62634

Что такое погода?

Конспект урока

Педагогика и дидактика

Цель: дать общее представление о погоде какая она бывает. Прогнозируемые результаты: Второклассники узнают из чего складывается погода; научаться обозначать явления природы условными знаками; смогут задуматься над тем для чего нужны прогнозы погоды.

Русский

2014-06-12

33.52 KB

0 чел.

Окружающий мир 2 «А»класс

Дата:20 сентября 2012 г

Учитель: Садреева Н.В.

Методист:Кирильчук О.А.

Тема"Что такое погода?"

Цель: дать общее представление о погоде, какая она бывает.

Задачи:

Позновательная :создать условия , которые позволят учащимся активно выполнить, чт они знают по данной теме, при этоманализируя свои знания.

Регулятивная:формировать умения сравнивать объкты,устанавливать черты, сходства и различия, выделять существенные признаки.Корректировать искожение представления о природе и жизни.

Коммуниктивные:развивать монологическую речь.Создавать ситуацию успеха.

Личностная:воспитывать чувство творчества и взаимопоиощи.

Прогнозируемые результаты:Второклассники узнают, из чего складываеться погода;научаться обозначать явления природы условными знаками; смогут задуматься над тем, для чего нужны прогнозы погоды.

Оборудование: 

  1.  Учебники «Окружающий мир»2 А класс; тетрадь на печатной основе
  2.  презентация

ХОД УРОКА

1.Актуализация знаний

Минутка календаря.

Рассказать о погоде сегодняшнего дня (по памяти). 

  1.  Число, день, недели, t воздуха, осадки, ветер, небо (облачность).
  2.  Сравнить с погодой прошлого дня.

-Давайте с вами сейчас отгадаем кроссворд.

По горизонтали:

2.Через поля ,через луга

  Стоит нарядная дуга.(Радуга)

7.Гуляю в поле, летаю на воле,

  Кручу, бурчу, знать никого не хочу,

  Вдоль села пробегаю,

  Сугробы наметаю.(Метель)

По вертикали:

  1.  Рассыпался горох
    на семьдесят семь дорог,
    никто его не подберет.(Град)

3.Люди ждут меня, зовут,

  А приду к ним-прочь бегут.(Дождь)

4.Басовитый и серьезный,

  У него характер крут:

   Заворчит он очень грозно-

    Все сейчас же убегут!(Гром)

5.Летит , рычит,

   Ветки ломает,

  Пыль поднимает,

  Слышишь его,

   А не видишь его.(Ветер)

6.Нет колес у меня-

  Я крылата и легка.

  Громче всех постовых

  Я свищу без свистка.

  На лету, на лету, на лету-у,

  Всю Москву замету.(Вьюга)

-Чему был посвящен кроссворд? Прочитайте еще раз отгадки.

-Предметы какой природы они называют?

-Что такое явление природы?

-Какие явления называют сезонными? Приведите примеры.

-Что такое термометр?

-Какие термометры вы знаете? Покажите их.

-Из чего состоит термометр?

-Для чего нужен этот прибор?

-Как изменяется температура от лета к осени?

-Температура +10 градусов. В какое время года может быть?

-Температура воздуха 20 градусов ниже нуля. Может ли это быть летом?

-При какой температуре теплее:-7;0;+2?

-При какой температуре холоднее : 0;+4;+6?

Физкультминутка:

«Почему повсюду лужи? (разводим руками в стороны)

Мама зонтик свой берет. (имитируем движение)

Почему же? Почему же? ( разводим руками и пожимаем плечами)

Потому что …(дождь идет!)»

МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Что такое погода – беседа.

-Ребята а о чем мы говорили в начале урока?(есть ли осадки,солнечно или ясно)

-А кто сможет определить тему нашего урока?

-Поставить цели?

_ Что же такое погода? Сегодня мы попробуем в этом разобраться вместе с Сережей.

Работаем по учебнику. Читаем текст на странице32 и отвечаем на вопросы.

-Как вы думаете, зачем Сереже нужно знать какая сегодня погода? А как ты, собираешься в школу, узнаешь о погоде?

