62634

Что такое погода?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: дать общее представление о погоде какая она бывает. Прогнозируемые результаты: Второклассники узнают из чего складывается погода; научаться обозначать явления природы условными знаками; смогут задуматься над тем для чего нужны прогнозы погоды.

Русский

2014-06-12

33.52 KB

0 чел.

Окружающий мир 2 «А»класс

Дата:20 сентября 2012 г

Учитель: Садреева Н.В.

Методист:Кирильчук О.А.

Тема"Что такое погода?"

Цель: дать общее представление о погоде, какая она бывает.

Задачи:

Позновательная :создать условия , которые позволят учащимся активно выполнить, чт они знают по данной теме, при этоманализируя свои знания.

Регулятивная:формировать умения сравнивать объкты,устанавливать черты, сходства и различия, выделять существенные признаки.Корректировать искожение представления о природе и жизни.

Коммуниктивные:развивать монологическую речь.Создавать ситуацию успеха.

Личностная:воспитывать чувство творчества и взаимопоиощи.

Прогнозируемые результаты:Второклассники узнают, из чего складываеться погода;научаться обозначать явления природы условными знаками; смогут задуматься над тем, для чего нужны прогнозы погоды.

Оборудование: 

  1.  Учебники «Окружающий мир»2 А класс; тетрадь на печатной основе
  2.  презентация

ХОД УРОКА

1.Актуализация знаний

Минутка календаря.

Рассказать о погоде сегодняшнего дня (по памяти). 

  1.  Число, день, недели, t воздуха, осадки, ветер, небо (облачность).
  2.  Сравнить с погодой прошлого дня.

-Давайте с вами сейчас отгадаем кроссворд.

По горизонтали:

2.Через поля ,через луга

  Стоит нарядная дуга.(Радуга)

7.Гуляю в поле, летаю на воле,

  Кручу, бурчу, знать никого не хочу,

  Вдоль села пробегаю,

  Сугробы наметаю.(Метель)

По вертикали:

  1.  Рассыпался горох
    на семьдесят семь дорог,
    никто его не подберет.(Град)

3.Люди ждут меня, зовут,

  А приду к ним-прочь бегут.(Дождь)

4.Басовитый и серьезный,

  У него характер крут:

   Заворчит он очень грозно-

    Все сейчас же убегут!(Гром)

5.Летит , рычит,

   Ветки ломает,

  Пыль поднимает,

  Слышишь его,

   А не видишь его.(Ветер)

6.Нет колес у меня-

  Я крылата и легка.

  Громче всех постовых

  Я свищу без свистка.

  На лету, на лету, на лету-у,

  Всю Москву замету.(Вьюга)

-Чему был посвящен кроссворд? Прочитайте еще раз отгадки.

-Предметы какой природы они называют?

-Что такое явление природы?

-Какие явления называют сезонными? Приведите примеры.

-Что такое термометр?

-Какие термометры вы знаете? Покажите их.

-Из чего состоит термометр?

-Для чего нужен этот прибор?

-Как изменяется температура от лета к осени?

-Температура +10 градусов. В какое время года может быть?

-Температура воздуха 20 градусов ниже нуля. Может ли это быть летом?

-При какой температуре теплее:-7;0;+2?

-При какой температуре холоднее : 0;+4;+6?

Физкультминутка:

«Почему повсюду лужи? (разводим руками в стороны)

Мама зонтик свой берет. (имитируем движение)

Почему же? Почему же? ( разводим руками и пожимаем плечами)

Потому что …(дождь идет!)»

МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Что такое погода – беседа.

-Ребята а о чем мы говорили в начале урока?(есть ли осадки,солнечно или ясно)

-А кто сможет определить тему нашего урока?

-Поставить цели?

_ Что же такое погода? Сегодня мы попробуем в этом разобраться вместе с Сережей.

Работаем по учебнику. Читаем текст на странице32 и отвечаем на вопросы.

-Как вы думаете, зачем Сереже нужно знать какая сегодня погода? А как ты, собираешься в школу, узнаешь о погоде?

В недалеком прошлом погодой, или ведром, называли солнечные безветренные дни . Когда шел дождь, мела метель или падал густой снег, то говорили, что на улице непогода, ненастье.

А что в наши дни понимают под погодой?

