий мир»2 А класс; тетрадь на печатной основе
  2.  презентация

ХОД УРОКА

1.Актуализация знаний

Минутка календаря.

Рассказать о погоде сегодняшнего дня (по памяти). 

  1.  Число, день, недели, t воздуха, осадки, ветер, небо (облачность).
  2.  Сравнить с погодой прошлого дня.

-Давайте с вами сейчас отгадаем кроссворд.

По горизонтали:

2.Через поля ,через луга

  Стоит нарядная дуга.(Радуга)

7.Гуляю в поле, летаю на воле,

  Кручу, бурчу, знать никого не хочу,

  Вдоль села пробегаю,

  Сугробы наметаю.(Метель)

По вертикали:

  1.  Рассыпался горох
    на семьдесят семь дорог,
    никто его не подберет.(Град)

3.Люди ждут меня, зовут,

  А приду к ним-прочь бегут.(Дождь)

4.Басовитый и серьезный,

  У него характер крут:

   Заворчит он очень грозно-

    Все сейчас же убегут!(Гром)

5.Летит , рычит,

   Ветки ломает,

  Пыль поднимает,

  Слышишь его,

   А не видишь его.(Ветер)

6.Нет колес у меня-

  Я крылата и легка.

  Громче всех постовых

  Я свищу без свистка.

  На лету, на лету, на лету-у,

  Всю Москву замету.(Вьюга)

-Чему был посвящен кроссворд? Прочитайте еще раз отгадки.

-Предметы какой природы они называют?

-Что такое явление природы?

-Какие явления называют сезонными? Приведите примеры.

-Что такое термометр?

-Какие термометры вы знаете? Покажите их.

-Из чего состоит термометр?

-Для чего нужен этот прибор?

-Как изменяется температура от лета к осени?

-Температура +10 градусов. В какое время года может быть?

-Температура воздуха 20 градусов ниже нуля. Может ли это быть летом?

-При какой температуре теплее:-7;0;+2?

-При какой температуре холоднее : 0;+4;+6?

Физкультминутка:

«Почему повсюду лужи? (разводим руками в стороны)

Мама зонтик свой берет. (имитируем движение)

Почему же? Почему же? ( разводим руками и пожимаем плечами)

Потому что …(дождь идет!)»

МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Что такое погода – беседа.

-Ребята а о чем мы говорили в начале урока?(есть ли осадки,солнечно или ясно)

-А кто сможет определить тему нашего урока?

-Поставить цели?

_ Что же такое погода? Сегодня мы попробуем в этом разобраться вместе с Сережей.

Работаем по учебнику. Читаем текст на странице32 и отвечаем на вопросы.

-Как вы думаете, зачем Сереже нужно знать какая сегодня погода? А как ты, собираешься в школу, узнаешь о погоде?

В недалеком прошлом погодой, или ведром, называли солнечные безветренные дни . Когда шел дождь, мела метель или падал густой снег, то говорили, что на улице непогода, ненастье.

А что в наши дни понимают под погодой?

« Погода – определенное состояние окружающей нас атмосферы, которое зависит от передвижения огромных масс воздуха и от разницы в атмосферном давлении, температуре и влажности».

« Погода- это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра»

-А что такое облачность?

Облачность – скопление облаков, когда небо частично закрыто облаками, говорят «облачно», а когда все небо – «пасмурно».

-Что такое осадки? Какими они бывают? Когда нет облаков, небо чистое, солнечное, погоду называют ясной.

Осадки обычно бывают в виде дождя и снега.

- Кто из вас может сказать, что такое гроза?

( ответы детей)

Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Грозы связаны с развитием кучево- дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра. Обрушивается стена проливного дождя, иногда  с градом. Грозы опасны прежде всего молниевым разрядом. Его прямое попадание для человека может закончиться трагически. Молнии – гигантские искры, возникающие между разнозаряженными участками грозовых облаков. Для человека молнии представляют угрозу только тогда, когда соединяют небо и землю ( воду). Одновременно в атмосфере Земли происходит примерно 1800 гроз, и каждую секунду возникает около 100 молний. Бывает линейная молния, шаровая.

- Какие еще бывают осадки? (град) Кто попадал под град?

24 июня 1904 года в Москве выпал крупный град. Вес градин достигал 400 г и более. Они имели острые шипы. Град падал отвесно и с такой силой, что стекла теплиц и оранжерей были словно прострелены ядрами. В почве градины выбивали углубления до 6 см.

Рассмотрим подробнее такое природное явление, как ветер. Ветер это движение воздуха над поверхностью земли. Он характеризуется скоростью или силой и направлением. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду и километрах в час. Сила ветра измеряется в баллах. В 1806 году английский адмирал Френсис Бофорт создал шкалу оценки скорости ветра для собственного пользования. В 1838 году эта шкала была принята всеми военно- морскими флотилиями мира, а в 1874 году ею начали пользоваться все синоптики.