В недалеком прошлом погодой, или ведром, называли солнечные безветренные дни . Когда шел дождь, мела метель или падал густой снег, то говорили, что на улице непогода, ненастье.

А что в наши дни понимают под погодой?

« Погода – определенное состояние окружающей нас атмосферы, которое зависит от передвижения огромных масс воздуха и от разницы в атмосферном давлении, температуре и влажности».

« Погода- это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра»

-А что такое облачность?

Облачность – скопление облаков, когда небо частично закрыто облаками, говорят «облачно», а когда все небо – «пасмурно».

-Что такое осадки? Какими они бывают? Когда нет облаков, небо чистое, солнечное, погоду называют ясной.

Осадки обычно бывают в виде дождя и снега.

- Кто из вас может сказать, что такое гроза?

( ответы детей)

Гроза – бурное ненастье с дождем, громом и молниями. Грозы связаны с развитием кучево- дождевых облаков, со скоплением в них большого количества электричества. Гроза обязательно сопровождается раскатами грома и порывами ветра. Обрушивается стена проливного дождя, иногда  с градом. Грозы опасны прежде всего молниевым разрядом. Его прямое попадание для человека может закончиться трагически. Молнии – гигантские искры, возникающие между разнозаряженными участками грозовых облаков. Для человека молнии представляют угрозу только тогда, когда соединяют небо и землю ( воду). Одновременно в атмосфере Земли происходит примерно 1800 гроз, и каждую секунду возникает около 100 молний. Бывает линейная молния, шаровая.

- Какие еще бывают осадки? (град) Кто попадал под град?

24 июня 1904 года в Москве выпал крупный град. Вес градин достигал 400 г и более. Они имели острые шипы. Град падал отвесно и с такой силой, что стекла теплиц и оранжерей были словно прострелены ядрами. В почве градины выбивали углубления до 6 см.

Рассмотрим подробнее такое природное явление, как ветер. Ветер это движение воздуха над поверхностью земли. Он характеризуется скоростью или силой и направлением. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду и километрах в час. Сила ветра измеряется в баллах. В 1806 году английский адмирал Френсис Бофорт создал шкалу оценки скорости ветра для собственного пользования. В 1838 году эта шкала была принята всеми военно- морскими флотилиями мира, а в 1874 году ею начали пользоваться все синоптики.

Сильнейшие ветры – ураганы заставили наблюдателей пересмотреть представление о максимуме силы ветра, и в 1946 году в шкале прибавилось еще 5 баллов.

Ветры бывают следующие: бриз, бури, ураганы, смерчи, шквальные бури, пыльные бури, беспыльные бури, снежные бури, вихри, ураганы, циклоны и смерчи.

Вихрь -  атмосферное образование с вращательным движением воздуха вокруг вертикальной или наклонной оси. (прикрепляю на доску карточки: )

Атмосферные вихри

Тропические и внетропические

 циклоны: ураганы, тайфуны                 Шквалы                    Смерчи ( торнадо)

Слово «смерч» - русское и происходит от слова « сумрак», то есть мрачная, грозовая обстановка. Смерч представляет собой гигантскую вращающуюся воронку, внутри которой пониженное давление, и в эту воронку засасываются любые предметы, оказавшиеся на пути смерча. Смерчи недолговечны. Одни живут секунды, или минуты, и лишь у немногих период существования исчисляется 2-3 десятками минут. В Книгу рекордов Гиннесса как самый страшный и разрушительный за всю историю человечества вошел смерч в Бангладеш, 26 апреля 1989 года. Его жертвами стали 1300 человек. В России смерчи бывают чаще в летние месяцы на Урале, Черноморском побережье, в Поволжье и Сибири. В 1982 году более 40 смерчей возникли в Черном море и перенесли огромное количество воды на сушу. Несмотря на то что смерчи давно изучают. В этом явлении природы еще много загадочного.