« Погода – определенное состояние окружающей нас атмосферы, которое зависит от передвижения огромных масс воздуха и от разницы в атмосферном давлении, температуре и влажности».

« Погода- это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра»

-А что такое облачность?

Облачность – скопление облаков, когда небо частично закрыто облаками, говорят «облачно», а когда все небо – «пасмурно».

-Что такое осадки? Какими они бывают? Когда нет облаков, небо чистое, солнечное, погоду называют ясной.

Осадки обычно бывают в виде дождя и снега.

- Кто из вас может сказать, что такое гроза?

( ответы детей)

Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Грозы связаны с развитием кучево- дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра. Обрушивается стена проливного дождя, иногда  с градом. Грозы опасны прежде всего молниевым разрядом. Его прямое попадание для человека может закончиться трагически. Молнии – гигантские искры, возникающие между разнозаряженными участками грозовых облаков. Для человека молнии представляют угрозу только тогда, когда соединяют небо и землю ( воду). Одновременно в атмосфере Земли происходит примерно 1800 гроз, и каждую секунду возникает около 100 молний. Бывает линейная молния, шаровая.

- Какие еще бывают осадки? (град) Кто попадал под град?

24 июня 1904 года в Москве выпал крупный град. Вес градин достигал 400 г и более. Они имели острые шипы. Град падал отвесно и с такой силой, что стекла теплиц и оранжерей были словно прострелены ядрами. В почве градины выбивали углубления до 6 см.

Рассмотрим подробнее такое природное явление, как ветер. Ветер это движение воздуха над поверхностью земли. Он характеризуется скоростью или силой и направлением. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду и километрах в час. Сила ветра измеряется в баллах. В 1806 году английский адмирал Френсис Бофорт создал шкалу оценки скорости ветра для собственного пользования. В 1838 году эта шкала была принята всеми военно- морскими флотилиями мира, а в 1874 году ею начали пользоваться все синоптики.

Сильнейшие ветры – ураганы заставили наблюдателей пересмотреть представление о максимуме силы ветра, и в 1946 году в шкале прибавилось еще 5 баллов.

Ветры бывают следующие: бриз, бури, ураганы, смерчи, шквальные бури, пыльные бури, беспыльные бури, снежные бури, вихри, ураганы, циклоны и смерчи.

Вихрь -  атмосферное образование с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси. (прикрепляю на доску карточки: )

Атмосферные вихри

Тропические и внетропические

 циклоны: ураганы, тайфуны                 Шквалы                    Смерчи ( торнадо)

Слово «смерч» - русское и происходит от слова « сумрак», то есть мрачная, грозовая обстановка. Смерч представляет собой гигантскую вращающуюся воронку, внутри которой пониженное давление, и в эту воронку засасываются любые предметы, оказавшиеся на пути смерча. Смерчи недолговечны. Одни живут секунды, или минуты, и лишь у немногих период существования исчисляется 2-3 десятками минут. В Книгу рекордов Гиннесса как самый страшный и разрушительный за всю историю человечества вошел смерч в Бангладеш, 26 апреля 1989 года. Его жертвами стали 1300 человек. В России смерчи бывают чаще в летние месяцы на Урале, Черноморском побережье, в Поволжье и Сибири. В 1982 году более 40 смерчей возникли в Черном море и перенесли огромное количество воды на сушу. Несмотря на то что смерчи давно изучают. В этом явлении природы еще много загадочного.

Ураган (тайфун) – ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 120 км в час. «Живет»  ураган обычно 9-12 суток ,разрушает здания, вырывает с корнем деревья, сносит легкие строения, обрывает провода, по разрушительности его можно сравнить с землетрясением. Родина ураганов – океанские просторы. Самая разрушительная катастрофа произошла в 1970 году в Бангладеш. В один миг 10-метровая волна «погубила» четверть миллиона человек. Изуродованный стихией район оказался отрезан от остального мира. Началась эпидемия. От холеры в день умирало по нескольку тысяч человек. Общий итог трагедии составил более 300 тыс.человек. В нашей стране чаще всего бывают ураганы в Приморском и Хабаровском краях, на Сахалине, Камчатке, Чукотке, Курильских островах.