Сильнейшие ветры – ураганы заставили наблюдателей пересмотреть представление о максимуме силы ветра, и в 1946 году в шкале прибавилось еще 5 баллов.

Ветры бывают следующие: бриз, бури, ураганы, смерчи, шквальные бури, пыльные бури, беспыльные бури, снежные бури, вихри, ураганы, циклоны и смерчи.

Вихрь -  атмосферное образование с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси. (прикрепляю на доску карточки: )

Атмосферные вихри

Тропические и внетропические

 циклоны: ураганы, тайфуны                 Шквалы                    Смерчи ( торнадо)

Слово «смерч» - русское и происходит от слова « сумрак», то есть мрачная, грозовая обстановка. Смерч представляет собой гигантскую вращающуюся воронку, внутри которой пониженное давление, и в эту воронку засасываются любые предметы, оказавшиеся на пути смерча. Смерчи недолговечны. Одни живут секунды, или минуты, и лишь у немногих период существования исчисляется 2-3 десятками минут. В Книгу рекордов Гиннесса как самый страшный и разрушительный за всю историю человечества вошел смерч в Бангладеш, 26 апреля 1989 года. Его жертвами стали 1300 человек. В России смерчи бывают чаще в летние месяцы на Урале, Черноморском побережье, в Поволжье и Сибири. В 1982 году более 40 смерчей возникли в Черном море и перенесли огромное количество воды на сушу. Несмотря на то что смерчи давно изучают. В этом явлении природы еще много загадочного.

Ураган (тайфун) – ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 120 км в час. «Живет»  ураган обычно 9-12 суток ,разрушает здания, вырывает с корнем деревья, сносит легкие строения, обрывает провода, по разрушительности его можно сравнить с землетрясением. Родина ураганов – океанские просторы. Самая разрушительная катастрофа произошла в 1970 году в Бангладеш. В один миг 10-метровая волна «погубила» четверть миллиона человек. Изуродованный стихией район оказался отрезан от остального мира. Началась эпидемия. От холеры в день умирало по нескольку тысяч человек. Общий итог трагедии составил более 300 тыс.человек. В нашей стране чаще всего бывают ураганы в Приморском и Хабаровском краях, на Сахалине, Камчатке, Чукотке, Курильских островах.

Синоптики относят ураганы, бури, смерчи к чрезвычайным событиям с умеренной скоростью распространения. Поэтому чаще всего удается объявить штормовое предупреждение. Оно может быть передано по каналам гражданской обороны: после звука сирен «Внимание всем!» надо слушать сообщение местного телевидения и радио.

Давайте посмотрим с вами сюжеты об этих природных явлениях. ( просмотр отрывков фильма ВВС )

Предсказание погоды. Народные приметы.

Как же человеку сохранить свое здоровье. Выбрать одежду и обувь . которые соответствуют погоде? Каким прибором вы пользуетесь? ( уличным термометром)

По каким приметам живой и неживой природы определяют погоду?

Народные приметы:

-Если дым костра поднимается столбом – к ветру. Если он стелется по земле – быть ненастью.

-Перестали птички петь в лесу – будет ненастье.

-Комары вьются кучей – к хорошей погоде. Но если они пищат и жалят – будет дождливо.

-Звезды сильно блестят  зимой – к морозу, летом – к жаре.

- облака идут низко – будет стужа.

Предсказание погоды. Метеослужба.

Подумайте, как узнают погоду на несколько дней вперед моряки дальнего плавания, летчики, машинисты поездов. Люди разных профессий, которые находятся в пути несколько дней.

(читаем текст по учебнику стр.34)

Есть люди, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет. Они называются метеорологи. Они собирают сведения о погодных условиях и закладывают информацию в компьютеры. Компьютеры вычисляют температуру, давление воздуха, влажность, скорость ветра для тысяч мест нашей планеты. Результаты наносят на карту. Погодные карты показывают по телевидению, печатают в газетах, передают специальные службы движения. Огромную помощь метеослужбам оказывают погодные спутники. Они вращаются на орбите на высоте от 800 до 1100 км. Вся земная поверхность изучается дважды в сутки. ( дети рассматривают фотографии спутников). Погодные спутники ведут фотосъемку днем и ночью, используя специальные камеры. Фотографии со спутников ценны тем, что по ним можно предсказать погоду на две недели вперед.

Работа по тетради.

-Ребята а кто же скажет что такое погода?(Сочетание температуры воздуха,облачности,осадков,ветра-это и есть погода)

-Открываем рабочие тетради на с 24 и выполняем 1 номер.

-Следующий номер 2.вам нужно подчеркнуть слова, которыми можно охарактеризовать погоду,но будите работать в парах.

Ученики выполняют задание,затем обмениваются тетрадями для взаимной проверки работы рабочая тетрадь №1.