Ураган (тайфун) – ветер разрушительной силы и значительной продолжительности, скорость которого превышает 120 км в час. «Живет»  ураган обычно 9-12 суток ,разрушает здания, вырывает с корнем деревья, сносит легкие строения, обрывает провода, по разрушительности его можно сравнить с землетрясением. Родина ураганов – океанские просторы. Самая разрушительная катастрофа произошла в 1970 году в Бангладеш. В один миг 10-метровая волна «погубила» четверть миллиона человек. Изуродованный стихией район оказался отрезан от остального мира. Началась эпидемия. От холеры в день умирало по нескольку тысяч человек. Общий итог трагедии составил более 300 тыс.человек. В нашей стране чаще всего бывают ураганы в Приморском и Хабаровском краях, на Сахалине, Камчатке, Чукотке, Курильских островах.

Синоптики относят ураганы, бури, смерчи к чрезвычайным событиям с умеренной скоростью распространения. Поэтому чаще всего удается объявить штормовое предупреждение. Оно может быть передано по каналам гражданской обороны: после звука сирен «Внимание всем!» надо слушать сообщение местного телевидения и радио.

Давайте посмотрим с вами сюжеты об этих природных явлениях. ( просмотр отрывков фильма ВВС )

Предсказание погоды. Народные приметы.

Как же человеку сохранить свое здоровье. Выбрать одежду и обувь . которые соответствуют погоде? Каким прибором вы пользуетесь? ( уличным термометром)

По каким приметам живой и неживой природы определяют погоду?

Народные приметы:

-Если дым костра поднимается столбом – к ветру. Если он стелется по земле – быть ненастью.

-Перестали птички петь в лесу – будет ненастье.

-Комары вьются кучей – к хорошей погоде. Но если они пищат и жалят – будет дождливо.

-Звезды сильно блестят  зимой – к морозу, летом – к жаре.

- облака идут низко – будет стужа.

Предсказание погоды. Метеослужба.

Подумайте, как узнают погоду на несколько дней вперед моряки дальнего плавания, летчики, машинисты поездов. Люди разных профессий, которые находятся в пути несколько дней.

(читаем текст по учебнику стр.34)

Есть люди, которые изучают погоду и предсказывают, какой она будет. Они называются метеорологи. Они собирают сведения о погодных условиях и закладывают информацию в компьютеры. Компьютеры вычисляют температуру, давление воздуха, влажность, скорость ветра для тысяч мест нашей планеты. Результаты наносят на карту. Погодные карты показывают по телевидению, печатают в газетах, передают специальные службы движения. Огромную помощь метеослужбам оказывают погодные спутники. Они вращаются на орбите на высоте от 800 до 1100 км. Вся земная поверхность изучается дважды в сутки. ( дети рассматривают фотографии спутников). Погодные спутники ведут фотосъемку днем и ночью, используя специальные камеры. Фотографии со спутников ценны тем, что по ним можно предсказать погоду на две недели вперед.

Работа по тетради.

-Ребята а кто же скажет что такое погода?(Сочетание температуры воздуха,облачности,осадков,ветра-это и есть погода)

-Открываем рабочие тетради на с 24 и выполняем 1 номер.

-Следующий номер 2.вам нужно подчеркнуть слова, которыми можно охарактеризовать погоду,но будите работать в парах.

Ученики выполняют задание,затем обмениваются тетрадями для взаимной проверки работы рабочая тетрадь №1.

-Погода может быть теплой или холодной, сухой или дождливой,ветреной или спокойнойВсе эти изменения вызываются изменением состояния воздуха, оружающего землю, его нагревание или охлаждение.Погода играет важную роль в жизни человека:она может задержать отправление поездов и самолетов, уничтожить урожай и многое другое.

.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.

-Раньше хорошую,солнечную погоду без ветра называли «ведро».Когда шел дождь,мела метель или шел снег,говорили –«непогода,ненастье.»Что под названием «погода»понимают сейчас?Какие осадки вам известны?как может быть облачность?Как называеться наука о погоде?

Думаю, вы много нового узнали на уроке, все были внимательны, старательны.