Синоптики относят ураганы, бури, смерчи к чрезвычайным событиям с умеренной скоростью распространения. Поэтому чаще всего удается объявить штормовое предупреждение. Оно может быть передано по каналам гражданской обороны: после звука сирен «Внимание всем!» надо слушать сообщение местного телевидения и радио.

Давайте посмотрим с вами сюжеты об этих природных явлениях. ( просмотр отрывков фильма ВВС )

Предсказание погоды. Народные приметы.

Как же человеку сохранить свое здоровье. Выбрать одежду и обувь . которые соответствуют погоде? Каким прибором вы пользуетесь? ( уличным термометром)

По каким приметам живой и неживой природы определяют погоду?

Народные приметы:

-Если дым костра поднимается столбом – к ветру. Если он стелется по земле – быть ненастью.

-Перестали птички петь в лесу – будет ненастье.

-Комары вьются кучей – к хорошей погоде. Но если они пищат и жалят – будет дождливо.

-Звезды сильно блестят  зимой – к морозу, летом – к жаре.

- облака идут низко – будет стужа.

Предсказание погоды. Метеослужба.

Подумайте, как узнают погоду на несколько дней вперед моряки дальнего плавания, летчики, машинисты поездов. Люди разных профессий, которые находятся в пути несколько дней.

(читаем текст по учебнику стр.34)

Есть люди, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет. Они называются метеорологи. Они собирают сведения о погодных условиях и закладывают информацию в компьютеры. Компьютеры вычисляют температуру, давление воздуха, влажность, скорость ветра для тысяч мест нашей планеты. Результаты наносят на карту. Погодные карты показывают по телевидению, печатают в газетах, передают специальные службы движения. Огромную помощь метеослужбам оказывают погодные спутники. Они вращаются на орбите на высоте от 800 до 1100 км. Вся земная поверхность изучается дважды в сутки. ( дети рассматривают фотографии спутников). Погодные спутники ведут фотосъемку днем и ночью, используя специальные камеры. Фотографии со спутников ценны тем, что по ним можно предсказать погоду на две недели вперед.

Работа по тетради.

-Ребята а кто же скажет что такое погода?(Сочетание температуры воздуха,облачности,осадков,ветра-это и есть погода)

-Открываем рабочие тетради на с 24 и выполняем 1 номер.

-Следующий номер 2.вам нужно подчеркнуть слова, которыми можно охарактеризовать погоду,но будите работать в парах.

Ученики выполняют задание,затем обмениваются тетрадями для взаимной проверки работы рабочая тетрадь №1.

-Погода может быть теплой или холодной, сухой или дождливой,ветреной или спокойнойВсе эти изменения вызываются изменением состояния воздуха, оружающего землю, его нагревание или охлаждение.Погода играет важную роль в жизни человека:она может задержать отправление поездов и самолетов, уничтожить урожай и многое другое.

.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

-Раньше хорошую,солнечную погоду без ветра называли «ведро».Когда шел дождь,мела метель или шел снег,говорили –«непогода,ненастье.»Что под названием «погода»понимают сейчас?Какие осадки вам известны?как может быть облачность?Как называеться наука о погоде?

Думаю, вы много нового узнали на уроке, все были внимательны, старательны.

Я предлагаю вам, дорогие дети, разгадать кроссворд « Что такое погода?»Но будите работать группами.

По горизонтали:

2.Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

3. Ее узнать поможет нам термометр.

4.Нашумела,нагремела.

Все промыла и ушла.

И сады, и огороды

 Всей округи полила.

5.От количества облаков на небе зависит…

7.Снег, дождь, град – это…

8.Небо чистое, солнечно. Мы говорим…

По вертикали:

1.Наука о погоде

6. Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра называют…

ОТВЕТЫ:

По горизонтали: ветер, температура, гроза, облачность, осадки, ясно.

По вертикали: метеорология, погода.

-Молодцы  ребята,давайте проверим.

-Светофорики.

Домашнее задание.

-Прочитать в учебнике тексты. Ответить на вопросы и сделать задание №,3 в рабочей тетради.