-Погода может быть теплой или холодной, сухой или дождливой,ветреной или спокойнойВсе эти изменения вызываются изменением состояния воздуха, оружающего землю, его нагревание или охлаждение.Погода играет важную роль в жизни человека:она может задержать отправление поездов и самолетов, уничтожить урожай и многое другое.

.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

-Раньше хорошую,солнечную погоду без ветра называли «ведро».Когда шел дождь,мела метель или шел снег,говорили –«непогода,ненастье.»Что под названием «погода»понимают сейчас?Какие осадки вам известны?как может быть облачность?Как называеться наука о погоде?

Думаю, вы много нового узнали на уроке, все были внимательны, старательны.

Я предлагаю вам, дорогие дети, разгадать кроссворд « Что такое погода?»Но будите работать группами.

По горизонтали:

2.Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

3. Ее узнать поможет нам термометр.

4.Нашумела,нагремела.

Все промыла и ушла.

И сады, и огороды

 Всей округи полила.

5.От количества облаков на небе зависит…

7.Снег, дождь, град – это…

8.Небо чистое, солнечно. Мы говорим…

По вертикали:

1.Наука о погоде

6. Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра называют…

ОТВЕТЫ:

По горизонтали: ветер, температура, гроза, облачность, осадки, ясно.

По вертикали: метеорология, погода.

-Молодцы  ребята,давайте проверим.

-Светофорики.

Домашнее задание.

-Прочитать в учебнике тексты. Ответить на вопросы и сделать задание №,3 в рабочей тетради.

Автор учебника: А.А.Плешаков.( М., Просвещение)

Подпись учителя:

                Методиста:

Оценка:

За подготовку к уроку:

За проведение урока:

Самоанализ:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10225. Стандартные компоненты Delphi 83.5 KB
  Лабораторная работа № 2 Стандартные компоненты Цель работы: изучить стандартные компоненты Delphi научиться использовать компоненты библиотеки VCL в windowsприложениях. В данной работе рассматриваются компоненты страницы Standard Палитры Компонент Delphi. В предыдущей работе...
10226. Работа с формами. Свойства TForm 166.5 KB
  Лабораторная работа № 3 Работа с формами. Свойства TForm Цель работы: изучить основные свойства класса TForm познакомится с некоторыми событиями форм; научиться использовать формы разных стилей в windowsприложениях. Форма представляет собой фундамент программы на котор
10227. Работа с формами. События TForm 58.5 KB
  Лабораторная работа № 4 Работа с формами. События TForm. Цель работы: изучить события класса TForm, научиться обрабатывать события формы в windowsприложениях. Класс ТForm добавляет несколько событий к родительскому классу TWinControl. Эти события позволяют изменять поведение фор
10228. Стиль приложений SDI 94 KB
  Лабораторная работа № 5 Стиль приложений SDI Цель работы: закрепить навыки создания приложений в стиле SDI познакомится с компонентами классаTImage и TSpeedButton научиться использовать инструментальные панели в приложении, освоить работу с буфером обмена. Термин SDI Single Document ...
10229. Ввод-вывод данных в Delphi 73.5 KB
  Лабораторная работа № 6 Вводвывод данных в Delphi. Цель работы: изучить наиболее часто используемые для организации вводавывода компоненты Edit MaskEdit Label Memo RichEdit StatusBar и встроенные диалоговые окна. Т.к. в предыдущих лабораторных работах уже было знакомство с некоторы
10230. Компоненты TStringGrid, TTreeView, TPageControl, THeaderControl и THeader 68.5 KB
  Лабораторная работа №7 Компоненты TStringGrid TTreeView TPageControl THeaderControl и THeader Цель работы: изучить часто используемые для организации вводавывода компоненты TStringGrid TTreeView TPageControl THeaderControl и THeader. TStringGrid Компонент TStringGrid представляет собой таблицу содержащую строки. Т
10231. Воспитание у древних славян 18.38 KB
  Воспитание у древних славян Воспитание детей у восточных славян при первобытнообщинном строе в период с VI в. по IX в. развивалось в той же логике и с теми же характерными особенностями что и у других первобытных народов. Первоначально процесс воспитания был неотделим от
10232. История европейского образования. Становление средневековой системы воспитания 28.34 KB
  История европейского образования. Становление средневековой системы воспитания Меньшиков В. М. Раннее Средневековье VIII век стал временем первого заметного подъема образования Западной Европы. Ведущую роль в этом процессе сыграли Карл Великий 749814 и Алкуин 735804 ко...
10233. Учитель вечен на Земле 26.84 KB
  Учитель вечен на Земле Цель: вызвать интерес к профессии педагога через книгу. Задачи: рассказать учащимся о развитии школы и учительства, познакомить с выдающимися писателями-педагогами, рекомендовать книги о школе и учителе. Оборудование: ПК му...