Я предлагаю вам, дорогие дети, разгадать кроссворд « Что такое погода?»Но будите работать группами.

По горизонтали:

2.Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

3. Ее узнать поможет нам термометр.

4.Нашумела,нагремела.

Все промыла и ушла.

И сады, и огороды

 Всей округи полила.

5.От количества облаков на небе зависит…

7.Снег, дождь, град – это…

8.Небо чистое, солнечно. Мы говорим…

По вертикали:

1.Наука о погоде

6. Сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра называют…

ОТВЕТЫ:

По горизонтали: ветер, температура, гроза, облачность, осадки, ясно.

По вертикали: метеорология, погода.

-Молодцы  ребята,давайте проверим.

-Светофорики.

Домашнее задание.

-Прочитать в учебнике тексты. Ответить на вопросы и сделать задание №,3 в рабочей тетради.

Автор учебника: А.А.Плешаков.( М., Просвещение)

Подпись учителя:

                Методиста:

Оценка:

За подготовку к уроку:

За проведение урока:

Самоанализ:


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24401. Управление через договор франчайзинга 69.5 KB
  Управление через договор франчайзинга. Термин франчайзинг имеет французские корни franchise привилегия льгота и означает в современном понимании систему договорных отношений между крупными и мелкими самостоятельными предприятиями при которой последние получают право на производство и реализацию от имени и под торговой маркой крупной фирмы определенного вида товаров и услуг. Франчайзинг как специфическая разновидность договора зародился в США. В 60е годы франчайзинг стал стратегией роста и развития гостиниц и мотелей.
24402. Профессиональная этика 33 KB
  Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного. Общие принципы профессиональной этики базирующиеся на общечеловеческих нормах морали предполагают: а профессиональную солидарность иногда перерождающуюся в корпоративность; б особое понимание долга и чести; в особую форму ответственности обусловленную предметом и родом деятельности. Профессиональные этики как правило касаются лишь тех видов профессиональной деятельности в которых наличествует разного рода зависимость людей от действий профессионала т.
24403. Нормативная этика 29 KB
  Все моральные учения и этические теории выдвигавшиеся в истории в конечном итоге были посвящены решению практических нравственных проблем. И каждый теоретик посвоему обосновывал моральные представления того обва и класса духовным выразителем интересов крого он выступал хотя субъективно стремился к созданию беспристрастной теории возвышающейся над различными моральными позициями. края содержит моральные оценки и предписания но не может быть научной и метаэтику края является якобы строго научной теорией очищенной от моральных...
24404. Деловое общение 42 KB
  Дейл Карнеги еще в 30е годы заметил что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять от его умения общаться с людьми в этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или как их чаще называют на Западе заповеди personal public relation весьма приближенно можно перевести как деловой этикет. Только поведение...
24405. Системы этического знания: теоретическая и нормативная этика 102 KB
  Системы этического знания: теоретическая и нормативная этика. Этика – наука изучающая феномен морали. Слово этика от греч. В целом же слова этика мораль нравственность продолжают употребляться как взаимозаменяемые.
24406. Система этического знания 30 KB
  Этика обычай нрав характер это совокупность принципов и норм поведения принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Этика зарождается в обществе как результат осознания роли и сущности моральных отношений и в развитом состоянии представляет собой науку о морали содержащую две составляющих: теоретические исследования теоретическая этика и нормативные разработки нормативная этика. Теоретическая этика исследует происхождение и сущность морали ее роль и место в обществе функции механизм действия ее...
24407. Профессиональная этика. Этика управления. Взаимоотношения руководителя и подчиненных 32.5 KB
  Профессиональная этика. Этика управления. Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. Профессиональная этика вырабатывает нормы стандарты требования характерные для определенных видов деятельности.
24408. Этика делового общения 34 KB
  Этика делового общения Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших если не важнейшим фактором определяющим шансы добиться успеха в бизнесе служебной или предпринимательской деятельности. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения Джен Ягер выделяет шесть следующих основных принципов: 1. Во втором случае оно проходит с помощью переписки или технических средств а первом при непосредственном контакте субъектов общения....