Автор учебника: А.А.Плешаков.( М., Просвещение)

Подпись учителя:

                Методиста:

Оценка:

За подготовку к уроку:

За проведение урока:

Самоанализ:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

37854. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УВЕЛИЧЕНИЯ МИКРОСКОПА И ЕГО РАЗРЕШАЮЩЕЙ СПОСОБНОСТИ 38 KB
  Определение увеличения микроскопа и микроскопа с фотонасадкой: поместить объектмикрометр на предметный столик и вращением микрометрического винта добиться резкого изображения сетки объектмикрометра на матовом стекле; измерить линейкой на матовом стекле длину n целых увеличенных делений сетки объектмикрометра n взять по возможности больше получим ℓ мм; зная цену деления С0 сетки объектмикрометра см. Поэтому увеличение микроскопа с фотонасадкой: Nн = ℓ ℓн = ℓ С0∙n; по формуле Nм = найти увеличение микроскопа. Определение...
37855. Градуировка спектроскопа и изучение спектров излучения и поглощения вещества 77 KB
  Различают спектры испускания и спектры поглощения. Спектры поглощения возникают при прохождении белого света сквозь различные вещества которые поглощают из белого света отдельные участки сплошного спектра. наблюдение спектров поглощения и определение длин волн в спектре поглощения раствора KMnО4 В качестве источника света возьмите колбу с раствором KMnО4 в который опущена лампа накаливания.
37856. Контроль загрязнения воздуха 100.75 KB
  елевая установка. Ознакомиться с понятием загрязнения атмосферного воздуха и воздуха рабочей зоны. Изучить методику контроля воздуха на рабочем месте с помощью универсального газоанализатора УГ-2, аспираторов сильфонных АМ-5 и АМ-0059. Усвоить принципы нормирования загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воздухе рабочей зоны. Знать условия качества воздуха.
37857. Исследование производственного шума и звукоизолирующей способности. Некоторых конструкций 293.5 KB
  Коэффициент пульсации критерий глубины колебаний освещенности в результате изменения во времени светового потока. где Еmx Еmin Еср максимальное минимальное и среднее значение освещенности за период колебаний лк; для газоразрядных ламп kn = 2565 для ламп накаливания kn= 7. К основным количественным показателям освещения относят величину освещенности люксы яркость светящихся поверхностей...
37859. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ПОЖАРНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ 824 KB
  Ознакомиться с устройством принципом действия систем автоматической электрической пожарной сигнализации изучить основные типы датчиков пожарной опасности пожарных извещателей исследовать работу автоматического пожарного извещателя многоразового использования типа АТИМ3 проверить общую работоспособность электрической системы пожарной сигнализации. Материальное обеспечение: лабораторный стенд с макетом промышленного здания оборудованного системой автоматической пожарной сигнализации; образцы пожарных извещателей: ДТЛ ДИПУ АТП3м...
37860. Структура студентського наукового дослідження 91.94 KB
  Тому в педагогічній науці слід особливо ретельно підходити до організації навчальновиховної роботи на засадах системності. Сам процес навчання має свої компоненти: зміст мету форми методи научіння й учіння мотиви пізнавальної діяльності аналіз і оцінювання навчальної роботи студентів. Не варто думати що для здійснення науководослідної роботи студентів необхідно моделювати якусь окрему систему. Навпаки науководослідна робота є складовою навчальновиховної роботи професійної підготовки взагалі.
37861. РОЗВ’ЯЗАННЯ СИСТЕМ ЛІНІЙНИХ АЛГЕБРАЇЧНИХ РІВНЯНЬ 566 KB
  Множина чисел яка перетворює кожне з рівнянь системи на тотожність називається розвязком системи. Методи виключення Гаусса Методи виключення Гаусса послідовного виключення змінних ґрунтуються на ідеї еквівалентного перетворення зведення вихідної системи до трикутного вигляду прямий хід і подальшого її розвязання зворотний хід. Поділивши перше рівняння системи 3. Тоді поділивши на нього перше рівняння системи 3.
37862. ИЗУЧЕНИЕ ТЕПЛОЕМКОСТЕЙ ГАЗОВ 223.5 KB
  Внутренняя энергия системы состоит из кинетической энергии молекул составляющих систему потенциальной энергии их взаимодействия друг с другом внутримолекулярной энергии т. энергии взаимодействия атомов или ионов в молекулах энергии электронных оболочек атомов и ионов внутриядерной энергии и энергии электромагнитного излучения в системе. Система может обладать также и внешней энергией которая представляет собой сумму кинетической энергия движения системы как целого кинетической энергии центра масс системы и потенциальной энергии...